<< Пред. стр. 375 (из 449) След. >>
оценке теоретич.рассуждений, В. И. Ленин писал: «Факты, если взять их в их ц е л о м, в их с в я
з и, не только
„упрямая", но и безусловно доказательная вещь» (ПСС, т. 30, с. 350).
В понимании природы Ф. в совр. философии науки выделяются две осн. тенденции:
фактуализм и
теоре-тизм. Если первый подчёркивает независимость и автономность Ф. по
отношению к различным
теориям, то второй, напротив, утверждает, что Ф. полностью зависят от теории и
при смене теорий
происходит изменение всего фактуального базиса науки.
712 ФАЙХИНГЕР
С т. зр. диалсктич. материализма неверно как абс. противопоставление Ф. теории,
так и полное
растворение Ф. в теории. Ф. является результатом активного взаимодействия
субъекта и объекта.
Зависимость Ф. от теории выражается в том, что теория формирует концептуальную
основу Ф.:
выделяет изучаемый аспект действительности, задаёт язык, на к-ром описываются
Ф., детерминирует
средства и методы экспериментального исследования. С др.стороны, полученные в
результате
эксперимента Ф. определяются свойствами материальной действительности и в силу
этого либо
подтверждают теорию, либо вступают с ней в противоречие. Т. о., научный Ф.,
обладая теоретич.
нагрузкой, относительно независим от теории, поскольку в своей основе он
детерминируется
материальной действительностью. См. также Эмпирическое и теоретическое.
• Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. иЭн-г е л ь с Ф., Соч., т. 20; Мерзок
Л. С., Проблемы науч. Ф., Л., 1972;
Зотов А. Ф., Структура научного мышления, М., 1973, гл. 4; Штофф ?. ?., Проблемы
методологии науч. познания, М.,
1978, гл. 7; Вайнштейн О. Л., Очерки развития бурж. философии и методологии
истории в XIX—XX вв., Л., 1979, гл. 10.
ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ, термин, традиционно используемый для обозначения социологич.
концепций, пытающихся объяснить обществ. развитие воздействием ряда
«равноправных» факторов:
экономики, религии, морали, техники, культуры и т. п.
В истории социальной мысли известно неск. попыток объяснения механизма развития
общества к.-л.
одной причиной. К их числу относится географич., демогра-фич., психологич., в
кон. 19 в.—
технологич. и др. виды детерминизма. Однако всякий раз такой подход приводил к
ситуации (к-рую
Г. В. Плеханов назвал заколдованным кругом взаимодействия), вызываемой тем, что
явление,
используемое в качестве фактора, прежде, чем стать причиной,— было следствием
(см. «К вопросу о
развитии монистич. взгляда на историю», гл. 2). Попыткой преодолеть это
противоречие было
выделение неск. «равноправных» факторов. Однако в результате Ф. т. свелась лишь
к описанию этих
факторов и постулированию их нек-рого взаимодействия. При этом преувеличение
роли
субъективных факторов в истории нередко приводит сторонников такого подхода к
субъективному
идеализму.
В кон. 19 — нач. 20 вв. ряд бурж. социологов (М. Ве-бер, ?. ?. Ковалевский и
др.), отрицая историч.
монизм вообще, неправомерно изображали марксизм как экономич. детерминизм, т. е.
одну из
прочих однофак-торных теорий. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин отвергали эти и
любые другие
попытки вульгаризации марксизма (см. Экономический материализм, Вульгарный
социологизм),
подчёркивая, что марксизм рассматривает общество как развивающуюся систему и это
позволяет
«...изобразить весь процесс в целом (а потому также и взаимодействие между его
различными
сторонами)» (M a p к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 37), в к-ром определяющую
роль играет способ
производства.
Хотя употребление термина «Ф. т.» вошло в традицию, он является неверным, ибо
«претендует» на
наличие разработанной теории. Однако такая теория (к-рая должна была бы
содержать типологию
факторов, принципы их выделения и др.) на практике отсутствует.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеологич. Соч., т. 3; Энгельс Ф., Письма 90-х
гг., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
Избр. письма, М., 1953; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964;
Социологич. мысль в России, Л., 1978.
ФАЛЕС, Талес (?????) из Милета (ок. 625— ок. 547 до н. э., согласно
малодостоверным расчётам
Аполлодора), др.-греч. мыслитель, по преданию (уже у Платона) — один из семи
мудрецов; по
Аристотелю — основоположник наиболее ранней греч. философии (принимающей «начала
лишь в
виде материи») и, следовательно, всей антич. и развившейся из неё европ.
философии и науки.
Согласно традиции, был также основателем греч. астрономии и геометрии. Соч. не
оставил,
сохранилось много приписываемых ему изречений (гном), в т. ч. знаменитое «Познай
самого себя».
От учения Ф., к-рое Аристотель передаёт из третьих рук, до нас дошли след.
положения: вода —
основное, или исходное, вещество («начало», говорит Аристотель) всего; земля
плавает на воде;
магнесийский камень (магнит) имеет душу, ибо движет железом; всё полно богов.
Интерпретация
этих положений затруднительна. Вероятно, из того, что всё одушевлённое, живое
рождается, живёт и
размножается через воду (влагу, семя, кровь), Ф. заключил, что вода — источник
жизни; а поскольку
всё, что ни есть, включая камни, по-своему одушевлено («полно богов»), ибо,
подобно живым су-
ществам, рождается, изменяется, губит и гибнет, то вода — основа не только живых
существ. но и
всего, в т. ч. и земли. Ф. сделал решит. шаг к демифологиза-ции мира, заменив
антропоморфных
управителей неба, моря и земли неким единым, изнутри присущим миру источником
его жизни.
* Источники: DK I, 67—81; MaddalenaA., lonici, testimonialize e frammenti,
Firenze, 196.'i, p. l—75. • Лебедев А. В., Об
изначальной формулировке традиц. тезиса ?. ??? ????? ???? ?????, в сб.:
Balcanica. Лингвистич. исследования, M., 1979,
с. 167—76; Z el ler E., M o n-d o l f o R., La filosofia dei Greci nel suo
sviluppo storico, v. 2, pt 2, Firenze, 1950, p. 1—6, 99—
100; Classen C. J., Thaies, в кн.: RE, Suppl., Bd 10, 1965, S. 930—47.
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (от позднелат. falsifico — подделываю, от лат. falsus — ложный и
facio —
делаю), науч. процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в
результате
экспериментальной или теоретич. проверки. Понятие Ф. следует отличать от
принципа
фальсифицируемости, к-рый был предложен Поппером в качестве критерия демаркации
науки от
«метафизики» (как альтернатива принципу верифицируемости, выдвинутому логич.
эмпиризмом; см.
Верификация).
Изолированные эмпирич. гипотезы могут быть подвергнуты непосредств. Ф. и
отклонены на
основании соответств. экспериментальных данных либо из-за несовместимости с
фундаментальными
науч. теориями. Однако системы гипотез, объединённые в науч. теории, лишь в
редких случаях могут
быть подвергнуты окончат. Ф. Системно-иерархич. характер организации совр. науч.
знания
осложняет и затрудняет проверку развитых и абстрактных теорий. Проверка подобных
теоретич.
систем предполагает введение дополнит. моделей и гипотез, а также разработку
теоретич. моделей
экспериментальных установок и т. п. Возникающие в процессе проверки проблемы,
обусловленные
несовпадением теоретич. предсказаний с результатами экспериментов, в принципе
могут быть
разрешены путём соответств. корректировок нек-рых фрагментов испытываемой
теоретич. системы.
Для Ф. теории необходима чаще всего альтернативная теория: лишь она (а не сами
по себе ре-
зультаты экспериментов) в состоянии фальсифицировать (опровергнуть) испытываемую
теорию. Т.
о., только в том случае, когда имеется теория, действительно обеспечивающая
дальнейший шаг в
познании мира, методологически оправдан отказ от предшествующей науч. теории.
См. также
Теория, Гипотеза. * Мамчур ?. ?., Проблема выбора теории, М., 1975; Чудинов Э.
М., Природа науч.
истины, М., 1977; Руза-вин Г. И., Науч. теория. Логико-методологич. анализ, М.,
1978; Меркулов И.
П., Гипотетико-дедуктивная модель и развитие науч. знания, М., 1980.
ФАНТАЗИЯ, см. в ст. Воображение.
ФАРАБИ, алъ-Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан (870, Фараб на Сырдарье,— 950,
Дамаск),
философ и учёный-энциклопедист Востока, крупнейший представитель вост.
перипатетизма,
комментатор Арис-
тотеля (отсюда почётное прозвище Ф.— «Второй учитель») и Платона. Филос. и
естеств.-науч.
образование получил в Алеппо и Багдаде. В основе философии Ф.— соединение
аристотелизма с
неоплатонич. учением об эманации: божество («необходимо-сущее само по себе»)
производит в
вечности мир («необходимо-сущее благодаря другому») через последоват. ряд
истечений (эманации),
начинающийся космич. «умами» (см. Нус), каждый из к-рых соответствует определ.
небесной сфере;
цепь этих «умов» замыкается «активным умом», к-рый управляет процессами,
происходящими в под-
лунном мире — мире возникновения и уничтожения; соединение с «активным умом» —
предельная
цель человеч. знания.
В социально-этич. трактатах Ф. развивает учение о «добродетельном городе»,
руководимом
правителем-философом, к-рый выступает одновременно как имам, предводитель религ.
общины, и
передаёт широкой публике в образно-символич. форме получаемые им от «активного
ума» истины.
Идеальному социально-по-литич. устройству Ф. противопоставляет «невежественные
города»,
воплощающие отрицат. нравств. качества. «Большой трактат о музыке» Ф.— важнейший
источник
сведений о музыке Востока и др.-греч. муз. системе. Ф. оказал влияние на Ибн
Сину, Ибн Баджу, Ибн
Ту-файля, Ибн Рушда, а также на философию и науку ср.-век. Зап. Европы.
• в рус. пер.: Филос. трактаты, А.-А., 1970; Математические трактаты, А.-А.,
1972; Социально-этич. трактаты, А.-А.,
1973; Логич. трактаты, А.-А., 1975; О разуме и науке, А.-А., 1975
• Гафуров Б. Г., Касымжанов А. X., Ал-Ф. в истории культуры, М., 1975;
Хайруллаев ?. ?., ?., эпоха и учение, Таш.,
1975 (лит.); его же, Абу Наср ал-Ф., М., 1982; Madkour I., La place d'al-Farabi
dans 1'ecole philosophique musulmane, P.,
1934.
ФАРБЕР (Farber) Марвин (р. 14.12.1901, Буффало), амер. философ. Ученик Гуссерля.
Один из
основателей и президент Междунар. феноменологич. об-ва (с 1940), редактор журн.
«Philosophy and
Pheaomenological Research». В труде «Основания феноменологии» («The foundation
of
phenomenology», 1943) Ф. проанализировал эволюцию воззрений Гуссерля, вскрыл
внутр. противо-
речия феноменологич. учения, показал несостоятельность его идеалистич.
основоположений и
выводов. В дальнейшем переходит на позиции «натуралистич.» (или
«материалистич.»)
феноменологии, отстаивает ма-териалистич. положения, сближается с диалектич.
материализмом. Ф.
подверг острой критике феноменоло-гов — приверженцев трансцендентального
идеализма и
экзистенциалистские истолкования учения Гуссерля. Отвергая эйдетическую редукцию
как осн.
метод философствования, Ф. допускает феноменологич. редукцию лишь как вспомогат.
средство
абстрагирования в пределах диалектич. методологии. Ф. высоко оценивает осн.
положения историч.
материализма.
• Naturalism and subjectivism, Springfield, 1959; The aims of phenomenology, N.
Y., 1966; Phenomenology and existence, N.
Y., 1967; Basic issues of philosophy, N. Y., 1968; в рус. пер.— Субъективизм и
проблема объективного мира, «ФН», 1974,
№ 6.
• Быховский Б. Э., На верном пути. [Рец.], «ВФ», 1961, № 12; его же, Рец. на
кн.: Фарбер М., Феноменология и
существование, «Новые книги за рубежом», 1968, № 3; его же, Рец. на кн.: Фарбер
М., Осн. проблемы философии, там
же, 1969, № 2; его же, Рец. на кн.: Фа р-бер М., Цели феноменологии, «ВФ», 1969,
№ 2.
ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis — роковой, fatum — рок, судьба), мировоззрение,
рассматривающее
каждое событие и каждый человеч. поступок как неотвратимую реализацию
изначального
предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить три
осн. типа Ф.
Мифологич., а позднее бытовой, обывательский Ф. понимает предопределение как
иррациональную,
тёмную судьбу, теологич. Ф.— как волю всемогущего божества; рационалистич. Ф.
(сливающийся с
механистич. детерминизмом) — как неумолимое сцепление причин и следствий внутри
замкнутой
ФАТАЛИЗМ 713
каузальной системы. Первый тип Ф. повсеместно распространён на заре культуры;
позднее он
выражается в «оккультных» доктринах типа астрологии, оживляется в упадочные или
переходные
эпохи (поздняя античность, позднее Возрождение и т. д.— вплоть до астрологич.
увлечений в бурж.
обществе 20 в.), подвергается переосмыслению в иррационалистич. философии жизни
(Шпонглер) и
у её эпигонов (Э. Юнгер, Г. Бенн, теоретики фашизма). Теологич. Ф., согласно к-
рому бог ещё до
рождения предопределил одних людей «к спасению», а других — «к погибели»,
получил особенно
пос-ледоват. выражение в исламе (доктрина джабаритов, 8—9 вв.), в нек-рых христ.
ересях
средневековья (у Готшалка, 9 в.), в кальвинизме и янсенизме; ортодоксальная
теология православия и
католицизма, утверждающая свободу воли, ему враждебна. Соединение тео-логич. Ф.
с
рационалистическим наблюдается у Пли-фона. Рационалистич. Ф. в чистом виде
характерен для
Демокрита, Гоббса, Спинозы и представителей механи-стич. детерминизма (напр.,
учение Лапласа о
неогранич. возможности умозаключать обо всех событиях будущего из полного знания
о действии
сил природы в наст. момент). Поздний и философски бессодержат. вариант
рационалистич. Ф.—
представление о роковом предопределении человека к преступному поведению его
наследств.
биологич. конституцией (Ломброзо), модное на рубеже 19 и 20 вв. Отвергая любые
формы Ф., марк-
сизм противопоставляет им учение о диалектике необходимости и случайности, о
свободе и
необходимости в обществ.-историч. процессе.
ФАТУМ, см. Судьба.
ФАЦЗЯ, см. Легизм.
ФАШИЗМ (итал. fascismo, от fascio — пучок, связка, объединение), политич.
течение, возникшее в
период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и
агрессивных
сил империали-стич. буржуазии. Ф. у власти — террористич. диктатура самых реакц.
сил
монополистич. капитала, осуществляемая с целью сохранения капиталистич. строя.
Важнейшие
отличит. черты Ф.— применение крайних форм насилия для подавления рабочего
класса и всех
трудящихся, воинствующий антикоммунизм, шовинизм, расизм, широкое использование
гос.-
монополистич. методов регулирования экономики, макс. контроль над всеми
проявлениями обществ.
и личной жизни людей, способность путём националистич. и социальной демагогии