<< Пред. стр. 77 (из 449) След. >>
Осн. институты и понятия, М., 1970; Г и н д е в П., Д. и обществ. прогресс, пер.с болг., М., 1972; Шахназаров Г. X., Со-
циалистич. Д. Нек-рые вопросы теории, ?., 19742; ?ули-ев В. Е., Кузьмин Э. Л.,
Гос-во и Д. Критика антимарксистских
теорий, М., 1975; Денисов А. И., Общая система социалистич. Д., М., 1975;
Социализм и Д., М., 1976; Д. и право в
развитом социалистич. обществе, М., 1979; Советская Д. в период развитого
социализма, M., 19792; Революция и Д.
Между-иар. дискуссия марксистов, Прага, 1980; Социалистич. Д.: конституционные
основы, М., 1980; К е p и м о в Д.
А., Д. развитого социализма, М., 1980. Г. X.
Шахназаров.
ДЕМОКРИТ (??????????) из А б д е ? (ок. 460 до н. э.— г. смерти неизв.; по век-
рым сообщениям,
прожил св. ста лет), др.-греч. философ-атомист и учёный-энциклопедист. Согласно
сведениям,
сообщаемым доксо-графами, учился у Левкиппа, а также, возможно, у пифагорейцев,
совершил ряд
поездок по странам Востока; позднее находился в дружеских отношениях с
Гиппократом. Д. был
многосторонним учёным и плодовитым автором: каталог его соч. у Диогена Лаэртия
содержит до 70
назв., обнимающих все области знания того времени. Большинство соч. Д. было
утеряно в
ДЕМОКРИТ 147
первых веках н. э.; до нас дошли лишь короткие цитаты (ок. 300), взятые гл. обр.
из его этич.
трактатов.
Философия Д. является прототипом последовательно материалистич. учения,
оказавшим в
дальнейшем огромное влияние на развитие европ. филос. и естеств.-науч. мысли.
Важнейшие
положения своей атомистич. доктрины Д. заимствовал у Левкиппа, развив их и
построив на их
основе универсальную филос. систему. У Д. впервые в истории философии появляется
развёрнутая
теория познания, основанная на различении чувств. и рассудочного знания. Чувств.
опыт — исход-
ный пункт познания, однако сам по себе он может дать лишь «тёмное», т. е.
неполное и
недостоверное знание, т. к. истинная «природа» вещей (атомы) недоступна чувству
и постигается
лишь с помощью мышления. Чувств, восприятия объяснялись Д., как и Эм-педоклом,
истечениями,
попадающими в органы чувств (у Д.— потоки атомов, отделяющихся от
воспринимаемого тела).
Имеются указания на то, что Д. распространил атомистич. представления на
пространство и время,
построив своеобразную атомистич. геометрию.
Развивая представления Левкиппа о необходимости и закономерности всего
совершающегося, Д.
приблизился к механистич. миропониманию, рассматривая необходимость как
движение,
сопротивление и соударение атомов. Случайность в смысле беспричинности им
отвергалась:
случайными кажутся те события, причин к-рых мы не знаем. Всякое познание
сводится к
установлению причин происходящего; известно высказывание Д., что он предпочитает
найти одно
причинное объяснение, чем получить царскую власть над персами.
Д. принял концепцию Левкиппа о космич. вихрях, порождающих бесчисл. миры,
изменив в ней лишь
нек-рые детали. Миры, по Д., различны по величине и структуре: в нек-рых мирах
нет ни Солнца, ни
Луны, в других Солнце и Луна больше наших, в третьих имеется большее число
аналогичных светил.
Расстояния между мирами неравны, причём одни миры только возникают, другие
находятся в
расцвете, третьи погибают, сталкиваясь друг с другом. Нек-рые миры лишены жизни
и не имеют
влаги. Различные типы живых существ — птицы, наземные животные, рыбы —
различаются
характером атомов, из к-рых они построены. Всё живое отличается от неживого
наличием души,
состоящей из сферич. подвижных атомов, подобных атомам огня. Человек отличается
от животного
особым расположением атомов души, чередующихся с атомами тела. Проводя аналогию
между
устройством человеч. организма и космосом, Д. впервые употребил термин
«микрокосм». Душу Д.
считал смертной: когда тело умирает, атомы души покидают его, рассеиваясь в
пространстве. Боги,
по Д.,— это особые соединения круглых, огненных атомов; они нелегко разрушаются,
но всё же не
вечны. Они способны благотворно или зловредно воздействовать на человека, а
также подавать
людям те или иные знаки.
Большое место в учении Д. занимали этич. и социальные проблемы. Наилучшей формой
гос.
устройства Д. считал демократич. полис. Необходимым условием сохранения
демократии являются
нравств. качества граждан, создающиеся воспитанием и обучением. Целью жизни Д.
считал хорошее
расположение духа — эвтю-мию, к-рая не тождественна с чувств. наслаждением и
означает
безмятежное и счастливое состояние, когда человек не подвержен действию страстей
и страха.
Наивысшая добродетель, по Д.,— безмятежная мудрость.
• Фрагменты: DK II, S. 81—229; Лурье С. Я., Д. Тексты, пер., иссл., Л., 1970.
• Маковельский А. О., Др.-греч. атомисты, Баку, 1946; Лурье С. Я., Очерки по
истории антич. науки, М.- Л., 1947; Bailey
С., The Greek atomists and Epicurus, Oxf., 1928;
148 ДЕМОНСТРАЦИЯ
Mau J., Zum Problem des Infinitesimalen hei den antiken Atomisten, B., 19572;
Fur ley D. J., Two studies in the Greek atomists,
Princeton, 1967; G u t h r i e W. K. G., A history of Greek philosophy, v. 2,
Camh., 1971. И. Д. Рожанский.
ДЕМОНСТРАЦИЯ (от лат. demonstratio — показывание) в логике, форма рассуждения в
доказа-
тельстве (состав умозаключении и их связь друг с другом), посредством к-рой
доказываемое
положение — тезис выводится из его оснований. См. Доказательство. ДЕМПФ (Dempf)
Алоиз
(2.1.1891, Альтомюнстер, ок. Мюнхена), нем. католич. философ. Разрабатывал
проблемы философии
культуры, философии истории и социологии знания. Сочетая общие принципы католич.
уни-
версализма с влияниями Гегеля, Шпенглера и М. Ве-бера, Д. стремился выйти к
общей «критике
историч. разума», к филос. антропологии и к «философии философии», в к-рой все
частные т. зр. и
стоящие за ними жизненные потенции (напр., принципы «гос-ва», «духа» и т. д.)
оказались бы
осмыслены, сбалансированы и сняты во имя «целого». Автор многочисл. работ по
истории культуры.
• Selbstkritik der Philosophie und vergleichende Philosophiegeschichte im Umri?,
W., 1947; Christliche Philosophie, Bonn,
19522; Kritik der historischen Vernunft, W., 1957; Sacrum Imperium. Geschichts-
und Staatsphilosophie des Mittelalters und der
politischen Renaissance, Munch.— В., 19623; Die Geistesgeschihte der
altchristlichen Kultur, Stuttg., 1964.
ДЕНОТАТ (от лат. denoto — обозначаю), д е с и гна т, предметное значение (в
логике и семантике),
предмет, обозначаемый собств. именем нек-рого языка (в формализованном языке —
константой,
постоянным термом), или класс предметов, обозначаемых общим (нарицательным)
именем (в
формализованном языке — предметной переменной). В обоих этих смыслах Д. есть
объём
(экстенсионал) нек-рого понятия. Если имя есть предложение, высказывание (т. е.
запись нек-рого
суждения), то его Д. служит истинностное значение этого предложения
(высказывания, суждения), т.
е. «истина» или «ложь». См. Имя.
ДЕОНТОЛОГИЯ (от греч. ????, род. падеж ??????? — нужное, должное и ????? —
слово, понятие,
учение), раздел этики, в к-ром рассматриваются проблемы долга и должного. Термин
введен англ.
философом-утилитаристом Бентамом, к-рый употребил его для обозначения теории
нравственности в
целом («Д., или Наука о морали», «Deontology or The science of morality», v. 1-
2, 1834).
ДЕРРИДА (Derrida) Жак (р. 15.7.1930, Эль-Биар, Алжир), франц. философ. Испытал
влияние идей
Гуссерля и Хайдеггера. Приобрёл известность своей критикой метафизичности всех
форм европ.
сознания и культуры, связанной, согласно Д., с господством принципа «бытия как
присутствия»,
абсолютизирующего настоящее время. Такие явления европ. культуры, как религ.
философия,
социально-моралистич. учения и т. п., определяются, по Д., «логоцентристскими»
установками, т. е.
опорой на звучащее слово («голос-логос»), а также на фонетич. письмо с
характерной для него
расчленённостью знаковой формы и содержания (запредельного означаемого). Условие
преодоления
европ. метафизики Д. видит в отыскании её историч. истоков посредством аналитич.
расчленения
(«деконструкции») самых различных текстов гуманитарной культуры, выявления в них
опорных
понятий (прежде всего — понятия бытия), а также слоя метафор, в к-рых
запечатлены следы
предшествовавших культурных эпох. Т. о., место метафизики бытия в концепции Д.
занимает работа
с языком, с текстами; её конечная цель — обнаружение за тем, что кажется
непосредственно данным,
«письма», «письменности». Суть «письма» (науку о письме Д. называет «грамма-
тологией») не
может быть выражена в строгих понятиях, поскольку, по Д., «письмо» не
подчиняется принципу
«бытия как присутствия», но воплощает принцип различия, «рассеивания»,
неданности, инаковости
(понимание «письма» у Д. во многом обусловлено практикой
совр. литературного авангарда). В ряде пунктов своей концепции Д. близок к
структурализму, хотя
он и критикует последний как одно из проявлений «логоцент-ризма». Подобная
непоследовательность наряду с отсутствием позитивной программы существенно
обедняет критич.
пафос Д. и не позволяет ему выйти за рамки метафизич. традиции.
• La voix et le phenomene, P., 1967; De la grammatologie, P., 1967; L'icriture
et la difierence, P., 1967; Marges de la
Philosophie, P., 1972; La verite" en peinture, P., 1978; Eperons: Les styles de
Nietzsche, P., 1978.
* Автономова Н. С., Филос. проблемы структурного анализа в гуманитарных науках,
М., 1977; Филиппов Л.,
Грамматология Ж. Д., «ВФ», 1978, JV5 1; Ecarts. Quatre essais a propos de
Jacques Derrida, P., 1973; «L'Arc», 1973, № 54;
Politi-ques de la Philosophie. Chatelet, Derrida, Foucault, Lyotard, Ser-res,
ed. D. Grisoni, P., 1976.
ДЕ РУА (De Roy), Л e p у a (Le Roy) Хендрик [лати-низиров. Региус (Regius)]
(29.6.1598, Утрехт,—
17.2. 1679, там же), голл. философ-материалист, физиолог и педагог; врач. С 1634
проф. Утрехтского
ун-та. По словам Маркса, Де Р. был основателем того материалис-тич. направления
в картезианстве,
к-рое отправлялось в своём учении о человеке от физики Декарта (см. К. Маркс и
Ф. Энгельс, Соч., т.
2, с. 140). Будучи сторонником физики и физиологии Декарта, Де Р. отверг его
дуалистич.
метафизику. В соч. «Основания физики» («Fundamente physicae», 1646) и
«Разъяснение о чело-веч.
уме» («Explicatio mentis humanae...», 1647) Де P. признал единств. субстанцией
материю и объявил
душу модусом (свойством) тела. Выступал против учения о врождённых идеях и
рационалистич.
теории познания, противопоставив им сенсуалистич. учение о чувственном (опытном)
происхождении знания. Отверг декартовское доказательство существования бога, а
также
подчинение философии религ. догме и обоснование религ. веры с помощью философии.
В
систематич. курсе «Естеств. философии» («Philosophia naturalis», 1654) Де Р.
выдвинул на первый
план физику, к-рая у него, в отличие от Декарта, предшествует психологии и
теории познания.
• Быковский Б., Принципы философии Г. Де-Р., «Под знаменем марксизма», 1932, №
5—6; U г i J е г M. I. A. de, Hen-
ricus Regius..., s'Gravenhage, 1917.
ДЕСКРИПЦИЯ (от лат. descriptio — описание), описательное определение
(характеристика)
единичных объектов посредством общих понятий (имён, свойств и отношений),
выполняющее ту же
функцию, что и называние собств. именем. Употребление Д. в логике аналогично
употреблению
артиклей или заменяющих артикли выражений типа «тот, который» (напр., «тот,
который словом
скор, тот в работе редко спор») в естеств. языках. Однако логич. Д. отличается
от описат. форм выра-
жений естеств. языка определённостью экстенсионального (см. Экстенсиональность)
контекста:
объект логич. Д. обязательно существует и всегда единствен. Именно это и
составляет, как правило,
достаточное условие для введения Д. в язык той или иной формальной системы или
исчисления, что
обогащает их выразит, возможности. Возникающее при этом расширение систем
(классических или
интуиционистских) несущественно в силу того, что всегда возможно устранение Д.
(дескриптивных
выражений), введённых при этом условии.
• Карнап Р., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 1959, §7, 8; Гильберт
Д., Б е p н а и с П., Основания математики,
пер. с нем., т. 1, М., 1979, гл. 8.
ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino — определяю), филос. учение об объективной
закономерной
взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
Центральным
ядром Д. служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи
явлений, в к-рой одно
явление (причина) при вполне определ. условиях с необходимостью порождает,
производит другое
явление (следствие).
Совр. Д. предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм
взаимосвязи
явлений, многие из к-рых выражаются в виде соотношений, не имеющих
непосредственно
причинного характера, т. е. прямо не содержащих в себе моментов порождения,
произ-
водства одного другим. Сюда входят пространств. и врем. корреляции,
функциональные
зависимости, отношения симметрии и т. п. Особенно важаыми в совр. науке
оказываются
вероятностные соотношения, формулируемые на языке статистич. распределений и
ста-тистич.
законов. Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счёте
складываются на ос-
нове всеобще действующей причинности, вне к-рой не существует ни одно явление
действительности, в т. ч. и такие события (называемые случайными), в
совокупности к-рых
выявляются статистич. законы.
Принципиальным недостатком прежнего (домарксистского) Д. было то, что он
ограничивался одной
непосредственно действующей причинностью, к тому же трактуемой чисто
механистически; в нём
отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводилась за пределы
Д., статистич.
связи принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений.
Связанный с
метафизич. материализмом прежний Д. не мог быть последовательно реализован в
ряде важных
отраслей науки о природе, в особенности биологии, и оказывался бессильным в
объяснении
социальной жизни и явлений сознания. Эффективное проведение идей Д. здесь стало
возможным
только благодаря диа-лектич. и историч. материализму.
Ядром марксистской концепции социального Д. является признание закономерного
характера
обществ. жизни. Это, однако, не означает, что ход истории предопределён заранее
и осуществляется
с фатальной необходимостью. Законы общества, определяя осн. линию историч.
развития, вместе с
тем не предопределяют многообразия деятельности каждого отдельного индивида. В