<< Пред.           стр. 89 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 psychologic
 differentielle, P., 19622; Anastasi A., Differential psychology, ?. ?., 19583.
 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (франц. differentiation, от лат. differentia — разность,
 различие), сторона про-
 цесса развития, связанная с разделением, расчленением развивающегося целого на
 части, ступени,
 уровни. Различают Д. функциональную, в ходе к-рой расширяется круг функций,
 выполняемых
 элементами развивающейся системы, и структурную, в ходе к-рой в системе
 выделяются
 подсистемы, реализующие те или иные функции. Термин «Д.» получил широкое
 распространение в
 науке начиная со Спенсера, рассматривавшего Д. и интеграцию как осн. моменты
 всеобщей
 эволюции материи от простого к сложному на биоло-гич., психологич. и социальном
 уровнях.
 Однако при анализе процессов развития необходимо учитывать, что на каждом
 структурном уровне
 материи и в каждой конкретной развивающейся системе процессы Д. и интеграции
 обусловлены
 действием различных механизмов. Результатом Д. может быть как полная автономия
 выделившихся
 частей, так и установление — за счёт процессов интеграции — новых взаимосвязей
 между ними, т. е.
 усложнение системы.
 Иногда под Д. понимается дифференцированность, т. е. наличие в целом
 совокупности
 специализиров. частей, уровней, подсистем.
 Д. социальная, расчленение социального целого или его части на взаимосвязанные
 элементы; Д.
 обозначает как процесс расчленения, так и его результаты. В немарксистской
 социологии
 разрабатывались преим. формальные аспекты Д. Спенсер считал, что Д. проявляется
 в обществе как
 разделение труда. Дюрк-гейм рассматривал Д. в результате разделения труда как
 закон природы и
 связывал Д. функций в обществе с ростом плотности населения и интенсивности
 межличностных и
 межгрупповых контактов. М. Вебер видел в Д. следствие процесса рационализации
 ценностей, норм
 и отношений между людьми. Совр. структурно-функциональная школа в немарксистской
 социологии
 (Парсонс и др.) рассматривает Д. как наличное состояние социальной структуры и
 как процесс,
 ведущий к возникновению различных видов деятельности, ролей и групп,
 специализирующихся в
 выполнении отд. функций, необходимых для самосохранения социальной системы.
 Однако в рамках
 этой школы вопрос о причинах и типах Д. остаётся не решённым (см. Структурно-
 функциональный
 анализ). Наряду с функциональными, существуют таксономич. определения Д., когда
 термин
 обозначает просто различия социальных ролей, статусов, групп и орг-ций. В. И.
 Ленин подверг
 критике абстрактную трактовку процесса Д. в бурж. социологии, не учитывающую
 того главного,
 что связано с разделением общества на антагонистич. классы (см. ПСС, т. 33, с.
 10).
 Основоположники марксизма-ленинизма проанализировали процесс Д. в обществе,
 связывая его с
 развитием производит. сил, разделением труда и усложнением обществ. структуры.
 Важнейшие
 стадии Д. — разделение земледельч. и скотоводч. труда, ремесла и земледелия,
 сферы произ-ва и
 семьи, возникновение гос-ва. Марксизм требует конкретного изучения процессов Д.
 в обществе в
 целом — возникновения и фор-
 мирования классов, социальных слоев и групп, выделения отд. сфер общества
 (производства, науки и
 др.), а также Д. внутри классов, обществ. сфер. Такой конкретный анализ
 показывает, напр., что в
 условиях социализма Д. сочетается с движением общества к социальной
 однородности.
 ДИХОТОМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ (от греч. ????????? — рассечение на две части), деление
 объёма
 понятия (класса, множества) на два соподчинённых (производных) класса по формуле
 исключённого
 третьего: «А или не-А» (см. Исключённого третьего принцип). Строго говоря,
 только такое «деление
 на два» будет дихотомическим, т. е. таким, в к-ром производные классы
 определяются парой
 логически противоречивых свойств (терминов), одно из к-рых служит основанием
 деления. Так,
 деление множества всех людей на мужчин и не-мужчин (по признаку «быть мужчиной»)
 является
 дихотомическим, но деление того же множества на класс мужчин и класс женщин (по
 признаку пола)
 не является Д. д. — основания деления здесь разные, а свойство «быть мужчиной»
 логически не
 противоречит свойству «быть женщиной». Последний тип «деления на два» называют
 иногда
 псевдодихотомическим. С т. зр. результата, оба типа деления могут совпадать; в
 этом смысле
 отнесение нек-рого «деления на два» к типу Д. д. или псевдодихотомического
 зависит в ряде случаев
 от принимаемых допущений.
 ДИЦГЕН (Dietzgen) Иосиф (9.12.1828, Бланкенберг,— 15.4.1888, Чикаго), нем.
 рабочий-кожевник,
 философ, самостоятельно пришедший в своих выводах к мате-риалистич. диалектике.
 Испытал
 влияние филос. и атеистич. идей Фейербаха. Преследуемый за революц.
 деятельность, Д. в 1848
 эмигрировал в США, а затем в Россию (1864—69). От изучения социально-политич.
 проблем Д.
 перешёл к филос. вопросам, особенно теории познания. В 1850-х гг. Д.
 познакомился с работами К.
 Маркса и Ф. Энгельса. С 1867 переписывался с Марксом. С этого времени развитие
 мировоззрения Д.
 протекало под влиянием марксизма. С 1869 Д. — член с.-д. партии, организатор
 одной из секций 1-го
 Интернационала в Германии. Он опубликовал ряд статей в социалистич. печати, в к-
 рых
 пропагандировал эко-номич. и социальные идеи Маркса. Преследования нем. властей
 заставили Д.
 вновь эмигрировать в США.
 Первая филос. работа Д. — «Сущность головной работы человека» (1869, рус. пер.
 1902). Как и более
 поздние его работы («Экскурсии социалиста в область теории познания», 1887, рус.
 пер., 1907;
 «Аквизит философии», 1895, рус. пер.— «Завоевания (аквизит) философии...»,
 1906), она посвящена
 разработке осн. проблем теории познания. В гносеологии Д. усматривал теоретич.
 основу объяснения
 всех социально-экономич. вопросов. Будучи материалистом, он исходил из того, что
 мыслит.
 способность человека связана с его мозгом, является естеств. функцией. С позиций
 диалектики Д.
 подверг критике метафизику и агностицизм. Раскрывая содержание диалектико-
 материалистпч.
 теории познания, он рассмотрел ступени и формы познания, роль практики,
 анализировал процесс
 отражения бесконечного универсума в формах относит. и конкретной истины. Д.
 удалось раскрыть
 противоречивую природу сознания как отражения противоречий материального мира.
 Однако в
 своих произведениях он допускал ряд непоследовательностей, отд. ошибок и
 терминологич.
 неточностей (отождествление в нек-рых случаях сознания и материи, преувеличение
 относительности человеч. знаний, неточное определение истины и др.). У Д.
 диалектика не
 сложилась в целостную систему. В. И. Ленин считал Д. «... одним из выдающихся
 социал-демокра-
 тических писателей-философов Германии» (ПСС, т. 23, с. 117).
 • Samtliche Schriften, Bd 1—3, Stuttg., 1920; Ausgewahlte Schriften, B., 1954; в
 рус. пер.—Избр. филос. соч., М., 1941;
 Письма II. Д. К. Марксу и Ф. Энгельсу. Приложение к кн.: Волкова В. В., И. Д.,
 М., 1981.
 • Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. кем. философии, Маркс К. и
 Энгельс Ф., Соч., т. 21; Л е-нин В. И.,
 Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18, гл. 3, § 3, гл. 4, § 8; В u л к о в
 а В. В., И. Д., М., 1961; Комарова В. Я.,
 Филос. взгляды И. Д., в сб.: Распространение идей марксистской философии в
 Европе (кон. 19 — нач. 20 вв ), Л., 1964;
 H е p n е г A., Josef Dietzgen's philosophische Lehren, Stuttff., 19222.
 ДИЭРЕЗА (от греч. ????????? — отдаление, разделение, расчленение, различение),
 один из технич.
 методов платоновской диалектики, позволяющий отличать отд. виды один от другого
 («Софист» 253
 d—е), выделять вид и давать ему определение путём дихотомического расчленения
 рода («Политик»
 262 b—е); противоположен методу возведения (????????) к единой идее
 разрозненного во
 множестве единичных вещей («Федр» 205 d—е). Наиболее яркие образцы использования
 Д. у
 Платона — в диалогах «Софист» и «Политик». Напр., софистич. иск-во определяется
 так: творческое
 иск-во — божественное и человеческое — создающее вещи и их отображения —
 реальные и
 призрачные — посредством орудий и подражания — умелого и мнимого — наивного и
 притворного
 — перед толпой (ораторское иск-во) и отд. человеком (софистика). Отсюда
 определение софистики:
 «творческое человеческое иск-во, создающее призрачные отображения посредством
 мнимого,
 причем притворного подражания перед отд. человеком» («Софист» 267 а — 268 с).
 Аристотель
 считал, что Д. полезна только для определения существа (??) данной вещи, к-рое
 невозможно без зна-
 ния всех существ. свойств вещи, взятых в определ. последовательности («Вторая
 Аналитика» 96b—
 97b). Метод Д. вошёл в учебники платоновской философии в среднем платонизме
 (Альбин) и
 неоплатонизме («Анонимные пролегомены к платоновской философии»). Знаменитое
 «древо»
 Порфирия построено на основе диэре-тич. метода (см. Дихотомическое деление), В
 этике термин
 «Д.» применял Эпиктет.
 ДОБРО И ЗЛО, нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно
 обобщённой
 форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо,
 а с другой —
 нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в
 явлениях
 социальной действительности. В интерпретации Д. и з. в истории этики начиная с
 древности
 сталкивались материалистич. и идеалистич. тенденции. Первая связывала эти
 понятия с человеч.
 потребностями и интересами, с законами природы или фактич. желаниями и
 устремлениями людей
 (натурализм), с наслаждением и страданием, счастьем и несчастьем человека
 (гедонизм,
 эвдемонизм), с реальным социальным значением действий индивидов для их
 совместной жизни.
 Вторая же выводила понятия Д. и з. из божеств. веления или разума (и отклонений
 от них), из нек-
 рых потусторонних миру сущего идей, сущностей, законов, в результате чего
 конфликту между Д. и
 з. придавался метафизич.-онтологич. смысл борьбы двух извечных начал в мире, или
 же сводила
 содержание данных понятий к выражению субъективных пожеланий, склонностей,
 симпатий и
 антипатий человека. Лишь марксистская философия и этика поставили анализ этих
 понятий на
 подлинно науч. социально-историч. почву, связав Д. и з. с конкретными
 противоречиями обществ.
 действительности и их специфич. отражением в моральном сознании определ. эпох,
 обществ. систем,
 классов. Этим и обусловлены различия в понимании конкретного содержания Д. и з.
 в истории.
 «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к
 веку, что часто
 прямо противоречили одно другому»,— писал Ф. Энгельс (Маркс К. и Энгельс Ф.,
 Соч., т. 20, с. 94).
 Но вместе с тем в данных понятиях сохранялось и нек-рое предельно общее
 содержание: они всегда
 выражали в форме
 ДОБРО 171
 нравств. оценок и предписаний практич. задачи социальных субъектов в
 современности или на
 отдалённое будущее — задачи, формулирующие, с одной стороны, требования
 сохранения уже
 достигнутых в предшествующем развитии культуры результатов, а с другой —
 выражающие
 неудовлетворённость сущим и цели дальнейшего историч. прогресса. Идея добра,
 писал В. И. Л е-
 нин, отражает требования человека к действительности: «...мир не удовлетворяет
 человека, и человек
 своим действием решает изменить его» (ПСС, т. 29, с. 195). В коммунистич.
 нравственности
 конфликт Д. и з. осмысляется прежде всего в плане борьбы за уничтожение
 эксплуатации,
 социального неравенства и за всестороннее развитие личности в бесклассовом
 обществе.
 * Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, ПСС, т. 41; Лафарг П.,
 Экономия, детерминизм Карла Маркса, Соч.,
 т. 3, М.— Л., 1931, с. 82—101; Архангельский Л. М., Курс лекций по
 марксистско-ленинской этике, М., 1974.
 ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович [24. 1(5. 2). 1836, Н. Новгород, ныне Горький,
 —
 17(29).11.1861, Петербург], рус. лит. критик, публицист, просветитель, революц.
 демократ и
 философ-материалист. С 1857 постоянный сотрудник журн. «Современник», ближайший
 помощник
 и друг Чернышевского.
 В философии Д. выступал как непримиримый противник теологии, схоластики, а также
 сугубо
 академич. теории, оторванной от жизни. Философия, по его мнению, должна быть
 связана с
 практикой, основываться на здравом смысле и простой логике, обличать обществ.
 пороки,
 пробуждать «задремавшие силы народа», способствовать развитию в человеке
 благородных стрем-
 лений, уважения к началам справедливости, понимания прав и обязанностей
 человека, законов
 обществ. солидарности.
 Для Д.-философа не борьба, не противоположность начал, а единство, монизм,
 гармония лежат в
 основе природы и человека, ибо материя мыслится как единственно сущее, а потому
 её коренные,
 неотъемлемые силы отдельно существовать не могут. Тезис о материальном единстве
 мира
 дополнялся учением о развитии: в мире всё развивается от простого к сложному, от
 несовершенного
 к более совершенному; повсюду одна и та же материя, только на разных ступенях
 развития; человек
 — последняя ступень развития материального мира; как и всё в мире, душа и тело в
 человеке нахо-
 дятся в единстве, гармонии. Выступая с антропологич. позиций против идеалистич.
 учений о
 дуализме телесного и духовного начал в человеке, Д. считал сознание продуктом
 телесной
 организации, определяя душу как силу, проникающую и одушевляющую весь телесный
 состав
 человека; одна и та же сила действует во всём теле; высокой степени сознания она
 достигает в «от-
 правлениях» нервной системы и особенно мозга. Если мы хотим, считал Д., чтобы
 развивался ум
 человека, нужно обратить внимание на его физич. состояние, на его здоровье, к-
 рое представляет
 собой верховную цель развития человека; соответственно нужно, чтобы общество
 позаботилось о
 материальном благополучии человека.
 В противовес концепции «врождённых идей» Д. доказывал, что источником знаний
 являются
 впечатления от внеш. мира, из к-рых в процессе психич. деятельности возникают
 понятия и
 суждения; изучение предмета, наблюдение явлений, объяснение фактов, путь от
 подробностей к
 общим выводам, основанным на опытных знаниях,— осн. требование метода познания,
 к-рый Д.

<< Пред.           стр. 89 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу