<< Пред.           стр. 97 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 социального отражения.
 Специфику социального процесса Ж. усматривал в целеполагании и целесообразной
 деятельности, в
 практике, представляющей собой качественно новый вид детерминизма. С позиций
 воинствующего
 материализма критиковал реакц. бурж. идеологию и ревизионизм.
 • Freud i graflansko druatvo, Zagreb, 1939; Nauka o postanku fovjeka, Zagreb,
 1941; Uvod u istoriju i ljudske svesti, Sarajevo, 1957;
 Nauka o drustvu. I deo. Osnova druatva, Sarajevo, 1958; Диалектика на социалния
 процес, София, 1971; в рус. пер.— Теория
 социального отражения, М., 1969.
 ЖИВКОВИЧ 185
 ЖИЗНЬ, форма существования материи, закономерно возникающая при определ.
 условиях в
 процессе её развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ
 (непременным
 условием Ж.), раздражимостью, способностью к размножению, росту, активной
 регуляции своего
 состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т.
 д. Однако
 строго науч. разграничение на живые и неживые объекты встречает существ.
 трудности. Так, до сих
 пор нет единого мнения о том, можно ли считать живыми вирусы, к-рые вне клеток
 организма
 хозяина не обладают ни одним из атрибутов живого: в вирусной частице в это время
 отсутствуют
 метаболич. процессы, она не способна размножаться и т. д. Специфика живых
 объектов и жизненных
 процессов может быть охарактеризована в аспекте как их материальной структуры,
 так и важнейших
 функций, лежащих в основе всех проявлений Ж. Наиболее точное определение Ж.,
 охватывающее
 оба эти подхода к проблеме, дал ок. 100 лет назад Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ
 существования
 белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в
 постоянном
 самообновлении химических составных частей этих тел» (Маркс К. и Энгельс Ф.,
 Соч., т. 20, с. 82).
 Термин «белок» тогда ещё не был определён вполне точно и его относили обычно к
 протоплазме в
 целом. Все известные ныне живые объекты имеют в своём составе два осн. типа
 биополимеров:
 белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). Сознавая неполноту своего определения,
 Энгельс писал:
 «Наша дефиниция жизни, разумеется, весьма недостаточна, поскольку она далека от
 того, чтобы
 охватить все явления жизни, а, напротив, ограничивается самыми общими и самыми
 простыми среди
 них... Чтобы получить действительно исчерпывающее представление о жизни, нам
 пришлось бы про-
 следить все формы ее проявления, от самой низшей до наивысшей» (там же, с. 84).
 Дарвин в «Происхождении видов» так определял осн. законы, лежащие в основе
 возникновения всех
 форм Ж.: «Эти законы, в самом широком смысле — Рост и Воспроизведение,
 Наследственность,
 почти необходимо вытекающая из воспроизведения, Изменчивость, зависящая от
 прямого или
 косвенного действия жизненных условий и от упражнения и неупражнения, Прогрессия
 размножения, столь высокая, что она ведет к Борьбе за жизнь и ее последствию —
 Естественному
 Отбору...» (Соч., т. 3, М.—Л., 1939, с. 666). В целом обобщение Дарвина
 сохраняет силу и поныне, а
 его осн. законы Ж. сводятся к двум, ещё более общим. Это прежде всего
 способность живого
 ассимилировать полученные извне вещества, т. е. перестраивать их, уподобляя
 собств. материальным
 структурам, и за счёт этого многократно воспроизводить их (репродуцировать).
 Способность к
 избыточному самовоспроизведению лежит в основе роста клетки, размножения клеток
 и организмов
 и, следовательно, — прогрессии размножения (осн. условие для естеств. отбора), а
 также в основе
 наследственности и наследственной изменчивости. Сов. биохимик В. А. Энгельгардт
 рассматривает
 воспроизведение себе подобного как фундаментальное свойство живого, к-рое ныне
 получает
 интерпретацию в терминах химич. понятий. Др. особенность живого заключается в
 огромном
 многообразии свойств, приобретаемых материальными структурами живых объектов.
 «Запись» наследств. свойств, т. е. кодирование признаков организма,
 осуществляется с помощью
 ДНК и РНК, хотя в процессе репродукции непременно участвуют и белки-ферменты. Т.
 о., живой
 является не отд. молекула ДНК, белка или РНК, а их система в целом. Реализация
 многообразной
 информации о свойствах
 186 ЖИЗНЬ
 организма осуществляется путём синтеза согласно генетическому коду различных
 белков, к-рые
 благодаря своему разнообразию и структурной пластичности обусловливают развитие
 различных
 физических и химических приспособлений живых организмов. На этом фундаменте в
 процессе
 эволюции возникли непревзойдённые по своему совершенству живые управляющие
 системы. Т. о.,
 Ж. характеризуется высокоупорядоченными материальными структурами, к-рые
 составляют живую
 систему, способную в целом к самовоспроизведению.
 Ж. возможна лишь при определенных физич. и химич. условиях (температура,
 присутствие воды,
 ряда солей и т. д.). Однако прекращение жизненных процессов (напр., при
 высушивании семян или
 глубоком замораживании мелких организмов) не ведёт к потере жизнеспособности.
 Если сохраняется
 неповреж-дённой структура, она при возвращении к нормальным условиям
 обеспечивает
 восстановление жизненных процессов.
 Ж. качественно превосходит др. формы существования материи в отношении
 многообразия и
 сложности химич. компонентов и динамики протекающих в живом превращений. Живые
 системы
 характеризуются гораздо более высоким уровнем упорядоченности структурной и
 функциональной,
 в пространстве и во времени. Структурная компактность и энергетич. экономичность
 живого —
 результат высочайшей упорядоченности на молекулярном уровне.
 Живые системы обмениваются с окружающей средой энергией, веществом и
 информацией, т. е.
 являются открытыми системами. При этом, в отличие от неживых систем, живому
 присуща
 способность к упорядочению, к созданию порядка из хаоса (т. е. противодействия
 возрастанию
 энтропии). Однако снижение энтропии в живых системах возможно только за счёт
 повышения
 энтропии в окружающей среде, так что в целом процесс повышения энтропии
 продолжается.
 Ж. на Земле, зародившаяся не менее 1,5—2 млрд. лет назад, представлена громадным
 числом
 организмов, к-рые постоянно связаны со средой, т. е. с др. организмами и неживой
 природой. Ж. со
 всеми её проявлениями произвела глубочайшие изменения в развитии нашей планеты.
 Совершенствуясь в процессе эволюции, живые организмы всё шире распространялись
 по планете,
 принимая участие в перераспределении энергии веществ в земной коре.
 Распространение раститель-
 ности привело к коренному изменению состава атмосферы. Углерод, веками
 скапливавшийся в
 остатках растений, образовал в земной коре грандиозные энергетич. запасы в виде
 залежей органич.
 соединений (каменный уголь, торф). Растит. покров изменил физич. и химич.
 характеристики
 планеты. Развитие Ж. в Мировом океане привело к созданию осадочных пород,
 состоящих из
 скелетов и др. остатков морских организмов. Эти отложения, их механич. давление,
 химич. и физич.
 превращения изменили поверхность земной коры. Избират. поглощение веществ
 организмами
 вызвало перераспределение веществ в верхних слоях земной коры. Всё это создало
 на Земле особую
 оболочку — биосферу, в к-рой развивались и развиваются жизненные явления.
 В ходе эволюции живых организмов всё более совершенствовались процессы
 приспособления их к
 внеш. условиям, что у свободно подвижных животных способствовало развитию центр.
 нервной
 системы. Развитие под влиянием труда наиболее совершенной формы высшей нервной
 деятельности
 у предков человека создало предпосылки для перехода Ж. на социальный уровень,
 связанный с
 высшей формой движения, свойственной человеку и качественно отличной от
 биологической,
 присущей остальным формам Ж. После перехода на этот уровень, с возникновением
 общественного
 сознания, становится возможным прогнозирование развития и создание новых форм
 регуляции и
 приспо-
 собления, невозможные в процессе чисто биологического развития.
 • Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; его же,
 Анти-Дюринг, там же; Ленин В. И.,
 Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; Вернадский В. И., Биосфера, т. 1—2,
 Л., 1926; Бауэр Э. С., Теоретич.
 биология, М.—Л., 1935; Ш p е-д и н г е p Э., Что такое Ж. с т. зр. физики?, пер.
 с англ., М., 1947; Ш м а л ь г а у а е н И.
 И., Кибернетич. вопросы биологии, Новосиб., 1968; Малиновский А. А., Нек-рые
 вопросы организации биология,
 систем, в сб.: Организация и управление, М., 1968; Опарин А. И., Ж., её природа,
 происхождение и развитие, M., 19682;
 Энгельгардт В., Проблема Ж. в совр. естествознании, ((Коммунист», 1969, .№ 3;
 Фролов И. Т., Ж. и познание. О
 диалектике в совр. биологии, М., 1981; BertalanffyL. v., Problems of life, N.
 ?., [1960].
 
 А. А.Малиновский.
 ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТАНСКИЙ, Жильбер из ? ? ? ? е (Gislebertus Porretanus, Gilbert de
 la Porree),
 Жильбер из Пуатье (ок. 1076, Пуатье,— 1154, там же), ср.-век. философ-платоник.
 Ученик Бер-нара
 Шартрского, после его смерти канцлер (1126—37) шартрской школы, с 1142 епископ
 Пуатье. Гл.
 работы — образцовый (популярный вплоть до 16 в.) комм. к Боэцию (особенно к «О
 Троице»); долго
 служившая учебником и отразившаяся у Лейбница «Книга о шести началах» —
 метафизич.
 интерпретация аристотелевских категорий; комм. к псалмам, к посланиям апостола
 Павла. Ж. П.
 понимал философию как осмысление таинств. реальности («не уверуем, познав, а
 познаем, веруя»).
 «Первое совершенство» бога — «единственное и простейшее» бытие (essentia), «то,
 чем» (quo) всё
 существует; сущность (substantia) и бытие в боге совпадают. Чистой «бытийной»
 форме
 соответствует неопределимая «первонач.» (primordialis) материя; возникновение
 вещей есть их
 «сообразование» (conformitas) с этой формой-образцом. Тем самым вещи всегда со-
 ставны
 (раздвоены на «что» и «чем»), не равны себе и являют в своём множестве иерархию
 форм. С
 помощью воображения происходит «натуральное», «рациональное» познание
 «конкретных» форм
 (не отделённых от материи), с помощью «математики» (disciplina) — исходных,
 «неподвижных»
 форм вещей; наконец, «теория» (созерцание) постигает прообразующие универсальные
 формы —
 идеи. Среди многочисл. последователей Ж. П.— Иоанн Солсберийский и Алан
 Лилльский. * в кн.:
 Migne PL, t. 64; Liber de sex principiis, ed. A. Heysse, Monasterii, 1953.
 • Vanni Rovighi S., Studi di filosofia medioevale, v. 1, Mil., 1978, p. 176—247
 (библ.); E l s w i ] k H. C. van, Gilber Porreta,
 Leuven, 1966.
 ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен Анри (13.6.1884, Париж,— 19.9.1978, Краван), франц.
 религ. философ,
 представитель неотомизма, историк ср.-век. философии. Основатель и издатель
 журн. «Etudes de
 philosophie medie-vale» (с 1922).
 Осн. задачей философии Ж. считал возрождение ср.-век. схоластич. системы Фомы
 Аквинского как
 «вечной философии», решающей проблемы бытия. Новую философию, начиная с эпохи
 Возрождения, Ж. рассматривал как непрерывную цепь заблуждений. Тайна томизма, по
 Ж.,
 заключается в достижении гармонии между философией и верой; истины науки,
 философии и
 богословия на разных уровнях повествуют об одном и том же. Ж. стремился
 восстановить мир ср.-
 век. мысли (книги об Августине, Бонавентуре, Бернаре Клервоском, Фоме Аквинском,
 Иоанне Дунсе
 Скоте и др. мыслителях, особенно же «Дух средневековой философии» («L'esprit de
 la philosophie
 medievale», 1932).
 • Existentialisme chretien, P., 11948]; Peinture et realite..., P., 1958;
 Introduction a la philosophie chretienne, P., 1960; La
 philosophie et la theologie, P., 1960; Le Thomisme, P., 1965·; La socicte de
 masse et sa culture, P., 1967; La philosophie au
 moyen age, v. 1—2, P., 1976s.
 • Кузнецов В. Н., Франц. бурж. философия 20 в., М., 1970, с. 202—11; Сахарова Т.
 А., От философии существования к
 структурализму, М., 1974, с. 147—78; M a r i-t. a i n J. [a. о.], В. Gilson,
 philosophe de la chretiente, IP., 194!)]; Melanges
 offerts a Eticnne Gilson, [P.—Toronto, 1959].
 ЖОЖА (Joja) Атанасе (1904—72), рум. философ-марксист и обществ. деятель. Чл. РКП
 с 1931. В
 1955— 1969 чл. ЦК РКП. В 1960—63 президент Академии
 СРР; создал и возглавлял Логический центр Академии СРР.
 Ж. занимался проблемами предмета логики, сущности и значения диалектич. логики,
 её места в
 системе филос. знания. Исходя из наличия трёх логик: классической (формальной),
 символической
 (математической) и диалектической, он считал, что они взаимно дополняют друг
 друга и тем самым
 логика в целом выступает как единая наука. При этом диалектич. логика
 устанавливает границы
 применимости как классич., так и символич. логик. Ряд работ Ж. посвящен истории
 логики и критике
 идеалистич. направлений в совр. логике.
 • Studii de logica, v. 1—4, Вис., 1960—76; Logos architekton, Вис., 1971;
 Hecherches logiques, Вис., 1977; в рус. пер.— О
 нек-рых сторонах диалектич. логики, в сб.: Проблемы философии, М., 1960; В. И.
 Ленин о разработке диалектич. логики
 в связи с общим развитием логики, «ФН», 1962, JV« 1—2; Логич. исследования, М.,
 1964.
 ЖУВЕНЕЛЬ дез Юрсен (Jouvenel des Ursins) Бертран де (р. 31.10.1903, Париж),
 франц. экономист,
 социолог и футуролог. Президент франц. футурологич. об-ва «Футурибль» (1967—74)
 и президент-
 основатель Междунар. федерации исследований будущего (1973), член Римского
 клуба. Автор науч.
 и публицистич. трудов по перспективным социально-экономич. проблемам, написанных
 с позиций
 либерального реформизма. Ж.— один из первых методологов социального
 прогнозирования на
 Западе. Выдвинул концепцию «возможного будущего», не детерминированного научно-
 технич.
 прогрессом и социально-экономич. условиями, а «изобретаемого» людьми. С этих
 позиций выступал
 против концепций «технологич. детерминизма» и «экологич. пессимизма» в совр.
 бурж.
 футурологии.
 • Raisons de craindre, raisons d'esperer, v. 1 — 2, P., 1948; The ethics of
 redistribution, Camb., 1951; De la souverainete, P.,
 1955; L'art de la conjecture, Monaco, 1964; Arcadie. Essais sur le mieux-vivre,
 P., 1968; Du pouvoir. Histoire naturelle de sa
 croissance, P., 1972.
 ЖЭНЬ (кит., букв.— гуманность, человеколюбие), термин кит. философии, одно из
 центр. понятий
 конфуцианства. Не имеет эквивалента в европ. языка«, ближе всего к оригиналу
 значения
 «гуманность, человечность, человеколюбие», иногда «человеческое начало». Понятие
 Ж. было
 введено Конфуцием и в «Чжун юне» («Рассуждения о соблюдении срединного пути»)
 отождествлено
 им с самим человеком, т.е. понималось как осн. человеч. качество. Гл.
 проявлением его Конфуций

<< Пред.           стр. 97 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу