<< Пред. стр. 387 (из 449) След. >>
Филос. проблемы развития науки, М., 1982.ФИЛОСОФИЯ ПРАВА, наука о наиболее общих теоре-тико-мировоззренч. проблемах
правоведения и государ-ствоведения. От юридич. наук, изучающих конкретные
правовые системы,
отличается тем, что ставит и решает эти проблемы на филос. уровне.
Ф. п. сложилась и длит. время выступала как составная часть филос. систем. Уже в
антич. философии
(Сократ, Платон, Аристотель) активно обсуждались такие проблемы Ф.п., как
соотношение права и
справедливости, права и закона, права и силы, о месте права в иерархии
социальных ценностей и др.
Особенно значит. место Ф. п. занимала в философии Просвещения (доктрина
естественного права) и
в нем. классич. философии (напр., «Ф. п.» Гегеля), выступая как форма социальной
философии,
обосновывавшей определ. обществ. и гос. строй. Позднее Ф. п. стала превращаться
в составную часть
широко развившейся в бурж. обществе юридич. науки. Нередко термин «Ф. н.»
употребляется в ней
как синоним общего учения (общей теории) о праве. Однако с кон. 19 в. Ф. п. чаще
понимается в
более узком значении как автономная дисциплина, отличная от общей теории и
социологии права и
призванная изучать не само действующее право и реальный правопорядок, а
идеальные, духовные
начала, лежащие якобы в основе права. Осн. понятием толкуемой таким образом
бурж. Ф. ц. ста-
новится «идея права» в её неокантианском (Штаммлер, Радбрух, Б. А. Кистяковский
и др.) или
неогегельянском (Ю. Биндер, К. Лоренц и др.) истолковании.
После 2-й мировой войны в Ф. и. преобладает влияние Гуссерля, Шелера, Н.
Гартмана, а также
экзистенциа-
лизма. Как реакция на длит. господство неокантианства феноменологич. линия в ?.
п. (идущая от А.
Рей-наха) акцентирует внимание на «онтологии права», однако имеет при этом в
виду некое
идеальное бытие права, точнее предшествующих реальным юридич. категориям и
нормам «правовых
эйдосов», «сущностей», «ценностей». Т. о., законодатель и правовед, подобно
математику, лишь
открывают правовые понятия, нормы, ценности методом феноменология, редукции.
Экзистен-
циалистская линия (В. Майхофер, Е. Фехнер) видит подлинное бытие права не в
комплексе норм, а в
правовом переживании конкретных ситуаций; в частности, и правосудие призвано к
тому, чтобы
извлекать право из конкретных ситуаций, а не из предустановленных правил.
С возникновением марксизма Ф. п. была впервые поставлена на материалистич.
основу. Применение
к праву принципов диалектич. и историч. материализма позволило всесторонне
раскрыть сущность
права, его взаимоотношения с др. социальными институтами и нормами, его
экономич., политич. и
идеологич. роль, место в системе социальных ценностей, историч. перспективы.
Марксизм сочетает
филос., социологич. и собственно юридич. подходы к изучению права, а не
противопоставляет их,
как это имеет место в бурж. юриспруденции. В этом плане Ф. п. выступает как один
из аспектов
теории государства и права — обобщающей, общетеоретич. дисциплины в системе
юридич. наук.
В юридич. литературе термин «Ф. п.» употребляется также применительно к
совокупности тех
проблем теории права (в особенности методологических и гносеологических),
решение к-рых
требует широкого и непосредств. использования ряда филос. положений и выводов.
• Туманов В. А., Бурж. правовая идеологич. М., 1971; К е р и м о в Д. А., Филос.
проблемы права, М., 1972; Я в и ч Л. С.,
Общая теория права, Л., 1976; PeschkaV., Grundprobleme der modernen
Rechtsphilosophie, [Bdpst], 1974.
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ, см. Натурфилософия.
«ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА И ВЕРЫ» (нем. Glaubensphilosophie), иррационалистич.
направление в
нем. философии 2-й пол. 18 в., связанное прежде всего с именем Якоби, а также
Гамана и др. В
основе «Ф. ч. и в.»— идея нецосредств. знания, к-рое противопоставлялось у Якоби
рациональному,
опосредованному, дискурсивному познанию. Согласно «Ф. ч. и в.», достоверность
существования
вещей реального мира дана в «чувстве» или «вере», причём уже Гаман смешивает
понятия фило-
софии Юма faith — религ. веру, и belief — определ. убеждение, мнение. «Ф. ч. и
в.» была тесно
связана с характерным для духовной атмосферы Германии 1770-х гг. психологизмом,
культом
чувства, субъективизмом и явилась религ.-филос. обоснованием этих умонастроений.
Разнообразное
продолжение получила в филос. интуитивизме 19—20 вв. Гегель во многих своих
работах уделил
большое место критике интуитивизма Якоби.
• Кожевников В. А., Ф. ч. ив. ..., ч. 1, М., 1897; Асмус В. Ф., Проблема
интуиции в философии и математике, M., 19652.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, в широком смысле — филос. учение о природе (сущности)
человека, к-рый служит исходной точкой и центр. предметом рассмотрения; в узком
смысле —
течение зап.-европ., преим. нем., философии 1-й пол. 20 в.
Как течение нем. бурж. мысли Ф. а. возникла в 20-х гг. в русле происходившего
тогда общего для
зап.-европ. философии «антропологич. поворота» и опиралась на идеи философии
жизни (Дильтей) и
феноменологии (Гуссерль и др.).
Шелер, один из родоначальников Ф. а., в работе «Положение человека в космосе»
(«Die Stellung des
Menschen im Kosmos», 1928) выдвинул задачу создания основополагающей науки о
человеке. Он
начертал обширную программу филос. познания человека во всей полноте его бытия,
предполагая,
что Ф. а. соединит конкретно-науч. изучении различных сфер человеч.. бытия с
целостным, филос.
его постижением, В этой работе, как и в
труде др. теоретика Ф. а. Плеснера «Ступени органического и человек» («Die
Stufen des Organischen
und der Mensch», 1928), в космологич. перспективе рассматривались нек-рые
существ. аспекты
отношения человека к животному и растит. миру. Этот органич., биоантропо-логич.
подход к
проблеме человека не стал подготовит. этапом последующего, более целостного
взгляда на человека,
но по существу узко ограничил горизонт филос.-антропологич. мышления и был
унаследован др.
представителями Ф. а. (А. Геленом, Э. Ротхаккером, Э. Хен-гстенбергом, М.
Ландманом и др.).
Программа, выдвинутая Шелером, не была выполнена. Ф. а., несмотря на нек-рые её
науч. и
теоретич. достижения, не стала целостным учением о человеке и вылилась в отд.
филос.-
антропологич. теории — биологическую, психологическую, религиозную, культурную и
др., к-рые
при известной принципиальной общности обнаружили существ.и различия как в
методах исследо-
зания, так и в понимании характера и назначения Ф. а. У Шелера человек — не
столько
биологическое, но гл. обр. духовное существо, выделяющееся способностью к
«чистому созерцанию
вещей»; у Плеснера подчёркивается эксцентрич. природа утратившего свою самость
человека,
«приговорённого» в силу этого к вечному поиску и самосовершенствованию; по
Гелену, человек по
причине биологич. недостаточности предопределён к деятельной активности,
реализующей себя в
различных формах культуры; у Ротхаккера и Ландмана он — продукт определ. стиля
жизни, или
«объективного духа» культуры. Сторонники Ф. а. в каждом конкретном случае
выбирают к.-н. отд.
специфич. аспект и возвышают его до уровня единств. определяющего признака
природы человека,
при этом другие, не менее важные аспекты игнорируются, так что в целом
методологич. принципы
Ф. а. и вытекающие из них конкретные теоретич. построения страдают существ.
пороками. Остались
неосуществлёнными притязания Ф. а. на положение специальной, наряду с другими,
дисциплины в
составе философии, тем более основополагающей филос. дисциплины, осмысливающей
науч. знание
о человеке и воссоздающей на этой основе его целостный образ. Оттеснённая в
послевоен. время
экзистенциализмом, Ф. а. в 60—70-х гг. влилась в широкое идейное движение,
претендующее на
теоретич. осмысление и истолкование совр. знания о человеке, на достижение
нового филос.
понимания природы человека (прагматизм, глубинная психологич. структурализм).
Общефилос. принципы понимания сущности человека, выработанные марксистско-
ленинской
философией, служат наиболее перспективным и достаточным основанием для
конкретного филос.-
антропологич. исследования, для выработки спец. филос. учения о человеке,
конкретизирующего
общефилос. положения о его социальной и предметно-деятельной сущности, о его
месте в природе,
роли в развитии общества, истории, познания. Философы-марксисты отвергают
имевшие место
попытки эклектич. сочетания марксизма с антропологич. подходом (Сартр и др.), а
также
ревизионистские искажения марксизма в духе абстрактного антропологизма.
• Корнеев П. В., Совр. Ф. а., М., 1967; Л ю б у т и н К. Н., Критика совр. Ф.
а., М., 1970; Григорьян Б. Т., Ф. а.: Критич.
очерк, М., 1982; Landmann M-, Philosophische Anthropologie, В., 1955; Rothacker
E., Philosophische Anthropologie, Bonn,
1956; Landsberg· P., Einfuhrung in die philosophische Anthropologie, Fr./M.,
I9602; Die. Frage nach dem Menschen, Freiburg
— Munch., 1966; Neue Anthropologie, hrsg. v. H.-G. Gadamer, P. Vogler, Bd 1—7,
Stuttg 1972—75.
ФИЛОСОФСКИЕ ЖУРНАЛЫ. Как специфич. форма науч. лит-ры появились в кон. 17 в. В
18 в.
возникли собственно Ф. ж.— первоначально в Германии: «Acta philosophorum»
(Halle, 1715—26);
«Philosophisches Journal einer Gesellschaft deutscher Gelehrten» (Jena —
ФИЛОСОФСКИЕ 735
Lpz., 1795—1800); «Kritisches Journal-der Philosophie» (Tub., 1802—03). Первые
Ф. ж. нередко
содержали статьи по широкому кругу проблем — педагогике, политике, праву,
теологии [«Revue
philosophique, litteraire et politique» (P., 1794—1807); «Zeitschrift fur
Philosophie und Padagogik»
(Langensalza, 1894—1914)].
К сер. 19 в. новые Ф. ж. были созданы в Германии [«Zeitschrift fur Philosophie
und philosophische
Kritik» (Lpz., 1837—1918)], Франции [«Revue philosophique et religieuse» (P.,
1855—58)]. G 1850 по
1900 был основан 31 Ф. ж. Начали издаваться также первые междунар. журналы [США
— «The
Monist. An International Journal of General Philosophical Inquiry» (Chi., 1890—
1936)]; первые
библиография, периодич. издания [«Repertoire bibliographique de la philosophie»
(Louvain, с 1894)];
появились специализиров. Ф. ж. — по этике, социальной философии.
Во 2-й пол. 19 в. представители различных филос. течений организовали свои
журналы:
неокантианцы — «Kant-Studien» (Hamb.— Lpz., с 1896), неотомисты —
«Philosophisches Jahrbuch»
(Munch., с 1888); «Revue thomiste» (P., с 1893); «Revue de philosophie» (P.,
1900— 1939);
представители неокритицизма — «Annee philosophique» (P., 1867—1913). В 1900—14
было создано
19 новых Ф. ж.; появились специализиров. Ф. ж. по эстетике-, философии культуры
и философии
истории, создаётся междунар. журн. «Logos. Internationale Zeitschrift fur
Philosophie der Kultur» (Tub.,
1910—33). К нач. 1-й мировой войны в мире выходило более 40 Ф. ж.; в период
войны издание
многих Ф. ж. прервалось, нек-рые перестали выходить. В 1919—39 возникло 57 новых
Ф. ж.;
появились специализиров. Ф. ж. по логике и методологии науки [«Erkenntnis»
(Lpz., 1930—40);
«Philosophy of Science» (Bait., с 1934); «Theoria» (Goteborg, с 1935)].
Во время 2-й мировой войны 21 Ф. ж. перестал издаваться. Новые Ф. ж. создавались
преим. в США.
В по-слевоен. годы число Ф. ж. растёт: в 1945—50 было создано 37 новых Ф. ж., в
1950 — ок. 50, в
1951—60 также ок. 50, в 1960—66 стало выходить ок. 40 новых Ф. ж. В этот период
появились Ф. ж.
в ряде стран Лат. Америки, Пакистане, Индии; произошла дальнейшая специализация
Ф. ж. по
истории, философии, эстетике, методологич. проблемам социальных наук, этике,
логике, были
созданы реферативные Ф. ж., новые междунар. Ф. ж. Осн. тенденция в развитии Ф.
ж. — удвоение
об-щего их числа за 15—20 лет (в 1850—4, 1870—9, 1890-19, 1910—38, 1930—58,
1950—97, 1970 —
ок. 200).
Ф. ж. в России: «Философский трёхмесячник» (К., 1885—87); «Вопросы философии и
психологии»
(1889— 1918); «Логос» (1910—14); «Новые идеи в философии» (1912—14); «Вера и
разум» (1884—
1916).
В СССР издавались журналы: «Под знаменем марксизма» (1922—44), «Проблемы
марксизма»
(1928—34). «Летописи марксизма» (1926—30), «Вестник Коммуни-стич. Академии»
(1922—35),
«Мысль» (1922), «Фiлософ-ська думка» (1927—37). Выходят журналы: «Вопросы
философии» (с
1947), «Филос. науки» (с 1958), «Вестник МГУ. Философия» (с 1966), «Вестник ЛГУ.
Философия» (с
1956), «Фiлософська думка» (К., с 1969), реферативные журналы — «Обществ. науки
в СССР. Сер. 3.
Филос. науки» (с 1973) и «Обществ. науки за рубежом. Сер. 3. Философия и
социология» (с 1973).
Ф. ж. за рубежом. Австралия: «Australian Journal of Philosophy» (Sydney, с
1923). Австрия: «Wiener
Zeitschrift fur Philosophie, Psychologie und Padagogik» (W., с 1947). Бельгия:
«Revue philosophique de
Louvain» (Louvain, с 1894); «Tijdschrift voor philosophie» (Leuven, с 1939).
Болгария: «Философска
мисъл» (София, с 1945). Бразилия: «Revista brasilei-ra de filosofia» (Sao Paulo,
с 1951). Великобрита-
ния: «Ratio» (Oxf., с 1957); «The British Journal of
736 ФИЛОСОФСКИЕ
Aesthetic» (L:, с I960); «British Journal for the Philosophy of Science»
(Edinburg, с 1950); «Mind» (L., с
1876); «Studies in History and Philosophy of Science» (L., с
1970); «Metaphilosophy» (Oxf., с 1970); «Nous» (Bloomin-gton, с 1967). Венгрия:
«Magyar filozofiai
szemle» (Bdpst, с 1957). Г Д P: «Deutsche Zeitschrift fur Philosophie» (В., с
1953). И с n a H и я: «Revista
de filosofia» (Madrid, с 1942). Италия: «Archivio di filosofia» (Ro-ma, с 1931);
«Filosofia» (Torino, с
1950); «Giomale di metafisica» (Torino, с 1946); «Giomale critico della
filosofia italiana» (Messina —
Firenze, с 1920); «Rivista cri-lica di storia della filosofia» (Mil., с 1946);
«Rivista di filosofia» (Modena —
Torino, с 1909); «Rivista di filoso-fia neoscolastica» (Mil., с 1909). Канада:
«Dialogue. Revue canadienne
de philosophie» (Kingston, с 1962); «Canadian Journal of Philosophy» (Edmonton,
с 1971). Нидерланды:
«Idealistic studies» (The Hague, с
1971). Норвегия: «Inquiry» (Oslo, с 1958). ? о л ь-ш a: «Studia i'ilozoficzne»
(Warsz., с 1957); «Studia lo-
gica» (Poznan — Warsz., с 1953); «Studia estetyczne» (Warsz., с 1964). Румыния:
«Cercetari filozofice»
(Buc.. 1954—63, с 1964 назв. «Revista de filozofie»). США: «American
Philosophical Quarterly»
(Pittsburgh, с 1964); «American Philosophical Society. Yearbook» (Phil., с
1937); «Journal of
Existentialism» (N. Y., с 1960); «Journal of Philosophy» (N. Y., с 1904);
«Journal of the History of Ideas»
(N. Y., с 1940); «Journal of the History of Philosophy» (Berk., с 1963); «Modern
Schoolman» (St. Louis, с
1925); «Personalist» (Los Ang., с 1920); «Philosophical Review» (Ithaca —
Boston, с 1892); «Philosophical