<< Пред.           стр. 121 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 капитализм, но и теоретически обосновывает направленность его развития —
 перспективу революц.,
 социалистич. преобразования общества. Вместе с тем теоретич. развитие идей
 Маркса в «Капитале» с
 необходимостью предполагает обращение к генетич. процессам.
 Взаимодействие логич. и историч. методов при построении теории развивающегося
 органич. объекта
 носит сложный, многоступенчатый характер. Обращение к историч. методу —
 предпосылка логич.
 метода. Вместе с тем для исследования генезиса объекта необходимо иметь нек-рое
 исходное
 представление об его сущности. Такое гипотетическое и абстрактное представление
 обычно
 предваряет генетич. анализ объекта, к-рый раскрывает неполноту этой теоретич.
 предпосылки,
 уточняет и модифицирует её; уточнённая предпосылка в свою очередь выступает как
 основа генетич.
 анализа объекта.
 Развитый объект даёт возможность глубже и полнее понять в истории то, что дано в
 ней в неразвитом
 виде. «Анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны» (Маркс К., там же, т. 12,
 с. 731). Вместе с
 тем проекция развитого состояния на историю обнаруживает в ней лишь то, что
 генетически связано
 именно с ним, и часто не схватывает другие тенденции и возможности развития.
 Абсолютизация
 знания о развитом состоянии объекта приводит к деформации историч. картины
 развития, к
 отрицанию многообразия его историч. форм. Раскрыв значение изучения бурж.
 общества для пони-
 мания предшествующих социальных структур, Маркс в то же время подверг резкой
 критике
 апологетич. попытки классич. политэкономии представить бурж. общество и
 экономику как некий
 сетеств. венец развития и эталон оценки всего историч. процесса (см. там же, т.
 46, ч. 1, с. 23).
 Являясь одним из компонентов диалектич. метода, принцип единства И. и л. служит
 методология,
 основой постижения сущности и закономерностей сложных развивающихся объектов.
 ИСТОРИЧЕСКОЕ 231
 • Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 13; т. 46, ч. 1; Л е-нин В. И., Филос. тетради,
 ППС, т. 29; Грушин Б. А., Очерки логики
 историч. исследования, М., 1961; Д о б p и я-н о в В. С., Методологич. проблемы
 теоретич. и историч. познания, М.,
 1968; Принцип историзма в познании социальных явлений, М., 1972; Ильенков Э. В.,
 Диалектич. логика, М., 1974;
 Диалектика науч. познания. Очерк диалектич. логики, М., 1978; Материалистич.
 диалектика. Краткий очерк теории, М.,
 1980; Келле В. Ж., Ковальзон М. Я., Теория и история. (Проблемы теории историч.
 процесса), М., 1981.
  В. С.
 Швырёв.
 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ, наука о развитии филос. знаний, борьбе основных —
 материалистического и идеалистического — направлений в философии, становлении и
 развитии
 науч.-филос., диалектико-материали-стич. мировоззрения.
 И. ф. как особая область исследования зарождается в древности. Соч. Платона и
 Аристотеля
 содержат кри-тич. анализ учений их предшественников, подчинённый изложению
 собств.
 философия. Соч. Диогена Лаэртия и Секста Эмпирика представляют собой попытки
 кон-
 цептуального, с позиций скептицизма, осмысления истории антич. филос. учений. В
 эпоху
 средневековья, а также в 16—18 вв. историко-филос. исследования были частью
 комментариями к
 соч. выдающихся философов, частью полемич. произведениями, отражающими борьбу
 течений в
 философии. В дальнейшем появились систематич. учебные курсы И. ф., к-рые, как
 правило, носили
 описат., эклектич. характер, далёкий от теоретич., концептуального осмысления
 историко-филос.
 процесса.
 Поворотным пунктом в становлении историко-филос. науки были «Лекции по
 истории
 философии» Гегеля, к-рый, как указывал К. Маркс, «... впервые
 постиг историю философии в
 целом...» (М аркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 29, с. 447). Ф. Энгельс
 характеризует этот труд как «...
 одно из гениальнейших произведений» (там же, т. 38, с. 177). Гегель
 рассматривает историко-филос.
 процесс как закономерное посту-пат. развитие, отвергая господствовавшие
 представления, согласно
 к-рым И. ф.— нагромождение заблуждений, беспорядочная смена учений, лишённых
 внутренне
 необходимой связи. По Гегелю, каждая философия есть самосознание
 исторически
 конкретной эпохи; этим определяются её содержание, значение и в этом же её
 неизбежная
 ограниченность. Переход к новой эпохе означает возникновение новой
 философии, но
 предшествующие филос. учения не предаются забвению; их принципы, освобождённые
 от
 свойственной им историч. ограниченности, усваиваются последующими учениями.
 Поэтому
 отрицание предшествующей философии, если оно носит конкретный, диалектич.
 характер, есть
 развитие посредством преемственности, благодаря к-рой осуществляется обогащение
 филос. знаний.
 Философия, утверждал Гегель, есть «развивающаяся система, и такова также
 история
 философии...» (Соч., т. 9, Л., 1932, с. 33). Обоснование этого положения —
 выдающийся вклад
 Гегеля в теорию историко-филос. процесса. Однако философ не применил этого
 принципа к собств.
 системе, в к-рой он видел абс. завершение филос. развития. Это антиисторич.
 воззрение обусловлено
 идеализмом Гегеля, истолковывающим философию как самопостижение «абс. духа»,
 сущность к-
 рого сводится к мышлению мышления. Мышление при этом толкуется не только (и
 не столько) как
 человеч. способность, сколько как изначальная субстанциальная природа всего
 существующего.
 Бурж. философы 2-й пол. 19 в. отвергли рациональное зерно гегелевской теории
 историко-филос.
 процесса. Дильтей. оказавший большое влияние на совр. концепции,
 утверждал, что историко-
 филос. процесс выражает субстанциальность и иррациональность человеч. жизни.
 Присущие ей им-
 пульсивность, чувственность, субъективность несовместимы с закономерным
 следованием
 событий; имеющим место в неживой природе. Философия, согласно
 232 ИСТОРИЯ
 этому воззрению, есть в основе своей индивидуальное мироощущение, а И. ф. может
 быть правильно
 понята лишь как анархия филос. систем, каждая из к-рых интеллектуально
 воспроизводит
 неизбежное для данной историч. эпохи чувство жизни, не подлежащее оценке как
 истинное или
 ложное: оно просто существует, как сама жизнь.
 Классики марксизма подвергли критике идеалистич. учение Гегеля, но вычленили
 заключающееся в
 нём «рациональное зерно», в т. ч. и гениальную постановку ряда проблем И. ф. как
 науки. В
 противовес гегелевской идеалистич. теории они рассматривали филос. развитие как
 процесс,
 внутренние движущие силы к-рого в конечном счёте обусловлены социально-экономич.
 прогрессом,
 науч. достижениями и развитием форм обществ. сознания в целом, борьбой между
 прогрессивными и
 реакц. классами и социальными группами. На всём протяжении И. ф.. отмечал
 Энгельс, «философов
 толкала вперед... не одна только сила чистого мышления, как они воображали.
 Напротив. В
 действительности их толкало вперед главным образом мощное, все более быстрое и
 бурное развитие
 естествознания и промышленности» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 21, с.
 285). С этих позиций
 Энгельс рассматривает переход от одной историч. формы материализма к другой,
 более
 содержательной, прогрессивной, а также эволюцию идеалистич. философствования.
 Переход от
 наивной стихийной диалектики антич. философов к метафизич. способу мышления,
 ставшему
 господствующим в новое время, также объясняется, как показывает Энгельс,
 социально-экономич.
 развитием и обусловленным им прогрессом науч. знания. Но столь же необходимым
 является и
 отрицание метафизики диалектич. способом мышления, соответствующим более
 высокому уровню
 социально-экономич. и науч. развития.
 В противоположность Гегелю, сводившему И. ф. к развитию идеализма, марксистско-
 ленинская
 теория историко-филос. процесса, напротив, раскрывает развитие философии как
 борьбу различных
 учений, течений, направлений, в ходе к-рой происходит радикальная поляризация
 философии на
 главные — материалистическое и идеалистическое — направления, борьба между к-
 рыми образует
 движущую идейную силу филос. развития. Теоретич. основой поляризации филос.
 учений являются
 альтернативные решения осн. филос. вопроса — вопроса об отношении духовного к
 материальному,
 сознания к внеш. миру. Материализм и идеализм, разъясняет В. И. Ленин, являются
 гл. филос.
 партиями; борьба между ними есть развитие филос. знания, осуществление
 идеологич. функции
 философии, изменение её места в обществ. развитии, её отношения к наукам, с
 одной стороны, и к
 религии — с другой. Принцип партийности философии — необходимое выражение
 материалистич.
 понимания истории, теоретич. основа науч. И. ф., созданной марксизмом.
 Партийность философии
 — её объективная социологпч. и гно-сеологич. определённость, правильное
 понимание к-рой кладёт
 конец идеалистич. противопоставлению философствования как нефилос. исследованию,
 так и
 практич. деятельности.
 Основополагающим принципом марксистской И. ф. является, далее, принцип
 историзма,
 предполагающий конкретно-историч. оценку каждого филос. учения в рамках
 исторически определ.
 обществ. формации, эпохи, с учётом специфич. условий развития философии в данной
 стране, на
 данном уровне экономич., политич., науч., идеологич. развития общества и т. д.
 Принцип историзма
 прямо противоположен характерной для совр. бурж. И. ф. модернизации, к-рая
 представляет собой
 субъективистскую, антиисторич. интерпретацию развития философии. Типичными
 примерами такой
 модернизации являются экзистенциалистская, позитивистская ? неотомистская
 интерпретации
 историко-филос. процесса. Экзистенциализм изображает И. ф. преим. как историю
 экзистенциализма
 и его оппонен-
 тов. Для неотомистов гл. персонажами И. ф. являются Аристотель и Фома Аквинский.
 Все остальные
 философы характеризуются как отклонявшиеся от правильного пути. Неопозитивисты
 считают
 существенным в И. ф. гл. обр. развитие эмпиризма.
 Возникновение диалектич. и историч. материализма— величайшая революция в филос.
 развитии,
 положившая начало истории марксистской философии. Философия марксизма
 принципиально
 отличается от предшествующих филос. учений как развивающаяся научно-филос.
 система, науч.
 мировоззрение, органически связанное с социальным прогрессом, передовой обществ.
 практикой,
 науч. достижениями. Важнейшим этапом в развитии созданного Марксом и Энгельсом
 научно-
 филос. мировоззрения являются труды Ленина, непо-средств. продолжением к-рых
 выступают
 исследования философов-марксистов нашего времени.
 Неотъемлемой составной частью марксистско-ленинской историко-филос. науки
 является критич.
 анализ совр. бурж. философии, в т. ч. новейших идеалистич. теорий историко-
 филос. процесса.
 Наиболее влиятельной среди этих течений является франц. школа «философии истории
 философии»
 (гл. представители — М. Геру, А. Гуйе, П. Рикёр, Ф. Бруннер). Сторонники этого
 течения,
 именуемого «радикальным идеализмом», утверждают, что все филос. учения,
 поскольку они явля-
 ются оригинальными системами, не подвластны историч. развитию и представляют
 собой
 независимые друг от друга вневременные духовные ценности. Подлинное содержание
 каждой филос.
 системы — неповторимая творч. индивидуальность философствующего, способ его
 самоутверждения. Понятия материализма, идеализма, рационализма и т. д.
 оказываются лишь ис-
 кусств. рубриками, затушёвывающими индивидуальность филос. учений, к-рая делает
 невозможной
 их классификацию. «Философия истории философии», констатируя существование
 множества
 филос. учений, обосновывает плюралистич. интерпретацию историко-филос. процесса,
 к-рая
 смыкается с концепциями социального и политич. плюрализма. В отличие от
 классиков бурж.
 философии и в противовес марксизму, теоретики этой школы пытаются доказать, что
 философия, как
 и иск-во (не говоря уже о религии), по природе своей не может и не должна быть
 наукой. Она
 изображается как сверхнауч. постижение действительности. Противопоставление
 философствования
 науке, давно уже ставшее историч. анахронизмом, доводится «философией истории
 философии» до
 крайностей анти-сциентизма.
 Теоретич. основы марксистского критич. анализа совр. идеалистич. учений, в т. ч.
 и идеалистич.
 теорий историко-филос. процесса, были заложены Лениным, к-рый в «Материализме и
 эмпириокритицизме» не только дал всесторонний анализ позитивизма и др. учений,
 но и разработал
 принципы диалектико-материалистич. критики бурж. философии эпохи империализма.
 Совр.
 марксистский анализ неопозитивизма, неотомизма, экзистенциализма и др.
 идеалистич. течений
 является применением и развитием положений, разработанных Лениным. Эти
 исследования
 раскрывают кризис бурж. философии как закономерное выражение общего кризиса
 капиталистич.
 системы. Таким образом, И. ф., созданная марксизмом-ленинизмом, не только
 обосновывает
 методологич. принципы исследования историко-филос, процесса, но и раскрывает его
 закономерности, историч. необходимость победы диалектико-материалистич.
 мировоззрения над
 идеалистич. философствованием.
 Изучение, исследование историко-филос. процесса является, как указывал Энгельс,
 школой теоретич.
 мышления, поскольку для развития последнего «... не существует до сих пор
 никакого иного
 средства, кроме изучения всей предшествующей философии» (Маркс К. и Энгельс Ф.,
 Соч., т. 20, с.
 366). Ленин, намечая грандиозную программу гносеологич. исследований на основе
 обобщения
 истории наук,
 техники, языка и т. д., на первое место ставит задачу критич. подытожения И. ф.,
 подчёркивая тем
 самым её важнейшее авристич. значение (см. ПСС, т. 29, с. 314). Выдающееся
 значение И. ф. как
 науки очевидно также и из того, что классики марксизма создавали и разрабатывали
 своё филос.
 учение прежде всего в историко-филос. исследованиях.
 * Mapкс К., К критике гегелевской философии права ведение, Маркс К. и Энгельс
 Ф., Соч., т. 1· Э н-г е л ь с Ф., Анти-
 Дюринг, там же, т. 20; е г о ж е, Диалектика природы, там же; его же, Людвиг
 Фейербах и конец классич. нем.
 философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т.
 18; е г о ж е, Филос тетради, там же,
 т. 29; ? л е ? а н о в Г. В., Очерки по истории материализма, в кн.: Избр.
 филос. произв., т. 2, М., 1956; И о в ч у к М. Т.,

<< Пред.           стр. 121 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу