<< Пред.           стр. 114 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 идейный материал в единую замкнутую систему. Решая задачу упорядочения наук под
 эгидой церк.
 догмы и на основе аристотелевской логики, И. Д. создал основы схоластич. метода,
 позднее
 получившего развитие у ср.-век. теологов Запада, учившихся у И. Д. (Петра
 Ломбардского, Альберта
 Великого, Фомы Аквинского). Гл. соч. И. Д.— «Источник знания»; это компендиум
 филос. и
 богословских сведений, предвосхищающий «суммы» зап. схоластов. Высказываемая И.
 Д. мысль о
 подчинённом положении философии по отношению к теологии повлияла на дальнейшее
 формулирование этого тезиса в зап. схоластике (прежде всего у Петра Дамиани).
 Соч. И. Д. получили
 распространение как в вост.-христ. странах — Грузии, Др. Руси и др., так и на
 Западе (лат. пер. сер 12
 в.).
 • Opera omnia, t. 1—3, P., 1860 (Migne PG, t. 94—96)· Schriften, Bd 1—3, В.—?.
 ?., 1969 — 75; в рус. пер.— Поли, с-обр
 творений, т. 1, СПБ, 1913; в кн.: Антология мировой философии т. 1, ч. 2, М.,
 1969, с. 621—26.
 ИОАНН ДУНС СКОТ, см. Дуне Скот. ИОАНН ИТАЛ (??????? ? ??????) (2-я пол. И в.),
 визант.
 философ. Ученик Михаила Пселла и его преемник в сане «консула философов». Довёл
 воспринятое
 им от учителя тяготение к антич. идеалистич. рационализму (прежде всего к
 платонизму) до прямого
 конфликта с христианством и церк. ортодоксией. Его учение было по приказу имп.
 Алексея I
 Комнина рассмотрено на церк. соборе 1082 и предано анафеме. В правосл. Синодике
 И. И. было
 вменено в вину отрицание воплощения бога и принятие платоновской доктрины об
 идеях, отя-
 гощённое признанием предвечности идей и материи. Учение И. И. оказало влияние на
 груз,
 мыслителя Иоанэ Петрици.
 • Opuscula selecta, fasc. 1—2, Tphilisiis, 1924—26; Opera, Tbilisi, 1966; в рус.
 пер.—в кн.: Антология мировой философии,
 т. 1, ч. 2, М., 1969, с. 627 — 29.
 ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Johannes Scotus Eriu-gena), Э р и г е н a (Erigena) или И e
 p у г е н а
 (lerugena) (ок. 8Ш — ок. 877), ср.-век. философ. По происхождению ирландец;
 переехал во Францию
 и в нач. 840-х гг. появился при дворе Карла Лысого, где был высоко ценим за свою
 необычайную
 учёность. Покровительство монарха позволяло И. С. Э. вести отрешённую жизнь
 учёного и
 сохранять независимость по отношению к требованиям церк. кругов.
 В умств. атмосфере Запада той эпохи И. С. Э. представляет собой одинокое
 явление. К варварскому
 бого-словствованию зап. клириков он не мог относиться всерьёз, к Августину
 высказывал почтение,
 но отчуждённость; его подлинная духовная родина — мир греч. мысли, его филос.
 вера — платонизм
 и неоплатонизм, получивший христ. оформление в творчестве греч. авторов Оригена,
 Григория
 Нисского, Псевдо-Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника (труды Псев-
 до-Дионисия и Максима И. С. Э. впервые перевёл на лат. язык и занимался их
 истолкованием). И. С. Э.
 решительно настаивает на примате разума перед авторитетом религ. предания.
 Дистанции между
 идеалистич. умозрением и христ. откровением, между философией и верой для него
 не существует. Его гл.
 соч. «О разделении природы» («De divisionc naturae») уводит тенденции пантеизма
 так далеко, что
 объединяет бога и мир в едином понятии «сущего», или «природы», проходящей
 четыре стадии диалектич.
 самодвижения: 1) «природа творящая и не сотворённая», т. е. бог как предвечная
 первопричина всех
 вещей; 2) «природа сотворённая и творящая», т. е. платоновский мир идей,
 локализованный в интеллекте
 бога; 3) «природа сотворённая и не творящая», т. е. мир единичных вещей; 4)
 «природа не сотворённая и
 не творящая», т. е. снова бог, но ужо как конечная цель всех вещей, вбирающая их
 обратно в себя на
 исходе мирового процесса. В полном согласии с Псевдо-Дионисием Ареопагитом и в
 резком отличии от
 Августина И. С. Э. понимает бога не как личность, описываемую по аналогии с
 человеч. личностью, но как
 присутствующее во всём и одновременно запредельное бытие, не поддающееся
 предметному постижению
 даже для самого себя: «Бог не знает о себе, что он есть, ибо он не есть никакое
 „что"» (De divis. nat. 11,28).
 Доктрина И. С. Э. представляет собой последо-ват. идеалистич. монизм: всё
 выходит из бога и воз-
 вращается в бога; И. С. Э. отрицает сущностную реальность зла — оно существует
 только как «ничто», как
 своё самоотрицание. Мистич. учение И. С. Э. о человеке, ориентированное на
 перспективу его просветле-
 ния и обожествления, продолжает традиции Максима Исповедника и предвосхищает
 нем. мистика
 Майстера Экхарта. Принимая учение Платона о примате общего над единичным, И. С.
 Э. явился одним из
 основателей и радикальнейших представителей ср.-век. реализма. В целом
 грандиозные умств. построения
 И. С. Э. были чужды его эпохе, и его творчество не нашло настоящих
 продолжателей; лишь в 13 в. его
 пантеистич. идеи подхватываются еретич. мыслителями и одновременно подвергаются
 церк. осуждению
 (напр., на поместном Парижском соборе в 1210). В общей псторич. перспективе
 система И. С. Э. лежит на
 линии, идущей от Платона и Плотина через Прокла, Псевдо-Дионисия Ареоиагита,
 Максима Исповедника
 и Николая Ку-занского к нем. идеализму кон. 18 — нач. 19 вв. * Opera quae
 supersimt omnia, P., 1865 (Migne
 PL, t. 122); в рус пер.— в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 2, М.,
 1969, с. 787—04.
 * Бриллиантов А., Влияние вост. богословия на западное в произведениях II. С.
 9., СПБ, 1898; История философии, т. 1,
 М., 1940 (см. по указателю имён); D o r r i e s H., Zur Geschichte der Mystik
 Erigena und des Neoplatonismus, Tub., 1925.
 ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ (Joannes Saresberiensis) (между 1115 и 1120—25.10.1180,
 Шартр), ср.-век.
 философ, представитель шартрской школы. Епископ Шартр-ский (с 1176). В филос.
 воззрениях более
 всего тяготел к платоновской Академии, его гл. авторитет — Цицерон. Выступая как
 против крайнего
 скептицизма, так и против догматизма, в к-ром он видел следствие недостаточного
 образования, он
 склонялся везде к доводам здравого смысла и к умеренности, в т. ч. и в решении
 проблемы универсалий. Т.
 к. знание Об универсалиях самих по себе недоступно, то остаётся только
 исследовать, как достигается
 знание о них. Эту проблему И. С. решает на основе аристотелевского учения об
 абстракции: сходство
 различных индивидов приводит к знанию вида, сходства видов — к знанию рода.
 Истинная философия, по
 И. С., совпадает с любовью к богу и жизнью согласно принятому учению; с этим
 связано и критич.
 отношение его к схоластич. дискуссиям. Особое значение имеет политич. теория И.
 С. (высокая оценка
 рим. права, принципиальное оправдание тираноубийства).
 • PoHcraticus, ed. С. С. J. Webh, t. l—2, Oxf., 19UU; Meta-logicori, ed. G. C.
 J. Webb., Oxf., 1929,
 fC о к о л о в В. В., Ср.-век. философия, М., 1979, о. 179—82' ebbe. С. J.,
 John of Salisbury, L., 19,42; D a n i е 1 s H '
 Die Wissenschaftslehre des Johannes von Salisbury Kaldenkir-chen, 1932; L
 i e b e s с h u t r. II., Mediaeval humanism in
 the life and writings of John of Salisbury, L., 1950.
 ИОАНН ФИЛОПОН (??????? ? ?????????), греч. философ рубежа 5—6 вв., совмещал
 аристотелистски
 вышколенную учёность александрийской школы неоплатонизма с принципами христ.
 мировоззрения.
 Автор многочисл. комментариев к Аристотелю (из них сохранились комм. к
 «Категориям», «Аналитикам»
 1-й и 2-й, «Метеорологии», «О душе», «Физике», «О возникновении II
 уничтожении»), важных для вост.
 патристики, в частности оказавших непосредств. влияние на Иоанна Дамаскина. В
 соч. «Устроитель, или О
 единстве», известном по цитатам у визант. авторов и сирийскому пер., выступает
 как представитель
 монофизитства, склоняющийся к «тритеизму». В трактате «Против Прокла по вопросу
 о вечности мира»
 (ок. 529) подверг критике неоплатонич. интерпретацию платоновского «Тимея»
 (творение космоса как
 вневременной акт), истолковав его в духе ветхозаветной книги Бытия, с к-рой, по
 мнению И. Ф., Платон
 был знаком. Составил «Семь книг толкований на создание мира но Моисею», комм. ко
 «Введению
 Никомаха», «Описание астролябии».
 • CAG, ?. 13 (1—3); ?. 14 (1—2); ?. 15—18; De opificio mundi, rec. G. Reichardt,
 Lpz., 1897; De aeternitate mundi contra
 Proclum, cd. H. Habe, Lpz., 1899.
 • SaffreyH. D., Le chretien Jean Phuopon et la siirvivance de l'ecole
 d'Alexandrie, «Revue des etudes grecques», 1954, v. 67, №
 316 — 18, p. 396—410.
 ИОАНЭ ПЕТРИЦИ (11—12 вв.), груз, философ, представитель неоплатонизма.
 Деятельность И. П. проте-
 кала вначале в Константинополе, где он был связан с филос. кружком Иоанна Итала,
 затем в Петрицоне
 (Бачково) — центре просвещения груз, молодёжи, созданном в Болгарии, и
 завершилась на родине —в Ге-
 латской академии, положившей начало груз, филос. Ренессансу. Перевёл на груз.
 яз. «Начала теологии»
 Прокла, «О природе человека» Немесия Эмесского, «Топику» и «Об истолковании»
 Аристотеля
 (последние два перевода до нас не дошли). Идеи Прокла определили филос.
 воззрения И. П., изложенные
 им в «Рассмотрении платоновской философии и Прокла Диадоха» (изд. 1942). Оказал
 значит. влияние на
 дальнейшее развитие груз. философии. * Нуцубидзе Ш., История груз, философии,
 Тб., 1960.
 ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (К а л а б p и й с к и й), Д ж о-аккино да Фьоре (Joachimus
 Florensis, Gioac-chino
 da Fiore) (OK. 1132—1202), итал. мыслитель. Аскет, монах Цистерцианского ордена,
 ок. 1177 избран
 аббатом, ок. 1191 основал монастырь Сан-Джованни ин Фьоре как центр нового,
 Флорского ордена, откуда
 и получил своё прозвище.
 Создатель мистико-диалектич. концепции историч. процесса, выразившей глубокий
 кризис ср.-век.
 миропонимания. Эта концепция, разработанная в формах симво-лич. толкования
 Библии (в соч.
 «Согласование Нового и Ветхого заветов» — «Concordia novi et veteris testamcu-
 ti», 1519, и «Пособие к
 Апокалипсису» — «Enchiridion in Apocalypsin», 1527), исходит из деления
 всемирной истории на три
 «мировые состояния», или эры, соответствующие трём лицам христ. Троицы — Отцу,
 Сыну и св. Духу. В
 продолжение ветхозаветной эры Отца бог раскрывается человеку как властный
 господин, а человек
 подчиняется ему как трепещущий раб; новозаветная эра Сына превращает эти
 отношения в отношения
 отца и дитяти; наконец, грядущая эра св. Духа сообщит им полную интимность.
 Каждая эра исчерпывает
 своё содержание в одной и той же повторяющейся последовательности этапов, что
 позволяет умозак-
 лючать от прошедшего к будущему. Выявление эры св. Духа должно начаться ок.
 1260: после периода
 борьбы и искушений восторжествует любовь к беднос-
 ИОАХИМ 219
 ти и начало духовной свободы, властная и притязательная церковь Петрова уступит
 своё место
 церкви Иоанновой, отказавшейся от ненужного бремени мирской власти и управляемой
 кроткими
 аскетами-бессребрениками; дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит
 самую его
 возможность. Преображение человечества должно иметь место ещё в рамках
 посюсторонней
 истории; этот момент делает учение И. Ф. связующим звеном между древним
 хилиазмом и
 плебейскими ересеми позднего средневековья.
 Судьбы наследия И. Ф. в течение 13 — нач. 14 вв. были тесно связаны с
 францисканством, также учившим о
 «святой нищете»; создаётся обширная псевдоиоахи-мовская лит-pa. Дольчино делает
 из учения И. Ф. программу
 мятежа. Позднее идеи И. Ф. повлияли на идеологию Кола ди Риенцо, а через него —
 на весь дух новоевроп.
 политич. мессианизма; в эпоху Реформации они оказали воздействие на Мюнцера.
 Отголоски умозрения И. Ф.
 можно усматривать в филос. конструировании смысла истории у Гегеля, Шеллинга и
 особенно у рус. религ.
 философа Вл. Соловьёва. * Liber figurarum, ?. 1—2,Torino, 19532. * Стам С. M.,
 Учение Иоахима Калабрийского,
 в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 7, М., 1950; G rundmann H., Studien
 uber Joachim von Floris, Lpz.,
 1927; его ж e, Neue Forschungen uber Joachim von Fiore, Marburg, 1950; Huck J. С
 h.. Joachim von Floris und die
 Joachimitische Literatur, Freiburg, 1938; Russo F., Bibliografia gioachimita,
 Fi-renze, 1954.
 ИОВЧУК Михаил Трифонович [р. 6(19).11.1908, дер. Заужовье, ныне Кобринского р-на
 Брестской
 обл.], сов. философ и обществ. деятель, чл.-кор. АН СССР (1946). Чл. КПСС с
 1926. Окончил филос.
 отделение Академии коммунистич. воспитания (1931). С 1933 на парт. и науч.
 работе, в 1947—49
 секретарь ЦК КП Белоруссии по пропаганде и агитации, в 1970—77 ректор Академии
 обществ. наук
 при ЦК КПСС. Осн. работы посвящены истории рус. философии, методоло-гич.
 проблемам истории
 всемирной философии, истории марксизма-ленинизма, проблемам историч.
 материализма, вопросам
 теории культуры, совр. идеологич. борьбы. В 1971—81 кандидат в чл. ЦК КПСС. Деп.
 Верх. Совета
 СССР в 1947—50.
 • Белинский. Его филос. и социально-политпч. взгляды, М., 1939; Развитие
 материалистич. философии в России в 18—
 19 вв., М., 1941 (совм. с Г. Васецким); Филос. и социологии, взгляды Н. П.
 Огарёва, М., 1957; Г. В. Плеханов и его труды
 по истории философии, М., 1960; История философии как наука, ей предмет, метод и
 значение, М., 1960; Ленинский
 этап в развитии марксизма и его философии, М., 1969; Ленинизм, фнлос. традиции и
 современность, M., 19822;
 Плеханов, М., 1977 (совм. с И. Курбатовой); Сов. социалистич. культура: историч.
 опыт и совр. проблемы, М., 1979
 (совм. с Л. Н. Коганом).
 ИОНИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, см. в ст. Досократики. ИПОСТАСЬ (от греч. ????????? —
 осадок,
 проявление, выявление, основание, сущность), термин антич. философии; впервые
 введён
 Посидонием (1 в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от
 «кажущегося»
 (???????) и «мыслимого» (???????). Ранние стоики (Хрисипп) использовали лишь
 соответствующие
 глагольные формы для обозначения процесса, в к-ром бескачеств. материя
 объективируется («гипо-
 стазируется») во множестве эмпирич. вещей. Перипатетической традицией термин
 «И.» был усвоен в
 качестве синонима «первой сущности» «Категорий» (см. Аристотель, «Органом). В
 неоплатонизме
 (Порфирий) все И. делятся на «совершенные» («начальные И.», объективирующиеся в
 процессе
 эманации из единого — см. также Нус, Псюхе), и «несовершенные» (множественность
 единичных
 вещей).
 В патристику термин «И.» вошёл в значении «первой сущности» «Категорий». В
 тринитарных
 спорах 4 в. при истолковании формулы «одна сущность божества и три неслиянных и
 нераздельных
 единосущных II.» синонимия И. и сущности была устранена: сущность
 преимущественно стала
 пониматься как общее в отли-
 220 ИОВЧУК
 чие от И. как единичного — совокупности сущности и акциденций (каппадокийский
 кружок, Иоанн
 Фило-пон, Иоанн Дамаскин). Для обозначения суммы акциденций первоначально
 употреблялся
 термин ???????? (лик, личина, маска), ставший затем (в 4—6 вв.) синонимом И. В
 христологич.
 спорах 5—7 вв., применительно к истолкованию богочеловеч. личности Христа, была
 разработана

<< Пред.           стр. 114 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу