<< Пред.           стр. 398 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 т. п.). В работах
 X. эклектически сочетаются географич.
 детерминизм, расовая теория и концепция гос-ва как живого организма. После 2-й
 мировой войны
 последователи X. пытаются отделить его взгляды от гитлеровской доктрины и
 приспособить
 «очищенные» положения геополитики к интересам гос.-монополистич. капитала в
 новой историч.
 ситуации.
 • Das Japanische Reich in seiner geographischen Entwicklung, W., 1921; Bausteine
 zur Geo.politik, B., 1928; Erdkunde,
 Geopolitik und Wehrwissenschaft, Munch., 1934; Japans Kulturpolitik, B., 1944.
 • см. к ст. Геополитика.
 ХЕРМАН (Hermann) Иштван (p. 10.10.1925, Будапешт), венг. философ, чл.-корр.
 Венг. АН (1976).
 Чл. ВСРП с 1967. С 1973 зав. кафедрой философии Будвг пештского ун-та. Область
 науч.
 исследований: философия культуры, история философии, теория и история эстетики,
 история
 психологии.
 • A magyar dramaert, Bdpst, 1955; Arany Janos esztetikaja,, Bdpst, 1956; Sigmund
 Freud, avagy a pszichologia kalandja, Bdpst,
 1964; A modern szinpad, Bdpst, 1966; A polgari dekaden-cia problemai, Bdpst,
 1967; Vaszon es fuggony, Bdpst, 1967; Kant
 teleologiaja, Bdpst, 1968; Szent Ivan ejjelen, Bdpst, 1969; ? szo-cialista
 kultura problemai, Bdpst, 1970; A giccs, Bdpst, 1971; A
 szemelyiseg nyomaban, Bdpst, 1972; A szfinx r-ejtvenye, Bdpst, 1973; Lukacs
 Qyorgy gondolatvilaga, Bapst, 1974; A mai
 kultura problemai, Bdpst, 1974; Evadok tanusaga, Bdpst, 1976; Tele-vizio,
 esztetika, kultura, Bdpst, 1976; A gondolat hatalma,
 Bdpst, 1978; Teologia es tortenetiseg, Bdpst, 1979; Ideologie es kultura a
 hetvenes evekben, Bdps!;, 1982; в рус. пер.-г В. И.
 Ленин об историч. альтернативе, «ВФ», 1980, № 12.
 ХЁРЦ (Horz) Херберт (р. 12.8.1933, Штутгарт), нем. философ-марксист (ГДР),
 действит. чл. АН ГДР
 (1976). Чл. СЕПТ с 1952. Нац. пр. ГДР (1972). Область науч. деятельности: филос.
 проблемы
 естествознания, мировоззренч., методологич. и гносеологич. проблемы развития
 науки. Один из
 авторов и издатель «Словаря по филос. вопросам естеств. наук» («Philosophie und
 Naturwissenschaften. Worterbuch zu den philosophischen Fragen der
 Naturwissenschaften», 1978).
 * Materie und Bewu?tsein. Untersuchung philosophischer Ka-gorien unter
 besonderer Berucksichtigung der
 Naturwissenschaften, B., 1965; Physik und Weltanschauung. Standpunkte der
 marxistischen Philosophie zur
 Entwicklung der Physik, Lpz.— [u. a.], 1968; Werner Heisenberg und die
 Philosophie, B., 19682; Der
 dialektische Determinismus in Natur und Gesellschaft, В., 19714; Mensch contra
 Materie? Standpunkte des
 dialektischen Materialismus zur Bedeutung naturwissenschaftlicher ?rkenntr nisse
 fur den Menschen, B.,
 1976; Verantwortung-Schopfertumr Wissenschaft, B., 1979 (совм. с D. Seidel); в
 рус. пер.—Марксистская
 философия и естествознание, М., 1982.
 ХИЛИАЗМ (от греч. ?????? — тысяча), м и л л е н а-р и з м (от лат. mille —
 тысяча), вера в
 «тысячелетнее царство» бога и праведников на земле, т. е. в историч. воплощение
 мистически
 понятого идеала справедливос-ти. Основывалась на пророчестве Апокалипсиса (см.
 Библия), в к-ром,
 как и во всём X., содержался мотив компенсации обществ. неправды, характерное
 уже для
 ветхозаветных пророков умозаключение от невыносимости настоящего к возмещению
 крови и слез в
 будущем; притом эта компенсация должна произойти не вне человеч. истории (в
 «царстве
 небесном»), но внутри её, ибо иначе история потеряла бы для жаждущих возмездия
 приверженцев X.
 свой смысл X. был осуждён христ. церковью (255). В дальнейшем не раз претерпевал
 возрождение
 (учение Иоахима Флорского о царстве св. Духа и др.). Плебейский X., характерный
 для ряда еретич.
 движений позднего средневековья, достиг своей кульминации в учении Т. Мюнцера. В
 новое время
 X. во многом замещается в своих функциях социальной утопией, к-рая отчасти
 усваивает и струк-
 туру X., его образы и т. п.
 ХИНАЯНА [санск.р., букв.— малая колесница или малый (узкий) путь], одно из двух
 основных,
 наряду с махаяной, направлений буддизма. Как оформленное движение возникло в
 нач. н. э. (понятие
 «X.» введено сторонниками махаяны) на С.-В. Индии (и Цейлоне), затем получила
 широкое
 распространение во всех азиат. странах, однако вытесненная на севере махаяной,
 окончательно
 утвердилась в Юго-Вост. Азии: на Цейло-
 ХИНАЯНА 755
 не (совр. Шри-Ланка), в Бирме, Камбодже (совр. Кампучия), Лаосе, Таиланде,
 получив название юж.
 буддизма (в сев. странах сохранилась в виде отд. сект) и оказав громадное
 влияние на все стороны
 жизни этих стран. Среди школ X. следует выделить: тхераваду (школу старейших),
 наиболее
 близкую к первонач. буддизму (в наст. время её название относится ко всему
 направлению X.),
 вайбхашику (сарвастиваду) и саутранти-ку. Главные источники: «Типитака» и
 примыкающая к ней
 палийская лит-pa, среди к-рой наиболее значимы: комментарий Будхагхоши (в
 частности, его
 «Висуддхи-магга» — энциклопедия буддизма) и «Милинда-пань-ха» («Вопросы царя
 Милинды»).
 Большое значение имеет «Абхидхармакоша» Васубандху.
 Основой X. является буддийская идея о двух состояниях бытия («проявленном» и
 «непроявленном»)
 и, в частности, отождествление первого с волнением дхарм — психофизич. элементов
 безличного
 жизненного процесса. Акцент на том, что «Я» и мир являются лишь
 быстропреходящими
 комбинациями этих дхарм, подчёркивание нереальности «Я» и мира, духовной и
 материальной
 субстанции и одновременно реальности самих дхарм — существ. особенность X. (в
 отличие от
 махаяны). Так, характерной чертой X. следует признать отрицание существования
 души как
 самостоят. духовной сущности (доказательству этого посвящена «Милинда-паньха»).
 В собственно этич. плане характерная для буддизма проповедь личного
 совершенствования
 принимает в X. форму подчёркнуто независимого (в частности, от любых
 сверхъестеств. сил)
 развития личности. Идеал совершенной личности в X.— архат (санскр.— достигший
 конечной цели)
 достигает совершенства самостоятельно и как бы мало беспокоясь о совершенстве
 других. Будда в
 X.— идеал и учитель совершенства — объект подражания и почитания. Хотя и в X.
 есть элементы
 его обожествления, в целом в ней нет ни сложного культа, ни сложной религ.
 организации; всё это
 заменено жизнью в монашеской общине. Одновременно в странах X. получил
 распространение
 своеобразный политеизм (соединение собственно буддийских черт с брахманизмом,
 шаманизмом,
 верой в духов
 и т. п.).
 • Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма по япон. и кит. источникам, ч. 2
 — Проблемы буддийской философии,
 П., 1918; Stcherbatsky T h., The central conception of Buddhism and the meaning
 of the word «Dharma», L., 1923; Ward Ch. H.
 S., Buddhism, v. 1 — Hinayana, L., 1947; B a r e a u ?., Les sectes bouddhiques
 du petit vehicule, [Saigon], 1955; см. также
 лит. к ст. Буддизм.
 ХОЛИЗМ (от греч. ???? — целый, весь), идеалистич. «философия целостности».
 Термин введён Я.
 Смэтсом в кн. «Холизм и эволюция» («Holism and evolution», 1926). Согласно X.,
 миром управляет
 процесс творч. эволюции, создающий новые целостности. В ходе эволюции формы
 материи
 преобразуются и обновляются, никогда не оставаясь постоянными; холистический
 процесс отвергает
 закон сохранения материи. Носителем всех органич. свойств объявляется чувственно
 не-
 воспринимаемое материальное поле (подобное лейбницев-ской монаде), остающееся
 постоянным
 при всех изменениях организма. Целое (целостность) трактуется в X. Как высшее
 филос. понятие,
 синтезирующее в себе объективное и субъективное; оно провозглашается «последней
 реальностью
 универсума». Согласно X., высшая конкретная форма органич. целостности — че-
 ловеч. личность.
 Придавая мистич. характер «фактору целостности», X. считает его непознаваемым.
 Идеи X.
 развивали А. Мейер-Абих (Германия), А. Леман (Франция). В совр. зап. лит-ре
 термин «X.» иногда
 используется для обозначения принципа целостности.
 • Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии 19 и 20 вв., М., 1962;
 Кремянский В. И., Структурные уровни
 живой материи, М., 1969.
 756 ХОЛИЗМ
 ХОЛЛИЧЕР (Hollitscher) Вальтер (р. 16.5. 1911, Вена), австр. философ и психолог-
 марксист. Чл. ЦК
 КПА с 1965. Осн. труды X. охватывают проблемы материа-листич. истолкования
 природы, космич. и
 биологич. развития, проблемы человека. Значит. внимание X. уделяет критике бурж.
 идеологии и
 ревизионизма.
 • Tierisches und Menschliches, W., 1971; «Kain» oder Prometheus? Kritik des
 zeitgenossischen Biologismus, B., 1972;
 Aggressionstrieb und Krieg, Stuttg., 1973; Grundbegriffe der marxistischen
 politischen Okonomie und Philosophie, W., 1974;
 Der uberanstrengte Sexus. Die sogennante sexuelle Emanzipation im heutigen
 Kapitalismus, B., 1975; Fur und Wider die
 Menschlichkeit, Fr./M., 1977; в рус. пер.— Природа в науч. картине мира, M.,
 19663; Человек в науч. картине мира, М.,
 1971; Человек и агрессия. 3. Фрейд и К. Лоренц в свете марксизма, М., 1975;
 Личность и гуманизм, М., 1981.
 XОMAHC (Homans) Джордж Каспар (р. 11.8.1910, Бостон), амер. социолог и
 социальный
 психолог—нео-бихевиорист. X.— один из создателей теории малой группы,
 опирающейся на идеи
 структурно-функционального анализа. С нач. 60~х гг. отошёл от функционализма и
 стал определять
 свою позицию как «предельный психологич. редукционизм». Возникновение
 социологии, согласно
 X., «было естественным следствием психологии», а поэтому «конечные принципы
 объяснения в
 антропологии, социологии и даже в истории...— психологические» («Sentiments and
 activities», N. ?.,
 1962, p. 48, 61). Исходной единицей анализа он считает «элементарное социальное
 поведение», т. е.
 непосредств. контакты между индивидами, и на этой основе стремится осмыслить
 функционирование социальных систем различного уровня. Социальное поведение X.
 исследует на
 основе теорий, заимствованных из психологии поведения и экономич. концепций
 обмена. Описывая
 социальное поведение как универс. обмен и формулируя правила «справедливого
 обмена», X.
 фактически предполагает существование единого внеисторич. набора ценностей и
 условий
 свободной конкуренции, описанных в классич. бурж. политэкономии.
 • Fatigue of workers, N. ?., 1941; Marriage, authority and final causes, Chi.,
 1955 (совм. с D. M. Schneider); Social behavior.
 Its elementary forms, N. Y., 1961; The nature of social science, N. Y., 1967; An
 introduction to Pareto, N. Y., 1970 (совм. с Ch.
 P. Curtis).
 • Loom is C. P., Loom is Z. K., Modern social theories, Princeton, 1963; The
 institutions and social exchange. The sociologies of
 T. Parsons and G. C. Homans, ed. by H. Turk and R. L. Simpson, Indianapolis — N.
 Y., 1971.
 ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1.5.1804, Москва,— 23.9.1860, с. Ивановское, ныне
 Данковского
 р-на Липецкой обл.), рус. публицист, религ. философ, поэт; основатель
 славянофильства (см.
 Славянофилы). Был близок моск. кружку любомудров. Сторонник отмены крепостного
 права путём
 реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политич. власть,
 но предлагал
 созыв Земского собора и ряд др. либеральных реформ (свободное выражение обществ.
 мнения,
 отмена смертной казни и т. п.). Статьёй X. «О старом и новом» (1839),
 распространявшейся в спис-
 ках, датируется возникновение славянофильства.
 Творчеству X. свойственна полемич. направленность (критика католицизма,
 протестантизма,
 западничества, нем. классич. идеализма и др.). В центре его воззрений — учение о
 начале
 «соборности» («кафолично-сти», цельности, внутр. полноте), характеризующем
 природу не только
 христ. церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества.
 «Соборность»
 трактуется X. как общий метафизич. принцип устроения бытия, описывающий
 множество, собранное
 силой любви в «свободное и органическое единство» (противоположный тип —
 «ассоциация»,
 формальное, внеш. соединение множества элементов). В дальнейшем это учение X.
 стало одной из
 основ концепций всеединства и личности в рус. религ. философии (Вл. Соловьёв, E.
 H. Трубецкой, П.
 А. Флоренский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк). Существование человека, по X.,
 динамично: он
 наделён способностью устремляться к бытию, богу, но для сохранения этой
 устремлённости
 необходимо особое состояние, «истинная вера», когда
 всё многообразие духовных и душевных сил человека собрано в живую и стройную
 цельность
 (важную роль в этом X. отводил воле). Вера — это одновременно «познание и
 жизнь»,
 «живознание».
 В социальной философии противопоставление «соборности» и «ассоциативности»
 выступает у X. в
 виде антитезы общины и «дружины» (или «коммуны»), «истинного братства» и
 «условного
 договора» и т. д.; идеализируя рус. крест. общину, он усматривает в ней
 наибольшее приближение к
 обществ. идеалу. Мировая история, по X., это история народов, каждый из к-рых
 мыслится в духе
 романтизма как коллективная личность, «живое лицо», наделённое неповторимым
 обликом,
 характером и историч. призванием. Духовные истоки нац. истории объясняются у X.
 преобладанием
 в них «ассоциативности» или «соборности» (общиннос-ти); с этим же связано и
 возведение в
 «Записках о всемирной истории» всех мировых религий и культур к двум началам —
 «кушитскому»
 (покорность необходимости — вещественной или логической, религ. магизм и т. п.)
 и «иранскому»
 (свободная стихия духа, личности, устремлённость к творчеству, нравств.
 самосознание и т. д.).
 Специфич. характер рус. истории X., как и др. славянофилы, усматривал в
 православии как единств.
 источнике просвещения на Руси, в «мирном» процессе образования рус. нации, в
 общинном начале
 как основе обществ. устройства. Усвоение высшим сословием «чужеродных» начал
 зап. цивилизации
 привело, по X., к разрыву между «просвещённым обществом» и народом, достигшему
 апогея в
 послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам — единств. путь к созданию
 самобытной
 нац. культуры. В рамках этой консервативной культурно-историч. и социальной
 утопии, общей для
 всех славянофилов, X., в отличие от И. В. Киреевского и К. С. Аксакова, более
 критически относился
 к ранним этапам рус. истории.
 Автор стихотворных трагедий «Ермак» и «Дмитрий Самозванец», лирич.
 стихотворений,
 проникнутых гражд. пафосом («России» и др.).
 • Полк. собр. соч., т. 1—8, М., 1900—04; Соч., кн. 1—6, П., 1915; Стихотворения
 и драмы, вступит, ст. Б. Ф. Егорова, Л.,
 1969.
 * Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 157; Лясковский В. Н., А. С. X.
 Его жизнь и соч., М., 1897; Завитневич В. 3.,

<< Пред.           стр. 398 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу