<< Пред.           стр. 75 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 ка, поскольку понятие силы (внутренне связанное с понятием цели) также было
 устранено. Благодаря по-
 нятию толчка, предполагающего равенство действия и противодействия, Д. ввёл
 понятие мировых вихрей,
 строя на его основе свою космогонию. Механич. законами объяснял Д. и все
 отправления живого тела,
 включая человеческое. Источник силы «вынесен» за пределы природы и приписан
 трансцендентному
 богу-творцу; в механике Д. на неизменности бога основан закон инерции, к-рый был
 впервые им
 сформулирован.
 В этике Д. был последоват. рационалистом. Он рассматривал аффекты и страсти как
 следствие влияния на
 разумную душу телесных движений, к-рые, пока они не прояснены светом разума,
 порождают в нас
 заблуждения ума, результатом к-рых являются злые поступки. Источником
 заблуждения, к-рое у Д. в
 сущности есть не что иное, как грех, служит не разум, а свободная воля, ибо она
 побуждает человека
 высказывать суждение и действовать там, где разум ещё не располагает ясным и
 отчётливым знанием.
 Учение Д. и направление в философии и естествознании, продолжавшее его идеи,
 получило название
 картезианства — от латинизиров. формы его имени. Влияние Д. на развитие
 философии и науки 17—18
 вв. было глубоким и многосторонним. В русле идей Д. формировалось учение
 Спинозы. Дуализм Д.
 послужил исходным пунктом концепции окказионализма. Под влиянием метода Д.
 франц. янсенистами
 была разработана т. н. логика Пор-Рояля. Рационализм Д. явился одним из
 источников философии
 Просвещения.
 * Oeuvres, риЬШе» par Ch. Adam et P. Tannery, t. l—12, suppl., P., 1897—1913;
 Correspondence, v. 1—6, P., 1936—56;
 и рус. пер.— Соч., т. 1, Казань, 1914.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., т. 2, с. 138—48; Любимов ?. ?.,
 Философия Д., СПБ, 1886: Фишер К.,
 История новой философии, т. 1 — Д., его жизнь, сочинения и учение, пер. [с
 нем.], СПБ, 1906; А с м у с В. Ф., Д., М.,
 1956; Л я т к e p Я. А., Д., 1975; Cassirer E., Descartes, P., 1944; Descartes.
 1596—1650, introd. et choix par J.-P. Sartre, P.—
 Gen., 1946; Serrurier C., Descartes 1'homme et le penseur, P., 1951; G u e r o u
 l t M., Descartes selon l'ordredesraisons, t. l —2,
 P., 1953; WundtM., Wandlungen der Descartesbildes, «Zeitschrift fur
 philosophische Forschung», 1953, Bd7, H. 3. Rodis-Lewis
 G., La morale de Descartes, P., 1957; Bader F., Die Ursprunge der
 Transzendentalphilosophie hej Descartes, Bd l, Bonn, 1979.
 П. П. Гайоенко
 ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ (????????? ? ????????) (ок. 360 — ок. 280 до н. э.), др.-
 греч. афинский гос.
 деятель и философ. Представитель перипатетической школы, ученик Теофраста. В
 317—307 абс.
 правитель (эпимелет) Афин; с 297 при дворе Птолемея I Сотера, один из
 основателей Александрийской б-
 ки и Мусея. Биография Д. Ф. — у Диогена Лаэртия (V 75—85); там же — каталог
 соч.: 45 назв. на этич.,
 политич., историч. и историко-лит. темы (не сохранились, фрагменты в собрании
 Верди). Д. Ф.,
 воплощавший для Цицерона идеал гос. деятеля, оратора и философа в одном
 144 ДЕМЕТРИЙ
 лице, не был оригинальным мыслителем; его историч. заслуга — перенос
 нерипатетич. учёности в
 Александрию. Ему принадлежит также древнейшее сохранившееся (у Стобея) собр.
 изречений «семи
 мудрецов». * Фрагменты: Die Schule des Aristoteles. Texte, komm., hrsg. v. F.
 Wehrle, H. 4, Basel, 19682.
 *W e h r l i F., Demetrios von Phaleron, в кн.: RE, Suppl. I, 1968,
 col. 514 sq.
 ДЕМИУРГ (греч. ??????????, букв. — изготавливающий вещи для народа, отсюда —
 ремесленник,
 мастер, от ????? — народ и ????? — работа), термин др.-греч. философии для
 обозначения «творца»
 («мастера»), введённый в филос. лексикон Платоном в «Тимее» (ср. также
 «Государство» VII 530 а 7). Д.
 — «творец и отец этой Вселенной» (Тимей 28 с), создатель низших богов, мировой
 души и бессмертной
 части человеч. души, творит космос из со-вечной ему материи («кормилицы»,
 «восприемницы», «пластич.
 массы»), наделённой вечным беспорядочным движением, взирая на вечный первообраз-
 парадигму —
 эйдос (28а, 29а). В этом его отличие от бога теистич. религий, творящего мир из
 ничего: ни материя, ни
 первообраз от Д. не зависят. Кроме того, он не всесилен: стремлению ума-Д. (см.
 H ус) устроить всё «как
 можно лучше» противостоит сопротивление материи в виде детерминистич.
 «необходимости» (ананке). Д.
 «Тимея», очевидно, тождествен с «причиной соединения» предела и беспредельного
 (формы и материи)
 — прообразом «действующей причины» Аристотеля в платоновском «Филебе» (27 Ь).
 Характерное
 замечание Платона о «правдоподобном мифе» (Тимей 29d) дало повод уже в Древней
 Академии
 истолковать космогонию «Тимея» как условно-метафорич. язык, применяемый в
 «дидактич. целях» для
 выражения вневременных он-тологич. структур (Ксенократ, фр. 54 Heinze).
 Аристотель подчёркнуто
 игнорировал Д. «Тимея» при изложении платоновского учения и употреблял термин
 «Д.» только в прямом
 значении «ремесленник, мастер»; единственное возможное исключение — ранний
 диалог «О философии»
 (фр. 8, 12 и 13 ROSS). Трансцендентное понимание высшего божеств. принципа в
 позднем платонизме
 приводит к перекладыванию функций Д. (непосредственно контактирующего с материей
 в акте творения)
 на вторичного бога-посредника, эманирующего из первопринципа (см. Эманация).
 Филон Александрий-
 ский отождествляет Д. с логосом (De eher. 35, 136—137, De spec. leg. 1, 81),
 Нумений — с умом (нусом),
 называя его «вторым богом» (Prod., In Tim., II 93; Euseb. Praep. ??. XIV 5; ср.
 также Corpns Hermeticum 1,9:
 «Ум породил другой ум — демиурга»). Радикальный дуализм гностицизма, полагающий
 материю абс.
 злом, завершается признанием некогда «благого» платоновского Д, источником
 мирового зла: у Валентина
 Д. помещается не только ниже плеромы эонов (см. Эон), но и ниже низшей Софии-
 Ахамот, в «мсихич.»
 сфере, и творит мир, не зная эйдосов (Iren., Adv. haer. 1, 5, 3). Идея «злого
 Д.» была объектом полемики
 Плотина в его споре с гностиками («Эннеады» II 9, 6; ср. II 3, 8). • A m b с l a
 i n R., La notion gnostique du
 Demiurge dans les Ecritures et les traditions judeochretiennes, P., 1959; U o h
 e ?? у К. F., The Demiurge and the
 Good in Plato, «New Scholasticism», 1961, p. 510—24; Legido Lope/, M., El
 problema de Dios en Platon. La
 teologia del demiurgo, Salamanca, 1963. См. также лит. к статьям Платон,
 Гностицизм.
 ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ, термин, возникший в 40-х гг. 20 в. в связи с доктриной
 Бультмана и его
 последователей, отразившей влияние экзистенциализма в теологии; попытка
 освобождения религ. веры от
 историч. форм мифа, в к-рых вера всегда выражала себя, и сведения её к чистому и
 внепредметному
 смыслу, ставящему личность верующего перед абс. выбором. Отдалённые аналоги Д. —
 борьба с
 мифологич. образностью в опре-дел. моменты становления монотеистич. религий, а
 также греч. и инд.
 философии, попытки рационалистически истолковать миф как аллегорич. покрывало
 истины, характерные
 для эпохи эллинизма, и т. п. «ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ», реформистская теория,
 согласно
 к-рой социализм в совр. эпоху,
 утратив классово-пролетарский характер, превратился в «общедемократич.» течение
 на базе
 «примирения» классов, а марксизм-ленинизм в его воплощении в практике
 социалистич.,
 коммунистич. строительства, революц. борьбе рабочего класса стал «ветвью,
 оторвавшейся от
 социализма».
 Понятие «Д. с.» употреблялось уже в реформистской лит-ре кон. 19 в. Им
 обозначалось одно из
 направлений «государственного социализма», отдававшее предпочтение бурж.-
 демократия., респ.
 гос-ву по сравнению с монархическим и рассматривавшее бурж. демократию в
 качестве единственно
 мыслимого условия осуществления социализма.
 Совр. концепция «Д. с.» оформилась к 50-м гг. 20 в. как противостоящая теории и
 практике
 социалистич. революции и реального социализма и была провозглашена офиц.
 доктриной
 Социалистич. интернационала (Франкфуртская декларация, 1951).
 «Д. с.» исходит из осн. идеи, что социализм реализуем лишь на базе, в пределах и
 средствами
 демократии, вызревающей в лоне капитализма. Любые иные формы борьбы, по
 утверждению
 теоретиков Д. с., деформируют социалистич. цель и делают ее недосягаемой. Бурж.
 демократия
 предстаёт не просто как «путь» к социализму, но и как его «начало», и проблема
 заключается в её
 усовершенствовании, ибо социализм толкуется как «завершённая демократия». В
 конце 70-х гг. ряд
 партий Социнтерна изымает из своих программ понятие «социалистич. общество»,
 введя взамен него
 понятие «социальная демократия». Существо перехода к новому обществ.
 состоянию усматривается теперь уже не в мирной трансформации капиталистич.
 системы, а в
 движении от политич. демократии к социальной, во врастании демократии в
 капитализм, к-рый в той
 мере, в какой он облачён в демократию, истолковывается как строй равенства,
 свободы,
 справедливости и солидарности. По мысли теоретиков «Д. с.», такой строй
 складывается в процессе
 перманентной реформы, призванной обеспечивать «максимально возможное всеобщее
 благоденствие», «свободу личности», «наиболее справедливое распределение нац.
 дохода» и
 содействовать «социализации х-ва». В качестве адекватного базиса «Д. с.»
 постулируется гос.
 контроль (частичное и косвенное регулирование экономич. развития путём
 программирования, на-
 логообложения, участия в прибылях и пр.) над «смешанной экономикой»,
 предполагающей наряду с
 гос.-капиталистич. предприятиями сохранения частнохоз. капитализма. Согласно
 доктрине «Д. с.»,
 контроль бурж. гос-ва над экономикой представляет собой социалистич. меру при
 соответствующей
 «демократич. процедуре» этого контроля; выработка её ставится в зависимость даже
 не столько от
 завоевания большинства в парламенте, сколько от «этич. обновления» общества,
 «социального
 партнёрства» и достижения «общего согласия» о проведении социальных улучшений.
 В теории и политике идеологи «Д. с.» определяют свою позицию как промежуточную —
 между «диктатурой», с
 к-рой они отождествляют реальный социализм, и капитализмом. Однако их
 утверждения о неприятии
 капитализма в история, перспективе не согласуются теоретически с осн. идейно-
 политич. постулатом «Д. с.»—
 приверженностью к бурж. демократии. По своему классовому содержанию «Д. с.»
 выступает как прокапита-
 листич. теория, противостоящая науч. социализму. • Ленин В. И., Империализм, как
 высшая стадия капитализма,
 ПСС, т. 27; е г о ж е, Грозящая катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 34;
 Программные документы борьбы
 за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание ком-мунистич. и
 рабочих партий. Документы и
 материалы, М., 1969; Ш а р к и Л. Л., Социализм в Австралии. Точка зрения
 коммунистов на «Д. с.», [пер. с
 англ.], М., 1958; Критика совр. бурж., реформистских и ревизионистских экономич.
 теорий, М., 1960; Идеология
 совр. реформизма, М., 1970; Что такое «Д. с.»?, M., 19792; Thomas N., Democratic
 socialism, N. ?., 1953; ' S t г а с h
 е у J., Contemporary capitalism, L., 1956; Crosland С. A. R., The future of
 socialism, L., 1957; Sozialdemokratie in
 Europa, Hrsg. H. Wehner, Hannover, 1966; Eichler W , Zur Einfuhrung in den
 demokratischen Sozialismus, Bonn —
 Bad Godeaberg. 1972.
 
  ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ, важнейший принцип организац. строения и
 деятельности комму-нистич. и рабочих партий, а в социалистич. гос-вах — также
 принцип гос.
 устройства, строения и деятельности органов гос. власти, обществ. орг-ций
 трудящихся, системы
 управления нар. х-вом. Суть Д. ц состоит в сочетании демократизма, т. е.
 полновластия, само-
 деятельности и инициативы трудящихся, выборности руководящих органов снизу
 доверху, их
 подотчётности массам, с централизацией — руководством из одного центра,
 подчинением
 меньшинства большинству, дисциплиной, обязательностью решений высших органов для
 низших,
 подчинением частных интересов интересам общим. Принцип Д. ц. вытекает из
 демократич. сущности
 пролет. движения и социалистич. преобразования общества; является составной
 частью марксистско-
 ленинского учения о партии рабочего класса и об устройстве социалистич. гос-ва.
 Если в классово-
 антаго-нистич. обществах демократия и централизм взаимно противоположны и
 конкретно-
 исторически их борьба разрешается путём большего или меньшего преобладания в
 обществ. и гос.
 устройстве того или иного начала, превращаясь в бюрократич. централизм или
 анархистское
 своеволие, то в условиях социализма централизм и демократизм составляют
 диалектич. единство.
 Д. ц. как основополагающий принцип организации и деятельности революц. партий
 впервые был
 выдвинут К. Марксом и Ф. Энгельсом и практически воплощён в основанном в 1847
 Союзе
 коммунистов (см. Устав Союза коммунистов, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.
 4, с. 524—29). На
 основе Д. ц. протекала деятельность и 1-го Интернационала: входившим в него
 партиям была
 предоставлена широкая автономия, но в то же время предъявлялись требования
 признания одной
 программы и устава, подчинения низших орг-ций высшим, соблюдения парт.
 дисциплины. Принцип
 Д. ц. основоположники науч. коммунизма предполагали использовать также и при
 строительстве
 пролет. гос-ва.
 Дальнейшую разработку принцип Д.ц.получил в ряде работ В. И. Ленина. Уже в
 принятом 2-м
 съездом РСДРП (1903) Уставе партии были закреплены ленинские нормы парт. жизни,
 а в Уставе,
 принятом 4-м съездом партии (1906), было непосредственно записано: «Все
 организации партии
 строятся на началах демократического централизма...» («КПСС в резолюциях...», т.
 l, 19708, е. 182).
 Против Д. ц. в первые годы Сов. власти выступали различные антипарт.
 группировки, пытаясь под
 видом развития демократизма узаконить в партии фракционность. Эти попытки
 встретили решит,
 отпор. 10-й съезд РКП (б) (1921) принял предложенную Лениным резолюцию «О
 единстве партии»,
 подтвердил незыблемость принципов Д. ц.
 Согласно Уставу КПСС, Д. ц. означает: «... а) выборность всех руководящих
 органов партии снизу
 доверху; б) периодическую отчетность партийных органов перед своими партийными
 организациями
 и перед вышестоящими органами; в) строгую партийную дисциплину и подчинение
 меньшинства
 большинству; г) безусловную обязательность решений высших органов для низших»
 (1976, с. 22).
 После ???. революции 1917 по инициативе Ленина Д. ц. стал основой гос.
 строительства.
 Выборность всех органов гос. власти в центре и на местах; подотчётность
 депутатов избирателям и
 право последних отозвать депутата; формирование органов гос. управления
 представит.
 (избираемыми) органами; образование единой системы органов гос. власти и гос.
 управления, в к-рой
 нижестоящие органы подчинены руководству и контролю вышестоящих органов, и ряд
 др. положе-

<< Пред.           стр. 75 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу