<< Пред.           стр. 433 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Got — первое обособление божества, бог как личность. Различение восходит, по-
 видимому, к
 Жильберу Порретаискому.
 Grenzbegriff (нем.) — предельное понятие. Марбургская школа неокантианства
 истолковывает
 «вещь в себе» как задачу и предел (предельное понятие) процесса логич.
 определения объекта.
 Grenzsituation (нем.) — пограничная ситуация. См. Ясперс; Экзистенциализм.
 H
 Habitus (лат.) — состояние, положение, свойство; внешний облик; обыкновение.
 Habitus naturae (лат.) — природное свойство.
 Habitus animi (лат.) — характер, душевный склад.
 Haecceitas (лат.) — «этость». Термин Дунса Скота, подчёркивающий
 несводимость
 единичного существования к сущности (ср. Quidditas).
 Harmonia praestabilita (лат.) — см. Предустановленная гармония.
 Harmonie preetablie (франц.) — см. Предустановленная гармония.
 '?? ??? ??? (hen kai pan) (греч.) — всё и единое. См. Всеединство.
 '?????? (heteron) (греч.) — см. Иное.
 '???? (holos) (греч.) — целый. Целостность.
 Homme naturel — homme civil (франц.) — человек естественный —
 человек-гражданин.
 Противопоставление Руссо.
 Homo (лат.) — человек.
 Homo creator (лат.) — человек-творец.
 Homo faber — человек-ремесленник.
 Homo homini lupus est (лат.) — человек человеку — волк (Плавт).
 Homo liber (лат.) — человек свободный (Спиноза).
 Homo ludens (лат.) — человек играющий (Хейзинга).
 Homo mensura omnium rerum (лат.)— человек — мера всех вещей. Принцип восходит
 к
 Протагору. Homo pictor (лат.) — человек-художник (творец образов).
 Homo sapiens (лат.) — человек разумный (Линией).
 Homo sum, humani nihil a me alie-num puto (лат.) — я — человек, ничто
 человеческое мне не чуждо
 (Те-ренций).
 Homo viator (лат.) — человек-путник (Марсель).
 Horror vacui; fuga vacui (лат.) — боязнь пустоты; избегание пустоты. По
 Аристотелю — одно из
 свойств природы.
 Humaniora (лат.) — гуманитарные науки и знания.
 Humanitas (лат.) — человечность, гуманность, культура.
 '??? (hyle) (греч.) — материя, вещество, материал.
 I
 Ichheit (нем.) — «яйность», «ячество». «Я» как принцип; как основоположение
 (Бёме, Фихте).
 Ichts (нем.) — слово, составленное из Ich («Я») и Nichts («ничто»). В философии
 Бёме — принцип,
 разделяющий божеств. единство.
 Id (лат.) — оно. Бессознательное в психике; см. Фрейд; Психоанализ.
 'I?????а (idea) (греч.) — идея. См. Эйдос.
 Idea dubia (лат.) — сомнительная идея.
 Ideae innatae (лат.) — врождённые идеи; см. Врождённое знание.
 Idem per idem (лат.) — то же через то же. Логич. ошибка в определении.
 "????? (idion) (греч.) — собственное. Неотделимый признак.
 Idola fori (лат.) — идолы площади. Заблуждения, вызванные неточнее стью,
 условностью,
 образностью обыденного словоупотребления (Ф. Бэкон).
 Idola specus (лат.) — идолы пеще- · ры. Заблуждения, обусловленные
 индивидуальной
 ограниченностью человека (Ф. Бэкон).
 Idola theatri (лат.) — идолы театра. Заблуждения, возникающие из-за слепого
 доверия
 авторитетам (Ф. Бэкон) .
 Idola tribus (лат.) — идолы племени. Заблуждения, обусловленные родовой
 ограниченностью
 человека (Ф. Бэкон).
 Ignorabimus (ignoramus et ignorabi-mus) (лат.) — не узнаем (не знаем и не
 узнаем). Указание на
 предел в познании того или иного явления.
 Ignorantia non est argumentum (лат.) — незнание — не аргумент. Положение римской
 юриспруден-
 ции.
 Ignoratio elenchi (лат.) — неведение довода. Логич. ошибка, при к-рой
 доказывается не то, что следует, или опровергается не то, что может быть
 опровергнуто.
 Ignotum per ignotum (лат.) — неизвестное через неизвестное. Ошибка в
 объяснении или
 рассуждении.
 Illiquidum (лат.) — неочевидное.
 Impetus (лат.) — побуждение, стремление. У Иоанна Филонова и в до-галилеевской
 механике —
 «приобретённая сила». У Гассенди — свойство атомов.
 Implicite (лат.) — см. Explicate — implicite.
 In abstracto (лат.) — отвлечённое.
 I n actu (лат.) — см. Actu.
 In adjecto (лат.) — в определении.
 In aeternum (лат.) — в вечности, навечно.
 Incerta incertibus (лат.) — (доказывать) недостоверное недостоверным.
 Incompossibilitas (лат.) — несовместимое с возможным (Дунc Скот).
 In concrete (лат.) — в определ. случае; в действительности.
 In corpore (лат.) — в совокупности.
 Individuum est inet'fabile (лат.) — неделимое есть невыразимое. Схола-стич.
 тезис.
 In dubio (лат.) — под сомнением.
 Influxus physicus (лат.) — физич. влияние. Обозначение взаимодействия души и
 тела у Декарта и
 окказионалистов.
 In infinitum (лат.) — в беспредельное, без конца.
 Innerlichkeit (нем.) — внутренняя жизнь; душевность. Внутренняя, сокровенная
 сущность.
 In potentia (лат.) — в возможности.
 In re (лат.) — в реальности; в вещах.
 In statu nascendi (лат.) — в состоянии зарождения.
 Intellectus agens (лат.) — разум деятельный. См. ???? ?????????.
 Intellectus archetypus (лат.) — интеллект, понятия к-рого являются не
 отображениями, а
 первообразами предметов (archetypa). Непосредственно созерцающий, божеств.
 рассудок (Кант).
 Intellectus ectypus (лат.) — интеллект, понятия к-рого являются лишь
 отображениями (ectypa)
 предметов. В философии Канта — человеч. рассудок.
 Intentio (лат.) — направленность, стремление, усилие. См. Интенционалъностъ.
 Intentio animi (лат.) — внимание (направленность) духа. Термин схо-ластич.
 психологии,
 восходящий к Августину.
 Intentio prima (лат.) — направленность мысли на объект, создающая предмет
 познания или
 познаваемый образ. Схоластич. термин.
 Intentio secunda (лат.) — направленность мысли на объект, создающая понятие
 познаваемого
 предмета, вкладывающая в него смысл. Схоластич. термин.
 Intuitus mentis (лат.) — созерцание ума; интеллектуальная интуиция.
 In vestigio (лат.) — см. Per vestigium.
 Ipse dixit (лит.) — сам сказал. См. ????? ???.
 Ipso facto (лат.) — самим фактом.
 J
 Jenseits (нем.) — потустороннее.
 Jenseits von Gut und Bose (нем.) — по ту сторону добра и зла (Ницше).
 Juxtapositio (лат.) — рядоположение (в противоположность соподчинению).
 К
 ?????? (kairos) (греч.) — надлежащая мера; благоприятный момент; удача; выгода.
 ??????????? (kalokagathia) (греч.) — идеал физич. и нравств. совершенства. См.
 Калокагатия.
 ????????? (katalepsis) (греч.) — постижение; восприятие.
 ???' ?????? (kat'exochen) (греч.) — по преимуществу; прежде всего.
 ???????? (katharsis) (греч.) — см. Катарсис.
 ??????? (kenosis) (греч.) — опустошение. В эллинистич. философии и вост.
 патристике — похож-
 дение бога в мир, творение мира.
 ??????? (kerygma) (греч.) — извещение, проповедь, кернгма.
 ?????? ??????? (koinai ennoiai) (греч.) — общие убеждения. Понятия,
 непосредственно почерпнутые
 из опыта и предшествующие науч. знанию (стоики).
 ?????? ?????? (kosmos noeros) (греч.) — космос мыслящий (интеллектуальный). В
 неоплатонизме —
 бытие, жизнь и мышление, воспроизводящие мир идей.
 ?????? ?????? (kosmos noetos) (греч.) — космос мыслимый (интеллигибельный). В
 неоплатонизме
 — мир самодовлеющих идей, прообразов.
 L
 Laissez faire, laissez aller (франц.) — позволять действовать, позволять
 идти (своим ходом).
 Лозунг физиократов. ???? ?????? (lathe biosas) (греч.) — живи незаметно
 (Эпикур).
 Lato sensu (лат.) — в широком смысле.
 Lebenswelt (нем.) — жизненный мир. Термин Гуссерля, обозначающий
 взаимосвязь
 дорефлексивных очевидностей и уверенностей.
 Lex (lex naturalis) (лат.) — закон (естественный закон).
 Liaison universelle (франц.) — всеобщая связь (Лейбниц).
 Liberum arbitrium (лат.) — свобода выбора.
 Libido (лат.) — влечение. Энергия эротич. желания (см. Психоанализ).
 List der Vernunft (нем.) — хитрость разума (мирового). Несовпадение
 индивидуальных целей и
 объективных результатов, для достижения к-рых мировой разум как бы использует
 частные цели
 людей (Гегель).
 ????? ??????????? (logoi sperma-tikoi) (греч.) — семенные логосы. «Осеменяющие»
 мир идеи, из к-
 рых прорастают космич. связь и индивидуальные существования (стоики, Плотин).
 ????? (logos) (греч.) — см. Логос. ????? ?????????? (logos endiathe-tos) (греч.)
 — слово внутреннее.
 Внутренняя речь (стоики). Логос, существующий в боге (Филон Александрийский).
 ????? ?????????? (греч.) (logos propliorikos) — слово произносимое. Речь
 изустная, звучащая
 (стоики). У Филона Александрийского—логос, исходящий из бога; также — ?????
 ?????????? (logos
 prophatikos).
 Lumen (naturale и supranaturale) (лат.) — свет (естественный и
 сверхъестественный). Цицерон о
 естеств. свете разума. По Августину, полнота знания достигается благодаря
 излучаемому богом
 сверхъестеств. свету, дополняющему естеств. свет.
 М
 Man (нем.) — неопределённо - личное местоимение. У Хайдеггера — мир безликого
 неистинного
 существования.
 Materialiter (лат.) — материально, в отношении материи.
 Materia primo prima (лат.) — первая материя первого рода. Чистая
 возможность всего (Дунс
 Скот).
 Materia secundo prima (лат.) — первая материя второго рода. Безразличный
 субстрат любой формы
 (Дунс Скот).
 Materia tertio prima (лат.) — первая материя третьего рода. Субстрат определ,
 формы (Дунс Скот).
 Materia secunda (лат.) — вторая материя. Оформленные тела (Дунс Скот).
 Medicina mentis (лат.) — медицина ума. Образное наименование логики (Чирнгауз).
 Mens (лат.) — дух, разум, ум.
 ?? ov (me on) (греч.) — небытие. Иногда — относит. небытие, «ещё не
 бытие». Ср. ??? ??.
 ????????? ??? ???? ????? (metabasis eis allo genos) (греч.) — переход в
 другой род. Логическая
 ошибка. ??????? (mimesis) (греч.) — ми-месис. См. в ст.
 Подражание.
 Modus operandi (лат.) — способ действия.
 Modus probandi (лат.) — способ доказательства.
 Modus vivendi (лат.) — способ существования. ,
 ???? (mоne); ????—???????—????????? (топе — proodos — epislrophg)
 823
 (греч.) — пребывание; пребывание — похождение — возвращение. У Прок-ла — моменты
 триады:
 пребывающее в себе единство — переход его во множество — возвращение единства к
 себе.
 Moral insanity (англ.) — моральный недуг.
 Moral sense (англ.) -- нравстн. чувство.
 Mundus (intelleglbilis, sensibilis) (лат.) — мир (умопостигаемый, ощущаемый).
 ????????? (mysteriou) (греч.) — мистерия, таинство.
 N
 Natura naturans (naturata) (лат.) — природа творящая (сотворённая). Термины лат.
 пер. комм.
 Аверроэса к «О небе» Аристотеля. У Спинозы соответственно субстанция и её
 порождения.
 Natura non facit saltus (лат.) — природа не делает скачков. Выражение
 встречается в «Философии
 ботаники» Линнея; принцип философии Лейбница.
 Natura rerum (лат.) — природа вещей; вселенная.
 Nervus probandi (лат.) — нерв доказательства. Основной аргумент.
 Nego (лат.) — отрицаю. Термин, обозначающий отрнцат. суждения. Первой гласной E
 обозначают
 общеот-рицат., второй О — частноотрицат. суждения (ср. Affirmo).
 Nexus causalis (лат.) — причинная связь.
 Nexus effectivus (лат.) — действительная, причинная связь (Кант).
 Nexus finalis (лат.) — целевая связь; конечное звено связи (Кант).
 Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu... (nisi inlel-lectus
 ipse) (лат.) — нет ничего в ра-
 зуме, чего не было бы раньше в чувствах. Ср.-век. тезис, восходящий к
 Аристотелю. Локк проти-
 вопоставляет его учению Декарта о врождённых идеях. Лейбниц дополняет тезис: ...
 кроме самого
 разума.
 Nihil humani mihi alienum (лат.) — см. Homo sum.
 Nisus formativus (лат.) — усилие формирующее (см. Александер).
 ????? (noema) (греч.) — мысль. См. Ноэсис и ноэма.
 ?????? (noesis) (греч.) — мышление.
 ?????? ???????? (noesis noeseos) (греч.) — мышление мыслящее (само себя). У
 Аристотеля —
 перводви-гатель.
 ????? (поток) (греч.) — см. Номос и фюсис.
 Non esse (лат.) — небытие.
 Non finilo (лат.) — неопределённость, беспредельность.
 Non liquet (лат.) — не ясно.
 824
 Non plus ultra (пер plus ultra) (лат.) — непревзойдённое, крайний
 предел.
 Non sequitur (лат.) — не следует.
 Nosce te ipsum (лат.) — см. Познай самого себя.
 Notio (лат.).— понятие.
 Notiones communes (notitiae communes) (лат.) — общие понятая. Спиноза
 противопоставляет эти
 формы адекватного познания универсалиям как несовершенным схоластич. обобщениям.
 Notiones disparatae (лат.) — несравнимые понятия.
 Nudis verbis (лат.) — голословно, бездоказательно.
 Numen (лат.) — божество; божественное (вообще).
 ???? (mis) (греч.) — ум. См. Нус.
 ???? ????????? (nus pathetikos) (греч.) — ум, претерпевающий, пассивный. У
 Аристотеля — ум, воз-
 никающий u погибающий вместе с телом.
 ???? ????????? (mis poietikos) (греч.) — ум творящий. Термин Аристотеля.
 О
 Omne verum omni vero consonat
 (лат.) — все истины согласуются друг с другом. Схоластич. тезис.
 Omnis determinatio est negatio (лат.) — см. Determinant) est negatio.
 Onus probandi (лат.) — бремя доказательства.
 Ordo ordinans (лат.) — упорядочивающий порядок. Ног. Схоластич. выражение. У
 Фихте —
 организующий мировой разум.
 Ordre du coeur (франц.) --- порядок (строй) сердца. Паскаль противопоставляет
 порядок (строй,
 рассудок) сердца порядку ума.
 P
 ?— обозначение предиката суждения в логике (по первой букве лат. слова
 «praedicatum» —
 сказуемое). ??????? (paideia) (греч.) — воспитание; культура.
 ??????? yet (panta rei) (греч.) — всё течёт. Выражение, приписываемое Гераклиту.
 ???????? (parusia) (греч.) -- присутствие. Наличие идей в вещах (Платон). Второе
 пришествие Хри-
 ста.
 ????? (pathos) (греч.) — страсть, страдание; состояние, свойство.
 Perincertus (лат.) — весьма недостоверный.
 Per se (лат.) — благодаря себе, самостоятельно.
 Per vestigium (лат.) — по следам. У Бонавентуры — созерцание божеств. «следов» в
 чувств. вещах.
 Связывая следы воедино, можно достигнуть мгновенного созерцания — in vestigio.
 Phaenomenom bene fundatum (лат.) —-феномен, хорошо обоснованный (Лейбниц).
 ???????? . ??????????? (phantasia
 kataleptike) (греч.) — постигающее представление (стоики).
 Philosophia (est) ancilla theologiae (лат.) — философия — служанка
 теологии (Пётр Дамиани).

<< Пред.           стр. 433 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу