<< Пред. стр. 47 (из 449) След. >>
желаниями и произвольнымирешениями осуществляющих её лиц. * Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., т. 20; К n a u e г
В., Der Voluntarismus, В., 1907; Marcus J., Intellektualismus und Voluntarismus
in der modernen Philosophie,
Dusseldorf, 1918.
ВОЛЯ, способность к выбору цели деятельности и внутр. усилиям, необходимым для
её
осуществления. В. — специфич. акт, не сводимый к сознанию и деятельности как
таковой. Не всякое
сознат. действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели,
является волевым:
главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели
действия, её
соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта В. характерно не
переживание «я хочу», а
переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек
противостоит власти
актуальных потребностей, импульсивных действий. По своей структуре волевое
поведение
распадается на принятие ре-тения и его реализацию. При несовпадении цели
волевого действия и
актуальной потребности принятие решения часто сопровождается борьбой мотивов
(акт выбора).
Различные истолкования В. в истории философии и психологии связаны прежде всего
с
противоположностью детерминизма и индетерминизма: первый рассматривает В. как
обусловленную извне (физич., психолотич., социальными причинами или же божеств.
предопределе-
нием — в супранатуралистич. детерминизме), второй — как автономную и
самополагающую силу
(см. Свобода
воли). В учениях «волюнтариама В. предстаёт как изначальное и первичное
основание мирового
процесса и, в частности, человеч. деятельности. Различие фи-лос. подходов к
проблеме В. нашло своё
отражение в психологич. теориях В., к-рые могут быть разделены на две группы:
«автогенетические»
теории В., рассматривающие её как нечто специфическое, не сводимое к к.-л. др.
процессам (В.
Вундт, Н. Ах, И. Линдворский и др.), и «гетерогенетяческие» теории, определяющие
В. как нечто
вторичное, продукт к.-л. др. психич. факторов и явлений — функцию мышления или
представления
(интеллектуалистич. теории В. — мн. представители школы Гербарта и др.), чувств
(Г. Эббин-гауз,
Э. Блейлер), комплекс ощущений (ассоцианизм) и т. и.
Сов. психология, опираясь на диалектич. и историч. материализм, рассматривает В.
в аспекте её
обществ.-историч. обусловленности. Изучается фило- и онтогенез произвольных
(происходящих из
В.) действий и высших психич. функций (произвольного восприятия, запоминания и
т. д.). В
процессе развития психики ребёнка первоначально непроизвольные процессы
восприятия, памяти и
т. д. приобретают произвольный характер, становятся саморегулируемыми.
Параллельно развивается
и способность к удержанию цели действия. Важную роль в изучении В. сыграли
работы сов.
психолога Д. Н. Узнадзе и его школы по теории установки.
В. тесно связана с характером человека и играет зна-
чит. роль в процессе его формирования и перестройки. Согласно распространённой
т. зр., характер
является такой же основой волевых процессов, как интеллект — основой мыслит.
процессов, а
темперамент — эмоциональных процессов.
• Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, М., 19462; Запорожец А. В.,
Развитие произвольных движений, М.,
1960; Lindworsky J., Der Wille, seine Erscheinung und seine Beherrschung, Lpz.,
19233; L e w i n K., Vorsatz. Wille und
Bedurfnis, B., 1926; см. также лит. к ст. Свобода воли.
ВООБРАЖЕНИЕ, фантазия, психич. деятельность, состоящая в создании представлений
и мыслен-
ных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
В. основано на
оперировании конкретными чувств. образами или наглядными моделями
действительности, но при
этом имеет черты опосредованного, обобщённого познания, объединяющего его с
мышлением.
Характерный для В. отход от реальности позволяет определить его как процесс
преобразующего
отражения действительности. Гл. функция В. состоит в идеальном представлении
результата
деятельности до того, как он будет достигнут реально, в предвосхищении того,
чего ещё не
существует. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути,
способы решения
возникающих перед человеком задач. Догадка, интуиция, ведущие к открытию,
невозможны без В.
Различают воссоздающее и творческое В. Воссоздающее В. заключается в создании
образов
объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или
изображением.
Творческое В. состоит в са-
мостоят. создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты науч.,
технич. и
художеств. деятельности. Оно является одним из психологических факторов,
объединяющих науку и
иск-во, теоретич. и эстетич. познание. Особый вид творч. В. — мечта, создание
образов желаемого
будущего, не воплощаемых непосредственно в те или иные продукты деятельности.
Деятельность В. может иметь различную степень произвольности, от спонтанных
детских фантазий
до длительных целеустремлённых поисков изобретателя. К непроизвольной
деятельности В. относят
сновидения, однако они могут детерминироваться заданной в состоянии
бодрствования целью;
таковы известные примеры решения науч. задач во сне. Предпосылкой высо-
кого развития В. является его воспитание начиная с детского возраста, через
игры, уч. занятия,
приобщение к иск-ву.
• Бородай Ю. М., В. и теория познания, М., 1966; Б е р-кинблит М., Петровский
А., Фантазия и реальность, М., 1968;
Натадзе Р. Г., В. как фактор поведения, Тб 1972; Розет И. М., Психология
фантазии, Минск, 1977· Коршунова Л. С., В. и
его роль в познании, М.. 1979; ? и о о IT.J, Опыт исследования творческого В.,
пер. с франц СПБ. 1901; В у н д т В.,
Фантазия, как основа иск-ва, Спев с нем.], СПБ — М., 1914; М с К е Наг P.,
Imagination and thinking. A psychological
analysis, L., [1957]; OsbornA F Applied imagination; principles and procedures
of creative thinking, N. Y., [1957]; B o i r e l R.,
Theorie generale de l'inven-hon, P., 1961; A r n h e i m R., Visual thinking,
L., 1970
ВООРУЖЁННОЕ ВОССТАНИЕ, открытое вооруж. выступление к.-л. социальных групп или
классов против существующей политич. власти. Наряду с В. в., к-рые носят
массовый характер и
преследуют революц. цели, имеют место и др. разновидности В. в.: бунт —
стихийное,
неорганизованное выступление масс, без чётко осознанной цели; путч — гл. обр.
выступление офи-
церских групп с целью установления воен. диктатуры. В. в., преследующие
реакционные цели, в сов.
лит-ре обычно наз. мятежами (напр., Кронштадтский мятеж 1921).
Марксистская теория особо выделяет такие В. в. против господств, классов, к-рые
проходят с
широким участием нар. масс (либо при их активной поддержке) и представляют собой
один из
способов революц. захвата политич. власти. В. в. возникают в ходе классовой
борьбы. Они обычно
являются ответом на насилие господств. эксплуататорских классов. В ряде случаев
В. в.
непосредственно не связаны с социальной революцией (напр., восстание Спартака).
Но часто ре-
волюция начинается с нар, восстания (взятие Бастилии, Октябрьское В. в. в
Петрограде) или оно
происходит в ходе революции (Декабрьские В. в. 1905 в России).
Нет такого антагонистич. классового общества, к-рое не знало бы В. в. Главными
их силами в
докапиталистич. формациях были рабы.и крестьяне (крестьянские В. в. С. Т.
Разина, Е. И. Пугачёва
— в России, Жакерия — во Франции, Тайпинское восстание — в Китае). С выходом
рабочего класса
на историч. арену В. в. становится орудием его революц. борьбы против
капитализма и одним из
способов завоевания власти. Обобщая опыт пролет. В. в. 1848—49, основоположники
марксизма
создали теорию В. в., осн. принципы к-рой изложени Ф. Энгельсом в работе
«Революция и
контрреволюция в Германии».
Дальнейшее развитие теория В. в. получила в трудах В. И. Ленина. В нач. 20 в. он
считал В. в.
наиболее вероятным средством завоевания власти рабочим классом. В. в., по
Ленину, — важнейшее
и самое энергичное, хотя и не во всех случаях обязательное, средство борьбы за
социализм. Вопреки
утверждениям рефор- мистов и ревизионистов, исключающих В. в. как способ
завоевания власти, оно
отнюдь не устарело в связи с развитием воен. техники. Несомненно, что это
развитие поставило
перед революционерами новые задачи, в частности работу с армией, привлечение её
на свою сторо-
ну. Ленин детально разработал тактику, подчёркивающую необходимость смелого и
решит.
наступления с целью захвата власти в решающих центрах страны. Важное значение
Ленин придавал
вопросу подготовки, организации и руководства В. в.
В проведении В. в. громадная роль принадлежит пролет. революц. партии,
организац. деятельность к-
рой позволяет довести его до победы. Ленин показал коренные отличия марксистской
постановки
вопроса от бланкистских и других левацких, авантюристич. взглядов,
отождествляющих В. в. с
революцией и считающих возможным проведение восстания в любое время, без учёта
степени
зрелости объективных и субъективных предпосылок революции. Классич. образцом
ВООРУЖЁННОЕ 91
проведения В. в. было Октябрьское В. в. в Петрограде 1917.
Историч. опыт 20 в. свидетельствует, что В. в. остаётся важнейшим средством
борьбы против реакц.
режимов, за овладение политич. властью. Оно используется трудящимися против
капитала
(Гамбургское восстание 1923, Астурийское восстание 1934 и др.), в борьбе за нац.
освобождение,
против фашизма (восстание 23 авг. 1944 в Румынии, восстание 9 сснт. 1944 в
Болгарии, Пражское
восстание 1945), является составной частью нац.-освободит. и демократич.
революции (Египет-1952,
Ирак — 1958, Португалия — 1974, Афганистан — 1978). В связи с существ.
изменениями как во
внутр. структуре капитализма, так и в соотношении сил между двумя мировыми
системами, в совр.
условиях значительно возросли возможности завоевания рабочим классом власти
мирным путём, без
В. в. и гражд. войны. Марксистские партии отвергают взгляды левацких теоретиков,
по к-рым В. в. и
гражд. война являются единств, средством революц. борьбы. Марксисты
рассматривают В.в. как
один из важнейших методов завоевания политич. власти в тех случаях, когда
исключается
возможность мирного завоевания власти и реакц. классы прибегают к насилию.
• Энгельс Ф., Революция и контрреволюция в Германии, Маркс К. и Э н г е л ь с
Ф., Соч., т. 8; е г о ж е, Введение к
работе К. Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», там же, т. 22;
Ленин В. И., Две тактики, ПСС, т. 9;
его да е, Революц. армия и революц. правительство, там же, т. 10; его же, Две
тактики социал-демократии в демократич.
революции, там же, т. 11; е г о ж е, Революция учит, там же; его же, Задачи
отрядов революц. армии, там же; его же,
Уроки моск. восстания, там же, т. 13; его ж е, Партизанская война, там же, т.
14; е г о ж е, К оценке рус. революции, там
же, т. 17; е г о же, Марксизм и восстание, там же, т. 34; его же, Советы
постороннего, там же; его же, Письмо к
товарищам, там же; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм,
М., 1961; Красин Ю. А., Ленин,
революция, современность, М., 1967, с. 281—306. Р. Н. Блюм.
«ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ», науч. журнал Ин-та философии АН СССР. Издаётся в Москве с
авг.
1947. Периодичность журнала: с 1947 — 3 раза, с 1951 — 6 раз, с 1958 — 12 раз в
год.
В журнале публикуются статьи по проблемам диа-лектич. и историч. материализма,
теории науч.
коммунизма и социалистич. строительства; филос. обобщения актуальных проблем,
связанных с
социальными преобразованиями, развитием культуры, открытиями совр.
естествознания, развитием
логики, этики, эстетики, атеизма, истории философии, социологии; даётся кри-тич.
анализ осн.
направлений и теорий совр. немарксистской философии и социологии; публикуются
работы по
истории домарксистской и марксистско-ленинской философии в СССР, новые тексты
классиков
марксизма-ленинизма. Журнал систематически проводит дискуссии по различным
проблемам филос.
знания. В «В. ф.» сотрудничают как сов., так и зарубежные философы. Гл.
редакторы: Б. М. Кедров (с
1947), Д. И. Чесноков (с 1949), Ф. В. Константинов (с 1952), М. Д. Каммари (с
1954), А. Ф. Окулов (с
1959), М. Б. Митин (с 1960), И. Т. Фролов (с 1968), В. С. Семёнов (с 1977).
Тираж (1981) 32 тыс. экз.
«ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ», филос. журнал, издававшийся в Москве при
Психологич. об-ве в 1889—1918. Выходил 4—6 раз в год. Основан по инициативе
пред. Моск.
психологпч. об-ва Н. Я. Грота, с 1893 соредакторами стали Лопатин и В. П.
Преображенский, в
1900—05 журнал редактировали Лопатин и С. Н. Трубецкой, в 1905—18 — Лопатин. С
1898 издание
журнала велось при содействии Санкт-Петерб. филос. об-ва. В журнале печатались
статьи по
философии и психологии, в т. ч. по логике и теории знания, этике и философии
права, эстетике,
истории философии, философии науки, опытной и фи-зиологич. психологии,
психопатологии, а
также кри-
92 ВОПРОСЫ
тич. статьи и разборы соч. зап.-европ. философов и психологов, обзоры,
библиография, переводы
классич. соч. по философии античности и нового времени. Преобладающее значение в
«В. ф. и п.»
приобрела идеа-листич. философия. Наиболее активными сотрудниками журн. были: Ю.
И.
Айхенвальд, П. Д. Боборыкин, Е. А. Бобров, А. И. Введенский, П. Г. Виноградов,
В. И. Герье, А. Н.
Гиляров, Грот, Ф. А. Зеленогор-ский, Н. А. Иванцов, М. И. Карийский, В. О.
Ключевский, A.A.
Козлов, Я. Н. Колубовский, М. С. Коре-лин, С. С. Корсаков, Н. Н. Ланге, Лопатин,
П. Н. Милюков, Д.
Н. Овсяннико-Куликовский, Преображенский, Э. Л. Радлов, П. П. Соколов, В. С.
Соловьёв, Л. II.
Толстой, Б. Н. Трубецкой, С. II. Трубецкой, Г. И. Челпанов, Б. Н. Чичерин и др.
В книге 5(100) за
1909 помещён Указатель статей, рецензий и заметок за 1889-1909.
«ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА ЛУИ БОНАПАРТА», произв. К. Маркса, посвящённое
теоретич. обобщению опыта Революции 1848—49, а также последующих событий во
Франции до
гос. переворота в дек. 1851. Написано в дек. 1851 — марте 1852, опубл. И. Вей-
демейером в Нью-
Йорке в мае 1852; 2-е изд. с предисл. Маркса вышло в 1869, 3-е — под ред. и с
предисл. Ф. Энгельса
в 1885; на рус. яз. издано в Женеве в 1894.
Применяя материалпстич. понимание истории в исследовании определ. историч.
периода, Маркс
развивает здесь гл. обр. теорию классовой борьбы и революции. Он подчёркивает
активную роль
людей в историч. процессе: «Люди сами делают свою историю...»; впервые
употребляет термин
«общественная формация»; развивает теорию базиса и надстройки (см. К. Маркс и Ф.
Энгельс, Соч.,
т. 8, с. 119, 120, 145, 148). Маркс разрабатывает типологию революций (см. там
же, с. 122—23, 141),
периодизацию революц. событий 1848—51, анализирует явление бонапартизма. Маркс