<< Пред.           стр. 115 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 концепция сложной И. как результата соединения двух сущностей, или природ
 (Леонтий
 Византийский, Максим Исповедник и др.).
 В 19—20 вв. наблюдается тенденция к переосмыслению И. в качестве некоего
 личностного начала
 (аналогично «личности» в персонализме — в её противопоставлении «индивиду»),
 онтологически
 отличного от сущности (природы), но неразрывно связанного с ней (П. А.
 Флоренский, С. Н.
 Булгаков, В. Н. Лосский
 и др.).
 • D o r r i е ?., ?????????. Wort- und Bedeutungsgeschichte, Gott., 1955, S. 35—
 92.
 ИРИБАДЖАКОВ Николай Николов (р. 11.10.1920, Долна-Оряховица), болг. философ-
 марксист,
 академик БАН с 1981. Чл. БКПс1940, чл. ЦК БКП в 1962—66 и с 1971. В 1943—44
 участвовал в
 антифаш. партизанской борьбе. Отв. редактор теоретич. органа БКП «Ново врсме» (с
 1958), рук.
 кафедры истории философии Софийского ун-та (с 1967). Осн. работы в области ди-
 алектич. и
 историч. материализма, a также истории философии и социологии, критики бурж.
 философии и
 социологии. Димитровская пр. (1971).
 • Ролята на народните маси в историята, София, 1956; В защита на творческий
 марксизъм, София, 1962; Световният
 революционен процес и мирното съвместно съществуване, София, 1963; Философия и
 биология, София, 1967;
 Ленинизъм, философия, идео-логическа борба, София, 1970; Демокрит смеешият се
 философ, София, 1978; Критика на
 метафизическия разум, София, 1979; Философия на революционното действие, София,
 1980; Социоло-гическата мисъл
 на древния свят, т. 1—2, София, 1978—81; в рус. пер.— Совр. критики марксизма.
 Философско-социологич. проблемы
 борьбы против совр. антимарксизма, М., 1962; Клио перед судом бурж. философии. К
 критике совр. идеалистич.
 философии истории, М., 1972; Развитое социалистич. общество, М., 1974.
 ИРОНИЯ (от греч. ????????, букв.— притворство), филос.-эстетич. категория,
 характеризующая
 процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного
 смысла. И.
 отмечает, т. о., парадоксы развития, определ. стороны диалектики становления.
 Историч. развитие категории И. даёт ключ к её пониманию: в Др. Греции начиная с
 5 в. до н. э. «И.»
 перерастает из обыденных «издевательства» или «насмешки» в обозначение риторич.
 приёма,
 становится термином. Так, по определению псевдоаристотелевской «Риторики к
 Александру», И.
 означает «говорить нечто, делая вид, что не говоришь этого, т. е. называть вещи
 противоположными
 именами» (гл. XXI). Подобный приём распространён не только в лит-ре, но и в
 повседневном
 разговоре; на последовательном его применении строятся целые произв. сатирич.
 жанра — у
 Лукиана, Эразма Роттердамского («Похвала глупости»), Дж. Свифта. Риторич.
 толкование И. как
 приёма сохраняло свою значимость вплоть до рубежа 18— 19 вв. Однако уже в Др.
 Греции
 «сократовская И.», как понимал её Платон, переосмысляла обыденную И.-насмешку в
 ином
 направлении: И. предстаёт здесь как глубоко жизненная позиция, отражающая
 сложность человеч.
 мысли, как позиция диалектичная, направленная на опровержение мнимого и ложного
 знания и
 установление самой истины. Сократовское «притворство» начинается с внеш. позы
 насмешливого
 «неведения», но имеет своей целью конечную истину, процесс открытия к-рой,
 однако,
 принципиально не завершён.
 И. как жизненная позиция, как диалектич. инструмент филос. рассуждения
 приобретает особое
 значение в кон. 18—19 вв. (параллельно с отходом от риторич. понимания И.).
 Складывающееся в
 это время новое понимание И. является вместе с тем расширением и переносом
 риторич. толкования
 И. на жизнь и историю,
 
 
 включающим опыт сократовской И, Нем. романтики (Ф. Шлегель, А. Мюллер и др.),
 глубоко
 задумывавшиеся над сутью И., предчувствуют реальную И. исто-рич. становления, но
 ещё не
 отделяют её от внутрилит. «цеховых» проблем: их И. направлена прежде всего на
 лит. форму, на
 эксперимент с нею, оказывающийся для них символич. актом снятия всего
 неподвижного и
 застывшего. Зольгер в понимании И. исходил из представления, что мир есть
 реальность и идея одно-
 временно, идея «до конца гибнет» в реальности, в то же время возвышая её до
 себя. «Средоточие
 искусства, ... которое состоит в снятии идеи самой же идеей, мы называем
 художественной иронией.
 Ирония составляет сущность искусства...» («Лекции по эстетике», см. в кн.:
 Зольгер К.-В.-Ф., Эрвин,
 М., 1978, с. 421). С резкой критикой романтич. И. выступили Гегель, затем
 Кьеркегор («О понятии
 И.», 1841), согласно к-рому И. романтиков есть искажение («субъективи-зация»)
 сократовского
 принципа субъективности (отрицания данной действительности новым, позитивным
 моментом —
 напротив, И. романтиков подменяет реальность субъективным образом).
 На рубеже 19—20 вв. в лит-ре возникают концепции И., отражающие сложность
 взаимоотношений
 художеств.
 личности и мира,— напр. у Т. Манна: субъект, наделённый полнотой переживания и
 ищущий
 истины, ощущает трагич. связь и раскол с миром, чувствует себя реальным
 носителем ценностей, к-
 рые вместе с тем подвергаются глубочайшему сомнению.
 К. Маркс и Ф. Энгельс дали глубокое истолкование понятия И. применительно к
 реальной
 диалектике развития человеч. общества. Так, анализируя опыт бурж. революции,
 Энгельс отмечал:
 «Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день,
 что они не
 знали, что делали,— что сделанная революция совсем непохожа на ту, которую они
 хотели сделать.
 Это то, что Гегель называл иронией истории, той иронией, которой избежали
 немногие исторические
 деятели» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 36, с. 263), Наряду с этим «И.»
 употребляется и как традиц.
 термин теории лит-ры.
 * Л о с е в А. Ф., Шестаков В. П., История эстетич. категорий, М., 1965; Лосев
 А. Ф., И. античная и романтическая, в сб.:
 Эстетика и иск-во, М., 1966, с. 54—84; P r a n g H., Die romantische Ironie,
 Darmstadt, 1972; B e h l e r E., Klassische Ironie,
 romantische Ironie, tragische Ironie, Darmstadt, 1972; Ironie als literarisches
 Phanomen, hrsg. v. H.-E. Hass und G.-A.
 Mohrluder, Koln, 1973; Kierkegaard S., Ober den Begriff der Ironie, Fr./M.,
 1976; Strohschneider-K o h r s I., Die romantische
 Ironie in Theorie und Gestaltung, Tub., 19772.
 ИРРАЦИОНАЛИЗМ (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный), обозначение
 идеалистич.
 течений в философии, к-рые, в противоположность рационализму, ограничивают или
 отрицают
 возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто
 недоступное
 разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер
 самого бытия.
 Понятие И. объединяет разнородные фи-лос. системы и направления, выдвигающие на
 первый план
 те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в
 волюнтаризме),
 непосредств. созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистич. «озарение»,
 воображение,
 инстинкт, «бессознательное» и т. п. Иррационалистическими по своему исходному
 содержанию
 являются все религ. и религ.-филос. учения, хотя в своём дальнейшем истолковании
 они и
 используют формы рационального мышления.
 И. с его принижением или отрицанием рационального познания следует отличать от
 агностицизма,
 утверждающего принципиальную невозможность объективного познания мира вообще.
 Если в самом общем смысле иррационалистич. тенденции прослеживаются на
 протяжении всей
 истории философии, то в более узко.« смысле термин «И.» относят к тем течениям
 бурж. философии,
 к-рые складывались в противопоставлении себя рационализму ново-
 го времени. Таковы, напр., «философия чувства и веры» Якоби, противостоящая
 просветительскому
 рационализму, «философия откровения» позднего Шеллинга, волюнтаристич. концепция
 Шопенгауэра и учение Кьер-кегора, представляющие собой своеобразную реакцию на
 идеалистич.
 рационализм нем. классич. философии, в частности панлогизм философии Гегеля.
 Крупнейшими
 представителями И. в сер. 19 в. были Ницше, родоначальник философии жизни, и Э.
 Гартман с его
 «философией бессознательного».
 Иррационалистич. умонастроения получают широкое распространение в связи с
 кризисом бурж.
 общества и его культуры в кон. 19—20 вв. И. особенно проявляется в таких
 течениях, как философия
 жизни (Дильтей, Бергсон и др.) и экзистенциализм (Хайдеггер и др.), но
 иррационалистич. тенденции
 присущи и др. направлениям совр. бурж. философии (напр., нек-рым разновидностям
 неопозитивизма и др.). И. противоположен марксистско-ленинской философии,
 материалистич. ми-
 ровоззрению.
 ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ, в самом общем смысле — находящееся за пределами разума,
 алогическое
 или неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или даже
 противоречащее ему.
 Обычно противополагается понятию рационального. И. как нечто недоступное
 рациональному
 познанию и невыразимое в логич. понятиях является одним из исходных осн. понятий
 в ряде
 идеалистич. направлений, объединяемых в понятии филос. иррационализма (напр., в
 интуитивизме,
 волюнтаризме и др.). В религ. мировоззрении И. понимается как дорациональное
 (стихийно-хаотиче-
 ское, не оформленное логосом), в отличие как от рационального, так и от
 сверхрационального
 (мистического, данного в откровении).
 В теории познания диалектич. материализма И. рассматривается как нечто ещё
 непознанное, но
 принципиально познаваемое.
 ИРРЕАЛЬНОЕ (от позднелат. Irrealis — невещественный, нереальный), существующее
 не в
 действительности, а только в мысли, в противоположность реальному (см.
 Реальность). И.
 употребляется как синоним воображаемого, фантастического, а также невозможного.
 ИСИХАЗМ (от греч. ?????? — покой, безмолвие, отрешённость), мистич. течение в
 Византии.
 Понятие «И.» включает два аспекта. В более общем смысле слова И.— этико-аскетич.
 учение о пути
 человека к единению с богом через «очищение сердца» слезами и через
 сосредоточение сознания в
 себе самом; для этого была разработана система приёмов психофизич. самоконтроля,
 имеющая нек-
 рое внеш. сходство с методами йоги (наклонная сидячая поза, регулировка дыхания
 и движения
 крови, последоват. недоверие к самопроизвольным «помыслам», практика т. н.
 молитвы Иисусовой,
 предполагающая сосредоточенное повторение одной и той же фразы несколько тысяч
 раз подряд, и т.
 п.). Это учение было создано егип. и синайскими аскетами 4—7 вв. (Мака-рий
 Египетский, Евагрий,
 Иоанн Лествичник); в условиях религ. реставрации 14 в. оно претерпело обновление
 и развитие, но
 отнюдь не было создано заново. Лишь в таком смысле можно говорить об И. Григория
 Синаи-та, а
 также его рус. последователей (напр., Нила Сор-ского). В более узком смысле под
 И.
 подразумевается религ.-филос. учение, разработанное Григорием Па-ламой в спорах
 с
 представителями теологич. рационализма и включающее тезис о различии сущности и
 энергий бога
 (доктрина о несотворённости «Фаворского света»). Паламизм, исторически
 соединявшийся также с
 обществ.-политич. позицией — поддержкой имп. Иоанна Кантакузина, после
 продолжит. борьбы был
 признан на Влахернском поместном соборе в 1351 офиц. православным учением.
 ИСИХАЗМ 221
 • Успенский Ф., Очерки по истории вивант. образованности, СПБ, 1891, с. 246—364;
 Сырку И., К истории исправления
 книг в Болгарии в 14 в., т. 1, в. 1, СПБ, 1899, с. 78—102, 168—240; Острогорский
 Г., Афонские исихасты и их
 противники, «Зап. Рус. науч. ин-та в Белграде», 1031, [в. 5]; Прохоров Г. М., И.
 и обществ. мысль в Вост. Европе в 14 в.,
 в кн.: Труды отдела др.-рус. лит-ры, т. 23, Л., 1968, с. 86—108; L о s s k у V.,
 Theologie mystique de l'eglise d'orient, P.,
 1960; Meyendorff J., Byzantine hesychasm: historical, theological and social
 problems. Collected studies, L., 1974.
 ИСКЛЮЧЁННОГО ТРЕТЬЕГО ПРИНЦИП (лат. tertium non datur), принцип логики,
 утверждающий, что всякое суждение или истинно, или ложно, В такой формулировке
 И. т. п.
 совпадает с двузначности принципом. Другая формулировка И. т. п.—для любого
 суждения А
 истинно либо само А, либо его отрицание — в соединении с аристотелевским
 толкованием этого
 принципа [или А(х) верно для каждого х, т. е. х обладает данным свойством А, или
 существует по
 крайней мере один такой х, для к-рого А (х) не верно] выражает содержание И. т.
 н. в контексте
 теоретико-множеств. логики предикатов, а именно: эквивалентность отрицания
 общего суждения и
 соответств. суждения о существовании. Эта эквивалентность не может быть доказана
 без применения
 законов, равносильных И. т. п., что приводит к порочному кругу (petitio
 principii) или попытке рас-
 сматривать любое её доказательство как обоснование И. т. п. «Неэффективный» (в
 общем случае)
 характер суждений о существовании, получаемых на основе И. т. п., служит
 естеств. основанием для
 отказа от этого принципа в интуиционистских и конструктивных программах
 обоснования
 математики. И. т. п. рас-сматривается в этом случае как постулат классич.
 логики.
 ИСКУССТВО, одна из форм обществ. сознания, спе-цифич. род практически-духовного
 освоения
 мира. В этом плане к И. относят группу разновидностей че-ловеч. деятельности —
 живопись,
 музыку, театр, художеств.
 лит-ру (к-рую иногда выделяют особо — ср. выражение «лит-pa и иск-во») и т. п.,
 объединяемых
 потому, что они являются специфическими художеств.-образными формами
 воспроизведения
 действительности. В более широком значении слово «И.» относят к любой форме
 практич.
 деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно в технологич., а
 часто и в эстетич.
 смысле.
 Многозначность термина «И.»— выражение историч. эволюции эстетич. сознания
 человечества.
 Формы художеств.
 творчества, ремесла и всяческого уменья обозначались первоначально одним словом:
 у древних
 греков, напр., это было слово «техне», от к-рого произошло совр. понятие
 «техника»; в романских
 языках слова, обозначающие «иск-во» и «ремесло», «художник» и «ремесленник»,
 восходят к
 общему лат. корню «аг»; в рус. языке аналогичное явление запечатлелось в
 сохранившихся поныне
 разных смыслах слова «И.». По мере развития культуры стало постепенно
 осознаваться существ.
 отличие художеств. творчества от др. сфер практич. деятельности и одновременно
 родство всех И. с
 поэзией (литературой); более того, в 19 в. последняя расценивалась даже мн.
 теоретиками как
 «высший» вид И.

<< Пред.           стр. 115 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу