<< Пред. стр. 116 (из 449) След. >>
И. в широком смысле слова, обозначая высокий уровень мастерства в любой областидеятельности,
нехудожественной и художественной, т. е. совершенное исполнение данной работы,
приобретает тем
самым непосредственно эстетич. смысл, т. к. искусная деятельность, где бы и как
бы она ни
проявлялась, становится красивой, эстетически значимой. Это относится и к
деятельности
художника-поэта, живописца, музыканта, творения к-рого прекрасны в той мере, в
какой
запечатлевают высокое мастерство их создателя и вызывают у нас чувство эстетич.
восхищения.
Однако гл. отличительный признак художественного творчества
222 ИСКЛЮЧЁННОГО
состоит не в создании красоты ради возбуждения эстетического удовольствия, а в
образном освоении
действительности, т. е. в выработке специфического духовного содержания и в
специфич.
социальном функционировании.
Стремясь определить смысл существования И. как особой сферы деятельности,
принципиально
отличающейся от И. в широком смысле слова, теоретики на протяжении всей истории
эстетич. мысли
шли двумя путями: одни были убеждены, что «тайна» И. состоит в какой-то одной
его способности,
одном призвании и назначении — либо в познании реального мира, либо в созидании
мира
вымышленного, идеального, либо в выражении внутр. мира художника, либо в
организации общения
людей, либо в самоцельной, чисто игровой активности; др. учёные, обнаруживая,
что каждое из
подобных определений абсолютизирует какие-то одни присущие И. качества, но
игнорирует иные,
утверждали именно многомерность, разносторонность И. и пытались описать его как
набор
различных качеств и функций. Но при этом неизбежно утрачивалась целостность И.,
и оно
представало в виде суммы разнородных свойств и функций, способ объединения к-рых
в единое,
качественно своеобразное целое оставался непонятным.
Совр. марксистская наука ищет решения этой задачи на пути преодоления как
различных
односторонних, так и плюралистич. истолкований природы И., на основе диалектико-
материалистич.
методологии и принципов системного исследования. Один из опытов такого рода
состоит в
следующем: процесс историч. развития обществ. разделения труда привёл к тому,
что из перво-
начальной синкретической человеч. жизнедеятельности постепенно выделялись
различные формы
материального и духовного производства и различные формы общения людей. Каждая
из этих
областей человеч. деятельности приобретала всё более специализиров. характер и
сосредоточивалась
на выполнении определ. социальной функции: наука стала осн. орудием познания
мира, идеологич.
формы — средством ценностной ориентации и социального регулирования человеч.
деятельности,
язык — универс. средством общения людей, игра — организацией их досуга, спорт —
механизмом
физич. развития человека и т. д. Этот процесс развёртывался и на более глубоких
уровнях, приводя к
специализации разных областей материального произ-ва, к дроблению науки на
различные отрасли
знания, к расчленению идеологии на различные её формы (этическую, религиозную,
политическую,
юридическую, эстетическую), к появлению разных специализиров. знаковых систем и
средств
массовой коммуникации, к внутр. дифференциации спортивных! и игровых форм
деятельности.
Эффективность, а значит, и искусность, и порождаемая ею эстетич. ценность
действий оказывались в
каждом случае прямо пропорциональными ограниченности, односторонности решаемых
задач.
Наряду с этим необходимым процессом саморасщепления человеч. деятельности
культура сохраняла
потребность воспроизводить деятельность человека в её изначальной
полуфункциональности, в
одновременном и слитном осуществлении разных способов освоения мира —
практического и
духовного (К. Маркс называл это «практически-духовным» освоением
действительности — см. К.
Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 12, с. 727—28), познания мира и установления его
ценностных значений,
отражения реальности и её преображения с помощью фантазии, «самовыражения»
человека и его
общения с др. людьми. В И. и запечатлевается эта общая структура реальной
человеч. деятельности,
что обусловливает его разносторонность и одновременно целостность. Сопряжение
познавательной,
оценочной, созидательной н знаково-коммуникативной граней в структуре художеств.
ткани
позволяет И., в отличие от всех специализиров. форм человеч. дея-
тельности, воссоздавать (образно моделировать) саму человеч. жизнь в её
целостности, «удваивать»
её, служить её воображаемым дополнением, продолжением, а иногда и заменой.
Достижение такой
цели оказывается возможным благодаря тому, что носителем художеств.
информации является художественный образ, в к-ром целостное духовное содержание
(единство
мыслей, чувств и представлений) выражается в конкретно-чувств. форме. И.
обращено поэтому не к
утилитарному использованию и не к рациональному изучению, а к переживанию — в
мире
художеств. образов человек должен жить, подобно тому, как он живёт реально, но
сознавая
иллюзорность этого «мира» и эстетически наслаждаясь тем, как искусно он сотворён
из материала
мира реального (этим сознанием рукотворности И. отношение к нему человека, как
проницательно
заметил Фейербах, принципиально отличается от отношения к религ. верованиям, и
В. И. Ленин
полностью солидаризировался с этим утверждением — см. ПСС, т. 29, с. 53).
Предоставляя человеку дополнит. жизненный опыт-воображаемый, но зато специально
организованный и бесконечно раздвигающий рамки реального житейского опыта
индивида — И.
становится могуществ. способом социально направленного формирования сознания
каждого члена
общества. Оно позволяет человеку реализовать свои неиспользуемые возможности,
развиваться
душевно, эмоционально и интеллектуально, приобщаться к накапливаемому
человечеством
коллективному опыту, вековой мудрости, общечеловеч. интересам, устремлениям,
идеалам. Тем
самым И. приобретает и социально-организац. функцию и способность влиять на ход
развития
культуры, своеобразным «самосознанием» к-рой оно становится. Понятно, что на
протяжении всей
истории культуры И. привлекало внимание всех обществ. сил — гос-ва, классов,
партий, религ. орг-
ций и т. д., к-рые стремились распространить своё влияние на умы и сердца людей.
В результате И.
втягивалась в орбиту классовой борьбы, выражало устремления нар. масс или
эксплуататорских
классов, социального прогресса или реакции, а нередко запечатлевало в себе самом
глубочайшие
противоречия и конфликты обществ. развития (Ф. Энгельс показал это на примерах
творчества Гёте
и Бальзака, Ленин — на примере творчества Л. Н. Толстого). И. отражало процесс
историч. развития
общества и помогало обществу нащупывать пути и перспективы его движения к
свободе, к
достойным человека формам социальной жизни.
Вместе с тем структура И., как всякой сложнодина-мич. системы, отличается
гибкостью,
подвижностью, вариационной способностью, что позволяет ему выступать как
множество
конкретных модификаций: таковы различные виды иск-ва (лит-pa, музыка, живопись,
архитектура,
театр, киноискусство и т. д.), различные его роды (напр., эпический и
лирический), жанры (напр.,
поэма и роман, оратория и симфония, историч. картина и натюрморт), разные его
историч. типы
(напр., готика, барокко, классицизм, романтизм и т. д.). В каждом таком реальном
художеств.
явлении мы обнаруживаем особую модификацию общих и устойчивых черт художеств.-
образного
освоения мира, в к-рой та или иная сторона его структуры приобретает
главенствующее значение и
соответственно по-своему складывается взаимосвязь остальных её сторон: напр.,
соотношение
познават. и созидат. способностей И. противоположно в лит-ре и в архитектуре,
ибо вторая создаёт
совершенно реальные объекты, к-рые обращены уже не только к переживанию, но и к
практич.
использованию, а первая создаёт только объекты воображаемые; что же касается
познания мира и
человека, то в этом отношении возможности лит-ры бесконечно шире, чем
возможности зодчества. В
эпосе и в лирике соотношение объек-тивно-познават. и субъективно-выразит.
устремлений
художеств. творчества противоположно; точно так же
смена творч. методов, происходящая в истории И., основана на возможности
поворачивать
многогранный кристалл художеств.-образного освоения мира то одной, то другой его
гранью:
реалистич. метод во всех его разновидностях всегда ставил во главу угла
познават. задачу, тогда как
классицизм видел гл. цель в представлении идеального мира, к-рый непосредственно
утверждал бы
определ. систему ценностей.
Реальный процесс создания и функционирования И. осуществляется в особой сфере
культуры,
именуемой художеств. культурой общества, к-рая объединяет в одно системное и
исторически
изменяющееся целое художеств. производство, художеств. потребление,
художеств. критику, науч. изучение И. и сами художеств. ценности, носителями к-
рых являются
произв. всех видов И.
Коммунизм призван создать наиболее благоприятные обществ.-историч. условия для
широкого,
свободного, разнообразного по формам развития художеств. деятельности. Ленин
говорил, что ???.
революция 1917 освободила художника от власти товарно-ден. отношений, обеспечив
ему
возможность истинно свободного творчества, обращённого ко всему народу, имеющего
своей целью
объединение чувств, мыслей и воли масс, их духовное и эстетич. воспитание, и что
на этом пути
будет создано «великое коммунистическое искусство», к-рое найдёт для себя новую
форму,
соответствующую его новому содержанию (см. В. И. Ленин, О лит-ре и иск-ве, 1969,
с. 666). Метод
социалистического реализма, выработанный в ходе длит. развития пролетарского, а
затем и
социалистич. И. в Сов. стране и во многих странах мира, является конкретной
основой реализации
ленинской программы построения художеств. культуры коммунистич. общества.
• см. к ст. Эстетика. М. С. Каган.
«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА», «чистое искусство», эстетич. доктрина (и
соответствующие
ей формы художеств. практики), утверждающая самоценность иск-ва и выступающая
против его
служения нравств., политич. и иным внеэстетич. целям. С этой т. зр. ценность
иск-ва несовместима с
к.-л. «неэстетич.» (утилитарной, политич., этич., религ.) ценностью. Хотя
элементы данной
концепции встречаются на ранних этапах истории художеств. культуры, её судьба
связана с
процессом становления бурж. сознания. Значит. импульс позиции «И. д. и.» был дан
романтич.
движением, в к-ром пафос гражданственности противоречиво сочетался со своего
рода эстетским
изоляционизмом. Однако в развитом виде теория «И. д. и.» сложилась в сер. 19 в.
во Франции, а
затем распространилась по всей Европе, выражая глубоко характерную для различных
слоев бурж.
интеллигенции внутр. противоречивость её социально-психологич. и идеологич.
позиций: с одной
стороны, неприятия офиц. ценностей бурж. общества и стремления обеспечить
свободу художеств.
творчества, к-рое кажется единств. прибежищем эстетич. ценностей, а с другой —
осуществления
таким образом отрыва иск-ва от реальной классово-идеологич. борьбы, от революц.-
критич.
интересов и социалистич. идеалов демократич. масс. В разных конкретных
социально-историч. и
культурных условиях одна из сторон этого противоречия приобретала решающее
значение, в силу
чего менялась и роль идеи «И. д. и.» в художеств. культуре. Так, напр., Н. Г.
Чернышевский отмечал,
что «устарелая» в его время мысль об «И. д. и.», однако, «...имела смысл тогда,
когда надобно было
доказывать, что поэт не должен писать великолепных од, не должен искажать
действительности в
угоду различным произвольным и приторным сентенциям» (ПСС, т. 2, 1949, с. 271).
Острота
проблемы связи иск-ва с социальными процессами при сохранении его художеств.
суверенности
привлекла к ней в
ИСКУССТВО 223
нач. 20 в. внимание Г. В. Плеханова и А. В, Луначар-ского, искавших
марксистское, диалектич. её
решение, к-рое они противопоставляли мелкобурж. эстетизму, в каких бы конкретных
формах он ни
выражался. В совр. художеств. культуре и эстетич. мысли теория и практика «И. д.
и.» встречают
решит. сопротивление не только сторонников марксистско-ленинской эстетики и иск-
ва
социалистического реализма, но и мн. представителей демократич. культуры,
убеждённых в воз-
можности эстетически полноценного и одновременно социально-активного искусства.
• Плеханов Г. В., Иск-во и обществ. жизнь, в его сб.: Эстетика и социология
искусства, т. 1, М., 1978; Луначарский А.В.,
Диалог об иск-ве, Собр. соч., т. 7, М., 1967; Лекции по истории эстетики, кн. 3,
ч. 1, Л., 1976; Моr-qurgo-Tagliabue,
L'estetique contemporaine. Une en-puete, Mil., 1960.
ИСЛАМ [араб., букв.— предание себя (богу), покорность], мусульманство, одна из
трёх мировых
религий наряду с буддизмом и христианством. Возникла в Хиджазе (в нач. 7 в.)
среди араб. племён
Зап. Аравии, в условиях разложения патриархально-родового строя и начала
формирования
классового общества. Быстро распространилась в ходе воен. экспансии арабов от
Ганга на Востоке до
юж. границ Галлии на Западе. Совр. И. распространён в основном в странах Азии и
Африки, играя
существ. роль в их политич. и социо-культурной жизни. Число приверженцев И., по
разным данным,
от 450 до 800 млн. чел. Большинство мусульман (90%) — сунниты, представляющие
ортодоксальное
направление в И., 10% составляют шииты.
Основатель ислама — Мухаммед (570 ?— 632) из рода хашимитов мекканского племени
курейш. До
Мухаммеда арабам были уже известны монотеистич. религии — иудаизм и христианство
монофизитского и несторианского толков; в качестве самостоят. формы монотеизма в
Аравии
оформляется ханифизм. Под непосредств. влиянием этих религий в 610—614 началась
религ.
проповедь Мухаммеда. После переселения в 622 с небольшой группой последователей
из Мекки в
Медину (т.н. хиджра, к-рая позже стала точкой отсчёта для мусульм.
летосчисления, ведущегося но
лунному календарю), Мухаммед выступает уже не только как проповедник, но и как
воинственный
теократич. правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных
областях жизни.
Вообще в Мухаммеде вполне «земные» черты преуспевающего вождя и практич.
законодателя
уживаются с религ. экстазом, и этому соответствует внутр. склад И., не знающего