<< Пред.           стр. 186 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И., ПСС,
 т. 18, с. 131).
 М. — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем,
 субстрат любых
 свойств, связей, отношений и форм движения. М. включает в себя не только все
 непосредственно
 наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, к-рые в принципе могут быть
 познаны в будущем
 на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий
 нас мир пред-
 ставляет собой движущуюся М. в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях,
 со всеми её
 свойствами, связями и отношениями. Марксистско-ленинское понимание М.
 органически связано с
 диалектико-ма-териалистич. решением осн. вопроса философии; оно исходит из
 принципа
 материального единства мира, первичности М. по отношению к человеч. сознанию и
 принципа
 познаваемости мира на основе последоват. изучения конкретных свойств, связей и
 форм движения
 М. (см. Материализм).
 В материалистич. философии М. определяется как субстанция (основа) всех вещей и
 явлений в мире;
 этот взгляд противостоит религиозно-идеалистич. пониманию мира, принимающему в
 качестве
 субстанции божеств. волю, абс. дух, человеч. сознание, к-рое отрывается от
 мозга, подвергается
 абсолютизации и обожествлению. Вместе с тем в домарксистской философии
 материальная
 субстанция часто понималась как первоматерия, сводилась к первичным и
 бесструктурным
 элементам, к-рые отождествлялись с неделимыми атомами. Считалось, что в то время
 как различные
 предметы и материальные образования могут возникать и исчезать, субстанция
 несотворима и
 неуничтожима, всегда стабильна в своей сущности; меняются лишь конкретные формы
 её бытия,
 количеств. сочетания и взаимное расположение элементов и т. д.
 В совр. науке понятие субстанции претерпело радикальные изменения. Диалектич.
 материализм
 признаёт субстанциальность М., но только во вполне определ. смысле: в плане
 материалистич.
 решения осн. вопроса философии и раскрытия природы различных свойств и форм
 движения тел.
 Именно М., а не сознание или воображаемый божеств. дух является субстанцией всех
 реально
 существующих в мире свойств, связей и форм
 354 МАТЕРИЯ
 движения, конечной основой всех духовных явлений. Никакое свойство и форма
 движения не могут
 существовать сами по себе, они всегда присущи определ. материальным
 образованиям, к-рые
 являются их субстратом. Понятие субстанции в этом смысле оказывается
 эквивалентно также
 понятию всеобщего материального субстрата различных процессов и явлений в мире.
 Признание
 субстанциальности и абсолютности М. эквивалентно также принципу материального
 единства мира,
 к-рый подтверждается всем историч. развитием науки и практики. Однако при этом
 важно
 учитывать, что сама М. существует в виде бесконечного многообразия конкретных
 образований и
 систем. В структуре каждой из этих конкретных форм М. не существует к.-л.
 первичной,
 бесструктурной и неизменной субстанции, к-рая лежала бы в основе всех свойств М.
 Каждый
 материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием структурных связей,
 способен к
 внутр. изменениям, превращениям в качественно иные формы М. «"Сущность" вещей
 или
 "субстанция", — писал В. И. Ленин, — тоже относительны; они выражают только
 углубление
 человеческого познания объектов, и если вчера это углубление не гало дальше
 атома, сегодня —
 дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном,
 относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы
 прогрессирующей
 наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна...»
 (там же, с. 277).
 Вместе с тем для прогресса науч. знания и опровержения различных идеалистич.
 концепций всегда
 важно выявление того материального субстрата, к-рый лежит в основе исследуемых в
 данный период
 явлений, свойств и форм движения объективного мира.
 Материальные объекты всегда обладают внутр. упорядоченностью и системной
 организацией.
 Упорядоченность проявляется в закономерном движении и взаимодействии всех
 элементов М.,
 благодаря к-рому они объединяются в системы. Совр. науке известны след. типы
 материальных
 систем и соответствующие им структурные уровни М.: элементарные частицы и ноля
 (электромагнитное, гравитационное и др.), атомы, молекулы, макроскопич. тела
 различных размеров,
 гео-логич. системы, Земля и др. планеты, звёзды, внутри-галактич. системы
 (диффузные туманности,
 звёздные скопления и др.). Галактика, система галактик, Метагалактика (границы и
 структура к-рой
 пока ещё не установлены).
 Живая М. и социально-организованная М. известны пока лишь на Земле. Их
 возникновение —
 результат естеств. и закономерного саморазвития М., столь же неотделимого от её
 существования,
 как движение, структурность и др. свойства. Живая М. — вся совокупность
 организмов, способных к
 самовоспроизводству с передачей и накоплением в процессе эволюции генетич.
 информации.
 Социально-организованная М. — высшая форма развития жизни, совокупность мысля
 щих и
 сознательно преобразующих действительность индивидуумов и сообществ различных
 уровней. Все
 эти виды М. также обладают системной организацией. В структуру социальных систем
 входят также
 и различные технич. материальные системы, созданные людьми для реализации
 поставленных целей.
 В домарксистской философии и естествознании М. как филос. категория часто
 отождествлялась с
 определ. конкретными её видами, напр. с веществом, атомами химич. соединений,
 либо с таким
 свойством М., как масса, к-рая рассматривалась как мера количества М. В
 действительности же
 вещество охватывает не всю М., а только те объекты и системы, к-рые обладают
 массой покоя. В
 мире существуют и такие виды М., к-рые не имеют массы покоя: электромагнитное
 поле и его
 кванты — фотоны, гравитационное поле (поле тяготения), нейтрино. В мире может
 существовать и
 множество других, неизвестных ещё нам видов М. с не-
 обычными епецифич. свойствами, но все они — элементы объективной реальности,
 существующей
 независимо от нашего сознания.
 Сведение М. как объективной реальности к нек-рым частным её состояниям и
 свойствам вызывало
 кризисные ситуации в истории науки. Так было в кон. 19 — нач. 20 вв., когда
 обнаружилась
 неправомерность отождествления М. с неделимыми атомами, веществом. В связи с
 этим нек-рыми
 идеалистически настроенными физиками был сделан вывод, что «материя исчезла»,
 «материализм
 отныне опровергнут» и т. д. Эти выводы были ошибочными, но преодоление
 методологич. кризиса
 физики потребовало дальнейшей разработки диа-лектико-материалистич. понимания М.
 и её осн.
 свойств.
 Отождествление на к.-л. этапе познания филос. по-нятия М. как объективной
 реальности с
 конкретными естеств.-науч. представлениями о её структуре и формах по существу
 приводит к
 исключению ещё неизвестных, но реально существующих объектов и систем из
 структуры М., что
 противоречит принципу материального единства мира. Это единство имеет множест-
 во конкретных
 форм проявления, последовательно раскрываемых наукой и практикой. Материальное
 единство мира
 проявляется во взаимной связи всех структурных уровней М., во взаимозависимости
 явлений микро-
 и мегамира. Оно находит своё выражение также в наличии у М. комплекса
 универсальных свойств и
 диалектич. законов структурной организации, изменения и развития. К числу
 универсальных свойств
 М. относятся её несотворимость и неуничтожимость, вечность существования во
 времени и
 бесконечность к, пространстве, неисчерпаемость её структуры. М. всегда присущи
 движение и
 изменение, закономерное само- I развитие, проявляющиеся в различных формах,
 прев-ращение
 одних состояний в другие.
 Всеобщими формами бытия_М. являются пространствои время, к-рые не существуют вне
 М., как не
 может быть и материальных объектов, к-рые не обладали бы пространственно-
 временными
 свойствами. Универсальное свойство М. — детерминированность всех явлений, их
 зависимость от
 структурных связей в материальных системах и внеш. воздействий, от порождающих
 их причин и
 условий. Взаимодействие приводит к взаимному изменению тел (или их состояний) и
 отражению.
 Отражение, проявляющееся во всех процессах, зависит от структуры
 взаимодействующих систем и
 характера внеш. воздействий. Историч. развитие свойства отражения приводит с
 прогрессом живой
 природы и общества к появлению высшей его формы — абстрактного мышления, через
 посредство
 к-рого М. как бы приходит к осознанию законов своего бытия и к своему собств.
 целенаправленному
 изменению. Универсальные свойства М., проявляющиеся также во всеобщих законах её
 существования и развития, раскрываются диалектич. материализмом и всей совр.
 наукой.
 * Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отдел первый, M a p к с К. и н г е л ь с Ф., Соч., т.
 20; его же, Диалектика природы, там же;
 Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его же, Карл Маркс, там
 же, т. 26; Архипцев Ф.Т., М. как
 филос. категория, М., 1961; Филос. проблемы физики злементарных частиц, М.,
 1963; Диалектика в науках о неживой
 природе, М., 1964, разд. 2; М е л ю ? и н С. Т., М. в ее единстве, бесконечности
 и развитии, М., 1966; е г о ж е, Матери-
 альное единство мира в свете совр. науки, М., 1967; Структура и формы М., М.,
 1967; К е д ? о в Б. М., Ленин и
 революция в естествознании 20 века, М., 1069; Ленин и совр. естествознание, М.,
 1969; Г о т т В. С., Филос. вопросы
 совр. физики, М., 1972; Диалектич. материализм, М., 1975, гл. 1 и 6;
 Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории,
 М., 1980; Основы марксистско-ленинской философии, М-, 19805; Философия,
 естествознание, современность, Итоги и
 перспективы исследования. 1970— 1980 гг. [Сб. ст.], М., 1981.
 С. Т. Мелюхин.
 МАТРАИ (Matrai) Ласло (р. 17.1.1909, Будапешт), венг. философ, акад. Венг. АН
 (1962). В 1945—80
 директор библиотеки Будапештского ун-та, с 1970 пред. Отделения философии и
 истории Венг. АН.
 Область науч. деятельности: история философии и проблемы бурж. лит-ры 20 в.,
 психологич. и
 гносеологич. зако-
 номерности художеств. творчества; выступая с критикой иррационализма. Гос. пр.
 (1975).
 • A jelenkori esztetika foiranyai, Bdpst, 1931; Modern gondolko-das, Bdpst,
 1938; Haiadas es fejlodes, Bdpst, 1947; Elmeny es
 mu,· Bdpst, 19732; AJapJat vesztett felepitmeny, Bdpst, 1976; Gondo-lat es
 szabadsag, Bdpst, 1961; A kultura tortenetisege,
 Bdpst,
 MAX (Mach) Эрнст (18.2.1838, Турас, ныне Туржани, Чехословакия, — 19. 2. 1916,
 Хар, близ
 Мюнхена), австр. философ-идеалист, физик. Проф. физики в Граце (с 18S4), проф.
 физики и ректор
 нем. ун-та в Пpa-ге (с 1867), проф. философии Венского ун-та (1895— 1901). М.
 принадлежит ряд
 важных физич. исследований.
 Филос. работы М. получили широкую известность в кон. 19 — нач. 20 вв. благодаря
 содержавшейся
 в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных
 понятий
 классич. (ньютониан ской) физики. Представлениям об абс. пространстве,
 времени, движении, силе
 и т. п. М. противопоставил-релятивистское понимание этих категорий, утверждая,
 что они
 субъективны по своему происхождению (см. Махизм). В духе субъективного
 идеализма М. считал,
 что мир есть «комплекс ощущений», соответственно задача науки — лишь
 описание этих
 «ощущений». М. оказал значит. влияние на становление и развитие неопозитивизма.
 Субъективно-
 идеалистич. идеи М.. были подвергнуты резкой критике В. И. Лениным
 («Материализм и
 эмпириокритицизм», ПСС, т. 18) и Г. В. Плехановым (см. со. «Против
 филос. реви-
 зионизма», 1935).
 • в рус. пер.: Анализ ощущений и отношение физического к психическому,
 М.,19082; Познание и заблуждение, М.,
 1909; Фи-лос. и естеств.-науч. мышление, в сб.: Новые идеи в философии, сб.
 1,СПБ, 1912; Осн. идеи моей естеств.-
 науч. теории познания.... там же, сб. 2, СПБ, 1912.
 • Планк М., Теория физич. познания Э. М., в сб.: Новые идеи в философии, сб. 2,
 СПБ, 1912; Бурж. философия кануна и
 начала империализма, М., 1977, гл. 3; .,Н е n n i n g H., E. Mach als Philosoph,
 Physiker und Psychologe, Lpz., 1915· H e 1-1
 e r K. D., E. Mach, W.— N. Y., 1964.
 МАХАЯНА (санскр., букв.— большая колесница), крупнейшее, наряду с хинаяной,
 направление
 буддизма. Окончат. формирование М. относится к первым векам н. э. и связано с
 именами
 Нагарджуны, Асанги, Ашвагхоши и др. Расцвет М. в Индии — сер. 1-го тыс. н. э. Из
 Индии М.
 распространилась в сев. страны и утвердилась в Китае, Тибете, Непале, Японии,
 Корее, Монголии и
 др., получив название сев. буддизма (отд. секты на Яве и Суматре). Самые значит.
 филос. школы М.
 мадхьямика и йогачара. М. дала основание ряду сект. Наиболее известная — дзэн
 ,(кит. чань),
 образовавшаяся в Китае в 5 в. н. э., в наст, время чрезвычайно популярна в
 Японии. В 5 в. появляется
 ваджраяна — на,-правление буддизма, аналогичное индуистскому тант-ризму,
 распространившееся в
 Тибете, Китае, Непале, Японии и др. Под его влиянием образовалось новое течение
 буддизма —
 ламаизм, укрепившийся в Тибете, Монголии, Калмыкии.
 Среди осн. текстов М., кроме соч. религ.-догматич. содержания («Лалитавистара»,
 «Саддхармапундарика-сутра» и др.), посвящённых гл. обр. мифологизирован-ному
 образу Будды,
 тексты более филос. содержания: «Праджнапарамита-сутры» («Сутры о высшей
 мудрости»),
 создававшиеся на протяжении 1000 лет, трактаты; отд. школ М., среди к-рых центр.
 место занимает
 «Мадхьямика-карика» Нагарджуны, и др.
 Развитие М. связано с влиянием на буддизм, с одной стороны, брахманистско-
 ведийской культуры
 (расцвет М. совпадает с развитием религии и философии индуиз-ма, в частности
 философии
 Шанкары), с другой — влиянием культурно-идеологич. комплексов сев. стран.
 Центр. идея М.— совершенное отрицание реально сти «проявленного» бытия: не
 только «Я» и мира,
 но и элементов (дхарм), из к-рых они образуются. Плюра-
 МАХАЯНА 355
 листич. универсум хинаяны был заменён Вселенной, понятой как целое, где ничего
 не возникает и не
 исчезает, а господствует одна шунъя, универсальная пустота, утверждающая
 своеобразный абсолют-
 шуньяту (пустотность) и выражающая состояние отсутствия постоянного независимого
 начала во
 всём, состояние страдания и неценности всего существующего. Этот абсолют
 отождествляется с
 религ. реальностью М.— дхармакаей, тождественной с нирваной (истинным бытием,

<< Пред.           стр. 186 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу