<< Пред. стр. 54 (из 449) След. >>
В эстетике Г. дал содержат. трактовку прекрасного как «чувств. явления идеи», к-рая берётся не в её
«чистой», логич. форме, но в её конкретном единстве с не-к-рым внеш. бытием. Это
определило
гегелевское учение об идеале и ступенях его развития («формах ис-к-ва»).
Последние
дифференцируются в зависимости от соотношения между идеей и её внеш. образом: в
симво-лич.
художеств, форме внеш. образ лишь намекает на идею (к этой стадии Г. относит
вост. иск-во), в клас-
сической — идея и её образ находятся в равновесии и полностью соответствуют друг
другу (антич.
иск-во), в романтической — над внеш. формой преобладают духовный элемент,
глубина души и
бесконечность субъективности (выросшее на основе христианства ср.-век. и новое
европ. иск-во).
В лекциях по истории философии Г. впервые изобразил историко-филос. процесс как
поступат.
движение к абс. истине, а каждую отд. филос. систему — как определ. ступень в
этом процессе.
Бурж. философия послегегелевской поры не смогла усвоить действит. завоевания Г.
в области
диалектич. логики (см. Гегельянство, Неогегельянство). Формальный аппарат
диалектики Г. оказал
значит, влияние на экзистенциализм (Ипполит, Сартр, Хайдеггер).
Маркс, Энгельс и Ленин, охарактеризовав историч. заслугу Г. в разработке
идеалистич. диалектики,
подвергли её критике и переосмыслили с материалистич. позиций. Маркс
подчёркивал, что его
«...диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но
является его прямой
противоположностью» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 21). Ленин отмечал,
что логику Г.
необходимо очистить от мистики (см. ПСС, т. 29, с. 93, 139, 238).
Критически переработанная философия Г. является одним из теоретич. источников
марксизма-ленинизма. • Werke, Bd 1
— 19, В., 1832—87; Samtliche Werke, Kritische Ausgabe, hrsg. v. G. Lasson und J.
Hoffmeister, Bd l—30, Lpz.— Hamb.,
1923—60; Samtliche Werke, hrsg. v. H. Glockner, Bd 1—26, Stuttg., 1927—40;
Theologische Jugendschriften, Tub., 1907;
Briefe von und an Hegel, Bd 1—3, Hamb., [1969]; в рус. пер.=Соч., т. 1 — 14, M.—
Л., 1929—59; Эстетика, т. 1—4,
104 ГЕГЕЛЬЯНСТВО
М., 1968—73; Наука логики, т. 1—3, М., 1970—72; Работы разных лет, т. 1—2, М.,
1970—71; Энциклопедия филос.
наук, т. 1 — 3, М., 1974—77; Философия религии, т. 1—2, М., 1975—1977; Политич.
произв., М., 1978.
* Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; н г е л ь с Ф., Л. Фейербах
и конец классич. нем. философии, там
же, т. 21; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; Г а и м Р., Г. и его время,
пер. с нем., СПБ, 1861; К э p д Э., Г., пер. с
англ., М., 1898; Фишер К., Г., его жизнь, соч. и учение, пер. с нем., СПБ, 1902—
03; Ильин И. А., Философия Г. как
учение о конкретности бога и человека, т. 1—2, ?., 1918; Б а к p а д з е К. С.,
Система и метод философии Г., Тб., 1958;
Овсянников М. Ф., Философия Г., М., 1959; Г у л ы г а А., Г., М., 1970; Сов.
лит-pa о Г. (1970—1979), М., 1980;
Rosenkranz K., G. W. P. Hegels Leben, В., 1844; Haering T h., Hegel, Bd 1—2,
Lpz., 1929—38; Glockner H., Hegel, Bd 1—2,
Stuttg., 1929—40; е г о ж e, Hegel-Lexikon, Bd 1—4, Stuttg., 1934—39; Kojeve A.,
Introduction a la lecture de Hegel, [P.,
1947]; L u k А с s G., Der Junge Hegel, B., 19542; Hegel bei den Slaven, hrsg.
v. D. Tschizewskij, Bad Homburg, 196l2; Hegel-
Studien, [hrsg. v. F. Nicolin und O. P,og-geler], Bd l —13—Bonn, 1961—78—; R o
se n z w e i g F., Hegel und der Staat, Bd
1—2, Aalen, 19622; В е у e r W. R., Hegel-Bilder, B., 1967; Aktualitat und
Folgen der Philosophie Hegels, hrsg. v. O. Negt,
Fr./M., 1970. Э. В. Ильенков.
ГЕГЕЛЬЯНСТВО, идеалистич. филос. течение, исходившее из учения Гегеля и
развивавшее его
идеи. Возникло в Германии в 30—40-х гг. 19 в. В спорах по ре-лиг. вопросам
внутри гегелевской
школы выделилось неск. направлений. Т. н. правогегельянство трактовало Гегеля в
духе
протестантской ортодоксии (К. Гё-шель, Г. Хинрихс, Г. Габлер), рассматривая его
филос. систему как
рациональную форму богословия. Оппозиционное левое Г., или младогегельянство (А.
Руге, Б. Бауэр
и др.), отрицало религ. мотивы учения Гегеля и подчёркивало решающую роль
личностного, субъ-
ективного фактора в истории (противопоставляя его гегелевскому мировому духу).
Промежуточное
положение занимало «ортодоксальное» Г., стремившееся сохранить учение Г. в его
«чистоте» (К.
Михелет, К. Ро-зенкранц и др.). Критика младогегельянства была дана в работах К.
Маркса и Ф.
Энгельса «Святое семейство» (1844) и «Немецкая идеология» (1845—46). По пути
преодоления
младогегельянства пошли Гейне в Германии, Герцен и Белинский в России.
Дальнейшее развитие Г.
вышло за пределы собственно гегелевской школы. Возрождение интереса к Гегелю в
бурж. фило-
софии 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. вызвало появление в различных странах
многообразных течений т. н.
неогегельянства.
ГЕГЕМОНИЯ ПРОЛЕТАРИАТА (от греч. ???????? -предводительство, руководство),
руководящая
роль пролетариата в союзе классов, социальных слоев и групп, объединённых общими
интересами в
де-мокра-тич. и социалистич. революциях, в нац.-освободит. движении, в созидании
социализма и
коммунизма. Вопрос о Г. п. возникает в период превращения рабочего класса в
самостоят. политич.
силу в сер. 19 в. В. И. Ленин отмечал, что «... идея гегемонии... составляет
одно из коренных
положений марксизма...» (ПСС, т. 20, с. 283), и подчёркивал, что «... именно
сознание идеи
гегемонии, именно воплощение ее в жизнь своею деятельностью...» являются
необходимыми
условиями превращения пролетариата в революц. класс (там же, с. 112, см. также
с. 308). Проблема
Г. п. связана с местом рабочего класса в существующей обществ. системе, его
историч. ролью в
преобразовании капиталис-тич. общества и включает проблему отношений
пролетариата с др.
прогрессивными силами. Широта и форма классовых союзов пролетариата определяются
характером
историч. эпохи, задачами, возникающими на определ. этапе борьбы в отд. странах,
связанными со
зрелостью самого рабочего класса, его способностью возглавить освободит. борьбу,
развитостью др.
классов и соотношением классовых сил, нац. особенностями той или иной страны.
Неравномерность
развития отд. стран определяет и различие как непосредственных, так и более
отдалённых революц.
задач, к-рые необходимо разрешить в интересах прогрессивного развития той или
иной страны.
Идея Г. п. была выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе анализа историч.
миссии рабочего
класса как последовательно революц. класса. Определяя стратегич. и тактич. линию
авангарда
пролетариата — коммунистич. партии, Маркс и Энгельс писали в «Манифесте
Коммунистич.
партии» (1848): «Коммунисты борются во имя ближайших целей и интересов рабочего
класса, но в
то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения...
Коммунисты
повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против
существующего об-
щественного и политического строя» (Соч., т. 4, с. 458, 459). Маркс подчёркивал
значение Г. п. в его
союзе с крестьянством: «Крестьяне... находят своего естественного союзника и
вождя в городском
пролетариате, призванном ниспровергнуть буржуазный порядок» (там же, т. 8, с.
211).
Идея Г. п. была развита Лениным, показавшим, что в эпоху империализма возможно
осуществление
руководящей роли пролетариата не только в социа-листич. революции, но также и в
бурж.-
демократич. революции, в нац.-освободит. движении. Ленин считал, что Г. п. в
бурж.-демократич.
революции обеспечивает её победу и является также важнейшей предпосылкой её
перерастания в
революцию социалистическую. Ленин показал, что пролетариат во главе с
коммунистич. партией,
даже составляя меньшинство населения, способен сплотить вокруг себя массы
эксплуатируемых и
обеспечить победу над буржуазией. Важнейшим условием Г. п. является союз
рабочего класса с
крестьянством.
Теория Г. п. нашла практич. воплощение в Революции 1905—07, в Февр. бурж.-
демократич. револю-
ции 1917, а особенно в ???. революции 1917 в России и нар.-демократич.
революциях сер. 20 в.
Диктатура пролетариата представляет собой новую форму Г. п., когда рабочий класс
как самая
передовая и организованная сила осуществляет гос. руководство обществом в период
построения
социализма. Рабочий класс сохраняет руководящую роль и в системе общенар, гос-ва
в период
строительства коммунизма, вплоть до полного уничтожения классов. Междунар.
рабочий класс и
мировая система социализма выступают гегемоном всемирной антиимпериалистич.
борьбы. В совр.
условиях рабочий класс ведёт освободит. борьбу в странах, находящихся на
различных ступенях раз-
вития. В развитых странах гос.-монополистич. капитализма рабочий класс во главе
о коммунистич.
партиями стремится к созданию широкого союза в борьбе против всевластия
монополий, за
антимонополистич. демократию и социализм. В тех странах Азии, Лат. Америки,
Африки, где
существует рабочий класс, он ставит целью создание единого антиимпериалистич.
нац. фронта,
объединяющего рабочий класс, крестьянство, гор. мелкую буржуазию, а также в ряде
стран нац.
буржуазию и др. патриотич. силы (армию, интеллигенцию, студенчество).
Историч. опыт свидетельствует, что руководящая роль рабочего класса —
необходимое условие
успеха освободит. борьбы нар. масс.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; Ленин В. И.,
Что делать?, ПСС, т. 6; его же,,Две
тактики социал-демократии в демократич. революции, там же, т. И; е г о ж е,
Отношение социал-демократии к крест,
движению, там же; его же, О лозунге Соединенных Штатов Европы, там же, т. 26; е
г о ж е, Империализм, как высшая
стадия капитализма, там же, т. 27; его же, О задачах пролетариата в данной
революции, там же, т. 31; его же, Гос-во и
революция, там же, т. 33; е г о ж е, Один из коренных вопросов революции, там
же, т. 34; е г о ж е, Детская болезнь
«левизны» в коммунизме, там же, т. 41; Программные документы борьбы за мир,
демократию и социализм, М., 1961;
Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Междунар. совещание
коммунистич. и рабочих партий.
Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981.
А.
М. Ковалёв.
ГЁДЕЛЬ (Godel) Курт [28. 4. 1906, Брюнн (Брно),— 14.1.1978, Принстон], австр.
логик и математик.
С 1940 в США. Осн. труды в области матем-атич. логики а тео-
рии множеств. Важнейший результат, полученный Г.,— доказательство неполноты
достаточно
богатых формальных систем (в т. ч. арифметики натуральных чисел и аксиоматич.
теории множеств).
Г. показал, что в таких системах имеются истинные предложения, к-рые в их рамках
недоказуемы и
неопровержимы. В филос.-методологич. плане теорема Г. о неполноте означала
утверждение
принципиальной невозможности полной формализации науч. знания. Г. принадлежит
ряд
результатов в теории моделей, в области конструктивной логики и др. разделах
математич. логики. В
30-х гг. филос. взгляды Г. были близки к неопозитивизму, впоследствии выступал с
критикой субъек-
тивизма в филос. истолковании логики.
• в рус. пер.: Совместимость аксиомы выбора и обобщенной континуум-гипотезы с
аксиомами теории множеств,
«Успехи математич. наук», 1948, т. 3, в. 1; Об одном ещё не использованном
расширении финитной т. зр., в сб.:
Математич. теория логич. вывода, М., 1967.
• Клини С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957 (библ.); Нагель
Э., Ньюмен Д. Р., Теорема Г., пер. с
англ., М., 1970.
ГЕДОНИЗМ (от греч. ????? — наслаждение), этич. позиция, утверждающая наслаждение
как
высшее благо и критерий человеч. поведения и сводящая к нему всё многообразие
моральных
требований. Стремление к наслаждению в Г. рассматривается как осн. движущее
начало человека,
заложенное в нём от природы и предопределяющее все его действия, что делает Г.
разновидностью
антропологич. натурализма. Как нормативный принцип Г. противоположен аскетизму.
В Др. Греции одним из первых представителей Г. в этике был основоположник
киренской школы
Арис-типп (нач. 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в достижении чувств.
удовольствия. В ином
плане идеи Г. получили развитие у Эпикура и его последователей (см. Эпикуреизм),
где они
сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия
рассматривалось
отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия). Гедонистич.
мотивы получают
распространение в эпоху Возрождения и затем в этич. теориях просветителей.
Гоббс, Локк, Гассенди,
франц. материалисты 18 в. в борьбе против религ. понимания нравственности часто
прибегали к
гедонистич. истолкованию морали. Наиболее полное выражение принцип Г. получил в
этич. теории
утилитаризма, понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания (И.
Бентам, Дж. С.
Милль). Идеи Г. разделяют и нек-рые совр. бурж. философы — Дж. Санта-яна, М.
Шлик, Д. Дрейк и
др. Марксизм критикует Г. прежде всего за натуралистич. и внеисторич. понимание
человека, видит в
нём крайне упрощённое истолкование движущих сил и мотивов человеч. поведения,
тяготеющее к
релятивизму и индивидуализму.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 418—20; Гом-перц Г., Жизнепонимание
греч. философов и идеал внутр. свободы,
пер. с нем., СПБ, 1912.
ГЕЙЗЕНБЕРГ, Хайзенберг (Heisenberg) Вер-нер (5. 12. 1901, Вюрцбург,— 1.2.1976,
Мюнхен), нем.
физик-теоретик, один из создателей квантовой механики. С 1941 директор Ин-та
кайзера Вильгельма
(с 1946 — Ин-т Макса Планка). Нобелевская пр. по физике (1932).
В ст. «О квантовотеоретич. истолковании кинематич. и механич. соотношений»
(«Quantentheoretische
Umdeutung der kinematischen und mechanischen Beziehungen», 1925) Г. построил
исторически первый
вариант квантовой механики — матричную механику. В основополагающей работе «О
наглядном
содержании квантовотеоретич. кинематики и механики» («Uber den anschaulichen
Inhalt der
quantentheoretischen Kinematik und Mechanik», 1927) дал вывод соотношения
неопределённостей,
выражающего ограничения на употребление классич. понятий в квантовой механике.
Г. яв-
ГЕЙЗЕНБЕРГ 105
ляется одним ив авторов протонно-нейтронной модели строения атомного ядра
(1932). В последние
годы жизни Г. работал над проблемами квантовой теории поля. Значит, место в
науч. творчестве Г.
занимают разработка филос.-методологич. проблем физики и её истории. С именем Г.
связывается
формулировка принципа наблюдаемости, введение понятия замкнутой физич. теории,
новая
постановка проблемы причинности. Ряд методологич. работ Г. посвящён исследованию
связи совр.
физики с идеями антич. философии, в к-рых он отдаёт предпочтение объективно-
идеалистич. .натур-