<< Пред.           стр. 378 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 объектами материального мира, существующими независимо от соз-
 ФЕНОМЕНАЛИЗМ 717
 нания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов (ощущений,
 «чувств.
 данных», сенси-билий и т. п.). Считая, что всё содержание познания может быть
 редуцировано к
 чувств. восприятиям, Ф. признаёт их единств. реальностью, доступной человеку.
 Существование
 материальных объектов приравнивается в Ф. к их наблюдаемости в опыте
 индивидуального субъекта
 (положение Беркли: «существовать значит быть воспринимаемым»), толкуется как
 продукт
 воображения (Юм), совокупность актуальных и потенциальных ощущений (Дж. Милль)
 или
 «комплекс ощущений» (махизм). Ф. присущ англо-амер. неореализму,
 отождествляющему
 материальные объекты с «чувств. данными» (причём последние признаются зависимыми
 от субъекта
 познания и вместе с тем существующими вне сознания индивида). В рамках логич.
 позитивизма была
 выдвинута концепция т. н. лингвистического Ф., признающая высказывания о
 материальных
 объектах эквивалентными множеству высказываний о «чувственных данных».
 Отвергая Ф. как доктрину, не соответствующую результатам и методам совр. науч.
 познания,
 диалектич. материализм исходит из того, что познание отражает существ. свойства
 и отношения
 объективной реальности. Между явлением и сущностью нет непереходимой грани:
 сущность как
 предмет познания постигается через явление. См. также Сущность и явление.
 ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ, теоре-тико-методологич. направление в совр.
 бурж. социологии, рассматривающее общество как явление, созданное и постоянно
 воссоздаваемое в
 духовном взаимодействии индивидов. Филос. основой Ф. с. послужили идеи Гуссерля,
 Шелера,
 Мерло-Понти. Основоположник Ф. с.— Шюц, работы к-рого, получив распространение в
 60—70-х
 гг. 20 в., стали исходным пунктом множества концепций Ф. с. Однако их новейшее
 развитие (струк-
 турная социология Э. Тиракьяна, социология знания П. Бергера и Т. Лукмана,
 этнометодологич.
 когнитивная социология А. Сикурела и др.) ведёт к пересмотру осн. принципов Ф.
 с.
 Сторонники Ф. с., обвиняя натурализм в отчуждении, объективировании,
 реифицировании
 (овеществлении) социальных явлений, стремятся теоретически осмыслить социальный
 мир в его
 человеч., духовном бытии. При этом, однако, они игнорируют тот факт, что
 концепции социальных
 наук представляют собой обобщённое отражение реальных, объективно существующих
 социальных
 процессов и явлений, и ставят на их место идеалистически понимаемую
 интерсубъективность. В
 результате общество оказывается сведённым к представлениям об обществе и к
 взаимодействию и
 взаимовлиянию этих представлений в сознании индивидов.
 Для новейших вариантов Ф. с. характерно: отрицание объективного существования
 социальных
 структур, отождествление структур взаимодействия с представлениями о них
 взаимодействующих
 индивидов, отрицание объективной научно постигаемой рациональности социального
 мира и
 подмена её самодовлеющей «содержательной» рациональностью, отказ от объективного
 науч.
 исследования социальных феноменов во имя «понимания», «вживания»,
 «сочувствующего»
 описания.
 Важнейшей тенденцией развития Ф. с. с 60-х гг. стало перенесение интереса её гл.
 представителей
 (Сику-рел, П. Саднау, П. Мак-Хью, А. Блам и др.) в этнологию, психологию,
 лингвистику. Это
 закономерно, ибо социологич. исследования в рамках Ф. с. часто превращаются в
 психологические,
 социо- и психолингвистические, по мере того как изучение социальных детерминант
 деятельности
 подменяется изучением информац. процессов в ходе взаимодействия. Эти
 исследования дают
 определ. результаты в области проблем языковой социализации, семантич.
 дифференциации,
 экстралинг-
 718 ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ
 вистич. коммуникации и т. п. Но одновременно происходит и размывание исходных
 философских
 принципов Ф. с.
 • Критика совр. бурж. теоретической социологии, М., 1977; Новые направления в
 социологии, теории, пер. с англ., М.,
 1978; Ионин Л. Г., Понимающая социологич. М., 1979.
 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (греч., букв.— учение о феноменах), вначале одна из филос.
 дисциплин,
 позднее — идеалистич. филос. направление, стремившееся освободить филос.
 сознание от
 натуралистич. установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть
 собств. области филос.
 анализа — рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить
 предельные
 характеристики, изначальные основы познания, человеч. существования и культуры.
 Если в классич.
 философии Ф.— введение в систему логики и метафизики, то в совр. бурж. философии
 Ф. выступает
 как метод анализа чистого сознания и имманентных, априорных структур человеч.
 существования.
 Содержание и цель Ф. различным образом истолковывались в истории философии. Ф.
 трактовалась
 как наука о предметах опыта (И. Г. Ламберт, Кант). В «Феноменологии духа» Гегеля
 она понималась
 как учение о становлении науч.-филос. знания. К. Маркс считал Ф. духа Гегеля
 истоком и тайной
 спекулятивной философии. Выделив рациональное зерно в гегелевской Ф.— проведение
 принципа
 деятельности в теории познания, Маркс вместе с тем выявил её существ. пороки —
 сведение
 деятельности к абстрактно-духовной активности, а человека — к самосознанию (см.
 К. Маркс и Ф.
 Энгельс, Соч., т. 42, с. 169). В 19 в. Ф. интерпретировалась как описат.
 психологич. к-рая
 противопоставлялась объясняющей психологии. В работах Ф. Брентано, К. Штумпфа и
 А. Мейнонга
 были предложены методо-логич. средства для описания и классификации психич.
 феноменов
 (трактовка сознания как интенционалъно-сти, идея о коррелятивности,
 соотносительности предмета
 и различных актов переживаний, утверждение о самоочевидности внутр.
 переживаний).
 Возникновение к нач. 20 в. Ф. как определ. идеалистич. направления зап.
 философии связано с
 именем Гуссерля. Исходным пунктом Ф. была попытка рассмотрения внеопытных и
 внеисторич.
 структур сознания, к-рые обеспечивают его реальное функционирование и совпадают
 с идеальными
 значениями, выраженными в языке и психологич. переживаниях. Гуссерль
 рассматривает Ф. как
 метод уяснения смысловых полей сознания, усмотрения тех инвариантных
 характеристик, к-рые
 делают возможным восприятие объекта и др. формы познания. Ф. основывается на
 истолковании
 феномена не как явления чего-то иного (напр., сущности), а как того, что само
 себя обнаруживает,
 как предмета, непосредственно явленного сознанию. Ф. мыслится как интуитивное
 усмотрение
 идеальных сущностей (феноменов), обладающее непосредств. достоверностью. В
 феноменах
 Гуссерль выделяет различные слои: языковые оболочки; многообразные психич. пе-
 -реживания; предмет, мыслимый в сознании; смысл — инвариантную структуру и
 содержание
 языковых выражений. Ф. обращается к последним двум слоям, образующим
 интенциональную
 структуру сознания. Предметное бытие, согласно Ф., имманентно присуще сознанию;
 оно обретает
 свой объективный смысл благодаря отнесённости к сознанию. Предметное бытие и
 сознание
 коррелятивны (соотносительны) друг другу. Сознание предстаёт в Ф. как
 двуединство, включающее
 в себя познават. акты — ноэзис и предметное содержание — ноэмы, к-рые по
 существу совпадают с
 идеальными значениями (см. Ноэзис и ноэма). При описании сложной структуры и
 слоев сознания
 Гуссерль обращается к схоластич. терминологии.
 Задача Ф.— раскрытие смысла предмета, затемнённого разноречивым мнением, словами
 и оценками.
 Обращение Ф. «к самим предметам» связано с её отказом от натуралистич.
 установки,
 противопоставляющей соз-
 нание и бытие. Согласно Гуссерлю, эта установка, присущая обыденному сознанию,
 науке и прежней
 философии, привела к трактовке знания как однозначного и пассивного отражения
 реальности,
 данной в чувств. восприятиях, к господству позитивистско-натуралис-тич.
 философии и кризису
 европ. наук. Критика нату-ралистич. позитивизма, данная Гуссерлем, в определ.
 мере была созвучна
 марксистской критике натуралис-тич. фетишизма и метафизич. созерцательного
 материализма, где
 сознание«...берется вполне натуралистически, просто как нечто данное, заранее
 противопоставляемое бытию, природе» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 34). Однако
 Ф. отрицает любые
 формы материализма и ис-торич. понимания сознания. Отвергая историч. подход к
 сознанию,
 Гуссерль видит в нём лишь выражение релятивизма и скептицизма.
 Предмет Ф.— царство чистых истин, априорных смыслов — как актуальных, так и
 возможных, как
 реализовавшихся в языке, так и мыслимых. Ф. определяется Гуссерлем как «первая
 философия», как
 наука о чистых принципах сознания и знания, как универс. учение о методе,
 выявляющее априорные
 условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их
 приложения.
 Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и
 целостный, однако
 относительно независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и
 его дея-
 тельности.
 Феноменология, установка достигается с помощью метода редукции (см. также
 Эпохе). На этом пути
 достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как
 трансцендентального
 субъекта, как мира общезначимых истин, возвышающегося над эмпирически-
 психологическим
 сознанием и наполняющего его смыслом. Способ непосредственного усмотрения
 объективно-
 идеальной, идентичной сущности языковых выражений (идеация) влечёт за собой
 понимание Ф. как
 науки о чистых возможностях, интен-ционально предначертанных в структуре
 «чистого сознания».
 Трактовка Ф. у Гуссерля претерпела ряд изменений. Если в работах первого периода
 Гуссерль видит
 задачу Ф. в анализе структур «чистого сознания», то в последний период своего
 творчества он во
 многом отказывается от первоначальных чисто логич. представлений о существе
 интенционального
 сознания и переходит на позицию, согласно к-рой «чистое (трансцендентальное)
 сознание»
 укоренено в «жизненном мире», в некоем универс. поле дорефлексивных структур, к-
 рые
 оказываются атмосферой и почвой как теоретической, так и практич. деятельности.
 В этот период
 усиливаются как свойственная Ф. субъективистская тенденция, так и разрыв с
 методологией
 естествознания. Эта линия получила наибольшее развитие в экзистенциальной Ф.
 (см. Экзистенциа-
 лизм), где с помощью метода Ф. выявляются априорные структуры человеч.
 существования — такие,
 как страх, забота (Хайдеггер, Сартр, Ясперс, Мерло-Понти). Фе-номенологич.
 школа, пытавшаяся
 применить методы Ф. в этике (Шелер), эстетике (Ингарден), праве (Конрад-
 Мартиус), психиатрии
 (Бинсвангер), социологии (Натансон, Шюц, Фиркандт), педагогике (Литт), идейно
 распалась в сер. 20
 в.; её представители сохранили лишь приверженность к нек-рым средствам
 феноменологич. анализа
 сознания.
 Совр. форма Ф.— феноменологич. философия Гуссерля — одно из осн. направлений
 бурж.
 философии 20 в. Выявляя несостоятельность осн. принципов и положений Ф.— её
 субъективизм,
 разрыв с методологией ес-теств. наук, схоластичность, марксисты отмечают и нек-
 рые рациональные
 моменты феноменологич. философии — острую критику сциентизма и позитивизма,
 осознание
 кризиса зап.-европ. культуры. Марксистская оценка Ф. не имеет ничего общего ни с
 нигилистич.
 отрицанием познават. значения проблем анализа сознания, поставленных Ф., ни с
 ассимиляцией идей
 Ф,
 • ? ? т р о ш и л о в а Н. В., Принципы и противоречия феноменологич. философии,
 М., 1988; Совр. бурж. философия,
 М., 1978, гл. 3; Бабушкин В. У., О природе филос. знания, М., 1978; Критика
 феноменологич. направления совр. бурж.
 философии. Сб. ст., Рига, 1981; Tran-Duc-Tao, Phenomenologie et materialisms
 dialectique, P., 1951; S p i e-gelbergH., The
 phenomenological movement. A historical introduction, v. 1—2, The Hague, 1960;
 Farber M., The aims of phenomenology, N.
 Y., [1966]; его же, The foundation of phenomenology, Camb., 19683; Landgrebe L.,
 Phano-menologie und Geschichte,
 Gutersloh, [1967]; Lyotard J.-P., La phenomenologie, P., 1969; Orr L,,
 Existentialism and phenomenology. A guide for research,
 N. Y., 1978.
 А. П. Огурцов.
 «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА» («Phanomenologie des Geistes»), одно из гл. соч. Гегеля,
 написано в
 1805—06 в Йене, вышло в свет в 1807. По замыслу Гегеля, должна была составлять
 1-ю часть
 «системы науки» — «науку об опыте сознания» и вести ко 2-й — диалектич. науке
 логики. Помимо
 предисловия и введения, «Ф. д.» содержит 8 частей, к-рые распределены между 3
 отделами:
 «Сознание» (ч. 1—3), «Самосознание» (ч. 4) и «Разум» (ч. 5—8); последний отдел,
 по замыслу
 Гегеля, раскрывает диалектику «духа» как носителя историч. разума —«Дух» (ч. 6),
 «Религия» (ч. 7),
 «Абс. знание» (ч. 8).
 В предисловии к «Ф. д.» излагается гегелевское понимание природы филос. познания
 (в полемике с
 романтизмом, концепцией непосредств. знания и др.). При этом развиваются след.
 осн. темы:
 философия как науч. система, требование её общепонятности и критика эзо-терич.
 интуитивизма;
 истина как целое — как процесс и итог законченного развития; абсолют не только
 как субстанция, но
 и как субъект; феноменология как «лестница знания», возводящая индивида от
 непосредств.
 обыденного сознания до филос. мышления и абс. знания; «образование индивида» как
 усвоение им в
 своём развитии историч. этапов становления всеобщей духовной «субстанции»;
 диалектика истины и
 заблуждения и т. д.
 Во введении характеризуется метод «Ф. д.», изображающей поступат. развитие
 сознания: переход
 сознания от одной ступени к другой обусловлен неизменно обнаруживающимся
 противоречием
 между предметом и понятием о нём, между сущностью и её явлением в сознании
 (изменение знания
 о предмете тождественно у Гегеля изменению самого предмета сознания). Движение
 сознания в «Ф.
 д.» — это восхождение от абстрактного к конкретному, каждая последующая ступень
 заключает в
 себе все предыдущие, воспроизводя их на новом, более высоком уровне; в то же
 время последующие
 ступени предвосхищаются на более ранних этапах диалектич. развития.
 На ступени «сознания» предмет противостоит человеч. «Я» как внеш. данность и
 определяет его;

<< Пред.           стр. 378 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу