<< Пред. стр. 7 (из 449) След. >>
critique in the writings of Karl Marx, Assen. 1975; T o k e i F., Essays on theAsiatic mode of production, Bdpst, 1979; T e r - A
k o p у a n N., Preface, в кн.: Marx K., Engels F., Pre-capitalist socio-
economic formations. A collection, Moscow, 1979, p. 9—
27.
Н.Б. Тер-Акопян.
АЙДУКЕВИЧ (Ajdukicwicz) Казимеж (12.12.1890, Tep-нополь, ныне УССР,— 12.4.1963,
Варшава),
польск. логик и философ. В 1920—30-х гг. принадлежал к лъвов-ско-варшаеской
школе. Разрабатывал
логико-семантич. концепцию значения, согласно к-рой значение и смысл термина
определяются
способом его употребления в оп-редел. концептуальной системе. Отождествив науч.
теорию с
замкнутой в логико-семантич. отношении системой понятий, пришёл к т. н.
радикальному
конвенционализму. А. считал, что исходные принципы и понятия языка науки, а
также правила
логич. вывода и эмпирич. интерпретации науч. предложений основаны на конвенциях.
Рисуемая
теорией «картина реальности», по мысли А., целиком зависит от системы понятий и
меняется при
переходе от одной системы к другой. Теоре-тич. системы, согласно этой концепции,
«взаимонепере-
водимы», поскольку не существует нейтрального (т. е. независимого от понятийного
аппарата
теории) языка чувств, данных как основы для перевода. Свойственная этой доктрине
абсолютизация
конвенциональных моментов вступала в конфликт с требованием объективности науч.
знании и
критериев его оценки; её после-доват. развитие вело к релятивизму и
агностицизму. В 50-х гг. А.
отказался от нек-рых существ. пунктов своей первонач. концепции (в т. ч. от
тезиса о «взаимо-
непереводимости»), однако не сумел до конца преодолеть двойственность своих
филос. взглядов,
колебавшихся между материализмом и идеализмом. Филос. -методологич. установки А.
были близки
идеям Венского кружка.
А. принадлежат оригинальные результаты в теории логич. вывода и теории
определения, в логике
вопросов и индуктивной логике, логич. семантике и синтаксисе, а также ряд ценных
методологич.
разработок (экспликация аксиоматич. метода, применение различных логич. систем в
зависимости от
специфики науч. теории и др.).
• О znaczeniu wyrazen, Lwow, 1931; Zagadnienia i kierunki fi-iozofii, Kr., 1949;
Zarys logiki, Warsz., I9607; Jezyk i poznanie,
t. 1—2, Warsz., 1960—65; Logika pragmatyczna, Warsz., 1975.
• H a p с к и й И. С.,.Совр. позитивизм, М., 1961; Совр. бурж. философия, М.,
1978; Лихин А. Ф., Логич. анализ языка в
работах К. А. 30-х гг., в сб.: Логика и методология науч. познания, М., 1974;
Borkowski L., Kazimierz Ajdu-kiewicz
(1890—1963), в сб.: Studia logica, t. 18, Warsz.— Poznan, 1966; Gordon M.,
Wiedza о znaczeniach czy wiedza о swiecie?,
Warsz., 1967.
АЙЕР (Ауег) Алфред Джулс (р. 29.10.1910, Лондон), англ, философ, представитель
аналитической
философии. Получил известность своей кн. «Язык, истина, логика» («Language,
truth and logic»,
1936), в к-рой выступил пропагайдистом идей Венского кружка. С последним, он,
однако,
расходился в отношении к логич. формализации языка; А. не прибегает к анализу
науч. понятий
средствами математич. логики. Эта тенденция, характерная для англ, аналитич.
философии с её укло-
ном к лингвистич. анализу (см. Лингвистическая философия), ещё более усиливается
в поздних
работах А., в к-рых исследуются проблемы, связанные с теорией познания и ролью
языка в процессе
познания. С позиций позитивизма выступает как противник диалектич. материализма.
* The foundations of empirical knowledge, L., 1940; Thinking and meaning, L.,
1947; Philosophical essays, L.—N. Y., 1954;
The problem of knowledge, L.— N. Y., 1956; The concept of a person and other
essays, N. Y., 1963.
• Б о г о м о л о в А. С., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973; X и л л Т. И.,
Совр. теории познания, пер. с англ., М.,
1965. с. 372—82.
АКАДЕМИЯ (??????????) платоновская, основанный Платоном ок. 385 до н. э. религ.-
филос. союз,
имевший целью почитание муз, т. н. школа Платона; просуществовала до 6 в. н. э.
Название А.
(первоначально Академия) происходит от имени мифич. героя Академа, к-рому были
посвящены
приобретённые Платоном гимнасий и сад близ Афин. Во главе союза стоял схоларх,
избираемый из
членов А. Члены А. добровольно ограничивали себя во сне, воздерживались от
плотской любви и
мясоедения. В А.разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика,
астрономия,
естествознание и др. Особая роль математики подчёркнута в девизе А.: «Негеометр
да не войдёт!».
Ко времени Цицерона восходит разделение А. на Древнюю и Новую (от Аркесилая,
возглавившего А.
ок. 265 до н. э., до Антиоха из Аскалона); позднее различали Древнюю, Среднюю
(во главе с
Аркесилаем) и Новую А. (во главе с Карнеадом); в период эллинизма существовали и
др. разделения
истории А.
Древняя А. (схолархи: Спевсипп, преемник Платона; Ксенократ, Полемон, Кратет)
поддерживала
пифагорейскую тенденцию философии позднего Платона, развивала космологию
«Тимея».
Абсолютизация техники диалектич. споров (в процессе к-рых доказывалась равная
АКАДЕМИЯ 15
истинность противоположных суждений) и превращение её в мировоззренч. принцип
наряду с
возрастающим противостоянием стоицизму привело к возникновению т. н. академич.
скептицизма,
определившего позицию Средней А. (схолархи: Аркесилай, Лакид, Телеклет,
Гегесин). Карнеад (сын
Епикома или Филокома) абсолютизировал принцип невозможности знания и тем самым
недостоверности всякого догматизма, поддерживаемый в Новой А. (схолархи:
Карнеад, сын
Полемарха; Кратет, Клитомах) вплоть до Филона из Ларисы (110/9 — 88? до н. э.),
к-рого иногда
называют основателем 4-й А., поскольку, отказавшись от тотального скептицизма,
он обратился к
поиску общей основы у платонизма и стоицизма. Прямой возврат к догматизму
происходит у
Антиоха из Аскалона, призвавшего вернуться к учению Древней А. В 86 до н. э. при
осаде Афин
Суллой были разрушены помещения А. и вырублен академич. сад, причём погибла
библиотека А.
Однако ещё в 78 до н. э. Антиох продолжал учить в Афинах (его слушал Цицерон).
Статус А. вплоть
до 176, когда Марк Аврелий учредил в Афинах четыре филос. кафедры, неясен. С
кон. 2 в. до кон. 4 в.
А. занята в основном риторико-лит. занятиями и преподаванием общеобразоват.
дисциплин. При
Плутархе Афинском (ум. ок. 432) в А. входит неоплатонизм плотино-ямвли-ховского
толка,
развиваемый затем в 5 — нач. 6 вв. при схолархах Сириане, Прокле и Дамаскии. В
529 эдиктом
Юстиниана были закрыты языч. филос. школы в Афинах. Ок. 531 ряд афинских
неоплатоников во
главе с Дамаскием отправились ко двору персидского царя Хосрова.
Возрождение платонизма в 15 в. привело к учреждению Козимо Медичи в 1459
платоновской А. во
Флоренции, просуществовавшей до 1521. Во главе её стоял Фичино, к ней
принадлежали К. Ландино,
Пико делла Мирандола, А. Полициано и др. Неоплатонизм лежал в основе широкого
круга филос.
устремлений Флорентийской А.: от проповеди идеалов платонич. любви до попыток
дать синтез
платонизма с аристотелизмом, каббалой, герметизмом, зороастризмом и др. типами
религ.-филос.
мысли.
• Л о с е в А. Ф., Эстетика Возрождения, М., 1978, с. 316—51; Seel O., Die
Platonische Akademie, Stuttg., 195,3; С a m e-ron
?., La fin de I'Academie, в кн.: Le neoplatonisme, P., 1971, p. 281—90.
АККУЛЬТУРАЦИЯ (англ, acculturation, от лат. ad — к и culture — образование,
развитие),
процессы взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично
культуры др.
народа, обычно более развитого. Термин «А.» вошёл в науч. обиход в США в 1930-х
гг. в связи с
изучением изменений в культуре амер. индейцев в условиях насильств. ассимиляции
их
американцами европ. происхождения. После 2-й мировой войны проблема А. культурно
отставших
народов заняла видное место в работах учёных США, а также Индии и стран Лат.
Америки. В сов.
лит-ре термин «А.» не получил распространения, обозначаемые им процессы
изучаются сов.
этнографами как процессы ассимиляции и этнич. консолидации.
• Бахта В. М., Проблема А. в совр. этнографич. лит-ре США, в сб.: Совр. амер.
этнография, М., 1963 (лит.).
АКСЕЛЬРОД (псевдоним — Ортодокс) Любовь Исааковна (1868 — 5.2.1946), рус.
философ и
литературовед. С 1884 в революц. движении. В 1887—1906 в эмиграции, где в 1892
вошла в
марксистскую группу «Освобождение труда». В 1900 окончила Бернский ун-т. В 1903
примкнула к
меньшевикам. В 1917 А.— член меньшевистского ЦК, член плехановской группы
«Единство». Вслед
за Г. В. Плехановым А. защищала материалистич. понимание истории, выступала
против
«экономизма», теории познания неокантианства (сб. «Филос. очерки. Ответ филос.
критикам
историч. материализма», 1906), эмпириокритицизма (сб. «Против
16 АККУЛЬТУРАЦИЯ
идеализма. Критика нек-рых идеалистич. течений фи-лос. мысли», 1922). При
изложении
марксистской философии А. делала уступки агностицизму и релятивизму, допускала
ошибки в духе
теории иероглифов; выступила с критикой кн. В. И. Ленина «Материализм и
эмпириокритицизм». В
1921—23 преподавала в Ин-те красной профессуры, позднее работала в Ин-те науч.
философии Росс,
ассоциации н.-и. ин-тов АН СССР (РАНИОН) и в Гос. академии художеств, наук. В
20-х гг. входила
в группу «механистов». В последние годы жизни занималась социология, проблемами
иск-ва.
* Карл Маркс как философ, Харьков, 1924; Критика основ бурж. обществоведения и
материалистич. понимание
истории, в. 1, Иваново-Вознесенск, 1924; Этюды и воспоминания. Л., 1925; Лев
Толстой, [М.], 19282; Идеалистич.
диалектика Гегеля и материалистич. диалектика Маркса, М.— Л., 1934.
• Л е н и н В. И., ПСС, т. 18, с. 341—44; т. 26, с. 88—89; т. 46, с. 321—22;
Любовь Исааковна А. К XXV-летию научно-
лит. деятельности, М., 1926 (лит.); История философии, т. 6, кн. 1, М,, 1965.
АКСИОЛОГИЯ, см. Ценностей теория.
АКСИОМА (греч. ?????? — удостоенное, принятое положение, от ???о? — считаю
достойным),
исходное положение науч. теории, принимаемое в качестве истинного без логич.
доказательства и
лежащее в основе доказательства др. положений этой теории. Термин «А.» впервые
встречается у
Аристотеля. В истории познания А. обычно рассматривались как вечные и
непреложные априорные
истины, при этом упускалась из виду их обусловленность многовековым человеч.
опытом, прак-тич.-
познават. деятельностью.
В совр. науке А.— это те предложения теории, к-рые принимаются за исходные,
причём вопрос об
истинности решается либо в рамках др. науч. теорий, либо посредством
интерпретации данной
теории. В отличие от содержат, науч. теории, А. в формальном исчислении — это
просто одна из тех
формул, из к-рых по правилам вывода этого исчисления выводятся остальные
доказуемые в нём
формулы (теоремы этого исчисления). См. также ст. Аксиоматический метода лит. к
ней.
АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД, способ построения науч. теории, при к-ром в её основу
кладутся
нек-рые исходные положения (суждения) — аксиомы, или постулаты, из к-рых все
остальные
утверждения этой теории должны выводиться чисто логич. путём, посредством
доказательств.
Построение науки на основе А. м. обычно наз. дедуктивным (см. Дедукция). Все
понятия
дедуктивной теории (кроме фиксированного числа первоначальных) вводятся
посредством
определений, выражающих их через ранее введённые понятия. В той или иной мере
дедуктивные
доказательства, характерные для А. м., применяются во мн. науках, однако гл.
область его
приложения — математика, логика, а также нек-рые разделы физики.
Идея А. м. впервые была высказана в связи с построением геометрии в Др. Греции
(Пифагор, Платон,
Аристотель, Евклид). Для совр. стадии развития А. м. характерна выдвинутая
Гильбертом концепция
формального А. м., к-рая ставит задачу точного описания логич. средств вывода
теорем из аксиом.
Осн. идея Гильберта — полная формализация языка науки, при к-рой её суждения
рассматриваются
как последовательности знаков (формулы), приобретающие смысл лишь при нек-рой
конкретной
интерпретации. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других)
формулируются
спец. правила вывода. Доказательство в такой теории (исчислении, или формальной
системе) — это
нек-рая последовательность формул, каждая из к-рых либо есть аксиома, либо
получается из преды-
дущих формул последовательности по к.-л. правилу вывода. В отличие от таких
формальных
доказательств, свойства самой формальной системы в целом изучаются содержат.
средствами
метатеории. Осн. требования, предъявляемые к аксиоматич. формальным системам,—
непротиворечивость, полнота, независимость аксиом. Гильбертовская программа,
предполагавшая
возможность доказать непротиворечивость и полноту всей классич. математики, в
целом оказалась
невыполнимой. В 1931 Гёделъ доказал невозможность полной аксиоматизации
достаточно развитых
науч. теорий (напр., арифметики натуральных чисел), что свидетельствовало об
ограниченности А. м.
Осн. принципы А. м. были подвергнуты критике сторонниками интуиционизма и
конструктивного
направления. См. также Формализм в математике и логике, Теория.
• К л и н и С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957 (лит.);
Садовский В. Н., А. м. построения науч. зна-
ния, в кн.: Филос. вопросы совр. формальной логики, М., 1962; Столл Р.,
Множества. Логика. Аксиоматич. теории, пер.
с англ., М., 1968; Н о в и к о в П. С., Элементы математич. логики, M., 19732.
АКТ И ПОТЕНЦИЯ (лат. actus et potentia — схола-стич. пер. греч. ???????? ???
?????? —
действительность и возможность — см. также Энергия), важнейшие понятия философии
Аристотеля.
Своим учением об А. и П. Аристотель ввёл в онтологию принцип развития. Учение об
А. и П.
явилось ответом на апорию элейской школы, согласно к-рой сущее (??) может
возникнуть либо из
сущего, либо из не-сущего, но и то и другое невозможно, ибо в первом случае
сущее уже существует,
а во втором — нечто не может возникнуть из ничего. Следовательно,
«возникновение», или
«становление» (???????), вообще невозможно, и чувств, мир должен быть отнесён к
царству
«небытия» (?? ov). Аристотель решает эту «апорию древних» двояко (см. Физика 1,
8. 191а 23 sqq.):
l) введением понятия акциденталь-ного небытия, или «отсутствия» (????????)
формы; 2) семантич.
делением «бытия» на «потенциальное» (??????? ??) и «актуальное» (???????? ??) —
становление
оказывается возможным как переход от первого ко второму (дальнейшему анализу
понятий А. и П.
посвящена 8-я кн. «Метафизики»). Понятия А. и П., как и понятие «движения», не
поддаются