<< Пред.           стр. 17 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 школы, впервые перевели на сирийский яз. части «Органона» и «Исагога» Порфирия.
 После
 закрытия Эдесской школы имп. Зеноном (489) несториане переселились в Персию,
 логич. соч.
 Аристотеля продолжали изучаться в теологич. школе в Нисибине. Сиро-моно-
 физитская традиция
 перевода и комментирования Аристотеля на сирийский яз. связана с именами Иоанна
 бар Афтонии
 (ум. 558), Севера Себохта (ум. 667), Иакова Эдесского (ок. 633—708), епископа
 Георгия (ум. 724) и
 католикоса Хейнан-ишо I. Крупнейший представитель сирийской учёности того
 времени — Сергий,
 архиятр («гл. врач») г. Решайн в Месопотамии (ученик Иоанна Филопона),
 переводчик Галена и
 Аристотеля и автор оригинальных логических трактатов (ум. 536).
 Первые переводы Аристотеля на араб. яз. (с сирийского) были сделаны сирийскими
 врачами из
 Гундиша-пура, приглашёнными Аббасидами в Багдад в кон. 8 в. в качестве лейб-
 медиков. Переводч.
 дело упрочилось с учреждением халифом аль-Мамуном в 832 в Багдаде «Дома
 мудрости». Самыми
 выдающимися переводчиками Аристотеля в 9—10 вв. были несторианин Хунайн ибн
 Исхак (ум. 877)
 и его сын Исхак ибн Хунайн (ум. 910 или 911). Крупнейшими представителями А. в
 араб. мире были
 Кинди, Рази, Фараби, Ибн Сина, Ибн Баджа, Ибн Туфайль, Ибн Рушд. Противником А.
 был Газали,
 к-рый написал «Ниспровержение философов», но предпослал ему др. соч.—
 «Стремление
 философов», где излагалась аристотелевская система (логика, метафизика и
 физика); однако именно
 это соч., переведённое в сер. 12 в. Домиником Гундисальви в Толедо на лат. яз.,
 стало на лат. Западе
 одним из самых популярных учебников А. Арабы восприняли А. из позднеантич. (нео-
 платонич.)
 традиции, что наложило печать на араб. образ Аристотеля; ср. особенно
 неоплатонизированный А. у
 Кинди и идеи эманации и провидения у Ибн Сины. Подлинной признавалась «Теология
 Аристотеля»
 — извлечение из «Эннеад» Плотина. В то же время араб. А. оказался более тесно
 связанным с
 конкретными науками — медициной, астрономией, математикой, и
 34 АРИСТОТЕЛИЗМ
 его в меньшей степени стремились приноровить к букве Кораиа, чем на Западе — к
 Библии: Фараби
 и Ибн Сина, не говоря уже об Ибн Рушде, прямо учили о вечности мира.
 В ср.-век. евр. философии об А. можно говорить с сер. 12 в.— начиная с
 «Возвышенной веры» (1161,
 на араб. яз.) Авраама бен Давида из Толедо, сочинения, направленного против
 неоплатонич.
 направления Ибн Гебироля. Наиболее значит. попытка создания «евр. схоластики» —
 синтеза
 иудаизма и А.— принадлежит Маймониду, «Путеводитель блуждающих» к-рого был
 переведён на
 лат. яз. по заказу Фридриха II и использовался уже Вильгельмом Овернским. Учение
 Аристотеля о
 вечности мира уступает в евр. философии место библейскому креационизму, однако в
 познании
 подлунного мира Аристотель наделяется непререкаемым авторитетом. В 13—14 вв.
 философия араб.
 аристотеликов распространяется в иудейской среде в Испании и Провансе
 (многочисл. переводы с
 араб. на евр. яз., сопровождаемые комментариями). Крупнейшим комментатором
 парафраз и комм.
 Ибн Рушда был Леви бен Герсон (1288—1344), отрицавший, в частности, творение из
 ничего.
 До 12 в. единств. соч. Аристотеля, известным на лат. Западе, были «Категории» и
 «Герменевтика» в
 лат. пер. Боэция, к-рые вместе с комм. Боэция и пер. «Введения» Порфирия
 составляли т. н. старую
 логику (1о-gica vetus). К сер. 12 в. был хорошо известен весь «Органон» (его
 остальные книги
 получили назв. «новой логики» — logica nova), гл. обр. благодаря шартрской
 школе. Переводы с
 араб. яз. (при дворе епископа Рай-мунда в Толедо) и непосредственно с греч. яз.
 (особенно в
 Палермо, при дворе норманнских королей) осуществлялись параллельно, причём, как
 показали
 исследования последних десятилетий, доля ранних переводов с греч. яз. в целом
 больше, чем
 переводов с араб. яз. Самые ранние переводы с греч. яз. принадлежат Якову
 Венецианскому (1128) и
 архидиакону Катании Генриху Аристиппу (ум. 1162), выдающимися переводчиками с
 араб. яз. были
 Герард Кремонский (ум. 1187 в Толедо) и Михаил Скот (первые десятилетия 13 в.);
 одним из самых
 плодовитых переводчиков с греч. яз. во 2-й пол. 13 в. был доминиканец Вильем из
 Мербеке.
 Распространению естеств.-науч. идей А. способствовали врачи и натуралисты
 (Даниил из Морлея, «О
 природе горнего и дольнего», 1175—85; Альфред Англичанин, «О движении сердца»,
 комм, к
 «Метеорологии», ок. 1200; Петр Испанский, 13 в.). В «Похвалах божеств. мудрости»
 Александра
 Некама (ум. 1217) Аристотель уже «учитель Афин, вождь, глава, слава Вселенной».
 Самым
 выдающимся англ. аристотеликом рубежа 12—13 вв. был Роберт Гроссетест,
 переведший с греч. яз.
 значит, часть «О небе» и комм. Симпликия к этому трактату, всю «Никомахову
 этику» с комм, и
 написавший комм, ко «Второй аналитике» и «Физике». В Оксфордский и Парижский ун-
 ты А.
 проникает в нач. 13 в., причём в Париже он подвергался многочисл. запретам
 (1209, 1215, 1231,
 1263), касающимся гл. обр. соч. по физике и метафизике. В 1255 ф-т иск-в в
 Париже предписывает
 изучение всех соч. Аристотеля. Широкое проникновение А. в католич. теологию (и
 христианизация
 учения Аристотеля) связано с деятельностью доминиканцев Альберта Великого и Фомы
 Аквинского
 (си, также Томизм, Схоластика), к-рая наталкивалась на сопротивление как со
 стороны
 францисканцев, державшихся старой платоническо-августинианской традиции, так и
 со стороны
 аверроизма (Сигер Брабантский). С запретами 13 в. контрастируют статуты 1366,
 требующие от
 лиценциата ф-та иск-в знания не только логич., но и естеств.-науч. соч.
 Аристотеля и «Метафизики»,
 а от магистра этого ф-та — знания «Этики» и первых трёх книг «Метеорологии». В
 14 в. получает
 распространение новый жанр комментария — «вопросы» по поводу аристотелевских
 проблем,
 ответы на к-рые подчас содержали оригинальные взгляды комментатора (напр.,
 «Вопро-
 сы» Жана Буридаяа к «Политике»), В 14 в. появляются и первые переводы Аристотеля
 на новоевроп.
 языки (Николай Орем).
 В эпоху Возрождения уровень текстологии, истолкования и переводов Аристотеля
 значительно
 возрастает, особенно благодаря переселению в Италию таких учёных греков, как
 Мануил Хрисофор
 (1355—1415), учеником к-рого был Л. Бруни, Иоанн Аргиропул (1417— 1473), Феодор
 Газа (1400—
 75), Георгий Трапезундский (1396—1486) и кардинал Виссарион (1403—72). Соч.
 Аристотеля
 начинают печататься, причём, согласно Сар-тону, среди науч. изданий 15 в. они
 занимают по коли-
 честву заглавий (98) 2-е место после соч. Альберта Великого (151). 1-е полное
 изд. в лат. пер.
 выходит в Падуе в 1472—74, греч. («Альдина») — в Венеции в 1495— 1498. Борьба
 против
 схоластич. и араб. А. (оба зачисляются в категорию «варварского») сопровождается
 стремлением к
 восстановлению «подлинного» Аристотеля. Филос. жизнь 15—16 вв. сосредоточена
 вокруг оппо-
 зиции Платон — Аристотель (ср. полемику Георгия Трапезундского с Виссарионом и
 др.).
 Флорентийские платоники (Фичино, Пико делла Мирандола) продолжают неоплатонич.
 традицию
 «согласования», рассматривая А. как «подготовку» к платонизму. Оплотом
 аверроистич. А. остаются
 в 15—16 вв. сев.-итал. города, прежде всего Болонья и Падуя (см. Падуанская
 школа). Знакомство с
 новооткрытым комм. Александра Афродисийского к «О душе» породило в 16 в.
 долголетний спор
 между «александристами» (Помпонацци, Я. Дзабарелла), утверждавшими смертность
 человеч. души,
 и «аверроистами», модифицировавшими учение о «единстве интеллекта» в духе
 неоплатонич.
 толкования Симпликия.
 Позиция Лютера с его возвращением к августиниан-ству была сугубо
 антиаристотелевской («князь
 философов» был назван Лютером «князем мрака»). Однако потребность в
 системосозидании
 побудила уже Меланх-тона насаждать А. в протестантских школах; аристотелевскую
 метафизику
 вводят в протестантскую теологию Тауреллус (1547—1606), Тимплер (1567—1624), X.
 Шейблер
 (1589—1653), И. Томазиус (1622—84). Параллельный процесс насаждения томистского
 А. в системе
 образования и теологии в католич. странах после Тридентского собора известен иод
 назв. «второй
 схоластики» (см. Суарес).
 Науч. революция 17 в. и формирование механистич. картины мира приводят к падению
 А. в
 естествознании (см. Галилей, Кеплер, Ф. Бэкон, Гассенди), однако Лейбниц,
 подтвердив приговор
 физике Аристотеля, в метафизике возвращается к аристотелианскому телео-логизму
 (см. Энтелехия).
 О томистском А. в новое время см. в статьях Неотомизм, Неосхоластика.
 Рукописи Аристотеля и ср.-век. переводы: M о -г a u ? Р., Harlfinger D., W i e s
 n e r J., Die griechischen Manuscripte des
 Aristoteles, Bd l, B.—N. Y., 1976; большую часть сохранившихся араб. пер. издал
 Badawi Abdurrahman в Каире, в т. ч.
 «Органон» (1948), «Риторику» (1959), «Поэтику» (1958), «О душе», «О небе» и
 «Метеоролргию» (1960); Т k a t s с h J.,
 Die arabische Ubersetzung der Poetik des Aristoteles und die Grundlage der
 Kritik des griechischen Textes, Bd 1—2, W.— Lpz.,
 1928—32; Steinschneider M., Die hebraischen Ubersetzungen des Mittelalters und
 die Juden als Dolmetscher, Graz, 19562;
 Aristoteles Latinus, Bruges — P., 1952 — (Corpus philosophorum medii aevi);
 Corpus Latinum commentariorum in Aristotelem
 Graecorum, Louvain, 1957—.
 • Зубов В. П., Аристотель, M., 1963, с. 194—349 (общий очерк А. и подробная
 библ.); During I., Von Aristoteles bis
 Leibniz, «Antike und Abendland», 1954, Bd 4, S. 118—54; визант. ?.: O e h l e r,
 Aristotle in Byzantium, «Greek, Roman and
 Byzantine Studies», 1964, v. 5, p. 133—46; M o r a u ? P., D'Ari-stote a
 Bessarion. Trois exposes sur l'histoire et la transmission
 de l'aristotelisme grec, [Quebec), 1970; араб. ?.: B a d a w i ?., La
 transmission de la Philosophie grecque au monde arabe, P.,
 1968; Opelt I., Griechische Philosophie bei den Araben, Munch., 1970; вап.-
 европ. A.: Steenberghen F. van, Aristote en Oc-
 cident, Louvain, 1946; его ж e, La Philosophie au 13 siede, Lou-vain —P., 1966;
 Bloch E., Avicenna und die Aristotelische
 Linke, B., 1952; Petersen P., Geschichte der Aristotelischen Philosophie im
 protestantischen Deutschland, Stuttg., 19642; Pla-ton
 et Aristote a la Renaissance, 16 Colloque international do Tours, P., 1976. См.
 также лит. к статьям Аверроизм, Схоластика.
 А.В. Лебедев.
 АРИСТОТЕЛЬ (???????????) Стагирит [384, Ста-гир (вост. побережье п-ова
 Халкидика) — окт. 322
 до н. э., Халкида, о. Эвбея], др.-греч. философ и учёный-энциклопедист,
 основатель
 перипатетической школы. В 367—347 — в Академии Платона, сначала как слушатель,
 затем — как
 преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. Годы
 странствий (347—
 334): в г. Ассе в Троаде (М. Азия), в Мити-лене на о. Лесбос; с 343/342
 воспитатель 13-летнего
 Александра Македонского (вероятно, до 340). Во 2-й афинский период (334—323) А.
 преподаёт в
 Ликее. Полный свод всех древних биографич. свидетельств об А. с комм.: I.
 During, Aristotle in the
 ancient biographical tradition, 1957.
 Подлинные соч. А. распадаются на три класса: 1) опубл. при жизни и литературно
 обработанные (т.
 н. экзотерические, т. е. научно-популярные), гл. обр. диалоги; 2) всевозможные
 собрания материалов
 и выписок— эмпирич. база теоретич. трактатов; 3) т.н. эзотерические соч.— науч.
 трактаты
 («прагматии»), часто в форме «лекторских конспектов» (при жизни А. не
 публиковались, вплоть до 1
 в. до н. э. были мало известны — об их судьбе см. в ст. Перипатетическая школа).
 Все дошедшие до
 нас подлинные соч. A. (Corpus Aristoteli-cum — свод, сохранившийся в визант.
 рукописях под
 именем А., включает также 15 неподлинных соч.) принадлежат к 3-му классу (кроме
 «Афинской
 политии»), соч. первых двух классов (и, судя по антич. каталогам, часть соч. 3-
 го класса) утрачены. О
 диалогах дают нек-рое представление фрагменты — цитаты у позднейших авторов
 (есть три общих
 издания: V. Rose, 18863; R. Walzer, 19632; W. D. ROSS, 1955 и множество отд.
 изданий с попытками
 реконструкций).
 Проблема относит. хронологич. соч. А. тесно переплетена с проблемой эволюции
 филос. взглядов А.
 Согласно генетич. концепции нем. учёного В. Йегера (1923), в академич. период А.
 был
 ортодоксальным платоником, признававшим «отдельность» идей; только после смерти
 Платона,
 пережив мировоззренч. кризис, он подверг критике теорию идей и затем до конца
 жизни
 эволюционировал в сторону естественнонауч. эмпиризма. Соответственно Йегер и его
 школа
 датировали соч. А. по степени «удалённости» от платонизма. Теория Йегера,
 предопределившая пути
 развития арис-тотелеведения в 20 в., в наст, время мало кем разделяется в чистом
 виде. Согласно
 концепции швед. учёного И. Дюринга (1966), А. изначально был противником
 трансцендентности
 идей, наиболее резкий тон его полемика носит именно н ранних соч., наоборот, в
 своей зрелой
 онтологии («Метафизика» Г — Z — Н — ?) он по существу вернулся к платонич.
 проблематике
 сверхчувств. реальности.
 Датировка соч. А. по Дюрингу. До 360 (параллельно «Федру», «Тимею», «Теэтету»,
 «Пармениду» Платона): «Об идеях»
 (полемика с Платоном и Евдоксом), диалог «О риторике, или Грил» и др. 1-я пол.
 50-х гг. (параллельно «Софисту»,
 «Политику» Платона); «Категории», «Герменевтика», «Топика» (кн. 2—7, 8, 1, 9),
 «Аналитики» (см. «Органон»), диалог
 «О философии» (одно из важнейших утраченных соч., осн. источник сведений о
 философии А. в эллинистич. эпоху; кн.
 1: развитие человечества от первобытного состояния до становления наук и
 философии, достигающих вершины в
 Академии; кн. 2: критика учения Платона о принципах, идеальных числах и идеях;
 кн. 3: космология А.— альтернатива
 «Тимею»); конспект лекций Платона «О благе»; А «Метафизики»; диалог «О поэтах»,
 «Гомеровские вопросы»,
 первонач. вариант «Поэтики», кн. 1—2 «Риторики», первонач. вариант «Большой
 этики». От 355 до смерти Платона в
 347 (параллельно «Филебу», «Законам», 7-му письму Платона): «Физика» (кн. 1, 2,
 7, 3—4), «О небе», «О
 возникновении и уничтожении», «Метеорология» (кн. 4), полемика по вопросу об
 идеях («Метафизика», M 9 1086 b 21
 — N, А, ?, ? 1—9, В), переработка кн. 1—2 и книга 3 «Риторики», «Евдемова
 этика», диалог «Евдем» (о бессмертии
 души), «Протрептик» («Увещание» к философии, использовано в «Гортензии» Цицерона
 и «Протрептике» Ямвлиха) и
 др. Период странствий в Ассе, Митилене, Македонии (347—334): «История животных»
 (кн. 1—6, 8), «О частях
 животных», «О передвижении животных», «Метеорология» (кн. 1—3), первые наброски
 малых естественно-науч. соч. и
 «О душе». К этому же пе-
 АРИСТОТЕЛЬ 35
 риоду, вероятно, относится совместная работа с Теофрастом по описанию 158 гос.
 устройств («Политий») греч. полисов
 и утраченное «Описание негреч. обычаев и установлений». «Политика» (ни. 1, 7—8),

<< Пред.           стр. 17 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу