<< Пред.           стр. 420 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 как социально и
 культурно опосредованный познават. процесс активной деятельности субъекта.
 Диалектич.
 взаимосвязь чувств. и рационального познания — один из осн. принципов
 марксистской
 гносеологии. См. ст. Теория познания и лит. к ней.
 ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (от греч. ???????? — опыт и ??????? — искусство разбирать,
 судить),
 «критика опыта», или махизм, субъективно-идеалистич. направление в философии и
 методологии
 науки, основанное в нач. 20 в. Махом и Авенариусом. См. ст. Махизм и лит. к ней.
 ЭМПИРИОМОНИЗМ (от греч. ???????? — опыт и ????? — один, единственный),
 разновидность
 махизма; разработан А. А. Богдановым, утверждавшим, что мир есть единый
 организованный опыт.
 Э. был подвергнут критике В. И. Лениным в кн. «Материализм и эмпириокритицизм»
 (см. ПСС, т.
 18).
 ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ (от греч. ???????? — опыт и ???????? — условный знак, символ),
 разновидность махизма. Разработан рус. философом П. С. Юшкевичем, согласно к-
 рому реальный
 мир — это совокупность символов опыта (ощущений). Субъективно-идеалистич.
 принципы Э. были
 подвергнуты критике в кн. В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см.
 ПСС, т. 18).
 ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ, филос.-ме-тодологич. категории, характеризующие
 две
 основополагающие формы науч. познания, а также структурные компоненты и уровни
 науч. знания.
 В основе различения Э. и т. лежит выделение в науч. познании эм-пирич. и
 теоретич. исследования.
 Эмпирич. исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные
 наблюдения и
 эксперимента. Теоретич. исследование связано с совершенствованием и развитием
 понятийного
 аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в её
 существ. связях
 и закономерностях. Оба эти вида исследования органически взаимосвязаны и
 предполагают друг
 друга в целостной структуре науч. познания. Эмпирич. исследование, выявляя новые
 данные
 наблюдения и эксперимен-та, стимулирует развитие теоретич. исследования, ставит
 перед ним новые
 задачи. С др. стороны, теоретич. исследование, развивая и конкретизируя
 теоретич. содержание
 науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует
 и направляет
 эмпирич. исследование. Наука не может совершенствоваться и развиваться, не
 обогащаясь новыми
 эмпирич. данными. Задачу науки, заключающуюся в том, чтобы «... видимое, лишь
 выступающее в
 явлении движение свести к действительному, внутреннему движению» (Маркс К., см.
 Маркс К. и
 Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 1, с. 343), решает теоретич. мышление, неразрывно
 связанное с эмпирич.
 познанием.
 На эмпирич. стадии науки (напр., опытное естествознание 17—18 и отчасти 19 вв.)
 осн. средствами
 формирования и развития науч. знания были эмпирич. исследование и последующая
 логич.
 обработка его результатов в ампирич. законах, обобщениях и классификациях.
 Однако уже и на этой
 стадии осуществлялось совершенствование и развитие исходных науч. абстракций,
 служащих
 основой для упорядочения и классификации эмпирич. материала познания. Дальнейшее
 развитие
 понятийного аппарата науки приводит к появлению таких логич. форм (напр.,
 типологии, первичные
 объяснит, схемы, модели и т. п.), содержание к-рых выходит за рамки обобщения и
 сопоставления
 эмпирич. данных. Формирование внутренне дифференцированных и вместе с тем
 целостных
 теоретич. систем знаменует собой переход науки на теоретич. стадию, для к-рой
 характерно
 появление особых теоретич. моделей реальности (напр., молекулярнр-кинетич. -
 модель газа; см.
 Идеализированный объект). Подобные
 средства познания обусловливают движение теоретич. мысли, относительно
 независимое от
 эмпирич. уровня исследования, расширяют её эвристич. возможности. Развитие
 теоретич.
 содержания науки и построение многослойных теоретич. систем приводит к определ.
 обособлению
 теоретич. аппарата науч. познания от его эмпирич. базиса, что в свою очередь
 порождает необ-
 ходимость эмпирич. интерпретации теории, а также теоретич. истолкования эмпирич.
 данных.
 Диалектико-материалистич. решение проблемы Э. и т. в науч. познании служит
 основой разработки
 важнейших вопросов гносеологии, методологии и логики науки (напр., таких, как
 способы получения
 науч. знания; проверка гипотез; отношение знания, выражающего законы науки, и
 знания,
 формулирующего данные наблюдения и эксперимента; природа идеализации, типологии,
 объяснения
 и др.). См. также Теория.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1; Л е-н и н В. И., Филос. тетради,
 ПСС, т. 29; Мостепанен-ко М. В., Философия и
 методы науч. познания, Л., 1972, ч. 1; Степин В. С., Становление науч. теории,
 Минск, 1976; Чудинов Э. М., Природа
 науч. истины, М., 1977; Швырев В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч.
 познании, М., 1978.
 ЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих (28. 11. 1820, Бармен, ныне Вупперталь, — 5. 8. 1895,
 Лондон),
 гениальный теоретик и великий пролет. революционер, один из основоположников
 марксизма, друг и
 соратник К. Маркса. «После своего друга Карла Маркса... Энгельс был самым
 замечательным
 ученым и учителем современного пролетариата во всем цивилизованном мире» (Л е -н
 и н В. И.,
 ПСС, т. 2, с. 5).
 Родился в семье текстильного фабриканта. Учился в гор. школе в Бармене, затем в
 гимназии в
 Эльбер-фельде (1834—37). По настоянию отца вынужден был оставить гимназию за год
 до её
 окончания и заняться изучением коммерч. дела.
 В 1838—41 жил в Бремене, работал в торг. конторе, в свободное время занимался
 самообразованием.
 В 1839 начал изучать нем. философию, в особенности произведения Гегеля. В марте
 1839 написал
 первую публици-стич. статью «Письма из Вупперталя». В этот период сформировались
 его взгляды
 как революц. демократа.
 В 1841—42 отбыл в Берлине воинскую повинность, в свободное время посещал лекции
 в Берлинском
 ун-те, примыкал к младогегельянцам, к-рые стремились делать из философии Гегеля
 атеистич. и
 революц. выводы. Во 2-й пол. 1841 читал книгу Фейербаха «Сущность христианства»,
 к-рая оказала
 на него значит. влияние. В кон. 1841 — нач. 1842 в ряде печатных произведений
 подверг критике
 реакц. взгляды Шеллинга («Шеллинг о Гегеле», «Шеллинг и откровение», «Шеллинг —
 философ во
 Христе»). В брошюре «Шеллинг и откровение» (1842) открыто выступил как атеист и
 революц.
 демократ. В марте— дек. 1842 сотрудничал в газ. «Rheinische Zeitung», гл.
 редактором к-рой в
 октябре стал Маркс. Осенью 1842 произошёл переход Э. к коммунизму, ещё
 донаучному, но
 революционному. В конце ноября в редакции газеты в Кёльне Э. впервые встретился
 с Марксом.
 В нояб. 1842 — авг. 1844 Э. жил в Великобритании, где работал в конторе
 бумагопрядильной ф-ки в
 Манчестере, совладельцем к-рой был его отец. В одной из первых корреспонденции
 из
 Великобритании для «Rheinische Zeitung» («Внутренние кризисы», 30 нояб.) сделал
 важный вывод,
 что в этой стране неизбежно предстоит насильственная социальная революция,
 носителем к-рой
 должен быть пролетариат. В Великобритании Э. изучал социальные и политич.
 отношения этой
 наиболее развитой капиталистич. страны, положение рабочего класса, чартистское
 движение,
 эковомич., а также социалистич. и коммунистич. лит-ру, сотрудничал в оуэнистской
 и чартистской
 печати. Здесь со-
 ЭНГЕЛЬС 797
 вершается его переход от идеализма к материализму и от
 революц. демократизма к выработки науч. коммунизма. «Живя в Манчестере,— писал
 Э.
 впоследствии,— я, что называется, носом натолкнулся на то, что экономические
 факты, которые до
 сих пор в исторических сочинениях не играют никакой роли или играют жалкую роль,
 представляют,
 по крайней мере для современного мира, решающую историческую силу; что они
 образуют основу,
 на которой возникают современные классовые противоположности; что эти классовые
 противоположности во всех странах, где они благодаря крупной промышленности
 достигли полного
 развития, следовательно, особенно в Англии, в свою очередь составляют основу для
 формирования
 политических партий, для партийной борьбы и тем самым для всей политической
 истории» (Маркс
 К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 220). Эти мысли были изложены в работе Э.
 «Наброски к критике
 политической экономии» (нояб. 1843, опубл. в февр. 1844 в журнале «Deutsch-
 Franzosische
 Jahrbucher», изд. К. Марксом и А. Руге в Париже), в трёх статьях «Положение
 Англии» (янв.— март
 1844, опубл. в том же журнале и в нем. парижской газ. «Vorwarts») и в книге
 «Положение рабочего
 класса в Англии» (сент. 1844 — март 1845, изд.— Лейпциг, 1845).
 «Наброски...» — наиболее значит. произв. манчестерского периода, первая работа,
 в к-рой с позиций
 революц. пролетариата, коммунизма и диалектики Э., исходя из понимания
 исторически
 преходящего характера частной собственности, этой основы бурж. общества, подверг
 критике бурж.
 политэкономию и вместе с тем капиталистич. способ произ-ва. Работа оказала
 большое влияние на
 Маркса, к-рый считал её гениальной. По определению В. И. Ленина, Э. в ней с т.
 зр. социализма
 рассмотрел осн. явления бурж. экономики как необходимые следствия частной
 собственности.
 В кон. авг. 1844, возвращаясь из Великобритании в Германию, Э. заехал на 10 дней
 в Париж, где
 снова встретился с Марксом. Во время этой историч. встречи выяснилось полное
 единство их
 взглядов, и с этого времени начались их беспримерные дружба и почти 40-летнее
 сотрудничество.
 «Старинные предания рассказывают о разных трогательных примерах дружбы.
 Европейский
 пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами,
 отношения которых
 превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе»
 (Ленин В. И., ПСС, т.
 2, с. 12). Первым плодом их сотрудничества явилась кн. «Святое семейство»
 (1845), направленная
 против идеализма младогегельянцев.
 Анализируя в кн. «Положение рабочего класса в Англии» социальные последствия
 пром. революции,
 Э. пришёл к открытию диалектики производит. сил и производств.
 отношений. Он выдвинул здесь положение о необходимости соединения социализма с
 рабочим дви-
 жением. В этой книге, по словам Ленина, «Энгельс первый сказал, что пролетариат
 не только
 страдающий класс... А борющийся пролетариат сам поможет себе» (там же, с. 9). В
 Германии Э. вёл
 энергичную пропаганду коммунистич. идей, наиболее ярким образцом к-рой явились
 его
 «Эльберфельдские речи» (февр. 1845).
 Когда в нач. апр. 1845 Э. приехал к Марксу в Брюссель, Маркс изложил Э. почти
 сложившееся у него
 к этому времени материалистич. понимание истории, и они решили сообща
 разработать это новое
 мировоззрение в форме критики нем. послегегелевской философии. После совместной
 поездки летом
 в Великобританию, гл. обр. для изучения экономич. лит-ры, осенью они приступили
 к
 осуществлению своего замысла, результатом чего явилась двухтомная рукопись
 «Немецкой идео-
 логии» (осн. часть написана в нояб. 1845 — апр. 1846),
 798 ЭНГЕЛЬС
 направленной против идеализма младогегельянцев и мелкобурж. «истинного
 социализма». В этой
 рукописи была сформулирована диалектика взаимодействия и развития производит.
 сил и
 производств. отношений и на этой основе впервые как целостная концепция
 разработано первое
 великое открытие Маркса — материалистич. понимание истории (историч.
 материализм), к-рое
 выступает здесь как непосредств. филос. основа теории науч. коммунизма.
 В янв. 1846 они создали в Брюсселе коммунистич. корреспондентский к-т,
 деятельность к-рого
 подготовила условия для создания первой междунар. коммунистич. организации —
 Союза
 коммунистов. В августе по поручению комитета Э. едет в Париж, где развернул
 пропаганду
 коммунистич. идей. В янв. 1847 Маркс и Э. приняли предложение руководителей
 Союза справедли-
 вых вступить в Союз и принять участие в его реорганизации на основе принципов
 науч. коммунизма.
 Эта реорганизация произошла на конгрессе в Лондоне в нач. июня — 1-м конгрессе
 Союза
 коммунистов. Важную роль в работе конгресса сыграл Э. Конгресс принял
 составленный им проект
 программы — «Проект Коммунистич. символа веры»,— новый устав и марксистский
 девиз
 «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В конце октября по поручению окружного
 к-та Союза
 коммунистов в Париже Э. составил новый проект программы — «Принципы коммунизма».
 В кон.
 нояб.— нач. дек. 1847 в Лондоне состоялся 2-й конгресс Союза коммунистов.
 Конгресс поручил
 Марксу и Э. составить окончат. текст программы, к-рой и явился «Манифест
 Коммунистической
 партии» (1848) — первый программный документ международного коммунистического
 движения.
 Ок. 21 марта 1848 Э. приехал в Париж, где включился в работу ЦК Союза
 коммунистов. Программу
 Союза в начавшейся герм. революции Маркс и Э. сформулировали в виде «Требований
 Коммунистич. партии в Германии». В начале апр. Э. вместе с Марксом возвратился в
 Германию.
 Здесь в Кёльне с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 они издавали газ. «Neue Rheinische
 Zeitung», к-рая, по
 определению Ленина, была «...лучшим, непревзойденным органом революционного
 пролетариата...»
 (там же, т. 26, с. 83). Маркс был её главным редактором, Э.— одним из
 редакторов, его ближайшим
 помощником. В мае — июле 1849 Э. принял непосредств. участие в вооруж. восстании
 в Юго-Зап.
 Германии. После поражения революции он эмигрировал сначала в Швейцарию, а затем
 в
 Великобританию (нояб. 1849).
 Ок. 10 нояб. 1849 Э. приехал в Лондон, где уже поселился Маркс. Первые три года
 после революции
 были посвящены гл. обр. теоретич. обобщению её опыта. С этой целью в 1850 Маркс
 и Э. издавали
 журн. «Neue Rheinische Zeitung. Politisch-okonomische Revue». Наиболее значит.
 работами Э. в эти
 годы явились «Крестьянская война в Германии» (лето 1850) и «Революция и
 контрреволюция в
 Германии» (авг. 1851 — сент. 1852). В них Э. развивал идеи о союзе пролетариата
 и крестьянства, о
 вооруж. восстании как искусстве. В марте 1850 в ходе борьбы за восстановление
 Союза коммунистов
 Маркс и Э. составили «Обращение Центр. комитета к Союзу коммунистов», в к-ром
 дали классич,
 формулировку идеи непрерывной революции.
 В сер. нояб. 1850 Э. вынужден был переехать в Манчестер и снова заняться

<< Пред.           стр. 420 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу