<< Пред.           стр. 171 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 чл. Академии художеств, почётным чл. Шведской АН и Болонской АН. Оказал значит.
 влияние на
 развитие рус. и мировой науки и культуры.
 * ПСС, т. 1—10, М.—Л., 1950—59; Избр. филос. произв., [М], 1950; Избр. произв.,
 М.—Л., 1965. * П л е ? а н о в Г. В.,
 Соч., т. 21, М.— Л., 1925, с. 137—60; Васецкий Г. С., И о в ч у к М. Т., Очерки
 по истории рус. материализма 18 и 19 вв.,
 [М.,], 1942; Меншуткин Б. Н., Жизнеописание М. В. Л., М.— Л., 1947'; Азаренко Е.
 К., Мировоззрение М. В. Л., Минск,
 1959; Вавилов С. И., М. В. Л., М., 1961; Кузнецов Б. Г., Творч. путь Л., М.,
 19612; В а с е ц к и й Г. С., Мировоззрение М.
 В. Л., М., 1961; История философии в СССР, т. 1, М., 1968, гл. 12, с. 318—51;
 Галактионов A.A., Никандров П. Ф., Рус.
 философия 11—19 вв., Л., 1970, гл. 7, с. 89—103; Павлова Г. Е., Федоров А. С.,
 М. В. Л., М., 1980; Grasshoff H.,
 M.Lomonossow. Der Begrunder der neueren russischen Literatur, Halle, 1962;
 Langevin L., Lomonossov. 1711—1765. Sa vie,
 son oeuvre, P., 1967; Mikhail Vasilevich Lomonossov on the corpuscular theory,
 Camb., 1970; Schutz W., Michail W.
 Lomonossow, Lpz., 19762.
 ЛОПАТИН Лев Михайлович (1.6.1855, Москва,— 21.3.1920, там же), рус. философ-
 идеалист и
 психолог. Редактор журн. «Вопросы философии и психологии» (е 1894), пред. Моск.
 психологич. об-
 ва (с 1899). Вслед за Вл. Соловьёвым выступил с критикой материализма,
 позитивизма и
 абстрактного рационализма (типа
 ЛОПАТИН 325
 систем Спинозы и Гегеля) как односторонних т. зр., к-рым противопоставлял
 развиваемый им т. н.
 конкретный спиритуализм — своеобразную модификацию христ. платонизма и
 лейбницевской
 монадологии. Согласно Л., мир — совокупность взаимосвязанных деят. существ
 (монад,
 сотворённых центров бытия), внутр. духовная сторона к-рых определяет их внеш.,
 материальные
 проявления. Считая, что философия, ставящая задачей рациональное исследование
 всеобщих начал,
 неизбежно должна прийти к теизму, Л. разграничивает при этом области знания и
 веры, философии и
 религии: действительность, понятая как творч. деятельность духовных субстанций,
 помимо свойств,
 постигаемых опытно и рационально, содержит и сверхрациональные свойства —
 предмет веры. В
 отличие от Вл. Соловьёва и др., усматривавших в вере высшую форму постижения
 истины, Л.
 понимает под верой «тёмную творч. силу», бессознат. предчувствие истины: то, что
 мистика
 угадывает, философия доказывает рационально. Основу нравств. поведения
 составляет свободная
 воля, подчиняющаяся закону творч. причинности. В психологии Л. — сторонник
 метода самонаб-
 людения (интроспекции); единство психич. функций объяснял наличием души как
 сверхвременной
 субстанции (монады).
 • Психология, М., [1902]; Фипос. характеристики и речи, М., 1911; Положит.
 задачи философии, ч. 1—2, М., 19112;Лекции по
 истории новой философии, ч. 1, М., 1914.
 * Огнев А. И., Л. М. Л., П., 1922; История философии в СССР, т. 4, М., 1971.
 ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич [24. 11 (6.12). 1870, Кресловка, ок. Витебска,—
 24.1.1965, Сен-
 Женевьев-де-Буа], рус. философ-идеалист, представитель интуитивизма и
 персонализма. В 1922
 выслан за границу. До 1945 жил в Чехословакии. Проф. философии в Рус. духовной
 академии в Нью-
 Йорке (1947—50). Гл. задача философии, по Л.,— построить «теорию о мире как
 едином целом» на
 основе прежде всего религ. опыта. Центр. элемент мира — мистически понимаемая
 личность как
 сверхвременной субъект творчества. Познание начинается тогда, когда на объект
 направляется серия
 «интенциональных» (целевых) актов — осознание, внимание и т. д.; в зависимости
 от характера
 объекта он познаётся посредством различных видов интуиции: интеллектуальной,
 чувственной или
 мистической. Осн. черты рус. философии, по Л., — её этич. характер, «религ.
 реалистичность»,
 «синтетичность». Л. принижает роль мыслителей-материалистов в развитии рус.
 философии
 («История русской философии», 1951).
 • Осн. учения психологии с т. зр. волюнтаризма, СПБ, 1903; Мир как органическое
 целое, М., 1917; Осн. вопросы
 гносеологии. Сб. ст., П., 1919; Интуитивная философия Бергсона, П., 19223;
 Обоснование интуитивизма, Берлин, 19248;
 Свобода воли, Париж, 1927; Типы мировоззрений, Париж, 1931; Условия абс. добра
 (основы этики), Париж, 1931;
 Чувственная, интеллектуальная и мистич. интуиция, Париж, 1938; Достоевский и его
 христ. миропонимание, Нью-Йорк,
 1953; Personalistischer Idealismus, «Kant-Studien», 1959—60, Bd 51, H. 4.
 • Чуева И. П., Критика идей интуитивизма в России, М.—Л., 1963; История
 философии в СССР, т. 4, М., 1971.
 ЛОТЦЕ (Lotze) Рудольф Герман (21.5.1817, Бауцен, — 1.7.1881, Берлин), нем.
 философ, врач,
 естествоиспытатель. В «Мед. психологии...» («Medizinische Psychologie...», 1852)
 и др. спец. трудах
 по медицине и физиологии отстаивал нек-рые положения механистич. материализма,
 критиковал
 витализм. В филос. работах «Микрокосм» (Bd 1—3, 1856—64, рус. пер., ч. 1—3,
 1866—67), «Система
 философии» («System der Philosophie», ?? 1—2, 1874—79) и др. развивал идеи
 объективного
 идеализма, близкие к учению о монадах Лейбница. В теории познания и логике Л.
 ввёл телеология,
 понятие «значимости» как специфич. характеристику мыслит, содержания; аналогично
 этому в этике
 и эстетике Л. ввёл понятие «ценности».
 326 ЛОССКИЙ
 • Geschichte der Asthetik in Deutschland, Munch., 1868; в рус. пер.— Основания
 практич. философии, СПБ, 1882;
 Основания психологии, СПБ, 1884.
 • Миртов Д. П., Учение Л. о духе человеческом и духе абсолютном, СПБ, 1914;
 Wentscher M., Lotze, Hdlb., 1913; Thomas
 E., Lotze's theory of reality, L., 1921.
 ЛУКАСЕВИЧ (Lukasiewicz) Ян (21.12.1878, Львов, — 13.11.1956, Дублин), польск.
 логик.
 Зачинатель исследований по математич. логике в Польше, один из лидеров львовско-
 варшавской
 школы. Л. принадлежат основополагающие работы в области многозначной логики, а
 также ряд
 исследований по построению и аксиоматизации систем пропозициональной логики,
 модальной
 логики, разработке оригинальной логической (бесскобочной) символики. Ряд трудов
 Л. посвящён
 истории логики (логические идеи ранних стоиков, силлогистика Аристотеля, которую
 Л. представил
 в виде формализов. системы). Результаты логич. исследований Л. использовал для
 обоснования
 рацио-налистич. позиции в противовес иррационализму в науке и философии. Филос.
 взгляды Л. не
 получили систе-матич. выражения. В них сочетаются элементы рационализма и
 феноменализма (в
 нек-рых моментах близкие логич. эмпиризму) с элементами католицизма, признанием
 границ
 компетентности разума, за к-рыми, по Л., находится область религ. чувства и
 веры.
 • Z zagadnien logiki i filozofii. Pisma wybrane, Warsz., 1961; Selected works,
 Amst., 1970; в рус. пер.— Аристотелевская
 силлогистика с т. зр. совр. формальной логики, М., 1959.
 • Берников ?. ?., Методологич. анализ кризиса филос. идеализма. (На материалах
 польск. философии кон. 19 — 1-й
 трети 20 вв.), К., 1978; В о r k o W s k i L., S I u p e с k i J., The logical
 works of J. bukasiewicz, «Studia Logica», 1958, t. 8.
 ЛУКАЧ (Lukacs) Дьёрдь (13.4.1885, Будапешт, — 4.6.1971, там же), венг. философ и
 лит. критик, чл.
 Венг. АН. В юности был близок к Зиммелю и М. Вебе-ру, однако в формировании его
 мировоззрения
 большую роль играла классич. нем. философия. Наиболее значит. труды раннего
 периода: «Душа и
 формы» («Le-lek es i'ormak», 1910), «История развития совр. драмы» («A modern
 drama iejloddesenek
 tortenete», 1912), «Теория романа» («Die Theorie des Romans», 1920). В годы 1-й
 мировой войны
 созрел его протест против бурж. культуры и сочувствие рабочему классу. Л. порвал
 с кружком М.
 Вебера и занял интернационалистскую позицию. Громадное влияние оказала на него
 ???. революция
 1917 в России. В 1918 Л. вступил в Комму-нистич. партию Венгрии, в 1919 — нарком
 культуры Венг.
 сов. республики. После разгрома Республики (1919) работал в эмиграции в Вене,
 принимал активное
 участие в подпольной деятельности Коммунистич. партии в Венгрии. Его политич.
 взгляды нач. 20-х
 гг. несут на себе отпечаток левого сектантства. Критику этих взглядов В. И.
 Лениным (см. ПСС, т.
 41, с. 135— 136) он вскоре признал. Позднее Л. признал и недостатки своей филос.
 книги «История и
 классовое сознание» («Geschichte und Klassenbewusstsein», 1923). Воззрения Л. в
 дальнейшем были не
 всегда последовательными, порою он допускал серьёзные политич. ошибки. Решающее
 значение для
 формирования филос. взглядов Л. имела его деятельность в Москве (1930—
 1945). Здесь он занимался исследованием эстетич. наследия Маркса и Энгельса,
 разработкой теории
 классич. реализма, выступал против вульгарной социологии и модернизма. К этому
 периоду
 относятся его зрелые труды, собранные в сб. «Лит. теории XIX века и марксизм»
 (рус. пер. 1937) и
 «К истории реализма» (рус. пер. 1939), а также «Историч. роман» («A tortonelmi
 regeny», 1947), «Гете
 и его эпоха» («Goethe es kora»,
 1946), «Молодой Гегель» («Der junge Hegel», 1948) и др. В 1945 Л. вернулся в
 Венгрию, где принял
 участие в создании новой венг. культуры. Его выступления против совр. бурж.
 философии имели
 междунар. значение («Разрушение разума» — «Die Zerstorung der Vernunft», 1954).
 В 50-х гг. Л.
 работал над систематич. изложением марксистской эстетики. Его работа («Специфика
 эстетического» — «Az esztetikum sajatossaga»,
 kot. l—2, 1965, 19752) содержит анализ принципов реализма в иск-ве с т. зр.
 ленинской теории
 отражения. Последняя работа Л. («К онтологии обществ. бытия» — «Zur Ontologie
 des
 Gesellschaftlichen Seins», 1973) издана посмертно.
 • Lenin. Studie uber den Zusammenhang seiner Gedanken, [B.— W.], 1924;
 Existentialisme ou marxisme, P., 1948; Adalekok az
 esztetika tortenetehez, Bdpst, 1953; Nemet realistak, Bdpst, 1955; Beitrage zur
 Geschichte der Asthetik, B., 1956;
 Schicksalswende. Beitrage zu einer neuen deutschen Ideologie, B., 1956"; A
 kulonosseg mint esztetikal kategoria, Bdpst, 1957;
 Wider den missverstandenen Realismus, Hamb., 1958; Schriften zur
 Literatursoziologie. Ausgewahlt und eingeleitet von P.
 Ludz, B., 1961; Utam marxuoz, kot. 1—2, Bdpst, 1971; в рус. пер.— Материализация
 и пролет. сознание, «ВестЕшк
 Социалистич. Академии», 1923, кн. 4—6; Борьба гуманизма и варварства, Таш.,
 1943; Георг Бюхнер — истинный и
 фальсифицированный на фашистский лад, в кн.; Антифашизм — наш стиль, М., 1971.
 • X е в е ш ? ?. ?., Из истории критики филос. догм II Интернационала, М., 1977.
 ЛУКАЧ (Lukacs) Йожеф (р. 16.12.1922, Будапешт), венг. философ, чл.-корр. Венг.
 АН (1976). Чл.
 ВСРП с 1945. Директор Ин-та философии Венг. АН (с 1977); с 1960 ответств., затем
 гл. редактор
 журн. «Vilagosaag» («Свет»). Осн. работы в области историч. материализма, теории
 религии и
 атеизма.
 • Igent mondani az emberre, Bdpst, 1973; Az ot vilagvallas, Bdpst, 1975;
 Iste.nek utjai. A neresztinyseg elozmenyeinek tipo-
 logiajahoz, Bdpst, 19793; Tortenelem, filozofia, vallasossag (Tanul-manyok),
 Bdpst, 1979; в рус. пер.— Проблемы
 марксистской критики религии в Венгрии, в сб.: Вопросы науч. атеизма, в. 21, ?.,
 1977; Великий Октябрь и нек-рые
 вопросы марксистско-ленинской философии, в кн.: Великий Октябрь и марксистско-
 ленинская философия, София, 1979;
 О методологич. проблемах общественных наук, «ВФ», 1981, № 1.
 ЛУКРЕЦИЙ, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Cams) (ок. 99—55 до н. э.), рим.
 поэт, философ и
 просветитель. Автор поэмы «О природе вещей», («De rerum nature»), продолжающей
 по своему
 жанру традицию др.-греч. филос. эпоса (произв. Парыенида и Эмпедокла), по
 содержанию же
 примыкающей к ма-териалистич. системе Эпикура. Во вступлении к 1-й кн. поэмы Л.
 воздаёт
 восторженную хвалу Эпикуру и его учению, избавляющему человечество от веры в
 богов,
 управляющих миром, и от страха смерти — первоисточника стяжаний, раздоров и
 бедствий;
 познание природы — единств. средство, способное истребить суеверие (religio).
 Практич.,
 жизнеучит. направленность характеризует всю поэму; в центре её — учение о
 смертности душ, осн.
 проблема этики эпикуреизма. Этич. момент настойчиво выдвигается во вступлениях к
 отд. книгам
 поэмы и в спец. экскурсах. Однако соотношение между этич. и физич. частями
 филос. системы у Л.
 иное, чем у Эпикура: если материалистич. физика и связанная с ней сенсуалистич.
 теория знания
 подчинены у Эпикура этике, то для Л. атомистич. объяснение природных явлений и
 та стройная
 картина мира, к-рую оно даёт возможность создать, приобретают самостоят.
 эстетич. ценность. Анализируя вслед за Эпикуром наблюдаемый мир, Л. в то же
 время вновь строит
 его из раз навсегда постигнутых первоначал, во всём богатстве его форм и красок,
 и это
 неисчерпаемое живое многообразие предстаёт перед ним как единое целое, до конца
 понятое в своей
 закономерности. Моральная проповедь и повествование о природе тесно сплетены у
 Л., неизменно
 обращающегося аа подкреплением своих этич. поучений к физич. основаниям, на к-
 рых они
 возникли. Так устанавливается у Л. неразрывная связь между представлениями о
 природе как
 совокупности качеств каждой отд. вещи и природе как носительнице творч. и
 нормативного начала
 (rerum natura creatrix, II 1117). Закономерность явлений природы, всецело
 объяснимых атомистич.
 механикой, служит для Л. прямым доказательством независимости природы от
 произвола богов:
 «Если как следует это ты понял, природа свободной/ Сразу тебе предстает,
 лишенной хозяев
 надменных,/ Самостоятельно все без участья богов создающей» (II 1090 слл.).
 Опровергая божеств.
 управление миром, Л., как и Эпикур, не отрицает существования богов, состоящих
 из тончайших
 атомов и пребывающих в
 междумировых пространствах в состоянии блаженного покоя и самодовления (II 640—
 51). Л. далёк
 от того безмятежного состояния, к к-рому, по учению Эпикура, должно привести
 человека познание
 природы (II 7—13). Образ природы-зиждителыницы, потрясающий его своим величием,
 омрачён в
 его мировосприятии проявлениями её враждебности человеку. Устранив представление
 о произволе
 богов, Л. говорит о «виновности» природы (II 181), даже о каком-то «подобии
 скрытой силы»,
 опрокидывающей и попирающей чело-веч. дела (V 1233 слл.). Отчётливо отражена эта
 черта
 мировосприятия Л. в заключающем поэму описании постигшей Афины в 430 до н. э.
 губит,
 эпидемии, к-рое резко контрастирует с началом поэмы — ликующим прославлением
 творч. сил
 природы.
 Самостоятельность Л. как философа глубоко раскрывается в эпизоде истории
 человеч. культуры, сос-
 тавляющем осн. содержание 5-й книги. Восприняв из эпикурейской традиции отрицат.
 оценку тех
 усовершенствований материальной обстановки жизни, к-рые, не увеличивая в
 конечном счёте суммы
 получаемых людьми наслаждений, служат новым предметом стяжательства, Л.
 заключает 5-ю кн. не
 эпикурейской моралью самоограничения, а хвалой человеч. разуму, овладевающему
 вершинами

<< Пред.           стр. 171 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу