<< Пред.           стр. 95 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 В конкретно науч. плане осн. вклад Д. состоит в анализе ценностно-нормативных
 систем общества и
 попытке разработки строгих методов исследования социальных фактов. Однако этот
 вклад был
 существенно ограничен идеалистич. и буржуазно-реформистскими рамками его теории.
 Отводя
 ведущую роль «коллективным представлениям» и открещиваясь от «упрёков» в
 материализме, он
 сводил материальные факторы социальной жизни к эколого-демографич. аспектам.
 Хотя Д.
 признавал важное значение нек-рых осн. идей историч. материализма, в целом он
 отвергал его
 революц. содержание и вульгарно интерпретировал его в духе «экономич.
 материализма». Недо-
 оценка роли экономич. институтов и власти, классов и классовой борьбы,
 внутренней
 противоречивости ценностно-нормативных систем определили неадекватность
 объяснения осн.
 социальных процессов в теории Д.
 Основанная Д. школа, в к-рую входили социологи (Мосс, С. Бугле, П. Фоконне,
 Халъбвакс, Ж. Дави и
 др.) и представители ряда смежных наук, занимала ведущее положение во франц.
 социологии 1900—
 ДЮРКГЕЙМ 181
 1930-х гг. С 60-х гг. наблюдается стремление реинтерпре-тироватъ теорию Д. в
 эволюционистском
 духе. Сторонники феноменология, социологии подвергают резкой критике
 позитивистские
 основания его концепций. Но в целом влияние теории Д. на зап. социологию
 остаётся значительным.
 • Sociologie et Philosophie, P., 1924; Lecons de sociologic, P., 1950; в рус.
 пер.— Социология и социальные науки, в кн.;
 Метод в науках, СПБ, 1911; Социология и теория познания, в сб.: Новые идеи в
 социологии, сб. 2, СПБ, 1914. 0 К о н И.
 С., Позитивизм в социологии, Л., 1964, гл. 4; К о p ж е в а Э. ?., Категория
 коллективного сознания и ее роль в
 концепции Э. Д., «Вести. Моск. ун-та. Сер. Философия», 1968, № 4; её ж е,
 Социологич. теория познания Э. Д., в кн.: Из
 истории бурж. социологии 19—20 вв., М., 1968; Гофман А- Б., «Социологизм» как
 концепция Э. Д., в кн.: Исто-рико-
 филос. сборник, М., 1972; его же, Религия в филос.-социологич. концепции Э. Д.,
 «Социологич. исследования», 1975, №
 4; Осипов а Е. В., Социология Э. Д., М., 1977; Николаев Ю. Н., Э. Д. как
 социальный философ, «Социологич.
 исследования», 1978, № 2. А. Б. Гофман.
 ДЮЭМ, Д ю г е м (Duhem) Пьер Морис Мари (9.6.1861, Париж,— 14.9.1916, Кабрпин,
 деп. Од),
 франц. физик, философ и историк науки, автор работ по гидродинамике,
 электродинамике,
 классической термодинамике.
 В области философии интересы Д. сосредоточились на природе науч. теории. Д.
 придерживался
 конвенционализма и занимал позицию, близкую Э. Маху и А. Пуанкаре: физич. теория
 — это
 конвенционально принимаемая математич. система, к-рая обеспечивает только
 вычисления и
 предсказания. Как и позитивисты, Д. лишал науку права на объяснение и изго-
 нял из неё «метафизику», но, в отличие от них, считал «метафизику» необходимой
 отраслью человеч.
 знания. Согласно Д., науку и «метафизику» надо тщательно различать и не
 загружать науку
 «излишними» объясняющими моделями и представлениями.
 С именем Д. связан т. н. тезис Дюэма—Куайна: науч. закон получает своё значение
 в контексте всей
 науч. теории и не может проверяться и опровергаться изолированно от др. законов
 и вспомогат.
 допущений (гипотез). Если нек-рое предсказание не оправдывается, это означает,
 что какая-то
 гипотеза из системы взаимосвязанных гипотез должна быть отброшена, но какая
 именно —
 устанавливает не эксперимент, а решение учёного.
 Д. считал, что история проблемы или понятия необходима для их понимания, поэтому
 история науки
 должна быть существ. частью работы учёного. Ему принадлежат ценные работы по
 истории науки и
 философии античности, средних веков и Возрождения, однако Д. принижал значение
 ренессансной
 науки и искал в схоластике непосредств. истоки науки нового времени.
 • Les origines de la statique, t. l—2, P., 1905—06; Etudes sur Leonardo de
 Vinci, t. 1—3, P., 1906—13; Essai sur la notion de
 theorie physique de Platon a Galilee, P., 1908; Die Wandlungen der Mechanik und
 der mechanischen Naturerklarung, Lpz.,
 1912; Le Systeme du monde. Histoire des doctrines cosmologiques de Platon a
 Copernic, t. 1 — 10, P., 1913—59; в рус. пер.—
 Физич. теория, ее цель и строение, СПБ, 1910.
 % Из истории франц. науки. Сб. ст., М., 1960; Humbert P., Pierre Duhem, P.,
 1932; Can theories be refuted? Essays on the
 Duhem-Quine thesis, Dordrecht — Boston, 1976.
 E
 ЕВГЕМЕРИЗМ, учение о происхождении религии из почитания и обожествления
 древнейших
 царей. Е. наз. также объяснение мифов и верований как проекции в мир богов и
 героев реальных
 историч. событий. В этом смысле Е. возник в Греции уже в 5 в. дон. э. как один
 из вариантов
 рационалистич. критики мифов; так, Геродор из Гераклеи пытался истолковать мифы
 о Геракле и о
 походе аргонавтов как фантастич. изо-бражение реальных.подвигов давних времён.
 Свое название Е.
 получил по имени Ёвгемера из Мессены (ок. 340 — ок. 260 до н. э.), автора кн.
 «Священная запись»,
 дошедшей до нас в кратком пересказе Диодора Сицилийского (V 41—46). В жанре
 рассказа о
 путешествии по дальним морям Евгемер повествовал о счастливом о. Панхея и о
 надписи древнего
 царя Панхеи Зевса, в к-рой рассказывалось якобы о могущественных и мудрых царях
 Панхеи —
 Уране, Кроносе и Зевсе, побудивших своими благодеяниями воздавать им божеские
 почести.
 Евгемер рассказывал о том, как они наделили людей всеми достижениями цивилизации
 и описывал,
 как Зевс объездил с этой целью всю Землю. Аналогичным образом объяснял Евгемер и
 возникнове-
 ние культов богов и героев. Соч. Ёвгемера было переведено на лат. язык рим.
 поэтом Эннием. •
 Wipprecht F., Zur Entwicklung der rationalistischen Mythendeutung bei den
 Griechen, Bd l, 11, Tub.,
 1902—09; Buffiere F., Les mythes d'Homere et la pensie grecque, P., 1956.
 ЕВДЕМ (???????) из Родоса (2-я пол. 4 в. до н. э.), др.-греч. философ.
 Представитель перипате-
 тической школы, друг и ученик Аристотеля; наряду с Теофрастом ближайший
 претендент на
 должность схоларха Ликея ч качестве преемника Аристотеля. После избрания
 Теофраста (322 до н.
 э.), возможно,
 182 ДЮЭМ
 вернулся на Родос и основал там филиал школы, оставаясь в тесном контакте с
 Теофрастом (есть
 свидетельства о переписке). Все соч. Е. утрачены, остались только фрагменты в
 виде цитат у
 позднейших авторов. Из всех древних перипатетиков Е. — самый верный и догматич.
 последователь
 своего учителя (ср. одноимённые с соч. Аристотеля «Физику», «Аналитику» и др.).
 Герменевтич. (и,
 как предполагают, также текстология.) работа Е. над трактатами Аристотеля ставит
 его у истоков
 антич. аристотелеведения и комментаторской традиции. Другую группу соч.
 составляют особо
 ценные и много цитировавшиеся в древности историко-науч. и религиоведч. труды —
 осуществление
 намеченной Аристотелем программы энциклопедич. свода «принятых мнений» (??????),
 подлежащих диа-лектич. обработке (ср. «Мнения физиков» Теофраста). Сюда
 относятся: история
 геометрии и арифметики (до Платона), история астрономии и история теологии
 (включавшая также
 негреч. теогонии), цитаты ив к-рых остаются уникальным источником.
 Распространённая в 19 в. т.
 зр., согласно к-рой Е. принадлежит «Евде-мова этика» Аристотеля, в наст, время
 оставлена.
 f* Фрагмент ы: W е h г l i Fr., Die Schule des Aristote-s, H. 8, Basel, 19692;
 Schobe U., Quaestiones Eude-meae de
 primo physicorum libro, Halle, 1931. • Solmsen F., «American Journal of
 Philology», 1961, v. 82, p. 278—82;
 Aristoteles. Eudemische Ethik, ubers., komm. v. F. Dirlmeier, B., 19692; M o r a
 u ? P., Der Aristotelismus bei den
 Griechen, Bd l, B.—N. Y., 1973, S. 8—9.
 ЕГОРОВ Анатолий Григорьевич (р. 25.10.1920, Ско-пин Рязанской обл.), сов.
 философ, акад. АН СССР (1974).
 Чл. КПСС с 1944. Окончил Моск. гос. пед. ин-т (1941). С 1946 на преподават. и
 журналистской работе, с 1956 гл.
 редактор журн. «Политич. самообразование». С 1961 зам. зав. отделом агитации и
 пропаганды ЦК КПСС. С 1965
 гл. редактор журн. «Коммунист», с 1974 директор ИМЛ при ЦК КПСС и с 1975
 академик-секретарь отделения
 философии и права
 
 АН СССР. В 1961—60 чл. ЦРК, в 1966—76 — кандидат в чл. ЦК КПСС, с 1970 — чл. ЦК
 КПСС.
 Деп. Верх. Совета СССР с 1974. Осп. работы по проблемам псто-рич. материализма,
 науч.
 коммунизма, эстетики и теории искусства.
 В Иск-во и обществ. жизнь, М., 1959; Содержание и форма в иск-ве, в кн.: Основы
 марксистско-ленинской эстетики, М.,
 1960; О реакц. сущности совр. бурж. эстетики, М., 1961; Произ-во, научно-технич.
 творчество и эстетика, в сб.: Вопросы
 технич. эстетики, в. 1,М., 1968; Проблемы эстетики, ?., 19772; Progressive
 development in the arts, в сб.: Art and society,
 Moscow, 1968.
 ЕДИНИЧНОЕ, отдельное, индивидуальное, филос. категория, выражающая относит.
 обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и во
 времени вещей и
 событий, присущие им специфич. неповторимые особенности, составляющие их
 уникальную
 качеств. и количеств. определённость. Как E. может рассматриваться не только
 отд. предмет, но и
 целый класс предметов, если он берётся как нечто единое, относительно
 самостоятельное,
 существующее в границах определ. меры. Вместе с тем сам предмет есть нек-рое
 множество частей,
 к-рые, в свою очередь, выступают как Е.
 Конкретной, наличной формой своего существования единичная вещь обязана той
 системе
 закономерно сложившихся связей, внутри к-рой она возникает. «...Отдельное не
 существует иначе
 как в той связи, которая ведет к общему... Всякое отдельное неполно входит в
 общее и т. д. и т. д.» (
 Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 318). Общее укоренено в Е. как его сущность и
 раскрывается в понятии
 только через отражение Е. и особенного. Ещё Аристотель отмечал, что общее
 существует в
 неразрывной связи с единичным. Методология, подход, основывающийся на категории
 Е.,
 ориентирует на поиск специфического в явлении, на обнаружение его качеств.
 своеобразия.
 Познание идёт от изучения единичных явлений к обнаружению в них особенного, а
 затем — к
 открытию общего, закономерного.
 ЕДИНОЕ (греч. ??), центр. категория философии неоплатонизма, обозначающая начало
 всякого
 множества, всякого бытия и ума (нуса), предшествующее им и превосходящее их.
 Будучи в конечном
 счёте причиной всякой вещи, Е. не есть та или иная вещь, хотя именно благодаря
 Е. всякая вещь есть
 то, что она есть, а не иное (ср. определение Е. у Николая Кузанского как «не-
 иного»).
 Концепция Е. формируется в платонизме в процессе онтология, («теологич.»)
 толкования
 платоновского «Парменида». Сверхбытийное понимание Е. наметилось, возможно, уже
 в
 неопифагореизме, однако ещё в среднем платонизме Е. — атрибут «первого бога», к-
 рый есть
 одновременно бытие и ум. Впервые отчётливую концепцию Е. дал Плотин («Эннеады» V
 1, 8), к-
 рый, исходя из «Парменида», провёл различие между стоящим во главе иерархии
 универсума «Е. как
 таковым», «Е.-многим», или умом, и «Е. и многим», или душой (ср. «Парменид» 137
 с, 144 е, 155 е).
 «Многое и Е.» и «многое как таковое» Плотин понимал соответственно как
 овеществлённый эйдос и
 как тела, а Прокл — как тела и как материю. С развитием неоплатонизма (Ямвлих,
 Прокл, Дамаский)
 всё более подчёркивается пропасть между Е. и сферой ума и бытия, непостижимость
 Е. умом. Душа,
 сосредоточившись на Е. в умной молитве, обретает его в сверхумном экстазе, но,
 не выдерживая
 непосредств. предстояния единому, к-рое появляется над горизонтом ума-бытия как
 «солнце из
 океана» (ср. Гомер, Илиада 8, 422), «теряет крылья» (ср. Платон, «Федр» 246 с) и
 вновь оказывается в
 пределах умопостигаемого или даже чувств. космоса, причём не может рассказать о
 виденном.
 Восходящее к «Пармениду» апофатич. учение о Е. определило всю неоплатонич.
 традицию. Однако в
 неоплатонизме имеется и катафатич. учение об «Е.-благе», проводившееся с помощью
 принципа
 аналогии
 (Е. так же соотносится с умопостигаемым бытием, как солнце с чувств. бытием) на
 основе ряда
 платоновских текстов: «Государства» ( 506—509 с), 2-го «Письма» [иерархия трёх
 принципов, из к-
 рых высший — «царь всего» (312 с) — был истолкован как Е.], анализа понятия
 блага в «Филебе» (20
 в — 21 е), разработки соотношения Е. и бытия в «Софисте» (243d — 250d) и др.
 В христ. теологии начиная с Евсевия Кесарийского (Ргаер. ??. XI 20)
 устанавливается соответствие
 между Е. и первым лицом Троицы (отцом как безначальным первоначалом).
 Неоплатонич. учение о
 Е. оказало сильное влияние на Псевдо-Дионисия Ареопагита (особенно в трактате
 «Мистич.
 теология») и всю традицию ср.-век. апофатической теологии.
 • Dodds E.R., The Parmenides of Plato and the origin of the Neoplatonic «One»,
 «Classical Quarterly», 1928, v. 22, p. 129 —
 143; Rist J. M., The Neoplatonic «One» and Plato's Parmenides, «Transactions and
 Proceedings of the American Philological
 Association», 1962, v. 93, p. 389—401; см. также лит. к ст. Неоплатонизм.
 ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ,
 один из осн. законов диалектики, выражающий источник самодвижения и развития
 явлений природы
 и со-циально-историч. действительности, выступающий и как всеобщий закон
 познания. Закон Е. и б.
 п. в системе материалистич. диалектики занимает центр. место, являясь сутью,
 «ядром» диалектики.
 В истории философии первоначально сложилось представление о повсеместном
 сцеплении
 крайностей, об их чередовании и замещении друг другом, о том, что они
 «сходятся». Из этого
 представления выросла концепция поляризма (напр., у Лао-цзы, в пифагореизме), к-
 рая в иных
 формах воспроизводится и в ряде школ нового и новейшего времени (Шеллинг,
 Уайтхед,
 органицизм).
 Собственно диалектика зарождается там, где вскрывается проблема противоречия;
 сначала
 противоречие обнаруживается в виде образа («гармония лиры и лука» у Гераклита)
 или апории. Из
 антич. философов наиболее развёрнуто рассматривал диалектику Е. и б. п. Платон.
 В эпоху
 Возрождения идею «совпадения противоположностей» развивали Николай Кузанский и
 Дж. Бруно. В
 новое время Кант создал учение об антиномиях, Фихте — учение о диалектике в
 деятельности «Я»,
 Гегель — учение о Е. и б. п. как содержатель-но-логич. принципе, явившееся одной
 из важнейших
 историч. предпосылок марксистской диалектики.
 В совр. бурж. философии преобладают две тенденции. У позитивистов
 противоположности сводятся
 к полюсам, а их отношение — к взаимной дополнительности. У иррационалистов
 противоположности заключают якобы принципиально не разрешимые антиномии
 («трагич.
 диалектика» и т. п.). Реформисты и правые ревизионисты пропагандируют тезис о

<< Пред.           стр. 95 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу