<< Пред.           стр. 405 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 противоположен
 причинному и исключает его; 4) целое познаётся через знание частей. Части как
 продукт расчленения
 целого могут познаваться лишь на основе знания о целом.
 Нем. классич. философия (Шеллинг, Гегель) ввела различение неорганичного и
 органичного
 (саморазвивающегося) целого; однако органичное целое связывалось лишь с
 развитием духа, а не
 материи. В 19—20 вв. подобное толкование отношения Ч. и ц. развивалось в
 различных идеалистич.
 концепциях (неовитализм, холизм, интуитивизм).
 Критически переосмысливая традиции нем. классич. философии, К. Маркс
 сформулировал принципы
 изучения органичных целых — метод восхождения от абстрактного к конкретному,
 диалектич.
 понимание анализа и синтеза и т. д.; он явился также основоположником
 методологии науч.
 исследования общества как целого. Обобщая данные теоретич. концепций и
 дисциплин, основанных
 на целостном подходе к объектам (концепция интегративных уровней в теоретич.
 биологии,
 исследования в генетике, экологии, физиологии, психологии, лингвистике и т. п.),
 диалектич.
 материализм даёт рациональное объяснение диалектики Ч. и ц. Не только
 теоретически, но и на
 экспериментальном материале было показано, что в случае сложноорганизованных
 объектов целое
 несводимо к сумме частей. Была раскрыта недостаточность для решения проблемы
 формулы «целое
 больше суммы частей», поскольку она неявно исходит из предположения об
 аддитивности
 (суммарности, не образующей целостности) свойств целого: целостность выступает
 здесь как некий
 остаток от вычитания суммы частей из целого. Решение проблемы состоит в том, что
 целое
 характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отд. частям
 (элементам), но возни-
 кающими в результате их взаимодействия в определ. системе связей. Эта
 особенность любого
 целостного образования, к-рую можно назвать свойством интегра-тивности,
 позволяет понять и все
 остальные специфич. черты целого. К этим чертам относятся: возникновение нового
 в процессе
 развития; появление новых типов целостности; возникновение новых структурных
 уровней и их
 иерархич. соподчинённость; разделение целостных систем на неорганичные и
 органичные,
 основанное на том, что в неорганичной системе (атом, молекула и т. п.) свойства
 частей хотя и
 отражают природу целого, но всё же определяются гл. обр. внутренней природой
 частей, тогда как в
 органичной системе (какой являются, напр., биологич. и социальные объекты)
 свойства частей
 целиком определяются свойствами целого.
 Логич. противоречия заключает и взятая в общем виде постановка вопроса: что чему
 предшествует
 — целое частям или наоборот. В отношении Ч. и ц., как показал ещё Гегель, ни
 одна из сторон не
 может рассматриваться без другой. Целое без (до) частей немыслимо; с др.
 стороны, часть вне целого
 — уже не часть, а иной объект, т. к. в целостной системе части выражают природу
 целого и
 приобретают специфич. для него свойства.
 Между частями органичного целого (а также между частями и целым) существует не
 простая
 функциональная зависимость, а значительно более сложная система разнокачеств.
 связей —
 структурных, генетических, связей субординации, управления и т. п., в рамках к-
 рой причина
 одновременно выступает как следствие, полагаемое как предпосылка.
 Взаимозависимость частей
 здесь такова, что она выступает не в виде линейного причинного ряда, а в виде
 своеобразного
 замкнутого круга, внутри к-рого каждый элемент связи является условием другого и
 обусловлен им
 (см. К. Маркс, там же, с. 229). Целостный (структурный) подход не является
 альтернативой
 причинного объяснения — он лишь показывает недостаточность однозначной
 причинности при
 анализе сложной системы связей. Более того, сам принцип структурного объяснения
 в определ.
 отношении может рассматриваться как дальнейшее развитие принципа причинности.
 Совр. познание разрешает и известный познават. парадокс: как познать целое
 раньше частей, если
 это предполагает знание частей раньше целого? Познание Ч. и ц. осуществляется
 одновременно:
 выделяя части, мы анализируем их как элементы данного целого, а в результате
 синтеза целое
 выступает как диалектически расчленённое, состоящее из частей. Изучение частей
 является в
 конечном счёте единственно возможным путём изучения целого. В то же время
 результаты
 исследования частей входят в систему науч. знания лишь благодаря тому, что они
 выступают как
 новое знание о целом. Анализ диалектич. взаимосвязи Ч. и ц. является важнейшим
 методологическим принципом научного познания.
 • Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В. И.,
 Филос. тетради, ПСС, т. 29; Блауберг И. В.,
 Проблема целостности в марксистской философии, М., 1963; Афанасьев В. Г.,
 Проблема целостности в философии и
 биологии, М., 1964; Югай Г. А., Диалектика части и целого, А.-А., 1965; Блауберг
 И. В., Юдин Б. Г., Понятие
 целостности и его роль в науч. познании, М., 1972; Абрамова Н. Т., Целостность и
 управление, М., 1974. И. В. Блауберг,
 Б. Г. Юдин.
 ЧЕЛОВЕК, высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-историч.
 деятельности и культуры. Ч.—предмет изучения различных областей знания:
 социологии,
 психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Перерабатывая многообразные
 данные этих
 наук, философия даёт им определ. истолкование и осмысление.
 Вопрос о природе (сущности) Ч., его происхождении и назначении, месте Ч. в мире
 — одна из осн.
 проблем в истории филос. мысли. В древней кит., инд., греч. философии Ч.
 мыслится как часть
 космоса, нек-рого единого сверхвременного «порядка» и «строя» бытия (природы),
 как «малый мир»,
 микрокосм (Демокрит)— отображение и символ Вселенной, макрокосма (в свою очередь
 понимаемого антропоморфно — как живой одухотворённый организм; см. Микрокосмос и
 мак-
 рокосмос). Ч. содержит в себе все осн. элементы (стихии) космоса, состоит из
 тела и души (тела,
 души, духа), рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристотелизм)
 или как две
 разнородные субстанции (платонизм). В учении о переселении душ, развитом инд.
 философией,
 граница между живыми существами (растениями, животными, Ч., богами) оказывается
 подвижной;
 однако только Ч. присуще стремление к «освобождению» от пут эмпирич.
 существования с его
 законом кармы — сансары. Согласно веданте, специфич. начало Ч. составляет атман
 (душа, дух,
 «самость», субъект), тождественный по своей внутр. сущности со всеобщим духовным
 началом —
 брахманом. В философии Аристотеля нашло выражение определяющее для антич.
 философии
 понимание Ч. как живого существа, наделённого духом, разумом («разумной душой»,
 в отличие от
 сенситивной и вегетативной души) и способностью к обществ. жизни.
 В христианстве библейское представление о Ч. как «образе и подобии бога»,
 внутренне раздвоенном
 вслед-
 ствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеч.
 природы в
 личности Христа и возможности, в силу этого, внутр. приобщения каждого человека
 к божеств.
 «благодати» (в христ. традиции кристаллизуется термин «сверхчеловек» — лат.
 super-humanus). В
 ср.-век. философии намечается понимание личности как отличной от психофизич.
 индивидуальности
 и несводимой к к.-л. всеобщей «природе», или субстанции (телесной, душевной,
 духовной), как
 неповторимого отношения (Ришар Сен-Викторский, 12 в.).
 Эпоха Возрождения проникнута пафосом автономии Ч., его безграничных творч.
 возможностей
 (Пико делла Мирандола и др.). Специфичность человеч. сферы бытия остро
 переживается, напр.,
 Николаем Кузанским («О предположениях» II 14). Представление Декарта о мышлении
 как
 единственно достоверном свидетельстве человеч. существования («мыслю,
 следовательно, су-
 ществую») легло в основу новоевроп. рационализма, к-рый именно в разуме,
 мышлении усматривает
 специфич. особенность Ч., его сущность. Картезианский дуализм души и тела
 надолго определил
 постановку ант-ропологич. проблематики (см. также Психофизическая проблема). При
 этом тело
 рассматривалось как автомат, машина, общая у человека с животными (ср.
 программное соч.
 Ламетри «Человек-машина»), а душа отождествлялась с сознанием. Франклин
 определяет Ч. как
 «животное, производящее орудия».
 У Канта вопрос «что такое человек?» формулируется как осн. вопрос философии.
 Исходя из
 дуалистич. понимания Ч. как существа, принадлежащего двум различным мирам —
 природной
 необходимости и нравств. свободы, Кант разграничивает антропологию в «фи-
 зиологич.» и
 «прагматич.» отношении: первая исследует то, «...что делает из человека
 природа...», вторая — то,
 «...что о н, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать
 из себя сам»
 (Соч., т. 6, М., 1966, с. 351).
 В отталкивании как от картезианского рационализма, так и от сенсуалистич.
 эмпиризма 17—18 вв., в
 нем. философии кон. 18 — нач. 19 вв. происходит возвращение к пониманию Ч. как
 живой
 целостности, характерному для эпохи Возрождения (Гердер, Гёте, натурфилософия
 романтизма).
 Гердер называет Ч. «первым вольноотпущенником природы»: его органы чувств и
 телесная
 организация, в отличие от животных, не специализированы, более неопределённы,
 что составляет
 источник его специфич. преимущества: он сам должен формировать себя, создавая
 культуру. Гердер,
 романтики, Гегель развивают идеи историчности человеч. существования (Новалис
 называет
 историю «прикладной антропологией»). Для нем. классич. философии определяющим
 является
 представление о Ч. как о субъекте духовной деятельности, создающем мир культуры,
 как о носителе
 общезначимого сознания, всеобщего идеального начала — духа, разума. Критикуя эти
 идеи нем.
 идеализма, Фейербах осуществляет антропологич. переориентацию философии, ставя в
 центр её Ч.,
 понимаемого прежде всего как чувственно-телесное существо, как живую встречу «Я»
 и «Ты» в их
 конкретности. В России антропологич. принцип в философии развивал Чернышевский.
 В иррационалистич. концепциях Ч. 19—20 вв. доминирующими становятся внемыслит.
 способности
 и силы (чувство, воля и т. д.). Согласно Ницше, Ч. определяется игрой жизненных
 сил и влечений, а
 не сознанием и разумом. Кьеркегор выдвигает на первый план волевой акт, в к-ром
 Ч. «рождает
 себя», выбор, благодаря к-рому индивид, непосредств., природное существо,
 становится личностью,
 т. е. бытием духовным, самоопределяемым. Проблема личности — центральная для
 концепции Ч. в
 персонализме и экзистенциализме, согласно к-рой Ч. не может быть сведён к к.-л.
 «сущности»
 ЧЕЛОВЕК 769
 (биологической, психологической, социальной, духовной). Отрицая обществ. природу
 личности,
 экзистенциализм и персонализм разграничивают и противопоставляют понятия
 индивидуальности —
 как части природного и социального Целого и личности — как неповторимого
 духовного
 самоопределения («экзистенции»). Идеи философии жизни (Дильтей) и феноменология
 Гуссерля
 послужили исходной основой для возникновения философской антропологии мак
 особого течения в
 нем. философий 20 в. (Шелер, Плеснер, Гелен, «куль-турантропология» Э.
 Ротхаккера и др.),
 Натуралистич. подход к Ч. характерен Как для представителей традиц. фрейдизма,
 так и для мн.
 естествоиспытателей 20 в. на Западе. Ю. Н. Попов.
 Отвергнув идеалистич. и натуралистич. концепции Ч., марксизм подошёл К
 объяснению природного
 и социального в Ч. на основе принципа диалектико-материали-стич. монизма.
 Исходным пунктом
 марксистского понимания Ч. является трактовка его как производного от общества,
 как продукта и
 субъекта обществ.-трудовой деятельности. К. Маркс писал, что «...сущность
 человека не есть
 абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть
 совокупность всех
 общественных отношений» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф.) Соч., т. 3, с. 3).
 Марксистско-ленинский анализ проблемы Ч. предполагает выявление социальной
 сущности,
 конкретно-историч. детерминации его сознания и деятельности, различных историч.
 форм бытия
 человека и его образа жизни, раскрытие соотношения социального и биологического
 в Ч. и Др.
 Обществ. истории Ч. предшествовала его естеств. предыстория: зачатки
 трудоподобной деятельности
 у человекообразных обезьян, развитие стадных отношений высших животных, развитие
 звуковых и
 двигат. средств сигнализаций. Определяющим условием реализации этих предпосылок
 становления
 Ч. марксизм считает труд, возникновение к-рого ознаменовало собой превращение
 человекообразной
 обезьяны и человека (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 489—90). Животные не
 могут производить
 коренных изменений в условиях своего существования, они приспосабливаются к
 окружающей
 среде, к-рая и определяет образ их жизни.Ч. же не просто приспосабливается к
 данным условиям, а,
 объединяясь в совместном труде, преобразует их в соответствии со своими
 постоянно
 развивающимися потребностями, создаёт мир материальной и духовной культуры.
 Культура
 творится человеком в той же мере, в какой сам Ч. формируется культурой.
 Ч. есть живай система, представляющая собой единство физического и духовного,
 природного и
 социального, наследственного и прижизненно приобретённого. Как живой организм Ч.
 включён в
 природную связь явлений и подчиняется биологич. (биофизич., биохимич.,
 физиологич.)
 закономерностям, на уровне сознат. пси-хики и личности Ч. обращён К социальному
 бытию с его
 специфич. Закономерностями. Физич., морфологич. организация Ч. является высшим
 уровнем
 организаций материй в известной нам части мироздания. Ч. кристаллизует в себе
 всё, что накоплено
 человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через
 приобщение К
 культурной традиции, и через механизм биологич. наследственности. Ребёнок
 наследует запас
 генетич. информации через специфически человеч. строение тела, Структуру мозга,
 нервной
 системы, задатков. Однако природные (анатомо-физиологич.) задатки развиваются и
 реализуются
 только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребёнка со
 взрослыми. Марксизм
 отвергает метафизич. представления о существовании врождённых идей и
 способностей у Ч.
 Проявление биологич. закономерностей жизни Ч. носит социально обусловленный
 характер. Жизнь
 Ч.
 770 ЧЕЛОВЕК

<< Пред.           стр. 405 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу