<< Пред.           стр. 392 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 М., 1977; Манин Ю.И., Доказуемое и
 недоказуемое, М., 1979; Want; Н., Logic, computers and sets, ?. ?., 197U, eh. 3,
 p. 57—67.
 ФОРМАЛИЗМ (франц. formalisme, от лат. formalis — относящийся к форме),
 предпочтение,
 отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеч. деятельности (см.
 Содержание и
 форма). В области чело-веч. отношений Ф. проявляется в безукоснит. следовании
 правилам этикета,
 обряда, ритуала, даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это
 бессмысленным, нелепым,
 комичным или драматичным; интересам соблюдения формальных правил здесь
 приносятся в жертву
 интересы содержания человеч. общения. В сфере социального управления Ф.
 проявляется в бю-
 рократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении к его
 смыслу и духу (см.
 Бюрократия).
 В истории иск-ва Ф. проявлялся в отрыве художеств. формы от содержания,
 признании её
 единственно ценным элементом иск-ва и соответственно в сведении художеств.
 освоения мира к отвлечённому формотворчеству. Ф. возникал тогда, когда обществ.
 условия по-
 рождали у какой-либо социальной группы психологич. установку на
 противопоставление иск-ва
 жизни, прак-тич. деятельности, реальным интересам людей. Формалистич. тенденции
 обнаруживаются, напр., в академизме 19 в., однако с наибольшей
 последовательностью Ф. раскрылся
 в бурж. иск-ве 20 в., в таких его течениях, как кубизм, кубофутуризм, дадаизм,
 леттризм, абстрактное
 иск-во, «поп-арт» и «оп-арт», «антитеатр» и «театр абсурда», оказываясь одним из
 проявлений кри-
 зиса бурж. сознания (см. также Модернизм). Именно в это время предпринимаются
 многочисленные
 попытки теоретич. обоснования Ф., в к-рых иск-во трактуется как «игра формы»,
 как способ
 созидания «чистых» эстетич. ценностей, освобождённых от связи с нравств.,
 политич., жизненно
 практич. содержанием.
 Высоко оценивая значение формы в иск-ве, марксистско-ленинская эстетика и лит.-
 художеств.
 критика
 744 ФОРМАЛИЗМ
 всегда вели борьбу со всевозможными проявлениями Ф. — эстетизмом, теорией и
 практикой
 «чистого иск-ва», «искусства для искусства», показывая, что пренебрежение
 содержанием,
 формалистич. установки не только подрывают социальную активность иск-ва, его
 способность
 участвовать в обществ. борьбе, в воспитании людей, но и разрушительно
 сказываются на самой его
 художеств. ценности.
 • Ленин В. И., О литературе и искусстве. [сборник], М., 19796; Плеханов Г. В.,
 Иск-во и лит-ра, М., 1948; Каган М. О.,
 Лекции по марксистско-ленинской эстетике, Л., 19712; Медведев П. Н., Формализм в
 зап.-европ. искусствоведении, в его
 кн.: В лаборатории писателя, Л., 1971; Модернизм. Сб. ст., М., 19732; Ohff H.,
 Anti-Kunst, Dusseldorf, 1973.
 ФОРМАЛИЗМ в логике и математике, одно из осн. направлений в основаниях
 математики и логики,
 выдвигающее в качестве гл. задачи обоснования этих дисциплин построение их в
 виде исчислений
 сред-ствами спец. теории (названной основоположником формализма Гильбертом
 метаматематикой,
 или теорией доказательств).
 Разрабатываемая Гильбертом в 1922—39 программа метаматематич. обоснования
 математики (и
 логики) декларировала возможность «спасения» всей классич. математики, т. е.
 математики,
 строящейся на базе теории множеств Г. Кантора, безоговорочно пользующейся
 абстракцией
 актуальной бесконечности и всем арсеналом дедуктивных средств традиц. логики. По
 замыслу
 Гильберта, отсутствие парадоксов в выбранной систе.ме аксиом теории множеств
 могло бы быть
 гарантировано тем, что метаязык, на к-ром проводилось бы доказательство её
 непротиворечивости,
 содержал бы лишь финитные, конечные (никак не предполагающие использование
 понятия
 «актуальной бесконечности») выразительные и дедуктивные средства, абсолютно
 безупречные в
 отношении их ясности и убедительности.
 Метаматематич. программа Гильберта, в ходе реализации к-рой им самим и его
 школой (П. Бернайс,
 В. Аккерман, Г. Генцен и др.) был получен ряд важнейших результатов (см.
 Непротиворечивость,
 Полнота), подверглась критике со стороны др. направлений оснований математики, в
 первую
 очередь интуиционизма (см. также Логицизм). В то же время фундаментальное
 открытие Гёделя
 (1931), установившее несовместимость требований непротиворечивости и полноты для
 достаточно
 богатых (с т. зр. их выразительных и дедуктивных средств) логико-математических
 исчислений,
 показало принципиальную ограниченность концепции Ф.
 Вместе с тем метаматематич. принципы в сочетании с идеями и аппаратом др.
 направлений (напр.,
 конструктивною направления) используются для разработки проблем теории
 доказательств (напр.,
 амер. логиком Г. Крайзелем, рядом сов. логиков). См. также Аксиоматический
 метод, Метатеория.
 • Гильберт Д., Бернайс П., Основания математики, пер. с нем., т. 1, М., 1979; К
 p а й з е л ь Г., Исследования по теории
 доказательств, пер. с англ., М., 1981.
 ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА, см. Логика.
 ФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ, социологич. направление, пользовавшееся значит. влиянием
 в
 Германии и США в кон. 19 — нач. 20 вв. Её гл. представителей Ф. Тенниса, Г.
 Зиммеля, Л. фон Визе,
 А. Фиркандта, Г. П. Беккера объединяло стремление в противоположность
 распространённым в тот
 период исто-рико-эволюционистским концепциям построить науку об обществе на
 аналитич.
 основании. Соответственно предметом Ф. с. стали не конкретно-историч. социальные
 явления, а
 «чистые формы социальности», т. е. то общее, что свойственно всем обществ.
 явлениям: формы
 социального взаимодействия или социальных отношений (см. Г. Зиммель, Социальная
 дифференциа-
 ция, пер. с нем., М-, 1909. с. 5).
 Теннис и Зиммель вырабатывали детальные классификации форм социальной жизни,
 долженствовавшие
 лечь в фундамент широких историко-социологич. обобщений. Теннис выделял три типа
 социальных
 сущностей или форм социальной жизни: социальные отношения, группы, объединения.
 Им были
 также разработаны классификации норм (нормы социального порядка, права, морали).
 Каждый из
 этих типов разделялся на целый ряд подтипов, в результате чего складывались
 многоуровневые
 разветвлённые классификации, включавшие в себя все формы социального
 взаимодействия.
 Зиммель уделял большее внимание самому понятию социальной формы.
 Противопоставляя форму
 содержанию, он противопоставлял «материю» социального взаимодействия: цели,
 потребности,
 стремления индивидов наиболее часто повторяющимся, характерным для всех эпох
 структурам
 взаимодействия: господство, подчинение, соперничество, разделение труда и т. п.
 При этом Зиммель
 часто объединял по формальному признаку структуры, обладающие различным
 культурно-исто-рич.
 содержанием: христ. секты и раннее коммунистич. движение, супружеский конфликт и
 воен.
 столкновение, подчинение солдата офицеру и рабочего предпринимателю.
 В отличие от Тенниса и Зиммеля, видевших в разработке классификации социальных
 форм лишь
 анали-тич. основание социологии, Визе целиком сосредоточился на изучении и
 классифицировании
 форм социального взаимодействия, отрицая необходимость анализировать в
 социальной науке их
 содержание. В результате Ф. с. Визе оказалась гигантским «аннотированным
 каталогом» типов
 межиндивидуальных взаимодействий и формирующихся на их основе более устойчивых
 обра-
 зований. Будучи позитивистом по своим филос. взглядам, Визе считал реально
 существующими
 лишь чувственно наблюдаемые взаимодействия, в результате чего он объявил
 социальные классы
 «фикцией», а такие проблемы, как классовая борьба, классовое господство и т.
 п.,—
 псевдопроблемами.
 Опыт показал, что построение формальных классификаций не может быть успешным без
 сочетания с
 содержательным теоретич. анализом. Вместе с тем предпринятая Ф. с. попытка науч.
 анализа
 бесконечного многообразия социальной жизни и строгое определение понятий и
 терминов
 социальной науки оказали значит. влияние на развитие социологич. исследований.
 Многие из
 разработанных классификаций используются в сим-волич. интеракционизме,
 структурном
 функционализме, социальном бихевиоризме и др.
 • Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; История буржуазной социологии 19
 — нач. 20 века, М., 1979; Ионин Л.
 Г., Георг Зиммель—социолог. Критич. очерк, М., 1981. Л. Г. Ионин.
 ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, исторически определ. тип общества,
 представляющий собой особую ступень в его развитии: «...общество, находящееся на
 определенной
 ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным
 характером» (Маркс К.,
 см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 6, с. 442).
 Категория Ф. о.-э. занимает центр. место в историч. материализме. Она
 характеризуется, во-первых,
 историзмом и, во-вторых, тем, что охватывает каждое общество в его целостности.
 Выработка этой
 категории основоположниками историч. материализма дала возможность поставить на
 место
 абстрактных рассуждений об обществе вообще, характерных для предшествовавших
 философов и
 экономистов, конкретный анализ различных типов общества, развитие к-рых
 подчиняется присущим
 им специфич. законам. Каждая Ф. о.-э. представляет собой особый социальный
 организм, отличаю-
 щийся от других не менее глубоко, чем отличаются друг от друга различные
 биологич. виды. В
 послесловии ко 2-му изданию «Капитала» К. Маркс приводил высказывание рус.
 рецензента книги,
 по мнению к-рого её истинная цена заключается в «...выяснении тех частных
 законов, которым
 подчиняются возникновение, существование, развитие, смерть данного социаль-
 ного организма и заменение его другим, высшим» (Маркс К., там же,
 т. 23, с. 21).
 В отличие от таких категорий, как производит. силы, гос-во, право и др.,
 отражающих различные
 стороны жизни общества, Ф. о.-э. охватывает все стороны обществ. жизни в их
 органич. взаимосвязи.
 В основе каждой Ф. о.-э. лежит определ. способ произ-ва. Производств.
 отношения, взятые в их совокупности, образуют сущность данной формации. Системе
 данных
 производств. отношений, образующих экономич. базис Ф. о.-э., соответствует
 политико-юридич. и
 идеоло-гич. надстройка. В структуру Ф. о.-э. органически входят не только
 экономические, но и все
 социальные отношения, к-рые существуют в данном обществе, а также определ. формы
 быта, семьи,
 образа жизни (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 1, с. 138—39).
 Исследование Ф. о.-э. даёт возможность подметить повторяемость в обществ.
 порядках различных
 стран, находящихся на одной и той же ступени обществ. развития. А это позволило,
 по словам В. И.
 Ленина, перейти от описания обществ. явлений к строго науч. анализу их,
 исследующему то, что
 свойственно, напр., всем ка-питалистич. странам, и выделяющему то, что отличает
 одну
 капиталистич. страну от другой. Специфич. законы развития каждой Ф. о.-э.
 являются в то же время
 общими для всех стран, в к-рых она существует или утверждается. Нет, напр.,
 особых законов для
 каждой отд. капиталистич. страны (США, Великобритании, Франции и др.). Однако
 имеются
 различия в формах проявления этих законов, вытекающие из конкретно-историч.
 условий, нац.
 особенностей.
 Социализм, как первая фаза коммунистич. формации, также имеет свои общие законы,
 обязательные
 для всех стран, к-рые идут по социалистич. пути развития. Игнорирование этих
 общих законов
 ревизионистами, проповедующими необходимость особых нац. «моделей» социализма
 для каждой
 страны, ведёт к национализму. Однако к отрицательным последствиям может вести и
 игнорирование
 конкретных историч. нац. особенностей отд. стран, догматич. подход, попытки
 подогнать их
 развитие под один шаблон. Успешное строительство социализма возможно лишь на
 базе его общих
 закономерностей и их творч. применения к отд. странам с учётом их конкретно-
 историч. специфики.
 Признание единства общего и особенного является, т. о., основой
 интернационалистской политики
 коммунистических и рабочих партий.
 На основе обобщения истории развития человечества марксизм выделил след.
 основные Ф. о.-э.,
 образующие ступени историч. прогресса: первобытнообщинный строй,
 рабовладельческий,
 феодальный, капиталистический, коммунистический. Первобытнообщинный строй —
 первая
 неантагонистич. Ф. о.-э., через к-рую прошли все без исключения народы. В
 результате её
 разложения осуществляется переход к классовым, анта-гонистич. Ф. о.-э. Среди
 ранних ступеней
 классового общества ряд учёных выделяет, опираясь на нек-рые высказывания Маркса
 и Энгельса,
 кроме рабовла-дельч. и феод. способов произ-ва, особый азиат. способ произ-ва и
 соответствующую
 ему формацию. Однако вопрос о существовании такого способа произ-ва вызвал
 дискуссию и до сих
 пор не получил однозначного решения.
 «Буржуазные производственные отношения,— писал Маркс,— являются последней
 антагонистической формой общественного процесса производства... Буржуазной
 общественной
 формацией завершается предыстория человеческого общества» (Маркс К. и Энгельс
 Ф., Соч., т. 13, с.
 7, 8). На смену ей закономерно приходит, как предвидели Маркс и Энгельс,
 коммунистич. формация,
 открывающая подлинно человеч. историю.
 ФОРМАЦИЯ 745
 Последоват. смена ?. о.-э. объясняется прежде всего антагонистич. противоречиями
 между новыми
 производит. силами и устаревшими производств. отношениями, к-рые на определ.
 ступени
 превращаются из форм развития в оковы производит. сил. При зтом действует общая
 закономерность, открытая Марксом, согласно к-рой ни одна Ф. о.-а. не погибает
 раньше, чем
 разовьются все производит. силы, для к-рых она даёт достаточно простора, а
 новые, более высокие
 производств. отношения никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества
 созреют
 материальные условия их существования (см. там же). Переход от одной Ф. о.-э. к
 другой
 совершается через социальную революцию, к-рая разрешает антагонистич.
 противоречия между
 производит. силами и производств. отношениями, а также между базисом и
 надстройкой. В отличие
 от смены Ф. о.-э., смена различных фаз (стадий) внутри одной и той же формации
 (напр.,
 домонополи-стич. капитализма — империализмом) происходит без социальных
 революций, хотя и
 представляет собой качеств. скачок. В рамках коммуниста«. Ф. о.-я. происходит
 перерастание

<< Пред.           стр. 392 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу