<< Пред. стр. 420 (из 449) След. >>
как социально икультурно опосредованный познават. процесс активной деятельности субъекта.
Диалектич.
взаимосвязь чувств. и рационального познания — один из осн. принципов
марксистской
гносеологии. См. ст. Теория познания и лит. к ней.
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (от греч. ???????? — опыт и ??????? — искусство разбирать,
судить),
«критика опыта», или махизм, субъективно-идеалистич. направление в философии и
методологии
науки, основанное в нач. 20 в. Махом и Авенариусом. См. ст. Махизм и лит. к ней.
ЭМПИРИОМОНИЗМ (от греч. ???????? — опыт и ????? — один, единственный),
разновидность
махизма; разработан А. А. Богдановым, утверждавшим, что мир есть единый
организованный опыт.
Э. был подвергнут критике В. И. Лениным в кн. «Материализм и эмпириокритицизм»
(см. ПСС, т.
18).
ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ (от греч. ???????? — опыт и ???????? — условный знак, символ),
разновидность махизма. Разработан рус. философом П. С. Юшкевичем, согласно к-
рому реальный
мир — это совокупность символов опыта (ощущений). Субъективно-идеалистич.
принципы Э. были
подвергнуты критике в кн. В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см.
ПСС, т. 18).
ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ, филос.-ме-тодологич. категории, характеризующие
две
основополагающие формы науч. познания, а также структурные компоненты и уровни
науч. знания.
В основе различения Э. и т. лежит выделение в науч. познании эм-пирич. и
теоретич. исследования.
Эмпирич. исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные
наблюдения и
эксперимента. Теоретич. исследование связано с совершенствованием и развитием
понятийного
аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в её
существ. связях
и закономерностях. Оба эти вида исследования органически взаимосвязаны и
предполагают друг
друга в целостной структуре науч. познания. Эмпирич. исследование, выявляя новые
данные
наблюдения и эксперимен-та, стимулирует развитие теоретич. исследования, ставит
перед ним новые
задачи. С др. стороны, теоретич. исследование, развивая и конкретизируя
теоретич. содержание
науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует
и направляет
эмпирич. исследование. Наука не может совершенствоваться и развиваться, не
обогащаясь новыми
эмпирич. данными. Задачу науки, заключающуюся в том, чтобы «... видимое, лишь
выступающее в
явлении движение свести к действительному, внутреннему движению» (Маркс К., см.
Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 1, с. 343), решает теоретич. мышление, неразрывно
связанное с эмпирич.
познанием.
На эмпирич. стадии науки (напр., опытное естествознание 17—18 и отчасти 19 вв.)
осн. средствами
формирования и развития науч. знания были эмпирич. исследование и последующая
логич.
обработка его результатов в ампирич. законах, обобщениях и классификациях.
Однако уже и на этой
стадии осуществлялось совершенствование и развитие исходных науч. абстракций,
служащих
основой для упорядочения и классификации эмпирич. материала познания. Дальнейшее
развитие
понятийного аппарата науки приводит к появлению таких логич. форм (напр.,
типологии, первичные
объяснит, схемы, модели и т. п.), содержание к-рых выходит за рамки обобщения и
сопоставления
эмпирич. данных. Формирование внутренне дифференцированных и вместе с тем
целостных
теоретич. систем знаменует собой переход науки на теоретич. стадию, для к-рой
характерно
появление особых теоретич. моделей реальности (напр., молекулярнр-кинетич. -
модель газа; см.
Идеализированный объект). Подобные
средства познания обусловливают движение теоретич. мысли, относительно
независимое от
эмпирич. уровня исследования, расширяют её эвристич. возможности. Развитие
теоретич.
содержания науки и построение многослойных теоретич. систем приводит к определ.
обособлению
теоретич. аппарата науч. познания от его эмпирич. базиса, что в свою очередь
порождает необ-
ходимость эмпирич. интерпретации теории, а также теоретич. истолкования эмпирич.
данных.
Диалектико-материалистич. решение проблемы Э. и т. в науч. познании служит
основой разработки
важнейших вопросов гносеологии, методологии и логики науки (напр., таких, как
способы получения
науч. знания; проверка гипотез; отношение знания, выражающего законы науки, и
знания,
формулирующего данные наблюдения и эксперимента; природа идеализации, типологии,
объяснения
и др.). См. также Теория.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1; Л е-н и н В. И., Филос. тетради,
ПСС, т. 29; Мостепанен-ко М. В., Философия и
методы науч. познания, Л., 1972, ч. 1; Степин В. С., Становление науч. теории,
Минск, 1976; Чудинов Э. М., Природа
науч. истины, М., 1977; Швырев В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч.
познании, М., 1978.
ЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих (28. 11. 1820, Бармен, ныне Вупперталь, — 5. 8. 1895,
Лондон),
гениальный теоретик и великий пролет. революционер, один из основоположников
марксизма, друг и
соратник К. Маркса. «После своего друга Карла Маркса... Энгельс был самым
замечательным
ученым и учителем современного пролетариата во всем цивилизованном мире» (Л е -н
и н В. И.,
ПСС, т. 2, с. 5).
Родился в семье текстильного фабриканта. Учился в гор. школе в Бармене, затем в
гимназии в
Эльбер-фельде (1834—37). По настоянию отца вынужден был оставить гимназию за год
до её
окончания и заняться изучением коммерч. дела.
В 1838—41 жил в Бремене, работал в торг. конторе, в свободное время занимался
самообразованием.
В 1839 начал изучать нем. философию, в особенности произведения Гегеля. В марте
1839 написал
первую публици-стич. статью «Письма из Вупперталя». В этот период сформировались
его взгляды
как революц. демократа.
В 1841—42 отбыл в Берлине воинскую повинность, в свободное время посещал лекции
в Берлинском
ун-те, примыкал к младогегельянцам, к-рые стремились делать из философии Гегеля
атеистич. и
революц. выводы. Во 2-й пол. 1841 читал книгу Фейербаха «Сущность христианства»,
к-рая оказала
на него значит. влияние. В кон. 1841 — нач. 1842 в ряде печатных произведений
подверг критике
реакц. взгляды Шеллинга («Шеллинг о Гегеле», «Шеллинг и откровение», «Шеллинг —
философ во
Христе»). В брошюре «Шеллинг и откровение» (1842) открыто выступил как атеист и
революц.
демократ. В марте— дек. 1842 сотрудничал в газ. «Rheinische Zeitung», гл.
редактором к-рой в
октябре стал Маркс. Осенью 1842 произошёл переход Э. к коммунизму, ещё
донаучному, но
революционному. В конце ноября в редакции газеты в Кёльне Э. впервые встретился
с Марксом.
В нояб. 1842 — авг. 1844 Э. жил в Великобритании, где работал в конторе
бумагопрядильной ф-ки в
Манчестере, совладельцем к-рой был его отец. В одной из первых корреспонденции
из
Великобритании для «Rheinische Zeitung» («Внутренние кризисы», 30 нояб.) сделал
важный вывод,
что в этой стране неизбежно предстоит насильственная социальная революция,
носителем к-рой
должен быть пролетариат. В Великобритании Э. изучал социальные и политич.
отношения этой
наиболее развитой капиталистич. страны, положение рабочего класса, чартистское
движение,
эковомич., а также социалистич. и коммунистич. лит-ру, сотрудничал в оуэнистской
и чартистской
печати. Здесь со-
ЭНГЕЛЬС 797
вершается его переход от идеализма к материализму и от
революц. демократизма к выработки науч. коммунизма. «Живя в Манчестере,— писал
Э.
впоследствии,— я, что называется, носом натолкнулся на то, что экономические
факты, которые до
сих пор в исторических сочинениях не играют никакой роли или играют жалкую роль,
представляют,
по крайней мере для современного мира, решающую историческую силу; что они
образуют основу,
на которой возникают современные классовые противоположности; что эти классовые
противоположности во всех странах, где они благодаря крупной промышленности
достигли полного
развития, следовательно, особенно в Англии, в свою очередь составляют основу для
формирования
политических партий, для партийной борьбы и тем самым для всей политической
истории» (Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 220). Эти мысли были изложены в работе Э.
«Наброски к критике
политической экономии» (нояб. 1843, опубл. в февр. 1844 в журнале «Deutsch-
Franzosische
Jahrbucher», изд. К. Марксом и А. Руге в Париже), в трёх статьях «Положение
Англии» (янв.— март
1844, опубл. в том же журнале и в нем. парижской газ. «Vorwarts») и в книге
«Положение рабочего
класса в Англии» (сент. 1844 — март 1845, изд.— Лейпциг, 1845).
«Наброски...» — наиболее значит. произв. манчестерского периода, первая работа,
в к-рой с позиций
революц. пролетариата, коммунизма и диалектики Э., исходя из понимания
исторически
преходящего характера частной собственности, этой основы бурж. общества, подверг
критике бурж.
политэкономию и вместе с тем капиталистич. способ произ-ва. Работа оказала
большое влияние на
Маркса, к-рый считал её гениальной. По определению В. И. Ленина, Э. в ней с т.
зр. социализма
рассмотрел осн. явления бурж. экономики как необходимые следствия частной
собственности.
В кон. авг. 1844, возвращаясь из Великобритании в Германию, Э. заехал на 10 дней
в Париж, где
снова встретился с Марксом. Во время этой историч. встречи выяснилось полное
единство их
взглядов, и с этого времени начались их беспримерные дружба и почти 40-летнее
сотрудничество.
«Старинные предания рассказывают о разных трогательных примерах дружбы.
Европейский
пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами,
отношения которых
превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе»
(Ленин В. И., ПСС, т.
2, с. 12). Первым плодом их сотрудничества явилась кн. «Святое семейство»
(1845), направленная
против идеализма младогегельянцев.
Анализируя в кн. «Положение рабочего класса в Англии» социальные последствия
пром. революции,
Э. пришёл к открытию диалектики производит. сил и производств.
отношений. Он выдвинул здесь положение о необходимости соединения социализма с
рабочим дви-
жением. В этой книге, по словам Ленина, «Энгельс первый сказал, что пролетариат
не только
страдающий класс... А борющийся пролетариат сам поможет себе» (там же, с. 9). В
Германии Э. вёл
энергичную пропаганду коммунистич. идей, наиболее ярким образцом к-рой явились
его
«Эльберфельдские речи» (февр. 1845).
Когда в нач. апр. 1845 Э. приехал к Марксу в Брюссель, Маркс изложил Э. почти
сложившееся у него
к этому времени материалистич. понимание истории, и они решили сообща
разработать это новое
мировоззрение в форме критики нем. послегегелевской философии. После совместной
поездки летом
в Великобританию, гл. обр. для изучения экономич. лит-ры, осенью они приступили
к
осуществлению своего замысла, результатом чего явилась двухтомная рукопись
«Немецкой идео-
логии» (осн. часть написана в нояб. 1845 — апр. 1846),
798 ЭНГЕЛЬС
направленной против идеализма младогегельянцев и мелкобурж. «истинного
социализма». В этой
рукописи была сформулирована диалектика взаимодействия и развития производит.
сил и
производств. отношений и на этой основе впервые как целостная концепция
разработано первое
великое открытие Маркса — материалистич. понимание истории (историч.
материализм), к-рое
выступает здесь как непосредств. филос. основа теории науч. коммунизма.
В янв. 1846 они создали в Брюсселе коммунистич. корреспондентский к-т,
деятельность к-рого
подготовила условия для создания первой междунар. коммунистич. организации —
Союза
коммунистов. В августе по поручению комитета Э. едет в Париж, где развернул
пропаганду
коммунистич. идей. В янв. 1847 Маркс и Э. приняли предложение руководителей
Союза справедли-
вых вступить в Союз и принять участие в его реорганизации на основе принципов
науч. коммунизма.
Эта реорганизация произошла на конгрессе в Лондоне в нач. июня — 1-м конгрессе
Союза
коммунистов. Важную роль в работе конгресса сыграл Э. Конгресс принял
составленный им проект
программы — «Проект Коммунистич. символа веры»,— новый устав и марксистский
девиз
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В конце октября по поручению окружного
к-та Союза
коммунистов в Париже Э. составил новый проект программы — «Принципы коммунизма».
В кон.
нояб.— нач. дек. 1847 в Лондоне состоялся 2-й конгресс Союза коммунистов.
Конгресс поручил
Марксу и Э. составить окончат. текст программы, к-рой и явился «Манифест
Коммунистической
партии» (1848) — первый программный документ международного коммунистического
движения.
Ок. 21 марта 1848 Э. приехал в Париж, где включился в работу ЦК Союза
коммунистов. Программу
Союза в начавшейся герм. революции Маркс и Э. сформулировали в виде «Требований
Коммунистич. партии в Германии». В начале апр. Э. вместе с Марксом возвратился в
Германию.
Здесь в Кёльне с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 они издавали газ. «Neue Rheinische
Zeitung», к-рая, по
определению Ленина, была «...лучшим, непревзойденным органом революционного
пролетариата...»
(там же, т. 26, с. 83). Маркс был её главным редактором, Э.— одним из
редакторов, его ближайшим
помощником. В мае — июле 1849 Э. принял непосредств. участие в вооруж. восстании
в Юго-Зап.
Германии. После поражения революции он эмигрировал сначала в Швейцарию, а затем
в
Великобританию (нояб. 1849).
Ок. 10 нояб. 1849 Э. приехал в Лондон, где уже поселился Маркс. Первые три года
после революции
были посвящены гл. обр. теоретич. обобщению её опыта. С этой целью в 1850 Маркс
и Э. издавали
журн. «Neue Rheinische Zeitung. Politisch-okonomische Revue». Наиболее значит.
работами Э. в эти
годы явились «Крестьянская война в Германии» (лето 1850) и «Революция и
контрреволюция в
Германии» (авг. 1851 — сент. 1852). В них Э. развивал идеи о союзе пролетариата
и крестьянства, о
вооруж. восстании как искусстве. В марте 1850 в ходе борьбы за восстановление
Союза коммунистов
Маркс и Э. составили «Обращение Центр. комитета к Союзу коммунистов», в к-ром
дали классич,
формулировку идеи непрерывной революции.
В сер. нояб. 1850 Э. вынужден был переехать в Манчестер и снова заняться