<< Пред.           стр. 141 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 масс,
 руководимых коммунистич. партией. Будущее коммунистич. общество будет постоянно
 изменяющимся, динамично развивающимся обществом.
 • Маркс К., Энгельс Ф., Соч., тт. 1— 50, М., 1955—81; Ленин В. И., ПСС, тт. 1—
 55, М., 1967—70; Предметный
 указатель ко 2 изд. Соч К. Маркса и Ф. Энгельса, ч. 1, М., 1978, с. 331—61:
 рубрика «Коммунизм (обществ. формация),
 коммунистич. преобразование общества»; Справочный том ПСС В.И.Ленина, ч. 1, М.,
 1969, с. 248—49, 462—64, 628—
 32: рубрики «Коммунизм», «Переходный период от капитализма к социализму»,
 «Социализм»; Маркс К., Энгельс Ф.,
 Ленин В. И., О научном К., М., 1967 3; Б у т е н к о А. П., Социализм как
 обществ. строй, М., 1974; его же, Концепция
 развитого социализма, ее формирование и сущность, М., 1978; Ирибаджаков Н.,
 Развитое социалистич. общество, пер. с
 болг., М., 1974; Марксистско-ленинское учение о социализме и современность, М.,
 1975; Г е л ь б у ? ?. ?., Лопата П.
 П., Развитое социалистич. общество: ист. место и осн. черты, М., 1976, Теория
 социалистич. строительства, М., 1976;
 Мороз И. А., Диалектика развития социализма. Проблема диалектич.
 противоположностей, К., 1978; К о с о-лапов Р. И.,
 Социализм. К вопросам теории, М., 1979 2; Развитое социалистич. общество:
 сущность, критерии зрелости, критика
 ревизионистских концепций, М., 19793; Развитой социализм и актуальные проблемы
 науч. К., M., 1979; Медведев В. А.,
 Развитой социализм: вопросы формирования обществ. сознания. М., 1980· Мчедлов М.
 П., Социализм— становление
 нового типа цивилизации, М., 1980, Развитой социализм: проблемы теории и
 практики, М., 1981. Г. А. Багатурия.
 КОММУНИКАЦИЯ (от лат. commuriicatio — сообщение, передача), общение, обмен
 мыслями,
 сведениями, идеями и т. д.; передача того или иного содержания от одного
 сознания (коллективного
 или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на
 материальных носителях.
 Как науч. К., так и К. в др. сферах (напр., в иск-ве, лит-ре, бытовых или
 производств. отношениях)
 представляет собой социальный процесс, отражающий обществ. структуру и
 выполняющий в ней
 связующую функцию.
 Проблема К. получила наиболее развёрнутую разработку в рамках науковедения, где
 количественно
 и качественно исследованы такие формы К., как публикация, дискуссия,
 интеллектуальное влияние и
 т. п. Науч. К. представляет собой функциональную подсистему в рамках системы
 движения науч.
 информации (общение членов одного коллектива или «невидимых колледжей» для
 получения нового
 знания, соавторство, передача добытой информации др. специалистам,
 популяризация, практич.
 использование знаний путём их сообщения в инженерно-прикладную сферу).
 К. — одна из осн. тем в экзистенциализме и персонализме, мистифицирующих её
 реальное
 содержание. Игнорируя социальный смысл К., представители этих идеалистич.
 течений
 рассматривают её как процесс, посредством к-рого «Я» становится самим собой,
 обнаруживая себя в
 другом (Ясперс); толкуют как «глубинное несчастье самобытия» (Сартр);
 усматривают в ней осн.
 отличие человека от остального мира (Мунье); признают неустранимым трагизм К.
 между людьми. О
 проблеме К. в психологии и социальной психологии см. в ст. Общение.
 Эмпирич. исследования К. осуществляются в рамках социологии массовой К.,
 изучающей каналы
 (печать, телевидение и др.) и аудитории массовой К. См. также ст. Массовая
 коммуникация и лит. к
 ней.
 • К. в совр. науке. Сб. переводов, М., 1976; Старостин Б. А., Параметры развития
 науки, М., 1980, гл. 8.
 КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ, см. Массовая коммуникация.
 КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД, исторически необходимая форма трудовой деятельности,
 специфическая для зрелого коммунистич. общества. Для К. т. характерно: 1)
 превращение труда в
 деятельность, определяемую собств. содержанием, необходимостью самостоят.
 решения встающих перед человеком проблем я задач,— в деятельность, в к-рой
 совпадают целепола-
 гание и целереализация, планирование, вообще управление и исполнение планов; 2)
 превращение
 труда из средства в цель жизни, в способ развития потребностей и способностей
 человека, а значит. и
 его индивидуальности, в «самоосуществление индивида» (Маркс К., см. Маркс К. и
 Энгельс Ф., Соч.,
 т. 46, ч. 2, с. 110); 3) отсутствие к.-л. способов принуждения к труду, ибо он
 становится «своим
 собственным вознаграждением» (см. там же, т. 3, с. 558), т. е. первой жизненной
 потребностью и
 наивысшим наслаждением индивида, К. т. есть «...бесплатный труд на пользу
 общества, труд,
 производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на
 известные
 продукты, не по заранее установленным и узаконенным пор-мам, а труд
 добровольный, труд вне
 нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о
 вознаграждении, труд по
 привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку)
 отношению к
 необходимости труда па общую пользу, труд, как потребность здорового организма»
 (Ленин В. И.,
 ПСС, т. 40, с. 315).
 Становление К. т. занимает целую историч. эпоху, содержание к-рой составляет
 изменение
 отношения к труду, понимаемое не только как изменение сознания участников труда,
 а как переделка
 реальных обществ. отношений людей. Такая переделка предполагает в первую очередь
 преодоление
 старого разделения труда, противоположности умств. и физич. труда, города и
 деревни. Экономич.
 основой этого процесса является крупное автоматизиров. произ-во, обеспечивающее
 изобилие
 материальных благ и создающее условия для прекращения труда, «...при котором
 человек сам делает
 то, что он может заставить вещи делать для себя...» (Маркс К., см. Маркс К. и
 Энгельс Ф., Соч., т. 46,
 ч. 1, с. 280). В результате человек из агента непосредственно материального
 произ-ва превращается в
 субъект творч. деятельности, направленной не только на создание материальных
 благ, но и на науч.,
 художеств., социальное творчество, в к-ром труд выступает как деятельное
 проявление свободы.
 Развитие обществ. произ-ва при этом предполагает существ. перестройку обществ.
 отношений на
 началах подлинного коллективизма. Формой практич. реализации этих условий
 становления К. т.
 является социалистич. соревнование, способствующее как экономич. прогрессу
 общества, так и
 развитию творч. инициативы и самодеятельности масс. Вместе с тем социалистич.
 соревнование есть
 форма вызревания «ростков» К. т. Важными вехами на этом пути являются:
 коммунистич.
 субботники, «ударничество» (годы первых пятилеток), стахановское движение и
 особенно движение
 за К. т. (с 1958). В ходе этих массовых движений постепенно складывается
 коммунистич. отношение
 к труду, а сам труд постепенно становится творч. деятельностью, потребностью и
 способом бытия
 личности. В процессе становления К. т. раскрываются высшие потенции человеч.
 деятельности.
 Ф Маркс К., Экономич. рукописи 1857—1859 годов, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т.
 46 (ч. 1—2); его же, Капитал, т. 3,
 там же, т. 25 (ч. 2), с. 385—99; его же, Критика Готской программы, там же, т.
 19; Маркс К. и Э н-
 КОММУНИСТИЧЕСКИЙ 269
 гельс Ф., Нем. идеология, там же, т, 3, г. 65—78; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там
 же, т. 20, с. 296—309; Л е-н и н В. И.,
 Великий почин, ПСС, т. 39; его же, От разрушения векового уклада к творчеству
 нового, там же, т. 40; Программа
 КПСС. (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М.,
 1976; Материалы XXVI съезда
 КПСС, М., 1981.
 КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, планомерное, целеустремлённое и систематич.
 формирование всесторонне и гармонически развитой личности в процессе построения
 социализма и
 коммунизма.
 Содержание, цели, методы и средства воспитания определяются типом обществ.
 отношений и
 различны в разных обществ.-экономич. формациях. В первобытном обществе
 воспитание
 проводилось всей общиной, осуществлялось гл. обр. в процессе трудовой
 деятельности, игр, при
 исполнении обрядов и т. п. В классово антагонистич. обществе оно направлено на
 поддержание и
 укрепление существующего строя, осуществляется гос. органами, церковью, школой и
 др. и опирает-
 ся на соответствующие теоретич. представления. Ряд прогрессивных для своего
 времени концепций
 воспитания был разработан мыслителями Возрождения, франц. просветителями,
 социалистами-
 утопистами, теоретиками педагогики.
 Последовательно науч. теория К. в., вобравшая в себя всё ценное из прежних
 учений о воспитании,
 создана классиками марксизма-ленинизма. Она лежит в основе деятельности
 коммунистич. партии и
 социали-стич. гос-в по формированию нового человека коммунистич. эпохи.
 Конечная цель К. в. — достижение всестороннего развития человека, интересы к-
 рого гармонически
 сочетаются с интересами всего общества. Прогресс материального и духовного
 произ-ва всё
 насущнее требует такого развития и создаёт условия для пего. Коммунистич. идеал
 человека
 противоположен как бурж. идеалу эгоиста, жаждущего успеха, богатства и власти,
 так и мелкобурж.
 идеалу нищего духом аскета, во всём уповающего на «всевышнего» или на
 «кормчего».
 Развивая и конкретизируя положения классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС
 выдвигает
 задачу формирования у каждого члена социалистам. общества нравств. чистоты,
 духовного богатства
 и фи-зич. совершенства. Для достижения всестороннего развития человек прежде
 всего должен
 обладать последовательным коммунпстич. мировоззрением, т. е. цельной, основанной
 на диалектико-
 материалистич. понимании действительности системой филос., социально-политич.,
 моральных,
 эстетич. взглядов. Задача К. п. заключается не только в том, чтобы привить всем
 членам общества
 коммунистич. взгляды, но и в том, чтобы превратить эти взгляды в твёрдые
 убеждения, к-рые
 обусловливают поведение человека во всех областях жизни. У всех членов общества
 должно быть
 выработано коммунистич. отношение к труду как к жизненной потребности и
 подлинному
 наслаждению, заботливое и бережливое отношение к обществ. собственности —
 материальной
 основе нового строя, утверждена подлинно гуманистич., коммунистич. мораль,
 определяющая
 повседневное поведение людей. Всестороннее развитие личности означает
 формирование у неё
 высокой общей культуры, широкого науч. и технич. кругозора, приверженности к
 прекрасному в
 жизни и иск-ве. Именно поэтому коммунистич. партия выдвинула принцип
 комплексного подхода к
 К. в., включающему образование, идейно-политич., нравств., трудовое, эстетич. и
 физич. воспитание.
 Комплексный подход означает всесторонний подход не только к определению целей
 воспитания, но
 и средств их достижения. Марксизм-ленинизм в качестве первого осн. принципа
 науч. теории К. в.
 провозгласил необходимость изменения обществ. бытия как объективной предпосылки
 для
 изменения духовного об-
 270 КОММУНИСТИЧЕСКОЕ
 лика нар. масс. Без ликвидации капитализма, уродующего, развращающего людей, бея
 замены его
 социализмом невозможно создание условий для формирования гуманистич.
 коллективистской
 идеологии, для всестороннего развития членов общества. Победа социалистич.
 обществ. отношений в
 СССР и ряде др. стран создала возможности для достижения коренного переворота в
 сознании нар.
 масс, полностью подтвердив правильность марксистско-ленинского подхода к
 проблеме фор-
 мирования духовного облика людей.
 В качестве второго осн. принципа К. в. марксизм-ленинизм выдвинул расширение
 обществ.-
 преобразующей деятельности, в ходе к-рой люди осознают объективную
 действительность и
 изменяют собств. природу. В условиях капитализма — это прежде всего развитие
 классовой борьбы
 трудящихся и обучение их на опыте этой борьбы. Придавая исключительно большую
 роль революц.
 пропаганде, внесению в массы трудящихся марксистской теории, В. И. Ленин в то же
 время писал,
 что «никакими книжками и никакой проповедью нельзя просветить пролетариат, если
 его не
 просветит его собственная борьба против темных сил капитализма» (ПСС, т. 12, с.
 14?). В условиях
 социализма — это всё более широкое вовлечение трудящихся в активную производств.
 и обществ.-
 политич. деятельность, к-рая является не только средством решения экономич. и
 социально-политич.
 задач, но и незаменимым средством развития людей, их К. в. Для этого
 последовательно проводится
 принцип материального и морального поощрения, развивается социалистич.
 соревнование,
 трудящиеся всё более широко привлекаются к управлению произ-вом и участию в
 деятельности
 Советов, профсоюзов, комсомола, культ.-просвет., спортивных и др. массовых орг-
 ций,
 совершенствуется воспитат. деятельность семьи, школы, трудовых коллективов.
 Марксизм-ленинизм решительно отвергает бихевиористские установки, сводящие
 воспитание к
 дрессировке. Теория К. в. исходит из того, что каждый человек активно утверждает
 себя в жизни.
 Воздействие на личность социальных институтов, др. людей, коллективов,
 представляющих субъект
 воспитания, диалектически сочетается с самовоспитанием человека, с процессом его
 активной
 деятельности по восприятию, оценке и усвоению различных внеш. влияний. Первейшая
 задача К. в.
 состоит в том, чтобы вызвать у каждого члена общества всё усиливающееся сознат.
 стремление к
 самовоспитанию и соответствии с целями борьбы за коммунизм. При этом наилучшие
 результаты
 достигаются тогда, когда внеш. воспитат. воздействия соответствуют жизненному
 опыту самих
 масс,, их ценностным ориентациям. Отбрасывание ложных и восприятие правильных
 взглядов
 происходит тем интенсивнее, чем активнее обществ.-практич. деятельность людей.
 Поэтому
 всемерное расширение обществ. активности масс, выработка активной жизненной
 позиции у каждого
 человека — одна из гл. воспитат. функций коммунистич. партии, социалистич. гос-
 ва, всех воспи-тат.
 орг-ций.
 Марксизм-ленинизм отвергает как односторонний просветит. подход к воспитанию,
 игнорирующий
 необходимость изменения обществ. бытия масс и их активного участия в борьбе за
 такое изменение,
 так и вуль-гарно-материалистич. подход, отрицающий необходимость внедрения в
 массы революц.
 теории, науч. знаний и уповающий на стихийные процессы обществ. развития.
 Поэтому третий осн.
 принцип марксистско-ленинской теории К. в. состоит в том, что революц. партия
 должна постоянно
 заботиться об обогащении сознания трудящихся всеми достижениями науки и
 культуры, непрерывно
 вносить в их среду революц. теорию, марксизм-ленинизм. Для этого используются
 разносторонние
 средства идеологич. работы: печать, радио, телевидение, вся система нар.
 образования, культ.-

<< Пред.           стр. 141 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу