<< Пред.           стр. 370 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 подразумевается под «всей
 реальностью», понятия «мир» и «У.» могут не совпадать. Напр., атомисты говорили
 об У. как
 множестве пребывающих и разрушающихся миров, возникающих из движения материи,
 полагая это
 множество миров неисчислимым; Платон отождествлял У. с видимым миром, отрицая
 суждение
 атомистов о множественности миров (см. Соч., т. 3, ч. 1, М., 1971, с. 497—98). В
 новое время,
 начиная с Лейбница, утвердился взгляд на У. как на «множество всех возможных
 миров», из к-рых
 только один — наш мир — реален, а остальные мыслимы как логически возможные, т.
 е.
 непротиворечивым образом представляющие возможные факты или связи вещей. Именно
 с этим
 толкованием У. связано понятие об «описаниях состояния» (как возможных мирах) в
 логич.
 семантике и модальной логике. Мысль об У. как связном «единстве многого»
 порождала многочисл.
 филос. попытки систематики У.— исчерпывающего мысленного отображения этого
 единства в
 форме того или иного учения о мире как целом, построенного на основе общей
 системы принципов.
 Однако такая задача остаётся «...на все времена делом невозможным» (Энгельс Ф.,
 см. Маркс К. и
 Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 36) не только в силу бесконечности У. и
 соответственно неисчерпаемости
 познания, но и в силу неоднородности У.— его со-ставленности из миров с разными
 законами и
 разной качеств. природы (будь то мир звёздного неба, мир обществ.
 отношений или мир элементарных частиц). В совр. науч. мышлении понятие У. всё
 чаще приоб-
 ретает смысл фиксированной системы (или систем) объектов, к к-рым относятся
 утверждения
 (высказывания) к.-л. теории. Именно поэтому говорят об универсуме рассуждения —
 логич. абстрак-
 ции, выражающей мир мыслимых объектов, единство многого, поскольку типы
 изучаемых в к.-л.
 теории объектов могут быть различны в зависимости от допускаемых средств и задач
 исследования.
 Эта логич. абстракция только отчасти обобщает филос. идею У. К элементам У.
 рассуждения прежде
 всего относят индивиды, т. е. элементарные объекты изучаемой области, а, кроме
 того, если
 требуется, все их виды и роды (множества индивидов). Напр., натуральные числа,
 их отношения и
 числовые функции (абстракции разных порядков) могут составлять единый У.
 рассуждения. Такое
 широкое понимание У. вместе с утверждением, что всякое множество является
 элементом нек-рого
 У., приводит к утверждению о бесконечности множеств объектов. Др. аспект анализа
 идей,
 связанных с У., — различение стандартного и нестандартного, конструктивного и
 неконструктивного
 У., а также онтологич. и гносеологич. У. рассуждения (отнесение последнего
 непосредственно к
 теории, а первого — к возможным моделям этой теории).
 • Бирюков Б. В., Крушение метафизической концепции универсальности предметной
 области в логике, М., 1963; Кон П.,
 Универс. алгебра, пер. с англ., М., 1968; Новосёлов M. M., Категория тождества и
 ее модели, в кн.: Кибернетика и
 диалектика, М., 1978.
 УОРД (Ward) Джеймс (27.1.1843, Халл, графство Йоркшир, — 4.3.1925, Кембридж),
 англ. психолог и
 философ-идеалист. Выступив с резкой критикой материализма, натурализма и
 атомизма как
 механистич. учений о мире, У. противопоставил этому теизм, «спи-ритуалистич.
 монизм». Реальный
 мир, по У.,—совокупность взаимодействующих «духов», монад. По характеристике В.
 И. Ленина, У.
 «...ловит слабые места "стихийного" естественноисторичеекого материализма...»
 (ПСС, т. 18, с. 297),
 пытаясь использовать это для доказательства филос. несостоятельности
 материализма вообще. В
 психологии У. выступил против эволюционизма, психофизич. параллелизма и
 ассоцианизма.
 Вслед за Джемсом он ввёл представление об активном, избирательно воспринимающем
 психологич.
 субъекте, подчёркивая значение воли и внимания как гл. видов психич.
 деятельности.
 • Naturalism and agnosticism, v. 1—2, L., 1899- The realm of ends or Pluralism
 and theism, N. Y.— Camb 1911;
 Psychological principles, Camb., 1918.
 • БОГОМОЛОВ А.С., Идея развития в бурж. философии 19 и 20 вв., [M.],
 1962, гл. 3, § 2; Ярошевский М Г
 История психологии, М., 19762; Murray A. H., The philosophy of J. Ward,
 Camb., 1937.
 УОРД (Ward) Лестер Франк (18.6.1841, Джолиет, шт. Иллинойс, — 18.4.1913,
 Вашингтон), амер.
 социолог, один из основоположников психологизма в социологии; геолог,
 палеонтолог, один из
 основателей палеоботаники. Первый президент Амер. социологич. ассоциации (1906-
 08).
 Социологич. концепция У. сложилась под влиянием Конта и Спенсера. Но в
 противоположность
 биологизму Спенсера У. считал, что социальная эволюция имеет активный характер,
 направляется
 психологич. силами и гл. обр. волей. Первонач. социальной силой является
 желание, выражающее
 природные импульсы. Осн. желаний два — удовлетворение голода и стремление к
 продолжению
 рода. Они определяют поведение человека, толкают его к переделке естеств.
 окружения. Гл.
 движущей силой историч. развития У. считал интеллект, уникальное обладание к-рым
 позволяет
 человеку и че-ловеч. коллективам заменить действие слепых эволюц. сил,
 господствующих в
 животном мире, осознанным, «теллическим» прогрессом. Классы, гос-во и системы
 права возникают,
 по У., из борьбы рас. Расы-победители и расы-побеждённые не могут
 ассимилироваться благодаря
 вражде, ненависти и презрению, что приводит к кастовому строю. В образовании и
 развитии каст —
 причина возникновения классов, являющихся модернизованными кастами.
 Общественно-политич. взгляды У. двойственны. С одной стороны, он выступал
 защитником
 равенства рас, классов и полов, высказывал симпатии пролетариату, резко выступал
 против религии,
 утверждая, что она всего лишь проявление «группового чувства сохранения перед
 новым и
 своеобразным» и её функции сводятся к препятствию науке и прогрессу. С другой
 стороны, У.
 враждебно относился к марксизму и выдвинул идею социократии — «науч. контроля
 социальных сил
 посредством коллективного разума общества», представляющей собой попытку
 преобразовать
 капиталистич. общество в общество всеобщего благоденствия с помощью всеобщего и
 обязат.
 образования.
 • Glimpses of the cosmos, v. l—6, ?. ?., 1913—18; Textbook of sociology, N. Y.,
 1920 (совм. с J. Q. Dealey); The
 Ward-Hoss correspondence, [s. 1.1, 1946; L. F. Ward. Selections from his work,
 N. ?., 1963; Dynamic sociology, ?. 1—
 2, ?. ?., 1968; Pure sociology, ?. ?., 1970!; Applied sociology, ?. ?., 1974; в
 рус. пер.— Психич. факторы
 цивилизации, М., 1897; Очерки социологии, М., 1901.
 • Совр. социологич. теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М.,
 1961 (см. указатель); К о н И. С.,
 Позитивизм в социологии, М.., 1964.
 УОРНЕР (Worner) Уильям Ллойд (26.10.1898, Ред-лендс, шт. Калифорния,— 23.5.1970,
 Ист-
 Лансинг, шт. Мичиган), амер. антрополог и социолог. Социологич. концепция У.
 сложилась под
 влиянием Малиновского, Радклифф-Брауна и Дюркгейма. Работы У. по изучению
 классовой
 структуры США основаны на описании и анализе субъективных мнений и убеждений
 опрашиваемых
 лиц относительно своего классового положения. Согласно У., под классом
 подразумеваются два или
 более слоя людей, к-рые считаются занимающими социально высшую и социально
 низшую позицию.
 В качестве определяющих критериев классовой позиции (статуса) У. выдвигал набор
 признаков, не
 выделяя среди них главных, хотя экономич. факторам он отдавал предпочтение перед
 другими. У.
 считал, что если известны образование человека, занятие, состоя-
 УОРНЕР 703
 ние, доход, семья, друзья, клубы и общества, а также его привычки, речь и вообще
 поведение, то
 нетрудно дать достаточно точную оценку его статуса. У. и его сотрудники
 разработали эмпирич.
 методики и приёмы оценки социального статуса (индексы) и распределения населения
 по этим
 статусам. На основе эмпирич. исследований классовой структуры небольших амер.
 городов У.
 утверждал, что в США существуют шесть классов — высший-высший (1,44%), низший-
 высший
 (1,56%), высший-средний (10,22%), низший-средний (28,12%), высший-низший (32,6%)
 и низший-
 низший (25,22%). Существование различных классов, по У., определяется
 необходимостью нек-рой
 упорядоченности во взаимодействии отд. лиц и групп. С ростом разделения труда,
 по У., возрастает
 социальная дифференциация. Социальное неравенство истолковывается как
 функционально
 необходимое для сохранения общества, части к-рого У. рассматривает как
 объединённые и
 взаимозависимые в системе, находящейся в равновесии. Общая теоретич. схема
 учения У. о классах
 несостоятельна, многие его идеи вызвали резкую критику со стороны немарксистских
 социологов,
 напр. Р. Миллса и др. Вместе с тем ряд его идей и методов способствовали росту
 змпирич.
 исследований классовой структуры.
 У. изучал также проблемы взаимоотношений между различными этнич. группами,
 особенно в
 Австралии и США, социальную структуру пром. предприятий США, роль и влияние
 средств
 массовой коммуникации, факторы воспитания и образования, механизмы формирования
 религ.
 убеждений и верований.
 • Jankee city series, v. 1—5, New Haven — L., 1941—59 (соавтор); Social class in
 America, N. Y., 1960 (соавтор); The cor-
 poration in the emergent American society, N. ?., 1962; American life: dream and
 reality, Chi.— L., 19653.
 • Совр. социологич. теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М.,
 1961.
 УОТСОН (Watson) Джон Бродес (9.1. 1878, Гринвилл, шт. Юж. Каролина,— 25.9.1958,
 Нью-Йорк),
 амер. психолог, основоположник бихевиоризма. Концепция У., созданная на основе
 исследований
 животных, явилась реакцией на методы интроспективной психологии (см.
 Самонаблюдение). У.
 попытался построить психологию как одну из естеств. наук, пользующихся
 объективными
 экспериментальными методами. Всю психич. деятельность У. трактовал как
 поведение, понимаемое
 в виде совокупности связей «стимул — реакция»; организм, по У.,—
 «самоорганизующаяся
 машина», осн. задача психологии — изучение процессов научения. Даже мышление У.
 стремился
 представить как скрытую моторную активность, выступающую заместителем действия.
 Идеи и
 методы У. оказали большое влияние на развитие психологии, прежде всего в США.
 Меха-нистич.
 ограниченность концепции У. была подвергнута критике в процессе дальнейшего
 развития психоло-
 гии.
 • Behavior: an introduction to comparative psychology, ?. ?., 1914; в рус. пер.—
 Психология как наука о поведении, М.—
 Л., 1926.
 • Экспериментальная психологич. ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с
 французского, в. 1—2, М., 1966; Ярощевский
 М. Г., История психологии, ?., 19762.
 УПАНИШАДЫ (санскр. упанишад, букв. — сидение около, т. е. вокруг учителя с целью
 познания
 истины, отсюда позже — сокровенное знание, тайное учение), др.-инд. произведения
 религ.-филос.
 характера, примыкающие к Ведам как объяснение их тайного внутр. смысла; гл.
 источник религ.-
 филос. системы веданты. Корпус У. составляют 108 текстов, древнейшие из них
 восходят, видимо, к
 6—3 вв. до н. э., а позднейшие к 14—15 вв. н. э. Наиболее ранний слой У.
 образуют
 «Брихадараньяка», «Чхандогья», «Таиттирия», «Айта-рея», «Каушитаки» и «Кена».
 Неск. позже
 были составлены «Катха», «Иша», «Шветашватара», «Мундака», «Маханаряна», к-рым
 придана
 метрич. форма. След.
 704 УОТСОН
 группу образуют более поздние У.: «Прашна», «Майт-ри», «Мандукья».
 Развивая темы и понятия Вед (космология, тема и-ка, идея единства всего сущего,
 концепция
 пуруши, отчасти атмана и брахмана и т. п.), У. вводят их в рамки более
 последоват. монистич.
 системы и — в отличие от Вед — переносят центр тяжести с внешней на внутр.
 сторону явлений.
 Место ритуала и обрядности занимает в У. внутр. ритуал, связанный с «путём
 знания» (в
 противоположность «пути действия»), повышенным интересом к человеку, к нравств.
 аспекту жизни,
 к проблеме освобождения от мира объектов и страстей, достигаемого растворением
 индивидуальной
 души в мировой, познанием тождества с высшей реальностью — брахманом. Именно в
 эпоху У.
 формируются первые филос. проблемы; У. изобилуют вопросами типа: «Откуда мы
 произошли, где
 мы живем и куда мы движемся... по чьему повелению существуем мы здесь то в
 страданиях, то в
 удовольствиях? Будет ли этому причиной время, или природа, или необходимость,
 или случайность,
 или элементы, или тот, кто называется пу-руша, человек, представляющий собой
 верховный дух?»
 («Шветашватара-У.»). В центре У.— учение о природе мировой души, о единстве
 брахмана и атмана,
 о выборе пути к освобождению (мокша); всё конечное, согласно У., имеет ценность
 лишь как
 отражение вечного. В У. уже намечается акцент на самопознании как высшей форме
 познания, ибо
 познание атмана («Я») есть путь к познанию брахмана.
 У. оказали исключит. влияние на развитие инд. мысли, явившись — помимо веданты —
 источником
 идей для самых разных религ. и филос. направлений. Велико влияние У. на учение
 «Бхагаватгиты»;
 мн. черты объединяют с У. санкхью, йогу, отчасти мимансу. Буддизм разделяет с У.
 учение о карме,
 о соотношении бытия и небытия. Идеи У. были впервые систематизированы Бадараяной
 в «Брахма-
 сутре»; особое развитие они получили в веданте, прежде всего у Шанкары и
 Рамануджи. Влияние У.
 сказалось во взглядах Раммохан Рая, Ганди и др. Идеи У. оставили значит. след и
 в европ.
 философии, начиная с Шопенгауэра.
 • Les Upanishad, ed. par L. Renou, t. 1—17, P., 1943—59; Upanishads, ed. by S.
 Radhakrishnan, L., 1953; Upanishads, ed. by S.
 Nikhilananda, v. 1—4, N. ?., 1949—59; в рус. пер.— Брихадараньяка-У., пер. и
 коммент. А. Я. Сыркина, М., 1964;
 Чхандогья-У., пер. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1965; У., пер. и коммент. А. Я.
 Сыркина, М., 1967.
 • Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, M., 1956; Сыркин А. Я.,
 Нек-рые проблемы изучения У., М., 1971;
 Deussen P., Die Philosophie der Upanishad's, Lpz., 1919s; Olden berg H., Die
 Lehre der Upanishaden und die Anfange des
 Buddhismus, Gott., 19232; Keith А. В., The religion and philosophy of the Veda
 and Upanishads, v. 2, Camb. (Mass.), 1925;
 Heiler F., Die Mystik in den Upanishaden, Munch.— Neubiberg, 1925; R a n a d e
 R. D., A constructive survey of Upanishadic
 philosophy..., Poona, 1926; Chakravarti S. Ch., The philosophy of the
 Upanishads. Calc., 1935; Ruben W., Die Philosophen der
 Upanishaden, Bern, 1947; Gajendragadkar K. V., Neo-Upanishadic philosophy,

<< Пред.           стр. 370 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу