<< Пред. стр. 384 (из 449) След. >>
социализма.Проблемы марксистско-ленинской Ф. получили развитие в документах съездов КПСС и
пленумов
ЦК КПСС и братских коммунистич. и рабочих партий, в произведениях философов-
марксистов.
Буржуазная философия сер. 19—20 вв. В 40—60-х гг. 19 в. в бурж. Ф. Зап. Европы
происходил
распад клас-сич. форм идеализма. Как реакция на идеалистич. (прежде всего нем.
классич.) Ф.
складывается вульгарный материализм (Бюхнер, Фохт, Молешотт), носивший
метафизич.,
механистич. характер; отрицая специфику сознания, вульгарный материализм
отождествлял его с
материей. В 1-й пол. и сер. 19 в. возник позитивизм (Конт, Дж. С. Милль,
Спенсер) — субъективно-
идеалистич. направление, отрицающее мировоззренч. характер Ф. Иррационалистич.
учение,
объявлявшее основой мира волю как бессознат. начало, развивал Шопенгауэр; его
последователь Э.
Гартман разрабатывал волюнтаристич. и пессимистич. концепцию мира. В 70—80-х гг.
19 в.
складывается неокантианство, получившее распространение в кон. 19 — нач. 20 вв.
(Виндельбанд,
Риккерт, Натори, Коген, Кассирер). Выступив с лозунгом «Назад к Канту»,
неокантианцы усилили
субъективно-идеалистич. тенденции в кантианстве; социально-этич. концепция
неокантианства
послужила основой т. н. этич. социализма и реформизма.
Начиная с 70-х гг. 19 в. и до 1-й мировой войны происходит становление филос.
основ идеологии
империализма. Большое влияние приобретает интуитивизм (Бергсон, Лосский),
противопоставляющий рациональному познанию интуитивное «постижение» жизни.
Возрождением
спекулятивной Ф. явилось неогегельянство (Брэдли, Грин, Ройс, Кроче, Кронер,
Либерт), выдви-
нувшее иррационалистич. толкование диалектики Гегеля. Получил распространение
такой вариант
позитивизма, как махизм (эмпириокритицизм), ведущие представители к-рого (Мах и
Авенариус)
развивали субъективно-идеалистич. концепцию «очищения опыта»; трактуя познание
как средство
биологич. приспособления к среде, они отстаивали принцип экономии мышления,
противоположный
материалистич. теории отражения. В нач. 20 в. значит. влияние приобрёл
прагматизм (Пирс, Джемс,
Дьюи), к-рый исходил из толкования истины как практич. полезности, отвечающей
субъективным
интересам индивида. На рубеже 19 и 20 вв. получила распространение философия
жизни —
иррациоиалистически-волюнтаристское направление (Ницше, Дильтей, Зиммель),
психологизирующее и субъективизирующее понятие «жизнь»; к учению Ницше примыкала
крайне
иррационалистич. концепция Шпенглера.
После Великой ?кт. социалистич. революции начался новый этап эволюции бурж. Ф.,
связанный с
общим кризисом капитализма. Возникают течения и школы, к-рые ставят перед собой
задачу нового
обоснования идеализма. Значит. влияние на идеалистич. Ф. 20 в. оказала
феноменология (Гуссерль),
первоначально стремившаяся превратить Ф. в «строгую науку»; позднее
феноменология
эволюционировала к концепции «жизненного мира», смыкающейся с иррационалистич.
философией
жизни (Шелер, поздний Гуссерль). В 10—20-х гг. 20 в. приобретает влияние
неореализм (Дж. Э. Мур,
Р. Перри, Э. Холт, У. Монтегю), пытающийся, подобно позитивизму, проложить
среднюю линию»
между материализмом и идеализмом. Космологич. направление в неореализме
(Александер, Уайтхед,
Смэтс) развивало метафизич. концепцию эмерджентной эволюции, противоположную
диалектико-
материалистич. теории развития. Как реакция на неореализм в 20—30-х гг. возник
критический
реализм (Сантаяна, Ч. Стронг, Д. Дрейк), утверждавший, что процесс познания
опосредован
«данным», идеалистически толкуемым (напр., у Сантаяны) как логич. сущность
вещей.
Одно из осн. направлений бурж. Ф. 1-й пол.— сер. 20 в.— неопозитивизм (Рассел,
Витгенштейн,
Карнап, Шлик, Нейрат), к-рый, отвергая возможность Ф. как теоретич. познания
мировоззренч.
проблем, противопоставляет науку Ф., сводит задачу Ф. к логич. анализу языка
науки. Представители
неопозитивизма сыграли значит. роль в развитии совр. формальной логики,
семиотики и логики
науки; однако ввиду несостоятельности исходных установок (идеалистич. эмпиризм,
феноменализм)
неопозитивизм не смог дать действит. решения актуальных филос.-методологич.
проблем науки.
Осн. течения неопозитивизма — логич. эмпиризм (Карнап, Ф. Франк, Рейхенбах),
логич. прагматизм
(Куайн, Гудмен) и лингвистическая философия (поздний Витгенштейн, Райл, Остин,
Стросон,
Уисдом), подменяющая филос. исследование лингвистическим. Совр. форма
неопозитивизма —
аналитическая философия.
В 1-й пол.— сер. 20 в. определ. влияние приобрёл персонализм (Бердяев, Мунье, Р.
Флюэллинг) —
ре-лиг.-идеалистич. направление, признающее личность высшей духовной ценностью,
а весь мир —
проявлением активности «верховной персоны» — бога. Одним из ведущих направлений
бурж. Ф.
сер. 20 в. являлся экзистенциализм — совр. форма иррационализма, возникшая как
выражение
кризисного состояния бурж. общества. Осн. его течения — «атеистический»
экзистенциализм (Сартр,
Камю, ранний Хайдеггер) и религ. экзистенциализм (Марсель, Ясперс, Бубер).
Отвергая науч. Ф.,
экзистенциализм выдвигает на первый план проблему человека, рассматривая его не
как природное и
социальное существо, а как духовную экзистенцию — возможность «существования»,
реализующуюся в акте абсолютно свободного выбора.
Наиболее влиятельным направлением совр. религ. Ф. является неотомизм (Маритен,
Жильсон,
Бохень-ский) — ведущее филос. учение католицизма. Неотомизм — теологич. форма
совр.
объективного идеализма; его Ф.— метафизика, возрождающая осн. принципы ср.-век.
схоластич.
учения Фомы Аквинского; основываясь на принципе «гармонии разума и веры»,
неотомизм
выдвигает религиозное истолкование совр. науч. теорий.
В 60—70-х гг. 20 в. такие направления бурж. философии, как прагматизм,
феноменология,
экзистенциализм, неопозитивизм, постепенно утрачивают своё влия-
ФИЛОСОФИЯ 729
ние. На передний план выступают филос. антропология, герменевтика,
структурализм,
франкфуртская школа, критич. рационализм, пытающиеся путём изменения
проблематики и методов
исследования преодолеть кризисное состояние зап. филос. мысли.
Объявив себя основополагающей филос. дисциплиной, философская антропология
(Плеснер, Гелен,
Э. Рот-хаккер, М. Ландман) претендует на филос. осмысление науч. знаний о
человеке. Однако её
представители не сумели создать целостный образ человека, ибо игнорировали его
социальную
сущность. Представители филос. герменевтики (Э. Бетти, Гадамер, Рикёр) видят в
ней не только
метод гуманитарных наук, но и способ истолкования культурно-историч. ситуации и
бытия. Усмат-
ривая в проблеме языка осн. проблему Ф., они отвергают объективное науч.
познание, безгранично
доверяя косвенным свидетельствам сознания, воплощающимся в языке. Структурализму
(Леви-
Строс, Лакан, Фуко) как филос. течению присуща абсолютизация структурного метода
и языковых
структур. Стремление раскрыть универс. структуры социальной реальности и
человеч. мышления
перерастает у структуралистов в поиск мета-физич. сущностей. Франкфуртская школа
(Хоркхай-
мер, Адорно, Маркузе, Хабермас) усматривает осн. функцию филос. знания в
«тотальной» критике
науч. познания, социальных институтов, культуры, отрицая возможность
существования систематич.
Ф. В доктрине франкфуртской школы субъективистская критика подменяет собой
практику.
Критич.рационализм (Поппер, Лакатос, Альберт, Фейерабенд), строящий свою
концепцию на основе
проблем развития науч. знания, не признаёт наличие у Ф. своего собств. метода
исследования. Его
представители видят задачу Ф. в т. н. рациональной критике (заимствованной у
науки), что по
существу означает отказ от филос. теории и мировоззрения.
Совр. бурж. Ф. является выражением глубоких противоречий позднекапиталистич.
общества. Общий
кризис капитализма обусловил кризисный характер развития бурж. Ф. как теоретич.
базы бурж.
идеологии. Характерные черты бурж. Ф. 20 в.: идеализм и метафизика,
иррационалистич. искажение
диалектики, отрицание мировоззренч. значения науки, утверждение ре-лиг, картины
мира, эклектизм,
попытки «преодолеть» противоположность материализма и идеализма. В силу
несостоятельности
исходных принципов — прежде всего идеализма и отказа от диалектики — многочисл.
течения и
школы бурж. Ф. оказались не в состоянии дать науч. анализ сущности и
закономерностей совр.
эпохи, решить актуальные проблемы бытия, познания и общества. Опираясь на
достижения обществ.
практики и науки, марксистско-ленинская Ф. ведёт непримиримую борьбу со всеми
видами совр.
идеализма и метафизики.
Место и роль марксистско-ленинской философии в системе научного знания. Опыт
истории
показывает, что Ф. необходимо должна опираться на совокупность добытых
человечеством знаний,
что все выдающиеся мыслители прошлого стояли на уровне науки своего времени. Мн.
фундаментальные положения совр. науки были выдвинуты Ф.: концепция атомизма,
идея рефлекса,
положение о сохранении количества движения, принцип детерминизма, идея развития
и т. д. Уже в
нач. 20 в. Ленин сформулировал важнейший для совр. естествознания принцип
неисчерпаемости
материи. В тесной связи с Ф. разрабатываются совр. теории пространства и
времени, принципы
сохранения и др. В свою очередь прогресс науки обогащал и обогащает Ф. Все
крупнейшие науч.
открытия способствовали развитию филос. мировоззрения, означали продвижение
вперёд в области
методов мышления. Создание марксизма-ленинизма радикально изменило как понимание
соци-
альных процессов, так и весь строй науч. мышления.
730 ФИЛОСОФИЯ
Подлинно науч. Ф. не подменяет собой частные науки, а лишь вооружает их
мировоззрением, общим
методом познания и теорией мышления, благодаря чему занимает ключевую позицию в
системе
наук. Область применения методов частных наук обычно ограничивается рамками
предмета данной
науки. В отличие от этого методы Ф.имеют универс. характер. Но они прилагаются к
спец. областям
знания не прямо, а в результате переработки их в систему положений, применимых к
спе-цифич.
материалу соответств. науки. Развитие совр. науки показывает, что наиболее
адекватным универс.
методом для неё оказывается материалистич. диалектика. Материализм побуждает
отыскивать
реальные основания для любых порождений теоретич. мысли, а диалектика позволяет
исследователю
глубже проникать в суть вещей. Именно «...диалектика является для современного
естествознания
наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым
метод
объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей
природы, для
переходов от одной области исследования к другой» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т.
20, с. 367). Изолировать частные науки от Ф.— значит обрекать учёных на отказ от
мировоззренч. и
общеме-тодологич. принципов исследования. Сознат. приобщение к филос. культуре
позволяет
специалисту преодолеть односторонность в подходе к объекту исследования, крайне
отрицательную
в условиях совр. узкоспециали-зиров. науч. деятельности. Это особенно важно в
науке 20 в., когда
естествознание испытывает огромное влияние интегрирующих тенденций,
выразившихся, напр., в
возникновении кибернетики и проявляющихся в попытках построения общей теории
элементарных
частиц, общей теории биологич. эволюции, общей теории систем и т. д. Обобщения
такого уровня
невозможны без серьёзной филос. базы.
В совр. науч. познании всё более важной становится методологич. проблематика —
анализ логич.
аппарата, типов и способов построения теории, взаимодействия эмпирич. и
теоретич. уровней
познания, исходных понятий и аксиом науки и т. п. Все эти проблемы носят филос.
характер и
требуют объединения усилий философов и представителей естеств. и обществ. наук.
Место Ф. в науч. познании определяется не рамками отд. опыта, а развитием науки
и науч. практики
в целом; оно выявляется на уровне выдвижения и обоснования фундаментальных
гипотез,
построения теорий, выявления и разрешения их внутр. противоречий, раскрытия
сущности исходных
понятий науки, осмысления новых принципиальных фактов и выводов из них,
разработки методов
исследования и т. д. Особенно важна роль филос. анализа в кризисных ситуациях и
революциях в
науке, выражающих диалектич. путь познания. В таких ситуациях, суть к-рых
составляет противоре-
чие между сложившейся системой понятий и вновь открытыми фактами, выход из
кризиса
достигается лишь путём обращения к филос. основаниям и предпосылкам соответств.
науки.
Марксистско-ленинская Ф. позволяет понять закономерную связь развития
естествознания с
социальными условиями эпохи, осмыслить социальное значение науч. открытий и их
приложений. В
условиях научно-технич. революции и гигантских социальных сдвигов перед
человечеством
возникают острейшие социальные вопросы, обоснованный ответ на к-рые может дать
только
марксистско-ленинская Ф.
В обстановке острой идеологич. борьбы представители спец. областей знания, не
вооружённые науч.
мировоззрением и методологией, нередко оказываются беспомощными перед натиском
бурж.
идеологии. Чтобы успешно противостоять этому натиску, учёный «...должен быть
современным
материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен
Марксом, то
есть должен быть диалектическим материалистом» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 45, с.
30),
Марксистско-ленинская Ф. является мировоззренч. и методологич. основой всего
социального
познания. Она вооружает социальную мысль пониманием общих закономерностей
историч. развития
человечества.
Марксистско-ленинская философия и политика. Ф. всегда служила одним из осн.
орудий идейной
борьбы различных социальных групп, ареной теоретич. столкновения политич.
партий. По самой
своей сути и функции мировоззрение носит классовый и тем· самым партийный
характер. Каков
обществ. класс, каково его положение и место в системе обществ. отношений и
вытекающая отсюда
историч. миссия, таково и его филос. мировоззрение.
Борьба классов в истории общества получает своё выражение в борьбе
мировоззрений. Особую