<< Пред.           стр. 145 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Ю. А. Красин.
 КОНФОРМИЗМ (от позднелат. conformis — подобный, сообразный), морально-политич.
 термин,
 обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей,
 господствующих мнений и т. д. К. означает отсутствие собств. позиции,
 беспринципное и некритич.
 следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение
 большинства,
 авторитет, традиции и т. п.). В совр. бурж. обществе К. по отношению к
 существующему
 социальному строю и господствующим ценностям насаждается системой воспитания и
 идеологич.
 воздействия; он является типичной чертой деятельности бюрократических орг-ций. В
 отличие от К.,
 Социалистич. коллективизм предполагает активное участие индивида в выработке
 групповых норм,
 сознат. усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собств.
 поведения с
 интересами коллектива, общества.
 От К. следует отличать конформность (конформные реакции), изучаемую социальной
 психологией.
 Усвоение определ. групповых норм, привычек и ценностей — необходимый аспект
 социализации
 личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Но
 социально-психологич. механизмы такого усвоения и степень автономии личности по
 отношению к
 группе бывают различными. Социологов и психологов издавна интересовали такие
 вопросы, как
 подражание, социальное внушение, «психич. заражение» и т. п. С 50-х гг. 20 в.
 предметом
 интенсивных экспериментальных психологич. исследований стали способы отбора и
 усвоения
 индивидом социальной информации и его отношение к групповому давлению.
 Выяснилось, что они
 зависят от целой совокупности факторов — личностных (степень внушаемости
 индивида,
 устойчивость его самооценок, уровень самоуважения, тревожность, интеллект,
 потребность в
 одобрении окружающих и т. д.; у детей конформные реакции выше, чем у взрослых, а
 у женщин —
 выше, чем у мужчин), групповых (положение индивида в группе, её значимость для
 него, степень
 сплочённости и ценностно-ори-ентационного единства группы), ситуационных
 (содержание задачи и
 заинтересованность в ней испытуемого, его компетентность, принимается ли решение
 публично, в
 узком кругу или наедине и т. п.) и общекультурных (насколько вообще в данном
 обществе ценится
 личная самостоятельность, независимость суждений и т. д.). Поэтому, хотя высокая
 конформность
 ассоциируется с определ. типом личности, её нельзя считать самостоят.
 личностной чертой; её соотношение о другими соци-ально-психологич. явлениями,
 такими, как
 внушаемость, ригидность (жёсткость) установок, стереотипность мышления,
 авторитарный синдром
 и др., требует дальнейших исследований.
 * Кон И. С., Социология личности, М., 1967, с. 83—100; его же, Открытие «Я», М.,
 1978; Психологич. теория коллек-
 тива, М., 1979; Андреева Г. М., Социальная психология, М., 1980, с. 261 — 67; М
 с G u i r e W. J., Personality and suscep-
 tibility to social influence, в кн.: Handbook of personality theory and
 research, ed. E. F. Borgatta and W. W. Lambert, CM.,
 1968; Moscovici S., Social influence and social change, L.— N. Y., 1976.
 КОНФУЦИАНСТВО, собственно «ж у ц з я» (букв.— школа учёных книжников), др.-кит.
 филос.
 школа, затем самое влиятельное из трёх главных филос.-ре-лиг. течений (сань
 цзяо, буки.— три
 религии: К., даосизм и буддизм); основано Конфуцием (кит. Кун-цзы, учитель Кун).
 Предшественниками конфуцианцев можно считать выходцев из потомственных
 чиновничьих семей,
 к-рые в случае потери офиц. поста превращались в бродячих учителей,
 зарабатывавших на жизнь
 преподаванием древних книг: «Шицзин», «Шуцзин», «Лицзи», ставших затем частью
 конфуцианского канона (см. Тринадцати-книжие), и утраченной впоследствии
 «Юэцзин» («Книга о
 музыке»). В период Чуньцю (722—481 до н. я.) особенно много их было в царствах Л
 у (родина
 Конфуция) и Цзоу (в будущем родина Мэн-цзы·, оба — на территории совр. пров.
 Шаньдун); видимо,
 поэтому именно там зародилось К.
 Первым этапом становления К. была деятельность самого Конфуция, тоже
 принадлежавшего к
 сословию «учёных книжников». В его изложении К. было этико-политич. учением, в
 к-ром центр.
 место занимали вопросы нравств. природы человека, его этики и морали, жизни
 семьи, управления
 гос-вом. Натурфилос. основы лишь намечались. Проблемы космогонии, онтологии,
 гносеологии,
 логики, метафизики отсутствовали либо находились в зачаточном состоянии.
 Исходной для Кон-
 фуция можно считать концепцию «неба» и «небесного веления» (приказа, т. е.
 судьбы). «Небо» —
 это часть природы, но и высшая духовная сила, определяющая природу и человека
 («Жизнь и смерть
 определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба»). Человек,
 наделённый небом определ.
 этич. качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом (дао)
 и
 совершенствовать их при помощи обучения. Цель совершенствования — достижение
 уровня
 «благородного мужа» (цзюнь-цзы), соблюдающего ли-этикет, доброго и справедливого
 по
 отношению к народу, почтительного к старшим и высшим. Центр. место в учении
 Конфуция
 занимает концепция жэнь (человечности) — закон идеальных отношений между людьми
 в семье,
 обществе и гос-ве, в соответствии с принципом «Чего не желаешь себе, того не
 делай другим». На
 базе этих этич. теорий Конфуций развивал свои поли-тич. концепции, выступая за
 строгое, чёткое,
 иерар-хич. разделение обязанностей между членами общества, образцом для к-рого
 должна служить
 семья (знаменитое изречение: «Правитель должен быть правителем, а подданный —
 поданным, отец
 — отцом, а сын — сыном»).
 После смерти Конфуция К. распалось на восемь школ, важное значение из к-рых
 имеют лишь две:
 идеа-листич. школа Мэн-цзы и материалистическая Сюнъ-цзы. Роль Мэн-цзы по
 отношению к
 Конфуцию мн. исследователи сравнивают с ролью Платона по отношению к Сократу. С
 его именем
 связана защита К. от его противников — Мо-цзы, Ян Чжу и др., дальнейшее развитие
 и
 систематизация его идей. Важнейшим нововведением Мэн-цзы, ставшим основой всей
 его
 философии, был тезис о том, что природа человека изначально добра. Отсюда
 вытекало врождённое
 знание добра и способность творить его, возникновение зла в человеке в
 результате неследования
 своей природе, совершения ошибок или неспособности отгородить себя от вредного
 внеш. влияния; необходимость полного раскрытия исконной природы человека, в т.
 ч. путём
 образования, позволяющего познать небо и служить ему. Небо интерпретируется Мэн-
 цзы, как и
 Конфуцием, двояко, но прежде всего как высшая направляющая сила, определяющая
 посредством
 воздействия на народ и правителя (сын неба) судьбы людей и гос-в. Человеколюбие
 (жэнь),
 справедливость (и), благонравие (ли) и знание (чжи), согласно Мэн-цзы, также
 врождённы человеку,
 причём жэнь и и нередко выступают совместно: жэнь как принцип, объединяющий
 людей, а и — их
 разграничивающий. Жэнь и и являются основой развитой Мэн-цзы концепции
 «гуманного
 управления» (жэнь чжэн) гос-вом, в к-рой гл. роль отводилась народу («Народ
 является главным в
 государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее
 место»). В учении
 Мэн-цзы впервые наметилась постановка вопроса о соотношении идеального (синь —
 сердце, душа,
 разум или чжи — воля) и материального (ци) начал в природе человека, причём
 первенствующую
 роль он отводил воле (чжи).
 Сюнь-цзы внёс в К. идеи других филос. школ, в частности даосизма (в области
 онтологии) и легизма
 (в теории управления гос-вом), вследствие чего нек-рые исследователи даже
 отрицают его традиц.
 принадлежность к К. Сюнь-цзы исходил из концепции ци — первомате-рии, или
 материальной силы,
 обладающей двумя формами: инь и ян; мир существует и развивается в согласии с
 естественными
 познаваемыми закономерностями; небо — активный естеств. элемент мира, оно не
 управляет
 человеком, а наоборот, может быть подчинено им и использовано в интересах людей.
 От человека
 как части природы зависят счастье и несчастье, богатство и нищета, здоровье и
 болезнь, порядок и
 смута. Человек же по природе зол (здесь Сюнь-цзы выступает с критикой Мэн-цзы),
 он рождается
 завистливым и злобным, с инстинктивным чувством наживы; необходимо
 воздействовать на него с
 помощью воспитания (ли-этикет) и закона (Конфуций отвергал закон), заставить
 соблюдать ритуал,
 выполнять долг, и тогда у него появятся добродетель и культура. Совершенство же
 достигается через
 долгое учение, длящееся всю жизнь.
 В рамках концепции «чжэн мин» — «исправления имён» Сюнь-цзы придавал большое
 значение
 точности названий вещей и явлений и проблемам связи понятий (он выделял неск.
 категорий их) с
 обозначаемыми ими объектами, развивал логич. построения и критиковал Хуэй Ши и
 Гунсунь Луна
 (см. Минцзя).
 Гл. звеньями управления страной Сюнь-цзы считал справедливые приказы и любовь к
 народу,
 почитание ритуала и уважение к учёным, почитание мудрых и привлечение к гос.
 делам способных
 людей, а мерилом правления справедливость и мир. Идеи Сюнь-цзы оказали значит.
 влияние на
 философов периода Хань (206 до н. э.—220 н. э.), но затем вплоть до 19 в.
 доминировало учение
 Мэн-цзы.
 К. заняло господств. положение при императоре У-ди (140—87 до н. э.), когда Дун
 Чжуншу
 предложил ликвидировать другие учения и сделать единым объектом почитания К. Дун
 Чжуншу
 соединил К. с учением о космич. силах инь и ян и пяти первоэлементах (у-син).
 Природу человека он
 определял как врождённую, полученную от неба. В ней содержится как человечность
 (жэнь), так и
 алчность, отражающие действия в небе сил инь и ян. Чувства (источники зла) —
 также часть
 природы человека; посредством воспитания она становится доброй и завершённой.
 Воспитывать
 людей должен правитель, выполняя этим волю неба (здесь Дун Чжуншу фактически
 противостоит
 Мэн-цзы и сближается с Сюнь-цзы). Такая трактовка отношений между правителем и
 подданными,
 развитая далее в концепцию «трёх связей»: правитель— подданный, отец — сын,
 КОНФУЦИАНСТВО 277
 муж — жена, где первые компоненты соответствуют доминирующей силе ян и являются
 образцом
 для вторых, соответствующих подчинённой силе инь, позволила использовать её для
 оправдания
 авторитарной власти императора. Это способствовало принятию К. как офиц.
 доктрины.
 В последующие века К. находилось в сложных условиях соперничества, борьбы и
 сосуществования с
 буддизмом и даосизмом. В танский период (618—907) подготавливается почва для
 возникновения
 неоконфуцианства (Хань Юй), расцветшего уже в период династий Сун —Мин (960—
 1644).
 Последнее по глубине и уровню своих теоретич. построений, разнородности
 разрабатываемых
 проблем намного превзошло классическое К.
 В период Цин (1644—1911) филос. позиции К. несколько ослабевают, в Китай
 проникают европ. религ. и филос.
 идеи, однако К. оставалось господствующей идеологией вплоть до образования КНР в
 1949. В разное время К.
 получало распространение в соседних с Китаем странах — Японии, Корее и Вьетнаме.
 • Др.-кит. философия, т.
 1—2, М., 1972—73; Ян Ю н - г о, История др.-кит. идеологии, М., 1957; Г о М о -
 ж о, Философы Древнего Китая,
 М., 1961; Быков Ф. С., Зарождение обществ.-политич. и филос. мысли в Китае, М.,
 1966; В а с и л ь-е в Л. С.,
 Культы, религии, традиции в Китае, М., 1970; К ю-заджян Л. С., Идеологич.
 кампании в КНР (1949—1966), М.,
 1970; К о н ? ад Н. И., Запад и Восток, М., 1972"; К ? ы-м о в А. Г., Обществ.
 мысль и идеологии, борьба в Китае.
 (1900—1917), М., 1972; Буров В. Г., Мировоззрение кит. мыслителя 17 н. Ван
 Чуань-шаня, М., 1976; Феоктистов
 В. Ф., Филос. и обществ.-полнтич. взгляды Сюнь-цзы. Исследования и пер., М.,
 1976; Переломов Л. С., К. и ле-
 гизм в полит, истории Китая, М., 1981; Forke ?., Geschichte der alten
 chinesischen Philosophie, Hamb., 1927; его да
 е, Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb., 1934; е г о
 же, Geschichte der neueren chinesischen
 Philosophie, Hamb., 1938; Fung ? u -1 a n, A short history of Chinese
 philosophy, N. ?., 1958; Wing-tsit Chan, A
 source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963; Weber M., The religion of
 China. Confucianism and Taoism, [N.
 Y.— L.l, 1968. С. Кучера.
 КОНФУЦИЙ, Кун Цю, Кун Чжунни [551, Цэоу в царстве Лу (совр. г. Цюйфу впров.
 Шаньдун),—
 479 до н. э., там же], в лит-ре чаще всего именуется К у н - ц з ы — учитель
 Кун, др.-кит. философ,
 основатель конфуцианства. Род. в обедневшей семье аристократов-чиновников и
 военных. 22 лет
 начал обучать, прославившись как самый знаменитый педагог Китая. В школе К.
 преподавались
 четыре дисциплины: мораль, язык, политика и лит-pa, излагаемые на основе книг
 «Шицзин»,
 «Шуцзин», «Лицзи», «Юэцзин» (см. Конфуцианство). В 50 лет К. начал свою политич.
 деятельность,
 став высоким сановником в Лу. Уйдя со службы вследствие интриг, в течение 13 лет
 путешествовал
 по другим кит. гос-вам, не найдя, однако, в них применения своим идеям. В 484
 вернулся в Лу и,
 помимо преподавания, занимался собиранием, редактированием и распространением
 «Шуцзина»,
 «Шицзина», «Ицзина», «Юэцзина» u «Лицзи», а также первой в истории Китая
 погодичной хроники
 «Чуньцю» («шесть классич. книг», по Чжуан-цэы; см. также Тринадцатикнижие). Гл.
 источником
 сведений об учении К. является «Лунь юй» («Беседы и суждения») — записи
 высказываний и бесед
 К., сделанные его учениками и их последователями. К. похоронен на кладбище,
 специально
 отведённом для него, его потомков, ближайших учеников и последователей; его дом
 был превращён
 в храм К., ставший местом паломничества.
 Характерной чертой учения К. является антропоцентризм. Его почти не интересуют
 проблемы
 космогонии, он уделяет мало внимания духам и потустороннему миру («Не ведая ещё,
 что такое
 жизнь, как можно знать, что такое смерть?»; «Не умея служить людям, как можно
 служить духам?»),
 хотя и считает небо не только частью природы, но и высшей духовной определяющей
 силой в мире, а
 жертвоприношения предкам — важнейшим выражением почтения к ним. Однако в центре
 его
 278 КОНФУЦИЙ
 внимания — проблемы человека, его умств. и нравств. облика. К. первым разработал
 концепцию
 идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа — не но происхождению, а
 благодаря
 воспитанию в себе высоких нравств. качеств и культуры,— к-рый прежде всего
 должен обладать
 жэнь — гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь —
 справедливость,

<< Пред.           стр. 145 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу