<< Пред. стр. 186 (из 449) След. >>
отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И., ПСС,т. 18, с. 131).
М. — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем,
субстрат любых
свойств, связей, отношений и форм движения. М. включает в себя не только все
непосредственно
наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, к-рые в принципе могут быть
познаны в будущем
на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий
нас мир пред-
ставляет собой движущуюся М. в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях,
со всеми её
свойствами, связями и отношениями. Марксистско-ленинское понимание М.
органически связано с
диалектико-ма-териалистич. решением осн. вопроса философии; оно исходит из
принципа
материального единства мира, первичности М. по отношению к человеч. сознанию и
принципа
познаваемости мира на основе последоват. изучения конкретных свойств, связей и
форм движения
М. (см. Материализм).
В материалистич. философии М. определяется как субстанция (основа) всех вещей и
явлений в мире;
этот взгляд противостоит религиозно-идеалистич. пониманию мира, принимающему в
качестве
субстанции божеств. волю, абс. дух, человеч. сознание, к-рое отрывается от
мозга, подвергается
абсолютизации и обожествлению. Вместе с тем в домарксистской философии
материальная
субстанция часто понималась как первоматерия, сводилась к первичным и
бесструктурным
элементам, к-рые отождествлялись с неделимыми атомами. Считалось, что в то время
как различные
предметы и материальные образования могут возникать и исчезать, субстанция
несотворима и
неуничтожима, всегда стабильна в своей сущности; меняются лишь конкретные формы
её бытия,
количеств. сочетания и взаимное расположение элементов и т. д.
В совр. науке понятие субстанции претерпело радикальные изменения. Диалектич.
материализм
признаёт субстанциальность М., но только во вполне определ. смысле: в плане
материалистич.
решения осн. вопроса философии и раскрытия природы различных свойств и форм
движения тел.
Именно М., а не сознание или воображаемый божеств. дух является субстанцией всех
реально
существующих в мире свойств, связей и форм
354 МАТЕРИЯ
движения, конечной основой всех духовных явлений. Никакое свойство и форма
движения не могут
существовать сами по себе, они всегда присущи определ. материальным
образованиям, к-рые
являются их субстратом. Понятие субстанции в этом смысле оказывается
эквивалентно также
понятию всеобщего материального субстрата различных процессов и явлений в мире.
Признание
субстанциальности и абсолютности М. эквивалентно также принципу материального
единства мира,
к-рый подтверждается всем историч. развитием науки и практики. Однако при этом
важно
учитывать, что сама М. существует в виде бесконечного многообразия конкретных
образований и
систем. В структуре каждой из этих конкретных форм М. не существует к.-л.
первичной,
бесструктурной и неизменной субстанции, к-рая лежала бы в основе всех свойств М.
Каждый
материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием структурных связей,
способен к
внутр. изменениям, превращениям в качественно иные формы М. «"Сущность" вещей
или
"субстанция", — писал В. И. Ленин, — тоже относительны; они выражают только
углубление
человеческого познания объектов, и если вчера это углубление не гало дальше
атома, сегодня —
дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном,
относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы
прогрессирующей
наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна...»
(там же, с. 277).
Вместе с тем для прогресса науч. знания и опровержения различных идеалистич.
концепций всегда
важно выявление того материального субстрата, к-рый лежит в основе исследуемых в
данный период
явлений, свойств и форм движения объективного мира.
Материальные объекты всегда обладают внутр. упорядоченностью и системной
организацией.
Упорядоченность проявляется в закономерном движении и взаимодействии всех
элементов М.,
благодаря к-рому они объединяются в системы. Совр. науке известны след. типы
материальных
систем и соответствующие им структурные уровни М.: элементарные частицы и ноля
(электромагнитное, гравитационное и др.), атомы, молекулы, макроскопич. тела
различных размеров,
гео-логич. системы, Земля и др. планеты, звёзды, внутри-галактич. системы
(диффузные туманности,
звёздные скопления и др.). Галактика, система галактик, Метагалактика (границы и
структура к-рой
пока ещё не установлены).
Живая М. и социально-организованная М. известны пока лишь на Земле. Их
возникновение —
результат естеств. и закономерного саморазвития М., столь же неотделимого от её
существования,
как движение, структурность и др. свойства. Живая М. — вся совокупность
организмов, способных к
самовоспроизводству с передачей и накоплением в процессе эволюции генетич.
информации.
Социально-организованная М. — высшая форма развития жизни, совокупность мысля
щих и
сознательно преобразующих действительность индивидуумов и сообществ различных
уровней. Все
эти виды М. также обладают системной организацией. В структуру социальных систем
входят также
и различные технич. материальные системы, созданные людьми для реализации
поставленных целей.
В домарксистской философии и естествознании М. как филос. категория часто
отождествлялась с
определ. конкретными её видами, напр. с веществом, атомами химич. соединений,
либо с таким
свойством М., как масса, к-рая рассматривалась как мера количества М. В
действительности же
вещество охватывает не всю М., а только те объекты и системы, к-рые обладают
массой покоя. В
мире существуют и такие виды М., к-рые не имеют массы покоя: электромагнитное
поле и его
кванты — фотоны, гравитационное поле (поле тяготения), нейтрино. В мире может
существовать и
множество других, неизвестных ещё нам видов М. с не-
обычными епецифич. свойствами, но все они — элементы объективной реальности,
существующей
независимо от нашего сознания.
Сведение М. как объективной реальности к нек-рым частным её состояниям и
свойствам вызывало
кризисные ситуации в истории науки. Так было в кон. 19 — нач. 20 вв., когда
обнаружилась
неправомерность отождествления М. с неделимыми атомами, веществом. В связи с
этим нек-рыми
идеалистически настроенными физиками был сделан вывод, что «материя исчезла»,
«материализм
отныне опровергнут» и т. д. Эти выводы были ошибочными, но преодоление
методологич. кризиса
физики потребовало дальнейшей разработки диа-лектико-материалистич. понимания М.
и её осн.
свойств.
Отождествление на к.-л. этапе познания филос. по-нятия М. как объективной
реальности с
конкретными естеств.-науч. представлениями о её структуре и формах по существу
приводит к
исключению ещё неизвестных, но реально существующих объектов и систем из
структуры М., что
противоречит принципу материального единства мира. Это единство имеет множест-
во конкретных
форм проявления, последовательно раскрываемых наукой и практикой. Материальное
единство мира
проявляется во взаимной связи всех структурных уровней М., во взаимозависимости
явлений микро-
и мегамира. Оно находит своё выражение также в наличии у М. комплекса
универсальных свойств и
диалектич. законов структурной организации, изменения и развития. К числу
универсальных свойств
М. относятся её несотворимость и неуничтожимость, вечность существования во
времени и
бесконечность к, пространстве, неисчерпаемость её структуры. М. всегда присущи
движение и
изменение, закономерное само- I развитие, проявляющиеся в различных формах,
прев-ращение
одних состояний в другие.
Всеобщими формами бытия_М. являются пространствои время, к-рые не существуют вне
М., как не
может быть и материальных объектов, к-рые не обладали бы пространственно-
временными
свойствами. Универсальное свойство М. — детерминированность всех явлений, их
зависимость от
структурных связей в материальных системах и внеш. воздействий, от порождающих
их причин и
условий. Взаимодействие приводит к взаимному изменению тел (или их состояний) и
отражению.
Отражение, проявляющееся во всех процессах, зависит от структуры
взаимодействующих систем и
характера внеш. воздействий. Историч. развитие свойства отражения приводит с
прогрессом живой
природы и общества к появлению высшей его формы — абстрактного мышления, через
посредство
к-рого М. как бы приходит к осознанию законов своего бытия и к своему собств.
целенаправленному
изменению. Универсальные свойства М., проявляющиеся также во всеобщих законах её
существования и развития, раскрываются диалектич. материализмом и всей совр.
наукой.
* Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отдел первый, M a p к с К. и н г е л ь с Ф., Соч., т.
20; его же, Диалектика природы, там же;
Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его же, Карл Маркс, там
же, т. 26; Архипцев Ф.Т., М. как
филос. категория, М., 1961; Филос. проблемы физики злементарных частиц, М.,
1963; Диалектика в науках о неживой
природе, М., 1964, разд. 2; М е л ю ? и н С. Т., М. в ее единстве, бесконечности
и развитии, М., 1966; е г о ж е, Матери-
альное единство мира в свете совр. науки, М., 1967; Структура и формы М., М.,
1967; К е д ? о в Б. М., Ленин и
революция в естествознании 20 века, М., 1069; Ленин и совр. естествознание, М.,
1969; Г о т т В. С., Филос. вопросы
совр. физики, М., 1972; Диалектич. материализм, М., 1975, гл. 1 и 6;
Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории,
М., 1980; Основы марксистско-ленинской философии, М-, 19805; Философия,
естествознание, современность, Итоги и
перспективы исследования. 1970— 1980 гг. [Сб. ст.], М., 1981.
С. Т. Мелюхин.
МАТРАИ (Matrai) Ласло (р. 17.1.1909, Будапешт), венг. философ, акад. Венг. АН
(1962). В 1945—80
директор библиотеки Будапештского ун-та, с 1970 пред. Отделения философии и
истории Венг. АН.
Область науч. деятельности: история философии и проблемы бурж. лит-ры 20 в.,
психологич. и
гносеологич. зако-
номерности художеств. творчества; выступая с критикой иррационализма. Гос. пр.
(1975).
• A jelenkori esztetika foiranyai, Bdpst, 1931; Modern gondolko-das, Bdpst,
1938; Haiadas es fejlodes, Bdpst, 1947; Elmeny es
mu,· Bdpst, 19732; AJapJat vesztett felepitmeny, Bdpst, 1976; Gondo-lat es
szabadsag, Bdpst, 1961; A kultura tortenetisege,
Bdpst,
MAX (Mach) Эрнст (18.2.1838, Турас, ныне Туржани, Чехословакия, — 19. 2. 1916,
Хар, близ
Мюнхена), австр. философ-идеалист, физик. Проф. физики в Граце (с 18S4), проф.
физики и ректор
нем. ун-та в Пpa-ге (с 1867), проф. философии Венского ун-та (1895— 1901). М.
принадлежит ряд
важных физич. исследований.
Филос. работы М. получили широкую известность в кон. 19 — нач. 20 вв. благодаря
содержавшейся
в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных
понятий
классич. (ньютониан ской) физики. Представлениям об абс. пространстве,
времени, движении, силе
и т. п. М. противопоставил-релятивистское понимание этих категорий, утверждая,
что они
субъективны по своему происхождению (см. Махизм). В духе субъективного
идеализма М. считал,
что мир есть «комплекс ощущений», соответственно задача науки — лишь
описание этих
«ощущений». М. оказал значит. влияние на становление и развитие неопозитивизма.
Субъективно-
идеалистич. идеи М.. были подвергнуты резкой критике В. И. Лениным
(«Материализм и
эмпириокритицизм», ПСС, т. 18) и Г. В. Плехановым (см. со. «Против
филос. реви-
зионизма», 1935).
• в рус. пер.: Анализ ощущений и отношение физического к психическому,
М.,19082; Познание и заблуждение, М.,
1909; Фи-лос. и естеств.-науч. мышление, в сб.: Новые идеи в философии, сб.
1,СПБ, 1912; Осн. идеи моей естеств.-
науч. теории познания.... там же, сб. 2, СПБ, 1912.
• Планк М., Теория физич. познания Э. М., в сб.: Новые идеи в философии, сб. 2,
СПБ, 1912; Бурж. философия кануна и
начала империализма, М., 1977, гл. 3; .,Н е n n i n g H., E. Mach als Philosoph,
Physiker und Psychologe, Lpz., 1915· H e 1-1
e r K. D., E. Mach, W.— N. Y., 1964.
МАХАЯНА (санскр., букв.— большая колесница), крупнейшее, наряду с хинаяной,
направление
буддизма. Окончат. формирование М. относится к первым векам н. э. и связано с
именами
Нагарджуны, Асанги, Ашвагхоши и др. Расцвет М. в Индии — сер. 1-го тыс. н. э. Из
Индии М.
распространилась в сев. страны и утвердилась в Китае, Тибете, Непале, Японии,
Корее, Монголии и
др., получив название сев. буддизма (отд. секты на Яве и Суматре). Самые значит.
филос. школы М.
мадхьямика и йогачара. М. дала основание ряду сект. Наиболее известная — дзэн
,(кит. чань),
образовавшаяся в Китае в 5 в. н. э., в наст, время чрезвычайно популярна в
Японии. В 5 в. появляется
ваджраяна — на,-правление буддизма, аналогичное индуистскому тант-ризму,
распространившееся в
Тибете, Китае, Непале, Японии и др. Под его влиянием образовалось новое течение
буддизма —
ламаизм, укрепившийся в Тибете, Монголии, Калмыкии.
Среди осн. текстов М., кроме соч. религ.-догматич. содержания («Лалитавистара»,
«Саддхармапундарика-сутра» и др.), посвящённых гл. обр. мифологизирован-ному
образу Будды,
тексты более филос. содержания: «Праджнапарамита-сутры» («Сутры о высшей
мудрости»),
создававшиеся на протяжении 1000 лет, трактаты; отд. школ М., среди к-рых центр.
место занимает
«Мадхьямика-карика» Нагарджуны, и др.
Развитие М. связано с влиянием на буддизм, с одной стороны, брахманистско-
ведийской культуры
(расцвет М. совпадает с развитием религии и философии индуиз-ма, в частности
философии
Шанкары), с другой — влиянием культурно-идеологич. комплексов сев. стран.
Центр. идея М.— совершенное отрицание реально сти «проявленного» бытия: не
только «Я» и мира,
но и элементов (дхарм), из к-рых они образуются. Плюра-
МАХАЯНА 355
листич. универсум хинаяны был заменён Вселенной, понятой как целое, где ничего
не возникает и не
исчезает, а господствует одна шунъя, универсальная пустота, утверждающая
своеобразный абсолют-
шуньяту (пустотность) и выражающая состояние отсутствия постоянного независимого
начала во
всём, состояние страдания и неценности всего существующего. Этот абсолют
отождествляется с
религ. реальностью М.— дхармакаей, тождественной с нирваной (истинным бытием,