<< Пред. стр. 95 (из 449) След. >>
В конкретно науч. плане осн. вклад Д. состоит в анализе ценностно-нормативныхсистем общества и
попытке разработки строгих методов исследования социальных фактов. Однако этот
вклад был
существенно ограничен идеалистич. и буржуазно-реформистскими рамками его теории.
Отводя
ведущую роль «коллективным представлениям» и открещиваясь от «упрёков» в
материализме, он
сводил материальные факторы социальной жизни к эколого-демографич. аспектам.
Хотя Д.
признавал важное значение нек-рых осн. идей историч. материализма, в целом он
отвергал его
революц. содержание и вульгарно интерпретировал его в духе «экономич.
материализма». Недо-
оценка роли экономич. институтов и власти, классов и классовой борьбы,
внутренней
противоречивости ценностно-нормативных систем определили неадекватность
объяснения осн.
социальных процессов в теории Д.
Основанная Д. школа, в к-рую входили социологи (Мосс, С. Бугле, П. Фоконне,
Халъбвакс, Ж. Дави и
др.) и представители ряда смежных наук, занимала ведущее положение во франц.
социологии 1900—
ДЮРКГЕЙМ 181
1930-х гг. С 60-х гг. наблюдается стремление реинтерпре-тироватъ теорию Д. в
эволюционистском
духе. Сторонники феноменология, социологии подвергают резкой критике
позитивистские
основания его концепций. Но в целом влияние теории Д. на зап. социологию
остаётся значительным.
• Sociologie et Philosophie, P., 1924; Lecons de sociologic, P., 1950; в рус.
пер.— Социология и социальные науки, в кн.;
Метод в науках, СПБ, 1911; Социология и теория познания, в сб.: Новые идеи в
социологии, сб. 2, СПБ, 1914. 0 К о н И.
С., Позитивизм в социологии, Л., 1964, гл. 4; К о p ж е в а Э. ?., Категория
коллективного сознания и ее роль в
концепции Э. Д., «Вести. Моск. ун-та. Сер. Философия», 1968, № 4; её ж е,
Социологич. теория познания Э. Д., в кн.: Из
истории бурж. социологии 19—20 вв., М., 1968; Гофман А- Б., «Социологизм» как
концепция Э. Д., в кн.: Исто-рико-
филос. сборник, М., 1972; его же, Религия в филос.-социологич. концепции Э. Д.,
«Социологич. исследования», 1975, №
4; Осипов а Е. В., Социология Э. Д., М., 1977; Николаев Ю. Н., Э. Д. как
социальный философ, «Социологич.
исследования», 1978, № 2. А. Б. Гофман.
ДЮЭМ, Д ю г е м (Duhem) Пьер Морис Мари (9.6.1861, Париж,— 14.9.1916, Кабрпин,
деп. Од),
франц. физик, философ и историк науки, автор работ по гидродинамике,
электродинамике,
классической термодинамике.
В области философии интересы Д. сосредоточились на природе науч. теории. Д.
придерживался
конвенционализма и занимал позицию, близкую Э. Маху и А. Пуанкаре: физич. теория
— это
конвенционально принимаемая математич. система, к-рая обеспечивает только
вычисления и
предсказания. Как и позитивисты, Д. лишал науку права на объяснение и изго-
нял из неё «метафизику», но, в отличие от них, считал «метафизику» необходимой
отраслью человеч.
знания. Согласно Д., науку и «метафизику» надо тщательно различать и не
загружать науку
«излишними» объясняющими моделями и представлениями.
С именем Д. связан т. н. тезис Дюэма—Куайна: науч. закон получает своё значение
в контексте всей
науч. теории и не может проверяться и опровергаться изолированно от др. законов
и вспомогат.
допущений (гипотез). Если нек-рое предсказание не оправдывается, это означает,
что какая-то
гипотеза из системы взаимосвязанных гипотез должна быть отброшена, но какая
именно —
устанавливает не эксперимент, а решение учёного.
Д. считал, что история проблемы или понятия необходима для их понимания, поэтому
история науки
должна быть существ. частью работы учёного. Ему принадлежат ценные работы по
истории науки и
философии античности, средних веков и Возрождения, однако Д. принижал значение
ренессансной
науки и искал в схоластике непосредств. истоки науки нового времени.
• Les origines de la statique, t. l—2, P., 1905—06; Etudes sur Leonardo de
Vinci, t. 1—3, P., 1906—13; Essai sur la notion de
theorie physique de Platon a Galilee, P., 1908; Die Wandlungen der Mechanik und
der mechanischen Naturerklarung, Lpz.,
1912; Le Systeme du monde. Histoire des doctrines cosmologiques de Platon a
Copernic, t. 1 — 10, P., 1913—59; в рус. пер.—
Физич. теория, ее цель и строение, СПБ, 1910.
% Из истории франц. науки. Сб. ст., М., 1960; Humbert P., Pierre Duhem, P.,
1932; Can theories be refuted? Essays on the
Duhem-Quine thesis, Dordrecht — Boston, 1976.
E
ЕВГЕМЕРИЗМ, учение о происхождении религии из почитания и обожествления
древнейших
царей. Е. наз. также объяснение мифов и верований как проекции в мир богов и
героев реальных
историч. событий. В этом смысле Е. возник в Греции уже в 5 в. дон. э. как один
из вариантов
рационалистич. критики мифов; так, Геродор из Гераклеи пытался истолковать мифы
о Геракле и о
походе аргонавтов как фантастич. изо-бражение реальных.подвигов давних времён.
Свое название Е.
получил по имени Ёвгемера из Мессены (ок. 340 — ок. 260 до н. э.), автора кн.
«Священная запись»,
дошедшей до нас в кратком пересказе Диодора Сицилийского (V 41—46). В жанре
рассказа о
путешествии по дальним морям Евгемер повествовал о счастливом о. Панхея и о
надписи древнего
царя Панхеи Зевса, в к-рой рассказывалось якобы о могущественных и мудрых царях
Панхеи —
Уране, Кроносе и Зевсе, побудивших своими благодеяниями воздавать им божеские
почести.
Евгемер рассказывал о том, как они наделили людей всеми достижениями цивилизации
и описывал,
как Зевс объездил с этой целью всю Землю. Аналогичным образом объяснял Евгемер и
возникнове-
ние культов богов и героев. Соч. Ёвгемера было переведено на лат. язык рим.
поэтом Эннием. •
Wipprecht F., Zur Entwicklung der rationalistischen Mythendeutung bei den
Griechen, Bd l, 11, Tub.,
1902—09; Buffiere F., Les mythes d'Homere et la pensie grecque, P., 1956.
ЕВДЕМ (???????) из Родоса (2-я пол. 4 в. до н. э.), др.-греч. философ.
Представитель перипате-
тической школы, друг и ученик Аристотеля; наряду с Теофрастом ближайший
претендент на
должность схоларха Ликея ч качестве преемника Аристотеля. После избрания
Теофраста (322 до н.
э.), возможно,
182 ДЮЭМ
вернулся на Родос и основал там филиал школы, оставаясь в тесном контакте с
Теофрастом (есть
свидетельства о переписке). Все соч. Е. утрачены, остались только фрагменты в
виде цитат у
позднейших авторов. Из всех древних перипатетиков Е. — самый верный и догматич.
последователь
своего учителя (ср. одноимённые с соч. Аристотеля «Физику», «Аналитику» и др.).
Герменевтич. (и,
как предполагают, также текстология.) работа Е. над трактатами Аристотеля ставит
его у истоков
антич. аристотелеведения и комментаторской традиции. Другую группу соч.
составляют особо
ценные и много цитировавшиеся в древности историко-науч. и религиоведч. труды —
осуществление
намеченной Аристотелем программы энциклопедич. свода «принятых мнений» (??????),
подлежащих диа-лектич. обработке (ср. «Мнения физиков» Теофраста). Сюда
относятся: история
геометрии и арифметики (до Платона), история астрономии и история теологии
(включавшая также
негреч. теогонии), цитаты ив к-рых остаются уникальным источником.
Распространённая в 19 в. т.
зр., согласно к-рой Е. принадлежит «Евде-мова этика» Аристотеля, в наст, время
оставлена.
f* Фрагмент ы: W е h г l i Fr., Die Schule des Aristote-s, H. 8, Basel, 19692;
Schobe U., Quaestiones Eude-meae de
primo physicorum libro, Halle, 1931. • Solmsen F., «American Journal of
Philology», 1961, v. 82, p. 278—82;
Aristoteles. Eudemische Ethik, ubers., komm. v. F. Dirlmeier, B., 19692; M o r a
u ? P., Der Aristotelismus bei den
Griechen, Bd l, B.—N. Y., 1973, S. 8—9.
ЕГОРОВ Анатолий Григорьевич (р. 25.10.1920, Ско-пин Рязанской обл.), сов.
философ, акад. АН СССР (1974).
Чл. КПСС с 1944. Окончил Моск. гос. пед. ин-т (1941). С 1946 на преподават. и
журналистской работе, с 1956 гл.
редактор журн. «Политич. самообразование». С 1961 зам. зав. отделом агитации и
пропаганды ЦК КПСС. С 1965
гл. редактор журн. «Коммунист», с 1974 директор ИМЛ при ЦК КПСС и с 1975
академик-секретарь отделения
философии и права
АН СССР. В 1961—60 чл. ЦРК, в 1966—76 — кандидат в чл. ЦК КПСС, с 1970 — чл. ЦК
КПСС.
Деп. Верх. Совета СССР с 1974. Осп. работы по проблемам псто-рич. материализма,
науч.
коммунизма, эстетики и теории искусства.
В Иск-во и обществ. жизнь, М., 1959; Содержание и форма в иск-ве, в кн.: Основы
марксистско-ленинской эстетики, М.,
1960; О реакц. сущности совр. бурж. эстетики, М., 1961; Произ-во, научно-технич.
творчество и эстетика, в сб.: Вопросы
технич. эстетики, в. 1,М., 1968; Проблемы эстетики, ?., 19772; Progressive
development in the arts, в сб.: Art and society,
Moscow, 1968.
ЕДИНИЧНОЕ, отдельное, индивидуальное, филос. категория, выражающая относит.
обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и во
времени вещей и
событий, присущие им специфич. неповторимые особенности, составляющие их
уникальную
качеств. и количеств. определённость. Как E. может рассматриваться не только
отд. предмет, но и
целый класс предметов, если он берётся как нечто единое, относительно
самостоятельное,
существующее в границах определ. меры. Вместе с тем сам предмет есть нек-рое
множество частей,
к-рые, в свою очередь, выступают как Е.
Конкретной, наличной формой своего существования единичная вещь обязана той
системе
закономерно сложившихся связей, внутри к-рой она возникает. «...Отдельное не
существует иначе
как в той связи, которая ведет к общему... Всякое отдельное неполно входит в
общее и т. д. и т. д.» (
Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 318). Общее укоренено в Е. как его сущность и
раскрывается в понятии
только через отражение Е. и особенного. Ещё Аристотель отмечал, что общее
существует в
неразрывной связи с единичным. Методология, подход, основывающийся на категории
Е.,
ориентирует на поиск специфического в явлении, на обнаружение его качеств.
своеобразия.
Познание идёт от изучения единичных явлений к обнаружению в них особенного, а
затем — к
открытию общего, закономерного.
ЕДИНОЕ (греч. ??), центр. категория философии неоплатонизма, обозначающая начало
всякого
множества, всякого бытия и ума (нуса), предшествующее им и превосходящее их.
Будучи в конечном
счёте причиной всякой вещи, Е. не есть та или иная вещь, хотя именно благодаря
Е. всякая вещь есть
то, что она есть, а не иное (ср. определение Е. у Николая Кузанского как «не-
иного»).
Концепция Е. формируется в платонизме в процессе онтология, («теологич.»)
толкования
платоновского «Парменида». Сверхбытийное понимание Е. наметилось, возможно, уже
в
неопифагореизме, однако ещё в среднем платонизме Е. — атрибут «первого бога», к-
рый есть
одновременно бытие и ум. Впервые отчётливую концепцию Е. дал Плотин («Эннеады» V
1, 8), к-
рый, исходя из «Парменида», провёл различие между стоящим во главе иерархии
универсума «Е. как
таковым», «Е.-многим», или умом, и «Е. и многим», или душой (ср. «Парменид» 137
с, 144 е, 155 е).
«Многое и Е.» и «многое как таковое» Плотин понимал соответственно как
овеществлённый эйдос и
как тела, а Прокл — как тела и как материю. С развитием неоплатонизма (Ямвлих,
Прокл, Дамаский)
всё более подчёркивается пропасть между Е. и сферой ума и бытия, непостижимость
Е. умом. Душа,
сосредоточившись на Е. в умной молитве, обретает его в сверхумном экстазе, но,
не выдерживая
непосредств. предстояния единому, к-рое появляется над горизонтом ума-бытия как
«солнце из
океана» (ср. Гомер, Илиада 8, 422), «теряет крылья» (ср. Платон, «Федр» 246 с) и
вновь оказывается в
пределах умопостигаемого или даже чувств. космоса, причём не может рассказать о
виденном.
Восходящее к «Пармениду» апофатич. учение о Е. определило всю неоплатонич.
традицию. Однако в
неоплатонизме имеется и катафатич. учение об «Е.-благе», проводившееся с помощью
принципа
аналогии
(Е. так же соотносится с умопостигаемым бытием, как солнце с чувств. бытием) на
основе ряда
платоновских текстов: «Государства» ( 506—509 с), 2-го «Письма» [иерархия трёх
принципов, из к-
рых высший — «царь всего» (312 с) — был истолкован как Е.], анализа понятия
блага в «Филебе» (20
в — 21 е), разработки соотношения Е. и бытия в «Софисте» (243d — 250d) и др.
В христ. теологии начиная с Евсевия Кесарийского (Ргаер. ??. XI 20)
устанавливается соответствие
между Е. и первым лицом Троицы (отцом как безначальным первоначалом).
Неоплатонич. учение о
Е. оказало сильное влияние на Псевдо-Дионисия Ареопагита (особенно в трактате
«Мистич.
теология») и всю традицию ср.-век. апофатической теологии.
• Dodds E.R., The Parmenides of Plato and the origin of the Neoplatonic «One»,
«Classical Quarterly», 1928, v. 22, p. 129 —
143; Rist J. M., The Neoplatonic «One» and Plato's Parmenides, «Transactions and
Proceedings of the American Philological
Association», 1962, v. 93, p. 389—401; см. также лит. к ст. Неоплатонизм.
ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ,
один из осн. законов диалектики, выражающий источник самодвижения и развития
явлений природы
и со-циально-историч. действительности, выступающий и как всеобщий закон
познания. Закон Е. и б.
п. в системе материалистич. диалектики занимает центр. место, являясь сутью,
«ядром» диалектики.
В истории философии первоначально сложилось представление о повсеместном
сцеплении
крайностей, об их чередовании и замещении друг другом, о том, что они
«сходятся». Из этого
представления выросла концепция поляризма (напр., у Лао-цзы, в пифагореизме), к-
рая в иных
формах воспроизводится и в ряде школ нового и новейшего времени (Шеллинг,
Уайтхед,
органицизм).
Собственно диалектика зарождается там, где вскрывается проблема противоречия;
сначала
противоречие обнаруживается в виде образа («гармония лиры и лука» у Гераклита)
или апории. Из
антич. философов наиболее развёрнуто рассматривал диалектику Е. и б. п. Платон.
В эпоху
Возрождения идею «совпадения противоположностей» развивали Николай Кузанский и
Дж. Бруно. В
новое время Кант создал учение об антиномиях, Фихте — учение о диалектике в
деятельности «Я»,
Гегель — учение о Е. и б. п. как содержатель-но-логич. принципе, явившееся одной
из важнейших
историч. предпосылок марксистской диалектики.
В совр. бурж. философии преобладают две тенденции. У позитивистов
противоположности сводятся
к полюсам, а их отношение — к взаимной дополнительности. У иррационалистов
противоположности заключают якобы принципиально не разрешимые антиномии
(«трагич.
диалектика» и т. п.). Реформисты и правые ревизионисты пропагандируют тезис о