<< Пред. стр. 158 (из 449) След. >>
деятель Лейбористской партии, реформист. В 1936—49 чл., в 1945 пред. исполкомаЛейбористской
партии. Один из теоретиков реформистской концепции «демократического
социализма», идейные
истоки к-рого он пытался найти в христианстве; полагал, что преобразование
общества должно быть
осуществлено в результате нравств. совершенствования индивидов. Отрицал
классовый характер гос-
ва. Считая нац. суверенитет «угрозой цивилизации» и основываясь на наличии
мировых связей
империалистич. хоз. системы, пытался доказать необходимость создания мирового
гос-ва.
• Communism, L., 1927; Democracy in crisis, L., 1934s; The state in theory and
practice, L., 1935; A grammar of polities, New
Haven —L., 1938; Reflections on the revolution of our time, L., 1944'; Faith,
reason and civilization, L., 1944; Liberty in the
modern state, rev. ed., L., 1949; The American democracy, L., 1949; Political
thought in England: Locke to Bentham, L.— N.
Y., 1955.
ЛАССАЛЬ (Lassalle) Фердинанд (11.4.1825, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша,—
31.8.1864, Женева),
деятель нем. рабочего движения, мелкобурж. социалист, родоначальник одной из
разновидностей
оппортунизма в рабочем движении — лассальянства; философ, публицист и адвокат.
Объявляя себя
сторонником К. Маркса и Ф. Энгельса, Л., однако, не воспринял принципов науч.
коммунизма,
оставшись по существу на позициях гегельянства (с элементами философии Фихте), и
лишь
извращал заимствованные у Маркса материалистич. положения. Историч. развитие Л.
рассматривал
как развитие идеи свободы, гос-во считал надклассовой нравств. категорией,
утверждал, что право
есть выражение нар. духа, нар. самосознания. В 1862 Л. начал агитацию за
создание политич. орг-ции
нем. пролетариата; в мае 1863 был избран президентом Всеобщего герм. рабочего
союза (ВГРС).
Однако организация самостоят.
политич. рабочей партии имела целью, по Л., мирную агитацию за всеобщее избират.
право. Идеи Л.
о всеобщем избират. праве как универсальном политич. средстве освобождения
работников, о
производит. ассоциациях, к-рые с гос. помощью должны обеспечить «введение
социализма» и
мирное преобразование капиталистич. гос-ва в «нар. гос-во», на практике вели к
отказу от классовой
борьбы и революции, а заимствованный Л. у Д. Рикардо и Т. Мальтуса «железный
закон» заработной
платы теоретически «обосновывал» отказ от борьбы за повышение заработной платы
рабочих.
Воздействие Л. на процесс освобождения нем. рабочих от политич. влияния
буржуазии К. Маркс, Ф.
Энгельс и В. И. Ленин считали его ис-торич. заслугой. Однако вошедшие в
программу ВГРС догмы
Л. и тактика, проводившаяся им, придали ВГРС реформистский и сектантский
характер. Принятая в
1875 на съезде в Готе программа единой Социалистич. рабочей партии («Готская
программа»)
содержала ряд лассальянских положений и была подвергнута Марксом резкой критике.
• в рус. пер.: Соч., т. 1—7, СПБ, 1908; Соч., т. 1—3, М., 1925.
• Маркс К. и Энгельс Ф., [Письма], Соч., т. 28—30 (см. Указатель имен); Маркс
К., Критика Готской программы, там же,
т. 19; Энгельс Ф., Воен. вопрос в Пруссии и нем. рабочая партия, там же, т. 16;
Ленин В. И., Протест росс. социал-
демократов, ПСС, т. 4; е г о ж е, Август Бебель, там же, т. 23; е г о ж е, Под
чужим флагом, там же, т. 26; Плеханов Г. В.,
Ф. Л. Его жизнь и деятельность, Соч., т. 4, М., 1923, ч. 1; H u m m l e r H.,
Opposition gegen Lassalle, B., 1963; F. Lassal.
[Bibliographie], Bonn, 1981.
ЛАФАРГ (Lafargue) Поль (15.1.1842, Сантьяго, Куба, — 25.11.1911, Париж), деятель
франц. и
междунар. рабочего движения, теоретик и пропагандист марксизма, друг и ученик К.
Маркса и Ф.
Энгельса. В 1866—68 жил в Лондоне, где после знакомства с Марксом женился на его
дочери Лауре.
Л. — член (с 1866) Ген. совета 1-го Интернационала, руководил борьбой
пролетариев Бордо в защиту
Парижской Коммуны. В 1873 Энгельс и Л. по поручению Гаагского конгресса
выступили с
брошюрой против бакунизма («Альянс социа-листич. демократии и междунар.
товарищество рабо-
чих»). С 70-х гг. Л. был связан с рус. революц. движением, публиковал статьи в
рус. прогрессивной
прессе. Вместе с Ж. Гедом Л. возглавлял франц. Рабочую партию (с 1882),
программу к-рой они
разрабатывали при содействии Маркса и Энгельса. В 80-х гг. Л. вёл большую
политич. и организац.
работу; в 1891 первым из революц. марксистов стал депутатом парламента и
блестяще использовал
свои полномочия для пропаганды марксизма. В 90-х и 1900-х гг. активно боролся с
оппортунизмом
партий 2-го Интернационала.
Л. вёл решит. борьбу против всех форм идеалистич. философии, отвергая попытки
«примирения»
материализм« с идеализмом; решительно осудил намерение Э. Бернштейна
«синтезировать»
марксизм с кантианством. Признавая материалистич. момент в философии Канта, Л.
сосредоточил
критику на идеализме и агностицизме кантианства. Он показал антинаучность отрыва
«вещи в себе»
от её отражения в сознании человека, принципиального противопоставления сущности
и явления.
Опровергая кантовский априоризм, Л. подчёркивал зависимость всех форм познания
от материаль-
ного мира. Критикуя агностицизм, Л. указывал на его гносеологич. основу — разрыв
чувств. и
логических сторон познания, абсолютизацию каждой из этих сторон, взятых вне их
реальной связи, в
отрыве от практики.
Так же решительно Л. выступал против отождествления марксистской философии с
философией
Гегеля. Л. отверг утверждение, будто для Маркса «существует тождество мышления и
реальности».
Идея, говорил Л., так же реальна, как объект, отражением к-рого в мозгу она
является. Но Маркс
никогда не утверждал тождества отражаемого и отражения, объективной
действительности и идеи.
Марксизм исходит из единства бытия и мышления, но не их тождества.
В осн. филос. труде «Экономич. детерминизм Карла Маркса» (1909, рус. пер. 1923)
Л. попытался с
позиции историч. материализма объяснить возникновение и развитие идеологич.
явлений, в
частности этич., филос. и религ. идей.
ЛАФАРГ 301
B области политики Л. боролся против реформистской идеи «мирного врастания»
капитализма в
социализм, критиковал реформистские и националистич. ошибки Года. Выступая
против всяких
уступок бурж. мировоззрению, Л. призывал использовать марксистскую теорию для
подготовки умов
к социалистич. революции.
Рассматривая вопросы эстетики и лит. критики, Л. с марксистских позиций подверг
резкой критике
отрыв лит-ры и иск-ва от породившей их социальной среды, показал их обратное
влияние на эту
среду.
В философии в отд. случаях Л. занимал позиции метафизич. материализма. Нек-рым
его суждениям в
области литературоведения свойственны тенденции к социологич. схематизму. Тем не
менее в целом
работы Л. были значит. явлением в самых разных областях обществ. наук,
содействовали
распространению и утверждению марксистского мировоззрения.
В. И. Ленин, лично знавший Л., охарактеризовал его как одного из «...самых
талантливых и глубоких
распространителей идей марксизма...» (ПСС, т. 20, с. 387).
• в рус. пер.: Соч., т. 1—3, М.—Л., 1925 — 31; Памфлеты, М.— Л., 1931; Лит.-
критич. статьи, М., 1936; Религия и капи-
тал, М., 1937.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 31—36 (см. Указатель имен); Ленин В. И., ПСС,
т. 18, с. 211—13, т. 20, с. 387—88; М о
м д ж я н X. Н., Л. и нек-рые вопросы марксистской теории, Ер., 1954; е г о· ж
е, П. Л. и философия марксизма, М., 1978.
ЛЕБОН (Le Bon) Гюстав (7.5.1841, Ножан-ле-Ротру, — 15.12.1931, Париж), франц.
социальный
психолог, антрополог и археолог, автор ряда работ по теоретич. и
экспериментальному
естествознанию. В области философии природы развивал идеи энергетизма. Л.
выдвинул один из
первых вариантов теории «массового общества». С позиций аристократич. элитизма
выступал
против идеи социального равенства во-всех её разновидностях, стремился доказать
неравенство
различных рас. Отождествляя массу с толпой, он предвещал наступление «эры масс»
и связанный с
этим упадок цивилизации.
Л. делил толпу на «разнородную» (уличные, парламентские собрания и т. д.) и
«однородную» (секты,
касты, классы). Третируя массу (толпу) как иррациональную разрушит. силу, он
подчёркивал
бессознательный и эмоциональный характер поведения индивидов в толпе, к-рыми в
этом случае
управляет закон «духовного единства толпы». По Л., поведение индивида в толпе
радикально
меняется: им овладевает ощущение непреодолимой силы, нетерпимость, догматизм,
утрачивается
чувство ответственности. Ведущую роль в обществ. развитии он отводил изменениям
в идеях,
внушаемых массам немногими «вожаками» посредством утверждения, повторения и
заражения.
Воззрения Л. эклектичны и поверхностны. Хотя он претендовал на рациональное
постижение
законов массовой психологии, его концепции носят иррациональный характер и
представляют собой
неприкрытую реакц. критику идей демократии, равенства и социализма.
• в рус. пер.: Психология народов и масс, СПБ, 1896; Психология социализма, СПБ,
1908; Эволюция материи, СПБ,
1912.
• Ашин Г. К., Доктрина «массового общества», М., 1971.
«ЛЕВИАФАН, или Материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского»
(«Leviathan, or The
matter, form and power of a commonwealth ecclesiastical and civil»), гл. филос.
произв. Гоббса. (В
библейской мифологии «Л.» — огромное морское чудовище.) «Л.» вышел в свет в
Лондоне в 1651 на
англ. яз., 2-е изд. появилось в Амстердаме в 1668 на лат. яз. В соч.
рассматриваются
основополагающие вопросы гносеологии, психологии, социологии, политики,
развивается ори-
гинальное учение о знаках. В 1-й ч. книги Гоббс с позиций материалистич.
сенсуализма решает
вопрос об
302 ЛЕБОН
источнике наших знаний, сочетая эмпирич. подход с элементами рационалистич.
метода (гл. обр. в
учении об анализе и синтезе). Социологич. доктрина Гоббса, изложенная во 2-й ч.,
носит антирелиг.
характер; в ней исследуются понятия естеств. права, естеств. закона, проблема
свободы и
необходимости, разработана договорная теория гос-ва. В 3-й и 4-й частях Гоббс
даёт аллегорич.
истолкование Священного писания, выступает против идеи церк. власти, критикует
веру в чудеса и
пророчества.
Лучшее англ. изд. «Л.» подготовлено W. Molesworth (1839—45); последнее отд. изд.
— под ред. M.
Oake-shott (1947) и с предисл. R. S. Peters (1962). Нем. пер. вышел в 1794, рус.
пер. — в 1864. «Л.»
включён в кн.: Гоббс Т., Избр. произв., т. 2, 1964.
ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен (10.4.1857, Париж,— 13.3.1939, там же), франц.
философ и
психолог-позитивист, близкий к социологич. школе Дюрк-гейма. Наиболее известен
своей теорией
первобытного «дологич.» мышления. Выступая против концепции Тайлора и др.
эволюционистов,
согласно к-рой первобытный человек («философствующий дикарь») мыслил так же
логически, как и
совр. человек, Л.-Б. утверждал, что в «низших обществах» преобладают
«коллективные
представления» (понятие, разработанное школой Дюрк-гейма), принципиально
отличные от мыслит.
деятельности в цивилизованных обществах. «Дологич. мышление» управляется, по Л.-
Б., не логич.
законами тождества, противоречия и пр., а «законом сопричастия» (парти-ципации),
согласно к-рому
воспринимаемый объект может быть одновременно самим собой и иным, находится
одновременно в
различных местах, свойства изображения тождественны свойствам оригинала и т. п.
Хотя Л.-Б.
полагал, что различным обществ. структурам свойственны и различные типы
мышления, однако он
не считал, что «дологич.» мышление присуще только отсталым народам: в сфере
личного опыта
«первобытный человек» действует и мыслит, как и современный, а с др. стороны, и
в совр. жиани
есть явления (религия, мораль), где сказывается действие «дологич.» мышления.
В последние годы жизни Л.-Б. смягчил противопоставление логич. и «дологич.»
типов мышления.
Его концепция оказала определ. влияние на юнгианский вариант психоанализа (связь
«примитивного» мышления с архетипами бессознательного), на социологию познания
Шелера и
Гурвича. В то же время тезис о «дологич.» характере первобытного мышления
подвергался критике
со стороны школы Дюркгейма и ряда её сторонников, а впоследствии — в концепциях
Ле-ви-Строса.
Несмотря на нек-рый схематизм и односторонность, взгляды Л.-Б. представляют
интерес как
попытка исследовать историч. изменения в психологии мышления.
• Les functions mentales dans les societes inferieures, P., 1922·; La mythologie
primitive, P., 1935s; в рус. пер.— Первобытное
мышление, М., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении, М., 1937.
• Токарев С. А., История зарубежной этнографии, М., 1978.
ЛЕВИН (Lewin) Курт (9.9.1890, Познань,- 12.2.1947, Ньютон, шт. Массачусетс,
США), нем. и амер.
психолог. С 1932 в США. Был близок к берлинской школе ге-штальтпсихологии, но в
отличие от др.
её представителей занимался прежде всего экспериментальным изучением воли,
аффекта и личности.
Разработал концепцию личности, в основе к-рой лежит заимствованное из физики
понятие поля.
«Поле» характеризует у Л. психологич. единство личности и её окружения и
представляет собой
совокупность взаимосвязанных факторов, определяющих поведение человека (поле
возможных для
данного индивида событий и поле сил, предопределяющих, какая из возможностей
реализуется в
поведении индивида). Поведение индивида является внеш. выражением событий,
происходящих в
его психологич. поле; события эти представляют собой
либо перемещение из одной области поля в другую, либо изменение самой структуры
поля,
описываемой Л. с помощью понятий топологии. В концепции поля сказалось
характерное для Л.
стремление перестроить психологию по образцу точных наук, прежде всего физики.
Так, мотив,
становящийся у Л., в отличие от гештальтпсихологии, одним из осн. понятий,
рассматривается им в
отвлечении от предметно-смыслового (общественно-исторического в конечном счёте)
содержания
ситуации, в к-рой реализуется мотивационная динамика. Многочисл.
экспериментальные работы, вы-
полненные Л. и его учениками (проблемы запоминания и возобновления прерванных
действий,
психология, замещения, фрустрации, «уровня притязаний» личности и др.) заложили
основы совр.
экспериментального изучения мотивации. Л. явился одним из основоположников
экспериментального исследования психологии групп (т. н. групповой динамики).
• Vorsatz, Wille und Bedurfnis, В., 1926; Gesetz und Experiment in der
Psychologie, B., 1927; A.dynamic theory of personality,
N. ?., 1935; Principles of topological psychology, N. Y.— L., 1936; Field theory