<< Пред.           стр. 428 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 детерминизм
 заменяется расплывчатыми «этич. мотивами», а концепция классовой борьбы —
 концепцией
 «социальной педагогики», к-рая призвана гармонизировать обществ. жизнь на основе
 всё большего
 «выявления» идеалов социализма, заложенных a priori в душе каждого человека,
 независимо от его
 классовой принадлежности. Не социальная революция, а нравств. эволюция всего
 человечества —
 таков, по мнению «этич.» социалистов, единственно правомерный путь к социализму,
 рассматриваемому прежде всего и по преимуществу как система этич. ценностей, как
 нравств. идеал,
 столь же привлекательный, сколь недостижимый. Этич. трактовка социализма в её
 классических,
 идущих от Канта формах была наиболее распространена в С.-д. партии Германии и в
 Социалистич.
 партии Австрии. В той или иной степени элементы «этич.» обоснования социализма
 характерны для
 совр. с.-д. идеологии в целом. При этом собственно кантианские основы «Э. с.»,
 как правило,
 отступают на задний план, заслоняются более поздними филос. построениями антро-
 пологич. типа, а
 также интенсивной спекуляцией на ранних произв. К. Маркса.
 Отвергая идеалистич. схемы «этич.» социалистов, марксизм-ленинизм отнюдь не
 отрицает политич.
 значения нравств. мотивов антикапиталистич. движения, не ставит под вопрос
 возможность и
 необходимость ценностного подхода к социализму, к социалистич. идеалу, к-рый
 воодушевляет
 борцов за социализм. Однако представления о таком идеале не могут быть поняты
 вне реальных
 историч. процессов. Идеалы будут нехимеричны лишь тогда, писал В.И. Ленин,
 «...когда они
 выражают интересы действительно существующего класса, которого условия жизни
 заставляют
 действовать в определенном направлении» (ПСС, т. 22, с. 101). См. также ст.
 Неокантианство и лит.
 к ней.
 ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ, социологич. дисциплина, исследующая процессы становления и
 функционирования нормативных моделей и структур в ходе социального
 взаимодействия; один из
 новейших вариантов феноменологической социологии.
 Теоретич. основы Э. впервые были сформулированы амер. социологом X. Гарфинкелом.
 Им же
 введён и термин «Э.», образованный по аналогии с этнографич. термином
 «этнонаука», т. е. знания о
 мире, фигурирующие в примитивных обществах. Соответственно центральным в Э.
 стало изучение
 «этнометодов» — способов интерпретации объектов и явлений окружающего мира,
 применяемых
 участниками взаимодействия с целью представить своё поведение согласующимся с
 лежащей в
 основе взаимодействия нормативной моделью. Но, по Гарфинкелу, свойственное
 индивидам
 представление о существовании нормативной модели до факта взаимодействия
 ошибочно. Лишь
 само взаимодействие есть одновременно и процесс созидания этой модели, т. е. она
 оказывается
 тождественной методам, применяемым участниками взаимодействия для интерпретации
 объектов и
 явлений окружающего мира. Принятие этого, по терминологии Гарфинкела, феномена
 «реф-
 лексивности» приводит его и его сторонников (П. Мак-Хью, А. Блам, А. Сикурел и
 др.) к крайне
 субъективистскому и релятивистскому истолкованию социальной реальности, при к-
 ром социальное
 отождествляется с представлением о нём, а социальная жизнь оказывается лишённой
 объективного
 основания. Вместе с тем проводимые в рамках Э. конкретные исследования при-
 812 ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ
 носят определённые положительные результаты при изучении обыденного сознания,
 общения,
 идеологии, морали.
 • Новые направления в социологич. теории, М., 1978; И о-нин Л. Г., Понимающая
 социология. Историко-критич. очерк,
 М., 1979; Garfinkel II., Studies in ethnomethodo-logy, Engelwood Cliffs, 1967;
 Ethnometliodology. Selected readings, ed. E.
 Turner, L., 1975; Ethnomethodologie. Beitrage zu einer Soziologie des
 Alltagshandelns, Fr./M., 1976.
 ЭТНОЦЕНТРИЗМ (от греч. ? ??? — группа, племя, народ и лат. centrum — средоточие,
 центр),
 свойство этнич. самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь
 призму
 традиций и ценностей собств. этнич. группы, выступающей в качестве некоего
 всеобщего эталона
 или оптимума.
 Термин «Э.» введён в 1906 Самнером, к-рый полагал, что существует резкое
 различие между
 отношениями людей внутри этнич. группы и межгрупповыми отношениями. Если внутри
 группы
 царят товарищество и солидарность, то в отношениях между группами преобладают
 подозрительность и вражда. Э. отражает и одновременно создаёт единство этнич.
 группы, чувство
 «Мы» перед лицом внеш. мира. В дальнейшем значение понятия усложнилось. В
 этнологии и
 культурологии генезис и функции Э. связывают гл. обр. с природой межгрупповых
 отношений, тогда
 как психологи изучают механизмы индивидуального сознания. Фрейд считал Э.
 переориентированным выражением индивидуального нарциссизма, социальная
 психология
 связывает его с познават. процессами категоризации.
 Как и этнич. самосознание в целом, Э. нельзя рассматривать в отрыве от истории и
 социально-
 экономич. состояния соотвотств. этносов. Межэтнич. установки зависят от степени
 интенсивности ц
 направленности культурных контактов, к-рые могут быть не только враждебными, но
 и
 дружественными. Межэтнич. границы далеко не всегда чётки и стабильны (терр.
 взаимо-
 проникновение этнич. сообществ; вариативность культурных и языковых
 характеристик;
 проблематичность этнич. принадлежности нек-рых членов этнич. общно-стей;
 взаимодействие,
 пересекающее границы этнич. общностей; историч. сдвиги в этнич. принадлежности и
 образе жизни).
 Процессы интернационализации культуры и обществ. жизни подрывают традиц.
 этноцент-рич.
 установки.
 • Брмлей Ю. В., Этнос и этнография, М., 1973; Методологии, проблемы исследования
 этнич. культур. Материалы
 симпозиума, Ер., 1978; Кэмпбелл Д. Т., Социальные диспозиции индивида и их
 групповая функциональность: эво-люц.
 аспект, в кн.: Психология, механизмы регуляции социального поведения, М., 1979;
 А р т а н о в с к и й С. Н., Проблема
 Э., этнич. своеобразия культур и мсжэтнич. отношений в совр. зарубежной
 этнографии и социологии, в кн.: Актуальные
 проблемы этнографии и совр. зарубежная наука. Л., 1979; Shibutani Т., К w a n К.
 М., Ethnic stratification. A comparative
 approach, N. ?.— L., 1968; L e Vine R., Campbell D., Ethnocentrism: Theories of
 conflict, ethnic attitudes and group behavior,
 N. Y., 1971; Differentiation between social groups. Studies in the social
 psychology of intergroup relations, ed. by H. Tajfel, L.,
 1978.
 ЭTOC (греч. ? ?? — обычай, нрав, характер), термин др.-греч. философии,
 совокупность
 стабильных черт индивидуального характера. Свойственные античности представления
 о
 неизменности человеч. характера, о том, что присущий каждому человеку
 прирождённый нрав (Э.)
 определяет все его проявления, явились предпосылкой антич. физиогномики и
 типологии характеров
 (напр., в «Нравств. характерах» Теофраста).
 Древние греки, а затем и римляне приписывали опре-дел. Э. муз. ладам и стилям
 ораторской речи.
 Так, оратор Лисий считался непревзойденным мастером этопеи— изображения
 характера человека
 через стиль речи, вкладываемой ему в уста.
 С Э. связано название этики, оформившейся в трудах Аристотеля как самостоят.
 филос. дисциплина
 — наука о нормах человеч. поведения.
 • Suss W., Ethos. Studien zur alteren griechischen Rhetorik. Lpn., 1910; Schmidt
 .1., Ethos. Beitrage zum antiken
 Wertempfinden, Lpz., 1941; Andersort W. D., Ethos and education in Greek music.
 The evidence ui poetry and philosophy, N,
 Camb., [Mass.], 1966.
 ЭФИР (греч. ?? ?? — верхние слои воздуха), 1) термин др.-греч. философии, один
 из элементов, т.
 н. пятая субстанция (после земли, воды, воздуха и огня). См. Квинтэссенция. 2)
 Э. м и p о в о й, с в е
 т о в о й Э., гипотетич. всепроникающая среда, к-рой приписывалась роль
 переносчика света и
 вообще электромагнитных взаимодействий; представления об Э. господствовали в
 физике до
 появления спец. теории относительности А. Эйнштейна.
 ЭФФЕКТИВИЗМ, направление в филос. основаниях математики, ставившее своей задачей
 переосмысление «платонистской» концептуальной основы содержат. (канторовской)
 теории
 множеств с т. зр. принципов эмпиризма. Выдвинуто в кон. 19 — нач. 20 вв. в
 работах франц.
 математиков А. Пуанкаре, Э. Бореля, Р. Бэра, А. Лебега и др. Филос. значение Э.
 определялось его
 оппозицией к осн. абстракциям канторовского учения о бесконечном (актуальности,
 выбора,
 трансфинитной индукции и др.), в чём Э. явился предтечей интуиционизма и
 конструктивного
 направления. Не отказываясь от теоретико-множеств. методов мышления вообще, Э.
 предложил
 программу параллельного исследования достигнутых с их помощью результатов. При
 этом он
 опирался только на «реалистические» (эф-фективистски приемлемые) абстракции как
 гносеоло-
 гически более ценные, поскольку они предполагают понятия об эффективных методах
 построения
 (порождения, вычислимости или индивидуальной определи-
 мости) математич. объектов. В частности, эффективное построение основы
 арифметики (множества
 натуральных чисел) вполне обеспечивается абстракцией потенциальной
 осуществимости операции
 сложения (прибавления единицы) и её предполагаемым однозначным смыслом,
 определяемым по
 индукции. Аналогично (не прибегая к абстракции актуальности бесконечного)
 возможно
 эффективное введение понятия о трансфинитных ординалах (т. е. бесконечных
 порядковых числах)
 на основе эффективного понятия о росте функций. Однако эффективное введение
 трансфинитов в це-
 лом или всех элементов континуума (числовой основы анализа) невозможно. Отсюда
 проистекает
 вопрос о конструктивном смысле теоретико-множеств. понятий и филос. аспект
 проблемы
 оснований, изученный Э.: как и в каких пределах непрерывное (континуум) можно
 отобразить
 дискретными средствами (арифметизиро-вать). С целью решения этих задач на основе
 теоретико-
 познават. установок Э. была создана дескриптивная теория множеств (функций),
 развитии к-рой в
 20— 30-х гг. существенно связано с работами математиков моск, математич. школы,
 руководимой Н.
 И. Лузиным.
 • Гейтинг А., Обзор исследований по основаниям математики, М.— Л., 1936, § 2; Г
 л и в е н к о В. И., Кризис основ
 математики на совр. этапе его развития, в кн.: Сб. статей по философии
 математики, М., 1936; Лузин H. H., Собр. соч., т.
 2, М., 1958; Новиков II. С., Избр. тр., М., 1979, с. 96— 116; Вorel E., Lecons
 sur la theorie des functions, P., 19283.
 
 ю
 ЮДИН Павел Фёдорович [26.8(7.9).1899, с. Апраксино, ныне Горьковской обл.,—
 10.4.1968,
 Москва], сов. философ и обществ. деятель, акад. АН СССР (1953; чл.-корр. 1939).
 Чл. КПСС с 1918.
 Окончил Ин-т красной профессуры (1931), в 1932—38 директор этого ин-та, в 1938—
 44 директор
 Ин-та философии АН СССР; в 1937—47 директор Объединения гос. изд-в. Работал в
 аппарате ЦК
 КПСС. Гл. ред. журн. «Советская книга» (1946—53). В 1953 зам. верховного
 комиссара СССР в
 Германии. В 1953—59 посол СССР в КНР. Осн. труды по проблемам диалектич. и
 историч.
 материализма, научного атеизма, теории научного коммунизма, истории марксистской
 философии.
 Чл. ЦК КПСС в 1952—
 1961. Деп. Верх. Совета СССР в 1950—58. Гос. пр. СССР (1943).
 * Материалистич. и религ. мировоззрение, М., 1930; Марксизм-ленинизм о культуре
 н культурной революции, M., 1933;
 Кто такие «национал-социалисты?», Свердловск, 1942; Г. В. Плеханов, Л., 1943; От
 социализма к коммунизму, М.,
 1962.
 ЮЛИАН Флавий Клавдий (Flavins Claudius Julianus) (331, Константинополь,—
 26.6.363,
 Месопотамия, погребён в Тарсе), рим. император, племянник Константина Великого,
 за обращение
 из христианства в язычество получил у церк. историков прозвище Отступник. Учился
 у риторов
 Константинополя, в Никомедии слушал знаменитого Либания, позднее стал учеником
 Эдесия и
 вошёл в круг последователей Ямвлиха — представителей пергамской школы
 неоплатонизма. В 355
 был посвящён в Элевсинские мистерии. Став императором в 361 и стремясь быть
 «философом на
 троне», Ю. предпринял попытку возродить языч. политеизм в качестве новой гос.
 религии, избегая
 при этом прямого преследования христиан. Восстанавливая старые культы, Ю. считал
 необходимым
 создать иерархию жречества по типу христ. церкви, намеревался разработать
 символику и догматику
 новой религии и на основе неоплатонизма построить её теологию. Различая, по
 образцу Ямвлиха,
 миры умопостигае-
 мый, мыслящий и чувственный, Ю. средоточием каждого из них считал бога-солнце;
 солнце
 чувственного мира было для него только отражением солнца умопостигаемого мира.
 Автор речей-
 гимнов, бесед, писем и др.
 • Juliani imperatoris quae supersunt, rec. F. C. Hertlein, t. !—
 2, Lipsiae, 1875—76; Oeuvres completes, texte
 etabli et trad, par J. Bidez, v. 1—2, P., 1924—32; Письма, пер. Д.
 Е. Фурмана, «ВДИ», 1970, № 1-3.
 * Аверинцев С. С., Император Ю. и становление «византинизма», в кн.; Традиции в
 истории культуры, М., 1978, с. 79—
 84; Bidez J., La vie de l'Empereur Julien, P., 1930.
 ЮМ (Hume) Дайвид (26. 4. 1711, Эдинбург, Шотландия, — 25. 8. 1776, там же),
 англ. философ,
 историк, экономист и публицист. Сформулировал осн. принципы новоевроп.
 агностицизма;
 предшественник позитивизма. В 1739—40 опубликовал гл. соч. «Трактат о человеч.
 природе». В
 1753—62 работал над 8-томной «Историей Англии», в к-рой выразил претензии
 «новых» тори на
 роль лидеров блока двух партий англ. буржуазии. В 1763—66 на дипломатич. службе
 в Париже.
 Славу на родине Ю. принесли «Эссе» (1741) на обществ.-политич., морально-
 эстетич. и экономич.
 темы.
 Теория познания Ю. сложилась в результате переработки им субъективного идеализма
 Беркли в духе
 агностицизма и феноменализма. Агностицизм Ю. оставлял теоретически открытым
 вопрос,
 существуют ли материальные объекты, вызывающие наши впечатления (хотя в
 житейской практике
 он в их существовании не сомневался). Первичными восприятиями Ю. считал
 непосредств.
 впечатления внеш. опыта (ощущения), вторичными — чувств. образы памяти («идеи»)
 и впечатления
 внутр. опыта (аффекты, желания, страсти). Поскольку Ю. считал проблему отношения
 бытия и ду-
 ЮМ 813
 ха теоретически неразрешимой, он заменил её проблемой зависимости простых идей
 (т. е.
 чувственных образов памяти) от внеш. впечатлений. Образование сложных идей

<< Пред.           стр. 428 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу