<< Пред. стр. 70 (из 449) След. >>
выступает противразличных идеа-листич. направлений в совр. бурж. философии: экзистенциализма
(см. «ВФ», 1960,
№ 9), «общей семантики», прагматизма. В кн. «Гигант в цепях» (1953, рус. пер.
1958) рассматривает
проблему взаимоотношения философии и практики, высоко оценивает роль гуманистич.
идеалов в
жизни людей. Д. занимается также вопросами истории эстетики, гносеологии и
политич. мысли. И A
study in Kant's aesthetics, Lancaster, 1934; в рус. пер.— Мыслители и казначеи,
М., 1960; Человек
против мифов, М., 1961; Герои и еретики. Политич. история зап. мысли, М., 1967;
Филос.
размышления, в кн.: Совр. прогрессивная филос. и социологич. мысль в США, М.,
1977.
* Черкасов И. И., Из истории марксистской филос. мысли в США, М., 1977.
ДАО (букв.— путь, дорога), одно из важнейших понятий кит. философии, центр.
понятие даосизма.
В философии Лао-цзы Д.— невидимый вездесущий естеств. закон природы, человеч.
общества,
поведения и мышления отд. индивида, неотделимый от материального мира и
управляющий им
(поэтому Д. иногда сравнивают с логосом Гераклита). Д. порождает тьму вещей;
бездействует, тем
самым делая всё; Д. вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо; неследование Д.
ведёт к гибели. У
Чжуан-цзы Д. неактивно и бесформенно; его можно передать, но нельзя взять, можно
постичь, но
нельзя увидеть; оно само для себя начало и основа, не зависит ни от времени, ни
от пространства, у
него нет начала, нет конца, оно существует везде и во всём; познать Д.— значит
постигнуть закон
природы и умение соответствовать ему.
Для легиста Хань Фэйцзы Д.— первопричина возникновения не только тьмы вещей, но
и различий
между ними, оно упорядочивает тьму принципов, определяющих вещи. Овладение Д.
приводит к
разным результатам: одни становятся мудрыми, другие — безумцами, одни
процветают, другие
гибнут. Однако правителю необходимо овладеть Д., чтобы не стать жестоким внутри
и агрессивным
вне страны, ибо это ведёт к её гибели.
Иначе трактуется Д. в конфуцианстве. У Конфуция Д. лишено космологич. окраски и
обретает смысл
морального закона, этич. принципа, пути поведения, долга, поэтому оно зависит от
образованности:
небо наделяет человека натурой, поведение в согласии с нею называется Д. Д.
совершенствуется
через обучение, а также через жэиь — гуманность. Дальнейшее развитие эта идея
получила у Хань
Юя: всеобщая любовь паз. гуманностью; осуществление гуманности наз.
справедливостью;
поведепие, согласующееся с ними, наз. Д. Неоконфуцианцы сопоставляют Д. не
только с жэнь, но
также с космосом, природой: субстанция действий неба (природы) наз. изменением,
их закон
(принцип) — Д. (Чэн Хао); последоват. движение сил инь и ян является Д.— это то,
из-за чего инь и
ян чередуются друг с другом (Чэн И); Д. заполняет Вселенную, в отнесении к небу
оно наз. инь и ян,
в отнесении к земле — силой и слабостью, в отнесении к человеку — гуман-
ностью и справедливостью (Лу Цзююань). Термин «Д.» встречается и у др.
философов.
• Ян X и н - ш у н, Др.-кит. философ Лао-цзы и его учение, М.— Л., 1950;
Атеисты, материалисты, диалектики древнего
Китая, вступ. ст., пер. н коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967, с. 196—203; The
four books, transl. by .Г. Legge, Shanghai,
1033; Wing-tsit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963.
«ДАО ДЭ ЦЗИН» («Каноническая книга о дао и дэ»), иначе «Л а о - ц з ы» («Книга
учителя Лао»),
основополагающий трактат филос. даосизма. Согласно традиции, автором его был
полулегендарный
мыслитель Лао-цзы (отсюда второе назв. книги), будто бы живший в 6 в. до н.э.,
ранее Конфуция,
почитаемый как основатель даосизма. Учёные предполагают, что трактат был
составлен в 4—3 вв. до
н. э. последователями Лао-цзы, сохранившими его гл. положения и прежде всего —
учение о дао и дэ
— проявлении дао. Это учение было развило затем в «Чжуан-цзы» («Трактате учителя
Чжуа-на»,
нек-рые учёные считают «Чжуан-цзы» предшественником «Лао-цзы»). Трактат сыграл
огромную
роль в истории- кит. философии; св. 60 раз переводился на еврол. языки, в т. ч.
на русский.
• Ян X и н - ш у н, Др.-кит. философ Лао-цзы и его учение, М.—Л., 1950; Др.-кит.
философия, т. 1, М., 1972, с. 114—38;
Конрад Н. И., Избр. труды. Синология, М., 1977, с. 433—42. См. также лит. к ст.
Даосизм.
ДАОСИЗМ (кит. дао цзя — школа дао), наряду с конфуцианством одно из двух осн.
течений кит.
философии. Возникло во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. После проникновения в Китай
буддизма вместе с
ним Д. и конфуцианство составили сань цзяо (букв.— три религии) — филос.-религ.
триаду
сосуществовавших и соперничавших течений, определявших идеологич. жизнь Китая
вплоть до 20 в.
Согласно традиции, основателем Д. считается Лао-цзы. однако важнейшим его
мыслителем был
Чжуан-цзы. Желая поднять престиж своего учения в борьбе с конфуцианством,
сторонники Д.
объявили первооснователем Д. легендарного героя Хуан-ди (2697—2598 до н. э.),
благодаря чему Д.
получил наименование Хуан-Лао чжи сюе — учение Хуан-ди и Лао-цзы.
Классич. Д. (Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ян Чжу) представлял собой филос. учение
наивно-
материалис-тич. характера, с начатками примитивной диалектики, однако
содержащиеся в нём
элементы мистики постепенно привели к разделению Д. во 2—3 вв. на философский
(дао цзя),
высшим выразителем к-рого стал неодао-сизм, и религиозный (дао цзяо),
образовавший своего рода
«церковь», первым патриархом к-рой считается Чжан Даолпн (Чжан Фухань, 34—156).
Религ. Д.
включал в себя магию, алхимию, врачевание, демонологию и т. п. элементы, не
имеющие ничего
общего ни с философией, ни с доктриной классич. Д., в результате чего границы
понятия «Д.» стали
весьма расплывчаты.
Религ. Д., особенно широко распространившийся в эпоху Тан (618—907), стал
неотъемлемой частью
«нац. культа» — верований и обрядов широких нар. масс; самостоятельно или в
составе упомянутой
выше триады явился идеологич. основой бунтарских тайных сект и об-в («Тайпиндао»
— «Путь
великого равенства», «Удоумидао» — «Путь пяти мерок риса», «Байляньцзяо»—
«Учение белого
лотоса» и др.) и крест. восстаний (напр., «Хуан цзинь» — «Жёлтые повязки»);
оказал значит. влияние
на кит. художников, писателей, поэтов. На протяжении веков Д. то подвергался
гонениям, то
пользовался популярностью у правителей, напр. у Цинь Шихуанди (246—210 до н.
э.), Цзин-ди
(156— 141 до н. э.), Гао-цзуна (650—683), Сюань-цзуна (712— 756) и др. В КНР в
1951—53
проводилась борьба против тайных даосских сект.
Исходной идеей филос. Д. является учение о дао — пути, извечном, естеств. и
всеобщем законе
спонтанного возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. Отсюда
вытекает принцип
следования дао, т. е. поведения, согласующегося в микрокосмосе с дао (природой)
человека, а в
макрокосмосе — с дао Все-
ленной. При соблюдении этого принципа возможно бездействие (у вэй — недеяние,
одна из осн.
идей Д.), приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успеху и процветанию.
Всякое же
действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и
гибели. Вселенную
нельзя привести в порядок искусств. образом, для воцарения его нужно дать
свободу её
прирождённым качествам. Поэтому мудрый правитель следует дао, не делая ничего,
чтобы управлять
страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии. Дао
затемняется человеч.
односторонностью, само же не имеет никаких разграничении: стебель и столб, урод
и красавица,
великодушие и вероломство — всё объединяется дао в единое целое. Все вещи равны
между собой, а
мудрец свободен от пристрастия и предвзятости, одинаково смотрит на знатного и
раба, соединяется
с вечностью и с Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их
естественность и
неизбежность. Идеи Д. оказали большое влияние на развитие кит. культуры и
философии.
• Ян Ю н - г о, История др.-кит. идеологии, пер. с кит М., 1957, с. 226—93; Др.-
кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 114—
138, 212—24, 248—94; Ш к у p к и н П. В., Очерки Д., Харбин, 1926; Атеисты,
материалисты, диалектики древнего
Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967; ?о?шнева Е. Б.,
Учение «Белого Лотоса» — идеология
нар. восстания 1796—1804 гг., М., 1972, с. 8—29; Малявин В. В., Мир как
метафора. Даосский опыт в кит. культуре, в
кн.: Общество н гос-во к Китае, ч. 1, М., 1978, с. 91—99; Welch H., Taoism. The
parting ol the way, Boston, 1966; PolitellaJ.,
Taoism and Confucianism, Iowa City, 1967; Weber M., The religion of China.
Confucianism and Taoism, N. Y.— !_,., 1968';
McNaughton W., The Taoist vision, Ann Arbor, 1971; S a s o M. В., Taoism and the
rite of cosmic renewal, Wash., 1972.
С. Кучера.
«ДАО ЦЗАН» («Сокровищница даосских писаний»), название полн. собр. произведений
даосизма.
Согласно даосской традиции, составление «Д. ц.» началось в 745, однако более
вероятной является
дата 1008—17 — период правления сунского императора Чжэнь-цзуна (998—1022),
сторонника
даосизма. Канон был опубликован впервые в 1019 объёмом в 4565 томов. Его
комплектование
продолжалось вплоть до эпохи Мин (1368— 1644), когда в периоды 1436—49 и 1573—
1619 появи-
лись два его издания. В 1626 был составлен комментированный каталог «Д. ц.». В
«Д. ц.» вошли как
классич. произведения («Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы» и т. п.), так и более поздние;
мн. трактаты
анонимны и не датированы.
• Алексеев В. М., Кит. лит-pa. Иабр. труды, М., 1978, с. 34—35; Welch H.,
Taoism. The parting of the way, Boston, j966; S
trie km an n M., Longest Taoist scripture, «History Of Religions», 1978, v. 17,
p. 331—54.
ДАРВИН (Darwin) Чарлз Роберт (12.2.1809, Шрусбери,— 19.4.1882, Даун, близ
Лондона), англ.
естествоиспытатель, основатель эволюц. учения о происхождении видов путем
естеств. отбора (см.
Дарвинизм). Внук англ. натурфилософа, врача и поэта Эразма Дарвина. На
формирование взглядов Д.
большое влияние оказали ботаник Дж. Генсло и геолог А. Седжвик. Исследования,
проведённые во
время кругосветного путешествия на корабле «Бигл» (1831—36), способствовали
выявлению Д.
движущих факторов эволюции. Уже в этот период Д. приблизился к открытию принципа
дивергенции, т. е. расхождения признаков у потомков общего предка. Став к 1837
убеждённым
эволюционистом, Д. занялся поисками движущего фактора эволюции. Одновременно он
вёл
огромную по широте работу в области зоологии, географии, геологии,
палеонтологии. В 1842 Д.
сделал первый набросок своей теории эволюции. В 1851—54 опубликовал 4-томный
труд по
анатомии, систематике и палеонтологии сидячих ракообразных — усоногих раков.
Анализ этой
группы позволил Д. проверить на конкретном материале осн. положения'эволюц.
теории. К этому
времени Д. стоял в ряду крупнейших натуралистов мира, его
ДАРВИН 135
науч. авторитет во многом способствовал последующему признанию созданной им
эволюц.
концепции. В 1854—55 Д. начал подготовку работы о происхождении видов, обобщая
весь
известный материал по изменчивости, наследственности и эволюции диких видов
животных и
растений, а также по методам селекции домашних животных и культурных растений. В
нач. 1856 Д.
приступил к написанию эволюц. труда (рассчитанного на 3—4 тома), однако работа
не была
завершена. В поисках движущих факторов эволюции Д. обратил внимание на идею
«борьбы за
существование» в работах Мальтуса. Д. выделил две формы конкуренции—внутри- и
межвидовую.
По Д., именно внутривидовая конкуренция наиболее близких по своим потребностям
особей ведёт к
вымиранию промежуточных форм и обеспечивает процесс дивергенции. Вымирание
неприспособ-
ленных и выживание приспособленных лежит в основе сформулированного Д. принципа
естеств.
отбора.
В 1858 англ. зоолог и биогеограф А. Уоллес прислал Д. рукопись статьи, в к-рой
он независимо от Д.
сформулировал принцип естеств. отбора. Д. хотел представить статью Уоллеса в
печать, умолчав о
том, что им уже были написаны разделы задуманного трёхтомника. По настоянию
геолога Ч. Лайеля
и ботаника Дж. Гукера доклады Д. и Уоллеса были прочитаны на заседании
Линнеевского зоологич.
об-ва в Лондоне и вместе опубликованы в журнале об-ва в 1858.
Осн. труд Д.— «Происхождение видов путём естеств. отбора, или Сохранение
благоприятствуемых
пород в борьбе за жизнь» вышел в 1859 (первое сообщение в печати Д. сделал в
1858). В 1868 Д.
опубликовал большой труд по теории искусств. отбора «Изменения животных и
растений под
влиянием одомашнивания», развивающий идеи «Происхождения видов», а в 1871 —
работу
«Происхождение человека и половой подбор», в к-ром показано не только
несомненное сходство, но
и родство человека и человекообразных обезьян. Происхождение человека от
животных
доказывалось Д. и в кн. «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). Учение
Д. разрушило
креационистскую концепцию о сотворении видов, подорвало основы представления о
божеств.
происхождении человека, об его исключит. положении в системе органич. мира. Д.
стоял несколько в
стороне от той борьбы за становление эволюц. идеи в биологии и за признание
дарвинизма в
качестве стержня эволюционизма, к-рую вели сторонники учения Д. в разных
странах.
• в рус. пер.: Соч., т. 1—9, М.— Л., 1935—59; Воспоминания о развитии моего ума
и характера. (Автобиография).
Дневник работы и жизни, пер. с рукописей Ч. Д., вступ. ст. и коммент. С. Л.
Соболя, М., 1957.
• Памяти Дарвина, М., 1910; Некрасов А. Д., Ч. Дарвин, М., 1957.
ДАРВИНИЗМ, материалистич. теория эволюции органич. мира, обоснованная Ч.
Дарвином и
развитая его учениками и последователями (А. Уоллес, Т. Гексли, Ф. Мюллер, Э.
Геккель, Л. Долло,
В. О. и А. О. Ковалевские, И. И. Мечников, Н. А. Северцов, К. А. Тимирязев и
др.). Д. выделяет
материальные факторы эволюции — наследственность и изменчивость — и движущие
факторы
эволюции — естеств. отбор для организмов, живущих в природе, и искусств. отбор
для разводимых
человеком домашних животных и культурных растений. Принципиальное отличие Д. от
предшествующих эволюционных и трансформистских концепции состоит в том, что он
вскрывает
движущий фактор и причины эволюции.
Гл. фактор эволюции в природе — естеств. отбор. В отличие от проводимого
человеком искусств.
отбора, он обусловливается влиянием на организм окружающей среды. Согласно
Дарвину, естеств.
отбор — это «переживание наиболее приспособленных» организмов, вследствие к-рого
на основе