<< Пред.           стр. 178 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 терять кроме
 своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
 (там же, с. 459).
 «М. К. п.» явился закономерным итогом предшествующего развития марксистской
 теории. Выходом
 в свет «М. К. п.» завершился период формирования марксизма. К этому времени он
 сложился как
 целостное мировоззрение, как принципиально новая концепция познания и
 преобразования мира и
 выступил как программа партии революц. пролетариата.
 Распространение «М. К. п.» стало показателем распространения марксизма, идей
 науч. коммунизма.
 40 лет спустя, в предисловии к англ. изд. 1888 Энгельс мог констатировать: «...
 история „Манифеста"
 в значительной степени отражает историю современного рабочего движения; в
 настоящее время он
 несомненно является самым распространенным, наиболее международным произведением
 всей
 социалистической литературы, общей программой, признанной миллионами рабочих от
 Сибири до
 Калифорнии» (там же, т. 21, с. 366). В год смерти Энгельса В. И. Ленин писал:
 «Эта небольшая
 книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь
 организованный и борю-
 щийся пролетариат цивилизованного мира» (ПСС, т. 2, с. 10).
 Первое рус. изд. в пер. М. А. Бакунина (с существ. искажениями) вышло в Женеве в
 1869. Новое рус. изд. в пер. Г. В.
 Плеханова и со спец. предисловием Маркса я Энгельса вышло в Женеве в 1882. •
 Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 4, с.
 419—59, т. 18, с. 89—90, т. 19, с. 304 — 05, т. 21, с. 1—2, 362—69, т. 22, с.
 56—63, 289—90; Л е н и н В. И., Гос-во и
 революция, ПСС, т. 33, гл. 2 (см. также Справочный том, ч. 2, с. 339); Карл
 Маркс. Биография, M., 19732, гл. 4;
 Коммунистич. манифест и современность, М., 1974; Междунар. рабочее движение.
 Вопросы истории и теории, т. 1, М.,
 1976, гл. 6; Марксистская философия в 19 веке, кн. 1, М., 1979, гл. 6; О й з е p
 м а н Т. Информирование философии
 марксизма, М., 1974!, ч. 2, гл. 2; Б а г а т у p и я Г. А., Контуры грядущего,
 М., 1972, гл. 3. Г. А. Багатурия.
 МАНИХЕЙСТВО, религ.-филос. учение, возникшее в 3 в. на Бл. Востоке и
 распространившееся в
 3—11 вв. от Сев. Африки до Китая. В поздней Рим. империи и Византии подвергалось
 ожесточённым
 гонениям со стороны гос-ва и ортодоксального христианства. В Ср. и Центр. Азии
 нашло более
 благоприятную почву и в 8—9 вв. стало гос. религией уйгуров.
 Основатель М. — перс Мани (216 — между 274 и 277), родом из Вавилонии, считал
 своими
 предтечами Зороастра, Будду и Христа. Учение М. характеризуется дуализмом и
 развёртывается в
 системе «трёх времён». «Первое время» — существование двух изначальных, вечных и
 противостоящих принципов: добра и зла, света и тьмы (или материи), отграниченных
 друг от друга.
 Пространственно добро занимает север, восток и запад, зло — юг. Каждая из этих
 первосубстан-ций
 обладает пятью эманациями, или ипостасями («жилища», «зоны»). «Второе время» —
 смешение двух
 принципов: зло (материя) вторгается в царство света. Благой отец, владыка света,
 порождает матерь
 жизни, а та, в свою очередь, — первочеловека, к-рый вступает в борьбу с сынами
 («архонтами»)
 мрака, терпит поражение и попадает в плен. Для его спасения благой отец
 порождает духа живого, к-
 рый, победив архонтов, создаёт космос для очищения света, поглощённого ими. Весь
 чувств. мир
 есть как бы градация сме-
 шанных в различных пропорциях двух субстанций. Солнце и луна — катализаторы
 божеств. света:
 во время своих увеличений луна принимает души умерших, а во время убываний —
 отправляет их к
 солнцу, к-рое пересылает их дальше к богу. По окончании процесса очищения света
 от смешения с
 материей наступит «третье время» — время окончат. торжества добра над злом;
 остатки материи,
 лишённые божеств. света, погибнут во вселенском пожаре.
 Человек в М. есть творение тьмы (материи), к-рая заключила душу — искру света —
 в оковы плоти.
 Но создан он по образу первочеловека, увиденного материей на солнце и потому
 содержит в себе
 большую часть божественного, по сравнению с др. тварями и растениями. Для
 спасения человеч.
 души благой отец посылает сына своего Иисуса, к-рый обладал лишь видимостью
 человека и к-рый
 дарует спасение посредством «знания» («гносиса»), объемлющего всю совокупность
 учения М.
 В ср. века М. оказало значит. влияние на формирование дуалистических ересей
 павликиан,
 богомидов и катаров.
 • И с т о ч н и к и: Texte zum Manlchaismus, hjsg. v. A. Adain, В., 1969.
 • К а ц А. Л.,М. в Рим. империи по данным Acta Archelai, «ВДИ», 1955, ?6 3; P u
 е ,с и Н.-С h., Le manicheisme, P., 1949;
 Widengren G., Mani und der Manichaismus, Stut.tg., 1961; K l i m a O., Manis
 Zeit und Leben, Prague, 1962; O r t L. J. R.,
 Marii. A religio-historical description of his personality, Leiden,
 МАНН (Mann) Томас (6.6.1875, Любек,— 12;8.1955, Цюрих), нем. писатель и
 мыслитель.
 Путь М. как мыслителя, начавшийся в 1890-х гг. под сильным влиянием Шопенгауэра;
 Ницше, Р.
 Ваг-нера и общей культурной ситуации нем. «конца века», весь стоит под знаком
 движения к более
 рационалистич. и гуманистич. мировоззрению. В себе самом М. видит орудие критич.
 самоочищения
 нем. «бюргерской» культурной традиции, а в своём творчестве — инструмент
 «самопреодоления»
 (понимаемого в духе этики позднего Гёте) через самопознание. Мысль М., как
 правило, идёт путями
 параллельного развёртывания различных интеллектуальных позиций, в процессе к-
 рого они уточ-
 няются и выявляется их общность или, напротив, несовместимость. Эта черта
 отмечает не только
 романы· и новеллы М. (где каждый герой, как в традиц. филос. диалоге,
 персонифицирует определ.
 мировоззренч. -установку), но и его многочисл. эссе: последние строятся как
 обсуждение, в к-ром
 окончат. позиция М. не всегда поддаётся вполне однозначному выявлению.
 Художеств. метод М. характеризуется повышенно сознат. отношением к творчеству и
 творч.
 процессу: 1) в его произведения вводятся прямые рассуждения о сущности
 творчества; 2)
 содержанием произведений становится проблематика искусства и творчества, к-рая
 выполняет у М.
 роль универсального символа. Бытие и психология художника, творящего свою жизнь
 как
 произведение искусства, выступают у М. как аналог самых различных социальных
 явлений.
 Первоначально отношение к действительности у М. близко эстетству 90-х гг., но
 очень скоро над
 эстетич. критерием надстраивается этич. принцип. В центре этики М. стоит
 проблема
 взаимоотношения духовной культуры и действительности, выражаемая
 противоположением двух
 групп понятий: дух, созерцание, творчество, болезнь — жизнь, действие, здоровье,
 счастье. Ранний
 М. понимает эти антитезы дуалистически: дух рассматривается как начало
 противоречивое, не-
 полноценное, жизнеспособность отождествляется с антидуховностью. Существенно,
 однако, что уже
 в .этот период критич. оценка как «жизни», так и «духа» в их разобщённости
 («Тристан») косвенно
 выражает потребность преодоления этой разобщённости, хотя такая потребность
 осмысляется как
 неосуществимое «томление»
 МАНН 339
 («Тонио Крегер», «Фьоренца»): Перелом осуществляется только после 1-й мировой
 войны (роман
 «Волшебная гора», 1924, эссе «Гёте и Толстой», 1923), выливаясь в требование
 гармонизации двух
 начал: противопоставление «жизни» — «духу» уже не понимается как альтернатива.
 Олицетворение
 этого идеала М. видит в Гёте (роман «Лотта в Веймаре», 1939, ряд статей и
 выступлений). С этой
 концепцией связана и тетралогия «Иосиф и его братья» (1933—43), где противоречия
 «достоин-ства»
 и «счастья», «чистоты» и «жизни» снимаются в гармонич. образе мудрого и
 деятельно-жизнеспособ-
 ного Иосифа. Пройдя через период консерватизма и национализма («Размышления
 аполитичного»,
 1918), М. приходит к утопии справедливого общества, где реализуется искомое
 слияние духа ?
 деятельности, к историч, оптимизму. В статье «Философия Ницше в свете нашего
 опыта» (1948) М.
 подвергает Ницше критике за противопоставление духовного — жизненному и жизни —
 этике.
 Испытав сильное влияние романтич. мировоззренч» стиля, М. критически
 переоценивает его. Как.
 крайнюю степень его вульгаризации М. воспринимает «романтическое, варварство» -
 фашизм.
 Анали-зу мировоззренч.предпосылок фашизма посвящён роман «Доктор Фаустус»
 (1947).
 М. интенсивно работает над проблемой взаимоотно-шения между рациональной и
 интуитивно-
 алогической, «олимпийской» и «хтонической» сферами человеч. пси-хики, выступая
 против
 иррационалистич. оценки интел-лекта как разрушителя творч. потенции «души»
 (поле-мика против
 Клагеса). Особый,. интерес М. вызывает рационалистич. осмысление мифа (работа на
 материале ифа
 в романах «Иосиф и его братья» и «Избранник», мифологич. мотивы в др.
 произведениях, изучение
 спец. работ. по теории мифа — Кереньи, Юнга и др.). Полемически заострены против
 иррационалистич. идеа-лизации архаич. форм мировосприятия центр. понятия
 фиилософии культуры
 позднего М.— понятия иронии и пародии.
 • Gesammelte Werke, Bd .1—12. В.,.1955; в рус. пер.— Собр. соч., т. 1 — 10, М.,
 1959—61; Иосиф и его братья, т. 1—2,
 М., 1968- Письма, М:, 1975.
 * Апт C.E., Над страницами Т. М., Очерки, М., 1980; Д и р-зен И., Эпич.
 искусство Т.М. Мировоззрение и жизнь, пер. с
 нем. М., 1981; К a u f m a n n F., Th. Mann: the world as will and
 representation, Boston, [1957]; Feuerlicht J., Th. Mann und
 die Grenzen des Ich, Hdib., 1966; ? u n g Ute, Die Musik-philosophie Th. .Manns;
 1969; M. a t t e r H., Literatur uber Tho-mas
 Man, Bd. 1—2, B,— Weimar, 1972.
  С. .С. Аверинцев, Ал., В, Михайлов.
 МАНХЕЙМ (Mannheim) Карл (27.3.1893, Будапешт, -9.1.1947, Лондон), нем. социолог.
 В 1933
 эмигрировал В Великобританию. M.пытался создать последоват. концепцию,
 объясняющую
 специфику отражения социальной действи-тельности. Он заимствовал у К. Маркса
 положения о
 зависимости обществ. сознания от обществ. бытия, идеологии от экономич.
 отношений, однако
 вульгари-зировал их. М. полагал, что взгляды различных социальных групп
 продиктованы лишь их
 непосредственными ин-тересами. Отвергая к.-л. объективный критерий истинности в
 познании
 общественных явлений, М. пришёл к позиции историч. релятивизма. Называя свою т.
 зр.
 «реляционизмом», М. изображал историю обществ. мысли как столкновение классово-
 субъективных
 ми-росозерцаний, каждое из к-рых является «частичной идеологией», т. е. заведомо
 искажённым
 отражением социальной действительности, а все в совокупности — «тотальной
 (общей) идеологией».
 Согласно М., любая идеология представляет собой апологию существующего строя,
 взгдяды класса,
 заинтересованного в сохранении статус-кво, к-рым противостоит столь же
 необъективная и
 пристрастная утопия, или взгляды оппозиционных обездоленных слоев. В случае
 прихода
 340 МАНХЕЙМ
 последних к власти утопия, по М., автоматически превращается в идеологию, и т.
 д. В конечном
 итоге концепция М. подменяет подлинно классовое сознание партикулярными
 интересами проф.
 слоев, поколений и т. п., среди к-рых он выделяет творч. интеллигенцию, как
 якобы стоящую вне
 классов и единственно способную к беспристрастному познанию общества, причём
 лишь
 потенциально. Именно с интеллигенцией М. связывал надежды на сохранение бурж.
 демократии в
 условиях т. н. «массового общества», подверженного социальной демагогии и
 опасности
 установлейия тоталитарной, фашистской диктатуры. Считая неизбежными социальную
 стратификацию и существование т. н. демократич. элиты, М. особое внимание в этой
 связи уделял
 проблемам воспитания и подготовки личности к исполнению предназначенной ей
 социальной роли,
 интеграции в бурж.-демократич. обществ. системе. Ста: рый экономич. либерализм,
 по М., исчерпал
 свои возможности, поэтому он призывал к расширению вмешательства бурж. гос-ва в
 экономику и
 др. обществ. сферы.
 Взгляды М. оказали влияние на бурж. социологию, в частности Служили теоретич.
 обоснованием
 социологии, познания, претендующей на роль метасоциологии; их широко
 использовали сторонники
 концепции де-идеологизации общественных наук; многие представители буржуазной
 футурологии,
 особенно О. Флехт-хайм, рассматривали себя как продолжателей традиции М., будто
 бы
 преодолевших антиномию идеологии и утопии.
 • Ideologie und Utopie, L., 1929; Diagnosis of our time: wartime essays of a
 sociologist, L., 1943; Freedom, power and
 democratic planning, N. Y., 1950; Essays on the sociology of knowledge, N. Y.,
 1952; Essays on sociology and social
 psychology, L., 1953; Essays on the sociology of culture, L., 1956; Systematic
 sociology, L., 1959; Man and society in an age of
 reconstruction, N. Y., 1967.
 • Москвичев Л. Н., Теория «яеидеологизации»: иллюзии ч действительность, М.,
 1971; его же, Совр. бурж. социология
 знания, М., 1977, гл. 3; Я к о в л е в М. В., Идеология, М., 1979, гл. 4; M i l
 l s С. W., Power, politics and people. The col-
 lected essays, N. Y., 1963; M e r t o n R. K., Social theory and social
 structure, N. Y., 1968; F r i e d r i с h s R. W., A sociology
 of sociology, N. Y., 1970; L e m b e r g E., Ideologie und Gesellschaft,
 Stuttg,—Koln — B., 19742.
 МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА, направление в неокантианстве, исходящее из
 «трансцендентально-
 логич.» истолкования учения Канта. Согласно М. ш., всеобщность и необходимость
 науч. знания
 объясняются саморазвёртыванием разума и не зависят от ощущения и «вещи в себе».
 Кантовский
 дуализм «преодолевается» с последовательно идеалистич. позиций: познание
 отрывается от психики,
 а предмет познания отождествляется с понятием о предмете, само же бытие
 истолковывается как
 совокупность чистых понятийных отношений. Осн. представители М. ш. Коген, Наторп
 и Кассирер
 определяют предмет познания «...не как субстанцию, лежащую по ту сторону всякого
 познания, а как
 объект, формирующийся в прогрессирующем опыте...» (К а с-с и p е p Э., Познание
 и
 действительность, СПБ, 1912, с. 384) и «заданный» первоначалом (Ursprung)
 мышления и бытия.
 Соответственно, философия «имеет своею целью исключительно творч. работу
 созидания объектов
 всякого рода, но вместе с тем познает эту работу в ее чистом законном основании
 и в этом познании
 обосновывает» (Наторп П., Кант и Мар-бургская школа, в кн.: Новые идеи в
 философии, сб. 5, СПБ,
 1913, с. 99). Поскольку эти «объекты» суть объекты культуры в целом, мышление,
 данное в форме
 науки и ориентированное на неё, выступает законосообразным творцом культуры.
 Отказ от «вещи в себе» как источника чувств. знания приводит М. ш. к
 гипертрофированшо
 активности мышления. Пытаясь преодолеть вытекавший отсюда субъективизм, её
 представители
 прибегают к объективно-идеалистич. допущениям, постулируя в качестве предпосылок
 бытия,

<< Пред.           стр. 178 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу