<< Пред.           стр. 389 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 философии и
 психологии, под ред. Дж. М. Болдуина, т. 1—3 (Dictionary of philosophy and
 psychology, ed. by J.M.
 Baldwin, v. 1—3, N. Y.—L., 1901—05; Gloucester, 1957); Энциклопедия по
 философии, гл. ред. П.
 Эдуарде, т. 1—8 (The encyclopedia of philosophy, ed. P. Edwards, v. 1—8, N. Y.—
 L., 1967; 19722).
 Франция: Блая Э., Словарь по древней, новой и совр. философии, т. 1—2, доп.
 (Blanc Ё., Dictionnai-re
 de philosophie ancienne, moderne et contemporaine, t. 1—2, suppl., P., 1906—09);
 Гобло Э., Филос.
 словарь (G o b l o t E., Le vocabulaire philosophique, P., 1901; 19387); Жоллве
 Р., Словарь по философии
 (J olivet4 R., Vocabulaire de la philosophie, Lyon, 1942; 19574); Кювилье ?.,
 Новый филос. словарь
 (Сuvillier ?., Nouveau vocabulaire philosophique. P., 1956); Лаланд ?.,
 Специальный критич. словарь
 по философии (L a l a n d e ?., Vocabulaire technique et critique de la
 philosophie, fasc. 1—21, P., 1902—
 22; 197211); Легран Ж., Словарь по философии (L e g r a n d G., Dic-lionnaire de
 philosophie, P., 1973);
 Словарь великих филос. доктрин, под ред. Л. Жерфаньона (Dictionnai-re desgrandes
 philosophies, sous
 la dir. de L. Jerphagnon, Toulouse, 1973); Фулькье П., Словарь филос. языка (F o
 u l q u i ё Р.,
 Dictionnaire de la langue philosophique, P., 1962; 19692). ФРГ: Краткий филос.
 словарь [издательства]
 Хердера, под ред. М. Мюллера и А. Хальдера (Herders Kleines philosophisches
 Worterbuch, hrsg. v. M.
 Muller und A. Halder, Freiburg im Breisgau, 1958); Мецке Э., Настольный словарь
 по философии (M e t
 z k e E., Handlexikon der Philosophie. Hdlb., 1948, 19493); Философия, под ред.
 А. Димера и И. Френ-
 целя (Philosophie, hrsg. ?. ?. Diemer und I. Frenzel, Fr./M., 1958; 196911);
 Философский словарь, осн. Г.
 Шмидтом (Schmidt H., Philosophisches Worterbuch, Lpz., 1912; 197419); Филос.
 словарь, под ред. В.
 Бруггера (Philosophisches Worterbuch, hrsg. v. W. Brugger, Freiburg im Breisgau,
 1947; 196713).
 Историко-филос. и биогpафич. Ф. с. и э. Вильман О., Важнейшие филос. термины в
 историч.
 последовательности (W i 11 m a n n O., Die wichtigsten philosophischen
 Fachausdrucke in historischen
 Anordnung, Kempten — Munch., 1909; 19333); Декуртинс К., Краткий словарь
 философов. От
 досократиков до современности (Decurtins С., Kleines Philosophen-Lexikon. Von
 den Vorsokratikern bis
 zur Gegenwart, Affoltern, 1952); Историч. словарь по философии, под ред. И.
 Риттера, т. 1—5 —
 (Historisches Worterbuch der Philosophie, hrsg. v. J. Ritter, K. Grunder, Bd 1—
 5—, Basel —Stuttg.,
 1971—80); Кьернан Т., Биографич. словарь по истории философии (К i r1 r ]) я n
 Т.. Who's who in the
 history of philosophy, N. Y., 1965); Ноак Л., Историко-филос. лексикон (N о а с
 k L., Philosophie
 
 geschichtliches Lexikon, Lpz., 1879; Stuttg.—Bad Cann-statt, 1968); Питере Ф.,
 Греч, филос. термины.
 Историч. лексикон (Peters F. E., Greek philosophical terms. Ahistorical lexicon,
 N. Y.—L., 1967);
 Словарь философов (Dictionnaire des philosophes, P., 1962); Томас Г. Биография,
 энциклопедия но
 философии (Т h от a s H., Biographical encyclopedia of philosophy, Garden City—
 N. Y., 1965);
 Цигенфус В., Юнг Г., Лексикон философов, т. 1—2 (Ziegenfuss W., Jung G.,
 Philosophen-Lexikon, Bd
 1—2, B., 1949—50); Эйслер Р., Лексикон философов. Жизнь, труды и учения
 мыслителей (E i s l o r
 R., Philosophen-Lexikon. Lehen, Werke und Lehren der Denker, B., 1912; 1972). Т.
 С. Лаврова.
 «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ», произв. В. И. Ленина, в к-ром разработан ряд
 принципиальных
 положений о диалектике как логике и теории познания марксизма, а также о
 категориях как
 основном содержании теории диалектики.
 «Ф. т.» — это десять тетрадей конспектов и выписок из книг (К. Маркса и Ф.
 Энгельса, Гегеля,
 Фейербаха, Аристотеля, Ф. Лассаля и др.), сделанных Лениным в период 1914—16, а
 также отд.
 набросков, наиболее развёрнутым и важным из к-рых является фрагмент «К вопросу о
 диалектике».
 Впервые «Ф. т.» опубликованы в 1929—30. «Ф. т.» в целом представляют собой
 подготовит.
 материал для задуманной Лениным работы по теории материалистич. диалектики. Идеи
 «Ф. т.»
 составили методологич. основу теории империализма, использованы Лениным в
 статьях по
 экономике и политике, напр. «Крах II Интернационала», «Русские зюдекумы»,
 «Детская болезнь
 „левизны" в коммунизме», «Еще раз о профсоюзах...», «О значении воинствующего
 материализма» и
 др.
 Работа Ленина над «Ф. т.» была вызвана необходимостью дальнейшей разработки
 философии
 марксизма в условиях, когда теоретики 2-го Интернационала отрицали наличие в
 марксизме собств.
 филос. системы, в особенности теории познания, и настаивали на соединении
 экономич. учения К.
 Маркса с кантианством, позитивизмом или даже энергетизмом.
 Изучая труды Гегеля, Ленин подмечает непоследовательность гегелевской
 диалектики, вскрывает её
 идеали-стич. и мистич. характер, но вместе с тем подчёркивает, что без её
 крития. освоения нельзя
 проникнуть в существо марксистского метода мышления. Именно Гегелю первому
 удалось угадать
 «... в смене, взаимозависимости всех понятий, в тождестве их противоположностей,
 в переходах
 одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий, именно такое
 отношение вещей,
 природы» (ПСС, т. 29, с. 179). Вместе с тем мистицизм гегелевской позиции
 заключается в
 обожествлении «логич. идеи», мышления. Отсекая эти черты идей Гегеля, Ленин
 применяет учение о
 развитии к процессу познания. Диалектика неполна без выражения движения в логике
 понятий, т.е.
 она имеет подлинный смысл как логика и теория познания. В этой связи приобретает
 особое зна-
 чение категория практики, к-рую в идеалистич. виде начал вводить в логику
 Гегель. Предметная
 деятельность рассматривается Лениным как основа для формирования
 категориального, логич. строя
 мышления, в к-ром воспроизводится диалектика объективного мира. Поэтому
 диалектика как филос.
 наука есть одновременно и онтология (учение о бытии), и гносеология (теория
 познания), есть
 содержательная логика, к-рая ни в коей мере не может быть сведена к общей схеме,
 иллюстрируемой
 «суммой примеров» (см. там же, с. 316). «Согласие» с принципом развития, не
 распространённое на
 логику и гносеологию, Ленин квалифицирует как вульгаризацию и опошление
 диалектики. Особый
 смысл поэтому приобретает закон единства и борьбы противоположностей,
 позволяющий выразить
 самодвижение в системе понятий. Для определения характер» связи
 противоположностей внутри
 единого целого Ленин употребляет различные термины (единство, совпадение,
 тождество, равнодействие), к-рые раскрывают взаимопроникновение, взаиыопереход
 противоположностей. «Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают
 (как становятся)
 тождественными противоположности,— при каких условиях они бывают тождественны,
 превращаясь друг в друга,— почему ум человека не должен брать эти
 противоположности за
 мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в
 другую» (там же, с
 98). Ленин обращает внимание на необходимость использования для изучения и
 изложения диа-
 лектики вообще логики «Капитала», в к-ром Маркс дал образец диалектико-
 материалистич. анализа
 реальности.
 Большое методологич. значение имеет ленинское положение о том, что теория
 диалектики должна
 быть сгустком, итогом, обобщением всей истории познания, включая историю умств.
 развития
 человеч. рода и индивидуума, историю языка, физиологию органов чувств. историю
 философии,
 историю всех отд. отраслей знания. Ленин высоко оценивает гегелевскую идею о
 том, что историко-
 филос. развитие, освобождённое от случайностей историч. формы, должно составить
 существенное
 содержание науч. философии. В понимании процесса становления и применения логич.
 категорий в
 истории познания и философии Ленин подчёркивает удачность гегелевского образа
 «круга кругов»,
 к-рый в противоположность простой хронологии и эмпирич. констатации раскрывает
 противоречивость, сложность, многосторонность, спиралевидность процесса
 познания. Анализируя
 план диалектики (логики) Гегеля, Ленин отмечает, что в последовательности
 изложения категорий
 должен найти отражение общий ход движения человеч. познания. Ленин требует
 показать
 основополагающее значение понятия материи и углубить его, выделяя те моменты,
 шаги, ступени,
 узловые пункты в процессе познания, к-рые «...направляются от субъекта к
 объекту, проверяясь
 практикой и приходя через эту проверку к истине...» (там же, с. 301). «С одной
 стороны, надо
 углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти
 причины явлений. С
 другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от
 внешности явлений
 к субстанции» (там же, с. 142—43). Ленин подчёркивает активность сознания,
 находящую
 выражение в преобразовании человеком природной и социальной действительности, в
 созидании
 культуры на основе познания объективных законов мира. «Сознание человека не
 только отражает
 объективный мир, но и творит его» (там же, с. 194).
 Прослеживая развитие диалектики, Ленин проводит линию воинствующего
 материализма,
 разоблачая суеверие и мистику, свойственные идеализму, критикуя Гегеля за
 фальсификацию им
 истории философии. Он формулирует принципы диалектико-материалистич. критики
 идеализма,
 отмечая недостатки критики и оценки Плехановым и нек-рыми др. марксистами
 кантианства,
 махизма и т. д. «Марксисты критиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов
 более по-
 фейербаховски (и по-бюхнеровски), чем по-гегелевски» (там же, с. 161).
 Конспектируя «Святое семейство» Маркса и Энгельса, Ленин прослеживает процесс
 перехода их на
 позиции науч. социализма и выделяет гл. моменты этого процесса: 1) подход «к
 идее обществ.
 отношений произ-ва»; 2) критика филантропич. теорий социализма и осознание
 революц. роли
 пролетариата; 3) анализ того направления франц. материализма, к-рое подводит к
 социализму. В «Ф.
 т.» Ленина изложена программа филос. исследований, включающая задачи разработки
 диалектики
 как цельной филос. науки, глубокого освоения классич. филос. наследия и острой,
 принципиальной
 критики бурж. философии. Они сыграли громадную
 ФИЛОСОФСКИЕ 739
 роль в развитии марксистско-ленинской философии, определили направление
 исследований
 философов-марксистов.
 • О «Ф. т.» В. И. Ленина, М., 1959; Суворов Л. Н., Вопросы диалектики в «Ф. т.»
 В. И. Ленина, М., 1960; Ка-сымжанов
 А. X., Как читать и изучать «Ф. т.» В. II. Ленина, М., 1968; Кедров Б. М., Из
 лаборатории ленинской мысли, М., 1972. А.
 X. Касымжанов.
 ФИЛОСОФСКИЙ ДИАЛОГ, особый вид филос. лит-ры, раскрывающий филос. тему в
 инсценируемой беседе неск. лиц. Впервые получил распространение в мемуарной лит-
 ре о Будде и
 Сократе. В буддийской лит-ре Ф. д. ещё включён в повествоват. текст, беседа
 наставника с учеником
 преподносится как откровение истины: учитель авторитарно излагает доктрину,
 слушатель внимает
 ему, выражая своё согласие. В классич. Греции 4 в. до н. э. Ф. д. впервые стал
 самостоят. жанром с
 особым присущим ему недогматич. способом разъяснения филос. мысли. Возник из
 записей, к-рые
 велись учениками Сократа. Из т. н. сократич. разговоров, составленных после
 смерти Сократа, до нас
 дошли полностью диалоги Ксенофонта и Платона. Воссоздавая образ Сократа, Платон
 раскрывает
 собств. философию; разоблачение («эленксис») общепринятых взглядов на духовные
 ценности
 служит гл. содержанием драматизированного действия его Ф. д. По мере расширения
 позитивного
 содержания в Ф. д. Платона в них умалялась роль драматич. сценария, и Ф. д. всё
 больше прибли-
 жался к трактату. После Платона Ф. д. стал использоваться преим. в дидактич.
 целях в перипатетич.
 школе (Дикеарх, Гераклид Понтийский и др.). Цицерон подражал Платону в тематике
 своих Ф. д. («О
 законах», «О гос-ве», «Об ораторе»). В поздней античности (2— 5 вв.) Ф. д.
 использовался в
 раннехрист. лит-ре как средство апологии, полемики, наставления; авторы Ф. д.
 либо опирались на
 опыт Платона (Юстин, 2 в.; Ме-фодий Олимпийский, 3—4 вв.; Эней Газский, 5 в.) и
 Цицерона
 (Августин, Против академиков), либо давали в условной форме вопросов и ответов
 авторитарно-
 дидактич. изложение доктрины (Григорий Нисский, О душе и воскресении; Августин,
 Учитель).
 Последняя форма характерна для мн. Ф. д. средневековья (Ан-сельм
 Кентерберийский, Об истине, О
 свободе воли, и др.).
 В ср. века и особенно в эпоху Возрождения, затем в 17—18 вв. получил
 распространение Ф. д.-
 диспут, дискуссия: Абеляр, Диалог между философом, иудеем, христианином; Л.
 Валла, О
 наслаждении и подлинном благе; Бруно, Пир на пепле; Галилей, Диалог о двух
 системах мира;
 Мальбранш, Беседа христ. и кит. философа о существовании бога; Беркли, Три
 разговора между
 Гиласом и Филонусом; Сковорода, Диалог. Имя ему потоп, змеин, и др. В нач. 19 в.
 Ф. д. высоко
 ставился нем. романтиками как форма философствования, близкая к жизни (Ф.
 Шлегель, Разговор о
 поэзии; Шеллинг, Бруно; К. Зольгер, Эрвин. Четыре разговора о красоте и об иск-
 ве). В 19—20 вв. Ф.
 д. утрачивает своё прежнее значение.
 • Миллер Т. А., Мефодий Олимпийский и традиция платоновского диалога, в
 сборнике: Античность и Византия, М.,
 1975, с. 175—94; H i r z е l R., Der Dialog, Bd 1—2, Lpz., 1895; Goldschmidt V.,
 Les Dialogues de Platon, P., 1947; W i l d b o
 l z R., Der philosophische Dialog als literarisches Kunstwerk, Bern, 1952; Ruch
 M., Le proemium phi-losophique chez Ciceron,
 P., 1958; Hofimann M., Der Dialog bei den christlichen Schriftstellern der
 ersten vier Jahrhunderte, B., 1966.
 ФИНИТИЗМ (лат. finitus — определённый, ограниченный, законченный), методологич.
 установка в
 теории доказательств, возникшая в нач. 20 в. в работах Гильберта и его школы с
 целью обоснования
 непротиворечивости теоретико-множеств. математики. Программа Ф. предполагала
 формализацию
 теории (непротиворечивость к-рой доказывается), включая правила вывода и способы
 образования
 понятий, и одновременно её аксио-
 740 ФИЛОСОФСКИЙ
 матизацию (см. Аксиоматичеекий метод) при отвлечении от к.-л. (модельного)
 истолкования её
 формальных объектов. К этим двум требованиям, касающимся изучаемых теорий, Ф.
 присоединял
 требование обязат. наглядности (конкретности) объектов метатеории этих теорий,
 выражающее
 финитную т. зр. на задачу оснований — сведение проблемы непротиворечивости к
 нек-рой
 комбинаторной (конечной) проблеме, разрешимой без обращения к к.-л. «интуиции

<< Пред.           стр. 389 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу