<< Пред. стр. 62 (из 449) След. >>
питательной почвой мн. ср.-век. ересей и сыграл значит. роль в генезисе иразвитии ср.-век. культуры
как на Западе, так и на Востоке.
• Фрагменты: Haardt R., Die Gnosis. Wesen und Zeugnisse, Salzburg, 1967.
• Трофимова M. К., Историко-филос. вопросы Г., М., 1979; Quispel G., Gnosis als
Weltrelig-ion, Z., 1951; J o-nas H., Gnosis
und der spatantike Geist, Bd 1—2, Gott., 19522; Wilson R. M. L., The gnostic
problem, L., 1958; Yamauchi E. M., Pre-Christian
gnosticism, Grand Rapids, 1973; Gnosis und Gnostizismus, hrsg. v. K. Rudolph,
Darmstadt, 1975; Rudolph K., Die Gnosis.
Wesen und Geschichte einer spatantiken Religion, Lpz., 1977.
ГОББС (Hobbes) Томас (5. 4. 1588, Малмсбери,— 4.12. 1679, Хардуик), англ.
философ-материалист.
Род. в семье приходского священника. Окончив Оксфордский ун-т (1608), поступил
гувернёром в
аристократич. семью У. Кавендиша (впоследствии герцог Девонширский), с к-рой был
связан до
конца жизни. Мировоззрение Г. сложилось под влиянием англ. бурж. революции 17 в.
Накануне
революции и в период Долгого парламента Г. был сторонником монархии. С 1640 Г.
находился в
эмиграции во Франции, вернулся на родину в 1651 после упрочения диктатуры
Кромвеля, политику
к-рого Г. пытался идеологически обосновать. В годы Реставрации в целях
реабилитация Г. написал
памфлет на Долгий парламент, к-рый, однако, не был допущен к печати.
На формирование филос. системы Г. значит. воздействие оказали беседы с Ф.
Бэконом, а также соч.
Га-
лилея, Гассенди и Декарта и общение с ними. Осн. соч. Г.: «Элементы законов,
естественных и
политических» («The elements oi law natural and politic», 1640); филос. трилогия
«Основы
философии»: «О теле» («ue corpore», 1655), «О человеке» («De homine», 1658), «О
гражданине» («De
cive» 1642); «Левиафан» (1651, рус. пер. 1936).
Продолжая линию Бэкона, Г. рассматривал знание как силу и конечной задачей
философии
признавал её практич. пользу, содействие «увеличению количества жизненных благ».
Однако, в
отличие от Бэкона, на первый план Г. выдвигал науч. понимание общества как
средства познания
причин гражд. войн и их преодоления. Г. создал первую в истории философии
законченную систему
механистич. материализма. В философии Г. материализм принял форму,
соответствующую ха-
рактеру и требованиям естествознания того времени. Геометрия и механика для Г.—
идеальные
образцы науч. мышления. Природа представляется Г. совокупностью протяжённых тел,
различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Последнее
понимается
как чисто механическое, т. е. как перемещение; к нему сводятся все высшие формы
движения.
Отрицая объективную реальность качеств. многообразия природы, Г. рассматривал
чувств. качества
не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Он разграничивал
протяжённость, реально
присущую телам, и пространство — как образ, создаваемый разумом («фантазма»);
объективно-
реальное движение тел и время — как субъективный образ движения.
Метод познания у Г. представляет собой искусств, соединение рационализма с
номинализмом.
Переход от единичного к общему, от чувствит. восприятия к понятиям совершается у
Г. на основе
номиналистич. концепции, согласно к-рой общие понятия — лишь «имена имён». Г.
различал два
метода познания: логич. дедукцию механики и индукцию эмпирич. физики.
Социальное учение Г. оказало . значит. влияние на развитие европ. обществ.
мысли. Г. определял гос-
во как «искусств, тело», рассматривал его как человеч., а не божеств.
установление. По мысли Г., гос-
во возникло на основе обществ. договора из естеств. догос. существования, когда
люди жили
разобщённо и находились в состоянии «войны всех против всех». Гос-во было
учреждено в целях
обеспечения всеобщего мира и ограждения безопасности. В результате обществ.
договора на
государя (или гос. органы) были перенесены права отд. граждан, добровольно
ограничивших свою
свободу. На государя была возложена функция охраны мира и благоденствия. Благо
народа, полагал
Г.,— высший закон гос-ва. Забота о мире — основа «естеств. права», созданного
обществ. договором.
Г. всячески превозносил роль гос-ва, признаваемого абс. сувереном. Возвеличение
им мощного гос-
ва было одной из первых теорий бурж. диктатуры, осн. задачу к-рой Г. усматривал
в прекращении
гражд. войны. В вопросе о формах гос-ва симпатии Г. были на стороне монархии.
Связующим звеном между физич. и социально-поли-тич. учением Г. служит этика. Она
исходит из
неизменной чувств. «природы человека». В основе нравственности, по Г., лежит
естеств. закон —
стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. «Благо» есть предмет
влечения и
желания, «зло» — предмет отвращения и ненависти. Осн. этич. понятия определяются
Г. как
относительные. Добродетели и пороки обусловлены разумным пониманием того, что
способствует и
что препятствует достижению блага. Гражд. обязанности, вытекающие из обществ.
договора,
совпадают по своему содержанию с моральным долгом, различаясь характером
санкций. Поскольку
гражд. мир рассматривается Г. как величайшее благо, естеств. законы
нравственности совпадают с
гражд. добродетелями.
ГОББС 119
Продолжая и углубляя борьбу Бэкона против подчинения философии теологии, Г.
«...уничтожил теисти-
ческие предрассудки бэконовского материализма» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.
2, с. 144). Однако,
понимая ложность религ. веры, он признавал её полезность как средства
воздействия на нар. массы. В The
English works, v. 1—11, L., 1839—45; в рус. пер.— Избр. произв., т. 1—2, М.,
1964.
• Ч е с к и с А. А., Т. Г., М., 1929; H a p с к и и И. С., За-падноевроп.
философия XVII в., М., 1974, гл. 3; М е е p о в-ский Б. В., Г.,
М., 1975; Т о n n i е s P., Th. Hohbes, Stuttg., 1925; Polin R., Politiqiie et
Philosophie chez Th. Hob-bes, P., 1952; Hobbes studies, e
Б. Э. Быховский.
ГОБИНО (Gobineau) Жозеф Артюр де (14.7.1816, Виль-д'Авре,— 13.10.1882, Турин),
франц. философ,
писатель, дипломат, один из основателей идеологии расизма. В своей романтико-
мифологич. философии
истории («Опыт о неравенстве человеч. рас» — «Essai sur l'inegalite des races
humaines», t. 1—4, 1853—55)
Г. выступал против всех форм равенства, утверждал иерар-хич. характер деления на
«белую» (ведущую),
«жёлтую» и «чёрную» расы и пытался доказать, будто социальные институты и
культура детерминируются
расами. Тра-гич. диалектика истории, согласно Г., состоит в том, что смешение
рас, с одной стороны,
источник возникновения и развития цивилизаций (при непременном участии «белой»
расы), с другой —
причина их последующего вырождения и гибели. Расистский элитизм сочетался у Г. с
культурным
релятивизмом и критикой европо-центризма: европ. цивилизация, по Г., не выше
остальных и подобно
всем другим обречена на гибель.
К. Маркс характеризовал Г. как «рыцаря варварства» и отмечал, что «...для таких
людей всегда является
источником удовлетворения сознание того, что они считают себя вправе кого-то
презирать...» (M a p к с К.
иЭнгельс Ф., Соч., т. 32, с. 546).
• Trois ans en Asie, P., 1859; Histoire des Perses, t. 1—2, P., 1869; Nouvelles
asiatiques, nouv. ed., P., 1913; Les religions et les
philosophies dans 1'Asie centrale, P., 1957"; в руо. пер.— Век Возрождения, М.,
1913; Кандагарские любовники, П., 1923; Великий
чародей, М.—Л., 1926.
* Д а л и н В. М., У истоков расизма. Маркс о Г., в его кн.: Люди и идеи, М.,
1970; Гофман А. Б., Элитизм и расизм. (Критика
философско-историч. воззрений А. де Г.), в кн.: Расы и народы. Ежегодник, т. 7,
М., 1977.
ГОЛБРЕЙТ, Галбрейт, Гэлбрейт (Galbraith) Джон Кеннет (р. 15.10.1908, Айона-
Стейшен, шт. Онтарио,
Канада), амер. экономист и публицист. Подвергая критике неоклассич. школу, к-рая
отводит ведущую
роль в экономич. системе рынку и свободной конкуренции, стремился создать
экономич. теорию,
учитывающую воздействие на экономику политики и др. социальных, институтов.
«Планирующий» (в
противовес «рыночному») сектор экономики Г. первоначально рассматривал как осн.
черту амер. х-ва на
качественно новом этапе науч.-технич. прогресса. Социальная утопия этого периода
строилась Г. на основе
представления, что изобилие дешёвых товаров потребления, к-рое отождествлялось с
обществ. богатством
(«общество потребления»), должно решить все социальные проблемы.
В дальнейшем в результате изучения организации крупных пром. корпораций и
механизмов их связи с гос.
аппаратом Г. создал теорию «нового индустриального общества», в к-рой намечал
пути усовершенствова-
ния капитализма посредством образования «технострук-туры» — воплощения
коллективной власти
специалистов различных уровней квалификации и компетентности, приобщённых к
процессу принятия
решений внутри корпораций. В работах последних лет Г. настаивает на
необходимости расширения и
углубления сотрудничества гос-ва с пром. корпорациями, включения в это
сотрудничество экономич. и
социальной науки, к-рая выступала бы при этом носителем обществ. интересов.
120 ГОБИНО
Идеология, содержание социально-экономлч. программ Г. со временем существенно
менялось от анти-
коммунистич. направленности к концепции конвергенции — сближения двух политич.
систем на единой
индустриальной основе, и, наконец, к приписыванию амер. обществу 70-х гг. черт
социализма. Эволюция
взглядов Г. связана отчасти с его критич. позицией по отношению к существующим
экономич. теориям и к
социальной действительности. Но неизменным у Г. остаётся оправдание совр. гос.-
монополитич.
организации капиталис-тич. общества и поиски внутр. резервов для преодоления его
социальных
противоречий (см. также Технократия).
• American capitalism, Boston, 1952; The affluent society, Harmondsworth, 19682;
Almost everyone's guide to economics, Boston, 1978
(COBM. с N. Salinger); The nature of mass poverty, Camb.— L., 1979; A life in
our times, N. Y., 1981; в рус. пер,— Новое
индустриальное общество, М., 1969; Экономич. теории и цели общества, М., 1979.
* Корягин А. Г., Фролов Б. И., Социальная утопия Д. Г., Критика концепции
«нового индустриального общества», М., 1978.
ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723, Эдесхайм, Пфальц,— 21.6.1789, Париж), франц.
философ, один из
основателей школы франц. материализма и атеизма 18 в., идеолог революц.
буржуазии. Был соратником
Дидро и Гельвеция, принимал участие в создании возглавлявшейся Дидро
«Энциклопедии». В фи-лос.
салоне Г. обсуждались вопросы экономич., со-циально-политич. и духовного
обновления Франции,
преодоления сословного неравенства и деспотич. формы правления.
Разносторонние естеств.-науч. знания Г. способствовали обоснованию
материалистич. философии и атеиз-
ма, систематич. критике идеализма и религии. В осн. филос. соч. «Система
природы, или О законах мира
физического и мира духовного» (т. 1—2, 1770, рус. пер. 1924) Г. утверждает
вечность и несотворённость
материи, к-рая в процессе постепенного развития и изменения порождает всё
многообразие реального
мира. Вселенная, по Г., представляет собой движущуюся материю, движение является
способом
существования материи, необходимым образом вытекающим из её сущности. Однако,
говоря о единстве
материи и движения, Г. понимал движение механистически. Меха-нистич.
ограниченность проявилась и в
понимании им детерминизма, объективной закономерности, случайности и
необходимости и др.
Теория познания Г. опиралась на материалистически истолкованный сенсуализм, на
признание
первичности материи и вторичности всех форм сознания. Г. был противником
агностицизма, отстаивая
способность чело-веч. разума познавать мир и его законы. Вместе с тем теория
отражения Г. несла на себе
отпечаток созерцательности, свойственной домарксовскому материализму, поэтому Г.
не раскрыл
активной природы сознания и роли обществ. практики в познании.
Материалистич. понимание природы сочеталось у Г. с историч. идеализмом, с
признанием сознания и воли
выдающихся личностей решающей силой обществ. развития. В понимании обществ.
явлений у Г. имелись
отд. материалистич. моменты: идеи о роли среды в формировании личности, о
значении материальных
интересов в обществ. развитии и др.
Г. развил всестороннюю критику религии и церкви, вскрыл их социальное
назначение, состоящее в дез-
ориентации нар. масс, защите интересов короля и дворянства, борьбе против науки
и культуры, однако с
позиций идеалистич. понимания истории он не сумел вскрыть социальные корни
религии, считая её
порождением невежества и сознат. обмана со стороны духовенства. Г. уделил много
внимания критич.
оценке религ. нравственности и обоснованию утилитаристской этики.
В «Естеств. политике...» («La politique naturelle...», v. 1—2, L., 1774) Г.
показал реакц. сущность феод.
политич. строя и обосновал неизбежность его падения.
Отвергая феод. форму собственности, он отрицал перспективу обществ.
собственности, обосновывал
утверждение бурж. порядков, однако объективно мн. стороны учения Г.
содействовали
возникновению утопич. социализма 18 в.
• Systeme social..., v. i—3, L., 1773; Le bon sens, ou Idees naturelles opposees
aux idees surnaturelles, L., 1786; La morale
universelle..., v. 1—3, P., 1820; Textes choisis, v. l, P., 1957; в рус. пер.—
Священная зараза.—Разоблаченное христианство,
М., 1936; Письма к Евгении. Здравый смысл, М., 1956; Карманное богословие, М.,
1959; Избр. произв., т. 1—2, М., 1963.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., т. 2; и ? ж е, Немецкая
идеология, там же, т. 3; Энгельс Ф., Анти-
Дюринг, там же, т. 20; е г о ж е, Людвиг Фейербах..., там же, т. 21; Л е н и н
В. И., Три источника и три составных части
марксизма, ПСС, т. 23; е г о ж е, О значении воинствующего материализма, там же,
т. -15; Кочарян М. Т., Поль Г., М.,
1978; Акулов П. В., М а л ю к О. П., Поль Г.— критик религ. догматов, М., 1975;
N a v i 1 1 е Р., D'Holbach et la
Philosophie scientifique au XVIII siede, nouv. ed., P., 1967; Skrzypek M.,
Holbach, Warsz., 1978.
ГОМЕОМЕРИЯ (греч. ???????????, от ?????? — подобный и ????? — часть), термин
др.-греч.
философии. «Гомеомеричными», или «подобочастными», Аристотель называл
качественно
однородные вещества, у к-рых любые части подобны по своим свойствам друг другу и
целому. В
аристотелевской иерархии материального мира они занимали промежуточное место
между элемен-
тами и «неподобочастными», каковыми являются органы животных и растений. К
«подобочастным»
Аристотель относил органич. ткани, напр. мясо, кости, кровь, жир, древесину,
кору и т. д., а также
металлы и однородные минералы (наиболее полный перечень «подобо-частных»
содержится в 4-й
кн. «Метеорологии» — 388а 13—20). Аристотель утверждал, что «подобочастные»
служат
материальными первоначалами в системе Анаксагора, однако в дошедших до нас
анаксагоровых
текстах этот термин не встречается. Термин «Г.» в позднейшей доксографич. лит-ре
об Анаксагоре
обозначал, в частности, мельчайшие частицы («семена» у Анаксагора) всевозможных
веществ, смеси
к-рых образуют все вещи.
ГОМЕОСТАЗ, гомеостазис (от греч. ?????? — подобный, одинаковый и ?????? —