<< Пред. стр. 97 (из 449) След. >>
социального отражения.Специфику социального процесса Ж. усматривал в целеполагании и целесообразной
деятельности, в
практике, представляющей собой качественно новый вид детерминизма. С позиций
воинствующего
материализма критиковал реакц. бурж. идеологию и ревизионизм.
• Freud i graflansko druatvo, Zagreb, 1939; Nauka o postanku fovjeka, Zagreb,
1941; Uvod u istoriju i ljudske svesti, Sarajevo, 1957;
Nauka o drustvu. I deo. Osnova druatva, Sarajevo, 1958; Диалектика на социалния
процес, София, 1971; в рус. пер.— Теория
социального отражения, М., 1969.
ЖИВКОВИЧ 185
ЖИЗНЬ, форма существования материи, закономерно возникающая при определ.
условиях в
процессе её развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ
(непременным
условием Ж.), раздражимостью, способностью к размножению, росту, активной
регуляции своего
состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т.
д. Однако
строго науч. разграничение на живые и неживые объекты встречает существ.
трудности. Так, до сих
пор нет единого мнения о том, можно ли считать живыми вирусы, к-рые вне клеток
организма
хозяина не обладают ни одним из атрибутов живого: в вирусной частице в это время
отсутствуют
метаболич. процессы, она не способна размножаться и т. д. Специфика живых
объектов и жизненных
процессов может быть охарактеризована в аспекте как их материальной структуры,
так и важнейших
функций, лежащих в основе всех проявлений Ж. Наиболее точное определение Ж.,
охватывающее
оба эти подхода к проблеме, дал ок. 100 лет назад Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ
существования
белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в
постоянном
самообновлении химических составных частей этих тел» (Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., т. 20, с. 82).
Термин «белок» тогда ещё не был определён вполне точно и его относили обычно к
протоплазме в
целом. Все известные ныне живые объекты имеют в своём составе два осн. типа
биополимеров:
белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). Сознавая неполноту своего определения,
Энгельс писал:
«Наша дефиниция жизни, разумеется, весьма недостаточна, поскольку она далека от
того, чтобы
охватить все явления жизни, а, напротив, ограничивается самыми общими и самыми
простыми среди
них... Чтобы получить действительно исчерпывающее представление о жизни, нам
пришлось бы про-
следить все формы ее проявления, от самой низшей до наивысшей» (там же, с. 84).
Дарвин в «Происхождении видов» так определял осн. законы, лежащие в основе
возникновения всех
форм Ж.: «Эти законы, в самом широком смысле — Рост и Воспроизведение,
Наследственность,
почти необходимо вытекающая из воспроизведения, Изменчивость, зависящая от
прямого или
косвенного действия жизненных условий и от упражнения и неупражнения, Прогрессия
размножения, столь высокая, что она ведет к Борьбе за жизнь и ее последствию —
Естественному
Отбору...» (Соч., т. 3, М.—Л., 1939, с. 666). В целом обобщение Дарвина
сохраняет силу и поныне, а
его осн. законы Ж. сводятся к двум, ещё более общим. Это прежде всего
способность живого
ассимилировать полученные извне вещества, т. е. перестраивать их, уподобляя
собств. материальным
структурам, и за счёт этого многократно воспроизводить их (репродуцировать).
Способность к
избыточному самовоспроизведению лежит в основе роста клетки, размножения клеток
и организмов
и, следовательно, — прогрессии размножения (осн. условие для естеств. отбора), а
также в основе
наследственности и наследственной изменчивости. Сов. биохимик В. А. Энгельгардт
рассматривает
воспроизведение себе подобного как фундаментальное свойство живого, к-рое ныне
получает
интерпретацию в терминах химич. понятий. Др. особенность живого заключается в
огромном
многообразии свойств, приобретаемых материальными структурами живых объектов.
«Запись» наследств. свойств, т. е. кодирование признаков организма,
осуществляется с помощью
ДНК и РНК, хотя в процессе репродукции непременно участвуют и белки-ферменты. Т.
о., живой
является не отд. молекула ДНК, белка или РНК, а их система в целом. Реализация
многообразной
информации о свойствах
186 ЖИЗНЬ
организма осуществляется путём синтеза согласно генетическому коду различных
белков, к-рые
благодаря своему разнообразию и структурной пластичности обусловливают развитие
различных
физических и химических приспособлений живых организмов. На этом фундаменте в
процессе
эволюции возникли непревзойдённые по своему совершенству живые управляющие
системы. Т. о.,
Ж. характеризуется высокоупорядоченными материальными структурами, к-рые
составляют живую
систему, способную в целом к самовоспроизведению.
Ж. возможна лишь при определенных физич. и химич. условиях (температура,
присутствие воды,
ряда солей и т. д.). Однако прекращение жизненных процессов (напр., при
высушивании семян или
глубоком замораживании мелких организмов) не ведёт к потере жизнеспособности.
Если сохраняется
неповреж-дённой структура, она при возвращении к нормальным условиям
обеспечивает
восстановление жизненных процессов.
Ж. качественно превосходит др. формы существования материи в отношении
многообразия и
сложности химич. компонентов и динамики протекающих в живом превращений. Живые
системы
характеризуются гораздо более высоким уровнем упорядоченности структурной и
функциональной,
в пространстве и во времени. Структурная компактность и энергетич. экономичность
живого —
результат высочайшей упорядоченности на молекулярном уровне.
Живые системы обмениваются с окружающей средой энергией, веществом и
информацией, т. е.
являются открытыми системами. При этом, в отличие от неживых систем, живому
присуща
способность к упорядочению, к созданию порядка из хаоса (т. е. противодействия
возрастанию
энтропии). Однако снижение энтропии в живых системах возможно только за счёт
повышения
энтропии в окружающей среде, так что в целом процесс повышения энтропии
продолжается.
Ж. на Земле, зародившаяся не менее 1,5—2 млрд. лет назад, представлена громадным
числом
организмов, к-рые постоянно связаны со средой, т. е. с др. организмами и неживой
природой. Ж. со
всеми её проявлениями произвела глубочайшие изменения в развитии нашей планеты.
Совершенствуясь в процессе эволюции, живые организмы всё шире распространялись
по планете,
принимая участие в перераспределении энергии веществ в земной коре.
Распространение раститель-
ности привело к коренному изменению состава атмосферы. Углерод, веками
скапливавшийся в
остатках растений, образовал в земной коре грандиозные энергетич. запасы в виде
залежей органич.
соединений (каменный уголь, торф). Растит. покров изменил физич. и химич.
характеристики
планеты. Развитие Ж. в Мировом океане привело к созданию осадочных пород,
состоящих из
скелетов и др. остатков морских организмов. Эти отложения, их механич. давление,
химич. и физич.
превращения изменили поверхность земной коры. Избират. поглощение веществ
организмами
вызвало перераспределение веществ в верхних слоях земной коры. Всё это создало
на Земле особую
оболочку — биосферу, в к-рой развивались и развиваются жизненные явления.
В ходе эволюции живых организмов всё более совершенствовались процессы
приспособления их к
внеш. условиям, что у свободно подвижных животных способствовало развитию центр.
нервной
системы. Развитие под влиянием труда наиболее совершенной формы высшей нервной
деятельности
у предков человека создало предпосылки для перехода Ж. на социальный уровень,
связанный с
высшей формой движения, свойственной человеку и качественно отличной от
биологической,
присущей остальным формам Ж. После перехода на этот уровень, с возникновением
общественного
сознания, становится возможным прогнозирование развития и создание новых форм
регуляции и
приспо-
собления, невозможные в процессе чисто биологического развития.
• Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; его же,
Анти-Дюринг, там же; Ленин В. И.,
Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; Вернадский В. И., Биосфера, т. 1—2,
Л., 1926; Бауэр Э. С., Теоретич.
биология, М.—Л., 1935; Ш p е-д и н г е p Э., Что такое Ж. с т. зр. физики?, пер.
с англ., М., 1947; Ш м а л ь г а у а е н И.
И., Кибернетич. вопросы биологии, Новосиб., 1968; Малиновский А. А., Нек-рые
вопросы организации биология,
систем, в сб.: Организация и управление, М., 1968; Опарин А. И., Ж., её природа,
происхождение и развитие, M., 19682;
Энгельгардт В., Проблема Ж. в совр. естествознании, ((Коммунист», 1969, .№ 3;
Фролов И. Т., Ж. и познание. О
диалектике в совр. биологии, М., 1981; BertalanffyL. v., Problems of life, N.
?., [1960].
А. А.Малиновский.
ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТАНСКИЙ, Жильбер из ? ? ? ? е (Gislebertus Porretanus, Gilbert de
la Porree),
Жильбер из Пуатье (ок. 1076, Пуатье,— 1154, там же), ср.-век. философ-платоник.
Ученик Бер-нара
Шартрского, после его смерти канцлер (1126—37) шартрской школы, с 1142 епископ
Пуатье. Гл.
работы — образцовый (популярный вплоть до 16 в.) комм. к Боэцию (особенно к «О
Троице»); долго
служившая учебником и отразившаяся у Лейбница «Книга о шести началах» —
метафизич.
интерпретация аристотелевских категорий; комм. к псалмам, к посланиям апостола
Павла. Ж. П.
понимал философию как осмысление таинств. реальности («не уверуем, познав, а
познаем, веруя»).
«Первое совершенство» бога — «единственное и простейшее» бытие (essentia), «то,
чем» (quo) всё
существует; сущность (substantia) и бытие в боге совпадают. Чистой «бытийной»
форме
соответствует неопределимая «первонач.» (primordialis) материя; возникновение
вещей есть их
«сообразование» (conformitas) с этой формой-образцом. Тем самым вещи всегда со-
ставны
(раздвоены на «что» и «чем»), не равны себе и являют в своём множестве иерархию
форм. С
помощью воображения происходит «натуральное», «рациональное» познание
«конкретных» форм
(не отделённых от материи), с помощью «математики» (disciplina) — исходных,
«неподвижных»
форм вещей; наконец, «теория» (созерцание) постигает прообразующие универсальные
формы —
идеи. Среди многочисл. последователей Ж. П.— Иоанн Солсберийский и Алан
Лилльский. * в кн.:
Migne PL, t. 64; Liber de sex principiis, ed. A. Heysse, Monasterii, 1953.
• Vanni Rovighi S., Studi di filosofia medioevale, v. 1, Mil., 1978, p. 176—247
(библ.); E l s w i ] k H. C. van, Gilber Porreta,
Leuven, 1966.
ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен Анри (13.6.1884, Париж,— 19.9.1978, Краван), франц.
религ. философ,
представитель неотомизма, историк ср.-век. философии. Основатель и издатель
журн. «Etudes de
philosophie medie-vale» (с 1922).
Осн. задачей философии Ж. считал возрождение ср.-век. схоластич. системы Фомы
Аквинского как
«вечной философии», решающей проблемы бытия. Новую философию, начиная с эпохи
Возрождения, Ж. рассматривал как непрерывную цепь заблуждений. Тайна томизма, по
Ж.,
заключается в достижении гармонии между философией и верой; истины науки,
философии и
богословия на разных уровнях повествуют об одном и том же. Ж. стремился
восстановить мир ср.-
век. мысли (книги об Августине, Бонавентуре, Бернаре Клервоском, Фоме Аквинском,
Иоанне Дунсе
Скоте и др. мыслителях, особенно же «Дух средневековой философии» («L'esprit de
la philosophie
medievale», 1932).
• Existentialisme chretien, P., 11948]; Peinture et realite..., P., 1958;
Introduction a la philosophie chretienne, P., 1960; La
philosophie et la theologie, P., 1960; Le Thomisme, P., 1965·; La socicte de
masse et sa culture, P., 1967; La philosophie au
moyen age, v. 1—2, P., 1976s.
• Кузнецов В. Н., Франц. бурж. философия 20 в., М., 1970, с. 202—11; Сахарова Т.
А., От философии существования к
структурализму, М., 1974, с. 147—78; M a r i-t. a i n J. [a. о.], В. Gilson,
philosophe de la chretiente, IP., 194!)]; Melanges
offerts a Eticnne Gilson, [P.—Toronto, 1959].
ЖОЖА (Joja) Атанасе (1904—72), рум. философ-марксист и обществ. деятель. Чл. РКП
с 1931. В
1955— 1969 чл. ЦК РКП. В 1960—63 президент Академии
СРР; создал и возглавлял Логический центр Академии СРР.
Ж. занимался проблемами предмета логики, сущности и значения диалектич. логики,
её места в
системе филос. знания. Исходя из наличия трёх логик: классической (формальной),
символической
(математической) и диалектической, он считал, что они взаимно дополняют друг
друга и тем самым
логика в целом выступает как единая наука. При этом диалектич. логика
устанавливает границы
применимости как классич., так и символич. логик. Ряд работ Ж. посвящен истории
логики и критике
идеалистич. направлений в совр. логике.
• Studii de logica, v. 1—4, Вис., 1960—76; Logos architekton, Вис., 1971;
Hecherches logiques, Вис., 1977; в рус. пер.— О
нек-рых сторонах диалектич. логики, в сб.: Проблемы философии, М., 1960; В. И.
Ленин о разработке диалектич. логики
в связи с общим развитием логики, «ФН», 1962, JV« 1—2; Логич. исследования, М.,
1964.
ЖУВЕНЕЛЬ дез Юрсен (Jouvenel des Ursins) Бертран де (р. 31.10.1903, Париж),
франц. экономист,
социолог и футуролог. Президент франц. футурологич. об-ва «Футурибль» (1967—74)
и президент-
основатель Междунар. федерации исследований будущего (1973), член Римского
клуба. Автор науч.
и публицистич. трудов по перспективным социально-экономич. проблемам, написанных
с позиций
либерального реформизма. Ж.— один из первых методологов социального
прогнозирования на
Западе. Выдвинул концепцию «возможного будущего», не детерминированного научно-
технич.
прогрессом и социально-экономич. условиями, а «изобретаемого» людьми. С этих
позиций выступал
против концепций «технологич. детерминизма» и «экологич. пессимизма» в совр.
бурж.
футурологии.
• Raisons de craindre, raisons d'esperer, v. 1 — 2, P., 1948; The ethics of
redistribution, Camb., 1951; De la souverainete, P.,
1955; L'art de la conjecture, Monaco, 1964; Arcadie. Essais sur le mieux-vivre,
P., 1968; Du pouvoir. Histoire naturelle de sa
croissance, P., 1972.
ЖЭНЬ (кит., букв.— гуманность, человеколюбие), термин кит. философии, одно из
центр. понятий
конфуцианства. Не имеет эквивалента в европ. языка«, ближе всего к оригиналу
значения
«гуманность, человечность, человеколюбие», иногда «человеческое начало». Понятие
Ж. было
введено Конфуцием и в «Чжун юне» («Рассуждения о соблюдении срединного пути»)
отождествлено
им с самим человеком, т.е. понималось как осн. человеч. качество. Гл.
проявлением его Конфуций