<< Пред. стр. 178 (из 449) След. >>
терять кромесвоих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
(там же, с. 459).
«М. К. п.» явился закономерным итогом предшествующего развития марксистской
теории. Выходом
в свет «М. К. п.» завершился период формирования марксизма. К этому времени он
сложился как
целостное мировоззрение, как принципиально новая концепция познания и
преобразования мира и
выступил как программа партии революц. пролетариата.
Распространение «М. К. п.» стало показателем распространения марксизма, идей
науч. коммунизма.
40 лет спустя, в предисловии к англ. изд. 1888 Энгельс мог констатировать: «...
история „Манифеста"
в значительной степени отражает историю современного рабочего движения; в
настоящее время он
несомненно является самым распространенным, наиболее международным произведением
всей
социалистической литературы, общей программой, признанной миллионами рабочих от
Сибири до
Калифорнии» (там же, т. 21, с. 366). В год смерти Энгельса В. И. Ленин писал:
«Эта небольшая
книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь
организованный и борю-
щийся пролетариат цивилизованного мира» (ПСС, т. 2, с. 10).
Первое рус. изд. в пер. М. А. Бакунина (с существ. искажениями) вышло в Женеве в
1869. Новое рус. изд. в пер. Г. В.
Плеханова и со спец. предисловием Маркса я Энгельса вышло в Женеве в 1882. •
Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 4, с.
419—59, т. 18, с. 89—90, т. 19, с. 304 — 05, т. 21, с. 1—2, 362—69, т. 22, с.
56—63, 289—90; Л е н и н В. И., Гос-во и
революция, ПСС, т. 33, гл. 2 (см. также Справочный том, ч. 2, с. 339); Карл
Маркс. Биография, M., 19732, гл. 4;
Коммунистич. манифест и современность, М., 1974; Междунар. рабочее движение.
Вопросы истории и теории, т. 1, М.,
1976, гл. 6; Марксистская философия в 19 веке, кн. 1, М., 1979, гл. 6; О й з е p
м а н Т. Информирование философии
марксизма, М., 1974!, ч. 2, гл. 2; Б а г а т у p и я Г. А., Контуры грядущего,
М., 1972, гл. 3. Г. А. Багатурия.
МАНИХЕЙСТВО, религ.-филос. учение, возникшее в 3 в. на Бл. Востоке и
распространившееся в
3—11 вв. от Сев. Африки до Китая. В поздней Рим. империи и Византии подвергалось
ожесточённым
гонениям со стороны гос-ва и ортодоксального христианства. В Ср. и Центр. Азии
нашло более
благоприятную почву и в 8—9 вв. стало гос. религией уйгуров.
Основатель М. — перс Мани (216 — между 274 и 277), родом из Вавилонии, считал
своими
предтечами Зороастра, Будду и Христа. Учение М. характеризуется дуализмом и
развёртывается в
системе «трёх времён». «Первое время» — существование двух изначальных, вечных и
противостоящих принципов: добра и зла, света и тьмы (или материи), отграниченных
друг от друга.
Пространственно добро занимает север, восток и запад, зло — юг. Каждая из этих
первосубстан-ций
обладает пятью эманациями, или ипостасями («жилища», «зоны»). «Второе время» —
смешение двух
принципов: зло (материя) вторгается в царство света. Благой отец, владыка света,
порождает матерь
жизни, а та, в свою очередь, — первочеловека, к-рый вступает в борьбу с сынами
(«архонтами»)
мрака, терпит поражение и попадает в плен. Для его спасения благой отец
порождает духа живого, к-
рый, победив архонтов, создаёт космос для очищения света, поглощённого ими. Весь
чувств. мир
есть как бы градация сме-
шанных в различных пропорциях двух субстанций. Солнце и луна — катализаторы
божеств. света:
во время своих увеличений луна принимает души умерших, а во время убываний —
отправляет их к
солнцу, к-рое пересылает их дальше к богу. По окончании процесса очищения света
от смешения с
материей наступит «третье время» — время окончат. торжества добра над злом;
остатки материи,
лишённые божеств. света, погибнут во вселенском пожаре.
Человек в М. есть творение тьмы (материи), к-рая заключила душу — искру света —
в оковы плоти.
Но создан он по образу первочеловека, увиденного материей на солнце и потому
содержит в себе
большую часть божественного, по сравнению с др. тварями и растениями. Для
спасения человеч.
души благой отец посылает сына своего Иисуса, к-рый обладал лишь видимостью
человека и к-рый
дарует спасение посредством «знания» («гносиса»), объемлющего всю совокупность
учения М.
В ср. века М. оказало значит. влияние на формирование дуалистических ересей
павликиан,
богомидов и катаров.
• И с т о ч н и к и: Texte zum Manlchaismus, hjsg. v. A. Adain, В., 1969.
• К а ц А. Л.,М. в Рим. империи по данным Acta Archelai, «ВДИ», 1955, ?6 3; P u
е ,с и Н.-С h., Le manicheisme, P., 1949;
Widengren G., Mani und der Manichaismus, Stut.tg., 1961; K l i m a O., Manis
Zeit und Leben, Prague, 1962; O r t L. J. R.,
Marii. A religio-historical description of his personality, Leiden,
МАНН (Mann) Томас (6.6.1875, Любек,— 12;8.1955, Цюрих), нем. писатель и
мыслитель.
Путь М. как мыслителя, начавшийся в 1890-х гг. под сильным влиянием Шопенгауэра;
Ницше, Р.
Ваг-нера и общей культурной ситуации нем. «конца века», весь стоит под знаком
движения к более
рационалистич. и гуманистич. мировоззрению. В себе самом М. видит орудие критич.
самоочищения
нем. «бюргерской» культурной традиции, а в своём творчестве — инструмент
«самопреодоления»
(понимаемого в духе этики позднего Гёте) через самопознание. Мысль М., как
правило, идёт путями
параллельного развёртывания различных интеллектуальных позиций, в процессе к-
рого они уточ-
няются и выявляется их общность или, напротив, несовместимость. Эта черта
отмечает не только
романы· и новеллы М. (где каждый герой, как в традиц. филос. диалоге,
персонифицирует определ.
мировоззренч. -установку), но и его многочисл. эссе: последние строятся как
обсуждение, в к-ром
окончат. позиция М. не всегда поддаётся вполне однозначному выявлению.
Художеств. метод М. характеризуется повышенно сознат. отношением к творчеству и
творч.
процессу: 1) в его произведения вводятся прямые рассуждения о сущности
творчества; 2)
содержанием произведений становится проблематика искусства и творчества, к-рая
выполняет у М.
роль универсального символа. Бытие и психология художника, творящего свою жизнь
как
произведение искусства, выступают у М. как аналог самых различных социальных
явлений.
Первоначально отношение к действительности у М. близко эстетству 90-х гг., но
очень скоро над
эстетич. критерием надстраивается этич. принцип. В центре этики М. стоит
проблема
взаимоотношения духовной культуры и действительности, выражаемая
противоположением двух
групп понятий: дух, созерцание, творчество, болезнь — жизнь, действие, здоровье,
счастье. Ранний
М. понимает эти антитезы дуалистически: дух рассматривается как начало
противоречивое, не-
полноценное, жизнеспособность отождествляется с антидуховностью. Существенно,
однако, что уже
в .этот период критич. оценка как «жизни», так и «духа» в их разобщённости
(«Тристан») косвенно
выражает потребность преодоления этой разобщённости, хотя такая потребность
осмысляется как
неосуществимое «томление»
МАНН 339
(«Тонио Крегер», «Фьоренца»): Перелом осуществляется только после 1-й мировой
войны (роман
«Волшебная гора», 1924, эссе «Гёте и Толстой», 1923), выливаясь в требование
гармонизации двух
начал: противопоставление «жизни» — «духу» уже не понимается как альтернатива.
Олицетворение
этого идеала М. видит в Гёте (роман «Лотта в Веймаре», 1939, ряд статей и
выступлений). С этой
концепцией связана и тетралогия «Иосиф и его братья» (1933—43), где противоречия
«достоин-ства»
и «счастья», «чистоты» и «жизни» снимаются в гармонич. образе мудрого и
деятельно-жизнеспособ-
ного Иосифа. Пройдя через период консерватизма и национализма («Размышления
аполитичного»,
1918), М. приходит к утопии справедливого общества, где реализуется искомое
слияние духа ?
деятельности, к историч, оптимизму. В статье «Философия Ницше в свете нашего
опыта» (1948) М.
подвергает Ницше критике за противопоставление духовного — жизненному и жизни —
этике.
Испытав сильное влияние романтич. мировоззренч» стиля, М. критически
переоценивает его. Как.
крайнюю степень его вульгаризации М. воспринимает «романтическое, варварство» -
фашизм.
Анали-зу мировоззренч.предпосылок фашизма посвящён роман «Доктор Фаустус»
(1947).
М. интенсивно работает над проблемой взаимоотно-шения между рациональной и
интуитивно-
алогической, «олимпийской» и «хтонической» сферами человеч. пси-хики, выступая
против
иррационалистич. оценки интел-лекта как разрушителя творч. потенции «души»
(поле-мика против
Клагеса). Особый,. интерес М. вызывает рационалистич. осмысление мифа (работа на
материале ифа
в романах «Иосиф и его братья» и «Избранник», мифологич. мотивы в др.
произведениях, изучение
спец. работ. по теории мифа — Кереньи, Юнга и др.). Полемически заострены против
иррационалистич. идеа-лизации архаич. форм мировосприятия центр. понятия
фиилософии культуры
позднего М.— понятия иронии и пародии.
• Gesammelte Werke, Bd .1—12. В.,.1955; в рус. пер.— Собр. соч., т. 1 — 10, М.,
1959—61; Иосиф и его братья, т. 1—2,
М., 1968- Письма, М:, 1975.
* Апт C.E., Над страницами Т. М., Очерки, М., 1980; Д и р-зен И., Эпич.
искусство Т.М. Мировоззрение и жизнь, пер. с
нем. М., 1981; К a u f m a n n F., Th. Mann: the world as will and
representation, Boston, [1957]; Feuerlicht J., Th. Mann und
die Grenzen des Ich, Hdib., 1966; ? u n g Ute, Die Musik-philosophie Th. .Manns;
1969; M. a t t e r H., Literatur uber Tho-mas
Man, Bd. 1—2, B,— Weimar, 1972.
С. .С. Аверинцев, Ал., В, Михайлов.
МАНХЕЙМ (Mannheim) Карл (27.3.1893, Будапешт, -9.1.1947, Лондон), нем. социолог.
В 1933
эмигрировал В Великобританию. M.пытался создать последоват. концепцию,
объясняющую
специфику отражения социальной действи-тельности. Он заимствовал у К. Маркса
положения о
зависимости обществ. сознания от обществ. бытия, идеологии от экономич.
отношений, однако
вульгари-зировал их. М. полагал, что взгляды различных социальных групп
продиктованы лишь их
непосредственными ин-тересами. Отвергая к.-л. объективный критерий истинности в
познании
общественных явлений, М. пришёл к позиции историч. релятивизма. Называя свою т.
зр.
«реляционизмом», М. изображал историю обществ. мысли как столкновение классово-
субъективных
ми-росозерцаний, каждое из к-рых является «частичной идеологией», т. е. заведомо
искажённым
отражением социальной действительности, а все в совокупности — «тотальной
(общей) идеологией».
Согласно М., любая идеология представляет собой апологию существующего строя,
взгдяды класса,
заинтересованного в сохранении статус-кво, к-рым противостоит столь же
необъективная и
пристрастная утопия, или взгляды оппозиционных обездоленных слоев. В случае
прихода
340 МАНХЕЙМ
последних к власти утопия, по М., автоматически превращается в идеологию, и т.
д. В конечном
итоге концепция М. подменяет подлинно классовое сознание партикулярными
интересами проф.
слоев, поколений и т. п., среди к-рых он выделяет творч. интеллигенцию, как
якобы стоящую вне
классов и единственно способную к беспристрастному познанию общества, причём
лишь
потенциально. Именно с интеллигенцией М. связывал надежды на сохранение бурж.
демократии в
условиях т. н. «массового общества», подверженного социальной демагогии и
опасности
установлейия тоталитарной, фашистской диктатуры. Считая неизбежными социальную
стратификацию и существование т. н. демократич. элиты, М. особое внимание в этой
связи уделял
проблемам воспитания и подготовки личности к исполнению предназначенной ей
социальной роли,
интеграции в бурж.-демократич. обществ. системе. Ста: рый экономич. либерализм,
по М., исчерпал
свои возможности, поэтому он призывал к расширению вмешательства бурж. гос-ва в
экономику и
др. обществ. сферы.
Взгляды М. оказали влияние на бурж. социологию, в частности Служили теоретич.
обоснованием
социологии, познания, претендующей на роль метасоциологии; их широко
использовали сторонники
концепции де-идеологизации общественных наук; многие представители буржуазной
футурологии,
особенно О. Флехт-хайм, рассматривали себя как продолжателей традиции М., будто
бы
преодолевших антиномию идеологии и утопии.
• Ideologie und Utopie, L., 1929; Diagnosis of our time: wartime essays of a
sociologist, L., 1943; Freedom, power and
democratic planning, N. Y., 1950; Essays on the sociology of knowledge, N. Y.,
1952; Essays on sociology and social
psychology, L., 1953; Essays on the sociology of culture, L., 1956; Systematic
sociology, L., 1959; Man and society in an age of
reconstruction, N. Y., 1967.
• Москвичев Л. Н., Теория «яеидеологизации»: иллюзии ч действительность, М.,
1971; его же, Совр. бурж. социология
знания, М., 1977, гл. 3; Я к о в л е в М. В., Идеология, М., 1979, гл. 4; M i l
l s С. W., Power, politics and people. The col-
lected essays, N. Y., 1963; M e r t o n R. K., Social theory and social
structure, N. Y., 1968; F r i e d r i с h s R. W., A sociology
of sociology, N. Y., 1970; L e m b e r g E., Ideologie und Gesellschaft,
Stuttg,—Koln — B., 19742.
МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА, направление в неокантианстве, исходящее из
«трансцендентально-
логич.» истолкования учения Канта. Согласно М. ш., всеобщность и необходимость
науч. знания
объясняются саморазвёртыванием разума и не зависят от ощущения и «вещи в себе».
Кантовский
дуализм «преодолевается» с последовательно идеалистич. позиций: познание
отрывается от психики,
а предмет познания отождествляется с понятием о предмете, само же бытие
истолковывается как
совокупность чистых понятийных отношений. Осн. представители М. ш. Коген, Наторп
и Кассирер
определяют предмет познания «...не как субстанцию, лежащую по ту сторону всякого
познания, а как
объект, формирующийся в прогрессирующем опыте...» (К а с-с и p е p Э., Познание
и
действительность, СПБ, 1912, с. 384) и «заданный» первоначалом (Ursprung)
мышления и бытия.
Соответственно, философия «имеет своею целью исключительно творч. работу
созидания объектов
всякого рода, но вместе с тем познает эту работу в ее чистом законном основании
и в этом познании
обосновывает» (Наторп П., Кант и Мар-бургская школа, в кн.: Новые идеи в
философии, сб. 5, СПБ,
1913, с. 99). Поскольку эти «объекты» суть объекты культуры в целом, мышление,
данное в форме
науки и ориентированное на неё, выступает законосообразным творцом культуры.
Отказ от «вещи в себе» как источника чувств. знания приводит М. ш. к
гипертрофированшо
активности мышления. Пытаясь преодолеть вытекавший отсюда субъективизм, её
представители
прибегают к объективно-идеалистич. допущениям, постулируя в качестве предпосылок
бытия,