<< Пред. стр. 194 (из 449) След. >>
Гл. произведение М. «Цивилизация и великие исто-рич. реки. Географич. теорияразвития совр.
обществ» было опубл. посмертно на франц. яз. (1889, рус. пер. 1898, более полн.—
1924). В этой
работе М. выступил как крупнейший представитель географической школы в
социологии.
Воздерживаясь от вульгарного географич. детерминизма, он стремился объяснить
неравномерность
обществ. развития изменением значения одних и тех же географич. условий, прежде
всего водных ре-
сурсов и путей сообщения, в различные эпохи под влиянием экономич. и технич.
прогресса. В
соответствии с этим он выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной — со
времени
возникновения первых рабовладельч. гос-в в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и
Ганга, Хуанхэ и
Янцзы; 2) средиземноморский — от основания Карфагена и 3) океанический — после
открытия
Америки. Усматривая критерий обществ.
прогресса в «нарастании общечеловеч. солидарности», М. считал неизбежным и
закономерным пере-
ход человечества от деспотич. правления к свободе, от угнетения к социальному
равенству и от
взаимной враждебности к братству всех людей и народов, покоящемся на
добровольной кооперации.
Теория М. сыграла прогрессивную роль в опровержении религ.-мистич. концепций
общества.
Исключительно высоко оценил вклад М. в социологию Плеханов, многократно
ссылавшийся на него
для подтверждения материалистич. понимания истории. Подвергнув критике симпатии
М. к
анархизму, Плеханов писал: «Нисколько не преувеличивая дела, можно сказать, что
книга Л. И.
Мечникова затрагивает самые основные вопросы философии истории и для некоторых
из них дает
вполне удовлетворительное решение... Главнейшие положения философии истории Л.
И. Мечникова
совершенно материалистичны. Но в частностях он нередко уклоняется в сторону
идеализма» (Соч., т.
7, М.— Л., 1925, с. 15, 25).
• L'empire japonaise, Geneve, 1881.
* Романенко В. М., Борьба Л. И. М. против мальтузианства, социал-дарвинизма и
расизма, «ВФ», 1956, № 5; К а р т а-ш
е в а К. С., Дороги Л. M., M., 1981.
МИД (Mead) Джордж Герберт (27.2.1863, Саут-Хадли, Массачусетс,— 26.4.1931,
Чикаго), амер.
философ, социолог и социальный психолог. Последователь Джемса и Дьюи, один из
представителей
прагматизма и натурализма. М. рассматривал реальность как совокупность ситуаций,
в к-рых
действует субъект (широко понимаемый как «живая форма»), а мышление трактовал
ст. зр. его
инструментальной природы — как орудие приспособления субъекта к реальности. По
М., общество и
социальный индивид (социальное «Я») конституируются в совокупности процессов
межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других,
«обобщённого
другого» — этапы превращения физио-логич. организма в рефлексивное социальное
«Я». Про-
исхождение «Я», т. о., целиком социально, аглавная его характеристика —
способность становиться
объектом для самого себя, причём внеш. социальный контроль трансформируется в
самоконтроль.
Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов
деятельности,
символич. содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в
к-рых она
участвует. Структура завершённого «Я», по М., отражает единство и структуру
социального
процесса.
Социальная концепция М. повлияла на последующее развитие социальной психологии
(решение
проблем личности, социализации, социального контроля и др.) и легла в основу
символич.
интеракционизма. Вместе с тем она явно не способна выполнять роль
общесоциологич. теории, т. к.
отмечена неисторичностью, отсутствием анализа содержат. аспекта социальных
взаимодействий, а
также игнорированием роли крупномасштабных социальных структур. Ряд
исследователей (М.
Натансон, П. Мак-Хью) не без оснований сближают представления М. о социальной
жизни с идеями
феноменологической социологии.
• The philosophy of the present, Chi., 1932; Mind, self and socie- ty,
Chi., 1934; Movements of thought in the nineteenth
century Chi., 1950; The philosophy of the act, Chi., 1950; The social
psychology..., ed. by A. Strauss, Chi., 1956; Selected
writings, Indianapolis, 1964.
• Кон И. С., Социология личности, M., 1967; И о-н и н
Л. Г., Критика социальной психологии Дж. М. и
ее сов- ременных интерпретаций, «Социологич. исследования», 1975, №1;
Natanson M., The social dynamics of
G. H. Mead Wash., 1956.
МИКРОКОСМОС И МАКРОКОСМОС (греч. ??????????? — малый мир и ??????????? —
большой мир), иначе — человек и Вселенная; учение о параллелизме М. и М.— одна
из древнейших
натурфилос. концепций, выраженная уже в космогонич. мифологеме «вселенского
прачеловека»
(инд. пуруша в Ведах, сканд. Имир в «Эдде», кит. Пань-Гу), из плоти к-рого
возникла земля, из
костей — камни, из крови — реки, из волос — деревья, из дыхания — ветер и т. д.
В деми-
фологизированном виде аналогия М. и М.— в натурфилософии досократиков, особенно
в традиции
космоло-гич. биоморфизма (Анаксимен, Гераклит, Диоген Апол-лонийский), но также
у Демокрита,
у к-рого впервые встречается сочетание ?????? ?????? («человек — это малый мир»,
В 34-фр. 10 Лу.),
затем в «Тимее» Платона и с особенной последовательностью (вплоть до
представления о мировом
«семени») в стоич. концепции космоса как живого организма. Один из самых ярких
образцов
параллелизма М. и М.— псевдогиппокра-товский трактат «О седмицах» (гл. 1—12),
обнаружи-
вающий в этом отношении разительное сходство с пехлевийским космогонич.
трактатом
«Бундахишн» (9 в., основан на утраченной части «Авесты»).
Аналогия между М. и М. амбивалентна: при аргументации от макрокосмоса к
микрокосмосу (в
человеке нет ничего, кроме космич. элементов) она может вести к натуралистич.
антропологии и
растворению человека в космосе (таков, очевидно, вариант Демокрита); при
аргументации от
микрокосмоса к макрокосмосу нередко постулируется космич. «душа» или «ум»
(Гераклит,
Анаксагор, Платон, стоицизм), часто отождествляемые с имманентным панкосмич.
богом («какое
место в мире занимает бог, такое в человеке — дух, какое в мире — материя, такое
в нас — тело»,
Сенека, Письма 65, 24); при этом познание мира или божества нередко выступает
как самопознание
(уже у Гераклита — см. «Познай самого себя»); в неоплатонизме космос
растворяется в «душе», а
«душа» — в «уме».
Идея человека как микрокосмоса, отражающего в себе универсум, спорадически
всплывает в греч.
патристике — у Немесия Эмесского («О природе человека» I 14), Григория Нисского
(De an. et
resurr., p. 188)
МИКРОКОСМОС 369
и Григория Назианзина (Orat. 34: здесь, по-видимому, впервые — сам термин
«микрокосм»), у
Боэция, а также у Иоанна Скота Эриугены; однако последоват. параллелизм М. и М.,
чреватый
еретич. пантеизмом, остаётся за пределами осн. ортодоксальных ср.-век. систем.
Чисто платонич.
характер имеет космогония Бернарда Сильвестра (см. Шартрская школа), изложенная
в трактате «De
mundi universitate sive Megaeosmus et Microcosmus» (сер. 12 в.). К классич.
образцам параллелизма М.
и М. приближаются видения Хильдегарды из Бингена (12 в.), в к-рых
устанавливаются детальные
соответствия между движениями небесных тел, ветрами, элементами, жидкостями и
телесными и ду-
шевными состояниями индивида. Мистич. характер носят концепции М. и М. в ср.-
век. евр.
философии (каббала, Ибн Гебироль, «Микрокосм» Иосифа ибн Задди-ка — ок. 1140). В
эпоху
Возрождения идея М. и М. переживает свой последний расцвет. Она служит
обоснованием новой
антропологии у Пико делла Миран-долы («О достоинстве человека»), принимает форму
ги-
лозоистич. панпсихизма в натурфилософии Кардано, Кампанеллы (De sensu rerurn I
10) и Бруно;
пронизывает всю традицию нем. мистики от Экхарта и Николая Кузанского до В.
Вейгеля (особенно
трактат «Познай самого себя, что человек есть микрокосм», «Erkenne dich selbst,
dass der Mensch sey
ein Microcosmus.,.», 1615) и Я. Бёме (Mysterium magnum, 15 sq.), присутствует в
медико-магико-
алхимич. оккультизме Агриппы (de осе. philos. Ill 38) и Парацельса («Макрокосм и
человек суть
одно» — Paragran С 2), и в лице их англ. коллеги Р. Фладда («Обоих космосов,
сиречь великого и
малого... история», 1617) вступает в открытый конфликт с творцами новой картины
мира (Кеплер,
Гас-сенди). В эпоху механицизма 17—18 вв. биоморфно-анимистич. учение о М. и М.
изгоняется за
пределы науч. знания, но в то же время Лейбниц (вслед за Николаем Кузанским,
Плотиной и
принципом Анаксагора «всё во всём») придал онтологич. статус понятию
микрокосмоса в своей
монадологии (каждая монада есть отражение универсума). Нек-рое возрождение
учения о М. и М.
наблюдается в нем. неогуманизме (Гердер, Гёте) и романтизме с кульминацией в
архаич. учении
Шопенгауэра о мировой (макрокосмич.) воле, затем в теософии кон. 19 — нач. 20
вв.— с
подчёркиванием эволюц. параллелизма (см., напр., о теософской адаптации
биогенетич. закона
Геккеля: Heinz K., Von Hackel zur Theosophie, 1913). См. также Симпатия
космическая, Псюхе.
• Conger G. P., Theories of macrocosms and microcosms in the history of
philosophy, N. Y., 1922; Gotze ?., Persische Weisheit
in griechischem Gewande. Ein Beitrag zur Geschichte der Mikrokosmos-Idee,
«Zeitschrift fur Indologie und Iranistik», 1923, Bd
2, S. 60—98, 167—77; С a s s i r e r E., Individuum und Kosmos in der
Philosophie der Renaissance, Lpz., 1927; Allers R,,
Microcosmos — from Anaximander to Paracelsus, «Tradition, 1944, v. 2, p. 319—
407; O l e r u d A., L'idee de mac-rocosmos et
de microcosmos dans le Timee de Platon, Uppsala, 1951; G u t h r i e W. K. C.,
Man as Microcosm, в кн.: Proceedings of the
European Cultural Foundations, Athens, 1966; Coulter J. A., The literary
microcosm: theories of interpretation of the later
Neoplatonists, Leiden, 1976. А. В. Лебедев.
МИКРОСОЦИОЛОГИЯ (от греч. ?????? — малый), социология малых групп и непосредств.
межличностных отношений. Возникла в 20-х гг. 20 в. и первоначально
ассоциировалась с одним из
направлений в бурж. социологии, ориентировавшимся на изучение отношений в малых
группах в
качестве осн. модели социальных отношений. В М. обычно включают теории Гурвича и
Морено.
Называлась также социометрией, к-рая в дальнейшем приобрела преим. методич.
направление.
НИКУЛИНСКИЙ Семён Романович (р. 2.4,1919, Кременчуг), сов. историк науки и
философ, чл.-
корр. АН СССР (1968). Чл. КПСС с 1939. Окончил филос. ф-т МГУ (1949). С 1952
науч. сотрудник, с
1963 зам. дирек-
370 МИКРОСОЦИОЛОГИЯ
тора, с 1974 директор Ин-та истории естествознания и техники АН СССР. Осн.
работы по истории
эволюц. теории, общим проблемам биологии и истории философии в России 1-й пол.
19 в., по филос.
вопросам естествознания, науковедению.
• И. Е. Дядьковский. [Врач, естествоиспытатель и философ-материалист].
Мировоззрение и общебиологич. взгляды, М.,
1951; К. Ф. Рулье и его учение о развитии органич. мира, М., 1957; Развитие
общих проблем биологии в России. 1-я пол.
19 в., М., 1961; Альфонс Декандоль, М., 1973 (совм. с Л. А. Марковой и Б. А.
Старостиным); К. Ф. Рулье. Ученый,
человек и учитель. 1814 — 1858 гг., М., 1979.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА, условный термин, объединяющий первых др.-греч.
естествоиспытателей и
натурфилософов из Милета (Иония, зап. побережье Малой Азии) — Фалеса,
Анаксимандра и
Анаксимена (6 в. до н. э.— конец науч.-филос. традиции в Милете связывают с
разрушением города
персами в 494 до н. э.). Социально-историч. фон М. ш. определяют крито-микенское
прошлое
милетской культуры и её связи с древними вост. цивилизациями (Лидия, Вавилон,
Персия, Египет), с
одной стороны, колонизационная практика (более 90 колоний, согласно Плинию) и
мощное торг.-
ремесл. развитие Милета — с другой. Занимаясь астрономией (в т. ч.
навигационной) и географией (в
т. ч. картографией), математикой и метеорологией, представители' М. ш. включали
эти темы в более
широкий космографич. и космогонич, контекст, создав в результате первую
(письменно
зафиксированную) не-мифологич. картину мира. Хотя названия трактатов
Анаксимандра и
Анаксимена «О природе» (???? ??????), вероятно, позднейшего происхождения, сам
термин
«природа» (фюсис) в более конкретном употреблении (напр., природа звёзд),
возможно, фигурировал
в этих соч. и уже с 5 в. до н. э. считался ключевым для пони-мания сущности
новой науки и её
отличия от мифа. Восходящее к Аристотелю противопоставление «физиков» (первыми
из к-рых
были милетцы) «теологам» (мифологам) при всём своём значении не должно
переоцениваться: внещ.
отказ от мифологич. имён сопровождался сохранением традиц. структур мифологич.
космогонии.
Так, для всех представителей М. ш. космогонич. начало и космологич. периферия
(?? ???????
????????, «бесконечное объемлющее») тождественны — принцип, действующий уже у
Гомера (в
«Илиаде» Океан — и источник рождения, и пространств. «предел» мира).
Космогонич., геологич. и
биологич. эволюционизм М. ш. также, вероятно, имеет мифологич. корни и связан с
донауч.
генеалогич. космогониями. Космология М. ш. лишена к.-л. единства стиля: ср.
разительный контраст
между геометрич. тектонизмом космоса Анаксимандра и биоморфной асимметричностью
космоса
Анаксимена. Влияния М. ш. многосторонни: Ксено-фан, учившийся у Анаксимандра,
использует
натура-листич. объяснение метеорологич. явлений для критики антропоморфной
религии Гомера и
Гесиода; Пифагор развивает геометрич. тенденции космологии Анаксимандра;
Гераклит в своём
учении об огне усваивает учение Анаксимена, к философии к-рого примкнул и
Анаксагор (согласно
Теофрасту). Непосредственно к милетскому кружку учёных в кон. 6 в. до н. э.
принадлежал
выдающийся географ и историк Гекатей Милетский, автор первого географо-
этнографич. трактата
«Периэгеза» и «Генеалогий», содержавших рацио-налистич. критику генеалогич.
мифов (он же
усовершенствовал географич. карту Анаксимандра).
• ?ошанский И. Д., Развитие естествознания в эпоху античности, М., 1979; Л е б е
д е в А. В., Геометрич. стиль и кос-
мология Анаксимандра, в сб.: Культура и искусство античного мира, М., 1980, с.
100—24; см. также лит. к статьям
Фалее, Аиаксимандр, Анаксимен, Гилозоизм.
МИЛЛС (Mills) Чарлз Райт (28.8.1916, Уэйко, шт. Техас,—20.3.1962, Нью-Йорк),
амер. социолог и
публицист. Последователь нем. социологов М. Вебера и К, Манхейма. Испытал
известное влияние