<< Пред.           стр. 162 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Определяя осн.
 задачи культурной революции, Л. показал, что строители коммунистич. общества
 должны овладеть
 всеми богатствами культуры, выработанной человечеством в его историч. развитии
 («Задачи союзов
 молодежи», окт. 1920). В ряде работ Л. обосновал теорию коммунистического
 воспитания
 трудящихся, указав на необходимость расширять общественно-преобразующую
 деятельность масс
 как средство их развития. В работах «О профессиональных союзах...» (дек. 1920),
 «Еще раз о
 профсоюзах...» (янв. 1921) и др. Л. софистике и эклектицизму фракционеров,
 «формальной,
 схоластической» логике, с позиций к-рой они подходили к анализу
 действительности, про-
 тивопоставил логику «диалектическую».
 При переходе к мирному строительству Л. разработал новую экономич. политику как
 единственно
 возможную в условиях преобладания мелкотоварного про-из-ва форму строительства
 социализма
 [«О прод. налоге», апр. 1921; выступления на 10-м съезде, 9-й конференции РКП
 (б) и др.].
 В марте 1922 Л. написал для журн. «Под знаменем марксизма» ст. «О значении
 воинствующего
 материализма», в к-рой дана программа деятельности коммунистов на теоретич.
 фронте.
 Внимательное изучение
 достижений естествознания, разоблачение бурж. философии, сплошь и рядом
 спекулирующей на
 этих достижениях, творч. изучение теоретич. наследия прошлого, всестороннее
 развитие диалектики,
 последоват. борьба с религией — вот важнейшие пункты этой программы. Л.
 обосновал
 необходимость союза философов-марксистов с представителями совр. естествознания.
 Обобщая опыт нац. строительства, Л. выдвинул идею создания СССР, разработал
 принципы
 построения единого многонац. социалистич. гос-ва как добровольного союза
 суверенных наций. Л.
 внёс новый элемент в теорию социалистич. революции, указав на значение нац.-
 освободит. борьбы
 народов Востока для освобождения всех трудящихся.
 Будучи уже больным, Л. продиктовал ряд документов («Письмо к съезду», «О
 придании законодат.
 функций Госплану», «К вопросу о национальностях...»), в к-рых рассмотрел
 важнейшие вопросы
 внутр. политики, предложил предпринять «...ряд перемен в нашем политическом
 строе» (там же, т.
 45, с. 343), укрепить единство партии, усовершенствовать парт. и гос. аппарат.
 Особое значение Л.
 придавал правильной нац. политике, указывая на её значение не только для Союза
 Сов. Республик,
 но и для колон. и зависимых народов.
 К янв.— февр. 1923 относятся последние статьи Л.: «О кооперации», «Как нам
 реорганизовать
 Рабкрин», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше». В них Л. вновь обратил
 внимание
 коммунистов на вред догматич., педантского подхода к марксистской теории,
 призвал их глубже
 овладевать революц. диалектикой. Подчёркивая общие и специфич. черты
 социалистич. революции в
 России, Л. показал, что страна имеет все необходимые предпосылки для построения
 бесклассового
 общества.
 Творч. развитие Л. диалектич. и историч. материализма, дальнейшая разработка
 учения о материи,
 законов и категорий диалектики, проблем теории познания, закономерностей
 обществ. развития,
 филос. вопросов естествознания, проблем этики, эстетики, науч. атеизма составило
 новый, ленинский
 этап в истории марксистской философии.
 Работа Л. в сфере философии неразрывно связана с развитием им и др. составных
 частей марксизма
 — политэкономии и науч. коммунизма, с его политич., революц. деятельностью. В
 творч. развитии
 марксизма Л. видел необходимое условие действенности революц. учения, ключ к
 теоретич. и
 практич. решению задач рабочего класса, коммунистич. партии, социалистич. гос-
 ва.
 * ПСС, т. 1—55. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Тезисы ЦК КПСС, М.,
 1969; О 110-й годовщине со дня
 рождения В.И. Ленина. Постановление ЦК КПСС от 13 дек. 1979, М., 1979; Брежнев
 Л. И., О Ленине и ленинизме, М.,
 1981; В. И. Ленин. Биография, М., 19816; В. И. Ленин. Биографич. хроника, т 1—
 12—, М., 1970—82; Воспоминания о В.
 И. Ленине, т. 1—5, М., 1968—69. Я. П. Коликов.
 ЛЕНИНИЗМ, учение В. И. Ленина, гениального продолжателя революц. дела и учения
 К. Маркса и
 Ф. Энгельса, творчески развившего в новых историч. условиях все составные части
 марксизма —
 философию, политэкономию, науч. коммунизм; Л.— новый этап в развитии марксизма;
 Л. находит
 дальнейшее творч. развитие в теоретич. деятельности КПСС, всего мирового
 коммунистич.
 движения. Л.— это «...марксизм эпохи империализма и пролетарских революций,
 эпохи крушения
 колониализма и победы национально-освободительных движений, эпохи перехода
 человечества от
 капитализма к социализму и строительства коммунистического общества» (К 100-
 летию со дня
 рождения В. И. Ленина. Тезисы ЦК КПСС, 1969, с. 5). См. Марксизм-ленинизм.
 ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич [13(25).1.1831, Кудиново, ныне Малоярославецкого
 р-на
 Калужской обл.,—12(24).И.1891, Троице-Сергиев посад, ныне За-
 горск Моск. обл.], рус. писатель, публицист и лит. критик. Известность приобрёл
 статьями о практич.
 политике и на культурно-историч. темы (сб. статей «Восток, Россия и славянство»,
 т. 1—2, 1885—
 86), а также лит.-критич. этюдами (о романах Л. Толстого, об И. С. Тургеневе и
 др.). Культурно-
 историч. взгляды Л., сложившиеся под влиянием Данилевского, характеризуются
 выделением трёх
 стадий циклич. развития— первичной «простоты», «цветущей сложности» и вторичного
 «упрощения» и «смешения», что служит у Л. дополнит.
 обоснованием идеала «красочной и многообразной» росс. действительности,
 противопоставленной
 зап. «всесмешению» и «всеблаженству».
 Мировоззрение Л. имело охранит, направленность. Предугадывая грядущие революц.
 потрясения и
 считая одной из гл. опасностей бурж. либерализм с его «омещаниванием» быта и
 культом всеобщего
 благополучия, Л. проповедовал в качестве организующего принципа гос. и обществ.
 жизни
 «византизм» — твердую монархич. власть, строгую церковность, сохранение крест.
 общины, жёсткое
 сословно-иерархич. деление общества. Путём союза России с Востоком (мусульм.
 странами, Индией,
 Тибетом, Китаем) и политич. экспансии на Бл. Востоке как средства превращения
 России в новый
 историч. центр христ. мира Л. надеялся затормозить процесс «либерализации»
 России и уберечь её от
 революции.
 • Собр. соч., т. 1—9, М., 1912—13; Моя лит. судьба. Автобиография, в кн.: Лит.
 наследство, т. 22—24, М., 1935.
 • Памяти К. Н. Л., в кн.: Лит. сб., СПБ, 1911; Преображенский П. Ф., А. Герцен и
 К. Л.,«Печать и революция», 1922, кн.
 2; Бердяев H.A., К. Л., Париж, 1926; История философии в СССР, т. 3, М., 1968; К
 о l o g г i v o v I. v., Von Hellas zum
 Monchtum. Leben und Denken K. Leontjews, B., 1948; Gasparini E., Le prevision!
 di C. Leorit'ev, Venezia, 1957.
 ЛЕ ПЛЕ (Le Play) Фредерик Пьер Гийом (11.4.1806, Ла-Ривьер-Сен-Совер,
 Кальвадос,—5.4.1882,
 Париж), франц. социолог, экономист и горный инженер. В трактовке социального
 развития сочетал
 идеи технологич. и географич. детерминизма, с одной стороны, и ведущей роли
 религ. и морального
 авторитета — с другой.
 Консервативные установки Л. П. получили выражение в «социальной реформе» —
 программе
 социального переустройства путём укрепления патриархальных институтов, в
 частности
 традиционных форм семьи, возврата к архаич. законам о наследовании,
 препятствующим дроблению
 имуществ, и т. д. В качестве гл. фактора социального контроля он рассматривал
 семью, различая три
 её типа: патриархальную, нестабильную (совр. нуклеарную семью) и коренную
 (famille souche), где
 один из женатых сыновей остаётся в отцовской семье, а остальные получают
 определ. долю
 наследства. Понятие коренной семьи используется в совр. историч. демографии.
 В историю социологии Л. П. вошёл своими эмпирич. исследованиями. Наиболее
 значит. его
 произв.— «Ев-роп. рабочие» («Les ouvriers europeens», 1855; v. 1—6, 1877—792)
 содержит результаты
 монографич. обследований неск. десятков рабочих семей: осн. объектом изучения
 были семейные
 бюджеты как выражение уровня и образа жизни. В работе развиты методы и техника
 контролируемого наблюдения, а изложенные в ней факты сохраняют значение для
 изучения положе-
 ния рабочего класса. Однако ограничение метода социальной науки монографич.
 описаниями отд.
 семей оставляло простор для произвольного подбора фактов с целью обоснования
 консерватизма Л.
 П.
 Созданная Л. П. школа после его смерти раскололась на продолжавшую его
 реформаторские
 устремления школу «социальной реформы» и более позитивистски настроенную школу
 «социальной
 науки» (по названиям издававшихся ими журналов); им не удалось занять серьёзных
 позиций во
 франц. социологии. Во
 ЛЕ ПЛЕ 309
 Франции работы Л. П. оказали влияние на нек-рые направления в социологии
 (географии,
 детерминизм, технологии, детерминизм, католич. социология), историографии, лит-
 ре (П. Бурже и
 др.). Воздействие его концепций сказалось и в др. странах. В царской России,
 социальное устройство
 к-рой Л. П. высоко оценивал, его воззрения пропагандировал реакц. поли-тич.
 деятель и правовед К.
 П. Победоносцев.
 • F. Le Play. 1806—1882; textes choisis par L. Boudin, P., 1947; в рус. пер.—
 Осн. конституция человеч. рода, М., 1897. *
 Турвиль А. де, Социальная наука представляет ли науку?, пер. с франц., СПБ,
 1895; Recueil d'etudes sociales publ. a la
 memoire de F. Le Play, P., 1956.
 ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович [15(27).1.1837, с. Де-нисовка Полтавской губ.,—
 13(26). 11.1905,
 Киев], рус. философ и публицист. Получил воен. образование, служил на Кавказе.
 Выйдя в отставку,
 в 1864 основал на родине первую школу для крестьян с преподаванием на укр.
 языке, к-рое после
 доноса пришлось прекратить. С 1868 Л.—сотрудник журн. «Отечеств, записки» Н. А.
 Некрасова. Был
 близок к народнич. кругам; в 1879—88 в ссылке. По возвращении в Петербург Л.
 примкнул к кружку
 Михайловского в журн. «Рус. богатство», а затем вышел из него и сотрудничал в
 «Рус. мысли».
 Сообразно изменению политич. взглядов Л.— от сочувствия революц. демократам и
 народовольцам
 через либеральное народничество к бурж. либерализму — менялась его филос.
 позиция. В годы
 учёбы Л. под влиянием идей Фейербаха и знакомства с Лавровым порвал с религией и
 увлёкся
 позитивизмом как философией, враждебной теологии и «метафизике». Л. стал одним
 из гл.
 представителей позитивизма в России, пройдя эволюцию от приверженца философии
 Конта, Дж. С.
 Милля, Спенсера, через «критич. реализм» неокантианцев К. Геринга, А. Риля, Э.
 Лааса, Ф. Пауль-
 сена до «первого и крупнейшего рус. эмпириокритика» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с.
 51). Л.
 пропагандировал эмпириокритицизм Авенариуса как «единственно науч. точку зрения»
 в философии,
 отвергая все др. филос. направления. С критикой «науч. философии» Л. с
 материалистических
 позиций в 1870-х гг. выступил Ткачёв.
 Л. не считал философию наукой, а лишь чисто эмпи-рич. мировоззрением, образующим
 «понятие о
 мире». Позитивизм Л. дополнял неокантианской «теорией познавания», центр.
 понятием к-рой
 считал опыт, т. е. «всю совокупность физического и духовного, человеческого и
 сверхчеловеческого
 "бытия"...» («Эмпириокритицизм, как единственно науч. точка зрения», СПБ, 1909,
 с. 9, 11). «Теория
 познавания» Л. — откровенный агностицизм и солипсизм, т. к. «сущее» и «вещи», по
 Л., «не более,
 как призраки», и только тогда и имеют смысл, когда есть человеч. индивиды, их
 воспринимающие и
 мыслящие. Диалектику Л. отрицал, считая её препятствием для развития мысли.
 Социологич. воз-
 зрения Л. общи позитивизму и близки взглядам Лаврова и Михайловского.
 «Науч. философия» Л. объективно играла отрицат. роль, расчищая путь для
 эмпириокритич. ревизии
 философии марксизма.
 Л. принадлежит ряд работ по истории буддизма.
 • Революционеры и естеств. ход событий, «Вестник нар. воли», 1883, № 1 (псевд.—
 Украинец); Этюды и очерки, СПБ,
 1886; Собр. соч., т. 1—3, М., [1Я15—17] (не оконч.). • Ткачёв П. Н., О пользе
 философии, Соч., т. 2, М., 1976; его же,
 Кладези мудрости росс. философов, там же; С о-л о в ь е в В л., Письмо к
 редактору. О заслуге В. В. Л. для филос.
 образования в России, «Вопросы философии и психологии», 1891, кв. 5; К о л у б о
 в с к и и Я. Н., Материалы для исто-
 рии философии в России (1855—1888). XI. В. В. Л., там же, 1891, кн. 8; К а р е е
 в П., Памяти В. В. Л., «Современность»,
 1906, № 1; Г а н е и з е p В., В. В. Л. в письмах и воспоминаниях, «Голос
 минувшего», 1914, № 8; Л у н а ч a p с к и и
 A.B., Силуэты, М., 1965, с. 428; Шахматов Б., У истоков борьбы против
 эмпириокритицизма в России, в кн.: История и
 методо-
 310 ЛЕСЕВИЧ
 логия естествознания, Минск, 1966, с. 155—70; Г а л а к т и о-нов А. А.,
 Никандров П. Ф., Рус. философия 11 — 19 вв.,
 Л., 1970, гл. 21, § 3; III к у p и н о в П. С., Позитивизм в России 19 в., М.,
 1980, с. 223—26, 275—82.
 ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (22.1.1729, Ка-менц, Саксония,— 15.2.1781,
 Брауншвейг),
 нем. философ-просветитель, писатель, критик. Сохраняя верность общим принципам
 просветит.
 рационализма, Л. соединил их с новыми, более глубокими взглядами на природу,
 историю, иск-во,
 преодолев ограниченность воль-фианского рационализма в философии (см. Вольф),
 лютеранской
 ортодоксии, классицизма в поэтике. Как критик и эстетик Л. обосновывал принципы
 реалистич.
 художеств. образа — вслед за Шефтсбери и др. мыслителями 18 в., боровшимися с
 отвлечённостью
 аллего-рич. и условных фигур иск-ва барокко и классицизма. В трактате «Лаокоон.
 О границах
 живописи и поэзии» (1766, рус. пер. 1957) Л. даёт замечат. анализ сущности и
 средств словесного и
 изобразит. иск-в, положив начало интенсивным размышлениям о природе различных
 иск-в («Критич.
 леса» Гердера, возражавшего Л., и др.). В новаторской «Гамбургской драматургии»
 (Bd 1—2, 1767—
 69, рус. пер. 1936), цикле критич. и эсте-тич. очерков, Л. доказывал
 соответствие драматургич.
 принципов Шекспира аристотелевскому определению трагедии. Несмотря на кажущуюся
 нормативность подобного хода мысли Л. шёл к углублённому постижению художеств.
 произведений
 в их «внутр. форме». Точно так же критика условных форм подводила к новой
 трактовке художеств.
 символа и к ориентации на пластич. образы античности, заново открытой И. И.
 Винкельманом
 (трактат Л. «Как представляли смерть древние» — «Wie die Alten den Tod
 gebildet», 1769). Наиболее
 значительными для Л.-мыслителя были последние годы его жизни. Не принимая филос.
 интуитивизма, как и свойственного движению «Бури и натиска» культа гения,
 чувства,
 чувственности, Л. публикует тезисы «Воспитание человеч. рода» («Die Erziehung

<< Пред.           стр. 162 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу