<< Пред.           стр. 132 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 "с в ?б о д н о й вол и", воли в себе и для себя, человеческой воли, и сделал
 из неё таким образом
 чисто идеологические определения понятий и моральные постулаты» (Соч., т. 3, с.
 184).
 • P a t о n ?. I., The categorical imperative, L.— ?.?., 1947; Williams T. C.,
 The concept of the categorical imperative, Oxf.,
 1968.
 «КАТЕДЕР-СОЦИАЛИЗМ» (нем. Kathedersozialismus, от Katheder — кафедра),
 разновидность
 бурж. социализма. Возник в Германии в 60—70-е гг. 19 в. в качестве реакции
 представителей офиц.
 нем. бурж. науки (гл. обр. политич. экономии) на рост социалистич.
 сознательности рабочего класса.
 В 1872 они объединились в Союз социальной политики с целью борьбы против
 марксизма и
 проповеди с университетских кафедр необходимости вмешательства гос-ва в
 экономич. и
 социальные отношения якобы для введения «социализма» сверху. Идейные истоки «К.-
 с.» — в
 концепции «социальной монархии» Л. Штейна (Германия) (см. «Государственный
 социализм»).«К.-
 с.»был «... естественным и неизбежным выражением теоретической трусости и
 политической
 растерянности тамошней буржуазии» (Ленин В. И., ПСС, т. 2, с. 479). Катедер-
 социалисты (Г.
 Шмоллер, Л. Брентано, А. Вагнер, Г. Геркнер, А. Шеффле) выступили апологетами
 гос. капитализма,
 насаждавшегося в Германии, изображали прусско-юнкерское гос-во «народным гос-
 вом», чинов-
 ничество и монархич. власть «единственно нейтральными элементами в классовой
 борьбе»,
 способными обеспечить улучшение положения трудящихся, доказывали возможность
 социального
 решения рабочего вопроса путём полицейской регламентации труда, возрождения
 обычаев ср.-век.
 цехов и пр. К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике «К.-с.», капитулянтство
 перед ним
 оппортунистов. В. И. Ленин вскрыл связь «К.-с.», «легального марксизма» в России
 и междунар.
 ревизионизма. В кон. 19 — нач. 20 вв. влияние «К.-с.» значительно упало. Нек-рые
 его идеи позднее
 были восприняты идеологами реформизма, политич. реакции.
 • Маркс К., Замечания на книгу А. Вагнера..., M a p к с К. и Э н г е л ь с Ф.,
 Соч., т. 19; Э н г е л ь с Ф., Брентано contra
 Маркс, там же, т. 22; Ленин В. И., Аграрный вопрос и «критики Маркса», ПСС, т.
 5; е г о ж е, Против бойкота, там же, т.
 16; его же, Анкета об организациях крупного капитала, там же, т. 21; V o l k е г
 l i n g F., Der deutsche Katheder-
 Sozialismus, B., 1959.
 КАУЗАЛЬНОСТЬ (от лат. causalis — причинный), то же, что причинность.
 КАУТСКИЙ (Kautsky) Карл (16.10.1854, Прага, -17.10.1938, Амстердам), один из
 лидеров и
 теоретиков герм. с.-д-тии и 2-го Интернационала. В идейном развитии К.
 эволюционировал от
 домарксистских взглядов к марксизму н от него к центризму и оппортунизму. Для
 филос. взглядов К.
 характерно эклектич. соеди-
 252 «КАТЕДЕР-СОЦИАЛИЗМ»
 нение элементов материализма и идеализма. В 1874 он примкнул к социалистич.
 движению, был
 близок к лассальянству (см. Лассаль). С кон. 70-х гг., а особенно после
 знакомства в 1881 с К.
 Марксом и Ф. Энгельсом, начал переходить на позиции марксизма. В 1883—1917 К. —
 редактор
 теоретич. журн. герм. с.-д-тии «Die Neue Zeit». B 80—90-х гг. написал ряд работ
 и статей,
 пропагандировавших марксистские идеи: «Экономич. учение Карла Маркса» (1887,
 рус. пер. 1956),
 «Томас Мор и его утопия» (1888, рус. пер. 1905), «Комментарии к Эрфуртской
 программе» (1892,
 рус. пер. 1959), «Предшественники новейшего социализма» (Bd 1—2, 1895, рус.
 пер., т. 1—2, 1924—
 25) и др. Работа К. «Аграрный вопрос» (1899, рус. пер. 1900) получила положит.
 оценку В. И.
 Ленина. Однако и тогда К. совершал ошюртунистич. ошибки, за что подвергался
 критике со стороны
 Энгельса. После ревизионистского выступления Э. Бернштейна К. выпустил кн.
 «Бернштейн и
 социал-демократич. программа» (1899, рус. пер. 1906), к-рая сыграла в общем
 положит. роль в борьбе
 с ревизионизмом, но обходила вопрос о ревизии Бернштейном марксистского учения о
 гос-ве и
 диктатуре пролетариата.
 В нач. 20 в. К. опубликовал ряд работ, написанных, несмотря на отд. отступления,
 в духе марксизма:
 ст. «Славяне и революция», брошюры «Движущие силы и перспективы русской
 революции» (1906—
 07, рус. пер. 1907, под ред. и с предисл. В. И. Ленина), «Путь к власти» (1909,
 рус. пер. 1959). В
 дальнейшем, отрицая партийность марксистской философии, поддерживая
 антимарксистские теории
 насилия, социал-дарвинизма, пытался доказать совместимость науч. социализма с
 немарксистскими
 филос. системами. С началом 1-й мировой войны К. окончательно порвал с революц.
 марксизмом,
 оправдывал союз с социал-шовинистами.
 Отрицание К. связи между господством монополий и захватнич. политикой
 империалистич. гос-в,
 попытка свести империализм к разновидности политики совр. капитализма вели, как
 показал Ленин
 (см. ПСС, т. 27, с. 387, 409—20), к затушёвыванию коренных противоречий,
 свойственных
 монополистич. стадии развития капитализма. Столь же апологетической и
 реформистской была
 выдвинутая К. теория ультраимпериализма, рисовавшая ложную перспективу
 наступления новой
 фазы мирного развития капитализма и изживания его противоречий. К. сеял
 пацифистские иллюзии,
 по существу отрицал неизбежность пролет. революции. ???. революцию 1917 К.
 встретил
 враждебно, выступал против установления диктатуры пролетариата, в защиту бурж.
 демократии.
 Отступничество К. от марксизма было разоблачено Лениным в работе «Пролет.
 революция и ренегат
 Каутский». В кн. «Материалистич. понимание истории» (Bd 1—2, 1927, рус. пер., т.
 2, 1931),
 биологи-зируя обществ. процесс, искажая учение марксизма о классах и гос-ве, К.
 фактически
 перешёл на позиции социал-дарвинизма.
 • в рус. пер.: Собр. соч., т. 1—4, 10, 12, М.— П., 1923—30.
 • Ленин В. И., Рецензия. Karl Kautsky. Die Agrarfrage, ПСС, т. 4; e г 9 же,
 Рецензия. Karl Kautsky. Bernstein und das
 sozialdemokratische Programm, там же; его же, Предисловие к рус. изданию брошюры
 К. «Нет больше социал-
 демократии!», там же, т. 12; е г о ж е, Предисловие к рус. переводу брошюры К.
 «Движущие силы и перспективы рус.
 революции», там же, т. 14; его же, Гос-во и революция, там же, т. 33, гл. 6;
 История Второго Интернационала, т. 1—2,
 М., 1965—66; Б p а й о-вич С. М., Карл К. — эволюция его воззрений, М., 1982.
 КАЧЕСТВО, филос. категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его
 существенную
 определённость, благодаря к-рой он является именно этим, а не иным объектом. К.
 отражает
 устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, к-рое характеризует его
 специфику,
 дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря К. каждый
 объект
 существует и мыслится как нечто отграниченное от др. объектов. Вместе с тем К.
 выражает и то об-,
 щее, что характеризует весь класс однородных объектов.
 Категория К. впервые была проанализирована Аристотелем, определявшим её как
 видовое отличие
 сущности. Аристотель отмечал текучесть К. как состояний вещей, их способность
 превращаться в
 противоположное. Ср.-век. схоластика толковала т. н. скрытые К. как вечные и
 неизменные
 «формы». На почве механис-тич. мировоззрения и философии нового времени
 сложилось деление на
 первичные и вторичные качества. Гегель определил К. как логич. категорию,
 составляющую
 начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную
 характеристику
 бытия объекта.
 Диалектич. материализм исходит из признания объективности и всеобщности качеств.
 определённости вещей. К. объекта обнаруживается в совокупности его свойств. При
 этом объект не
 состоит из свойств, не является своего рода «пучком свойств», а обладает ими:
 «...существуют не
 качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими
 качествами»
 (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 547). Под свойством
 понимается способ
 проявления определ. стороны К. объекта по отношению к др. объектам, с к-рыми он
 вступает во
 взаимодействие. Категория К. объекта не сводится к отд. его свойствам. Она
 выражает целостную
 характеристику функционального единства существ. свойств объекта, его внутр. и
 внеш.
 определённости, относит. устойчивости, его отличия от др. объектов или сходства
 с ними.
 Категория К. выражает определ. ступень познания человеком объективной
 реальности. На начальном
 этапе познания объект исследования выступает перед субъектом прежде всего к.-л.
 отд. свойством
 или рядом свойств. В непосредств. чувств. восприятии К. выступает как нек-рое
 множество свойств.
 «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто ,— потом развиваются
 понятия качества...
 (определения вещи или явления) и количества... Самым первым и самым
 первоначальным является
 ощущение, а в нем неизбежно и качество...» (Лени н В. И., ПСС, т. 29, с. 301).
 Познание идёт от К. к
 количеству и далее к их единству — мере. Любой предмет представляет собой
 единство К. и
 количества. См. ст. Переход количественных изменений в качественные и лит. к
 ней.
 КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, социологич. категория, выражающая качество удовлетворения
 материальных
 и культурных потребностей людей (качество питания, качество и модность одежды,
 комфорт
 жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей
 среды,
 структура досуга, степень удовлетворения потребностей в содержательном общении,
 знаниях, творч.
 труде, уровень стрессовых состояний, структура расселения и др.). В 70-х гг. 20
 в. в капиталистич.
 странах развернулась идеологич. кампания «за новое качество жизни» с целью
 приглушить критику
 бурж. строя, направить её в русло экологич. и социально-психологич. проблем.
 Среди бурж. фи-
 лософов, социологов, экономистов вопрос о содержании и структуре понятия К. ж.
 остаётся
 дискуссионным. Одни трактуют его как тождественное укладу, уровню, стилю или
 образу жизни,
 другие противопоставляют К. ж. и уровень жизни как взаимопротивоположные (т. е.
 чем выше
 уровень жизни, чем напряжённее жизненный ритм, тем ниже К. ж., и наоборот),
 третьи сводят К. ж. к
 уровню стрессовых ситуаций или качеству окружающей среды и т. д.
 Философы и социологи-марксисты подчёркивают серьёзность проблем К. ж., особенно
 в совр.
 условиях, но отвергают апологетич. бурж. концепции К. ж., вскрывают их классовую
 сущность и
 критикуют методоло-гич. несостоятельность попыток подмены проблематики уклада,
 уровня, образа
 жизни одними лишь узко взятыми и тенденциозно трактуемыми проблемами К. ж. При
 социализме
 неуклонный подъём жизненного уровня нар. масс приводит к повышению К. ж.
 человека.
 К. ж. наряду с укладом и уровнем жизни определяет условия образа жизни людей.
 • Милейковский А. Г., Науч.-технич. революция и проблема «К. ж.» в развитых
 капиталистич. странах, «ВФ», 1074, № 7;
 ? ? ? о в С. И., Проблема «К. ж.» в совр. идеологич' борьбе, М., 1977; Бестужев-
 Лада И. В., Б а т ы-г и н Г. С., О «К. ж.»,
 «США: экономика, политика, идеология» 1978, ? 1; Т од о ? о в А. С., К. ж., пер.
 с болг., М., 1980; Campbell ?.,
 Converse Р. E., Rodgers W L The quality of American life, N. У., 1976.
 КВАНТИФИКАЦИЯ (от лат. quantum — сколько и facio — делаю), измерение качеств.
 признаков.
 КВАНТОР (от лат. quantum — сколько), оператор логики предикатов, применение к-
 рого к
 формулам, содержащим лишь одну свободную переменную, даёт предложение
 (высказывание).
 Различают К. общности, обозначаемый символом (от англ. all — все), и К.
 существования (от
 exist — существовать): хР(х) интерпретируется (см. Интерпретация) как «для всех
 х имеет место
 свойство Р», а хР(х) — как «существует х такой, что имеет место свойство ?(х)».
 Если предметная
 область (универсум) конечна, то хР(х) равносильно конъюнкции всех формул Р(а),
 где а — элемент
 предметной области. Аналогично, хР(х) равносильно дизъюнкции всех формул вида ?
 (а). Если же
 предметная область бесконечна, то xP(x) и хР(х) могут быть истолкованы
 соответственно как
 бесконечные конъюнкция и дизъюнкция. Введение К. в логике многоместных
 предикатов (т. е.
 неодноместных) обусловливает неразрешимость исчисления предикатов. Различные
 соотношения
 между К. общности и существования и логическими связками логики высказываний
 формализуются
 в исчислении предикатов.
 • см. к ст. Логика предикатов.
 КВИЕТИЗМ (франц. quietisme, от лат. quietus — спокойный, безмятежный, quies —
 покой), религ.-
 этич. учение, проповедующее мистически-созерцат. отношение к миру, пассивность,
 спокойствие
 души, полное подчинение божеств. воле, безразличие к добру и злу, к раю и аду.
 Возникнув в кон. 17
 в. внутри католицизма, К. выражал рост оппозиц. настроений против папства и
 враждебное
 отношение к иезуитам. Идеи К. были развиты исп. священником М. Молиносом (1628—
 96),
 издавшим в Риме в 1675 книгу «Духовный руководитель» («Guida spirituale»).
 Согласно учению
 квиетистов, душа, примирившаяся со всеми страданиями и отрешившаяся от мира,
 полностью
 погружается в божеств. любовь.
 Католич. церковь и особенно иезуиты резко выступили против К. В 1685 Молинос был
 заключён в
 тюрьму, а 68 положений К. были осуждены как ересь. Идеи Молиноса были развиты
 его
 последовательницей во Франции Ж. М. Гюйон (1648—1717), в защиту к-рой выступил
 епископ Ф.
 Фенелон. Однако особая церк. комиссия, возглавляемая Ж. Боссюэ, осудила К. как
 безнравств.
 еретич. учение и добилась заключения Гюйон в Бастилию. Элементы К.
 обнаруживаются и в люте-
 ранском пиетизме 18 в.
 Термин «К.» приобрёл и более общий смысл, став синонимом пассивности,
 непротивления,
 воздержания от к.-л. деятельности. В этом смысле в К. часто видят характерную
 особенность мн.
 вост. религий. В.И.Ленин, находя элементы К. в толстовстве, подверг резкой
 критике всякие попытки
 их идеализации (см. ПСС, т. 20, с. 104).
 * S с h а г l i n g С. E., Michael de Molinos. Ein Bild aus der
 irchengeschichte des siebzehnten Jahrhunderts, Gotha,
 1855; H e p p e H., Geschichte der quietistischen Mystik in der katholischen
 Kirche, B., 1875.
 КВИНТЭССЕНЦИЯ (от лат. quinta essentia — пятая сущность, перевод греч. ??????
 ?????), в антич.
 философии «пятый элемент» (см. Элементы), или эфир (субстанция небесной тверди
 или светил),
 учение о к-ром впервые было разработано в платоновской Ака-
 КВИНТЭССЕНЦИЯ 253
 демии (см. «Тимей» 55 с, где корпускулы К. обладают формой правильного
 додекаэдра). Аристотель
 превратил теорию пятого элемента (он сам наз. его «первым телом», «первым
 элементом», «первой

<< Пред.           стр. 132 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу