<< Пред.           стр. 179 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 мышления и нравственности бога (Коген) или логос (Наторп). Философы М. ш.
 возводили к
 трансцендентальным основаниям не только познание,
 но культуру в целом, включая правовые, этич. и эсте-тйч. её элементы. В
 понимании общества М. ш.
 исходит из человека как юридич. лица. Поскольку же высшим юридич. лицом является
 гос-во,
 человек подчиняется его законам. Отсюда аналогия между математикой и логикой, с
 одной стороны,
 юриспруденцией и этикой т- с другой. Юриспруденция (Rechtswissenschaft) —
 математика обществ.
 наук, тогда как этика — их логика (см. H. Cohen, Ethik des reinen Willens, В.,
 1904, S. 62—63). Идеи
 представителей М. га. служили основой ревизионистской концепции «этич.
 социализма»,
 стремившейся дополнить марксизм этикой Канта.
 • С а в а л ь с к и й В. А., Основы философии права в науч. идеализме. М. ш.
 философии: Коген, Наторп, Штаммлер и
 др., т. 1, М., 1908; Вурж. философия кануна и начала империализма, М., 1917, гл.
 2, § 2; Кант и кантианцы, М., 1978; D u
 s s o r t H., L'ecole de Marbourg, P., 1963; см. также лит. к статьям
 Неокантианство, Коген, Наторп, Кассирер.
 МАРГИНАЛЬНОСТЬ (позднелат. marginalis — находящийся на краю, от лат. margo —
 край,
 граница), социология, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность»
 положения
 человека между к.-л. социальными группами, что накладывает определ. отпечаток на
 его психику.
 Введено амер. социологом Р. Парком, к-рый обозначал этим понятием положение
 мулатов и считал,
 что «маргинальная личность» обладает рядом характерных черт: беспокойством,
 агрессивностью,
 честолюбием, чувствительностью, стеснённостью, эгоцентричностью. В сов. лит-ре
 понятие М.
 распространения не получило.
 МАРИЙ ВИКТОРИН (Marius Victorinus) (ок. 275, Африка,— после 362), рим. философ-
 неоплатоник; в старости обратился в христианство. Перевёл на лат. язык логич.
 работы Аристотеля
 («Категории», «Об истолковании»), соч. Плотина, Порфирия («О пяти общих
 понятиях»), возможно,
 Ямвлиха («О богах»). Автор соч. по риторике и диалектике («О гипотетич.
 силлогизмах», «Об
 определениях»), а также комм. к диалогам Цицерона (в частности, к «Топике» и
 «Нахождению»).
 Написанные им после обращения в христианство трактаты «Против арианина Кандида»,
 «Против
 Ария» (4 кн.), «Понимание „единосущного"» — первая на Западе попытка
 использования
 неоплатонич. доктрины при разработке тринитарной проблемы. В частности, М. В.
 использовал
 намеченную Плотиной и развитую Порфирием триаду «бытие—жизнь—ум», в соответствии
 с к-рой
 он понимал соотношение лиц Троицы: Отец есть бытие (сущность, субстанция), Сын—
 определение
 этого бытия, раскрывающееся в движении двоякого рода: в самопорождении,
 благодаря к-рому
 бытие проявляет себя (жизнь, Иисус Христос), и в возвращении к себе самому (ум,
 святой Дух). Как
 жизнь и ум не лишены бытия, так и бытие обладает жизнью и умом, поэтому о
 различии лиц
 говорится на основании того, что каждое лицо есть по преимуществу.
 Труды М. В. оказали значит. воздействие на духовное становление Августина.
 • Traites thiologiques sur la Trinite, texte etabli par P. Henry, introd., trad,
 et notes P. Hadot, v. 1—2, P., 1960; Commentarii In
 epistulas Pauli ad Galatas, ad Philippenses, ad Ephesios, ed. A. Locher, Lpz.,
 1972; Opera omnia, ed. A. Locher, Lpz., 1Я76.
 • H a d o t P., Porphyre et Victorinus, P., 1968.
 МАРИТЕН (Maritain) Жак (18.11.1882, Париж, — 29.4.1973, Тулуза), франц. религ.
 философ,
 представитель неотомизма. Был учеником Бергсона, в 1906 принял католичество.
 _ Всё развитие философии нового времени М. считал упадком и вырождением филос.
 мысли.
 Фигуры Лютера, Декарта и Руссо знаменуют для него последоват. торжество
 субъективизма и
 произвола в сферах веры, мысли и чувства, после чего наступает моральный и
 социальный хаос.
 Путь к преодолению хаоса М. видел в возврате к ср.-век. «ясности» и надличной
 объективности.
 Выступая против интуитивизма Бергсона, М. .стремился примирить «...благодать и
 природу, веру и
 разум, теологию и философию...» («De Bergson a Thomas d'Aquin», P., 1347, p.
 133).
 М. основал в Нью-Йорке спец. серию. издаий по проблемам «политич. философии»
 («Цивилизация»),
 где публиковал работы, критиковавщие совр. капитализм и бурж. демократию с
 позиций «христ.
 демократии» и «гуманизма», отвергая при этом социалистич. преобразование
 общества. М. известен
 также своими работами в области иск-ва и педагогики.
 • Antimoderne, P., 1922; Science et sagesse, P., 1935; Humanis-rae integral, P.,
 1936; Clmstianisme et democratic, N. Y., 1943.;
 Trois reformateufs, P., 1947; Art et scolastique, P., 1-947; Reflexions sur
 l'Amerique, P., 1958; Pour une Philosophie de l'idaya-
 tion, P., 1959; La philosophic morale, P., 1960; La Philosophie dans la cite,
 P., I960; Dieu et la permission du mal, P., 1963;
 L'intuition creatrice dans l'art et dans la pocsie, P., 1976.
 • Кузнецов B. H., Франц. бурж. философия 20 в.,М., 1970, с. 173—201; Ярошевский
 Т. М., Личность и общество, пер. с
 польск., М., 1973; С а х a p о в а Т. А., От философии существования к
 структурализму, М., 1974, с· 147—78; К о s s i Е.,
 Il pensiero politico di J. Mafitain, Mil., 1956; S i m on s e n V. L.,
 L'esthetique de J. Maritain, Cph., 1956; G a l l a g h er D. and
 G a 1 l a K h e r I., The achievement of Jacques and Raisia Maritain: A
 bibliography (1906—1961), N, ? 1962; TOrn-i.G,., La
 filosofia deua storla nel pensiero politico di Jacques Starttain, Bologna,
 [1965]; Fecher'Ch. A., The philosophy of J, Jfarl-tain, N..
 Y., 1969.
 МАРК АВРЕЛИЙ Антонин (Marcus Aurelius Antoninus) (26.4.121, Рим,—17.3.180,
 Виндобона, ныне
 Вена), рим. философ-стоик, император (с ?61). Автор соч. «К самому себе» (на
 др.-Греч, яз.),
 содержащего записи кратких рассуждений по вопросам мироустрой-ства и этики.
 Практицизм и
 скептицизм М. А. не позволили ему быть вполне Последоват. стоиком. Стоич. фило-
 софия
 сочетается у М: А. с некоторыми идеямн эпикурейцев, перипатетиков и киников. Всё
 происходящее
 в мире М. А. рассматривает как проявление промысла природы, отождествляемой с
 богом —
 активным, разумным и материальным началом, проникающим весь мир и объ-единяющим
 его в
 единое целое. У М.А. сильнее, чем в раннем стоицизме, проявляется яичное религ.
 отношение к
 миру как к богу и требование активного co-трудничества каждого человека с
 мировыми силами. Как
 и Эпиктет, М. А. подчёркивает различие между внеш. миром, не зависящим от
 человека, и собств.
 внутр. миром, единственно подвластным человеку. Счастье достигается приведением
 своего
 поведения, чувств и взглядов в соответствие с внеш. миром, в к-ром всё
 происходит согласно естеств.
 закону, т. е. paзуму всеобщей природы. Во мн. записях, отступая от стоич.
 доктрины, М. А.
 рассматривал человеч. разум как неч-то полностью отделённое от души и как
 единственное
 подлинно человеч. начало. В нек-рых случаях разум признаётся божеств. истечением
 в духе
 неоплатонизма или отождествляется с внутр. божеством человека, как и у
 Посидония. М. А. не
 отрицал гераклитовского учения о мировых пожарах с той решительностью, как это
 делал Панетий,
 но, как и последний, склонялся к идее непрерывных превращений первостихий. Часто
 варьируемая у
 М. А. гераклитовская идея текучести всего существующего, тема смерти, нек-рые
 платонич. и
 неопифагорейские мотивы, создающие впечатление резиньяции и пессимизма,
 принадлежат к общим
 мес-там увещательной литературы.
 М в рус. пер.: Наедине с собой, пер. С. Роговина, ?.,1914. * Dalfen J.,
 Formgeschichtliche UntefsXiclumgen zu" den
 Selbstbetrachtungen Marc Aureis, Munch., 1967 см. также лит. к ст. Стоицизм.
 МАРКОВ Андрей Андреевич [р. 9(22).9.1903, Петер-бург,— 11.10.1979, Москва], сов.
 математик и
 логик, чл.-корр. АН СССР (1953). Чл. КПСС с 1953. Осн. тру-ды по топологии,
 топологич. алгебре,
 теории динамич-систем, теории алгорифмов и конструктивной математике. Основатель
 отечеств.
 конструктивного направл-ления. Ввёл понятие нормального алгорифма.
 * Теория алгорифмов, М,— Л., 1954 (Труды Математич. ин-та АН СССР, т. 42); О
 логике конструктивной математики,
 M.,
 1972.
 МАРКОВ 341
 • H а г o p н ы й H. M., III а н и н, ?, ?., ?. ?. ?., «Успехи математич. наук»,
 1964, т. 19), в. 3 (117).
 МАРКОВИЧ (Марковиh) Светозар (9.9.1846, Заечар,— 26.2.1875, Триест), философ-
 материалист,
 революц. публицист и лит. критик; основоположник социалистич. движения в Сербии.
 Учился в
 Сербии, России, Швейцарии; участвовал в работе рус. секции 1-го Интернационала.
 В созданной им
 первой на Балканах социалистич. газете «Работник» (1871—72) пропагандировал
 социалистич. идеи,
 выступал в защиту Парижской Коммуны, боролся против нац. романтизма и мещанского
 либерализма в Сербии.
 На мировоззрение М. оказали влияние идеи рус. революц. демократов, особенно
 Чернышевского.
 Позднее М. познакомился также с нек-рыми работами К. Маркса и Ф. Энгельса.
 Теоретич. основой
 взглядов М. была материалистич. философия (с элементами механицизма), к-рую он
 называл
 реализмом. Свои материалистич. взгляды М. пытался распространить и на понимание
 человеч.
 истории. Он выделял экономич. отношения как основные, различал ступени обществ.
 развития,
 понимал значение классов и классовой борьбы. В то же время М, преувеличивал роль
 обществ.
 сознания в историч. процессе, считая, что развитие общества гл. обр. зависит от
 умств. развития
 народа. Рассматривая философию, науку, иск-во как могучее орудие в борьбе за
 социальное
 освобождение, он переоценивал роль интеллигенции в этом процессе.
 М. считал возможным осуществить социалистич. преобразования в Сербии на основе
 сел. общин,
 минуя капиталистич. стадию развития; выдвигал идею нац. равноправия и федерации
 всех
 балканских народов. М. положил начало критич. реализму в серб. лит-ре.
 • Целокупна дела, св. 1—8, Београд, 1892—1912; в рус. пер.— Иабр. Соч., М.,
 1956.
 • История философии, т. 2, М., 1957, с. 462—73.
 МАРКС (Marx) Карл (полное имя — Карл Генрих) (5.5.1818, Трир,— 14.3.1883,
 Лондон),
 гениальный теоретик и великий пролетарский революционер, основоположник
 диалектич. и историч.
 материализма, марксистской политэкономии и науч. коммунизма, основатель и
 руководитель первых
 междунар. пролет. организаций.
 Родился в семье адвоката. Учился в Трирской гимназии (1830—35), затем на юридич.
 ф-те Боннского
 (1835— 1836) и Берлинского (1836—41) ун-тов, где изучал гл. обр. философию и
 историю. В 1837
 познакомился с гегелевской философией и примкнул к младогегельянцам, к-рые
 стремились делать
 из философии Гегеля атеистич. и революц. выводы. В 1839—41 изучал др.-греч.
 философию и
 философию нового времени, работал над дисс. «Различие между натурфилософией
 Демокрита и
 натурфилософией Эпикура», получил диплом, д-ра философии, готовился преподавать
 логику в
 Боннском ун-те. В 1841-43 познакомился с работами Фейербаха «Сущность
 христианства»,
 «Предварительные тезисы к реформе философии», «Основы философии будущего»,
 которые оказали
 на него значительное влияние.
 В нач. 1842 М. написал первую публицистич. статью «Заметки о новейшей прусской
 цензурной
 инструкции», в, к-рой выступил как революц. демократ. В апр. 1842 начал
 сотрудничать в бурж.-
 демократич. газ. «Rheinische Zeitung», а в октябре переселился в Кёльн и стал её
 редактором. Под его
 руководством газета превратилась в орган революц. демократии, в марте 1843 она
 была запрещена. В
 опубликованных здесь статьях («Дебаты по поводу закона о краже леса»,
 «Оправдание мозельского
 корреспондента» и др.) наметился переход М. от революц. демократизма к
 коммунизму. Работа в
 газете заставила М. заняться изучением положения трудящихся масс, впервые
 столкнула его с ма-
 териальными жизненными отношениями, привлекла
 342 МАРКОВИЧ
 его внимание к роли материальных интересов и част-ной собственности, к
 социалистич. и
 коммунистич. идеям, породила сомнения в правильности учения Гегеля о соотношении
 общества и
 гос-ва и дала первый толчок его занятиям экономич. вопросами.
 Чтобы разрешить возникшие сомнения, весной и летом 1843 он критически
 пересмотрел гегелевскую
 «Философию права». В ходе этой работы в рукописи «К критике гегелевской
 философии права» он
 впервые подверг критике идеалистич. основу гегелевской диалектики и в
 противоположность Гегелю
 пришёл к выводу, что не гос-во определяет гражд. общество, а наоборот, гражд.
 общество определяет
 гос-во, т. е. экономика определяет политику. Этот результат явился исходным
 пунктом его будущего
 материалнстич. понимания истории.
 С мая по окт. 1843 М. жил в небольшом рейнском городке Кройцнахе. Здесь он
 женился на подруге
 детства Женни фон Вестфален (1814—1881), к-рая стала верным спутником его жизни,
 его первой
 помощницей, первой женщиной-коммунисткой.
 В окт. 1843 М. с женой уехал в Париж. Здесь он познакомился с рабочим движением,
 изучал
 социалистич. и коммунистич. лит-ру, систематически занимался политэкономией. В
 февр. 1844
 совместно с А. Руге выпустил «Deutsch-Franzosische Jahrbucher». Статьи,
 опубликованные в этом
 журнале, свидетельствуют об окончат. переходе М. от идеализма к материализму и
 от революц.
 демократизма к коммунизму. В ст. «К еврейскому вопросу» он проводит различие
 между бурж.
 («политич. эмансипация») и пролет. («человеч. эмансипация») революцией, а в ст.
 «К критике
 гегелевской философии права. Введение» формулирует идею о всемирно-историч. роли
 пролетариата
 — исходное положение его будущей теории науч. коммунизма.
 Летом 1844 в «Экоиомическо-философских рукописях» М. сделал попытку обобщить
 свои первые
 экономич. исследования и дать науч. обоснование своих коммунистич, воззрений.
 Работа осталась
 незавершённой. В ней М. пришёл к выводу об определяющей роли материального
 произ-ва в жизни
 общества. В кон. августа в Париже состоялась историч. встреча М. и Ф. Энгельса
 (до этого они
 встречались один раз в кон. нояб. 1842 в редакции «Rheinische Zeitung»), во
 время к-рой выяснилось
 полное единство их взглядов, и с этого времени началась их легендарная дружба и
 беспримерное
 почти 40-летнее сотрудничество. Первым плодом его явилась кн. «Святое
 семейство», написанная в
 сент.—нояб. 1844 и изданная в 1845. Осн. её часть написана М. В книге были
 подвергнуты критике
 младогегельянцы и разработаны нек-рые принципы материалистич. понимания истории,
 в ней, по
 словам Ленина, содержится почти уже сложившийся взгляд на всемирно-историч. роль
 пролетариата.
 С авг. 1844 М. принял участие в редактировании парижской нем. газ. «Vorwarts!»,
 выступившей с
 резкой критикой реакц. порядков в Германии. По требованию прусского пр-ва
 редакторы газеты

<< Пред.           стр. 179 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу