<< Пред.           стр. 183 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 экономики, превращая её в «М. к.». Через систему массовой коммуникации «М. к.»
 охватывает
 подавляющее большинство членов общества; через единый механизм моды ориентирует,
 подчиняет
 все стороны человеч. существования: от стиля жилья и одежды до типа хобби, от
 выбора идеологич.
 ориентации до форм и ритуалов интимных отношений; претендует на охват и
 подчинение культуры
 всего мира, его культурную «колонизацию».
 Серийная продукция «М. к.» обладает рядом специ-фич. признаков: примитивность
 характеристики
 отношений между людьми, низведение социальных, классовых конфликтов к сюжетно
 занимат.
 столкновениям «хороших» и «плохих» людей, чья цель — достижение личного счастья
 любой ценой;
 развлекательность, забавность, сентиментальность комиксов, ходовых книжно-
 журнальных
 публикаций, коммерч. кино с натуралистич. смакованием насилия и секса;
 ориентированность на
 подсознание, инстинкты — жажда обладания, чувство собственности, нац. и расовые
 предрассудки,
 культ успеха, культ сильной личности и вместе с тем культ посредственности,
 условность, при-
 митивная символика. Эти признаки присущи бурж. культуре с начала общего кризиса
 капитализма,
 но их концентрация в массовой продукции духовных благ образует новое качество,
 позволяющее
 относить понятие «М. к.» именно к новейшему времени.
 «М. к.» утверждает тождественность материальных и духовных ценностей, в равной
 степени
 выступающих как продукты массового потребления. Для «М. к.» характерно
 возникновение и
 ускоренное развитие особого проф. аппарата, задачей к-рого является
 использование содержания
 потребляемых благ, техники их произ-ва и распределения в целях подчинения
 массового сознания
 интересам монополий и гос. аппарата, искажения и заглушения протеста.
 Аппарат «М. к.» объединяет исследовательскую, проектную и. организационно-
 коммерч.
 деятельность специалистов высшей квалификации. Социально-психоло-гич.
 исследования
 поставляют монополиям данные о колебаниях предпочтений и антипатий у различных
 категорий
 потребителей, об эффективности используемых приёмов обработки массового
 сознания.
 Осмысление «М. к.» в бурж. философии было начато книгами Шпенглера, Ортега-и-
 Гасета, Адорно,
 связавшими «М. к.» с концепцией «массового общества», предвещавшими крах
 «высшей» культуры
 в столкновении с «массой», «толпой». С 50-х гг. 20 в. преобладает критич. анализ
 «М. к.» с позиций
 традиц. бурж. либерального гуманизма (Фромм, Рисмен, Э. ван ден Хаг, Маркузе, Э.
 Морен), когда
 «М. к.» однозначно интерпретируется как предельное выражение духовной несвободы,
 средство
 отчуждения и угнетения личности. Преувеличивая роль технич. средств массовой
 коммуникации,
 критики «М. к.» рассматривают её вне связи с бурж. характером культуры и
 одновременно
 игнорируют важные особенности «М. к.». Несомненно, что через систему массовой
 коммуникации
 миллионы людей получают известную возможность ознакомиться с обществ. событиями,
 с
 произведениями подлинной лит-ры, иск-ва, достижениями науки. Эта особенность
 служит почвой
 для возникновения апологетич. концепций, оправдывающих дифференциацию культурной
 продукции и утверждающих, что «М. к.» соответствует запросам массового
 потребителя (Парсонс и
 др.). «М. к.», изображаемая как чудовище, пожирающее в человеке всё
 человеческое,— гл. герой
 множества антиутопий, книг-кошмаров, книг-предостережений в зап. лит-ре: Оруэлл,
 О. Хаксли, Р.
 Брэдбери, Р. Шекли и др.
 Борьба с «М. к.» стала одной из важных задач в программах и практике
 прогрессивных, демократич.
 сил в капиталистич. странах.
 • «M.. K.» — иллюзии и действительность, М., 1975; К а р-цевa ?.?., «М. к.» в
 США и проблема личности, М., 1974; ее
 ж е, Kur или Торжество пошлости, М., 1977; Кукар-н и н А. В., Бурж. М. к., М.,
 1978; P а й н о в Б., М. к., пер. с б.олг.,
 М., 1979; M o r i n E., L'esprit du temps, P., 1962; Culture for the millions?,
 ed. by N. Jacobs, Boston, 1964; Mass culture. The
 popular arts in America, ed. by B. Rosenberg and D. M. White, N. Y.— L., 1966; G
 a s t у A., Mass media and mass man, N. Y.,
 1968; Mass culture revisited, Boston, 1971; Gans H. J., Popular culture and high
 culture. An analysis and evaluation of taste, N.
 Y., 1974. В. Л. Глазычев.
 «МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО» (англ. mass society), понятие, употребляемое немарксистскими
 социологами и философами для обозначения ряда специфич. черт совр. общества. В
 области
 социально-экономической «М. о.» связывается с индустриализацией и урбанизацией,
 стандартизацией произ-ва и массовым потреблением, бюрократизацией обществ.
 жизни, распростра-
 нением средств массовой коммуникации и «маисовой культуры».
 Истоки теорий «М. о.» — в консервативно-аристо-кратич. критике бурж.-демократич.
 преобразований в Европе и Америке в 18—19 вв. Э. Бёрк, Ж. де Местр, Л. Г. А.
 Бональд выступили
 против разрушения ср.-век. обществ. групп и корпораций, что, по их мнению,
 превращает общество в
 массу изолированных индивидов. Ясно сознавая неизбежность «нового порядка»,
 Токвиль
 использовал идею «М. о.» для характеристики бурж. общества с точки зрения
 соотношения в нём
 свободы и равенства и показал, что централизация и бюрократизация,
 осуществляемые во имя
 равенства в борьбе с феод. аристократией, приводят к установлению контроля бурж.
 гос-ва над всеми
 сферами обществ. жизни и удушению свободы. С кон. 19 в. идеи «М. о.» получают
 развитие в
 элитарной критике т. н. омассовле-ния, деспотизма масс (Ницше, Шпенглер, Ортега-
 и-Гасет,
 Бердяев).
 Возникновение фашизма в Европе в 20—30-х гг. 20 в. обусловило резкое изменение
 содержания
 теорий «М. о.»: аристократич. защита ценностей элиты от сверхдемократии
 сменяется защитой
 бурж.-демократич. прав от неограниченного господства властвующей элиты (К.
 Манхейм, Э.
 Ледерер, X. Арендт). В этих концепциях, не раскрывающих подлинные социально-
 экономические
 причины и классовую сущность фашизма, критика фашизма тесно переплетается с
 антикомму-
 низмом.
 После 2-й мировой войны критика авторитарных тенденций гос.-монополистич.
 капитализма с
 позиций бурж. и мелкобурж. либерализма и романтизма становится осн. направлением
 в концепциях
 «М. о.». Миллс, Фромм, Рисмен подвергают критике различные стороны бурж.
 общества: экономич.,
 политич. и социальное отчуждение, централизацию власти и упадок промежуточных
 автономных
 ассоциаций и орг-ций, конформизм массового человека, распространение
 стандартизированной
 культуры. Эта социальная критика нередко превращается в обвинит, акт против
 совр. гое.-
 монополистич. капитализма. Однако она абсолютизирует отчуждение и отрицает
 существование
 социальных сил, способных разрушить зловещий мир «М. о.». Против этих концепций
 выступили
 мн. бурж. социологи (Т. Парсонс, А. Этциони, Д. Белл, Р. Виленский), подчёркивая
 их
 односторонность, абстрактность и показывая, что критики «М. о.» недооценивают
 значения как
 первичных групп и орг-ций, промежуточных между индивидом и гос-вом, так и
 ценностных ориен-
 тации индивидов, через призму к-рых преломляется восприятие средств массовой
 коммуникации.
 Параллельно с этой критикой в совр. бурж. социологии были предприняты попытки
 позитивной
 трактовки «М. о.» (Д. Мартиндейл, Д. Белл, Э. Шиле). Анализируя материальные
 основы «М. о.», его
 социальные и культурные институты, представители этого направления утверждают,
 что под
 влиянием массового произ-ва и потребления, средств массовой коммуникации
 происходит процесс
 становления экономич., социальной и политич. однородности бурж. общества. Данный
 вари-
 ант теории «М. о.» испытал большое влияние-со сторо-ны доктрин «нар.
 капитализма», «гос-ва
 всеобщего благоденствия» и особенно теории «единого среднего класса» и
 свидетельствует о
 кризисе и вырождении кон-цепций «М. о.», т. к. отрекается от теоретич. традиция,
 в русле к-рой
 выросли критич. концепций «М. о.», от анализа социальной патологии бурж,
 общества. В по-
 зитивной трактовке «М. о.» социальный критицизм сме-няется прямой апологетикой
 совр. бурж.
 действитель-
 ности.
 Марксистский анализ теорий «М. о.», раскрывал их теоретич. несостоятельность и
 антикоммунистич.
 нап-равленность, лежащие в их основе идеологич. иллюзии и фикции, в то же время
 отмечает как
 постановку в них ряда важных проблем (о судьбах социальной свободы, личности и
 культуры в совр.
 бурж. мире, значении средств массовой коммуникации, роли первичных промежуточных
 групп и
 др.), так и резкую критику бурж. ивилизации.
 • Миллс Р., .Властвующая элита, пер.. с англ., M., 1959; Стрельцов Н.Н.,
 Теоретич. истоки и эволюция концепций «М.
 о.», «ВФ», 1970, № 12; А ш и н Г. К., Доктрина «M. о.», M., 1971; KornhauserW.,
 The politics of mass society, N.Y., 19654;
 G i n e r S., Mass society, L., 1976. Н. Н. Стрельцов.
 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА, см. в ст. Логика.
 МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis — вещественный), одно из двух главных филос.
 направлений, к-
 рое ре-шает осн. вопрос философии в пользу первичности ма-терии, природы, бытия,
 физического,
 объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное
 как свойство
 материй в противополож-ность идеализму, принимающему за исходное,первич-ное
 сознание, дух,
 идею, мышление и т. пп. Признание первичности материи означает, что она никем не
 сот-ворена, а
 существует вечно, что пространство, время и движение — объективно существующие
 формы бытия
 материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его
 материальности.
 Материа-листич. решение второй стороны осн. вопроса философии— о познаваемости
 мира—
 означает убеждение в возможности адекватного отражения самой действительности в
 человеч.
 сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Слово «М.» начали
 употреблять в 17 в. гл.
 обр. в смысле физич. представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем
 филос. смысле
 (Лейбниц) для противопоставления М. идеалйзму. Точ-
 ное определение М. впервые дали К. Маркс и Ф. Эн-гельс. «Философы разделились на
 два больших
 лаге-ря», сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к
 бытию. «Те,
 которые утверж'-дали, что дух существовал прежде природы... соста-вили
 идеалистический лагерь.
 Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам
 материализма»
 (Энгельс Ф., см. Маркс К.и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 283). Такого понимания М.
 придерживался и В.
 И. Ленин (см. ПСС, т. 18, с. 98). Противники М. употребляют неправильную терми-
 нологию для
 обозначения М. 1) Те, к-рые отрицают или ставят под сомнение существование чего-
 либо вне
 ощущений, наз. М. «метафизикой» (поскольку- М. признаёт независимое
 существование внеш.
 мира). На этом же основании «метафизикой» именуются объектив-ный идеализм и
 фидеизм, к-рые
 признают существова-ние абс. духа или бога вне нашего сознания; М. здесь
 смешивается с определ.
 видами идеализма. 2) М. назы-вают «реализмом», поскольку М. признаёт объектив-
 ную реальность
 внеш. мира. Отмечая, что термин «реа-лизм» употребляется иногда в смысле
 противоположности
 идеализму, Ленин писал: «Я вслед за Энгельсом употребляю в этом смысле только
 слово: материа-
 лизм, и считаю эту терминологию единственно правиль-ной, особенно ввиду того,
 что слово
 "реализм" захва-тано позитивистами и прочими путаниками, колеб-
 МАТЕРИАЛИЗМ 349
 лющимися между материализмом и идеализмом» (там же,лс. 56). 3) Пытаясь принизить
 М„ до уровня
 обыденного, философски неоформленного убеждения людей в реальности внеш. мира,
 враги М.
 именуют его «наивным реализмом». 4) Отождествляя М. в целом как направление с
 механич. М.,
 нек-рые критики М. наз. его «механицизмом».
 Типология школ материализма. В филос. лит-ре М. характеризуется с самых разных
 сторон, в его
 связях с др. социальными явлениями, что служит основанием для различных его
 классификаций.
 1) Выделяются две историч. эпохи в прогрессивном развитии М., к-рым
 соответствуют
 домарксистский М. и марксистский М. Домарксистский М. охватывает все формы М.,
 к-рые
 исторически предшествовали возникновению диалектич. М.
 2) Единственно последовательным является марксистский М. Ленин называл Маркса
 «... основателем
 современного материализма, неизмеримо более богатого содержанием и несравненно
 более
 последовательного, чем все предыдущие формы материализма...» (там же, с. 357).
 Непоследовательный М. проявляется различным, образом. а) Когда линия М.
 проводится в
 понимании природы, а обществ. явления трактуются идеалистически. Так было,
 напр., у франц.
 материалистов 18 в., у Фейербаха, а также рус. революц. демократов 19 в.
 Непоследовательный
 материалист-учёный может проводить линию М. в своей спец. области, а в филос.
 вопросах
 защищать идеализм (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс K. и Энгельс ?., Соч., т. 22, с.
 305). б) Когда одна
 группа или сторона гносеологич. вопросов решается с позиций М. (напр., первая
 сторона осн.
 вопроса философии), а другая — с позиций идеализма и агностицизма. в) Когда
 отрицаются или
 игнорируются всеобщая связь явлений и развитие природы, её саморазвитие. В
 частности,
 метафизич. М,, неспособный объяснить происхождение вещей и явлений мира, нередко
 приходит к
 идеалистич. концепции «первого толчка».
 3) По отношению к обществ.-историч. практике различаются созерцательный М. и М.
 практически
 действенный (деятельный). М., ставящий задачу не только объяснить мир, но
 изменить его, есть
 марксистский М.
 4) Ст. зр. метода мышления, к-рым пользуются материалисты,, выделяются
 диалектич. М. и
 метафизич. М. Для диалектич. М. характерны внутр. единство, нераздельная
 слитность диалектики и
 материалистич. теории-познания. Метафизич. М. имеет много разновидностей,
 зависящих от того,
 какая сторона действительности или процесса познания превращается в абсолют.
 5) С т. зр. роли, отводимой сознанию, противополагаются научный и вульгарный
 материализм. Науч.
 М. видит качеств, отличие психического от физического. Напротив, вульгарный М.
 отождествляет
 сознание с материей. В понимании обществ. явлений проявлением вульгарного М.
 является
 экономич. М., противоположный историч. М. Историческому М. противостоят
 различные школы
 упрощённого М., дающие неправильное объяснение обществ. явлений: а)
 антропологич. М.
 (Фейербах, отчасти Чернышевский); б) географич. М,; в) натуралистич. М., к-рый

<< Пред.           стр. 183 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу