<< Пред. стр. 382 (из 449) След. >>
дифференциацииэволюционно-биологич. исследований Ф. стали понимать как составную часть
биологич. эволюции.
Гл. механизмом, регулирующим Ф. и происходящее в его ходе образование новых
таксонов (в
основном путём дивергенции — распадения исходного таксона на два и более
дочерних), служит
естеств. отбор. Ф. может представлять собой как прогрессивное развитие с
повышением общего
уровня жизненеятельности и расшире-
нием адаптивных возможностей организмов, так и регресс или попадание в
эволюционный тупик
(напр., формирование паразитич. групп организмов). В ходе Ф. периоды плавного
развития и
выработки приспособлений к сравнительно стабильным условиям среды чередуются со
скачкообразными переходами на высшую ступень организации, характеризуемую
выработкой каче-
ственно новых приспособлений, функций и органов (напр., появление семени и плода
в Ф. растит.
таксонов или появление комплекса приспособлений, связанных с выходом животных на
сушу). Ф.
протекает на основе накопления индивидуальных изменений в ходе отд. онто-генезов
(но и
онтогенез в своём конкретном выражении служит проявлением и в определ. мере
воспроизведением
Ф.). Т. н. биогенетич. закон, сформулированный в 1866 Э. Геккелем, утверждал,
что в ходе
индивидуального развития организм проходит стадии, к-рые его предки прошли в Ф.
(напр., зародыш
человека проходит фазы, напоминающие рыбу, амфибию, рептилию, затем примитивных
млекопитающих, обезьяну и только после этого приобретает собственно человеч.
черты). В
действительности, как показал Дарвин, а впоследствии А. Н. Се-верцов и др.,
соотношение между Ф.
и онтогенезом носит гораздо более сложный характер: ряд предковых стадий
выпадает из онтогенеза,
другие коренным образом преобразуются в результате приспособления к новым
условиям. Процесс
Ф. и диалектика его соотношений с онтогенезом подтверждают принципы единства
целого (таксон и
его Ф.) и части (индивидуум и его онтогенез), общего и отдельного и дают
конкретные примеры раз-
вития от простого к сложному, а также развития по спирали с воспроизведением на
высших этапах
нек-рых черт низших стадий.
• Тимирязев К. А., Историч. метод в биологии, М., 1939 (Соч., т. 6); Мирзоян Э.
Н., Индивидуальное развитие и
эволюция. Очерк истории проблемы соотношения онтогенеза и Ф., М., 1963; Волкова
Э. В., Филюков А. И., Водопьянов
П. А., Детерминация эволюц. процесса, Минск, 1971; Карпинская Р. С., Материали-
стич. диалектика о закономерностях
развития органич. мира, М., 1975.
ФИЛОДЕМ (?????????) из Гадары (ок. 110—40 до н. э.), др.-греч. философ-
эпикуреец,
популяризатор и систематизатор эпикуреизма. Папирусы, найденные в Геркулануме,
сохранили
обширные фрагменты из его соч., позволяющие восстановить плохо известные нам
учения ранних
эпикурейцев. Особенно важно соч. Ф. «Об индуктивном умозаключении», отражающее
развитие
учениками Эпикура его «Каноники». В соч. «О поэтич. иск-ве» Ф. оправдывал
существование поэзии
как источника наслаждения, но оспаривал её познават. и этич. ценность; в соч. «О
смерти» мы
находим патетич. призывы к спокойствию перед лицом неизбежного для каждого
конца.
• Тексты: Philodemos, On methods of inference. A study in ancient empiricism,
ed. with transl. and comm. by Ph. H. and E. A.
De Lacy, Phil.—Oxf., 1941; Heidmann J., Der Papyrus 1676 der Herculanensischen
Bibliothek: Philodemos. Text und
Ubersetzung, Bonn, 1937 (Diss.).
ФИЛОЛАЙ (????????) из Кротона (р. ок. 470 до н. э.), крупнейший представитель
древнего
пифагореиз-ма. После разгрома Пифагорейского союза (454, поМина-ру) жил и учил в
Фивах, а
также в Таренте, где его учеником и преемником в качестве главы пифагорейской
школы был Архит
Тарентский. Имеются свидетельства о том, что Ф. дожил до 1-го путешествия
Платона в Сицилию и
Италию (388 до н. э.) и встречался с ним. Согласно надёжной традиции, Ф.— первый
представитель
пифагорейской школы, опубликовавший её учение. Фрагменты трактата Ф. «О
природе»,
признаваемые в наст. время частично аутентичными,— единств. прямой источник
изучения древнего
пифагореизма (в той фазе его развития, на к-рой он находился во 2-й пол. 5 в. до
н. э.). Ф.
конструирует «весь космос и всё, что в нём» из «беспредельных и
пределополагающих» элемен-
ФИЛОЛАЙ 725
тов (в доксографии — «предел и беспредельное»). Синтез этих двух начал в
упорядоченный космос
возможен только благодаря Н-му принципу — «гармонии», к-рая понимается как
числовая
пропорция (термин взят из теории музыки и одновременно означает октаву).
Различные уровни
бытия («природы») — нространст-венно-геометрич., физич., биологич., психич. и
ментальный —
последовательно переводятся в арифметич. план и выражаются в числах, к-рые
одновременно ока-
зываются и их бытийной сущностью, и логич. определением (ср. свидетельство
Аристотеля о том,
что пифагорейцы первыми стали давать определения): трёхмерная величина
выражается в числе 4
(точка, линия, плоскость, тело), качество и цвет — 5, одушевлённость — 6,
интеллект, здоровье и
трудноидентифицируемый феномен сознания, к-рый Ф. называл «свет», — 7, любовь,
дружба и
целесообразность мышления — 8. Особое место в онтологич. аритмологии Ф. занимала
десятерица
(декада), выражавшая предельную полноту и совершенство числового ряда и тем
самым
оказывавшаяся универс. формулой всего бытия.
Фрагменты Ф. содержат первую в истории греч. философии отчётливо формулированную
гносеологич. теорию: «всё, что познаваемо, имеет число, ибо без него ничего
нельзя ни помыслить,
ни познать». В космологии Ф.— творец первой негеоцентрич. системы: в центре
Вселенной
находится первозданное огненное тело (ми-фич. имена — Гестия, Крепость Зевса,
Мать богов),
вокруг него вращаются Земля, Луна, Солнце, пять планет и сфера неподвижных
звёзд. Чтобы число
космич. тел было совершенным (10) и воплощало полноту бытия, между «центр.
огнём» и Землёй
постулировалась невидимая Антиземля. Изложение в трактате «О природе» начиналось
с общих
принципов бытия, переходило к космологии и теории элементов и завершалось
физиологией и
медициной (таков в целом порядок в «Тимее» Платона и в естеств.-науч. комплексе
трактатов Арис-
тотеля).
• Фрагменты: DK I, 398—419; Pitagorici. Testimonia-nze e frammenti, a cura di M.
Timpanaro Cardini, fasc. II, Fi-renze, 1962.
• Burkert W., Weisheit und Wissenschaft, Nurnberg, 1962 [англ. пер.— Lore and
science in ancient Pythagoreanism, Camb.
(Mass.), 1972].
ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (????? ???????????)
(последняя четв. 1 в. до н. э., Александрия,— сер. 1 в. н. э., там же),
иудейско-эллинистич. философ.
Ф. А. исходил из двух принципов — абс. трансцендентности бога и стоическо-
платонич. учения об
идеях. Божество Ф. А.— выше платоновских единого и блага и является истинно
сущим, о к-ром
человеку известно только то, что оно существует, но не известно, каково оно. В
связи со стоическо-
платонич. концепцией эманации Ф. А. учил о логосе как самом высоком и
совершенном творении
бога, благодаря к-рому бог творит сначала существа, более близкие к себе —
ангелов, а потом мир
вещей и человека. Ф. А. выдвинул теорию экстатич. восхождения к богу. Идеи Ф. А.
в ряде моментов
(концепция эманации) отличались от христианских, но в целом были близки им и
обеспечили Ф. А.
популярность в патристике.
• Opera quae supersunt, ed. J. Colm et P. Wendland, Bd l—7, B., 1962—63; в
русском пер.— О жизни созерцательной, в кн.:
Смирнов Н. П., Терапевты u соч. Филона Иудея «О жизни созерцательной», К., 1909.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 19, с. 307—08; Трубецкой С. Н., Учение о
Логосе в его истории, М., 1906, с. 77—165; И
в а н и ц к и й В. ?., ?. А. Жизнь и обзор лит. деятельности, К., 1911; Лосев А.
Ф., История антич. эстетики. Поздний
эллинизм, М., 1980, с. 82—128; Wolfson ?. ?., Philo, v. 1—2, Camb. (Mass.),
19482; Brehier E., Les idees Philosoph iques et
religieuses de Phllpn d'Alexandrie, P., 19503; Heinemann Г., Philons griechische
und judische Bildung, Hildesheim, 1902.
ФИЛОСОФИЯ (греч. ?????????, букв.— любовь к мудрости, от ????? — люблю и ????? —
мудрость), форма обществ. сознания; учение об общих принципах бытия
726 ФИЛОН
и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития
природы, общества и
мышления. Ф. вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём
человека; она
исследует познавательное, ценностное, социально-политич., нравств. и эстетич.
отношение человека
к миру. Как мировоззрение Ф. неразрывно связана с социально-классовыми
интересами, с политич. и
идеологич. борьбой. Будучи детерминирована социальной действительностью, она
оказывает
активное воздействие на обществ. бытие, способствует формированию новых идеалов
и культурных
ценностей. Ф. как теоретич. форма сознания, рационально обосновывающая свои
принципы,
отличается от мифо- -логич. и религ. форм мировоззрения, к-рые основыва--ются на
вере и отражают
действительность в фантастич. форме.
Ф. марксизма выступила в качестве науч.-теоретич. системы, выражающей
мировоззрение рабочего
класса. Марксизм критически переработал и обобщил предшествующие достижения Ф.,
науки и
обществ. практики и впервые в истории познания сделал Ф. последовательно науч.
орудием
социального прогресса. Эта практиче-ски-революц. направленность составляет
важнейшую
особенность марксистской Ф. и её осн. разделов — диалектического материализма и
исторического
материализма. По своим функциям марксистская Ф. есть последовательно науч.
фйлос.
мировоззрение, а также общая методология познания объективного мира и рево-люц.
действия.
Выполняя эти функции, она вырабатывает средства мировоззренч. ориентации
человека, теоретич.
основы практич. борьбы прогрессивных обществ. сил и общеметодологич. принципы
исследования в
области всех частных наук.
Предмет и структура философии. Предмет Ф. исторически изменялся в тесной связи с
развитием
общества, всех сторон его духовной жизни, в т, ч. с развитием науки и самого
филос. знания. Ф.
зародилась на заре че-ловеч. цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей
классич. формы достигла
н Др. Греции. По свидетельству антич. авторов, слово «Ф.» встречалось у
Пифагора, а в качестве
названия особой науки термин «Ф.» впервые употреблялся Платоном. Зарождение Ф.
исторически
совпадает с возникновением зачатков науч. знания, с появлением обществ.
потребности в изучении
общих принципов бытия и познания. На послeдующих этапах формирования Ф.
появились более или
менее стройные -системы, претендующие на рациональное знание об окружающем мире.
Первые
философы антич. мира стремились гл. обр. открыть единый источник многообразных
природных
явлений. Натурфилософия явилась первой историч. формой филос. мышления.
По мере накопления частных науч. знаний, выработки спец. приёмов исследования
начался процесс
дифференциации нерасчленённого знания, выделения математики, астрономии,
медицины и др. наук.
Однако наряду с ограничением круга проблем, к-рыми занималась Ф., происходило
развитие,
углубление, обогащение собственно филос. представлений, возникали различные
филос. теории и,
течения. Сформировались такие филос. дисциплины, как онтология — учение о бытии
(или о
первоначалах всего сущего), гносеология — теория познания, логика — наука о
формах правильного
(т. е. связного, последовательного, доказательного мышления), философия истории,
этика, эстетика.
Начиная с эпохи Возрождения процесс размежевания между Ф. и частными науками
протекает всё
более ускоренными темпами. Взаимоотношения между Ф. и частными науками носили
противоречивый характер; поскольку последние ограничивались преим. эмпирич.
исследованиями,
общетеоретич. вопросами этих наук занималась Ф. Но т. к. филос. исследование
теоретич. проблем
частных наук не опиралось на достаточный для этой цели эмпирич. материал (к-рый,
как правило,
ещё не был накоплен), то оно носило абстрактный, умозрительный характер, а его
результаты часто
вступали в противоре-
чие с фактами. На этой почве возникало противопоставление Ф. частным наукам,
принимавшее
особенно резкую форму в тех идеалистич. филос. учениях, к-рые были связаны с
религией. В 17—19
вв. создавались эн-циклопедич. системы, в к-рых естествознанию
противопоставлялась Ф. природы,
истории как науке — Ф. истории, правоведению — Ф. права. Считалось, что Ф.
способна выходить за
пределы опыта, давать «сверхопытное» знание. Но такого рода иллюзии были
опровергнуты
дальнейшим развитием частных наук. Совр. наука представляет собой чрезвычайно
разветвлённую
систему знания. Все известные явления мира оказались в «частном» владении той
или иной спец.
науки.
Однако в этой ситуации Ф. отнюдь не утратила своего предмета. Напротив, отказ от
претензий на
всезнание позволил ей более чётко самоопределиться в системе науч. знания.
Каждая наука
исследует качественно определ. систему закономерностей, но ни одна частная наука
не изучает
закономерности, общие для явлений природы развития обшества и человеч. познания.
Эти
закономерности и являются предметом Ф.
В пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие,
однако, за
рамки определ. сферы или аспекта бытия. В филос. мышлении сами эти обобщения
спец. наук
становятся предметом анализа. Ф. сводит воедино результаты исследований
во всех областях знания, создавая всеобъемлющий син-тез универс. законов бытия
и.мышления.
Выполняя эту функцию, филос. мышление нередко направляется на объекты,
относительно к-рых
эмпирич. знание ещё не достижимо. Эта особенность филос. мышления
абсолютизировалась в
системах спекулятивной Ф.
Осн. методом филос. познания является теоретич. мышление, опирающееся на
совокупный опыт
человече-ва, на достижения всех наук и культуры в целом. Марк-систская Ф.
является научной как по
своему предмету, так и по методу; для неё характерны верное, доказательное
отражение
закономерностей действительности и предвидение на этой основе будущих событий.
Опираясь на
знание законов обществ. развития, применяя методы материалистич. диалектики, К.
Маркс, Ф. Эн-
гельс и В. II. Ленин предсказали и обосновали эпоху невиданных социальных
преобразований
задолго до её начала.
Вместе с тем марксистская Ф. существенно отличается от любой частной науки