<< Пред. стр. 145 (из 449) След. >>
Ю. А. Красин.КОНФОРМИЗМ (от позднелат. conformis — подобный, сообразный), морально-политич.
термин,
обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей,
господствующих мнений и т. д. К. означает отсутствие собств. позиции,
беспринципное и некритич.
следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение
большинства,
авторитет, традиции и т. п.). В совр. бурж. обществе К. по отношению к
существующему
социальному строю и господствующим ценностям насаждается системой воспитания и
идеологич.
воздействия; он является типичной чертой деятельности бюрократических орг-ций. В
отличие от К.,
Социалистич. коллективизм предполагает активное участие индивида в выработке
групповых норм,
сознат. усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собств.
поведения с
интересами коллектива, общества.
От К. следует отличать конформность (конформные реакции), изучаемую социальной
психологией.
Усвоение определ. групповых норм, привычек и ценностей — необходимый аспект
социализации
личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Но
социально-психологич. механизмы такого усвоения и степень автономии личности по
отношению к
группе бывают различными. Социологов и психологов издавна интересовали такие
вопросы, как
подражание, социальное внушение, «психич. заражение» и т. п. С 50-х гг. 20 в.
предметом
интенсивных экспериментальных психологич. исследований стали способы отбора и
усвоения
индивидом социальной информации и его отношение к групповому давлению.
Выяснилось, что они
зависят от целой совокупности факторов — личностных (степень внушаемости
индивида,
устойчивость его самооценок, уровень самоуважения, тревожность, интеллект,
потребность в
одобрении окружающих и т. д.; у детей конформные реакции выше, чем у взрослых, а
у женщин —
выше, чем у мужчин), групповых (положение индивида в группе, её значимость для
него, степень
сплочённости и ценностно-ори-ентационного единства группы), ситуационных
(содержание задачи и
заинтересованность в ней испытуемого, его компетентность, принимается ли решение
публично, в
узком кругу или наедине и т. п.) и общекультурных (насколько вообще в данном
обществе ценится
личная самостоятельность, независимость суждений и т. д.). Поэтому, хотя высокая
конформность
ассоциируется с определ. типом личности, её нельзя считать самостоят.
личностной чертой; её соотношение о другими соци-ально-психологич. явлениями,
такими, как
внушаемость, ригидность (жёсткость) установок, стереотипность мышления,
авторитарный синдром
и др., требует дальнейших исследований.
* Кон И. С., Социология личности, М., 1967, с. 83—100; его же, Открытие «Я», М.,
1978; Психологич. теория коллек-
тива, М., 1979; Андреева Г. М., Социальная психология, М., 1980, с. 261 — 67; М
с G u i r e W. J., Personality and suscep-
tibility to social influence, в кн.: Handbook of personality theory and
research, ed. E. F. Borgatta and W. W. Lambert, CM.,
1968; Moscovici S., Social influence and social change, L.— N. Y., 1976.
КОНФУЦИАНСТВО, собственно «ж у ц з я» (букв.— школа учёных книжников), др.-кит.
филос.
школа, затем самое влиятельное из трёх главных филос.-ре-лиг. течений (сань
цзяо, буки.— три
религии: К., даосизм и буддизм); основано Конфуцием (кит. Кун-цзы, учитель Кун).
Предшественниками конфуцианцев можно считать выходцев из потомственных
чиновничьих семей,
к-рые в случае потери офиц. поста превращались в бродячих учителей,
зарабатывавших на жизнь
преподаванием древних книг: «Шицзин», «Шуцзин», «Лицзи», ставших затем частью
конфуцианского канона (см. Тринадцати-книжие), и утраченной впоследствии
«Юэцзин» («Книга о
музыке»). В период Чуньцю (722—481 до н. я.) особенно много их было в царствах Л
у (родина
Конфуция) и Цзоу (в будущем родина Мэн-цзы·, оба — на территории совр. пров.
Шаньдун); видимо,
поэтому именно там зародилось К.
Первым этапом становления К. была деятельность самого Конфуция, тоже
принадлежавшего к
сословию «учёных книжников». В его изложении К. было этико-политич. учением, в
к-ром центр.
место занимали вопросы нравств. природы человека, его этики и морали, жизни
семьи, управления
гос-вом. Натурфилос. основы лишь намечались. Проблемы космогонии, онтологии,
гносеологии,
логики, метафизики отсутствовали либо находились в зачаточном состоянии.
Исходной для Кон-
фуция можно считать концепцию «неба» и «небесного веления» (приказа, т. е.
судьбы). «Небо» —
это часть природы, но и высшая духовная сила, определяющая природу и человека
(«Жизнь и смерть
определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба»). Человек,
наделённый небом определ.
этич. качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом (дао)
и
совершенствовать их при помощи обучения. Цель совершенствования — достижение
уровня
«благородного мужа» (цзюнь-цзы), соблюдающего ли-этикет, доброго и справедливого
по
отношению к народу, почтительного к старшим и высшим. Центр. место в учении
Конфуция
занимает концепция жэнь (человечности) — закон идеальных отношений между людьми
в семье,
обществе и гос-ве, в соответствии с принципом «Чего не желаешь себе, того не
делай другим». На
базе этих этич. теорий Конфуций развивал свои поли-тич. концепции, выступая за
строгое, чёткое,
иерар-хич. разделение обязанностей между членами общества, образцом для к-рого
должна служить
семья (знаменитое изречение: «Правитель должен быть правителем, а подданный —
поданным, отец
— отцом, а сын — сыном»).
После смерти Конфуция К. распалось на восемь школ, важное значение из к-рых
имеют лишь две:
идеа-листич. школа Мэн-цзы и материалистическая Сюнъ-цзы. Роль Мэн-цзы по
отношению к
Конфуцию мн. исследователи сравнивают с ролью Платона по отношению к Сократу. С
его именем
связана защита К. от его противников — Мо-цзы, Ян Чжу и др., дальнейшее развитие
и
систематизация его идей. Важнейшим нововведением Мэн-цзы, ставшим основой всей
его
философии, был тезис о том, что природа человека изначально добра. Отсюда
вытекало врождённое
знание добра и способность творить его, возникновение зла в человеке в
результате неследования
своей природе, совершения ошибок или неспособности отгородить себя от вредного
внеш. влияния; необходимость полного раскрытия исконной природы человека, в т.
ч. путём
образования, позволяющего познать небо и служить ему. Небо интерпретируется Мэн-
цзы, как и
Конфуцием, двояко, но прежде всего как высшая направляющая сила, определяющая
посредством
воздействия на народ и правителя (сын неба) судьбы людей и гос-в. Человеколюбие
(жэнь),
справедливость (и), благонравие (ли) и знание (чжи), согласно Мэн-цзы, также
врождённы человеку,
причём жэнь и и нередко выступают совместно: жэнь как принцип, объединяющий
людей, а и — их
разграничивающий. Жэнь и и являются основой развитой Мэн-цзы концепции
«гуманного
управления» (жэнь чжэн) гос-вом, в к-рой гл. роль отводилась народу («Народ
является главным в
государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее
место»). В учении
Мэн-цзы впервые наметилась постановка вопроса о соотношении идеального (синь —
сердце, душа,
разум или чжи — воля) и материального (ци) начал в природе человека, причём
первенствующую
роль он отводил воле (чжи).
Сюнь-цзы внёс в К. идеи других филос. школ, в частности даосизма (в области
онтологии) и легизма
(в теории управления гос-вом), вследствие чего нек-рые исследователи даже
отрицают его традиц.
принадлежность к К. Сюнь-цзы исходил из концепции ци — первомате-рии, или
материальной силы,
обладающей двумя формами: инь и ян; мир существует и развивается в согласии с
естественными
познаваемыми закономерностями; небо — активный естеств. элемент мира, оно не
управляет
человеком, а наоборот, может быть подчинено им и использовано в интересах людей.
От человека
как части природы зависят счастье и несчастье, богатство и нищета, здоровье и
болезнь, порядок и
смута. Человек же по природе зол (здесь Сюнь-цзы выступает с критикой Мэн-цзы),
он рождается
завистливым и злобным, с инстинктивным чувством наживы; необходимо
воздействовать на него с
помощью воспитания (ли-этикет) и закона (Конфуций отвергал закон), заставить
соблюдать ритуал,
выполнять долг, и тогда у него появятся добродетель и культура. Совершенство же
достигается через
долгое учение, длящееся всю жизнь.
В рамках концепции «чжэн мин» — «исправления имён» Сюнь-цзы придавал большое
значение
точности названий вещей и явлений и проблемам связи понятий (он выделял неск.
категорий их) с
обозначаемыми ими объектами, развивал логич. построения и критиковал Хуэй Ши и
Гунсунь Луна
(см. Минцзя).
Гл. звеньями управления страной Сюнь-цзы считал справедливые приказы и любовь к
народу,
почитание ритуала и уважение к учёным, почитание мудрых и привлечение к гос.
делам способных
людей, а мерилом правления справедливость и мир. Идеи Сюнь-цзы оказали значит.
влияние на
философов периода Хань (206 до н. э.—220 н. э.), но затем вплоть до 19 в.
доминировало учение
Мэн-цзы.
К. заняло господств. положение при императоре У-ди (140—87 до н. э.), когда Дун
Чжуншу
предложил ликвидировать другие учения и сделать единым объектом почитания К. Дун
Чжуншу
соединил К. с учением о космич. силах инь и ян и пяти первоэлементах (у-син).
Природу человека он
определял как врождённую, полученную от неба. В ней содержится как человечность
(жэнь), так и
алчность, отражающие действия в небе сил инь и ян. Чувства (источники зла) —
также часть
природы человека; посредством воспитания она становится доброй и завершённой.
Воспитывать
людей должен правитель, выполняя этим волю неба (здесь Дун Чжуншу фактически
противостоит
Мэн-цзы и сближается с Сюнь-цзы). Такая трактовка отношений между правителем и
подданными,
развитая далее в концепцию «трёх связей»: правитель— подданный, отец — сын,
КОНФУЦИАНСТВО 277
муж — жена, где первые компоненты соответствуют доминирующей силе ян и являются
образцом
для вторых, соответствующих подчинённой силе инь, позволила использовать её для
оправдания
авторитарной власти императора. Это способствовало принятию К. как офиц.
доктрины.
В последующие века К. находилось в сложных условиях соперничества, борьбы и
сосуществования с
буддизмом и даосизмом. В танский период (618—907) подготавливается почва для
возникновения
неоконфуцианства (Хань Юй), расцветшего уже в период династий Сун —Мин (960—
1644).
Последнее по глубине и уровню своих теоретич. построений, разнородности
разрабатываемых
проблем намного превзошло классическое К.
В период Цин (1644—1911) филос. позиции К. несколько ослабевают, в Китай
проникают европ. религ. и филос.
идеи, однако К. оставалось господствующей идеологией вплоть до образования КНР в
1949. В разное время К.
получало распространение в соседних с Китаем странах — Японии, Корее и Вьетнаме.
• Др.-кит. философия, т.
1—2, М., 1972—73; Ян Ю н - г о, История др.-кит. идеологии, М., 1957; Г о М о -
ж о, Философы Древнего Китая,
М., 1961; Быков Ф. С., Зарождение обществ.-политич. и филос. мысли в Китае, М.,
1966; В а с и л ь-е в Л. С.,
Культы, религии, традиции в Китае, М., 1970; К ю-заджян Л. С., Идеологич.
кампании в КНР (1949—1966), М.,
1970; К о н ? ад Н. И., Запад и Восток, М., 1972"; К ? ы-м о в А. Г., Обществ.
мысль и идеологии, борьба в Китае.
(1900—1917), М., 1972; Буров В. Г., Мировоззрение кит. мыслителя 17 н. Ван
Чуань-шаня, М., 1976; Феоктистов
В. Ф., Филос. и обществ.-полнтич. взгляды Сюнь-цзы. Исследования и пер., М.,
1976; Переломов Л. С., К. и ле-
гизм в полит, истории Китая, М., 1981; Forke ?., Geschichte der alten
chinesischen Philosophie, Hamb., 1927; его да
е, Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb., 1934; е г о
же, Geschichte der neueren chinesischen
Philosophie, Hamb., 1938; Fung ? u -1 a n, A short history of Chinese
philosophy, N. ?., 1958; Wing-tsit Chan, A
source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963; Weber M., The religion of
China. Confucianism and Taoism, [N.
Y.— L.l, 1968. С. Кучера.
КОНФУЦИЙ, Кун Цю, Кун Чжунни [551, Цэоу в царстве Лу (совр. г. Цюйфу впров.
Шаньдун),—
479 до н. э., там же], в лит-ре чаще всего именуется К у н - ц з ы — учитель
Кун, др.-кит. философ,
основатель конфуцианства. Род. в обедневшей семье аристократов-чиновников и
военных. 22 лет
начал обучать, прославившись как самый знаменитый педагог Китая. В школе К.
преподавались
четыре дисциплины: мораль, язык, политика и лит-pa, излагаемые на основе книг
«Шицзин»,
«Шуцзин», «Лицзи», «Юэцзин» (см. Конфуцианство). В 50 лет К. начал свою политич.
деятельность,
став высоким сановником в Лу. Уйдя со службы вследствие интриг, в течение 13 лет
путешествовал
по другим кит. гос-вам, не найдя, однако, в них применения своим идеям. В 484
вернулся в Лу и,
помимо преподавания, занимался собиранием, редактированием и распространением
«Шуцзина»,
«Шицзина», «Ицзина», «Юэцзина» u «Лицзи», а также первой в истории Китая
погодичной хроники
«Чуньцю» («шесть классич. книг», по Чжуан-цэы; см. также Тринадцатикнижие). Гл.
источником
сведений об учении К. является «Лунь юй» («Беседы и суждения») — записи
высказываний и бесед
К., сделанные его учениками и их последователями. К. похоронен на кладбище,
специально
отведённом для него, его потомков, ближайших учеников и последователей; его дом
был превращён
в храм К., ставший местом паломничества.
Характерной чертой учения К. является антропоцентризм. Его почти не интересуют
проблемы
космогонии, он уделяет мало внимания духам и потустороннему миру («Не ведая ещё,
что такое
жизнь, как можно знать, что такое смерть?»; «Не умея служить людям, как можно
служить духам?»),
хотя и считает небо не только частью природы, но и высшей духовной определяющей
силой в мире, а
жертвоприношения предкам — важнейшим выражением почтения к ним. Однако в центре
его
278 КОНФУЦИЙ
внимания — проблемы человека, его умств. и нравств. облика. К. первым разработал
концепцию
идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа — не но происхождению, а
благодаря
воспитанию в себе высоких нравств. качеств и культуры,— к-рый прежде всего
должен обладать
жэнь — гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь —
справедливость,