<< Пред. стр. 378 (из 449) След. >>
объектами материального мира, существующими независимо от соз-ФЕНОМЕНАЛИЗМ 717
нания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов (ощущений,
«чувств.
данных», сенси-билий и т. п.). Считая, что всё содержание познания может быть
редуцировано к
чувств. восприятиям, Ф. признаёт их единств. реальностью, доступной человеку.
Существование
материальных объектов приравнивается в Ф. к их наблюдаемости в опыте
индивидуального субъекта
(положение Беркли: «существовать значит быть воспринимаемым»), толкуется как
продукт
воображения (Юм), совокупность актуальных и потенциальных ощущений (Дж. Милль)
или
«комплекс ощущений» (махизм). Ф. присущ англо-амер. неореализму,
отождествляющему
материальные объекты с «чувств. данными» (причём последние признаются зависимыми
от субъекта
познания и вместе с тем существующими вне сознания индивида). В рамках логич.
позитивизма была
выдвинута концепция т. н. лингвистического Ф., признающая высказывания о
материальных
объектах эквивалентными множеству высказываний о «чувственных данных».
Отвергая Ф. как доктрину, не соответствующую результатам и методам совр. науч.
познания,
диалектич. материализм исходит из того, что познание отражает существ. свойства
и отношения
объективной реальности. Между явлением и сущностью нет непереходимой грани:
сущность как
предмет познания постигается через явление. См. также Сущность и явление.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ, теоре-тико-методологич. направление в совр.
бурж. социологии, рассматривающее общество как явление, созданное и постоянно
воссоздаваемое в
духовном взаимодействии индивидов. Филос. основой Ф. с. послужили идеи Гуссерля,
Шелера,
Мерло-Понти. Основоположник Ф. с.— Шюц, работы к-рого, получив распространение в
60—70-х
гг. 20 в., стали исходным пунктом множества концепций Ф. с. Однако их новейшее
развитие (струк-
турная социология Э. Тиракьяна, социология знания П. Бергера и Т. Лукмана,
этнометодологич.
когнитивная социология А. Сикурела и др.) ведёт к пересмотру осн. принципов Ф.
с.
Сторонники Ф. с., обвиняя натурализм в отчуждении, объективировании,
реифицировании
(овеществлении) социальных явлений, стремятся теоретически осмыслить социальный
мир в его
человеч., духовном бытии. При этом, однако, они игнорируют тот факт, что
концепции социальных
наук представляют собой обобщённое отражение реальных, объективно существующих
социальных
процессов и явлений, и ставят на их место идеалистически понимаемую
интерсубъективность. В
результате общество оказывается сведённым к представлениям об обществе и к
взаимодействию и
взаимовлиянию этих представлений в сознании индивидов.
Для новейших вариантов Ф. с. характерно: отрицание объективного существования
социальных
структур, отождествление структур взаимодействия с представлениями о них
взаимодействующих
индивидов, отрицание объективной научно постигаемой рациональности социального
мира и
подмена её самодовлеющей «содержательной» рациональностью, отказ от объективного
науч.
исследования социальных феноменов во имя «понимания», «вживания»,
«сочувствующего»
описания.
Важнейшей тенденцией развития Ф. с. с 60-х гг. стало перенесение интереса её гл.
представителей
(Сику-рел, П. Саднау, П. Мак-Хью, А. Блам и др.) в этнологию, психологию,
лингвистику. Это
закономерно, ибо социологич. исследования в рамках Ф. с. часто превращаются в
психологические,
социо- и психолингвистические, по мере того как изучение социальных детерминант
деятельности
подменяется изучением информац. процессов в ходе взаимодействия. Эти
исследования дают
определ. результаты в области проблем языковой социализации, семантич.
дифференциации,
экстралинг-
718 ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ
вистич. коммуникации и т. п. Но одновременно происходит и размывание исходных
философских
принципов Ф. с.
• Критика совр. бурж. теоретической социологии, М., 1977; Новые направления в
социологии, теории, пер. с англ., М.,
1978; Ионин Л. Г., Понимающая социологич. М., 1979.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (греч., букв.— учение о феноменах), вначале одна из филос.
дисциплин,
позднее — идеалистич. филос. направление, стремившееся освободить филос.
сознание от
натуралистич. установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть
собств. области филос.
анализа — рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить
предельные
характеристики, изначальные основы познания, человеч. существования и культуры.
Если в классич.
философии Ф.— введение в систему логики и метафизики, то в совр. бурж. философии
Ф. выступает
как метод анализа чистого сознания и имманентных, априорных структур человеч.
существования.
Содержание и цель Ф. различным образом истолковывались в истории философии. Ф.
трактовалась
как наука о предметах опыта (И. Г. Ламберт, Кант). В «Феноменологии духа» Гегеля
она понималась
как учение о становлении науч.-филос. знания. К. Маркс считал Ф. духа Гегеля
истоком и тайной
спекулятивной философии. Выделив рациональное зерно в гегелевской Ф.— проведение
принципа
деятельности в теории познания, Маркс вместе с тем выявил её существ. пороки —
сведение
деятельности к абстрактно-духовной активности, а человека — к самосознанию (см.
К. Маркс и Ф.
Энгельс, Соч., т. 42, с. 169). В 19 в. Ф. интерпретировалась как описат.
психологич. к-рая
противопоставлялась объясняющей психологии. В работах Ф. Брентано, К. Штумпфа и
А. Мейнонга
были предложены методо-логич. средства для описания и классификации психич.
феноменов
(трактовка сознания как интенционалъно-сти, идея о коррелятивности,
соотносительности предмета
и различных актов переживаний, утверждение о самоочевидности внутр.
переживаний).
Возникновение к нач. 20 в. Ф. как определ. идеалистич. направления зап.
философии связано с
именем Гуссерля. Исходным пунктом Ф. была попытка рассмотрения внеопытных и
внеисторич.
структур сознания, к-рые обеспечивают его реальное функционирование и совпадают
с идеальными
значениями, выраженными в языке и психологич. переживаниях. Гуссерль
рассматривает Ф. как
метод уяснения смысловых полей сознания, усмотрения тех инвариантных
характеристик, к-рые
делают возможным восприятие объекта и др. формы познания. Ф. основывается на
истолковании
феномена не как явления чего-то иного (напр., сущности), а как того, что само
себя обнаруживает,
как предмета, непосредственно явленного сознанию. Ф. мыслится как интуитивное
усмотрение
идеальных сущностей (феноменов), обладающее непосредств. достоверностью. В
феноменах
Гуссерль выделяет различные слои: языковые оболочки; многообразные психич. пе-
-реживания; предмет, мыслимый в сознании; смысл — инвариантную структуру и
содержание
языковых выражений. Ф. обращается к последним двум слоям, образующим
интенциональную
структуру сознания. Предметное бытие, согласно Ф., имманентно присуще сознанию;
оно обретает
свой объективный смысл благодаря отнесённости к сознанию. Предметное бытие и
сознание
коррелятивны (соотносительны) друг другу. Сознание предстаёт в Ф. как
двуединство, включающее
в себя познават. акты — ноэзис и предметное содержание — ноэмы, к-рые по
существу совпадают с
идеальными значениями (см. Ноэзис и ноэма). При описании сложной структуры и
слоев сознания
Гуссерль обращается к схоластич. терминологии.
Задача Ф.— раскрытие смысла предмета, затемнённого разноречивым мнением, словами
и оценками.
Обращение Ф. «к самим предметам» связано с её отказом от натуралистич.
установки,
противопоставляющей соз-
нание и бытие. Согласно Гуссерлю, эта установка, присущая обыденному сознанию,
науке и прежней
философии, привела к трактовке знания как однозначного и пассивного отражения
реальности,
данной в чувств. восприятиях, к господству позитивистско-натуралис-тич.
философии и кризису
европ. наук. Критика нату-ралистич. позитивизма, данная Гуссерлем, в определ.
мере была созвучна
марксистской критике натуралис-тич. фетишизма и метафизич. созерцательного
материализма, где
сознание«...берется вполне натуралистически, просто как нечто данное, заранее
противопоставляемое бытию, природе» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 34). Однако
Ф. отрицает любые
формы материализма и ис-торич. понимания сознания. Отвергая историч. подход к
сознанию,
Гуссерль видит в нём лишь выражение релятивизма и скептицизма.
Предмет Ф.— царство чистых истин, априорных смыслов — как актуальных, так и
возможных, как
реализовавшихся в языке, так и мыслимых. Ф. определяется Гуссерлем как «первая
философия», как
наука о чистых принципах сознания и знания, как универс. учение о методе,
выявляющее априорные
условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их
приложения.
Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и
целостный, однако
относительно независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и
его дея-
тельности.
Феноменология, установка достигается с помощью метода редукции (см. также
Эпохе). На этом пути
достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как
трансцендентального
субъекта, как мира общезначимых истин, возвышающегося над эмпирически-
психологическим
сознанием и наполняющего его смыслом. Способ непосредственного усмотрения
объективно-
идеальной, идентичной сущности языковых выражений (идеация) влечёт за собой
понимание Ф. как
науки о чистых возможностях, интен-ционально предначертанных в структуре
«чистого сознания».
Трактовка Ф. у Гуссерля претерпела ряд изменений. Если в работах первого периода
Гуссерль видит
задачу Ф. в анализе структур «чистого сознания», то в последний период своего
творчества он во
многом отказывается от первоначальных чисто логич. представлений о существе
интенционального
сознания и переходит на позицию, согласно к-рой «чистое (трансцендентальное)
сознание»
укоренено в «жизненном мире», в некоем универс. поле дорефлексивных структур, к-
рые
оказываются атмосферой и почвой как теоретической, так и практич. деятельности.
В этот период
усиливаются как свойственная Ф. субъективистская тенденция, так и разрыв с
методологией
естествознания. Эта линия получила наибольшее развитие в экзистенциальной Ф.
(см. Экзистенциа-
лизм), где с помощью метода Ф. выявляются априорные структуры человеч.
существования — такие,
как страх, забота (Хайдеггер, Сартр, Ясперс, Мерло-Понти). Фе-номенологич.
школа, пытавшаяся
применить методы Ф. в этике (Шелер), эстетике (Ингарден), праве (Конрад-
Мартиус), психиатрии
(Бинсвангер), социологии (Натансон, Шюц, Фиркандт), педагогике (Литт), идейно
распалась в сер. 20
в.; её представители сохранили лишь приверженность к нек-рым средствам
феноменологич. анализа
сознания.
Совр. форма Ф.— феноменологич. философия Гуссерля — одно из осн. направлений
бурж.
философии 20 в. Выявляя несостоятельность осн. принципов и положений Ф.— её
субъективизм,
разрыв с методологией ес-теств. наук, схоластичность, марксисты отмечают и нек-
рые рациональные
моменты феноменологич. философии — острую критику сциентизма и позитивизма,
осознание
кризиса зап.-европ. культуры. Марксистская оценка Ф. не имеет ничего общего ни с
нигилистич.
отрицанием познават. значения проблем анализа сознания, поставленных Ф., ни с
ассимиляцией идей
Ф,
• ? ? т р о ш и л о в а Н. В., Принципы и противоречия феноменологич. философии,
М., 1988; Совр. бурж. философия,
М., 1978, гл. 3; Бабушкин В. У., О природе филос. знания, М., 1978; Критика
феноменологич. направления совр. бурж.
философии. Сб. ст., Рига, 1981; Tran-Duc-Tao, Phenomenologie et materialisms
dialectique, P., 1951; S p i e-gelbergH., The
phenomenological movement. A historical introduction, v. 1—2, The Hague, 1960;
Farber M., The aims of phenomenology, N.
Y., [1966]; его же, The foundation of phenomenology, Camb., 19683; Landgrebe L.,
Phano-menologie und Geschichte,
Gutersloh, [1967]; Lyotard J.-P., La phenomenologie, P., 1969; Orr L,,
Existentialism and phenomenology. A guide for research,
N. Y., 1978.
А. П. Огурцов.
«ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА» («Phanomenologie des Geistes»), одно из гл. соч. Гегеля,
написано в
1805—06 в Йене, вышло в свет в 1807. По замыслу Гегеля, должна была составлять
1-ю часть
«системы науки» — «науку об опыте сознания» и вести ко 2-й — диалектич. науке
логики. Помимо
предисловия и введения, «Ф. д.» содержит 8 частей, к-рые распределены между 3
отделами:
«Сознание» (ч. 1—3), «Самосознание» (ч. 4) и «Разум» (ч. 5—8); последний отдел,
по замыслу
Гегеля, раскрывает диалектику «духа» как носителя историч. разума —«Дух» (ч. 6),
«Религия» (ч. 7),
«Абс. знание» (ч. 8).
В предисловии к «Ф. д.» излагается гегелевское понимание природы филос. познания
(в полемике с
романтизмом, концепцией непосредств. знания и др.). При этом развиваются след.
осн. темы:
философия как науч. система, требование её общепонятности и критика эзо-терич.
интуитивизма;
истина как целое — как процесс и итог законченного развития; абсолют не только
как субстанция, но
и как субъект; феноменология как «лестница знания», возводящая индивида от
непосредств.
обыденного сознания до филос. мышления и абс. знания; «образование индивида» как
усвоение им в
своём развитии историч. этапов становления всеобщей духовной «субстанции»;
диалектика истины и
заблуждения и т. д.
Во введении характеризуется метод «Ф. д.», изображающей поступат. развитие
сознания: переход
сознания от одной ступени к другой обусловлен неизменно обнаруживающимся
противоречием
между предметом и понятием о нём, между сущностью и её явлением в сознании
(изменение знания
о предмете тождественно у Гегеля изменению самого предмета сознания). Движение
сознания в «Ф.
д.» — это восхождение от абстрактного к конкретному, каждая последующая ступень
заключает в
себе все предыдущие, воспроизводя их на новом, более высоком уровне; в то же
время последующие
ступени предвосхищаются на более ранних этапах диалектич. развития.
На ступени «сознания» предмет противостоит человеч. «Я» как внеш. данность и
определяет его;