<< Пред. стр. 126 (из 449) След. >>
Ввиду преследований протестантов К. эмигрировал из Франции, с 1536 жил в Женеве,возглавил
реформа· ционное движение и стремился ввести строгую дисцип-лину нравов.
Возмущенные
суровостью его требований, женевцы в 1538 изгнали К., но через 3 года он был с
почётом возвращён,
стал признанным церк. диктатором, «женевским папой»; консистория пасторов,
руководимая К.,
фактически подчинила себе светскую власть. Была принята новая форма церк.
организации
в соответствии с разработанными К. «Церк. установлениями»; проведён ряд реформ
для утверждения
«мирского аскетизма»: упразднён пышный католич. культ, предписано обязат.
посещение церк.
служб, запрещены развлечения, танцы, яркие одежды, украшения и пр., установлена
строгая
пасторская опека над населением. Провозглашенную Реформацией свободу совести и
истолкования
Библии К. свёл к свободе от католицизма, не допуская критики своего учения. Он
боролся за чистоту
вероучения с нем. богословами, с протестантом-гуманистом С. Кастеллио, добился
изгнания из
Женевы учёного-врача Ж. Больсека, отрицавшего идею предопределения,
способствовал осуждению
и сожжению М. Сервета за то, что тот не признавал догмата троичности.
К. придал протестантизму универс. характер (в противоположность чисто нем.
характеру
лютеровской реформации); много сделал для утверждения респ. принципов
организации церк.
жизни. «Церк. установления» К. стали основой построения кальвинистских общин в
др. странах,
нередко выступавших затем в роли ран-небурж. политич. организаций.
«Кальвинистская ре-
формация,— писал Ф. Энгельс,— послужила знаменем республиканцам в Женеве, в
Голландии и в
Шотландии... доставила идеологический костюм для второго акта буржуазной
революции,
происходившего в Англии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 315).
• Opera quae supersunt omnia, ed. G. Baum, E. Cunitz, E. Re-uss, v. l—59,
Brunsvigae, 1863—1900 (Corpus reformatorum, v.
29—87); Opera selecta, ed. P. Barth, Bd l, 3—5, Munch., 1926— 1936.
• Виппер Р. Ю., Влияние К. и кальвинизма на политич. учения и движения 16 в.,
М., 1894; Лихачева В., Европ.
реформаторы, СПБ, 1872, с. 159—227; Порозов-ская Б. Д., Иоганн К., СПБ, 1899; ?
? ? ш н е в Б. Ф., К. и кальвинизм, в
кн.: Вопросы истории религии и атеизма, в. 6, И., 1958; К empf f D., A
bibliography of Calviniana. 1959— 1974, Leiden,
1975; M on t er E W., Calvin's Geneva, Hun-tington, 1975; Calvinus Theologus,
hrsg. v. W. H. Neuser, Neukir-chen-Vluyn,
1976.
КАММАРИ Михаил Давидович [17.2(1.3).1898—21.9. 1965, Москва], сов. философ, чл.-
корр. АН
СССР (1953). Чл. КПСС с 1919. Окончил Ин-т красной профессуры философии и
естествознания
(1931). Преподавал философию в вузах с 1929. В 1954—59 гл. редактор журн.
«Вопросы
философии». С 1945 старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР. Осн. труды
по историч.
материализму.
* О сов. социалистич. обществе, М., 1948 (соавтор); Историч. материализм, М.,
1954 (соавтор); Народ—творец истории,
Рига, 1954; Что такое базис и надстройка общества, М., 1957; Роль нар. масс и
личности в истории, М., 1957 (соавтор).
КАМПАНЕЛЛА (Campanella) Томмазо (5.9.1568, Стило, Италия,—21.5.1639, Париж),
итал.
философ, поэт, политич. деятель; создатель коммунистич. утопии. Сын сапожника; с
1582 монах-
доминиканец. В 1591 выступил с книгой «Философия, доказанная ощущениями»
(«Philosophie
sensibus demonstrate») в защиту натурфилософии Телезио против схоластич.
аристотелизма.
Неоднократно подвергался церк. суду по обвинению в ереси. В 1598—99 возглавил в
Калабрии
заговор против исп. владычества, был схвачен и приговорён к пожизненному
заключению. За время
почти 27-летнего пребывания в неаполитанских тюрьмах создал десятки соч., в т.
ч. по философии,
частично опубл. в Германии и распространявшихся в списках. В мае 1626 освобожден
и переведён в
Рим, в 1629 оправдан; в 1634 — бежал во Францию в связи с угрозой выдачи исп.
властям.
В философии К. отстаивал необходимость опытного познания и развивал учение о
«двойном»
откровении (природы и Священного писания). Выступив в защиту Галилея, К. не
принял учения о
бесконечности Вселенной, допуская, однако, существование множества миров.
Коммунистич. утопия
К. представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе-
общности
имущества («Город Солнца», произв., построенное в форме рассказа мореплавателя,
1602, опубл.
1623, рус. пер. 1906,1954), дополняемую утопией
всемирной теократич. монархии («Монархия Мессии»). В идеальной коммунистич.
общине у К.
упразднены собственность я семья, дети воспитываются гос-вом; труд обязателен
для всех, рабочий
день сокращён до 4 часов; огромное внимание уделяется развитию науки («магич.
знанию»),
просвещению и трудовому воспитанию. Руководство коммунистич. общиной находится в
руках
учёно-жреч. касты. Осуществление своей программы К., после провала Калабрийского
заговора,
возлагал на европ. государей (исп., затем франц. короля) и рим. папу, стремясь
достичь духовного
единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами
католицизма.
• Tutte le opere, v. I — , Mil.—Verona, 1954—; Lettere, Bari, 1927, La filosofia
ehe i sensi ci additano, Napoli, 1974.
• Г o p ? у нк е л ь А. X., Т. К., М., 1969 (библ.); Ш т е к-ли А. Э., «Город
Солнца»: утопия и наука,
М., 1978; P i r-р о L., Ricerche campanelliane, Firenze, 1947; С o r s a n ? ?.,
Tommaso Campanella, Bari,
1961; Badaloni N., Tommaso Campanella, Mil., 1965; A m er i o R., II sistema
teologico di Tommaso
Campanella, Mil.— Napoli, 1972.
KAMЮ (Camus) Альбер (7.11.1913, Мондови, Алжир,— 4.1.1960, Вильблевен, Франция),
франц.
философ, близкий к экзистенциализму, писатель и публицист. В 1934—37 состоял в
компартии. В
годы Сопротивления сотрудничал в подпольной газ. «Combat», к-рую возглавил после
освобождения
от нем. оккупации. Повесть «Посторонний» («L'etranger», 1942) и филос. соч. «Миф
о Сизифе»
(«Mythe de Sisyphe», 1942), а затем постановки его пьес принесли К. известность.
Благодаря своей
публицистике, филос.-идеологич. эссе «Бунтующий человек» («L'homme revolte»,
1951), роману-
притче «Чума» («La peste», 1947) и др. произв. стал одним из «властителей дум»
леволиберальной
интеллигенции Запада. Мучительные попытки К. оставаться «вольным стрелком»,
находясь в гуще
политико-миро-воззренч. схваток времён «холодной войны», не примыкая, однако, ни
к одному из
борющихся лагерей, сказались в повести «Падение» («La chute», 1956) и кн.
рассказов «Изгнание и
царство» («L'exil et le royaume», 1957), а также в «Шведских речах» («Discours
de Suede», 1958;
произнесены по случаю вручения К. Нобелевской пр. 1957).
Как мыслитель экзистенциалистского толка К. прошёл путь от нигилистич.
«философии абсурда» до
мора-листич. гуманизма. Отправная посылка умозрения К.— трагич. переживание
«смерти бога» в 20
в., к-рая знаменовала для него утрату метафизич. смысла бытия и жизни человека.
Вызванная
упадком христианства «бо-гоутрата» нашла выражение в философствовании К.: в
агностич.
эпистемологии (основанной на познават. стремлении к заведомо недостижимой
последней истине-
благодати), в философии истории (отвергающей провиденциализм и любые учения о
поступат.
становлении человечества), в онтологии (принявшей вид скептич. антителеологии),
в философии
творчества (мыслимого как вечное оспаривание художником-творцом неприемлемого
для него и
несовершенного земного «творения»).
Этика К., занимающая центр. место в его миросозерцании, по своему складу
восходит к франц.
морали-стике 16—18 вв. Согласно К., опыт человеч. существо вания, неминуемо
завершающегося
смертью, приводит мыслящую личность к открытию «абсурда» как конечной правды
своего «удела»
на земле. Однако эта истина должна не обезоруживать, а, напротив, пробуждать в
душе
мужественное достоинство продолжать жить вопреки вселенскому «хаосу», обходясь
без всяких до-
водов в пользу такого выбора, Поначалу К. провозглашал единств. подлинной
ценностью полноту
телесного приобщения к природе, а все гражд., духовные, нравств. ценности
изобличал как
неподлинные. Но, примкнув к Сопротивлению, он пересмотрел свой прежний лозунг
«ничто не
запрещено» в свете утверждения долга каждого перед «другими» — ближними и
дальними.
КАМЮ 241
В своей философии долга К. попытался обосновать учение о некоем «праведничестве
без бога»,
опирающемся на заповеди христ. милосердия и противопоставленном нравственности,
исходящей из
социально-историч. установок. Тем самым К. избежал ницшеанства, но открыто
выступил и против
марксистской революц. морали, предпочтя ей жертвенность тех, кто «истории не
делает, а
претерпевает» её напасти. Филос. и художеств. творчество К.— одно из
свидетельств кризисной
духовной атмосферы на Западе в сер. 20 в.
• Theatre, reoits, nouvelles, P., 1962; Essais, P., 1966; в рус. пер.—
Избранное, M., 1%9; Из филос, эссеистики, «Вопросы
лит-ры», 1980, M 2.
• В е л и к о в с к и й С. И., Грани «несчастного сознания». Театр, проза,
филос. эссеистика, эстетика А. К., М., 1973;
Семенова С., Метафизика исн-ва А. К., в сб.: Теории, школы, концепции, в. 2 —
Художеств. произведение и личность,
М., 1975; G inest i er P., La pensfe de Camus, [P., 1964]; Nicolas A., A.Camus
ou le Vrai Promethee, P., 1966; B roch i er J. J.,
A. Camus philosophe, P., 1970; L o 11-mann H. R., A. Camus, P., 1978.
KAН (Kahn) Герман (15.2.1922, Бейонн, Нью-Джерси), амер. социолог, специалист в
области
социального прогнозирования, один из зачинателей и наиболее видных
представителей бурж.
футурологии, по образованию математик. В 1948—61 занимался разработкой вопросов
воен.
стратегии в корпорации РЭНД (RAND), выполняющей заказы военно-пром. комплекса
США, С 1961
основатель и руководитель частного Гудзонов-ского ин-та, составляющего
социальные, политич.,
эко-номич., технич. и др. прогнозы по контрактам с правительств. учреждениями и
монополистич.
корпорациями. Одиозную известность К. принесли его кн. «О термоядерной войне»
(«On
thermonuclear war», 1960), «Мысли о немыслимом» («Thinking about unthinkable»,
1962) и «Об
эскалации: метафоры и сценарии» («On escalation: metaphors and scenarios»,
1965), в к-рых он пытался
обосновать возможность и целесообразность применения ядерного оружия в качестве
оправданного
продолжения внеш. политики США. В своих книгах, написанных в соавторстве с др.
сотрудниками
Гудзо-новского ин-та, «Год 2000-й» («The year 2000», 1967), «Грядущее.
Размышления о 70-х и 80-х
гг.» («Things to come; thinking about the seventies and eighties», 1972),
«Следующие 200 лет» («The next
200 years», 1976) и др., а также в мпогочисл. статьях и интервью К. выступает
как поборник
концепции «постиндустриального общества», отстаивающий интересы
многонациональных
корпораций и стремящийся навязать развивающимся странам модернизацию по-
американски.
Выступая против окологич. пессимизма с позиций тех-нологич. оптимизма, К.
исходит из
волюнтаристского принципа т, н. самооправдывающегося пророчества, согласно к-
рому можно
навязать массам определённое, уготованное для них будущее, убедив их в его
неизбежности. Вместе
с тем работы К., особенно выполненные по спец. заказам и не предназначенные для
публикации
технич. проекты, представляют определ. интерес с т. зр. методологии и техники
социального
прогнозирования (использование многофакторной экстраполяции, метода сценариев и
т. п.), а также
содержат большой фактич. материал.
• Б с с т у ж е в - Л а д а И. В., Окно в будущее, М., 1970; А р а б - О г л ы
Э. А., В лабиринте пророчеств. М., 1973; его
же, Демографич. и экологич. прогнозы, М., 1978, гл. 8; И к о н н и к о в а Г.
И., Теория (.постиндустриального об-
щества». Г.удущсе человечества и его бурж. толкователи, М., 1975; Бовш В. И.,
Футурология и антикоммунизм, Минск,
1977.
КАНАДА (видимо, после 300 до н. э.), один из создателей др.-инд. филос. системы
вайтешика и
первый её систематизатор. Считается, что настоящее имя К.— Улука, откуда
обозначение его
системы — аулукья. Осн. труд — «Вайшегаика-сутра»; особое внимание уделяется в
нём атомарной
структуре Вселенной, логич. проблемам (восприятие, вывод, причинность), катего-
242 КАН
риям (субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность) и т. п.
Несомненно, что текст
«Вайшешика-сутры» дополнялся и после К.
* Vaisesikadarsana of Kanada, ed. by Ananlalal Thakur, Darb-hanga, 1957;
Vaisesikasutra of Kanada, with the comm. of С
rananda, critically ed. by Muni Sri Jamhuvijayaji, Baroda, l • см. к ст.
Вайшешика.
КАНТ (Kant) Иммануил (22.4.1724, Кенигсберг, ныне Калининград,—12.2.1804, там
же), нем.
философ и учёный, родоначальник нем. классич. философии. ?ро-жил всю жизнь в
Кенигсберге, где
окончил ун-т (1745) и был в 1755—70 доцентом, а в 1770—96 проф. ун-та.
В филос. развитии К. различают два периода — «до-критический» (до 1770) и
«критический». В т. н.
докри-тич. период К. признаёт возможность умозрит. позна-ния вещей, как они
существуют сами по
себе («метафи-зики», согласно принятой тогда терминологии); в т. н. критич.
период — отрицает
возможность такого позна-ния на основании предварит, исследования форм позна-
ния, источников и
границ наших познават. способно-стей. В «докритич.» период («Всеобщая естеств.
история и теория
неба», «Allgemeine Naturgeschichte und Theorie des Himmels», 1755) К. разработал
«небулярную» кос-
могонич. гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной
«туманности», т. е. из
огромного об-лака диффузного вещества. Согласно оценке Ф. Энгель-са, эта теория
К. «...была
величайшим завоеванием acт-рономии со времени Коперника. Впервые было поколеб-
лено
представление, будто природа не имеет никакой истории во времени» (Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч.,
т. 20, с. 56).
Гл. произведения «критич.» периода: «Критика чистого разума» (1781), «Критика
практического
разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). Осно-. ву всех трёх
«Критик» составляет
учение К. о явлениях и о вещах, как они существуют сами по себе,— «вещах в
себе». Познание
начинается, по К., с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы внеш. чувств
и вызывают в нас
ощущения. В этой предпосылке своего учения К.— материалист. Но в учении о формах
и границах
познания К,— идеалист и агностик. Он утверждает, будто ни ощущения нашей
чувственности, ни по-