<< Пред. стр. 153 (из 449) След. >>
нейтральных предметов, усвоенное стоицизмом. Необычайная увлечённость К.пифагореизмом и
личностью самого Пифагора, а также стремление построить систему платоновской
философии
обусловили его исключит. влияние на неопифагореизм и средний платонизм.
• Фрагменты: ? е i л z е R., Xenokrates, Lpz., 1892;
[repr.], Hildesheim, 1965.
* D i l l o n J., The middle Platonists, Ithaca, 1977, p. 22—38.
КСЕНОФАН ( ????????) из К о л о ф о н а (ок. 570 — после 478 до н. э.), др.-
грея, поэт и философ.
После покорения греч. городов Ионии Гарпагом (540 до н. э.) эмигрировал и вёл
жизнь «скитальца» в
течение 67 лет. По ряду свидетельств, восходящих к полушутливому пассажу Платона
в «Софисте»,
К.— основатель элейской школы и учитель Парменида. Однако древность знала и др.
взгляд на К.
(совпадающий с мнением большинства совр. исследователей) как на «одиночку»
(Диоген Лаэртий).
Как странствующий учитель «мудрости», а также по своим просветит. установкам,
этич.
утилитаризму, гносеологич. релятивизму и эристич. приёмам К. напоминает софистов
5 в. К. не
выработал никакой филос. системы: взгляды, излагавшиеся им в различных
стихотворениях, не
свободны от противоречий. По своему стилю К.— полемист и сатирик, по своему
этосу —
ниспровергатель всех авторитетов эллинской культуры и религ.-нравств.
реформатор. Осн. произв.—
«Силлы» («Сатиры») в 5 книгах, направленные «против всех поэтов и философов» его
времени,
прежде всего против Гомера и Ге-сиода и их антропоморфных богов. Мифологиич.
политеизму К.
противопоставляет монотеистич. концепцию: «Один бог, наивеличайший среди богов и
людей, не
похожих на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь целиком видит, весь целиком
мыслит, весь
целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает
КСЕНОФАН 291
неподвижным. Согласно надёжной традиции (Аристотель, Теофраст), К. отождествлял
единого бога
с универсумом. Учение о боге К. есть, т. о., пантеизм в его классич. оформлении.
Гносеология,
высказывания К.— первая в истории греч. мысли постановка вопроса о возможности и
границах
познания. Высшим и абсолютно достоверным знанием, по К., обладает только бог;
человеч. знание
не выходит за пределы субъективного «мнения» и имеет вероятностный характер. В
сочетании с
критикой всех филос. систем этот тезис делал К. в глазах антич. скептиков
предтечей скептицизма.
Впервые зафиксированное у К. противопоставление мнения и знания имело
программное значение
для антич. гносеологии. Утилитаризм К. имел не только социально-этич. (осуждение
роскоши,
бесполезность Олимпийских игр), но и космологич. следствия: «солнце полезно...,
а луна не нужна».
• Фрагменты: DK I, 113—39; Testimpnianze e frammen-ti, introd., trad. e comm. M.
Untersteiner, Firenze, 1967.
• Jaeger W. W., The theology of the early Greek philosophers, Oxf., 1968; Frank
el H., Wege und Formen fruhgriechischen
Denkens, Munch., 1968s, S. 335 sq.; L e b e d e v A. V., A new fragment of
Xenophanes, «Eirene» (тезисы докладов), Sofia,
1978.
КУАЙН (Quine) Уиллард ван Ормен (р. 25.6.1908, Акрон, шт. Огайо), амер. философ.
Занимается
проблемами логики, философии математики, логич. анализом языка науки и
обыденного языка.
Поддерживал контакты с Венским кружком, но считает себя не логич. позитивистом,
а «логич.
прагматистом».
К. полагает, что не философия, а только науч. теория может говорить о том, какие
объекты
существуют, а какие нет, однако в отличие от позитивистов Венского кружка сам
вопрос о
существовании объектов К. не считает псевдовопросом. Утверждения о существовании
физич.
объектов или групп таких объектов К. считает осмысленными, а утверждения о
существовании т. н.
идеальных объектов (напр., идей, смыслов слов, математич. множеств) —
бессмысленными. В
философии математики К. защищал позицию «конструктивного номинализма».
К. отрицает присущее логич. позитивизму разделение всех утверждений на
синтетические,
истинность к-рых проверяется в опыте, и аналитические, истинность к-рых следует
из
лингвистических оснований, полагая, что в опыте вообще не может проверяться отд.
предложение, а
только целая система их, напр. теория или группа связанных теорий (тезис Дюэ-ма
— К.). Знание
иерархически упорядочено, в нём есть центральные и крайние элементы. Если
система знаний
расходится с данными эксперимента, то учёные более склонны изменять «крайние»
элементы и
сохранять «центральные», в первую очередь принципы логики и математики. Чем
«ближе к краю»
утверждение — тем больше оно зависит от опыта, тем оно более «синтетично»,
центральные же
элементы «анали-тичны».
• Elementary logic, Boston — ?. ?., 1941; From a logical point of view. 9
logico-philosophical essays, Camb., 1953; Word and
object, Camb.—N. Y. —L., 1960; The roots of reference, La Salle, 1973; The ways
of paradox and other essays, N. Y., 1976.
• Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 15; О renstein
?., Willard van Orman Quine, Boston, 1977.
КУЗЕН (Cousin) Виктор (28.11.1792, Париж,— 14.1. 1867, Канн), франц. философ-
идеалист и
политич. деятель.
Филос. взгляды К. формировались под непосредств. влиянием П. П. Руайе-Коллара и
?. ?. Мен де
Бира-на и в целом носят эклектич. характер. К. утверждал, что все филос. истины
уже высказаны,
поэтому задача философии заключается лишь в критич. отборе истин из прежних
филос. систем на
основе «здравого смысла». К. боролся против сенсуализма и материализма, особенно
франц.
материализма 18 в. Он способствовал по-
292 КУАЙН
пуляризации истории философии и развитию интереса к ней. К. принадлежат переводы
Платона на
франц. язык; он издавал соч. Прокла, Абеляра, Паскаля, Декарта и др. мыслителей.
К. познакомил
франц. читателей с философией Канта, Шеллинга, Гегеля. Маркс относил К. к числу
«истинных
истолкователей» «трезво-практического буржуазного общества» (см. К. Маркс и Ф.
Энгельс, Соч., т.
8, с. 120) и называл его «слабым эклектиком» (см. там же, т. 27, с. 376).
• Oeuvres, v. 1—16, P., 1846—51; Du vrai, du beau et du bien, Р., 1904!».
ST э н Н., Франц. философия 1-й пол. XIX в., пер. с франц ПБ, 1896, гл. 4—8;
Janet Р., V. Cousin et son oeuvre, P.,
1885; Cornelius ?., Die Geschichtslehre V. Cousins unter besonderer
Berucksichtigung des hegelschen Einflusses, Genera —
P., 1958.
КУЛИ (Cooley) Чарлз Хортон (17.8.1864, Анн-Арбор, шт. Мичиган,— 8. 5.1929, там
же), амер.
социолог. Испытал влияние Конта, Спенсера, Шеффле, а также Дарвина. По К.,
общество есть
развивающееся орга-нич. целое; при этом он отвергал биологич. детерминизм и
поверхностные
аналогии общества с организмом. Рассматривая сознание как общественное,
коллективное, К.
ошибочно отождествлял общество и сознание. Из этого следовала психологизация
обществ.
отношений. Гл. проблемы, исследуемые К.,— малые группы и формирование личности.
К. ввёл
различение первичных групп (ему принадлежит и сам термин) и вторичных обществ.
институтов.
Первичные группы (семья, детские группы, соседство, местные общины) являются, по
К., осн.
обществ. ячейками и характеризуются интимными, личностными, неформальными
связями,
непосредств. общением, устойчивостью и малым размером. Здесь происходит
социализация,
формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия осн. обществ. ценности
и нормы,
способы деятельности. К. характеризовал личность как сумму психич. реакций
человека на мнение о
пём окружающих людей (т. н. теория «зеркального Я»). Т. о., правильно отмечая
нек-рые существ.
черты социализации и формирования самосознания личности, К. вместе с тем
неправомерно сводил
их к непосредств. взаимодействию индивидов. Вторичные обществ. институты
(классы, нации,
партии), по К., образуют социальную структуру, где складываются безличные
отношения, в к-рые
сформировавшийся индивид вовлечён лишь частично как носитель определ. функции.
Связывая существование классов с экономич. факторами, К. недооценивал глубокие
противоречия
между ними. Сторонник бурж. демократии и либеральный критик капитализма, К.
отвергал идеи
революц. преобразования общества. Работы К. оказали влияние на развитие бурж.
социальной
психологии. Н Human nature and the social order, N. Y., 1902; Social
organization, N. Y., 1909; Social
process, N. Y., 1918; Sociological theory and social research, N. Y., 1930.
• J a n d у E. С., С. Н. Cooley, his life and his social theory, N. Y., 1942;
Cooley and sociological analysis, Ann Arbor, [1968].
КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие,
почитание),
специфич. способ организации и развития человеч. жизнедеятельности,
представленный в продуктах
материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в
духовных ценностях,
в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии
К. фиксируется
как общее отличие человеч. жизнедеятельности от биологич. форм жизни, так и
качеств.
своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных
этапах обществ.
развития, в рамках определ. эпох, обществ.-экономич. формаций, этнич. и нац.
общностей (напр.,
антич. К., социалистич. К., рус. К., К. майя). К. характеризует также
особенности поведения,
сознания и деятельности людей в конкретных сферах обществ. жизни (К. труда, К.
быта, художеств.
К., политич. К.). В К. может фиксироваться способ жизнедеятельности отд.
индивида (личная К.),
социальной группы (напр., К. класса) или всего общества в целом.
Домарксистские и немарксистские теории К. Первоначально понятие К. подразумевало
целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и пр.), а
также воспитание и
обучение самого человека. Хотя само слово «К.» вошло в обиход европ. социальной
мысли лишь со
2-й пол. 18 в., более или менее сходные представления могут быть обнаружены на
ранних этапах
свроп. истории и за её пределами (напр., жэнь в кит. традиции, дхарма в инд.
традиции). Эллины
видели в «пайдейе», т. е. «воспитанности», главное своё отличие от
«некультурных» варваров. В
поздне-рим. эпоху, наряду с представлениями, передаваемыми осн. смыслом слова
«К.», зародился, а
в ср. века получил распространение иной комплекс значений, позитивно оценивавший
гор. уклад
социальной жизни и более близкий к возникшему позднее понятию цивилизации. Слово
«К.» стало
ассоциироваться с признаками личного совершенства. В эпоху Возрождения под
совершенством К.
начали понимать соответствие гу-манистич. идеалу человека, а в дальнейшем —
идеалу
просветителей.
Для домарксистской бурж. философии характерно отождествление К. с формами
духовного и
политич. саморазвития общества и человека, как оно проявляется в движении науки,
иск-ва, морали,
религии и гос. форм правления. «...Производство и все экономические отношения
упоминались лишь
между прочим, как второстепенные алементы "истории культуры"» (Энгельс Ф., см.
Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 25). Так, французские просветители 18 в. (Вольтер,
Тюрго, Кондорсе)
сводили содержание куль-турно-историч. процесса к развитию человеч. «разума».
«Культурность»,
«цивилизованность» нации или страны (в противоположность «дикости» и
«варварству» перво-
бытных народов) состоит в «разумности» их обществ. порядков и политич.
учреждений и измеряется
совокупностью достижений в области наук и иск-в. Цель К., соответствующая
высшему назначению
«разума»,— сделать всех людей счастливыми (эвдемонич. (см. Эвдемонизм) концепция
К.],
живущими в согласии с запросами и потребностями своей «естественной» природы
(натуралистич.
концепция К.).
Вместе с тем уже в рамках Просвещения возникала «критика» К. и цивилизации
(Руссо),
противопоставляющая испорченности и моральной развращённости «культурных» наций
простоту и
чистоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени развития. Эта
критика была
воспринята нем. классич. философией, придавшей ей характер общетеоретич.
осмысления
противоречий и коллизий бурж. цивилизации. Выход из этой ситуации нем. философы
искали в
сфере «духа», в сфере морального (Кант), эстетического (Шиллер, романтизм) или
филос. (Гегель)
сознания, к-рые и выдаются ими за областыюдлинно культурного существования и
развития
человека. К. с этой точки зрения предстаёт как область духовной свободы
человека, лежащая за
пределами его природного и социального существования. Нем. филос.-историч.
сознанию свойст-
венно признание множества своеобразных типов и форм развития К., располагающихся
в определ.
историч. последовательности и образующих в совокупности единую линию духовной
эволюции
человечества.
Так, Гердер рассматривает К. как прогрессивное раскрытие способностей человеч.
ума, но пользуется
этим понятием и для определения этапов относит. историч. развития человечества,
а также для
характеристики ценностей просвещённости. Нем. романтики (Шиллер, А. и Ф.
Шлегели, поздний
Шеллинг) продолжили гердеровскую линию двоякого толкования К. С одной стороны,
они создали
традицию сравнительно-историч. изучения К. (Гумбольдт и школа компаративной
лингвистики), с
другой — положили начало взгляду на К. как на частную антропологич. проблему. К
Гердеру
восходит также и третья линия конкретного анализа обычаев и этнич. признаков К.
В кон. 19 — нач. 20 вв. универсализм сложившихся эволюц. представлений о К. был
подвергнут
критике с идеалистич. позиций неокантианства (Риккерт, М. Ве-бер). В К. стали
видеть прежде всего
специфическую систему ценностей и идей, различающихся во их роли в жизни и
организации
общества того или иного типа. В несколько ином аспекте подобный же взгляд
оформился в «теорию
культурных кругов» (Л. Фробе-ниус, Ф. Гребнер), распространённую до нач. 20-х гг
20 в.
Теория единой линейной эволюции К. была также подвергнута критике с
иррационалистич. позиций
философии жизни, и ей была противопоставлена концепция «локальных цивилизаций» —
замкнутых
и самодостаточных, неповторимых культурных организмов, проходящих сходные этапы
роста,
созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление
К. и
цивилизации, к-рая рассматривается как последний этап развития данного общества.
Сходные
представления развивались в России Данилевским, позднее Сорокиным, а в
Великобритании —