<< Пред.           стр. 375 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 оценке теоретич.
 рассуждений, В. И. Ленин писал: «Факты, если взять их в их ц е л о м, в их с в я
 з и, не только
 „упрямая", но и безусловно доказательная вещь» (ПСС, т. 30, с. 350).
 В понимании природы Ф. в совр. философии науки выделяются две осн. тенденции:
 фактуализм и
 теоре-тизм. Если первый подчёркивает независимость и автономность Ф. по
 отношению к различным
 теориям, то второй, напротив, утверждает, что Ф. полностью зависят от теории и
 при смене теорий
 происходит изменение всего фактуального базиса науки.
 712 ФАЙХИНГЕР
 С т. зр. диалсктич. материализма неверно как абс. противопоставление Ф. теории,
 так и полное
 растворение Ф. в теории. Ф. является результатом активного взаимодействия
 субъекта и объекта.
 Зависимость Ф. от теории выражается в том, что теория формирует концептуальную
 основу Ф.:
 выделяет изучаемый аспект действительности, задаёт язык, на к-ром описываются
 Ф., детерминирует
 средства и методы экспериментального исследования. С др.стороны, полученные в
 результате
 эксперимента Ф. определяются свойствами материальной действительности и в силу
 этого либо
 подтверждают теорию, либо вступают с ней в противоречие. Т. о., научный Ф.,
 обладая теоретич.
 нагрузкой, относительно независим от теории, поскольку в своей основе он
 детерминируется
 материальной действительностью. См. также Эмпирическое и теоретическое.
 • Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. иЭн-г е л ь с Ф., Соч., т. 20; Мерзок
 Л. С., Проблемы науч. Ф., Л., 1972;
 Зотов А. Ф., Структура научного мышления, М., 1973, гл. 4; Штофф ?. ?., Проблемы
 методологии науч. познания, М.,
 1978, гл. 7; Вайнштейн О. Л., Очерки развития бурж. философии и методологии
 истории в XIX—XX вв., Л., 1979, гл. 10.
 ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ, термин, традиционно используемый для обозначения социологич.
 концепций, пытающихся объяснить обществ. развитие воздействием ряда
 «равноправных» факторов:
 экономики, религии, морали, техники, культуры и т. п.
 В истории социальной мысли известно неск. попыток объяснения механизма развития
 общества к.-л.
 одной причиной. К их числу относится географич., демогра-фич., психологич., в
 кон. 19 в.—
 технологич. и др. виды детерминизма. Однако всякий раз такой подход приводил к
 ситуации (к-рую
 Г. В. Плеханов назвал заколдованным кругом взаимодействия), вызываемой тем, что
 явление,
 используемое в качестве фактора, прежде, чем стать причиной,— было следствием
 (см. «К вопросу о
 развитии монистич. взгляда на историю», гл. 2). Попыткой преодолеть это
 противоречие было
 выделение неск. «равноправных» факторов. Однако в результате Ф. т. свелась лишь
 к описанию этих
 факторов и постулированию их нек-рого взаимодействия. При этом преувеличение
 роли
 субъективных факторов в истории нередко приводит сторонников такого подхода к
 субъективному
 идеализму.
 В кон. 19 — нач. 20 вв. ряд бурж. социологов (М. Ве-бер, ?. ?. Ковалевский и
 др.), отрицая историч.
 монизм вообще, неправомерно изображали марксизм как экономич. детерминизм, т. е.
 одну из
 прочих однофак-торных теорий. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин отвергали эти и
 любые другие
 попытки вульгаризации марксизма (см. Экономический материализм, Вульгарный
 социологизм),
 подчёркивая, что марксизм рассматривает общество как развивающуюся систему и это
 позволяет
 «...изобразить весь процесс в целом (а потому также и взаимодействие между его
 различными
 сторонами)» (M a p к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 37), в к-ром определяющую
 роль играет способ
 производства.
 Хотя употребление термина «Ф. т.» вошло в традицию, он является неверным, ибо
 «претендует» на
 наличие разработанной теории. Однако такая теория (к-рая должна была бы
 содержать типологию
 факторов, принципы их выделения и др.) на практике отсутствует.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеологич. Соч., т. 3; Энгельс Ф., Письма 90-х
 гг., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
 Избр. письма, М., 1953; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964;
 Социологич. мысль в России, Л., 1978.
 ФАЛЕС, Талес (?????) из Милета (ок. 625— ок. 547 до н. э., согласно
 малодостоверным расчётам
 Аполлодора), др.-греч. мыслитель, по преданию (уже у Платона) — один из семи
 мудрецов; по
 Аристотелю — основоположник наиболее ранней греч. философии (принимающей «начала
 лишь в
 виде материи») и, следовательно, всей антич. и развившейся из неё европ.
 философии и науки.
 Согласно традиции, был также основателем греч. астрономии и геометрии. Соч. не
 оставил,
 сохранилось много приписываемых ему изречений (гном), в т. ч. знаменитое «Познай
 самого себя».
 От учения Ф., к-рое Аристотель передаёт из третьих рук, до нас дошли след.
 положения: вода —
 основное, или исходное, вещество («начало», говорит Аристотель) всего; земля
 плавает на воде;
 магнесийский камень (магнит) имеет душу, ибо движет железом; всё полно богов.
 Интерпретация
 этих положений затруднительна. Вероятно, из того, что всё одушевлённое, живое
 рождается, живёт и
 размножается через воду (влагу, семя, кровь), Ф. заключил, что вода — источник
 жизни; а поскольку
 всё, что ни есть, включая камни, по-своему одушевлено («полно богов»), ибо,
 подобно живым су-
 ществам, рождается, изменяется, губит и гибнет, то вода — основа не только живых
 существ. но и
 всего, в т. ч. и земли. Ф. сделал решит. шаг к демифологиза-ции мира, заменив
 антропоморфных
 управителей неба, моря и земли неким единым, изнутри присущим миру источником
 его жизни.
 * Источники: DK I, 67—81; MaddalenaA., lonici, testimonialize e frammenti,
 Firenze, 196.'i, p. l—75. • Лебедев А. В., Об
 изначальной формулировке традиц. тезиса ?. ??? ????? ???? ?????, в сб.:
 Balcanica. Лингвистич. исследования, M., 1979,
 с. 167—76; Z el ler E., M o n-d o l f o R., La filosofia dei Greci nel suo
 sviluppo storico, v. 2, pt 2, Firenze, 1950, p. 1—6, 99—
 100; Classen C. J., Thaies, в кн.: RE, Suppl., Bd 10, 1965, S. 930—47.
 ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (от позднелат. falsifico — подделываю, от лат. falsus — ложный и
 facio —
 делаю), науч. процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в
 результате
 экспериментальной или теоретич. проверки. Понятие Ф. следует отличать от
 принципа
 фальсифицируемости, к-рый был предложен Поппером в качестве критерия демаркации
 науки от
 «метафизики» (как альтернатива принципу верифицируемости, выдвинутому логич.
 эмпиризмом; см.
 Верификация).
 Изолированные эмпирич. гипотезы могут быть подвергнуты непосредств. Ф. и
 отклонены на
 основании соответств. экспериментальных данных либо из-за несовместимости с
 фундаментальными
 науч. теориями. Однако системы гипотез, объединённые в науч. теории, лишь в
 редких случаях могут
 быть подвергнуты окончат. Ф. Системно-иерархич. характер организации совр. науч.
 знания
 осложняет и затрудняет проверку развитых и абстрактных теорий. Проверка подобных
 теоретич.
 систем предполагает введение дополнит. моделей и гипотез, а также разработку
 теоретич. моделей
 экспериментальных установок и т. п. Возникающие в процессе проверки проблемы,
 обусловленные
 несовпадением теоретич. предсказаний с результатами экспериментов, в принципе
 могут быть
 разрешены путём соответств. корректировок нек-рых фрагментов испытываемой
 теоретич. системы.
 Для Ф. теории необходима чаще всего альтернативная теория: лишь она (а не сами
 по себе ре-
 зультаты экспериментов) в состоянии фальсифицировать (опровергнуть) испытываемую
 теорию. Т.
 о., только в том случае, когда имеется теория, действительно обеспечивающая
 дальнейший шаг в
 познании мира, методологически оправдан отказ от предшествующей науч. теории.
 См. также
 Теория, Гипотеза. * Мамчур ?. ?., Проблема выбора теории, М., 1975; Чудинов Э.
 М., Природа науч.
 истины, М., 1977; Руза-вин Г. И., Науч. теория. Логико-методологич. анализ, М.,
 1978; Меркулов И.
 П., Гипотетико-дедуктивная модель и развитие науч. знания, М., 1980.
 ФАНТАЗИЯ, см. в ст. Воображение.
 ФАРАБИ, алъ-Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан (870, Фараб на Сырдарье,— 950,
 Дамаск),
 философ и учёный-энциклопедист Востока, крупнейший представитель вост.
 перипатетизма,
 комментатор Арис-
 тотеля (отсюда почётное прозвище Ф.— «Второй учитель») и Платона. Филос. и
 естеств.-науч.
 образование получил в Алеппо и Багдаде. В основе философии Ф.— соединение
 аристотелизма с
 неоплатонич. учением об эманации: божество («необходимо-сущее само по себе»)
 производит в
 вечности мир («необходимо-сущее благодаря другому») через последоват. ряд
 истечений (эманации),
 начинающийся космич. «умами» (см. Нус), каждый из к-рых соответствует определ.
 небесной сфере;
 цепь этих «умов» замыкается «активным умом», к-рый управляет процессами,
 происходящими в под-
 лунном мире — мире возникновения и уничтожения; соединение с «активным умом» —
 предельная
 цель человеч. знания.
 В социально-этич. трактатах Ф. развивает учение о «добродетельном городе»,
 руководимом
 правителем-философом, к-рый выступает одновременно как имам, предводитель религ.
 общины, и
 передаёт широкой публике в образно-символич. форме получаемые им от «активного
 ума» истины.
 Идеальному социально-по-литич. устройству Ф. противопоставляет «невежественные
 города»,
 воплощающие отрицат. нравств. качества. «Большой трактат о музыке» Ф.— важнейший
 источник
 сведений о музыке Востока и др.-греч. муз. системе. Ф. оказал влияние на Ибн
 Сину, Ибн Баджу, Ибн
 Ту-файля, Ибн Рушда, а также на философию и науку ср.-век. Зап. Европы.
 • в рус. пер.: Филос. трактаты, А.-А., 1970; Математические трактаты, А.-А.,
 1972; Социально-этич. трактаты, А.-А.,
 1973; Логич. трактаты, А.-А., 1975; О разуме и науке, А.-А., 1975
 • Гафуров Б. Г., Касымжанов А. X., Ал-Ф. в истории культуры, М., 1975;
 Хайруллаев ?. ?., ?., эпоха и учение, Таш.,
 1975 (лит.); его же, Абу Наср ал-Ф., М., 1982; Madkour I., La place d'al-Farabi
 dans 1'ecole philosophique musulmane, P.,
 1934.
 ФАРБЕР (Farber) Марвин (р. 14.12.1901, Буффало), амер. философ. Ученик Гуссерля.
 Один из
 основателей и президент Междунар. феноменологич. об-ва (с 1940), редактор журн.
 «Philosophy and
 Pheaomenological Research». В труде «Основания феноменологии» («The foundation
 of
 phenomenology», 1943) Ф. проанализировал эволюцию воззрений Гуссерля, вскрыл
 внутр. противо-
 речия феноменологич. учения, показал несостоятельность его идеалистич.
 основоположений и
 выводов. В дальнейшем переходит на позиции «натуралистич.» (или
 «материалистич.»)
 феноменологии, отстаивает ма-териалистич. положения, сближается с диалектич.
 материализмом. Ф.
 подверг острой критике феноменоло-гов — приверженцев трансцендентального
 идеализма и
 экзистенциалистские истолкования учения Гуссерля. Отвергая эйдетическую редукцию
 как осн.
 метод философствования, Ф. допускает феноменологич. редукцию лишь как вспомогат.
 средство
 абстрагирования в пределах диалектич. методологии. Ф. высоко оценивает осн.
 положения историч.
 материализма.
 • Naturalism and subjectivism, Springfield, 1959; The aims of phenomenology, N.
 Y., 1966; Phenomenology and existence, N.
 Y., 1967; Basic issues of philosophy, N. Y., 1968; в рус. пер.— Субъективизм и
 проблема объективного мира, «ФН», 1974,
 № 6.
 • Быховский Б. Э., На верном пути. [Рец.], «ВФ», 1961, № 12; его же, Рец. на
 кн.: Фарбер М., Феноменология и
 существование, «Новые книги за рубежом», 1968, № 3; его же, Рец. на кн.: Фарбер
 М., Осн. проблемы философии, там
 же, 1969, № 2; его же, Рец. на кн.: Фа р-бер М., Цели феноменологии, «ВФ», 1969,
 № 2.
 ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis — роковой, fatum — рок, судьба), мировоззрение,
 рассматривающее
 каждое событие и каждый человеч. поступок как неотвратимую реализацию
 изначального
 предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить три
 осн. типа Ф.
 Мифологич., а позднее бытовой, обывательский Ф. понимает предопределение как
 иррациональную,
 тёмную судьбу, теологич. Ф.— как волю всемогущего божества; рационалистич. Ф.
 (сливающийся с
 механистич. детерминизмом) — как неумолимое сцепление причин и следствий внутри
 замкнутой
 ФАТАЛИЗМ 713
 каузальной системы. Первый тип Ф. повсеместно распространён на заре культуры;
 позднее он
 выражается в «оккультных» доктринах типа астрологии, оживляется в упадочные или
 переходные
 эпохи (поздняя античность, позднее Возрождение и т. д.— вплоть до астрологич.
 увлечений в бурж.
 обществе 20 в.), подвергается переосмыслению в иррационалистич. философии жизни
 (Шпонглер) и
 у её эпигонов (Э. Юнгер, Г. Бенн, теоретики фашизма). Теологич. Ф., согласно к-
 рому бог ещё до
 рождения предопределил одних людей «к спасению», а других — «к погибели»,
 получил особенно
 пос-ледоват. выражение в исламе (доктрина джабаритов, 8—9 вв.), в нек-рых христ.
 ересях
 средневековья (у Готшалка, 9 в.), в кальвинизме и янсенизме; ортодоксальная
 теология православия и
 католицизма, утверждающая свободу воли, ему враждебна. Соединение тео-логич. Ф.
 с
 рационалистическим наблюдается у Пли-фона. Рационалистич. Ф. в чистом виде
 характерен для
 Демокрита, Гоббса, Спинозы и представителей механи-стич. детерминизма (напр.,
 учение Лапласа о
 неогранич. возможности умозаключать обо всех событиях будущего из полного знания
 о действии
 сил природы в наст. момент). Поздний и философски бессодержат. вариант
 рационалистич. Ф.—
 представление о роковом предопределении человека к преступному поведению его
 наследств.
 биологич. конституцией (Ломброзо), модное на рубеже 19 и 20 вв. Отвергая любые
 формы Ф., марк-
 сизм противопоставляет им учение о диалектике необходимости и случайности, о
 свободе и
 необходимости в обществ.-историч. процессе.
 ФАТУМ, см. Судьба.
 ФАЦЗЯ, см. Легизм.
 ФАШИЗМ (итал. fascismo, от fascio — пучок, связка, объединение), политич.
 течение, возникшее в
 период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и
 агрессивных
 сил империали-стич. буржуазии. Ф. у власти — террористич. диктатура самых реакц.
 сил
 монополистич. капитала, осуществляемая с целью сохранения капиталистич. строя.
 Важнейшие
 отличит. черты Ф.— применение крайних форм насилия для подавления рабочего
 класса и всех
 трудящихся, воинствующий антикоммунизм, шовинизм, расизм, широкое использование
 гос.-
 монополистич. методов регулирования экономики, макс. контроль над всеми
 проявлениями обществ.
 и личной жизни людей, способность путём националистич. и социальной демагогии

<< Пред.           стр. 375 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу