<< Пред.           стр. 161 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 конкретного, части и целого, формы и содержания в обществ. развитии. Он
 указывает на
 многообразие форм и методов классовой борьбы пролетариата, подчёркивает, что
 «...марксизм
 требует безусловно исторического рассмотрения вопроса о формах борьбы» (там же,
 т. 14, с. 2).
 Л. показывает политич. непоследовательность, абстрактный, формально-логич. метод
 мышления
 меньшевиков, их социальный фатализм, отказ от анализа своеобразия революции в
 России, в
 результате чего ортодоксальность превращалась в теории в догматизм, а в политике
 — в
 оппортунизм. Меньшевики, писал
 Л., «...принижают материалистическое понимание истории своим игнорированием
 действенной,
 руководящей и направляющей роли, которую могут и должны играть в истории партии,
 сознавшие
 материальные условия переворота и ставшие во главе передовых классов» (там же,
 т. И, с. 31). В
 нояб. 1905 Л. приехал в Петербург и непосредственно возглавил борьбу партии.
 В февр. 1907 Л. пишет предисловие к рус. пер. писем Маркса к Л. Кугельману, в к-
 ром, отмечая
 важнейшие в теоретич. отношении места писем, уделяет гл. внимание революц.
 политике Маркса,
 указывает на необходимость рассматривать историю «...с точки зрения тех, кто ее
 т в о p и т...»,
 ценить выше всего «историческую инициативу масс». Здесь же Л. раскрывает
 соотношение теории и
 практики в марксизме, подчёркивая, что «...тот не марксист, кто теорию, трезво
 констатирующую
 объективное положение, извращает в оправдание существующего...» (там же, т. 14,
 с. 379, 377, 375).
 После поражения революции, скрываясь от преследований полиции, Л. уезжает в
 Женеву [25 дек.
 1907 (7 янв. 1908)]; началась вторая эмиграция Л.
 В годы реакции усилилось влияние на пролетариат и его партию бурж. идеологии, в
 частности
 идеалистич. философии. Это сказалось в предпринятой А. А. Богдановым, В. А.
 Базаровым, А. В.
 Луначарским, П. С. Юшкевичем, Н. Валентиновым и др. попытке ревизии марксистской
 философии,
 замены её махизмом. В кн. «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) — гл. филос.
 труде Л.— он
 рассмотрел осн. направления бурж. философии кон. 19 — нач. 20 вв., показал их
 антинауч., реакц.
 характер, прямую связь с субъектив-но-идеалистич. традицией в истории философии,
 подверг
 критике попытки ревизии философии марксизма. Л. раскрыл филос. значение той
 революции в
 естествознании, к-рая началась на рубеже 19—20 вв. Обобщив с позиций диалектич.
 материализма
 важнейшие естеств.-науч. открытия, Л. развил осн. понятия марксистской философии
 (материя, опыт,
 истина, практика, причинность, свобода и необходимость и др.), выдвинул мысль о
 неисчерпаемости
 материи, подтверждённую всем дальнейшим развитием естествознания. Исследуя
 процесс познания,
 Л. подчеркнул плодотворность применения диалектики к теории отражения, показал,
 что познание
 есть процесс развития относительной объективной истины в абсолютную (см. там же,
 т. 18, с. 137).
 Книга Л.— образец марксистской партийности в философии, показывающей, как за
 «гносеологической схоластикой» бурж. философии нужно уметь видеть «...борьбу
 партий в
 философии, борьбу, которая в последнем счете выражает тенденции и идеологию
 враждебных
 классов современного общества» (там же, с. 380).
 В связи с 80-летием Л. Н. Толстого Л. пишет статью «Лев Толстой, как зеркало
 рус. революции»
 (1908), к-рая наряду с работой «Партийная организация и партийная литература»
 (1905), статьями о
 Толстом 1910, письмами к М. Горькому, И. Арманд и др. имеет важное значение для
 марксистской
 эстетики; здесь обосновывается принцип партийности лит-ры и иск-ва,
 рассматривается их роль в
 классовой борьбе пролетариата, специфика и социальное содержание художеств.
 творчества.
 Для борьбы против различных филос.-религ. течений, усилившихся в России в годы
 реакции (бого-
 строительство, богоискательство и др.), для развития науч. атеизма вообще
 исключит. значение
 имели статьи Л. «Об отношении рабочей партии к религии» (май 1909) и «Классы и
 партии в их
 отношении к религии и церкви» (июнь 1909). В ст. «Марксизм и ревизионизм» (апр.
 1908) Л. раскрыл
 филос. истоки ревизионизма в рабочем движении (попытки «соединить» марксизм с
 идеалистич.
 учениями, отказ от материалистич. диалектики, проповедь плоского эволюционизма и
 т. д.).
 В июне 1912 Л. переезжает в Краков, откуда было удобнее осуществлять руководство
 работой
 партии
 в России. В работах этого времени («Критич. заметки по нац. вопросу», 1913; «О
 карикатуре на
 марксизм...», 1916, и др.) Л. развивает данное Марксом и Энгельсом решение нац.
 вопроса
 применительно к эпохе империализма и назревавшего в Европе революц. кризиса.
 Одновременно Л.
 пишет ряд произв., в к-рых разрабатывает вопросы истории обществ. мысли в связи
 с развитием
 освободит. движения. В ст. «Памяти Герцена» (1912) он выдвигает марксистскую
 концепцию
 развития рус. освободит. движения, указывая на три осн. его этапа (дворянский,
 буржуазно-
 демократический и пролетарский). В ст. «Историч. судьбы учения Карла Маркса»
 (март 1913) Л. даёт
 периодизацию истории марксизма, а в ст. «Три источника и три составных части
 марксизма·» (март
 1913) анализирует историч. корни марксистской теории, к-рая возникла «...как
 прямое и
 непосредственное продолжение учения величайших представителей философии,
 политической
 экономии и социализма» (там же, т. 23, с. 40).
 В годы 1-й мировой войны Л. ведёт борьбу за объединение интернационалистов всех
 стран, за
 создание Коммунистич. Интернационала.
 Политич. борьба Ленина была тесно связана с теоретич. работой. В нояб. 1914 он
 закончил для
 Энцикло-педич. словаря Гранат ст. «Карл Маркс», в к-рой дана всесторонняя
 характеристика учения
 Маркса. На первый план в теоретич. занятиях Л. выдвигается диалектика, её осн.
 категории, её
 история и отношение к практике. Л. конспектирует «Науку логики» и параллельно
 первую часть
 «Энциклопедии филос. наук» Гегеля, его «Лекции по истории философии» и «Лекции
 по философии
 истории», сочинения Фейербаха («Изложение, анализ и критика философии Лейбница»)
 и Лассаля
 («Философия Гераклита Темного из Эфеса»), «Метафизику» Аристотеля и ряд др. книг
 по
 философии и естествознанию. Эти конспекты и заметки составили содержание восьми
 тетрадей,
 озаглавленных Л. «Тетрадки по философии (Гегель, Фейербах и разное)»; к этой
 серии относится и
 написанный ранее конспект «Лекций о сущности религии» Фейербаха. Ленинские
 филос. конспекты,
 заметки 1914—15 (их изучение позволяет предположить, что Л. собирался написать
 спец. труд о
 диалектике) имеют огромное значение для развития марксистской философии,
 указывая пути
 «...диалектической обработки истории человеческой мысли, науки и техники» (там
 же, т. 29, с. 131).
 Л. разрабатывает материалистич. диалектику как единственно правильную теорию
 развития, к-рая
 формулирует «общие законы движения мира и мышле-ния» (там же, с. 156). Из них Л.
 особо
 выделяет закон единства и борьбы противоположностей — «сущность», «ядро»
 диалектики. В
 ленинских конспектах и фрагментах развито дальше учение об активности сознания,
 сформулировано важнейшее положение марксистской философии о единстве диалектики,
 логики и
 теории познания, раскрывающее единство онтологич. и гно-сеологич. аспектов и
 категорий
 диалектики. Развивая осн. положения марксистской историко-филос. концепции, Л.
 подчёркивает
 необходимость строгой историчности в оценке филос. учений прошлого, выдвигает
 важнейший
 принцип выявления как их гносеологических, так и социальных, классовых корней.
 Обобщающая
 характеристика процесса познания дана во фрагменте «К вопросу о диалектике» (см.
 «Философские
 тетради»).
 Работа Л. над проблемами философии имела большое значение для анализа
 империализма, для
 дальнейшего развития теории социалистич. революции. На основе анализа
 империализма в ряде
 работ 1915—16 и прежде всего в кн. «Империализм, как высшая стадия капитализма»
 Л. разработал
 учение о революц. ситуации, развил дальше марксистскую теорию революции. Ещё
 ЛЕНИН 307
 раньше (ст. «Марксизм и ревизионизм», 1908) Л., опровергая различные догмы 2-го
 Интернационала,
 показал, что для осуществления пролет. революции вовсе не обязательна
 пролетаризация
 большинства населения страны. В ст. «О лозунге Соединенных Штатов Европы» (авг.
 1915) он
 выдвинул положение, к-рое блестяще подтвердилось развитием мировой революции:
 «Неравномерность экономического и политического развития есть безусловный закон
 капитализма.
 Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в немногих или даже
 в одной,
 отдельно взятой, капиталистической стране» (там же, т. 26, с. 354). В работе «О
 карикатуре на
 марксизм и об "империали-стич. экономизме"» Л. писал: «Все нации придут к
 социализму, это
 неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или
 иную форму
 демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной
 темп социали-
 стических преобразований разных сторон общественной жизни» (там же, т. 30, с.
 123).
 Узнав о Февр. революции 1917, Л. сразу принимает меры для возвращения на родину.
 Он пишет для
 «Правды» пять «Писем из далека» (опубликовано тогда было только первое), в к-рых
 говорит о
 неизбежности перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую и
 рассматривает
 вопросы пролет. гос. устройства.
 3(16) апр. 1917 Л. приезжает в Петроград. В написанных на другой день
 «Апрельских тезисах» Л.
 провозгласил курс на победу социалистич. революции, выдвинул идею республики
 Советов как гос.
 формы диктатуры пролетариата, наметил ряд политич. и эко-номич. преобразований,
 к-рые она
 должна осуществить. Л. указывает на материальные предпосылки социализма,
 созданные развитием
 капитализма («Грозящая катастрофа и как с ней бороться», сент. 1917, «Удержат ли
 большевики
 государственную власть?», сент.— окт. 1917, и др.), защищает от ревизионистских
 искаже-ний
 развивает марксистское учение о революции, о диктатуре пролетариата, о путях
 построения бесклас-
 сового общества и фазах его развития.
 Значит. место в работах Л. накануне революции и после её победы занимает
 марксистская теория
 гос-ва, соотношение, классовая сущность и функции различных видов демократии и
 диктатуры,
 анализ особенностей Советов как гос. формы диктатуры пролетариата, определение
 перспектив и
 условий отмирания гос-ва («Государство и революция», 1917, «Пролет. революция и
 ренегат
 Каутский», 1918, «Тезисы и доклад о бурж. демократии и диктатуре пролетариата»,
 март 1919,
 лекция «О гос-ве», июль 1919, и др.).
 Л. был вождём Великой Окт. социалистич. революции, ознаменовавшей собой новую
 эру в истории
 человечества. В работах этого периода Л. раскрыл творч., созидат. характер
 социалистич. революции,
 определил её осн. задачи. С победой революции ленинская политика партии
 большевиков,
 методологич. основанием к-рой является материалистич. диалектика, стала
 политикой Сов. гос-ва.
 «Наступил именно тот исторический момент,— писал Л.,— когда теория превращается
 в практику,
 оживляется практикой, исправляется практикой, проверяется практикой» (там же, т.
 35, с. 202).
 Л. сформулировал основы внеш. политики социалистич. гос-ва в период, «... когда
 будут
 существовать рядом социалистические и капиталистические государства» (там же, т.
 39, с. 197), и
 показал, что принцип лирного сосуществования является и будет основным в
 отношениях Сов. гос-ва
 с капиталистич. странами. Указывая па огромное революционизирующее влияние
 первого в мире
 социалистич. гос-ва, Л. вместе с тем решительно отверг авантюристич. идею
 «подталкивания»,
 «экспорта» революции.
 308 ЛЕНИН
 Разрабатывая основы экономич. политики Сов. гос-ва («Очередные задачи Сов.
 власти», апр. 1918;
 «О „левом" ребячестве и о мелкобуржуазности», май 1918, и др.), Л. видел в
 осуществлении всенар.
 учёта и контроля, в повышении производительности труда, организации соревнования
 необходимые
 условия перехода к планомерному социалистич. строительству, то «особое звено» в
 цепи историч.
 событий, ухватившись за к-рое можно «удержать всю цепь», осуществить
 социалистич. пре-
 образование России. Развивая теорию науч. коммунизма, Л. указал на принцип
 демократич.
 централизма как основу хоз. строительства, социалистического государства.
 По инициативе Л. в 1919 был основан Коммунистич. Интернационал. Обобщая опыт
 социалистич.
 революции в России, Венгрии и др. странах, он развил тезис о разнообразии форм
 перехода к
 социализму, разработал тактику единого рабочего фронта в борьбе против
 капитализма.
 Большое внимание уделил Л. зародившимся уже в первые годы революции формам
 коммунистического труда, анализу к-рых посвящена его работа «Великий почин»
 (июнь 1919).
 Важнейшее значение имеет данное в этой работе определение классов.
 Обобщая двухлетний опыт Сов. власти, анализируя и развивая понятие диктатуры
 пролетариата как
 социалистич. гос-ва переходного периода, рассматривая соотношение диктатуры и
 демократии и т.
 д., Л. указывал на руководящую роль партии в системе диктатуры пролетариата и на
 необходимость
 укрепления союза пролетариата с крестьянством, в к-ром он видел осн. условие
 победы социализма
 («О диктатуре пролетариата», «Экономика и политика в эпоху диктатуры
 пролетариата», окт. 1919, и
 др.).
 Л. выступил против возросшей в коммунистич. движении опасности «левого»
 оппортунизма,
 раскрыл его мелкобурж. природу и сектантский характер, догматизм и субъективизм,
 незнание
 диалектики или неумение применять её в политике пролет. партий («Детская болезнь
 "левизны" в
 коммунизме», апр.— май 1920), Разрабатывая основы стратегии и тактики междунар.
 движения в
 новых условиях, Л. указал на растущее значение революц. теории, к-рая «...не
 является догмой, а
 окончательно складывается лишь в тесной связи с практикой действительно
 массового и
 действительно революционного движения» (там же, т. 41, с. 7). В опыте политич.
 борьбы
 большевистской партии Л. видел «образец тактики для всех».
 Л. развил теорию социалистич. культуры, раскрыл реакционность попыток
 «пролеткульта»
 отгородить культуру пролетариата от лучших традиций общечело-веч. культуры.

<< Пред.           стр. 161 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу