<< Пред.           стр. 108 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 И. получает
 наиболее полное развитие у Лейбница в его учении о монадах как о множестве
 замкнутых в себе
 специфич. субстанций бытия. Понятие монады как одушевлённой жизненной И.
 используется и Гёте.
 Внимание к индивидуальному, в частности понимание историч. эпох как необратимых
 индивидуальных образований, характерно для миросозерцания романтизма и позднее
 для
 восходящей к нему по своим духовным истокам философии жизни.
 В разных науках понятие И. получает разный смысл в зависимости от той или иной
 его
 конкретизации. В биологии И. характеризует специфич. черты данной особи, данного
 организма,
 заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретённых свойств. В
 психологии
 проблема И. ставится в связи с целостной характеристикой отд. человека в
 самобытном
 многообразии его свойств (темперамента, характера и т. п.).
 * Т е п л о в Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М.. 1961; D i l t h е у
 W., Beitrage zum Studium der Individualitat,
 B., 1896; V o l k e l t J., Das Problem der Individualitat, Munch., 1928; см.
 также статьи Личность, Характер, Темперамент.
 ИНДИВИДУАЦИЯ (от лат. individuatio), l) проявление живой и неживой природы как
 множества
 неповторимых индивидов — сходных, но не тождественных (напр., сходных, но не
 тождеств.
 личностей; сходных, но не тождеств. состояний атомов и т. п.). И. выражается в
 утверждении, что
 для любых двух индивидов найдётся разделяющий их признак. Это — т. н. принцип
 И., являющийся
 классич. утверждением о существовании, поскольку эффективного способа разыскания
 разде-
 ляющего (индивидуализирующего) признака при этом не требуют, предполагая, что И.
 может
 зависеть от актуально бесконечного разнообразия свойств.
 Термин «принцип И.» встречается впервые у Фомы Аквинского в одноим. соч.
 «Принцип
 индивидуации» («De principio individuationis»), но идея И. принадлежит стоикам.
 В близких
 вариантах она встречается вплоть до Лейбница. В ср.-век. философии принципом И.
 наз. постулат о
 началах (основах) И., при этом соперничали три версии начал: концептуалистская,
 реалистская и
 номиналистская (см. Концептуализм, Реализм, Номинализм). Сторонники
 концептуалистской версии
 полагали, что типологич. различия вещей создаёт форма, а индивидуальные —
 материя (см. Форма и
 материя). Вполне возможны две вещи одной формы. Это означает, что они
 принадлежат одному
 виду и что одна вещь такая же (idem species), как и другая. Но из тождества
 формы вещей не следует
 тождественность самих вещей. Понятие «тот же самый» равносильно понятию
 «единственный по
 числу» (idem numero), а единственность обусловлена объективной мерой материи
 каждой вещи.
 Сторонники реалистской версии считали, что началом И. является не
 количественное, но качеств.
 различие. Основу И. они видели не в материи, а в форме, к-рая создаёт
 неповторимость и
 «отделённость» вещей. В этой версии исторически существенны идея о неделимости
 «инди-
 видуальной природы» и идея тождественности неразличимых. Первая стала
 определяющей в филос.
 антропологии, психологии, в науках о живой природе (концепция целостности);
 вторая — в первую
 очередь в логике, утвердив взгляд на тождество как на гносеоло-гич. предикат,
 необходимый для
 выражения И. и по-
 нятия о числе. Наконец, сторонники яоминалистской версии полагали, что всё
 объективно сущее
 индивидуально, даже абстракции, поскольку они суть материальные знаки вещей.
 Начала И.
 номинализм усматривал во внешн. характеристиках вещи — в её положении в
 пространстве и во
 времени, а также в её имени. Независимо от приверженности к той или иной версии
 схолас-тич.
 философы имели в виду И. in re, т. е. онтологич. И., осуществляемую самой
 природой: тождество и
 различие материальных вещей порождаются актом творения универсума, а не
 рефлексией над ним.
 Вопрос о том, как индивидуализируются объекты в мышлении и опыте, т. е. вопрос о
 гносеологич.
 И., схоласты не обсуждали.
 Для совр. науки этот вопрос стал существенным после того, как выяснилось, что он
 связан с
 важнейшими проблемами науч. познания: конструктивностью науч. теорий,
 определимостью
 объектов науки, алгоритмич. разрешимостью задач и вычислимостью свойств и
 функций, полнотой
 описания физич. процессов; моделированием интеллекта и др. Непременным условием
 решения
 проблемы И. во всех этих случаях является обращение к абстракциям, порождающим
 универсумы,
 науч. теорий,— к абстракции отождествления и абстракции неразличимости.
 2) В аналитич. психологии Юнга И.— процесс становления личности, её созревания в
 результате
 ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессознательного. За
 процессом И., по
 Юнгу, стоит особая скрытая направляющая тенденция, исходящая из своеобразного
 центра
 душевной жизни человека — т. н. самости. Процесс этот протекает непроизвольно и
 «естественно»,
 наподобие растит. роста, и вместе с тем требует сознат. содействия человека
 скрытой цели его
 бессознательного. Осуществление этой цели и составляет задачу аналитической
 психотерапии.
 * Штёкль А., История ср.-век. философии, пер. с нем., М., 1912; Новосёлов ?.
 ?., Категория
 тождества и её модели, в кн.: Кибернетика и диалектика, М., 1978; Identity and
 individuation, N. ?.,
 1971; SchreiderJ. ?., Equality, resemblance and order, Moscow, 1975, p. 250—74.
 ИНДУКТИВНАЯ
 ЛОГИКА, раздел логики, изучающий индуктивные рассуждения, используемые гл. обр.
 с целью
 получения индуктивных обобщений, объяснений, предсказаний, описаний и
 предписаний (см.
 Индукция). Осн. объект изучения в совр. И. л.— индуктивный вывод. Для совр. И.
 л. характерно
 значит. расширение самого понятия индуктивного вывода. Если в классич. И. л. (Ф.
 Бэкон, Дж. С.
 Милль) в качестве единств. отношения рассматривалось индуктивное следование, то
 в совр. И. л.
 исследуется отношение подтверждения и — как его модификация — отношение принятия
 (к-рые
 могут рассматриваться как обобщение отношения доказательства — осн. объекта
 дедуктивной
 логики), состоящее в том, что на основания определ. свидетельств е с нек-рой
 степенью уверенности
 принимается гипотеза h. Иногда степень уверенности отождествляется с индуктивной
 вероятностью,
 и тогда для формализации И. л. используется аппарат теории вероятностей. На этом
 основании нек-
 рые логики (напр., Р. Карнап) считают вероятностную логику совр. формой И. л.
 * Пятницын Б. Н., Субботин А. Л., О характере и теории индуктивных
 умозаключений, в кн.: Логика
 и эмпирич. познание, М., 1972; The problem of inductive logic, Amst., 1968.
 ИНДУКЦИЯ (от лат.
 inductio — наведение), вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов
 наблюдений и
 экспериментов на основе данных опыта. В И. данные опыта «наводят» на общее, или
 индуцируют
 общее, поэтому индуктивные обобще- -ния обычно рассматривают как опытные истины
 или
 эмпирич. законы. По отношению к бесконечности охватываемых законом явлений
 фактич. опыт
 ИНДУКЦИЯ 207
 всегда незакончен и неполон. Эта особенность опыта входит в содержание И., делая
 её
 проблематичной: нельзя с достоверностью говорить об истинности индуктивного
 обобщения или о
 его логич. обоснованности, поскольку никакое конечное число подтверждающих
 наблюдений «...
 само по себе никогда не может доказать достаточным образом необходимость» (Э н-
 гельс Ф., см.
 Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 544). В этом смысле И. есть
 предвосхищение основания (petitio
 principii), на к-рое идут ради обобщений, принимая И. как истояник предположит.
 суждений —
 гипотез, к-рые затем проверяются или обосновываются в системе более «надёжных»
 принципов.
 Объективной основой И. служат закономерности природы и общества; субъективной —
 познаваемость этих закономерностей с помощью логич. или статистич. схем
 «индуктивных
 умозаключений». Логич. схемы применяются в предположении, что явления
 (результаты
 наблюдений или экспериментов) не являются случайными; статистические, напротив,
 основываются
 на предположении о «слуяайности явлений». Статистич. гипотезы — это
 предположения о теоретич.
 законах распределения случайных признаков или оценки параметров, определяющих
 предполагаемые распределения в изуяаемых множествах. Задачей статистич. И.
 являются оценка
 индуктивных гипотез как функций выборочных характеристик и принятие или
 отклонение гипотез на
 основании этих характеристик.
 Исторически первой схемой логич. И. является перечислительная (популярная) И.
 Она возникает,
 когда в частных случаях усматривается к.-л. регулярность (напр., повторяемость
 свойств, отношений
 и пр.), позволяющая построить достаточно представит. цепь единичных суждений,
 констатирующую
 эту регулярность. При отсутствии противоречащих примеров такая цепь становится
 формальным
 основанием для общего заключения (индуктивной гипотезы): то, что верно в n
 наблюдавшихся
 случаях, верно в следующем или во всех случаях, сходных с ними. Когда число всех
 сходных случаев
 совпадает с числом рассмотренных, индуктивное обобщение является исчерпывающим
 отчётом о
 фактах. Такую И. называют ? о л н о и, или совершенной, поскольку она выразима
 схемой
 дедуктивного вывода. Если же число сходных случаев конечно-необозримо или
 бесконечно, говорят
 о неполной И. Неполную И. называют н а у ч-н о и, если, кроме формального,
 даётся и реальное ос-
 нование И. путём доказательства неслучайности наблюдаемой регулярности, напр.
 путём указания
 причинно-следственных отношений (динамич. закономерностей), порождающих эту
 регулярность.
 Схемы умозаключений, предлагаемые логикой И. для «улавливания» причинно-следств.
 отношений,
 называют индуктивными методами Бэкона — Милля; применение этих схем
 предполагает, в свою
 очередь, достаточно сильные абстракции, обоснование к-рых равносильно
 обоснованию неполной И.
 Общепринятых способов обоснования логич. И. пока нет, как нет их и для
 статистич. схем, к-рые
 оправдываются только тем, что редко дают ошибочные результаты. Поскольку И.
 сравнима с
 принятием решения в условиях неопределённости, вероятностные критерии играют
 заметную роль в
 структуре т. н. индук-тивного поведения. Напр., индуктивную гипотезу принимают,
 если известен
 факт, индуцирующий её с большой вероятностью, и отклоняют, если такой факт
 маловероятен. Но
 вероятностные критерии не являются единственными. Статистикой подтверждающих
 примеров
 нельзя, напр., оправдать принятие естеств.-науч. законов, полученных путём И.,
 априорная ве-
 роятность к-рых пренебрежимо мала. Это, однако, HI·
 208 ИНДУСТРИАЛЬНОЕ
 противоречит вероятностному подходу к И., а только подтверждает его правило: чем
 меньше априорная ве-
 роятность «работающей» гипотезы, тем больше шансов за оё «неслучайность», за то,
 что она адекватно отражает
 состояние природы. Особенно убеждает в этом возможность включить индуктивный
 закон в известную систему
 знания, доказать его совместимость с этой системой или его выводимость в ней.
 Иногда удаётся и большее —
 абстрактным рассуждением показать, что, хотя обобщение сделано на частных
 примерах, истинность его от этих
 и аналогичных примеров не зависит, если только верны нек-рые др. рассуждения.
 Последние могут иметь
 большую силу убедительности или даже быть общезначимыми, что ведёт уже к чисто
 ло-гич. обоснованию И.
 Именно так обстоит дело, напр., в математике, где неполная И. проверяется или
 обосновывается методом
 математической И. * ? и л л ь Д. С., Система логики силлогистической и
 индуктивной, пер. с англ., М., 1914; ? у
 т к о в с к и и Л. В., Критика методов индуктивного доказательства, в кн.: Избр.
 труды рус. логиков 19 в., М.,
 1956; Проблемы логики науч. познания. Сб. ст., М., 1964; Логика и змшгрич.
 познание. Сб. ст., М., 1972; Кайберг
 Г., Вероятность и индуктивная логика, пер. с англ., М., 1978; С z е т w i n s k
 i Z., On the relation of statistical
 inference to traditional induction and deduction, «Studia Logica», 1958, t. 7;
 Induction, acceptance and rational belief, ed.
 by M. Swain, Dordrecht, 1970. M. M. Новоселов.
 «ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО», бурж. социология, и экономия, теория обществ.
 развития,
 направленная против марксистско-ленинского учения о социальном прогрессе в ходе
 сменяющих
 друг друга обществ.-экономич. формаций. Сформулирована в двух вариантах франц.
 философом Р.
 Ароном в лекциях в Сорбонне в 1956—59 и амер. экономистом и политологом У.
 Ростоу в кн.
 «Стадии экономия, роста» («The stages of economic growth», 1960). Теория «И. о.»
 сводит социальный
 прогресс к переходу от отсталого, аграрного «традиционного» (докапиталистич.)
 общества, в к-ром
 господствуют натуральное х-во и сословная иерархия, к передовому, промышленно
 развитому
 «индустриальному» (капиталистич.) обществу с массовым рыночным произ-вом и
 бурж.-демократич.
 строем. В основе этого перехода якобы лежит процесс по-следоват. технич.
 нововведений в произ-ве,
 во многом объясняемый стечением случайных обстоятельств в сочетании с различными
 психология,
 мотивами деятельности (национализмом, протестантской этикой, духом
 предпринимательства и
 конкуренции, личными амбициями политич. деятелей и т. п.). Согласно этой теории,
 гл. критерием
 прогрессивности обществ. строя считается достигнутый уровень пром. произ-ва, а
 по Ростоу,—
 произ-ва товаров массового потребления длит. пользования (автомобилей,
 холодильников, теле-
 визоров и т. п.).
 Осн. идеи, а также методология, принципы теории «И. о.» заимствованы её
 сторонниками из
 вульгарной нем. политэкономии кон. 19 — нач. 20 вв., в частности у К. Бюхера,
 сводившего
 всемирную историю к противопоставлению натурального и товарного х-ва, а также у
 М. Вебера и В.
 Зомбарта.
 В объяснении обществ. развития теория «И. о.» эклектически соединяет вульгарный
 технологич.
 детерминизм с политич. волюнтаризмом. С самого начала эта теория носила крайне
 апологетич.
 характер по отношению к гос.-монополистич. капитализму, обосновывая историч.
 правомерность
 слияния бурж. гос-ва с моно-полистич. корпорациями и была воинствующе
 антикоммунистической
 по своему содержанию. Так, Ростоу, давший своей книге подзаголовок
 «Некоммунистич. манифест»,
 прямо противопоставил марксистско-ленинскому учению о пяти общественно-экономич.
 формациях
 свои пять «стадий экономич. роста».
 Теоретич. и методологич. несостоятельность концепции «И. о.» заключается в
 игнорировании
 социального прогресса на протяжении всей истории докапиталистич. формаций (где

<< Пред.           стр. 108 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу