<< Пред.           стр. 193 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Подразделяются на методы сбора
 информации и методы её анализа. К числу первых относятся различные формы опроса
 (массовое
 анкетирование, интервью, экспертные опросы и т. д.), наблюдение, обработка
 документов. К числу
 методов анализа материала относятся использование статистич. группировок,
 ранжирование,
 шкалирование, индексирование, выявление количеств. зависимостей между изучаемыми
 пере-
 менными. Применение электронно-вычислит. техники позволяет использовать для
 анализа массива
 полученных данных различные формы многомерной классификации (факторный,
 регрессионный,
 дисперсионный анализ), с помощью к-рых можно выявлять устойчивые типы,
 основанные на
 сочетании большой совокупности признаков.
 Вопрос о целесообразности использования того или иного метода в каждом данном
 исследовании
 решается в зависимости от содержания исследуемой проблемы, от степени
 разработанности её в лит-
 ре, от тех ресурсов, к-рыми располагает исследовательский коллектив. Методич.
 сторона каждого
 исследования заключается в обеспечении достоверности и надёжности получаемых
 данных, и,
 следовательно, в новизне и истинности конечных выводов исследования. Особое
 место в решении
 этих задач принадлежит организации выборки, к-рая должна обеспечить определ.
 степень соот-
 ветствия между обследуемой и генеральной совокупностями. Определение меры этого
 соответствия,
 т. е.
 оценка репрезентативности выборочной совокупности по наиболее важным параметрам
 — одна из
 важных методич. сторон каждого социологич. исследования. Надёжность и
 достоверность данных,
 полученных в ходе исследования, обеспечивается благодаря соблюдению определ.
 правил, во-
 первых, при разработке осн. инструментов исследования — бланков, анкет, планов
 интервью,
 карточек наблюдения, ключевых понятий при контент-анализе документов и т. д.;
 во-вторых, при
 осуществлении полевых работ, т. е. при опросе обследуемой совокупности
 респондентов; в-третьих,
 при первичной обработке полученных материалов — выбраковке анкет, шифровке и
 кодировании
 ответов на вопросы анкеты. Каждый из этих этапов работы требует своеобразных
 навыков и определ.
 специализации.
 Так, при разработке анкеты должны соблюдаться след. правила: 1) содержание
 анкеты должно быть
 подчинено теме и задачам исследования. Для этого каждый из вопросов анкеты
 должен быть
 соотнесён с исследовательскими задачами. Эта процедура должна быть зафиксирована
 в рабочем
 варианте анкеты. 2) Язык анкеты должен быть освобождён от распространённых
 клише, газетных
 штампов и стереотипных оборотов. Он должен быть близок к разговорной речи
 обследуемой
 совокупности лиц и оперировать ситуациями, достаточно близкими и понятными
 респондентам.
 Последовательность вопросов должна строиться таким образом, чтобы на всём
 протяжении
 заполнения анкеты у респондента сохранялся интерес к ней и стимулировалось
 желание отвечать на
 вопросы. 3) При формулировках «подсказок» — избираемых вариантов ответа —
 необходимо
 избегать психологич. давления на респондента, навязывания ему т. зр., наиболее
 удобной для
 исследователя. Необходимо соблюдать пропорции в подборе «положит.» и «отрицат.»
 суждений,
 обращать внимание на их расположение в самой анкете. 4) Респондент не должен
 решать в ходе
 опроса сложных задач, отнимающих у него много времени. 5) Анкета должна быть
 выверена во
 времени и построена с учётом обстоятельств, проистекающих из места проведения
 опроса. 6) Анкета
 должна быть оформлена аккуратно, в полиграфич. оформлении анкеты рекомендуется
 использовать
 разные шрифты, отделяющие формулировки вопросов и ответов, пояснения
 респондентам
 относительно заполнения анкеты. При составлении анкеты наиболее часто
 встречаются такие
 ошибки, как обнаружение установки исследователя, неадекватность терминов и
 ошибка
 несоразмерности, состоящая в предложении выбрать одну или несколько из ряда
 ценностей, не
 сопоставимых между собою.
 При отборе тех или иных методов социологич. исследования необходимо иметь в
 виду, что
 массовость опроса не является гарантией достоверности и надёжности результатов.
 Гораздо
 эффективнее использовать более точный инструментарий, требующий квалифици-ров.
 работы
 интервьюеров, статистиков, вычислителей и аналитиков, нежели проводить
 многотысячные опросы,
 к-рые в силу проф. слабости не могут дать новой информации о состоянии обществ.
 мнения. Важным
 средством обработки методики является пробный опрос, в ходе к-рого на неск.
 десятках человек
 уточняется реакция респондентов на предлагаемые вопросы и возможности
 последующей
 интерпретации результатов исследования.
 Наиболее плодотворным методом сбора материала в социологич. исследовании
 оказывается
 стандартизированное интервью, т. е. очный индивидуальный опрос по заранее
 отработанной анкете с
 возможными устными пояснениями респонденту со стороны интервьюера. Такой опрос
 позволяет
 свести к минимуму число невозвращённых анкет и позволяет достаточно строго
 провести в жизнь
 намеченный план выборки.
 МЕТОДЫ 367
 Методы анализа материала в социологич. исследований в принципе не отличаются от
 принятых в
 статистике. Предварит. условием надёжности сложных видов анализа является
 получение общей
 картины простых
 -распределений ответов на заданные вопросы, группировки по наиболее
 важным признакам,
 исчисление средних, величин и анализ отклонений от средних в ту
 или другую сторону. При изучении силы влияния тех или иных факторов
 на изучаемые процессы необходимо различать факторы общего характера, в равной
 мере
 действующие на всю совокупность обследуемых, и факторы специфические. Последние
 в свою
 очередь подразделяются на две группы; "факторы социально-демографич, порядка
 (пол, воз-pacт,
 образование, профессия и т. д.) и факторы, сви-детельствующие о разной степени
 включённости
 (пар-тийность или членство в ВЛКСМ при изучении уровня сознательности
 обследуемых; семейное
 состояние и на-наличие детей при изучении проблем семейного, воспита-ния,
 социологич. аспектов
 рождаемости; наличие опы-та участия в управлении при изучении обществ.-поли-тич.
 активности в
 коллективе и т. д.). Осн. правило, к-рое необходимо иметь в виду на этой стадии
 работы,—
 постоянное соединение содержатель-ного и .формального анализа, уяснения
 реального со-циологич.
 смысла. получаемых индексов, статистич. зависимостей и моделей частных
 социальных процес-
 сов. Содержат анализ, опирающийся на разработку специальных социологических
 теорий,
 раскрывающих закономерности частных социальных процессов, позво-ляет датьболее
 глубокую
 интерпретацию данных исследования, сформулировать выводы, имеющие глубокое
 теоретич. и
 практич. значение, (см. также Социология).
 * Количеств. методы в социологии, М., 1966; Методика и тех-ника статистич.
 обработки первичной социологии,
 информации, М., 1968; -3 д p а в о м ы с л о в А. Г., Методология и процедура
 социологич. исследований,. М., 1969;
 Ядов В. А., Социологич. исследование. Методология. Программа. Методы, М.,
 1972; Анализ социологич.
 информации с применением ЭВМ, ч. 11-2, M., 1973-76; Процесс социального
 исследования, пер. с нем., М., 1975;
 Рабочая книга социолога, М., 1976.
  А. Г.
 Здравомыслов.
 МЕТРИОПАТИЯ (греч. - ???????? ???, от ???????? ?? -умеряющий свои страсти:
 ??????? —
 умеренный, ?? ?? - страсть, аффект), термин перипатетической школы, возникший в
 полемике со
 стоицизмом: стоич. идеалу полного искоренения аффектов и абс. бесстра-стия
 мудреца перипатетики
 противопоставили учение
 Аристотеля о золотой «середине» и «умеренности» как формуле счастья; стоич.
 апатия («бес-
 страстие») была
 при этом полемически трансформирована в метриопа-тию («умеренно-страстие»).
 Учение о М.
 разделялось
 также представителями платоновской Академии (начи-ная с Крантора), среднего
 платонизма
 (Плутарх) и нек-ми скептиками. У Порфирия (Sententiae, 32)
 М. и апатия выступают одновременно: первая — как
 прринцип «гражд.» («политич.») добродетелей, вторая — как принцип «теоретич.»
 («созерцательных») добродетелей; цель первой — «жизнь в качестве естеств. чело-
 века», второй — «уподобление богу».
 «МЕХАНИСТЫ», термин, обозначавший в сер. 20-х — :нач. 30-х гг. 20 в. группу
 сов. философов,
 стоящих на
 позициях подмены философии выводами совр. естество-знания, сведения высших форм
 движения
 материи к ме-
 ханич. и физико-химич. взаимодействиям, подмены
 диалектики - теорией «равновесия», отрицания объективной природы случайности и
 т. д. Группа
 включала
 Л. И. Аксельрод-Ортодокс, А. И. Варьяша, В. М. Са-рабьянова, И. И. Скворцова-
 Степанова, А. К.
 Тими-рязева. и др. Концепция «М.» была своеобразным вос-произведением в
 марксистской
 философии ряда идей
 механистич. материализма и позитивизма. Взгляды «М.» были подвергнуты критике в
 сов. печати, на
 ряде науч. конференций и диспутов.
 368 МЕТРИОПАТИЯ
 • О журн. «Под знаменем марксизма» [Из пост. ЦК ВКП(б)], в сб.: О парт, и сов.
 печати, М., 1954; H a p с к и й И. С., С
 у-в о ? о в Л. Н., Позитивизм и механистич. ревизия марксизма, М., 1962.
 МЕХАНИЦИЗМ, односторонний метод познания, основанный на признании механич. формы
 движения материи единственно объективной. М. наз. также соответствующее этому
 методу
 миропонимание и основанные на нём подходы к общенауч. (прежде всего естеств.-
 науч.) и
 мировоззренч. проблемам. В своём конкретном применении М. выступает как крайняя
 форма редук-
 ционизма. Для М. характерно отрицание качеств. специфики более сложных
 материальных
 образований, сведение сложного к простым элементам, целого — к сумме его частей.
 Выдвигая на
 первый план механич. формы движения, М. переносит понятия механики в область
 физики, химии и
 биологии, в результате чего «неизбежна путаница» (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс
 К. и Энгельс Ф.,
 Соч., т. 20, с. 407), и в духе механики трактует такие филос. категории, как
 причинность, взаимосвязь
 и др.
 Отд. черты М. встречаются уже в антич. атомизме и ср.-век. номинализме. В 16—18
 вв. М. приобрёл
 значение господствующего направления в филос. мышлении о природе, что было
 обусловлено
 особым положением в этот период механики как науки, ранее других получившей
 законченную
 систематич. разработку и широкое практич. применение. М. нашёл распространение в
 мировоззрении
 естествоиспытателей (Галилей, Ньютон, Лаплас), философов-материалистов (Гоббс,
 Ламетри,
 Гольбах), а также среди идеалистов (сочетаясь с различными типами идеалистич.
 систем). Так,
 Декарт, выделяя «душу» в качестве отличия человека от остального мира (не
 имеющего в себе
 источника движения), приравнивал любые др. организмы к искусным механич.
 автоматам. Вольф
 полагал, что познание истины возможно «потому, что мир есть машина»; Кант
 признавал гипотезу о
 единственности механич. связи необходимой предпосылкой естеств.-науч.
 исследования. Типичными
 представителями М. в 19 в. были Бюх-нер, Фохт, Молешотт, Дюринг.
 Будучи одним из осн. проявлений метафизич. способа мышления, М. не способен
 учесть реальной
 диа-лектич. сложности движения и строения материального мира. М. как филос.
 позиция обусловил
 мировоззренч.. кризис в 19 в. в ряде отраслей естествознания и связанных с ними
 областях
 философии: новые открытия, радикально преобразовавшие естеств.-науч. познание и
 углубившие его
 основы, требовали диалектического осмысления. В этот период М. привёл многих
 естест-
 воиспытателей к агностицизму, витализму и идеализму.
 Для естествознания 20 в. в целом характерно преодоление М., связанное с
 освоением диалектич.
 метода познания. Однако применение диалектич. методологии не всегда было
 сознательным (см.
 Естественнонаучный материализм), поэтому появление новых или углубление старых
 сфер
 исследования в естествознании нередко вело к рецидивам М. Так, своеобразная
 разновидность М.
 возникла на почве кибернетики, нек-рые представители к-рой игнорировали отличие
 живых систем
 от автоматов и пытались свести к кибернетич. схемам всю деятельность человека.
 Гл. путь преодоле-
 ния М. как в мышлении отд. учёных, так и в науч. мысли в целом — последоват.
 разработка проблем
 науки под углом зрения материалистич. диалектики, представляющей собой основу
 для союза
 философии и естествознания.
 • Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Э н-г е л ь с Ф., Соч., т. 20;
 е г о ж е, Анти-Дюринг, там же; В и с-
 лобоков А. Д., Марксистская диалектика и иовр. ?., ?., 1962; К е д ? о в Б. М.,
 Предмет и взаимосвязь естеств. наук, М
 19672; О й з е ? м а н Т. И., Гл. филос. направления, М., 1971.
 МЕЧНИКОВ Лев Ильич [18(30).5.1838, Петербург,— 18(30).6.1888, Невшатель,
 Швейцария], рус.
 географ, социолог и обществ. деятель. Род. в семье обрусевших выходцев из
 Румынии, высшее
 образование не закончил
 из-за преследований за участие в студенч. движении. В 1858 уехал за границу, жил
 на Балканах и Бл.
 Востоке, принял активное участие в нац.-освободит, движении в Италии, был
 волонтёром в
 знаменитой «тысяче» Дж. Гарибальди, ранен при освобождении Сицилии. В 60-х гг.
 сблизился с М.
 А. Бакуниным, А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым, сотрудничал в «Колоколе»,
 совместно с Огарёвым
 и Н. А. Шевелёвым опубл. в Женеве «Землеописание для народа» (1868), участвовал
 в деятельности
 1-го Интернационала. В 1874—76 читал лекции в Токийском ун-те, в 1883— 1888
 руководил
 кафедрой сравнит. географии и статистики в Невшательской академии (Швейцария).
 Ближайший
 сотрудник Э. Реклю в создании «Новой всеобщей географии. Земля и люди» (v. l—19,
 1876—94, рус.
 пер., т. 1—19, 1898—1901). В «Современнике», «Русском слове», «Деле», «Отечеств,
 записках» и др.
 рус. журналах активно выступал под различными псевдонимами с пропагандой
 передовых науч. и
 обществ.
 идей, подвергая критике деспотизм, колониализм, расизм и социальный дарвинизм.

<< Пред.           стр. 193 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу