<< Пред.           стр. 60 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 ГИЛЬБЕРТ, Хильберт (Hubert) Давид (23. 1. 1862, Велау, близ Кенигсберга, -
 14.2.1943, Гёттин-ген),
 нем. математик и логик. Осн. труды в области оснований математики и математич.
 логики. В 1899
 дал строго аксиоматич. построение геометрии Евклида, предопределившее дальнейшее
 развитие
 исследований по аксиоматизации науч. знания. Г. выдвинул обширный план
 обоснования
 математики путём её полной формализации («Основания математики», совм. с VI.
 Бернай-сом, т. 1—
 2, 1934—39, рус. пер. — т. 1, 1979), однако программа Г. оказалась невыполнима.
 Подход Г. к
 обоснованию математики привёл к появлению формализма, а также нового раздела
 математики—
 метаматематики (теории доказательств). Г. принадлежит ряд важных работ в области
 исчисления
 высказываний и исчисления предикатов.
 • в рус. пер.: Основы теоретич. логики, М., 1947 (совм. с В.
 Аккерманом); Основания геометрии, М.— Л.,
 1948.
 • Pид К., Г., пер. с англ., М., 1977 (с приложением обзора Г. Вейля
 математич. тр. Гильберта).
 ГИЛЬБЕРТ ПОРРЕТАНСКИЙ, см. Жильбер Порре-танский.
 ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ (от ипостась), наделение самостоят. бытием к.-л. отвлечённого
 понятия,
 свойства, идеи (напр., «числа» в пифагореизме и т. п.). ГИПОТЕЗА (от греч.
 ???&???? — основа,
 предположение), науч. допущение или предположение, истинностное значение к-рого
 неопределённо. Различают Г. как метод развития науч. знания, включающий в себя
 выдвижение и
 последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент
 науч.
 теории.
 Зарождение метода Г. исторически связано с ранними этапами развития антич.
 математики. Др.-греч.
 математики широко применяли в качестве метода математич. доказательства
 дедуктивный
 мысленный эксперимент, включавший в себя выдвижение Г. и вывод из них с помощью
 аналитич.
 дедукции следствий с целью проверки правильности первонач. догадок.
 Принципиально иной подход
 к Г. был предложен Платоном, к-рый рассматривал Г. как посылки разработанного им
 аналитико-
 синтетич. метода доказательства, способного обеспечить абсолютно истинный
 характер вывода.
 Подобное понимание эвристич. роли Г. было отвергнуто Аристотелем, концепция к-
 рого исходила из
 невозможности использования Г. как посылок силлогистич. доказательства
 (поскольку в качестве
 последних мыслились лишь общие, необходимые и абс. истины), что обусловило
 последующее
 негативное отношение к Г. как форме недостоверного или вероятного знания. В
 антич. науке и
 естествознании нового времени метод Г. применялся в основном лишь в неявной,
 скрытой форме в
 рамках др. методов науч. познания (в мысленном эксперименте, в генетически-
 конструктивном и
 индуктивном методах). Об этом свидетельствуют «Начала» Евклида и статика
 Архимеда, а также
 история формирования механики Галилея, теории Ньютона, молекулярно-кинетич.
 теории и др.
 Лишь в методологии и философии кон. 17 — нач. 19 вв. в процессе осмысления
 успехов эмпирич.
 исследований постепенно стала осознаваться эвристич. роль метода Г. Однако ни
 рационалистическому, ни эмпирическому направлениям в классич. методологии и
 философии не
 удалось обосновать необходимость Г. в науч. познании и преодолеть антидиалектич.
 противопоставление Г. и закона. Так, напр., Кант пытался дать гносеологич.
 обоснование науч. Г. и
 сформулировать критерий их отли-
 ГИПОТЕЗА 115
 чия от Г. чисто спекулятивного характера. Однако он ограничил сферу применения
 науч. Г. узкой
 областью сугубо эмпирич. исследований, приписав методу Г. вспомогательный,
 подчинённый статус
 по отношению к априорному знанию как знанию безусловно всеобщих и необходимых
 истин.
 В 70—80-х гг. 19 в. Ф. Энгельс на основе принципиально нового понимания
 гносеологич. статуса
 законов и теорий как относительно истинных утверждений ограниченной общности
 обосновал роль
 науч. Г. не только в процессе накопления и систематизации эмпи-рич. материала,
 но и на этапах
 уточнения, модификации и конкретизации экспериментальных законов и теорий.
 Рассматривая Г. как
 форму «...развития естествознания, поскольку оно мыслит...» (Маркс К. и Энгельс
 Ф., Соч., т. 20, с.
 555), Энгельс выдвинул положение о взаимосвязи Г. с законами и теориями как
 формами
 относительно истинного знания.
 Науч. Г. всегда выдвигается в контексте развития науки для решения к.-л.
 конкретной проблемы с
 целью объяснения новых экспериментальных данных либо устранения противоречий
 теории с
 отрицат. результатами экспериментов. Замена к.-л. Г. в процессе развития науки
 другой, более
 подходящей Г., не означает признание её абс. ложности и бесполезности на
 определ. этапе познания:
 выдвижение новой Г., как правило, опирается на результаты проверки старой (даже
 в том случае,
 когда эти результаты были отрицательными). Поэтому выдвижение Г. в конечном
 итоге оказывается
 необходимым историч. и логич. этапом становления другой, новой, Г. Напр.,
 разработка Планком
 квантовой Г. опиралась как на выводы, полученные в рамках клас-сич. теории
 излучения, так и на
 отрицат. результаты проверки его первой Г. Диалектич. рассмотрение истины как
 процесса, взятого
 вместе с результатом, приводит к выводу, что любой относительно завершённый этап
 познания,
 выступающий в форме относит, истин (экспериментальных законов, теорий), не может
 быть оторван
 от процесса собств. становления. Развитие теорий и построение прикладных моделей
 всегда требует
 введения ряда вспомогат. Г., к-рые образуют с исходной теорией одно целое,
 взаимно подкрепляя
 друг друга и обеспечивая прогрессирующий рост науч. знания. Так, в частности,
 применение
 квантовой механики в качестве теоретич. основы предсказания свойств различных
 химич. веществ
 оказывается невозможным без введения спец. рода Г.
 В качестве науч. положений Г. должны удовлетворять условию принципиальной
 проверяемости,
 означающему, что они обладают свойствами фальсифицируе-мости (опровержения) и
 верифицируемое™ (подтверждения) (см. Фальсификация и Верификация). Однако
 наличие такого
 рода свойств является необходимым, но не достаточным условием научности Г.
 Поэтому эти
 свойства не могут рассматриваться как критерий демаркации между науч. и
 «метафизич.»
 утверждениями (на чём, в частности, настаивали сторонники логич. эмпиризма).
 Свойство
 фальсифицируемости достаточно строго фиксирует предположит, характер науч. Г.
 Поскольку
 последние являются утверждениями ограниченной общности, они могут как допускать,
 так и прямо
 или косвенно запрещать нек-рое состояние дел в физич. мире. Ограничивая
 универсальность
 предыдущего знания, а также выявляя условия, при к-рых возможно сохранить
 частичную
 универсальность того или иного утверждения о законах, свойство
 фальсифицируемости обеспечивает
 относительно прерывный характер развития науч. знания.
 Др. свойство науч. Г.— верифицируемость — позволяет установить и проверить её
 относительно
 эмпи-рич. содержания. Наибольшую эвристич. ценность представляет собой
 подтверждение такими
 фактами
 116 ГИПОТЕТИКО
 и экспериментальными законами, о существовании к-рых невозможно было
 предположить до
 выдвижения проверяемой Г. Так, напр., предложенная Эйнштейном в 1905 квантовая
 Г. спустя почти
 десятилетие была подтверждена экспериментами Милликена. Свойство
 верифицируемости служит
 эмпирич. основой процессов становления и развития Г. и др. форм теоретич.
 знания, обусловливая
 относительно непрерывный характер развития науки.
 Вместе с тем определ. методологич. значение имеет вероятностная или сравнит.
 оценка
 соперничающих Г. по отношению к классу уже установленных фактов.
 Эвристич. роль метода Г. в развитии совр. науч. знания нашла отражения в
 гипотетико-дедуктивных
 теориях, представляющих собой дедуктивно организованные системы Г. различной
 степени
 общности. Такие теории являются неполными, что открывает значит. возможности для
 их
 расширения и конкретизации за счёт дополнит. Г., прикладных моделей, а также
 теоретич. моделей
 экспериментальных установок. Всё это в конечном итоге обеспечивает достаточную
 широту и
 гибкость применения Г. и др. развитых форм науч.-теоретич. знания для отражения
 сложных объек-
 тов и процессов объективной реальности. См. Теория, Гипотетико-дедуктивный
 метод, Дедукция,
 Модель.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Руза-вин Г. И., Методы науч. исследования,
 М., 1974; его же, Науч. теория. Логико-
 методологич. анализ, М., 1978; Баженов Л. Б., Строение и функции
 естественнонауч. теории, М., 1978; Меркулов И. П.,
 Науч. революция и метод Г., «В Ф», 1979, № 8; его ж е, Гипотетико-дедуктивная
 модель и развитие науч. знания, М.,
 1980. И. П. Меркулов.
 ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД, метод рассуждения, основанный на выведении
 (дедукции) заключений из гипотез и др. посылок, истинностное значение к-рых
 неизвестно.
 Поскольку в дедуктивном рассуждении значение истинности переносится на
 заключение, а
 посылками служат гипотезы, то и заключение Г,-д. м. имеет лишь вероятностный
 характер. Со-
 ответственно типу посылок гипотетико-дедуктивные рассуждения можно разделить на
 три осн.
 группы. К первой, наиболее многочисл. группе принадлежат такие рассуждения,
 посылками к-рых
 являются гипотезы и эмпирич. обобщения. Ко второй относятся гипотетико-
 дедуктивные выводы,
 осн. на посылках, противоречащих либо точно установленным фактам, либо теоретич.
 принципам.
 Выдвигая нек-рое предположение как посылку, можно из него вывести следствия,
 противоречащие
 известным фактам. Таким путём в ходе дискуссии можно убедить оппонента в
 ложности его
 предположений и допущений (к этой же группе принадлежит метод приведения к
 нелепости). К
 третьей группе гипотетико-дедуктивных рассуждений относятся такие, посылками к-
 рых служат
 утверждения, противоречащие принятым мнениям и убеждениям.
 Гипотетико-дедуктивные рассуждения впервые начали анализировать в антич.
 философии в рамках
 диалектики. Последняя рассматривалась как искусство ведения полемики, в ходе к-
 рой ставилась
 задача убедить противника либо отказаться от своего тезиса, либо уточнить его
 посредством вывода
 из него следствий, противоречащих фактам (Платон называл такой метод
 сократическим). В науч.
 познании Г.-д. м. получил развитие в 17—18 вв., когда значит. успехи были
 достигнуты в области
 изучения механич. движения земных и небесных тел. Первые попытки применения Г.-
 д. м. были
 сделаны в механике, в частности в исследованиях Галилея. Механику, изложенную в
 «Математич.
 началах натуральной философии» Ньютона, можно рассматривать как гипотетико-
 дедуктивную
 систему, посылками к-рой служат осн. принципы (законы) движения. Созданный
 Ньютоном метод
 принципов оказал громадное воздействие на развитие точного естествознания.
 Г.-д. м. настолько глубоко проник в методологию совр. естествознания, что
 нередко его теории
 рассмат-
 риваются как тождественные с гипотетико-дедуктивной системой. Гипотетико-
 дедуктивная модель
 довольно хорошо описывает формальную структуру теорий, однако она не учитывает
 ряд др. их
 особенностей и функций, а также игнорирует генезис гипотез и законов, являющихся
 посылками. Поэтому
 такая модель служит прежде всего средством для анализа логич. структуры готовой
 (сложившейся)
 естеств.-науч. теории.
 С логич. т. зр. гипотетико-дедуктивная система представляет собой иерархию
 гипотез, степень абстрактно-
 сти и общности к-рых увеличивается по мере удаления от эмпирич. базиса. На самом
 верху располагаются
 гипотезы, имеющие наиболее общий характер и поэтому обладающие наибольшей логич.
 силой. Из них
 как посылок выводятся гипотезы более низкого уровня. На самом низшем уровне
 системы находятся
 гипотезы, к-рые можно сопоставить с эмпирической действительностью.
 С методология, т. зр. Г.-д. м. даёт возможность исследовать структуру и
 взаимосвязь не только между
 гипотезами разного уровня, но и характер их подтверждения эмпирич. данными.
 Вследствие установления
 логич. связи между гипотезами гипотетико-дедуктивной системы подтверждение одной
 из них будет
 косвенно свидетельствовать о подтверждении других, логически с ней связанных
 гипотез. Этим
 объясняется стремление к объединению их в рамках гипотетико-дедуктив-ных систем.
 Разновидностью Г.-д. м. можно считать математич. гипотезу, к-рая используется
 как важнейшее эврис-тич.
 средство для открытия закономерностей в естествознании. Обычно в качестве
 гипотез здесь выступают
 нек-рые уравнения, представляющие модификацию ранее известных и проверенных
 соотношений.
 Изменяя эти соотношения, составляют новое уравнение, выражающее гипотезу, к-рая
 относится к
 неисследованным явлениям. Так, напр., М. Борн и В. Гейзенберг приняли за основу
 канония. уравнения
 классич. механики, однако вместо чисел ввели в них матрицы, построив таким
 способом матричный
 вариант квантовой механики.
 В процессе науч. исследования наиболее трудная задача состоит в открытии и
 формулировании тех
 принципов и гипотез, к-рые служат основой для всех дальнейших выводов. Г.- д. м.
 играет в этом
 процессе вспо-могат. роль, поскольку с его помощью не выдвигаются новые
 гипотезы, а только
 проверяются вытекающие из них следствия, к-рые тем самым контролируют процесс
 исследования.
 См. также Дедукция, Теория.
 * Кузнецов И. В., О математич. гипотезе, «ВФ», 1962, № 10; Эйнштейн А., Физика
 и реальность, пер. [с англ.],
 М., 1965; P у з а в и н Г. И., Г.-д. м., в кн.: Логика и эмпирич. познание, М.,
 1972, с. 86—113; M e p к у л о в И. П.,
 Гипотетико-дедуктивная модель и развитие науч. знания, М., 1980; Rescher N.,
 Hypothetical reasoning, Amst.,
 1964.
  Г. И.
 Рузавин.
 ГИППОКРАТ (??????????) (ок. 460, о. Кос, — ок. 370 до н. э.), др.-греч. врач,
 «отец медицины», один из
 основоположников науч. подхода к болезням человека и их лечению. В трактате «О
 священной болезни»
 (так древние греки называли эпилепсию) доказывал, что все болезни вызываются
 естеств. причинами. В
 соч. Г. обнаруживается знакомство с натурфилософией 5 в. до н. э.— при
 осторожном отношении его к
 филос. объяснениям «природы» человека и к попыткам строить медицину на их основе
 (особенно соч. «О
 древней медицине»). В соч. «О воздухе, водах и местностях» проводится идея о
 влиянии географич.
 условий и климата на особенности организма, свойства характера жителей и даже на

<< Пред.           стр. 60 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу