<< Пред.           стр. 158 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 деятель Лейбористской партии, реформист. В 1936—49 чл., в 1945 пред. исполкома
 Лейбористской
 партии. Один из теоретиков реформистской концепции «демократического
 социализма», идейные
 истоки к-рого он пытался найти в христианстве; полагал, что преобразование
 общества должно быть
 осуществлено в результате нравств. совершенствования индивидов. Отрицал
 классовый характер гос-
 ва. Считая нац. суверенитет «угрозой цивилизации» и основываясь на наличии
 мировых связей
 империалистич. хоз. системы, пытался доказать необходимость создания мирового
 гос-ва.
 • Communism, L., 1927; Democracy in crisis, L., 1934s; The state in theory and
 practice, L., 1935; A grammar of polities, New
 Haven —L., 1938; Reflections on the revolution of our time, L., 1944'; Faith,
 reason and civilization, L., 1944; Liberty in the
 modern state, rev. ed., L., 1949; The American democracy, L., 1949; Political
 thought in England: Locke to Bentham, L.— N.
 Y., 1955.
 ЛАССАЛЬ (Lassalle) Фердинанд (11.4.1825, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша,—
 31.8.1864, Женева),
 деятель нем. рабочего движения, мелкобурж. социалист, родоначальник одной из
 разновидностей
 оппортунизма в рабочем движении — лассальянства; философ, публицист и адвокат.
 Объявляя себя
 сторонником К. Маркса и Ф. Энгельса, Л., однако, не воспринял принципов науч.
 коммунизма,
 оставшись по существу на позициях гегельянства (с элементами философии Фихте), и
 лишь
 извращал заимствованные у Маркса материалистич. положения. Историч. развитие Л.
 рассматривал
 как развитие идеи свободы, гос-во считал надклассовой нравств. категорией,
 утверждал, что право
 есть выражение нар. духа, нар. самосознания. В 1862 Л. начал агитацию за
 создание политич. орг-ции
 нем. пролетариата; в мае 1863 был избран президентом Всеобщего герм. рабочего
 союза (ВГРС).
 Однако организация самостоят.
 политич. рабочей партии имела целью, по Л., мирную агитацию за всеобщее избират.
 право. Идеи Л.
 о всеобщем избират. праве как универсальном политич. средстве освобождения
 работников, о
 производит. ассоциациях, к-рые с гос. помощью должны обеспечить «введение
 социализма» и
 мирное преобразование капиталистич. гос-ва в «нар. гос-во», на практике вели к
 отказу от классовой
 борьбы и революции, а заимствованный Л. у Д. Рикардо и Т. Мальтуса «железный
 закон» заработной
 платы теоретически «обосновывал» отказ от борьбы за повышение заработной платы
 рабочих.
 Воздействие Л. на процесс освобождения нем. рабочих от политич. влияния
 буржуазии К. Маркс, Ф.
 Энгельс и В. И. Ленин считали его ис-торич. заслугой. Однако вошедшие в
 программу ВГРС догмы
 Л. и тактика, проводившаяся им, придали ВГРС реформистский и сектантский
 характер. Принятая в
 1875 на съезде в Готе программа единой Социалистич. рабочей партии («Готская
 программа»)
 содержала ряд лассальянских положений и была подвергнута Марксом резкой критике.
 • в рус. пер.: Соч., т. 1—7, СПБ, 1908; Соч., т. 1—3, М., 1925.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., [Письма], Соч., т. 28—30 (см. Указатель имен); Маркс
 К., Критика Готской программы, там же,
 т. 19; Энгельс Ф., Воен. вопрос в Пруссии и нем. рабочая партия, там же, т. 16;
 Ленин В. И., Протест росс. социал-
 демократов, ПСС, т. 4; е г о ж е, Август Бебель, там же, т. 23; е г о ж е, Под
 чужим флагом, там же, т. 26; Плеханов Г. В.,
 Ф. Л. Его жизнь и деятельность, Соч., т. 4, М., 1923, ч. 1; H u m m l e r H.,
 Opposition gegen Lassalle, B., 1963; F. Lassal.
 [Bibliographie], Bonn, 1981.
 ЛАФАРГ (Lafargue) Поль (15.1.1842, Сантьяго, Куба, — 25.11.1911, Париж), деятель
 франц. и
 междунар. рабочего движения, теоретик и пропагандист марксизма, друг и ученик К.
 Маркса и Ф.
 Энгельса. В 1866—68 жил в Лондоне, где после знакомства с Марксом женился на его
 дочери Лауре.
 Л. — член (с 1866) Ген. совета 1-го Интернационала, руководил борьбой
 пролетариев Бордо в защиту
 Парижской Коммуны. В 1873 Энгельс и Л. по поручению Гаагского конгресса
 выступили с
 брошюрой против бакунизма («Альянс социа-листич. демократии и междунар.
 товарищество рабо-
 чих»). С 70-х гг. Л. был связан с рус. революц. движением, публиковал статьи в
 рус. прогрессивной
 прессе. Вместе с Ж. Гедом Л. возглавлял франц. Рабочую партию (с 1882),
 программу к-рой они
 разрабатывали при содействии Маркса и Энгельса. В 80-х гг. Л. вёл большую
 политич. и организац.
 работу; в 1891 первым из революц. марксистов стал депутатом парламента и
 блестяще использовал
 свои полномочия для пропаганды марксизма. В 90-х и 1900-х гг. активно боролся с
 оппортунизмом
 партий 2-го Интернационала.
 Л. вёл решит. борьбу против всех форм идеалистич. философии, отвергая попытки
 «примирения»
 материализм« с идеализмом; решительно осудил намерение Э. Бернштейна
 «синтезировать»
 марксизм с кантианством. Признавая материалистич. момент в философии Канта, Л.
 сосредоточил
 критику на идеализме и агностицизме кантианства. Он показал антинаучность отрыва
 «вещи в себе»
 от её отражения в сознании человека, принципиального противопоставления сущности
 и явления.
 Опровергая кантовский априоризм, Л. подчёркивал зависимость всех форм познания
 от материаль-
 ного мира. Критикуя агностицизм, Л. указывал на его гносеологич. основу — разрыв
 чувств. и
 логических сторон познания, абсолютизацию каждой из этих сторон, взятых вне их
 реальной связи, в
 отрыве от практики.
 Так же решительно Л. выступал против отождествления марксистской философии с
 философией
 Гегеля. Л. отверг утверждение, будто для Маркса «существует тождество мышления и
 реальности».
 Идея, говорил Л., так же реальна, как объект, отражением к-рого в мозгу она
 является. Но Маркс
 никогда не утверждал тождества отражаемого и отражения, объективной
 действительности и идеи.
 Марксизм исходит из единства бытия и мышления, но не их тождества.
 В осн. филос. труде «Экономич. детерминизм Карла Маркса» (1909, рус. пер. 1923)
 Л. попытался с
 позиции историч. материализма объяснить возникновение и развитие идеологич.
 явлений, в
 частности этич., филос. и религ. идей.
 ЛАФАРГ 301
 B области политики Л. боролся против реформистской идеи «мирного врастания»
 капитализма в
 социализм, критиковал реформистские и националистич. ошибки Года. Выступая
 против всяких
 уступок бурж. мировоззрению, Л. призывал использовать марксистскую теорию для
 подготовки умов
 к социалистич. революции.
 Рассматривая вопросы эстетики и лит. критики, Л. с марксистских позиций подверг
 резкой критике
 отрыв лит-ры и иск-ва от породившей их социальной среды, показал их обратное
 влияние на эту
 среду.
 В философии в отд. случаях Л. занимал позиции метафизич. материализма. Нек-рым
 его суждениям в
 области литературоведения свойственны тенденции к социологич. схематизму. Тем не
 менее в целом
 работы Л. были значит. явлением в самых разных областях обществ. наук,
 содействовали
 распространению и утверждению марксистского мировоззрения.
 В. И. Ленин, лично знавший Л., охарактеризовал его как одного из «...самых
 талантливых и глубоких
 распространителей идей марксизма...» (ПСС, т. 20, с. 387).
 • в рус. пер.: Соч., т. 1—3, М.—Л., 1925 — 31; Памфлеты, М.— Л., 1931; Лит.-
 критич. статьи, М., 1936; Религия и капи-
 тал, М., 1937.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 31—36 (см. Указатель имен); Ленин В. И., ПСС,
 т. 18, с. 211—13, т. 20, с. 387—88; М о
 м д ж я н X. Н., Л. и нек-рые вопросы марксистской теории, Ер., 1954; е г о· ж
 е, П. Л. и философия марксизма, М., 1978.
 ЛЕБОН (Le Bon) Гюстав (7.5.1841, Ножан-ле-Ротру, — 15.12.1931, Париж), франц.
 социальный
 психолог, антрополог и археолог, автор ряда работ по теоретич. и
 экспериментальному
 естествознанию. В области философии природы развивал идеи энергетизма. Л.
 выдвинул один из
 первых вариантов теории «массового общества». С позиций аристократич. элитизма
 выступал
 против идеи социального равенства во-всех её разновидностях, стремился доказать
 неравенство
 различных рас. Отождествляя массу с толпой, он предвещал наступление «эры масс»
 и связанный с
 этим упадок цивилизации.
 Л. делил толпу на «разнородную» (уличные, парламентские собрания и т. д.) и
 «однородную» (секты,
 касты, классы). Третируя массу (толпу) как иррациональную разрушит. силу, он
 подчёркивал
 бессознательный и эмоциональный характер поведения индивидов в толпе, к-рыми в
 этом случае
 управляет закон «духовного единства толпы». По Л., поведение индивида в толпе
 радикально
 меняется: им овладевает ощущение непреодолимой силы, нетерпимость, догматизм,
 утрачивается
 чувство ответственности. Ведущую роль в обществ. развитии он отводил изменениям
 в идеях,
 внушаемых массам немногими «вожаками» посредством утверждения, повторения и
 заражения.
 Воззрения Л. эклектичны и поверхностны. Хотя он претендовал на рациональное
 постижение
 законов массовой психологии, его концепции носят иррациональный характер и
 представляют собой
 неприкрытую реакц. критику идей демократии, равенства и социализма.
 • в рус. пер.: Психология народов и масс, СПБ, 1896; Психология социализма, СПБ,
 1908; Эволюция материи, СПБ,
 1912.
 • Ашин Г. К., Доктрина «массового общества», М., 1971.
 «ЛЕВИАФАН, или Материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского»
 («Leviathan, or The
 matter, form and power of a commonwealth ecclesiastical and civil»), гл. филос.
 произв. Гоббса. (В
 библейской мифологии «Л.» — огромное морское чудовище.) «Л.» вышел в свет в
 Лондоне в 1651 на
 англ. яз., 2-е изд. появилось в Амстердаме в 1668 на лат. яз. В соч.
 рассматриваются
 основополагающие вопросы гносеологии, психологии, социологии, политики,
 развивается ори-
 гинальное учение о знаках. В 1-й ч. книги Гоббс с позиций материалистич.
 сенсуализма решает
 вопрос об
 302 ЛЕБОН
 источнике наших знаний, сочетая эмпирич. подход с элементами рационалистич.
 метода (гл. обр. в
 учении об анализе и синтезе). Социологич. доктрина Гоббса, изложенная во 2-й ч.,
 носит антирелиг.
 характер; в ней исследуются понятия естеств. права, естеств. закона, проблема
 свободы и
 необходимости, разработана договорная теория гос-ва. В 3-й и 4-й частях Гоббс
 даёт аллегорич.
 истолкование Священного писания, выступает против идеи церк. власти, критикует
 веру в чудеса и
 пророчества.
 Лучшее англ. изд. «Л.» подготовлено W. Molesworth (1839—45); последнее отд. изд.
 — под ред. M.
 Oake-shott (1947) и с предисл. R. S. Peters (1962). Нем. пер. вышел в 1794, рус.
 пер. — в 1864. «Л.»
 включён в кн.: Гоббс Т., Избр. произв., т. 2, 1964.
 ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен (10.4.1857, Париж,— 13.3.1939, там же), франц.
 философ и
 психолог-позитивист, близкий к социологич. школе Дюрк-гейма. Наиболее известен
 своей теорией
 первобытного «дологич.» мышления. Выступая против концепции Тайлора и др.
 эволюционистов,
 согласно к-рой первобытный человек («философствующий дикарь») мыслил так же
 логически, как и
 совр. человек, Л.-Б. утверждал, что в «низших обществах» преобладают
 «коллективные
 представления» (понятие, разработанное школой Дюрк-гейма), принципиально
 отличные от мыслит.
 деятельности в цивилизованных обществах. «Дологич. мышление» управляется, по Л.-
 Б., не логич.
 законами тождества, противоречия и пр., а «законом сопричастия» (парти-ципации),
 согласно к-рому
 воспринимаемый объект может быть одновременно самим собой и иным, находится
 одновременно в
 различных местах, свойства изображения тождественны свойствам оригинала и т. п.
 Хотя Л.-Б.
 полагал, что различным обществ. структурам свойственны и различные типы
 мышления, однако он
 не считал, что «дологич.» мышление присуще только отсталым народам: в сфере
 личного опыта
 «первобытный человек» действует и мыслит, как и современный, а с др. стороны, и
 в совр. жиани
 есть явления (религия, мораль), где сказывается действие «дологич.» мышления.
 В последние годы жизни Л.-Б. смягчил противопоставление логич. и «дологич.»
 типов мышления.
 Его концепция оказала определ. влияние на юнгианский вариант психоанализа (связь
 «примитивного» мышления с архетипами бессознательного), на социологию познания
 Шелера и
 Гурвича. В то же время тезис о «дологич.» характере первобытного мышления
 подвергался критике
 со стороны школы Дюркгейма и ряда её сторонников, а впоследствии — в концепциях
 Ле-ви-Строса.
 Несмотря на нек-рый схематизм и односторонность, взгляды Л.-Б. представляют
 интерес как
 попытка исследовать историч. изменения в психологии мышления.
 • Les functions mentales dans les societes inferieures, P., 1922·; La mythologie
 primitive, P., 1935s; в рус. пер.— Первобытное
 мышление, М., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении, М., 1937.
 • Токарев С. А., История зарубежной этнографии, М., 1978.
 ЛЕВИН (Lewin) Курт (9.9.1890, Познань,- 12.2.1947, Ньютон, шт. Массачусетс,
 США), нем. и амер.
 психолог. С 1932 в США. Был близок к берлинской школе ге-штальтпсихологии, но в
 отличие от др.
 её представителей занимался прежде всего экспериментальным изучением воли,
 аффекта и личности.
 Разработал концепцию личности, в основе к-рой лежит заимствованное из физики
 понятие поля.
 «Поле» характеризует у Л. психологич. единство личности и её окружения и
 представляет собой
 совокупность взаимосвязанных факторов, определяющих поведение человека (поле
 возможных для
 данного индивида событий и поле сил, предопределяющих, какая из возможностей
 реализуется в
 поведении индивида). Поведение индивида является внеш. выражением событий,
 происходящих в
 его психологич. поле; события эти представляют собой
 либо перемещение из одной области поля в другую, либо изменение самой структуры
 поля,
 описываемой Л. с помощью понятий топологии. В концепции поля сказалось
 характерное для Л.
 стремление перестроить психологию по образцу точных наук, прежде всего физики.
 Так, мотив,
 становящийся у Л., в отличие от гештальтпсихологии, одним из осн. понятий,
 рассматривается им в
 отвлечении от предметно-смыслового (общественно-исторического в конечном счёте)
 содержания
 ситуации, в к-рой реализуется мотивационная динамика. Многочисл.
 экспериментальные работы, вы-
 полненные Л. и его учениками (проблемы запоминания и возобновления прерванных
 действий,
 психология, замещения, фрустрации, «уровня притязаний» личности и др.) заложили
 основы совр.
 экспериментального изучения мотивации. Л. явился одним из основоположников
 экспериментального исследования психологии групп (т. н. групповой динамики).
 • Vorsatz, Wille und Bedurfnis, В., 1926; Gesetz und Experiment in der
 Psychologie, B., 1927; A.dynamic theory of personality,
 N. ?., 1935; Principles of topological psychology, N. Y.— L., 1936; Field theory

<< Пред.           стр. 158 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу