<< Пред.           стр. 194 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Гл. произведение М. «Цивилизация и великие исто-рич. реки. Географич. теория
 развития совр.
 обществ» было опубл. посмертно на франц. яз. (1889, рус. пер. 1898, более полн.—
 1924). В этой
 работе М. выступил как крупнейший представитель географической школы в
 социологии.
 Воздерживаясь от вульгарного географич. детерминизма, он стремился объяснить
 неравномерность
 обществ. развития изменением значения одних и тех же географич. условий, прежде
 всего водных ре-
 сурсов и путей сообщения, в различные эпохи под влиянием экономич. и технич.
 прогресса. В
 соответствии с этим он выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной — со
 времени
 возникновения первых рабовладельч. гос-в в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и
 Ганга, Хуанхэ и
 Янцзы; 2) средиземноморский — от основания Карфагена и 3) океанический — после
 открытия
 Америки. Усматривая критерий обществ.
 прогресса в «нарастании общечеловеч. солидарности», М. считал неизбежным и
 закономерным пере-
 ход человечества от деспотич. правления к свободе, от угнетения к социальному
 равенству и от
 взаимной враждебности к братству всех людей и народов, покоящемся на
 добровольной кооперации.
 Теория М. сыграла прогрессивную роль в опровержении религ.-мистич. концепций
 общества.
 Исключительно высоко оценил вклад М. в социологию Плеханов, многократно
 ссылавшийся на него
 для подтверждения материалистич. понимания истории. Подвергнув критике симпатии
 М. к
 анархизму, Плеханов писал: «Нисколько не преувеличивая дела, можно сказать, что
 книга Л. И.
 Мечникова затрагивает самые основные вопросы философии истории и для некоторых
 из них дает
 вполне удовлетворительное решение... Главнейшие положения философии истории Л.
 И. Мечникова
 совершенно материалистичны. Но в частностях он нередко уклоняется в сторону
 идеализма» (Соч., т.
 7, М.— Л., 1925, с. 15, 25).
 • L'empire japonaise, Geneve, 1881.
 * Романенко В. М., Борьба Л. И. М. против мальтузианства, социал-дарвинизма и
 расизма, «ВФ», 1956, № 5; К а р т а-ш
 е в а К. С., Дороги Л. M., M., 1981.
 МИД (Mead) Джордж Герберт (27.2.1863, Саут-Хадли, Массачусетс,— 26.4.1931,
 Чикаго), амер.
 философ, социолог и социальный психолог. Последователь Джемса и Дьюи, один из
 представителей
 прагматизма и натурализма. М. рассматривал реальность как совокупность ситуаций,
 в к-рых
 действует субъект (широко понимаемый как «живая форма»), а мышление трактовал
 ст. зр. его
 инструментальной природы — как орудие приспособления субъекта к реальности. По
 М., общество и
 социальный индивид (социальное «Я») конституируются в совокупности процессов
 межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других,
 «обобщённого
 другого» — этапы превращения физио-логич. организма в рефлексивное социальное
 «Я». Про-
 исхождение «Я», т. о., целиком социально, аглавная его характеристика —
 способность становиться
 объектом для самого себя, причём внеш. социальный контроль трансформируется в
 самоконтроль.
 Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов
 деятельности,
 символич. содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в
 к-рых она
 участвует. Структура завершённого «Я», по М., отражает единство и структуру
 социального
 процесса.
 Социальная концепция М. повлияла на последующее развитие социальной психологии
 (решение
 проблем личности, социализации, социального контроля и др.) и легла в основу
 символич.
 интеракционизма. Вместе с тем она явно не способна выполнять роль
 общесоциологич. теории, т. к.
 отмечена неисторичностью, отсутствием анализа содержат. аспекта социальных
 взаимодействий, а
 также игнорированием роли крупномасштабных социальных структур. Ряд
 исследователей (М.
 Натансон, П. Мак-Хью) не без оснований сближают представления М. о социальной
 жизни с идеями
 феноменологической социологии.
 • The philosophy of the present, Chi., 1932; Mind, self and socie- ty,
 Chi., 1934; Movements of thought in the nineteenth
 century Chi., 1950; The philosophy of the act, Chi., 1950; The social
 psychology..., ed. by A. Strauss, Chi., 1956; Selected
 writings, Indianapolis, 1964.
 • Кон И. С., Социология личности, M., 1967; И о-н и н
 Л. Г., Критика социальной психологии Дж. М. и
 ее сов- ременных интерпретаций, «Социологич. исследования», 1975, №1;
 Natanson M., The social dynamics of
 G. H. Mead Wash., 1956.
 МИКРОКОСМОС И МАКРОКОСМОС (греч. ??????????? — малый мир и ??????????? —
 большой мир), иначе — человек и Вселенная; учение о параллелизме М. и М.— одна
 из древнейших
 натурфилос. концепций, выраженная уже в космогонич. мифологеме «вселенского
 прачеловека»
 (инд. пуруша в Ведах, сканд. Имир в «Эдде», кит. Пань-Гу), из плоти к-рого
 возникла земля, из
 костей — камни, из крови — реки, из волос — деревья, из дыхания — ветер и т. д.
 В деми-
 фологизированном виде аналогия М. и М.— в натурфилософии досократиков, особенно
 в традиции
 космоло-гич. биоморфизма (Анаксимен, Гераклит, Диоген Апол-лонийский), но также
 у Демокрита,
 у к-рого впервые встречается сочетание ?????? ?????? («человек — это малый мир»,
 В 34-фр. 10 Лу.),
 затем в «Тимее» Платона и с особенной последовательностью (вплоть до
 представления о мировом
 «семени») в стоич. концепции космоса как живого организма. Один из самых ярких
 образцов
 параллелизма М. и М.— псевдогиппокра-товский трактат «О седмицах» (гл. 1—12),
 обнаружи-
 вающий в этом отношении разительное сходство с пехлевийским космогонич.
 трактатом
 «Бундахишн» (9 в., основан на утраченной части «Авесты»).
 Аналогия между М. и М. амбивалентна: при аргументации от макрокосмоса к
 микрокосмосу (в
 человеке нет ничего, кроме космич. элементов) она может вести к натуралистич.
 антропологии и
 растворению человека в космосе (таков, очевидно, вариант Демокрита); при
 аргументации от
 микрокосмоса к макрокосмосу нередко постулируется космич. «душа» или «ум»
 (Гераклит,
 Анаксагор, Платон, стоицизм), часто отождествляемые с имманентным панкосмич.
 богом («какое
 место в мире занимает бог, такое в человеке — дух, какое в мире — материя, такое
 в нас — тело»,
 Сенека, Письма 65, 24); при этом познание мира или божества нередко выступает
 как самопознание
 (уже у Гераклита — см. «Познай самого себя»); в неоплатонизме космос
 растворяется в «душе», а
 «душа» — в «уме».
 Идея человека как микрокосмоса, отражающего в себе универсум, спорадически
 всплывает в греч.
 патристике — у Немесия Эмесского («О природе человека» I 14), Григория Нисского
 (De an. et
 resurr., p. 188)
 МИКРОКОСМОС 369
 и Григория Назианзина (Orat. 34: здесь, по-видимому, впервые — сам термин
 «микрокосм»), у
 Боэция, а также у Иоанна Скота Эриугены; однако последоват. параллелизм М. и М.,
 чреватый
 еретич. пантеизмом, остаётся за пределами осн. ортодоксальных ср.-век. систем.
 Чисто платонич.
 характер имеет космогония Бернарда Сильвестра (см. Шартрская школа), изложенная
 в трактате «De
 mundi universitate sive Megaeosmus et Microcosmus» (сер. 12 в.). К классич.
 образцам параллелизма М.
 и М. приближаются видения Хильдегарды из Бингена (12 в.), в к-рых
 устанавливаются детальные
 соответствия между движениями небесных тел, ветрами, элементами, жидкостями и
 телесными и ду-
 шевными состояниями индивида. Мистич. характер носят концепции М. и М. в ср.-
 век. евр.
 философии (каббала, Ибн Гебироль, «Микрокосм» Иосифа ибн Задди-ка — ок. 1140). В
 эпоху
 Возрождения идея М. и М. переживает свой последний расцвет. Она служит
 обоснованием новой
 антропологии у Пико делла Миран-долы («О достоинстве человека»), принимает форму
 ги-
 лозоистич. панпсихизма в натурфилософии Кардано, Кампанеллы (De sensu rerurn I
 10) и Бруно;
 пронизывает всю традицию нем. мистики от Экхарта и Николая Кузанского до В.
 Вейгеля (особенно
 трактат «Познай самого себя, что человек есть микрокосм», «Erkenne dich selbst,
 dass der Mensch sey
 ein Microcosmus.,.», 1615) и Я. Бёме (Mysterium magnum, 15 sq.), присутствует в
 медико-магико-
 алхимич. оккультизме Агриппы (de осе. philos. Ill 38) и Парацельса («Макрокосм и
 человек суть
 одно» — Paragran С 2), и в лице их англ. коллеги Р. Фладда («Обоих космосов,
 сиречь великого и
 малого... история», 1617) вступает в открытый конфликт с творцами новой картины
 мира (Кеплер,
 Гас-сенди). В эпоху механицизма 17—18 вв. биоморфно-анимистич. учение о М. и М.
 изгоняется за
 пределы науч. знания, но в то же время Лейбниц (вслед за Николаем Кузанским,
 Плотиной и
 принципом Анаксагора «всё во всём») придал онтологич. статус понятию
 микрокосмоса в своей
 монадологии (каждая монада есть отражение универсума). Нек-рое возрождение
 учения о М. и М.
 наблюдается в нем. неогуманизме (Гердер, Гёте) и романтизме с кульминацией в
 архаич. учении
 Шопенгауэра о мировой (макрокосмич.) воле, затем в теософии кон. 19 — нач. 20
 вв.— с
 подчёркиванием эволюц. параллелизма (см., напр., о теософской адаптации
 биогенетич. закона
 Геккеля: Heinz K., Von Hackel zur Theosophie, 1913). См. также Симпатия
 космическая, Псюхе.
 • Conger G. P., Theories of macrocosms and microcosms in the history of
 philosophy, N. Y., 1922; Gotze ?., Persische Weisheit
 in griechischem Gewande. Ein Beitrag zur Geschichte der Mikrokosmos-Idee,
 «Zeitschrift fur Indologie und Iranistik», 1923, Bd
 2, S. 60—98, 167—77; С a s s i r e r E., Individuum und Kosmos in der
 Philosophie der Renaissance, Lpz., 1927; Allers R,,
 Microcosmos — from Anaximander to Paracelsus, «Tradition, 1944, v. 2, p. 319—
 407; O l e r u d A., L'idee de mac-rocosmos et
 de microcosmos dans le Timee de Platon, Uppsala, 1951; G u t h r i e W. K. C.,
 Man as Microcosm, в кн.: Proceedings of the
 European Cultural Foundations, Athens, 1966; Coulter J. A., The literary
 microcosm: theories of interpretation of the later
 Neoplatonists, Leiden, 1976. А. В. Лебедев.
 МИКРОСОЦИОЛОГИЯ (от греч. ?????? — малый), социология малых групп и непосредств.
 межличностных отношений. Возникла в 20-х гг. 20 в. и первоначально
 ассоциировалась с одним из
 направлений в бурж. социологии, ориентировавшимся на изучение отношений в малых
 группах в
 качестве осн. модели социальных отношений. В М. обычно включают теории Гурвича и
 Морено.
 Называлась также социометрией, к-рая в дальнейшем приобрела преим. методич.
 направление.
 НИКУЛИНСКИЙ Семён Романович (р. 2.4,1919, Кременчуг), сов. историк науки и
 философ, чл.-
 корр. АН СССР (1968). Чл. КПСС с 1939. Окончил филос. ф-т МГУ (1949). С 1952
 науч. сотрудник, с
 1963 зам. дирек-
 370 МИКРОСОЦИОЛОГИЯ
 тора, с 1974 директор Ин-та истории естествознания и техники АН СССР. Осн.
 работы по истории
 эволюц. теории, общим проблемам биологии и истории философии в России 1-й пол.
 19 в., по филос.
 вопросам естествознания, науковедению.
 • И. Е. Дядьковский. [Врач, естествоиспытатель и философ-материалист].
 Мировоззрение и общебиологич. взгляды, М.,
 1951; К. Ф. Рулье и его учение о развитии органич. мира, М., 1957; Развитие
 общих проблем биологии в России. 1-я пол.
 19 в., М., 1961; Альфонс Декандоль, М., 1973 (совм. с Л. А. Марковой и Б. А.
 Старостиным); К. Ф. Рулье. Ученый,
 человек и учитель. 1814 — 1858 гг., М., 1979.
 МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА, условный термин, объединяющий первых др.-греч.
 естествоиспытателей и
 натурфилософов из Милета (Иония, зап. побережье Малой Азии) — Фалеса,
 Анаксимандра и
 Анаксимена (6 в. до н. э.— конец науч.-филос. традиции в Милете связывают с
 разрушением города
 персами в 494 до н. э.). Социально-историч. фон М. ш. определяют крито-микенское
 прошлое
 милетской культуры и её связи с древними вост. цивилизациями (Лидия, Вавилон,
 Персия, Египет), с
 одной стороны, колонизационная практика (более 90 колоний, согласно Плинию) и
 мощное торг.-
 ремесл. развитие Милета — с другой. Занимаясь астрономией (в т. ч.
 навигационной) и географией (в
 т. ч. картографией), математикой и метеорологией, представители' М. ш. включали
 эти темы в более
 широкий космографич. и космогонич, контекст, создав в результате первую
 (письменно
 зафиксированную) не-мифологич. картину мира. Хотя названия трактатов
 Анаксимандра и
 Анаксимена «О природе» (???? ??????), вероятно, позднейшего происхождения, сам
 термин
 «природа» (фюсис) в более конкретном употреблении (напр., природа звёзд),
 возможно, фигурировал
 в этих соч. и уже с 5 в. до н. э. считался ключевым для пони-мания сущности
 новой науки и её
 отличия от мифа. Восходящее к Аристотелю противопоставление «физиков» (первыми
 из к-рых
 были милетцы) «теологам» (мифологам) при всём своём значении не должно
 переоцениваться: внещ.
 отказ от мифологич. имён сопровождался сохранением традиц. структур мифологич.
 космогонии.
 Так, для всех представителей М. ш. космогонич. начало и космологич. периферия
 (?? ???????
 ????????, «бесконечное объемлющее») тождественны — принцип, действующий уже у
 Гомера (в
 «Илиаде» Океан — и источник рождения, и пространств. «предел» мира).
 Космогонич., геологич. и
 биологич. эволюционизм М. ш. также, вероятно, имеет мифологич. корни и связан с
 донауч.
 генеалогич. космогониями. Космология М. ш. лишена к.-л. единства стиля: ср.
 разительный контраст
 между геометрич. тектонизмом космоса Анаксимандра и биоморфной асимметричностью
 космоса
 Анаксимена. Влияния М. ш. многосторонни: Ксено-фан, учившийся у Анаксимандра,
 использует
 натура-листич. объяснение метеорологич. явлений для критики антропоморфной
 религии Гомера и
 Гесиода; Пифагор развивает геометрич. тенденции космологии Анаксимандра;
 Гераклит в своём
 учении об огне усваивает учение Анаксимена, к философии к-рого примкнул и
 Анаксагор (согласно
 Теофрасту). Непосредственно к милетскому кружку учёных в кон. 6 в. до н. э.
 принадлежал
 выдающийся географ и историк Гекатей Милетский, автор первого географо-
 этнографич. трактата
 «Периэгеза» и «Генеалогий», содержавших рацио-налистич. критику генеалогич.
 мифов (он же
 усовершенствовал географич. карту Анаксимандра).
 • ?ошанский И. Д., Развитие естествознания в эпоху античности, М., 1979; Л е б е
 д е в А. В., Геометрич. стиль и кос-
 мология Анаксимандра, в сб.: Культура и искусство античного мира, М., 1980, с.
 100—24; см. также лит. к статьям
 Фалее, Аиаксимандр, Анаксимен, Гилозоизм.
 МИЛЛС (Mills) Чарлз Райт (28.8.1916, Уэйко, шт. Техас,—20.3.1962, Нью-Йорк),
 амер. социолог и
 публицист. Последователь нем. социологов М. Вебера и К, Манхейма. Испытал
 известное влияние

<< Пред.           стр. 194 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу