<< Пред. стр. 182 (из 449) След. >>
фальсификации М.-л. — противопоставление реального социализма социалистич.идеалу.
Развенчивая эти и др. фальсификации М.-л., КПСС подчёркивает, что убедительность
критики бурж.
и реформистских концепций предполагает активное и творч. развитие М.-л.
Теоретич. мощь и глубина М.-л. связаны с его партийностью. Принцип партийности в
коммунистич.
мировоззрении ориентирует на всесторонний теоретич. анализ и решение новых
проблем,
поставленных социальной практикой, развитием знания. Органич. связь теории с
практикой —
источник истинности М.-л., его действенности и постоянного обогащения. Развитие
марксистско-
ленинской теории выражается, в частности, в непрерывном обогащении её
категориального аппарата.
Развиваются все понятия и категории М.-л., впитывающие в себя результаты
обобщения нового ис-
торич. опыта, совр. достижений науки и революц. практики. Потребности анализа
развивающейся
действительности рождают новые категории и понятия: «развитой социализм»,
«общенар. гос-во»,
«сов. народ». Новое значение и содержание приобретают старые понятия —
«цивилизация», «образ
жизни», причём это происходит не только путём изучения новых данных, но и в
результате новой
трактовки уже известных процессов и явлений. КПСС в качестве важнейшей задачи
выдвигает
необходимость постоянно совершенствовать и обогащать марксистско-ленинскую
идеологию,
разрабатывать её актуальные проблемы на базе её основных проверенных жизнью
принципов.
М.-л. — единое интернац. учение. Он возник и развивается как отражение интернац.
положения и
характера борьбы рабочего класса разных стран против междунар. капитала. М.-л. —
идейная основа
единства междунар. коммунистич. и рабочего движения, его революц. стратегии и
тактики.
Коммунисты выступают за всесторонний учёт социальных, экономич. и культурных
традиций и
конкретных условий в тех или иных странах, против механич. перенесения опыта
одних стран на
другие. М.-л. открыт для творческого его развития всеми марксистско-ленинскими
партиями на ос-
нове опыта революц. борьбы. Марксисты-ленинцы коллективно развивают и
совершенствуют
единую и цельную марксистско-ленинскую теорию, руководствуясь в ирактич. и
теоретич.
деятельности принципом пролет.
интернационализма. Междунар. Совещание коммунистич. и рабочих партий в Москве в
1969
подчеркнуло, что весь опыт мирового социализма, рабочего и нац.-освободит.
движения подтвердил
междунар. значение марксистско-ленинского учения (см. Междунар. со-
вещание коммунистич. и рабочих партий. Док-ты и мат-лы, М., 1969, с. 332).
Решающее преимущество М.-л. перед любой иной доктриной заключается в том, что он
получил
всестороннее подтверждение в обществ. практике, в борьбе рабочего класса,
трудящихся за революц.
преобразование мира. Ленин отмечал, что после появления марксизма каждая эпоха
всемирной
истории приносила ему новые триумфы. «Но еще больший триумф принесет марксизму,
как учению
пролетариата, грядущая историческая эпоха» (Ленин В. И., ПСС, т. 23, с. 4).
Под знаменем М.-л. произошли преобразования, в корне изменившие облик совр.
мира; с ним
связаны такие выдающиеся революц. свершения, как Великая Окт. социалистич.
революция,
построение развитого социалистич. общества в СССР, образование и развитие
мирового
социалистич. содружества, социальные и нац.-освободит. битвы и победы,
одержанные рабочим
классом и трудящимися над старой обществ. системой. М.-л. оказывает всё
возрастающее влияние на
судьбы всего человечества.
• Маркс К. иЭнгельсФ., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; M a p к с К.,
Капитал, т. 1—4, там же, т. 23—2В; его
же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Энгельс Ф., Развитие социализма от
утопии к науке, там же; его же,
Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же, т. 20; е г о ж
е, Людвиг Фейербах и конец клас-сич.
нем. философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Фридрих Энгельс, ПСС, т. 2; е г о ж
е, Что делать?, там же, т. 6; е г о же,
Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 8; е г о же, Две тактики социал-
демократии в демократич. революции, там же, т.
11; его же. Марксизм и ревизионизм, там же, т. 17; е г о ж е, Материализм и
эмпириокритицизм, там же, т. 18; е г о ж е,
Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 23; его же, Историч.
судьбы учения Карла Маркса, там же;
его же, Марксизм и реформизм, там же, т. 24; е г о ж е, Карл Маркс, там же, т.
26; его же, Империализм, как высшая
стадия капитализма, там же, т. 27; его же, Гос-во и революция, там же, т. 33; е
г о ж е, Детская болезнь «левизны» в
коммунизме, там же, т. 41; Программные документы борьбы за мир, демократию и
социализм, М., 1961; Междунар.
совещание коммуннстич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; КПСС в
резолюциях и решениях
съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 1 — 13, М., 1970—81«; Программа КПСС
(Принята XXII съездом КПСС), М.,
1976; Конституция. (Основной Закон) Союза Сов. Социалистич. Республик, М., 1977;
Основоположник науч. ком-
мунизма. Тезисы к 150-летию со дня рождения Карла Маркса, ?., 1968; К 100-летию
со дня рождения В. И. Ленина. Сб.
документов и материалов, М., 1970; О 110-й годовщине со дня рождения Владимира
Ильича Ленина. Постановление
Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза, М., 1979; Б ? е
да н е в Л. И., Ленинским курсом,
т. 1—9, М., 1970—82; см. также лит. к статьям Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И.,
Диалектический материализм.
Исторический материализм, Философия, Диалектика. М. П. Мчедлов,
З. М. Павлова.
МАРКУЗЕ (Marcuse) Герберт (19.7.1898, Берлин,— 29.7.1979, Штарнберг), нем.-амер.
философ и
социолог. Наряду с Адорно и Хоркхаймером один из основателей Франкфуртского ин-
та социальных
исследований. С 1934 в США.
Формирование взглядов М. происходило под влиянием идей Хайдеггера и особенно
Гегеля и Фрейда.
Вместе с тем, проявляя неизменный интерес к учению К. Маркса, М. широко
использовал его
категории и нек-рые идеи, интерпретируя их в духе совр. бурж. философии и
социологии. Согласно
М., развитие науки и техники позволяет господствующему классу совр.
капиталистич. общества
сформировать через механизм потребностей новый тип массового «одномерного
человека» с
атрофированным социально-критич. отношением к обществу и тем самым «сдерживать и
предотвра-
щать социальные изменения». Включаясь под воздействием навязываемых ему «ложных»
потребностей в потребительскую гонку, рабочий класс стран развитого капитализма
якобы
интегрируется в социальное целое и утрачивает свою революц. роль. В этих
условиях революц.
инициатива, по М., переходит в рамках «развитого» общества к «аутсайдерам»
(люмпены, пресле-
дуемые нац. меньшинства, безработные и т. п.), а также к радикальным слоям
студенчества и
гуманитарной интеллигенции. В мировом масштабе носителями революц. инициативы
выступают
обездоленные массы «бед-
ных» стран, противостоящие «богатым», к к-рым М. причислял и империалистич. и
развитые
социалистич. страны. Рассматривая институты бурж. демократии как инструмент
ненасильств.
подавления оппозиции, М. настаивал на «радикальном отказе» от легальных форм
борьбы как
«парламентской игры». М. отрицая революц. роль марксистских партий развитых
капиталистич.
стран и революционную сущность их политических программ. Выступая как
разновидность «по-
стиндустриального» романтизма, утопия М. объективно служит разобщению и
дезориентации
антикапиталистических сил.
• Hegels Ontologie und die Grundlegung einer Theorie der Geschichtlichkeit,
.Pr./M., 1932; Reason and revolution, L., 1941;
Eros and civilization, Boston, 1955; The Soviet marxism, a critical analysis.
L., 1958; One-dimensional man, Boston, 1964; The
critique of pure tolerance, Boston, 1965 (совм. с В. Moore, R Wolff); Das Ende
der Utopie, B., 1967; Essay on liberation, Вой-
ton, 1969; Counterrevolution and revolt, Boston, 1972; The aesthetic dimension.
Toward a critique of marxist aesthetics, Boston
1978; Psychoanalyse und Politik, Fr./M., 19806.
• Б а т а л о в Э. Я., Философия бунта, М.,1973; Ш те й г е р-в а л ь д Р.,
Третий путь Г. М., пер. с нем., М., 1971; W o d d i
s J., New theories of revolution, L., 1972.
МАРСЕЛЬ (Marcel) Габриель Оноре (7.12.1889, Париж,— 9.10.1973, там же), франц.
философ,
драматург и критик, основоположник католич. экзистенциализма. Испытал влияние А.
Бергсона, Л.
Брюнсвика, Дж. Ройса. После осуждения папской энцикликой (1950) экзистенциализма
назвал свою
философию «неосо-кратизмом», или «христианским сократизмом».
Порывая с традицией католич. схоластики, представленной томизмом, М. считает
невозможным к.-л.
рациональное обоснование религии. В центре внимания М. стоит проблема бытия,
преломлённая
чере,з индивидуальный опыт, существование отд. человека. В осн. соч. «Быть и
иметь» («Etre et
avoir», 1935) М. проводит резкое различие между миром «объективности»
(разобщённым физич.
миром) и миром «существования», где преодолевается дуализм субъекта и объекта и
все отношения с
миром принимаются как личностные. Действительность предстаёт у М. расщеплённой
на подлинный
мир бытия и неподлинный мир обладания. В гносеологич. плане М. противопоставляет
«проблеме»
— абстрактному рациональному познанию — «таинство» — интуитивное, эмоционально-
этич.
постижение: «бытие есть таинство». Для социальных взглядов М. характерна
романтич. идеализация
патриархальных отношений средневековья, резкая критика техники как «разбитого
мира»,
превращающего человека в вещь, а также отвержение к.-л. социально-политич.
действий масс.
• Journal metaphysique, P., 1927; Homo viator. P., [1944]; Lе mystere de l'Etre,
v. 1—2, P., 1951; Les hommes centre 1'humain,
P., 1951; L'horame problematique, P., [1955]; Presence et immorta-lite, P.,
1959; Essai de Philosophie concrete, P., 1967.
• Тавризян Г. М., Этика экзистенциализма и христ. мо-раль, в сб.: Совр.
экзистенциализм, М., 1966; Совр. бурж.,фило-
софия, М., 1972, с. 557—66;Existentialisme chretien: G. Marcel, P., 1947; G a 1
l a g h er К. Т., The philosophy of G. Marcel
?. ?., 1962; W i d m е г С h., G. Marcel et le thelsme existentieJ P., 1971. . .
.
МАСЛОУ (Maslow) Абрахам (1.4.1908, Нью-Йорк,—8.6. 1970, Пало Альто, Калифорния),
амер.
психолог, один из лидеров т. н. гуманистич. психологии. Выдвинул «хо-листически-
динамич.»
теорию мотивации, согласно к-рой существует иерархия потребностей: истинно
человеч.
потребности в творчестве и самоактуализации возникают лишь после удовлетворения
потребностей
биоло-гич. и социального характера. Полная самоактуализация личности в
идеалистич. концепции М.
достигается в форме высшего «трансцендентного» переживания, сходного по природе
с религ.
экстазом. Анализируя природу науки, подверг критике её позитивистскую трактовку,
поставив
вопрос о важности исследования личности учёного и своеобразия высших форм
МАСЛОУ 347
мотиваций его деятельности. Основатель Амер. ассо-циации гуманистич. психологии.
• The psychology of science, Chi., 1969; Motivation and personality, H.3f.;
1970s; The farther reaches of human nature,
Harmonds-worth, 1976.
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (англ. mass communication), систематич. распространение
сообщений (чepeз печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись)
среди численно
больших, рассредоточенных . аудиторий с целью утверждения духовных цен-востей и
оказания
идеологич., политич., экономич. или организац, воздействия на оценки, мнения и
поведение людей.
Материальной предпосылкой возникновения М. к. в 1-й пол. 20 в. стало создание
технич. устройств,
позволивших осуществить быструю передачу и мас-совое тиражирование больших
объёмов
словесной, образной и муз. информации. Собирательно комплексы этих устройств,
обслуживаемых
работниками высокой проф. специализации, принято называть «средствами массовой
информации и
пропаганды», или «средствами М. .к.».
М. к. представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и. их
получателя, связанных
между собой. физич- каналом движения сообщений (печать, радио, телевидение,
кино, звукозапись,
видео-
запись).
Эффективность М. к.-определяется не только целями и задачами, воздействия
передаваемых
сообщений на людей, но и соответствием содержания и формы М. к. их постоянным и
.текущим
информационным нуждам. Будучи мощным орудием идейно-нолитич. борьбы, социальной)
управления, регулирования отношений социальных групп и распространения культуры,
М. к. стала
важным элементом обществ. отношений, оказываю-щих существ. влияние на её
содержание и
формы, на своеобразие идеологич., политич. и иной пропаганды. В условиях
капитализма цели М. к.,
выступающей в ка-честве орудия господствующего класса, определяются задачами
апологетики
строя социальной несправедли-вости, извращения сознания личности с помощью мани-
пуляторских,
приёмов и «массовой культуры». В социа-листич. обществе М. к. призвана укреплять
идейное и
Модально-политич. единство общества, бороться с бурж. идеологией И пропагандой,
служить
воспитанию гар-монистически развитой личности.
Социология и психология М. к., возникшие в 20-х гг. 20 в., изучают структуру,
закономерности и эф-
фективность деятельности систем М. к., функциониро-
вание отд. её элементов, их взаимодействие. Теория и методология исследования М.
к. в
марксистско-ле-нинской и бурж. социологии определяются принципиальными различием
их целей и
задач.
• Алексеев А. Н. О ?.к. и ее социальных средствах, в сб: Журналист, прессу,
читатель, Л., 1969; Проблемы социальной
психологии и пропаганда. Сб., М., 1971; Шерковин Ю. А., Психологич. проблемы
массовых информационных процес-
сов, 1973; ? и ? с о в Б. М., Пути развития средств М. к., Л., 1977; М. к. в
условиях научно-технич. революции, Л., 1981;
People, society arid mass communications, ed. L. A. Dexter, D. M. White, L.,
1964; D e F l e u r M. L., Theories of mass com-
munication, N.. Y., 19702; The process and effects of mass communi-cation, ed,
W., Schramm, rev. ed., Urbana, 1971.
«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие,
обобщённо
выражающее состояние бурж. культуры с сер. 20 в. В понятии «М.к.»-.нашли
отражение существ.
сдвиги в механизме бурж,культуры: развитие средств массовой коммуника-
ции - радио, кино, телевидения, гигантские тиражи газет иллюстрированных
журналов, дешёвых
«кар-манных» книг, грампластинок; индустриально-ком-мерч.тип произ-ва и
распределения
стандартизирован-вых, духовных благ; относит. демократизация культуры, повышение
уровня
образованности масс; увеличе-
348 МАССОВАЯ
ние времени досуга и затрат на досуг в бюджете средней семьи. В условиях гос.-
монополистич.
капитализма использование средств массовой коммуникации преобразует культуру в
отрасль