<< Пред.           стр. 80 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Д. активно выступал против партии «федералистов» _ объединения крупных магнатов
 и
 финансистов, отличавшихся воинств, антидемократич. устремлениями. Однако собств.
 политич.
 линия Д. порой отличалась либеральной неустойчивостью и непоследовательностью
 (напр., по
 вопросу о негритянском рабстве).
 На протяжении всей истории США теоретич. наследие Д. находилось и находится ныне
 в центре
 идейной и политич. борьбы по проблемам демократии, прав человека и гражд.
 свобод.
 • Papers, ed. J. P. Boyd, v. l—fl9j, Princeton, 1950—[74]· в рус. пер.— Амер.
 просветители. Избр. произв., т. 2, М. 1969
 • Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 16, с. 17; ?птекер Г., О природе демократии,
 свободы и революции пер с англ., М.,
 1970; Каримский А. М., Революция 1776 г и становление амер. философии, М., 1976;
 White M. G., The philosophy of the
 American Revolution, Oxf., 1978; Two centuries of philosophy in America, ed. by
 P. Caws, Oxf., 1980.
 ДЖИВА (санскр., букв.— живущий, живой), живое существо, душа; понятие инд.
 философии,
 прежде всего джайнизма, где Д.— одна из осн. сущностей или субстанций. Д.
 присущи сознание,
 вечность (несотворён-ность и неразрушимость), способность к деятельности.
 Потенциально Д.
 обладает нравств. содержанием, знанием, верой, неограниченной энергией (силой) и
 бесконечным
 блаженством. Д. может находиться в двух состояниях бытия: несовершенном и
 совершенном. В со-
 стоянии несовершенного бытия Д., занятая неадекватной деятельностью, соединена с
 материей,
 образующей тело Д. Деятельность Д. выражается в вибрации образующих её частичек,
 благодаря к-
 рой материя, имеющаяся в теле Д., поглощается и непрерывно принимается новая
 материя; под
 влиянием ее Д. перерождается, теряет свою силу (и др. потенциальные качества) и
 повергается в
 состояние страдания. В состоянии совершенного бытия Д., обратившись к адекватной
 деятельности,
 освобождается от материи, вступает в обладание потенциальными качествами и
 освобождается
 благодаря этому от страдания.
 В зависимости от способности к адекватной деятельности или, что то же самое, от
 соотношения
 духовного и телесного элементов Д. образуют своего рода лестницу: на низшей её
 ступени
 располагаются Д., имеющие форму неорганич. веществ и растений, далее идут Д.,
 имеющие форму
 животных, людей, богов, на верхней ступени — «освобожденные» Д., т. е.
 совершенно свободные от
 материи, имеющие форму человеч. существа. * см. к ст. Джайнизм,
 ДЖНЯНА (санскр.— знание), понятие инд. философии, означающее высшее полное
 знание,
 достигаемое при медитации. Д.— это знание само по себе безотносительно к
 объекту, знание того
 высшего уровня, когда объект полностью растворён в субъекте, когда снимается
 противопоставление
 знания истинного и неистинного, становятся безразличными способы достижения
 знания, его
 характер и т. п. Д.— это знание сущности, к-рое как бы охватывает и все др. виды
 знания, не
 совпадая ни с одним из них и не являясь их суммой. Д., как и карма, ведёт к
 подлинному спасению
 (ср. Д.-марга — «путь Д.», напр. в «Бхагавадгите»). В йоге к Д. и карме
 прибавляется третий путь к
 спасению — бхакти. Трактовка Д. как знания самого себя у последователей
 Прабхакары (школа
 миманса; знание обнаруживает свой субъект, свой объект и самого себя — Д.)
 перекликается с
 пониманием софии (мудрости) у Прокла. Во многих школах инд. философии Д.
 противостоит
 незнанию, неведению (аджняна), понимаемому не столько как простое отсутствие Д.,
 сколько как
 ложное знание, заблуждение (моха). Д. не следует смешивать с абхиджней —
 сверхзнанием, и с
 праджней — мудростью. В. ?.
 ?оп???в.
 ДЖНЯНА 153
 ДЗЭН, япон. название школы буддизма махаяны, сформировавшейся в ср.-век. Китае
 (см. Чанъ).
 Практика Д. появилась в Японии ещё в 7 в., но распространение Д. как самостоят.
 направления япон.
 буддизма начинается в кон. 12 в. Первым проповедником Д. был Эйсай — буддийский
 монах, к-рый
 после пребывания в Китае основал в Японии школу Риндзай. В 1-й пол. 13 в. Догэн,
 также
 обучавшийся в Китае, основал школу Сото. Риндзай и Сото были наиболее влият.
 школами Д.-
 буддизма и сохранились до наших дней. О социальной их ориентации в ср.-век.
 Японии можно
 судить по бытовавшей в те времена поговорке: «Риндзай для самураев, Сото — для
 простолюдинов».
 Наивысшего расцвета Д. достиг в период Муромати (14—16 вв.), когда дзэнские
 монастыри
 превращаются в центры религ., политич. и культурной жизни и происходит процесс
 секуляризации и
 демократизации Д,-буддизма. В результате этого Д. превращается в своеобразную
 «философию
 жизни», оказывавшую существенное влияние на стиль мышления, образ жизни и
 деятельности ср.-
 век. японцев. Складываются традиц. «искусства Д.», пришедшие с дзэнскими
 монахами из Китая и
 окончательно оформившиеся под влиянием япон. культурных традиций. При сохранении
 осн. поло-
 жений философии чань в япон. Д.-буддизме несколько смещаются акценты, в
 частности усиливаются
 секуля-ризаторские тенденции — один из патриархов Д. даже утверждал, что самурай
 может достичь
 яросветления быстрее монаха, а воинское иск-во — более прямой и быстрый путь к
 совершенству,
 чем традиц. практика медитации, и что мирянин вообще выше монаха. Происходит
 более жёсткая
 канонизация и регламентация практики Д.
 В 20 в. религ.-филос. учение Д. получило известность в странах Запада, в
 частности благодаря
 популяризаторской деятельности Д. Т. Судзуки (1870—1966), принадлежащего к школе
 Риндзай.
 • Николаева Н. С., Япон. сады, М.. 1975; Григорье-в а Т., И «еще» раз о Востоке
 и Западе, «Иностр. лит-ра», 1975, Яв 7;
 S u z u k i D. T., Essais sur le Bouddhisme Zen, v. 1—3, P., 1940—44; его же,
 Manual of Zen Buddhism, ?. ?., 1960.
 ДИАДА (греч. ???? — двоица), термин пифагорейско-платонич. философии для
 обозначения
 принципа неопределённости, неоформленности, множества и материальной текучести в
 противоположность монаде («единице») как принципу единства, стабильности и
 формы. В поздней
 доксографии (Диоген Лаэртий 8, 25; «Мнения философов»—Plac. l, 3, 8; Секст
 Эмпирик, Adv. Math.
 10, 261, 276 и др.) учение о монаде и Д. как высших принципах бытия
 приписывается Пифагору, но,
 как показывает источниковедч. анализ, оно сложилось (на пифагорейской основе) и
 терминологически оформилось в Древней Академии. В «неписанном учении» Платона,
 отражённом в
 лекции «О благе» (Аристотель, fr. 27—31 ROSS), «неопределённая двоица»
 (называемая также
 «болыпое-и-малое», или «большее-и-меньшее», или «неравное») — интеллигибельная
 материя идей-
 чисел, к-рые порождаются из неё активным и формообразующим принципом — «единым»
 (??). Спев-
 сипп, заменивший идеи и идеальные числа Платона математич. числами, подставил на
 место
 «двоицы» — «множество», что отразилось в отредактированной Спевсиппом
 «пифагорейской»
 таблице десяти противоположностей (Аристотель, Метафизика 986 а 23 слл.).
 Ксенократ в целом
 восстановил платоновское учение о «неопределённой двоице» (фр. 26—28 Heinze), но
 при этом
 говорил также о персонифицированной Д.— женском божестве, мировой душе и «матери
 богов», т.
 е. «светил» и «космоса», противопоставляя ей монаду как мужской принцип,
 отождествляемый с
 Зевсом, умом (нусом) и «нечетом» (фр. 15 Heinze). Оппозиция монады — Д.
 сохраняет своё значение
 в среднем платонизме (Плутарх), неопифагореизме (особенно у Нуме-
 154 ДЗЭН
 ния), подчас с монистич. тенденцией подчинить Д. монаде как низший принцип, а
 также в кругу идей
 гностицизма и герметизма, но отходит на задний план у Плотина (Д.— первая
 эманация единого).
 • Gaiser K., Platons ungeschriebene Lehre, Stuttg., 1963; T h e i l e r W.,
 Einheit und unbegrenzte Zweiheit von Plato bis Plotin,
 в кн.; Isonomia, hrsg. v. J. Mau und E. G. Schmidt B 1964, S. 89—109; Bur k er t
 W., Lore and science in ancient
 Pytliagoreanism, Camb. [Mass.], 1972; см. также лит. к статьям Пифагореизм,
 Платон, Герметизм.
 ДИАЛЕКТИКА [греч. ?????????? (?????)— искусство вести беседу, спор, от
 ?????????? — веду
 беседу, спор], учение о наиболее общих закономерных связях и ста-, новлении,
 развитии бытия и
 познания и основанный на | этом учении метод творчески познающего мышления. Д.
 есть филос.
 теория, метод и методология науч. .познания и творчества вообще.
 Теоретич. принципы Д.
 составляют существ. содержание мировоззрения. Т. о., Д. выполняет
 теоретич., мировоззренч. и
 методо-логич. функции. Осн. принципы Д., составляющие' её стержень,—
 всеобщая связь,
 становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически
 сложившейся
 системы категорий и законов.
 Диалектич. мышление как реальный познавательно-творч. процесс возникло вместе с
 человеком и
 обществом. Мера диалектичности человеч. мышления определяется уровнем развития
 обществ.
 практики и соответственно степенью познания Д. бытия, адекватное отражение к-
 рого является
 необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в
 интересах
 людей. Осмысление этого реального познават. процесса восходит к древней культуре
 Востока,
 достигнув своей более зрелой формы в античности, создавшей непреходящие образцы
 пластичности
 диалектич. мышления.
 История Д. Само слово «Д.» впервые применил Сок-рат, обозначивший им иск-во
 вести
 эффективный спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение
 проблемы с целью
 достижения истины путём противоборства мнений. Вслед за своим учителем Сократом
 Платон
 понимал под Д. именно диалог как логич. операции расчленения и связывания
 понятий,
 осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению
 понятий. В
 смысле, близком к современному, понятие Д. впервые употребляется Гегелем,
 трактовавшим её как
 умение отыскивать противоположности в самой действительности.
 Уже древние мыслители исходили из представления о космосе как мировом
 завершённом целом,
 пребывающем в покое; внутри этого целого вечно совершаются непрерывные процессы
 изменения,
 движения, становления. Космос мыслился как совмещающий в себе противоположности
 покоящегося и изменчивого. Всеобщая изменчивость бытия представлялась как
 превращение одного
 первоначала в другое — земли в воду, воды в воздух, воздуха в огонь, огня в эфир
 и обратно.
 Наиболее яркое проявление антич. Д. получила у Гераклита, согласно к-рому мир,
 находящийся в
 постоянном потоке, внутренне противоречив и мыслится в вечном становлении,
 движении, в
 единстве противоположностей. Если у Гераклита речь идёт о Д. действительности в
 целом, то Зенон
 Элейский впервые выдвинул противоречивость понятий движения и вообще отд. форм
 бытия.
 Именно элейская школа резко противопоставила мысленный и чувств. мир, единство и
 мно-
 жественность. Стихийно-диалектич. идеи сильно выражены у атомистов (Левкипп,
 Демокрит,
 Эпикур, Лукреций): появление любой вещи из атома есть диалектич. «скачок»,
 поскольку каждая
 вещь несёт в себе новое качество в сравнении с составляющими её атомами.
 На основе философии Гераклита и элеатов возникла отрицат. Д. софистов, к-рые,
 отойдя от Д. бытия
 натурфилософов, привели в бурное движение человеч. мысль с её противоречиями,
 неустанным
 исканием истины в атмосфере постоянных споров. Однако, гипертрофи-
 руя относительность человеч. знания, они дошли до релятивизма, доведя Д. до
 крайнего
 скептицизма. В ис-торич. смысле учение софистов было лишь моментом в развитии
 теории положит.
 знания, к-рую развивал уже Сократ. Именно он, исследуя противоречия жизни,
 требовал искать
 также и положит. стороны чело-веч. мысли, стремился осмыслить диалектич.
 противоречия как путь
 к абс. истине. Этот дух эристики (споров) и вопросно-ответной, разговорной
 теории Д., внесённый
 Сократом, стал пронизывать всю антич. философию и свойственную ей Д.
 Продолжая мысль Сократа и трактуя мир понятий, или идей, как особую самостоят.
 действительность, Платон понимал под Д. не только расчленение понятий на чётко
 обособленные
 роды и не только искание истины с помощью вопросов и ответов, но и знание
 относительно сущего и
 истинно сущего. Этого можно достигнуть лишь с помощью сведения противоречивых
 частностей в
 цельное и общее. Свои многочисл. труды Платон написал именно в форме диалогов,
 заключающих в
 себе замечат. образцы антич. Д. в её идеалис-тич. интерпретации. У Платона
 даётся Д. таких кате-
 горий, как движение, покой, различие, тождество, бытие. А само бытие трактуется
 как активно
 самопротиворечивая координированная раздельность. Каждая вещь является
 тождественной сама с
 собой и со всем иным, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно
 всего иного.
 Аристотель превратил платоновские идеи (доведённые в их абсолютизированном
 обобщении до
 автономных сущностей) в единич. формы вещей и присоединил учение о потенции и
 энергии идей.
 Он развил Д. дальше — в направлений познания реально существующего космоса. В
 своём учении о
 четырёх причинах (материальной, формальной, движущей и целевой) Аристотель
 утверждал, что все
 они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой
 вещью.
 Аристотель считал необходимым обобщение единичных форм самодвижущихся вещей в
 общее
 самодвижение всей действительности, к-рое он и назвал перводвигателем, мыслящим
 самого же себя,
 т. е. являющегося и субъектом, и объектом. С др. стороны, признавая
 обязательность единичных
 форм вещей, но учитывая их текучесть, Аристотель трактовал Д. не просто как абс.
 знание,
 выражаемое путём формальной силлогистики, но и как знание только ещё возможного,
 или
 вероятного. Стоики Зенон из Китиона, Клеан, Хрисипп (см. Стоицизм), углубили
 трактовку Д. на
 основе тщательного анализа не только мыслит., но и языковых категорий. Своё
 учение о слове они
 проецировали на действительность, к-рая мыслилась ими досократовским первоогнём,
 или словом,
 логосом, порождающим из себя всё бесконечное разнообразие космоса и человека как
 его часть.
 Признавая всё существующее как систему тел, стоики в известном смысле оказались
 большими
 материалистами, чем все предшествующие мыслители.
 В неоплатонизме (Плотин, Прокл и др.) диалектически трактуется осн. иерархия
 бытия: единое, его
 числовая раздельность; качеств. наполненность этих первочисел, или мир идей;
 переход этих идей в
 становление, т. е. возникновение мировой души и космоса. Были развиты концепции
 раздвоения

<< Пред.           стр. 80 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу