<< Пред.           стр. 77 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Осн. институты и понятия, М., 1970; Г и н д е в П., Д. и обществ. прогресс, пер.
 с болг., М., 1972; Шахназаров Г. X., Со-
 циалистич. Д. Нек-рые вопросы теории, ?., 19742; ?ули-ев В. Е., Кузьмин Э. Л.,
 Гос-во и Д. Критика антимарксистских
 теорий, М., 1975; Денисов А. И., Общая система социалистич. Д., М., 1975;
 Социализм и Д., М., 1976; Д. и право в
 развитом социалистич. обществе, М., 1979; Советская Д. в период развитого
 социализма, M., 19792; Революция и Д.
 Между-иар. дискуссия марксистов, Прага, 1980; Социалистич. Д.: конституционные
 основы, М., 1980; К е p и м о в Д.
 А., Д. развитого социализма, М., 1980. Г. X.
 Шахназаров.
 ДЕМОКРИТ (??????????) из А б д е ? (ок. 460 до н. э.— г. смерти неизв.; по век-
 рым сообщениям,
 прожил св. ста лет), др.-греч. философ-атомист и учёный-энциклопедист. Согласно
 сведениям,
 сообщаемым доксо-графами, учился у Левкиппа, а также, возможно, у пифагорейцев,
 совершил ряд
 поездок по странам Востока; позднее находился в дружеских отношениях с
 Гиппократом. Д. был
 многосторонним учёным и плодовитым автором: каталог его соч. у Диогена Лаэртия
 содержит до 70
 назв., обнимающих все области знания того времени. Большинство соч. Д. было
 утеряно в
 ДЕМОКРИТ 147
 первых веках н. э.; до нас дошли лишь короткие цитаты (ок. 300), взятые гл. обр.
 из его этич.
 трактатов.
 Философия Д. является прототипом последовательно материалистич. учения,
 оказавшим в
 дальнейшем огромное влияние на развитие европ. филос. и естеств.-науч. мысли.
 Важнейшие
 положения своей атомистич. доктрины Д. заимствовал у Левкиппа, развив их и
 построив на их
 основе универсальную филос. систему. У Д. впервые в истории философии появляется
 развёрнутая
 теория познания, основанная на различении чувств. и рассудочного знания. Чувств.
 опыт — исход-
 ный пункт познания, однако сам по себе он может дать лишь «тёмное», т. е.
 неполное и
 недостоверное знание, т. к. истинная «природа» вещей (атомы) недоступна чувству
 и постигается
 лишь с помощью мышления. Чувств, восприятия объяснялись Д., как и Эм-педоклом,
 истечениями,
 попадающими в органы чувств (у Д.— потоки атомов, отделяющихся от
 воспринимаемого тела).
 Имеются указания на то, что Д. распространил атомистич. представления на
 пространство и время,
 построив своеобразную атомистич. геометрию.
 Развивая представления Левкиппа о необходимости и закономерности всего
 совершающегося, Д.
 приблизился к механистич. миропониманию, рассматривая необходимость как
 движение,
 сопротивление и соударение атомов. Случайность в смысле беспричинности им
 отвергалась:
 случайными кажутся те события, причин к-рых мы не знаем. Всякое познание
 сводится к
 установлению причин происходящего; известно высказывание Д., что он предпочитает
 найти одно
 причинное объяснение, чем получить царскую власть над персами.
 Д. принял концепцию Левкиппа о космич. вихрях, порождающих бесчисл. миры,
 изменив в ней лишь
 нек-рые детали. Миры, по Д., различны по величине и структуре: в нек-рых мирах
 нет ни Солнца, ни
 Луны, в других Солнце и Луна больше наших, в третьих имеется большее число
 аналогичных светил.
 Расстояния между мирами неравны, причём одни миры только возникают, другие
 находятся в
 расцвете, третьи погибают, сталкиваясь друг с другом. Нек-рые миры лишены жизни
 и не имеют
 влаги. Различные типы живых существ — птицы, наземные животные, рыбы —
 различаются
 характером атомов, из к-рых они построены. Всё живое отличается от неживого
 наличием души,
 состоящей из сферич. подвижных атомов, подобных атомам огня. Человек отличается
 от животного
 особым расположением атомов души, чередующихся с атомами тела. Проводя аналогию
 между
 устройством человеч. организма и космосом, Д. впервые употребил термин
 «микрокосм». Душу Д.
 считал смертной: когда тело умирает, атомы души покидают его, рассеиваясь в
 пространстве. Боги,
 по Д.,— это особые соединения круглых, огненных атомов; они нелегко разрушаются,
 но всё же не
 вечны. Они способны благотворно или зловредно воздействовать на человека, а
 также подавать
 людям те или иные знаки.
 Большое место в учении Д. занимали этич. и социальные проблемы. Наилучшей формой
 гос.
 устройства Д. считал демократич. полис. Необходимым условием сохранения
 демократии являются
 нравств. качества граждан, создающиеся воспитанием и обучением. Целью жизни Д.
 считал хорошее
 расположение духа — эвтю-мию, к-рая не тождественна с чувств. наслаждением и
 означает
 безмятежное и счастливое состояние, когда человек не подвержен действию страстей
 и страха.
 Наивысшая добродетель, по Д.,— безмятежная мудрость.
 • Фрагменты: DK II, S. 81—229; Лурье С. Я., Д. Тексты, пер., иссл., Л., 1970.
 • Маковельский А. О., Др.-греч. атомисты, Баку, 1946; Лурье С. Я., Очерки по
 истории антич. науки, М.- Л., 1947; Bailey
 С., The Greek atomists and Epicurus, Oxf., 1928;
 148 ДЕМОНСТРАЦИЯ
 Mau J., Zum Problem des Infinitesimalen hei den antiken Atomisten, B., 19572;
 Fur ley D. J., Two studies in the Greek atomists,
 Princeton, 1967; G u t h r i e W. K. G., A history of Greek philosophy, v. 2,
 Camh., 1971. И. Д. Рожанский.
 ДЕМОНСТРАЦИЯ (от лат. demonstratio — показывание) в логике, форма рассуждения в
 доказа-
 тельстве (состав умозаключении и их связь друг с другом), посредством к-рой
 доказываемое
 положение — тезис выводится из его оснований. См. Доказательство. ДЕМПФ (Dempf)
 Алоиз
 (2.1.1891, Альтомюнстер, ок. Мюнхена), нем. католич. философ. Разрабатывал
 проблемы философии
 культуры, философии истории и социологии знания. Сочетая общие принципы католич.
 уни-
 версализма с влияниями Гегеля, Шпенглера и М. Ве-бера, Д. стремился выйти к
 общей «критике
 историч. разума», к филос. антропологии и к «философии философии», в к-рой все
 частные т. зр. и
 стоящие за ними жизненные потенции (напр., принципы «гос-ва», «духа» и т. д.)
 оказались бы
 осмыслены, сбалансированы и сняты во имя «целого». Автор многочисл. работ по
 истории культуры.
 • Selbstkritik der Philosophie und vergleichende Philosophiegeschichte im Umri?,
 W., 1947; Christliche Philosophie, Bonn,
 19522; Kritik der historischen Vernunft, W., 1957; Sacrum Imperium. Geschichts-
 und Staatsphilosophie des Mittelalters und der
 politischen Renaissance, Munch.— В., 19623; Die Geistesgeschihte der
 altchristlichen Kultur, Stuttg., 1964.
 ДЕНОТАТ (от лат. denoto — обозначаю), д е с и гна т, предметное значение (в
 логике и семантике),
 предмет, обозначаемый собств. именем нек-рого языка (в формализованном языке —
 константой,
 постоянным термом), или класс предметов, обозначаемых общим (нарицательным)
 именем (в
 формализованном языке — предметной переменной). В обоих этих смыслах Д. есть
 объём
 (экстенсионал) нек-рого понятия. Если имя есть предложение, высказывание (т. е.
 запись нек-рого
 суждения), то его Д. служит истинностное значение этого предложения
 (высказывания, суждения), т.
 е. «истина» или «ложь». См. Имя.
 ДЕОНТОЛОГИЯ (от греч. ????, род. падеж ??????? — нужное, должное и ????? —
 слово, понятие,
 учение), раздел этики, в к-ром рассматриваются проблемы долга и должного. Термин
 введен англ.
 философом-утилитаристом Бентамом, к-рый употребил его для обозначения теории
 нравственности в
 целом («Д., или Наука о морали», «Deontology or The science of morality», v. 1-
 2, 1834).
 ДЕРРИДА (Derrida) Жак (р. 15.7.1930, Эль-Биар, Алжир), франц. философ. Испытал
 влияние идей
 Гуссерля и Хайдеггера. Приобрёл известность своей критикой метафизичности всех
 форм европ.
 сознания и культуры, связанной, согласно Д., с господством принципа «бытия как
 присутствия»,
 абсолютизирующего настоящее время. Такие явления европ. культуры, как религ.
 философия,
 социально-моралистич. учения и т. п., определяются, по Д., «логоцентристскими»
 установками, т. е.
 опорой на звучащее слово («голос-логос»), а также на фонетич. письмо с
 характерной для него
 расчленённостью знаковой формы и содержания (запредельного означаемого). Условие
 преодоления
 европ. метафизики Д. видит в отыскании её историч. истоков посредством аналитич.
 расчленения
 («деконструкции») самых различных текстов гуманитарной культуры, выявления в них
 опорных
 понятий (прежде всего — понятия бытия), а также слоя метафор, в к-рых
 запечатлены следы
 предшествовавших культурных эпох. Т. о., место метафизики бытия в концепции Д.
 занимает работа
 с языком, с текстами; её конечная цель — обнаружение за тем, что кажется
 непосредственно данным,
 «письма», «письменности». Суть «письма» (науку о письме Д. называет «грамма-
 тологией») не
 может быть выражена в строгих понятиях, поскольку, по Д., «письмо» не
 подчиняется принципу
 «бытия как присутствия», но воплощает принцип различия, «рассеивания»,
 неданности, инаковости
 (понимание «письма» у Д. во многом обусловлено практикой
 совр. литературного авангарда). В ряде пунктов своей концепции Д. близок к
 структурализму, хотя
 он и критикует последний как одно из проявлений «логоцент-ризма». Подобная
 непоследовательность наряду с отсутствием позитивной программы существенно
 обедняет критич.
 пафос Д. и не позволяет ему выйти за рамки метафизич. традиции.
 • La voix et le phenomene, P., 1967; De la grammatologie, P., 1967; L'icriture
 et la difierence, P., 1967; Marges de la
 Philosophie, P., 1972; La verite" en peinture, P., 1978; Eperons: Les styles de
 Nietzsche, P., 1978.
 * Автономова Н. С., Филос. проблемы структурного анализа в гуманитарных науках,
 М., 1977; Филиппов Л.,
 Грамматология Ж. Д., «ВФ», 1978, JV5 1; Ecarts. Quatre essais a propos de
 Jacques Derrida, P., 1973; «L'Arc», 1973, № 54;
 Politi-ques de la Philosophie. Chatelet, Derrida, Foucault, Lyotard, Ser-res,
 ed. D. Grisoni, P., 1976.
 ДЕ РУА (De Roy), Л e p у a (Le Roy) Хендрик [лати-низиров. Региус (Regius)]
 (29.6.1598, Утрехт,—
 17.2. 1679, там же), голл. философ-материалист, физиолог и педагог; врач. С 1634
 проф. Утрехтского
 ун-та. По словам Маркса, Де Р. был основателем того материалис-тич. направления
 в картезианстве,
 к-рое отправлялось в своём учении о человеке от физики Декарта (см. К. Маркс и
 Ф. Энгельс, Соч., т.
 2, с. 140). Будучи сторонником физики и физиологии Декарта, Де Р. отверг его
 дуалистич.
 метафизику. В соч. «Основания физики» («Fundamente physicae», 1646) и
 «Разъяснение о чело-веч.
 уме» («Explicatio mentis humanae...», 1647) Де P. признал единств. субстанцией
 материю и объявил
 душу модусом (свойством) тела. Выступал против учения о врождённых идеях и
 рационалистич.
 теории познания, противопоставив им сенсуалистич. учение о чувственном (опытном)
 происхождении знания. Отверг декартовское доказательство существования бога, а
 также
 подчинение философии религ. догме и обоснование религ. веры с помощью философии.
 В
 систематич. курсе «Естеств. философии» («Philosophia naturalis», 1654) Де Р.
 выдвинул на первый
 план физику, к-рая у него, в отличие от Декарта, предшествует психологии и
 теории познания.
 • Быковский Б., Принципы философии Г. Де-Р., «Под знаменем марксизма», 1932, №
 5—6; U г i J е г M. I. A. de, Hen-
 ricus Regius..., s'Gravenhage, 1917.
 ДЕСКРИПЦИЯ (от лат. descriptio — описание), описательное определение
 (характеристика)
 единичных объектов посредством общих понятий (имён, свойств и отношений),
 выполняющее ту же
 функцию, что и называние собств. именем. Употребление Д. в логике аналогично
 употреблению
 артиклей или заменяющих артикли выражений типа «тот, который» (напр., «тот,
 который словом
 скор, тот в работе редко спор») в естеств. языках. Однако логич. Д. отличается
 от описат. форм выра-
 жений естеств. языка определённостью экстенсионального (см. Экстенсиональность)
 контекста:
 объект логич. Д. обязательно существует и всегда единствен. Именно это и
 составляет, как правило,
 достаточное условие для введения Д. в язык той или иной формальной системы или
 исчисления, что
 обогащает их выразит, возможности. Возникающее при этом расширение систем
 (классических или
 интуиционистских) несущественно в силу того, что всегда возможно устранение Д.
 (дескриптивных
 выражений), введённых при этом условии.
 • Карнап Р., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 1959, §7, 8; Гильберт
 Д., Б е p н а и с П., Основания математики,
 пер. с нем., т. 1, М., 1979, гл. 8.
 ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino — определяю), филос. учение об объективной
 закономерной
 взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
 Центральным
 ядром Д. служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи
 явлений, в к-рой одно
 явление (причина) при вполне определ. условиях с необходимостью порождает,
 производит другое
 явление (следствие).
 Совр. Д. предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм
 взаимосвязи
 явлений, многие из к-рых выражаются в виде соотношений, не имеющих
 непосредственно
 причинного характера, т. е. прямо не содержащих в себе моментов порождения,
 произ-
 водства одного другим. Сюда входят пространств. и врем. корреляции,
 функциональные
 зависимости, отношения симметрии и т. п. Особенно важаыми в совр. науке
 оказываются
 вероятностные соотношения, формулируемые на языке статистич. распределений и
 ста-тистич.
 законов. Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счёте
 складываются на ос-
 нове всеобще действующей причинности, вне к-рой не существует ни одно явление
 действительности, в т. ч. и такие события (называемые случайными), в
 совокупности к-рых
 выявляются статистич. законы.
 Принципиальным недостатком прежнего (домарксистского) Д. было то, что он
 ограничивался одной
 непосредственно действующей причинностью, к тому же трактуемой чисто
 механистически; в нём
 отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводилась за пределы
 Д., статистич.
 связи принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений.
 Связанный с
 метафизич. материализмом прежний Д. не мог быть последовательно реализован в
 ряде важных
 отраслей науки о природе, в особенности биологии, и оказывался бессильным в
 объяснении
 социальной жизни и явлений сознания. Эффективное проведение идей Д. здесь стало
 возможным
 только благодаря диа-лектич. и историч. материализму.
 Ядром марксистской концепции социального Д. является признание закономерного
 характера
 обществ. жизни. Это, однако, не означает, что ход истории предопределён заранее
 и осуществляется
 с фатальной необходимостью. Законы общества, определяя осн. линию историч.
 развития, вместе с
 тем не предопределяют многообразия деятельности каждого отдельного индивида. В

<< Пред.           стр. 77 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу