<< Пред. стр. 139 (из 449) След. >>
dialectic. The philosophy of R. G. Cpllingwood,Bloomington— L., 1969; Critical essays of the philosophy of R. G. Collingwood,
ed. by M. Krausz, Oxf., 1972.
КОМИЧЕСКОЕ (от греч. ??????? — весёлый, смешной, от ????? — весёлая ватага
ряженых на сел.
празднестве Диониса в Др. Греции), смешное. Начиная с Аристотеля существует
огромная лит-pa о
К., его сущности и источнике; трудность его исчерпывающего объяснения
обусловлена, во-первых,
универсальностью К. (всё на свете можно рассматривать «серьёзно» и «комически»),
а во-вторых, его
необычайной динамичностью, его «природой Протея» (Жан Поль Рихтер), игровой
способностью
скрываться под любой личиной. К. часто противопоставляли трагическому
(Аристотель, Шиллер,
Шеллинг), возвышенному (Жан Поль Рихтер), совершенному (Мендельсон),
трогательному
(Новалис), но достаточно известны трагикомический, высокий (т. е. возвышенный) и
трогательный
(особенно в юморе) виды смешного. Сущность К. усматривали в «безобразном»
(Платон), в
«самоуничтожении безобразного» (нем. эстетик-гегельянец К. Розенкранц), в
разрешении чего-то
важного в «ничто» (Кант), но чаще всего определяли формально, видя её в
несообразности,
несоответствии (между действием и результатом, целью и средствами, понятием и
объектом, и т. д.),
а также в неожиданности (Ч. Дарвин); однако существует и К. «соответствия», и
нередко впечатляет
как раз К. «оправдавшегося ожидания» (суждения признанного комика, «шута», в его
устах сугубо
смешны). Мало удовлетворяя в роли универс. формул, разные эстетич. концепции К.,
однако,
довольно метко определяли существо той или иной разновидности К., а через неё и
некую грань К. в целом, т. к. «протеистичность» К. и сказывается в
непринуждённом переходе его
форм друг в друга.
Общую природу К. легче уловить, обратившись сперва — в духе этимологии слова — к
известному у
всех народов с незапамятных времён игровому, празднично-весёлому, коллективно
самодеятельному
нар. смеху, напр. в карнавальных играх. Это смех от радостной беспечности,
избытка сил и свободы
духа — в противовес гнетущим заботам и нужде предыдущих и предстоящих будней,
повседневной
серьёзности — и вместе с тем смех возрождающий. К этому смеху применимо одно из
общих
определений К.: «фантазирование... рассудка, которому предоставлена полная
свобода» (Жан Поль
Рихтер). По содержанию смех универсальный и амбивалентный (двузначный —
фамильярное сочета-
ние в тоне смеха восхваления и поношения, хулы и хвалы) — это и смех
синкретический: как по
месту действия — без «рампы», отделяющей в театре мир К. от реального мира
зрителей, так и по
исполнению — часто слияние в весельчаке автора, актёра и зрителя (напр., ср.-
век. шут, др.-рус.
скоморох).
В синкретич. смехе потенциально или в зачаточном виде заложены мн. виды К.,
обособляющиеся
затем в ходе развития культуры. Это прежде всего ирония и юмор, противоположные
по «правилам
игры», по характеру личины. В иронии смешное скрывается под маской серьёзности,
с
преобладанием отрицат. (насмешливого) отношения к предмету; в юморе — серьёзное
под маской
смешного, обычно с преобладанием положительного («смеющегося») отношения. Среди
всех видов
К. юмор отмечен в принципе миросозерцат. характером и сложностью тона в оценке
жизни. В юморе
«диалектика фантазии» приоткрывает за ничтожным — великое, за безумием —
мудрость, за
смешным — грустное («незримые миру слезы», по словам Гоголя). Напротив, обличит.
смех сатиры,
предметом к-рого служат пороки, отличается вполне определённым (отрицательным,
изобличающим) тоном оценки.
По значению (уровню, глубине К.) различаются высокие виды К. (величайший образец
в лит-ре —
Дон Кихот Сервантеса, смех над наиболее высоким в человеке) и всего лишь
забавные шутливые
виды (каламбур и т. п.); к забавно К. применимо определение смешного у
Аристотеля: «...ошибка и
безобразие, никому не причиняющие страдания и ни для кого не пагубные» («Об
искусстве поэзии»,
М., 1957, с. 53). Для К. обычно важна чувственно наглядная природа конкретного
предмета, игра на
утрировке величины элементов, на фан-тастич. сочетаниях (гротеск); но наряду с
этим остроумие
(острота), вырастая из сравнения, строится также на сближении далёких, более или
менее отвлечён-
ных понятий; остроумие — это «играющее суждение» (К. Фишер), комич. эффект при
этом как бы
играет роль доказательства. По характеру эмоций, сопровождающих К., и их
культурному уровню
различают смех презрительный, любовный, трогательный, жестокий (едкий и
«терзающий», или
саркастический), трагикомический, утончённый, грубый, здоровый (естественный),
больной и т. д.
Весьма важно также духовное состояние «комика»: смех сознательный, когда человек
владеет
процессом К., и, напротив, когда им безлично играют внеш. обстоятельства, жизнь
(ставя в «смешное
положение») или бессознательное играет им как простым орудием, невольно
«разоблачая» его
(«автоматизм К.», по Бергсону).
Ещё Аристотель отметил, что смеяться свойственно только человеку (у нек-рых
высших видов
животных, у человекоподобных обезьян и собак, наблюдаются зачаточные формы
беззвучного
смеха). Велико антропо-логич. значение К.; по словам Гёте, ни в чём так не
обнаруживается характер
людей, как в том, что они
КОМИЧЕСКОЕ 265
находят смешным. Истина эта равно применима к отд. индивидам, целым обществам и
эпохам (то,
что не кажется сметным одной культурно-историч. среде, начиная с обычаев,
одежды, занятий,
обрядов, форм развлечений и т. п., вызывает смех у другой и наоборот), а также к
нац. характеру, как
это обнаруживается и в иск-ве. Величайшим объективным источником К. является,
сохраняя при
этом «игровой» характер, история человеч. общества, смена отживших социальных
форм новыми.
Старый строй общества — это «...лишь комедиант такого миропорядка,
действительные герои
которого уже умерли... Последний фазис всемирно-исторической формы есть её к о-м
е д и я ...
Почему таков ход истории? Это нужно для того, чтобы человечество весело
расставалось со своим
прошлым» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 418). С полным
правом можно го-
ворить о «геркулесовой работе смеха» (М.М.Бахтин) в истории культуры по
освобождению человеч.
сознания от всякого рода «чудищ» — ложных страхов, навязанных культов, отживших
авторитетов и
кумиров, о духовно-терапевтич. роли К. в быту и в иск-ве. Единств. объект К. —
это человек (и
человекоподобное в зверях, птицах и т. д.). К. поэтому чуждо архитектуре, а др.
иск-вам свойственно
в разной мере. Наиболее благоприятна для универс. природы К. художеств. лит-pa,
где на К. основан
один из главных и наиболее игровой вид драмы — комедия.
• Чернышевский Н. Г., Возвышенное и К., ПСС., т. 2, М., 1949; Бергсон А., Смех n
жизни и на сцене, пер. с франц., СПБ,
1900; Саккетти Л., Эстетика в общедоступном изложении, т. 2, П., 1917, гл. 12—
13; Сретенский Н. Н., Историч.
введение в поэтику К., ч. 1, Ростов н/Д., 1926; Бахтин М. М., Творчество Ф.
Рабле и нар. культура средневековья и
Ренессанса, М., 1965; Пинский Л. Е., Комедии и К. у Шекспира, в кн.:
Шекспировский сборник, М., 1967; Б о p е в Ю. Б.,
К., М., 1970; ? ? ? ? ? В. Я., Проблемы комизма и смеха, М., 1076; Ж а н Поль,
Приготовит, школа эстетики, М., 1981;
Llpps Th., Komik und Humor, Lpz., 19222; J u n g е г F. G,, Uber das Komische,
Fr./M., 1948'; P l e s-sner H., Lachen und
Weinen, Bern, [1950]2. Л. Е. Пинский.
КОММУНИЗМ (от лат. communis — общий), 1) коммунистич. общество, общественно-
экономич.
формация, закономерно посредством революц. преобразования общества сменяющая
капитализм.
Коммунистич. общество основано на обществ. собственности на осн. средства
производства и
предполагает высшее раави-тие материального и духовного производства. Конечной
целью
коммунистич. преобразования общества является создание условий для всестороннего
свободного
развития каждого человека и всего общества в целом; 2) полный коммунизм, вторая
(высшая) фаза
коммунистич. общества; 3) науч. К. (науч. социализм)— марксистско-ленинская
теория
коммунистич. преобразования общества, включающая и теорию самого коммунистич.
общества (см.
Научный коммунизм); 4) различные учения (утопич. К.), в к-рых в качестве цели и
идеала
выдвигается установление бесклассового общества, но в к-рых представления о
таком общество и
способах его достижения отличаются от науч. К.
Науч. теория коммунистич. общества была разработана классиками марксизма-
ленинизма. Стано-
вление и развитие этой теории в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина
прошло ряд осн.
этапов, к-рые определялись крупнейшими историч. событиями: европ. бурж.-
демократич.
революциями 1848—49, Парижской Коммуной 1871, переходом в кон. 19 в. от
домонополистич.
капитализма к империализму, Великой Окт. социалистич. революцией, ознаменовавшей
начало
перехода человечества к коммунистич. обществ. формации.
В деятельности Маркса и Энгельса выделяются три осн. этапа: 1842—48, 1848—71,
1871—95.
С момента перехода Маркса и Энгельса к материализму и коммунизму (1842) начался
процесс стано-
266 КОММУНИЗМ
вления науч. представлений о будущем обществе. В их работах накладываются
методология, основы
науч. предвидения будущего, выявляется различие между бурж. и пролет.
революциями,
предстоящее коммунистич. преобразование общества рассматривается как длит. и
сложный процесс
снятия частной собственности и всех видов отчуждения, выдвигается и развивается
идея всемирно-
историч. роли пролетариата как творца нового общества и выясняется особая роль
пром.
пролетариата.
На основе материалистич. понимания истории Маркс и Энгельс обосновали
необходимость
коммунистич. преобразования общества, разработали целостную диалектико-
материалистич. теорию
коммунистич. общества; они выяснили материальные предпосылки, ин-тернац.
характер
коммунистич. преобразований общества, взаимосвязь изменения условий жизни,
обществ.
отношений и самих людей в процессе революции, высказали идею диктатуры
пролетариата. С
выходом в свет «Манифеста Коммунистич. партии» (1848) завершается период
формирования
марксизма и вместе с тем марксистской теории коммунистич. общества.
В период тэоретич. обобщения опыта революций 1848—49 (1850-52) основоположники
науч. К. раз-
вивают теорию коммунистич. преобразования общества как стадиального процесса,
вводят термин
«диктатура пролетариата» и положение «обобществление средств произ-ва»,
формулируют выводы о
необходимости слома старой, бурж. гос. машины, союза пролетариата и
крестьянства.
В период интенсивной работы по созданию «Капитала», в к-ром дано экономич.
обоснование
неизбежности К., Маркс анализирует экономику будущего общества, разрабатывает
методологию
науч. предвидения, методологию теории коммунистич. общества, специально
рассматривает такие
проблемы, как автоматизация произ-ва, превращение науки в непо-средств.
производит. силу,
возрастание роли духовного произ-ва в совокупном обществ. произ-ве, закон
экономии времени,
соотношение свободы и необходимости, рабочего и свободного времени,
распределение совокупного
обществ. продукта и др.
После Парижской Коммуны основоположники науч. К. разрабатывают проблему гос-ва и
револю-
ции. При этом процесс слома бурж. гос. машины рассматривается ужо
дифференцированно (одни
элементы должны быть уничтожены, другие сохранены и развиты дальше);
подчёркивается
необходимость экономич. централизации после отмирания политич. гос-ва. В
«Критике Готской
программы» Маркс даёт классич. формулировку концепции осн. стадий становления и
развития
коммунистич. общества: переходного периода от капитализма к К. (социализму) и
двух фаз развития
коммунистич. общества.
В «Анти-Дюринге» Энгельс систематизирует и развивает положения о необходимости
обобществле-
ния средств произ-ва, уничтожения противоположности между городом и деревней,
между умств. и
фи-зич. трудом; о необходимости осуществления социального равенства; о
возрастании и качеств.
изменении роли обществ. сознания.
В дальнейшем Энгельс обращает особое внимание па диалектику будущего общества,
подчёркивает
его динамич. характер; высказывает мысль о возможности перехода иек-рых стран к
социализму,
минуя капитализм; исследует перспективы развития семьи и др.
Маркс и Энгельс разработали теорию коммунистич. общества как целостную систему,
включающую
анализ осн. стадий становления и развития осн. сфер деятельности коммунистич.
общества.
Всестороннее развитие теория науч. К. получила в трудах Ленина, что было
обусловлено
потребностями революц. движения в новую эпоху: необходимостью применения
марксистской
теории к конкретным условиям РОССИИ; переходом капитализма в фазу импе-
риализма — монополиетич., а затем и гос.-монопо-листич. капитализма; началом
эпохи пролет. рево-
люций и началом практич. перехода от капитализма к социализму в России.
Соответственно этому в
теоретич. деятельности Ленина особое значение приобретает раз-работка таких
проблем, как
предпосылки коммунистич. преобразования общества; стадии революции, перехода к
К., их
различные формы; гос-во и революция; закономерности переходного периода,
конкретный план
строительства социализма. В своих работах Ленин постоянно проявляет интерес к
проблемам
методологии марксистской теории коммунистич. общества.
В. И. Ленин в связи с вопросом о развитии капитализма в России обращает особое
внимание на
проблему предпосылок коммунистич. преобразования общества. Проблемы коммунистич,
преобразования об-щества рассматриваются им особенно глубоко в связи с
разработкой программы
партии (1903, а затем 1919). Революция 1905 обусловила дальнейшее развитие
теории
социалистической революции. Внимание Ленина к проблемам будущего общества резко
возрастает в
период 1-й мировой войны в связи с перспективой и началом революции в России.
Ленин исследует
последнюю фазу развития капитализма, соотношение войны и революции, гос-ва и
революции, нац.
вопрос, обосновывает возможность победы социализма первоначально в одной стране,
разнообразие
форм перехода от капитализма к социализму. Важнейшее значение имеет книга Ленина