<< Пред.           стр. 126 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Ввиду преследований протестантов К. эмигрировал из Франции, с 1536 жил в Женеве,
 возглавил
 реформа· ционное движение и стремился ввести строгую дисцип-лину нравов.
 Возмущенные
 суровостью его требований, женевцы в 1538 изгнали К., но через 3 года он был с
 почётом возвращён,
 стал признанным церк. диктатором, «женевским папой»; консистория пасторов,
 руководимая К.,
 фактически подчинила себе светскую власть. Была принята новая форма церк.
 организации
 в соответствии с разработанными К. «Церк. установлениями»; проведён ряд реформ
 для утверждения
 «мирского аскетизма»: упразднён пышный католич. культ, предписано обязат.
 посещение церк.
 служб, запрещены развлечения, танцы, яркие одежды, украшения и пр., установлена
 строгая
 пасторская опека над населением. Провозглашенную Реформацией свободу совести и
 истолкования
 Библии К. свёл к свободе от католицизма, не допуская критики своего учения. Он
 боролся за чистоту
 вероучения с нем. богословами, с протестантом-гуманистом С. Кастеллио, добился
 изгнания из
 Женевы учёного-врача Ж. Больсека, отрицавшего идею предопределения,
 способствовал осуждению
 и сожжению М. Сервета за то, что тот не признавал догмата троичности.
 К. придал протестантизму универс. характер (в противоположность чисто нем.
 характеру
 лютеровской реформации); много сделал для утверждения респ. принципов
 организации церк.
 жизни. «Церк. установления» К. стали основой построения кальвинистских общин в
 др. странах,
 нередко выступавших затем в роли ран-небурж. политич. организаций.
 «Кальвинистская ре-
 формация,— писал Ф. Энгельс,— послужила знаменем республиканцам в Женеве, в
 Голландии и в
 Шотландии... доставила идеологический костюм для второго акта буржуазной
 революции,
 происходившего в Англии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 315).
 • Opera quae supersunt omnia, ed. G. Baum, E. Cunitz, E. Re-uss, v. l—59,
 Brunsvigae, 1863—1900 (Corpus reformatorum, v.
 29—87); Opera selecta, ed. P. Barth, Bd l, 3—5, Munch., 1926— 1936.
 • Виппер Р. Ю., Влияние К. и кальвинизма на политич. учения и движения 16 в.,
 М., 1894; Лихачева В., Европ.
 реформаторы, СПБ, 1872, с. 159—227; Порозов-ская Б. Д., Иоганн К., СПБ, 1899; ?
 ? ? ш н е в Б. Ф., К. и кальвинизм, в
 кн.: Вопросы истории религии и атеизма, в. 6, И., 1958; К empf f D., A
 bibliography of Calviniana. 1959— 1974, Leiden,
 1975; M on t er E W., Calvin's Geneva, Hun-tington, 1975; Calvinus Theologus,
 hrsg. v. W. H. Neuser, Neukir-chen-Vluyn,
 1976.
 КАММАРИ Михаил Давидович [17.2(1.3).1898—21.9. 1965, Москва], сов. философ, чл.-
 корр. АН
 СССР (1953). Чл. КПСС с 1919. Окончил Ин-т красной профессуры философии и
 естествознания
 (1931). Преподавал философию в вузах с 1929. В 1954—59 гл. редактор журн.
 «Вопросы
 философии». С 1945 старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР. Осн. труды
 по историч.
 материализму.
 * О сов. социалистич. обществе, М., 1948 (соавтор); Историч. материализм, М.,
 1954 (соавтор); Народ—творец истории,
 Рига, 1954; Что такое базис и надстройка общества, М., 1957; Роль нар. масс и
 личности в истории, М., 1957 (соавтор).
 КАМПАНЕЛЛА (Campanella) Томмазо (5.9.1568, Стило, Италия,—21.5.1639, Париж),
 итал.
 философ, поэт, политич. деятель; создатель коммунистич. утопии. Сын сапожника; с
 1582 монах-
 доминиканец. В 1591 выступил с книгой «Философия, доказанная ощущениями»
 («Philosophie
 sensibus demonstrate») в защиту натурфилософии Телезио против схоластич.
 аристотелизма.
 Неоднократно подвергался церк. суду по обвинению в ереси. В 1598—99 возглавил в
 Калабрии
 заговор против исп. владычества, был схвачен и приговорён к пожизненному
 заключению. За время
 почти 27-летнего пребывания в неаполитанских тюрьмах создал десятки соч., в т.
 ч. по философии,
 частично опубл. в Германии и распространявшихся в списках. В мае 1626 освобожден
 и переведён в
 Рим, в 1629 оправдан; в 1634 — бежал во Францию в связи с угрозой выдачи исп.
 властям.
 В философии К. отстаивал необходимость опытного познания и развивал учение о
 «двойном»
 откровении (природы и Священного писания). Выступив в защиту Галилея, К. не
 принял учения о
 бесконечности Вселенной, допуская, однако, существование множества миров.
 Коммунистич. утопия
 К. представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе-
 общности
 имущества («Город Солнца», произв., построенное в форме рассказа мореплавателя,
 1602, опубл.
 1623, рус. пер. 1906,1954), дополняемую утопией
 всемирной теократич. монархии («Монархия Мессии»). В идеальной коммунистич.
 общине у К.
 упразднены собственность я семья, дети воспитываются гос-вом; труд обязателен
 для всех, рабочий
 день сокращён до 4 часов; огромное внимание уделяется развитию науки («магич.
 знанию»),
 просвещению и трудовому воспитанию. Руководство коммунистич. общиной находится в
 руках
 учёно-жреч. касты. Осуществление своей программы К., после провала Калабрийского
 заговора,
 возлагал на европ. государей (исп., затем франц. короля) и рим. папу, стремясь
 достичь духовного
 единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами
 католицизма.
 • Tutte le opere, v. I — , Mil.—Verona, 1954—; Lettere, Bari, 1927, La filosofia
 ehe i sensi ci additano, Napoli, 1974.
 • Г o p ? у нк е л ь А. X., Т. К., М., 1969 (библ.); Ш т е к-ли А. Э., «Город
 Солнца»: утопия и наука,
 М., 1978; P i r-р о L., Ricerche campanelliane, Firenze, 1947; С o r s a n ? ?.,
 Tommaso Campanella, Bari,
 1961; Badaloni N., Tommaso Campanella, Mil., 1965; A m er i o R., II sistema
 teologico di Tommaso
 Campanella, Mil.— Napoli, 1972.
 KAMЮ (Camus) Альбер (7.11.1913, Мондови, Алжир,— 4.1.1960, Вильблевен, Франция),
 франц.
 философ, близкий к экзистенциализму, писатель и публицист. В 1934—37 состоял в
 компартии. В
 годы Сопротивления сотрудничал в подпольной газ. «Combat», к-рую возглавил после
 освобождения
 от нем. оккупации. Повесть «Посторонний» («L'etranger», 1942) и филос. соч. «Миф
 о Сизифе»
 («Mythe de Sisyphe», 1942), а затем постановки его пьес принесли К. известность.
 Благодаря своей
 публицистике, филос.-идеологич. эссе «Бунтующий человек» («L'homme revolte»,
 1951), роману-
 притче «Чума» («La peste», 1947) и др. произв. стал одним из «властителей дум»
 леволиберальной
 интеллигенции Запада. Мучительные попытки К. оставаться «вольным стрелком»,
 находясь в гуще
 политико-миро-воззренч. схваток времён «холодной войны», не примыкая, однако, ни
 к одному из
 борющихся лагерей, сказались в повести «Падение» («La chute», 1956) и кн.
 рассказов «Изгнание и
 царство» («L'exil et le royaume», 1957), а также в «Шведских речах» («Discours
 de Suede», 1958;
 произнесены по случаю вручения К. Нобелевской пр. 1957).
 Как мыслитель экзистенциалистского толка К. прошёл путь от нигилистич.
 «философии абсурда» до
 мора-листич. гуманизма. Отправная посылка умозрения К.— трагич. переживание
 «смерти бога» в 20
 в., к-рая знаменовала для него утрату метафизич. смысла бытия и жизни человека.
 Вызванная
 упадком христианства «бо-гоутрата» нашла выражение в философствовании К.: в
 агностич.
 эпистемологии (основанной на познават. стремлении к заведомо недостижимой
 последней истине-
 благодати), в философии истории (отвергающей провиденциализм и любые учения о
 поступат.
 становлении человечества), в онтологии (принявшей вид скептич. антителеологии),
 в философии
 творчества (мыслимого как вечное оспаривание художником-творцом неприемлемого
 для него и
 несовершенного земного «творения»).
 Этика К., занимающая центр. место в его миросозерцании, по своему складу
 восходит к франц.
 морали-стике 16—18 вв. Согласно К., опыт человеч. существо вания, неминуемо
 завершающегося
 смертью, приводит мыслящую личность к открытию «абсурда» как конечной правды
 своего «удела»
 на земле. Однако эта истина должна не обезоруживать, а, напротив, пробуждать в
 душе
 мужественное достоинство продолжать жить вопреки вселенскому «хаосу», обходясь
 без всяких до-
 водов в пользу такого выбора, Поначалу К. провозглашал единств. подлинной
 ценностью полноту
 телесного приобщения к природе, а все гражд., духовные, нравств. ценности
 изобличал как
 неподлинные. Но, примкнув к Сопротивлению, он пересмотрел свой прежний лозунг
 «ничто не
 запрещено» в свете утверждения долга каждого перед «другими» — ближними и
 дальними.
 КАМЮ 241
 В своей философии долга К. попытался обосновать учение о некоем «праведничестве
 без бога»,
 опирающемся на заповеди христ. милосердия и противопоставленном нравственности,
 исходящей из
 социально-историч. установок. Тем самым К. избежал ницшеанства, но открыто
 выступил и против
 марксистской революц. морали, предпочтя ей жертвенность тех, кто «истории не
 делает, а
 претерпевает» её напасти. Филос. и художеств. творчество К.— одно из
 свидетельств кризисной
 духовной атмосферы на Западе в сер. 20 в.
 • Theatre, reoits, nouvelles, P., 1962; Essais, P., 1966; в рус. пер.—
 Избранное, M., 1%9; Из филос, эссеистики, «Вопросы
 лит-ры», 1980, M 2.
 • В е л и к о в с к и й С. И., Грани «несчастного сознания». Театр, проза,
 филос. эссеистика, эстетика А. К., М., 1973;
 Семенова С., Метафизика исн-ва А. К., в сб.: Теории, школы, концепции, в. 2 —
 Художеств. произведение и личность,
 М., 1975; G inest i er P., La pensfe de Camus, [P., 1964]; Nicolas A., A.Camus
 ou le Vrai Promethee, P., 1966; B roch i er J. J.,
 A. Camus philosophe, P., 1970; L o 11-mann H. R., A. Camus, P., 1978.
 KAН (Kahn) Герман (15.2.1922, Бейонн, Нью-Джерси), амер. социолог, специалист в
 области
 социального прогнозирования, один из зачинателей и наиболее видных
 представителей бурж.
 футурологии, по образованию математик. В 1948—61 занимался разработкой вопросов
 воен.
 стратегии в корпорации РЭНД (RAND), выполняющей заказы военно-пром. комплекса
 США, С 1961
 основатель и руководитель частного Гудзонов-ского ин-та, составляющего
 социальные, политич.,
 эко-номич., технич. и др. прогнозы по контрактам с правительств. учреждениями и
 монополистич.
 корпорациями. Одиозную известность К. принесли его кн. «О термоядерной войне»
 («On
 thermonuclear war», 1960), «Мысли о немыслимом» («Thinking about unthinkable»,
 1962) и «Об
 эскалации: метафоры и сценарии» («On escalation: metaphors and scenarios»,
 1965), в к-рых он пытался
 обосновать возможность и целесообразность применения ядерного оружия в качестве
 оправданного
 продолжения внеш. политики США. В своих книгах, написанных в соавторстве с др.
 сотрудниками
 Гудзо-новского ин-та, «Год 2000-й» («The year 2000», 1967), «Грядущее.
 Размышления о 70-х и 80-х
 гг.» («Things to come; thinking about the seventies and eighties», 1972),
 «Следующие 200 лет» («The next
 200 years», 1976) и др., а также в мпогочисл. статьях и интервью К. выступает
 как поборник
 концепции «постиндустриального общества», отстаивающий интересы
 многонациональных
 корпораций и стремящийся навязать развивающимся странам модернизацию по-
 американски.
 Выступая против окологич. пессимизма с позиций тех-нологич. оптимизма, К.
 исходит из
 волюнтаристского принципа т, н. самооправдывающегося пророчества, согласно к-
 рому можно
 навязать массам определённое, уготованное для них будущее, убедив их в его
 неизбежности. Вместе
 с тем работы К., особенно выполненные по спец. заказам и не предназначенные для
 публикации
 технич. проекты, представляют определ. интерес с т. зр. методологии и техники
 социального
 прогнозирования (использование многофакторной экстраполяции, метода сценариев и
 т. п.), а также
 содержат большой фактич. материал.
 • Б с с т у ж е в - Л а д а И. В., Окно в будущее, М., 1970; А р а б - О г л ы
 Э. А., В лабиринте пророчеств. М., 1973; его
 же, Демографич. и экологич. прогнозы, М., 1978, гл. 8; И к о н н и к о в а Г.
 И., Теория (.постиндустриального об-
 щества». Г.удущсе человечества и его бурж. толкователи, М., 1975; Бовш В. И.,
 Футурология и антикоммунизм, Минск,
 1977.
 КАНАДА (видимо, после 300 до н. э.), один из создателей др.-инд. филос. системы
 вайтешика и
 первый её систематизатор. Считается, что настоящее имя К.— Улука, откуда
 обозначение его
 системы — аулукья. Осн. труд — «Вайшегаика-сутра»; особое внимание уделяется в
 нём атомарной
 структуре Вселенной, логич. проблемам (восприятие, вывод, причинность), катего-
 242 КАН
 риям (субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность) и т. п.
 Несомненно, что текст
 «Вайшешика-сутры» дополнялся и после К.
 * Vaisesikadarsana of Kanada, ed. by Ananlalal Thakur, Darb-hanga, 1957;
 Vaisesikasutra of Kanada, with the comm. of С
 rananda, critically ed. by Muni Sri Jamhuvijayaji, Baroda, l • см. к ст.
 Вайшешика.
 КАНТ (Kant) Иммануил (22.4.1724, Кенигсберг, ныне Калининград,—12.2.1804, там
 же), нем.
 философ и учёный, родоначальник нем. классич. философии. ?ро-жил всю жизнь в
 Кенигсберге, где
 окончил ун-т (1745) и был в 1755—70 доцентом, а в 1770—96 проф. ун-та.
 В филос. развитии К. различают два периода — «до-критический» (до 1770) и
 «критический». В т. н.
 докри-тич. период К. признаёт возможность умозрит. позна-ния вещей, как они
 существуют сами по
 себе («метафи-зики», согласно принятой тогда терминологии); в т. н. критич.
 период — отрицает
 возможность такого позна-ния на основании предварит, исследования форм позна-
 ния, источников и
 границ наших познават. способно-стей. В «докритич.» период («Всеобщая естеств.
 история и теория
 неба», «Allgemeine Naturgeschichte und Theorie des Himmels», 1755) К. разработал
 «небулярную» кос-
 могонич. гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной
 «туманности», т. е. из
 огромного об-лака диффузного вещества. Согласно оценке Ф. Энгель-са, эта теория
 К. «...была
 величайшим завоеванием acт-рономии со времени Коперника. Впервые было поколеб-
 лено
 представление, будто природа не имеет никакой истории во времени» (Маркс К. и
 Энгельс Ф., Соч.,
 т. 20, с. 56).
 Гл. произведения «критич.» периода: «Критика чистого разума» (1781), «Критика
 практического
 разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). Осно-. ву всех трёх
 «Критик» составляет
 учение К. о явлениях и о вещах, как они существуют сами по себе,— «вещах в
 себе». Познание
 начинается, по К., с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы внеш. чувств
 и вызывают в нас
 ощущения. В этой предпосылке своего учения К.— материалист. Но в учении о формах
 и границах
 познания К,— идеалист и агностик. Он утверждает, будто ни ощущения нашей
 чувственности, ни по-

<< Пред.           стр. 126 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу