<< Пред.           стр. 197 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 масштабе.
 Политика М. с. имеет компромиссный характер. Она основана на поисках разумного
 баланса
 интересов, взаимоприемлемых соглашений. Ленин чётко определил принципы возможных
 соглашений социалистич. гос-ва с капиталистич. гос-вами. «Конечно,— писал он,—
 сторонник
 пролетарской революции может заключить компромиссы или соглашения с
 капиталистами. Все
 зависит от того, какое соглашение и ? ? и каких обстоятельствах заключается. В
 этом и только в этом
 можно и должно искать разницы между соглашением, законным с точки зрения
 пролетарской
 революции, и соглашением предательским, изменническим (с той же точки зрения)»
 (там же, т. 40, с.
 289—90). Конкретизируя свои представления о «цене» компромисса, Ленин писал:
 «Нам надо будет
 поставить себе за правило не делать политических уступок международной
 буржуазии... если мы не
 получим взамен более или менее равноценных уступок со стороны международной
 буржуазии по
 отношению к Советской России или по отношению к другим отрядам международного,
 борющегося
 с капитализмом, пролетариата» (там же, т. 45, с. 142). Ленинская методология
 лежит в основе
 практич. деятельности СССР, др. социалистич. стран по налаживанию
 взаимовыгодного
 сотрудничества с капиталистич. миром.
 Действие принципа М. с. как гл. принципа ведения междунар. дел теоретически
 строго локализовано
 сферой отношений между двумя мировыми системами — капиталистической и
 социалистической.
 Практически же существует тенденция применять и рассматривать принцип М. с. как
 регулятивный
 принцип всей системы
 междунар. отношений, т. е. отношений между гос-вами независимо от их социально-
 экономич. строя.
 Следует подчеркнуть, что высшим принципом отношений между странами социализма
 выступает
 принцип социалистам, интернационализма. При этом М. с. не «отменяется», оно
 становится как бы
 естественным, само собой разумеющимся минимумом отношений, а центр тяжести
 переносится на
 взаимопомощь братских социалистических гос-в на основе классовой солидарности. С
 ростом
 могущества и масштабов мировой системы социализма, с углублением прогрессивных
 пре-
 образований в странах «третьего мира», с дальнейшим укреплением связей между
 социалистич. и
 развивающимися гос-вами принцип интернационализма будет играть всё большую роль
 в эволюции
 междунар. отношений. Его последоват. претворение в жизнь ведёт к созданию
 дополнит,
 возможностей для упрочения мира и М. с.
 • Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда
 КПСС, М., 1976; Материалы
 XXVI съезда КПСС, М., 1981; Добросельский М., Вопросы теории и практики М. с.
 Философия, идеология, политика,
 М., 1977; М. с. гос-в с различным социальным строем и совр. идео-логич. борьба,
 M., 197&; Чубарьян А. О.. М. с.:
 теория и практика, М., 1976; М. с. и борьба за социальный прогресс, М., 1979.
 А. Е.
 Бовин.
 МИРОВОЗЗРЕНИЕ, система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на
 отношение
 человека к окружающей era действительности и самому себе, а также обусловленные
 этими
 взглядами осн. жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания
 и
 деятельности, ценностные ориентации. М.— это далеко не все взгляды и
 представления об окружаю-
 щем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг
 того или иного
 решения основного вопроса философии, В качестве субъекта М. реально выступают
 социальная
 группа и личность. М. является ядром обществ. и индивидуального сознания.
 Выработка М.—
 существ. показатель зрелости не только личности, но и определ. социальной
 группы, общественного
 класса и его партии. По своей сущности М.— обществ.-политич. феномен, возникший
 с появлением
 человеч. общества.
 М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-
 политич., филос.,
 религ., нравств., эстетич., науч.-теоретич. ориентацию человека. Существуют три
 осн. типа М.—
 житейское (обыденное), философское и религиозное. Все эти типы М. выявляют нек-
 рое единство,
 охватывая определ. круг вопросов, напр. как дух соотносится с материей, что
 такое человек и каково
 его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт
 действительность, что такое
 добро и зло, по каким законам развивается человеч. общество. Гносеологич.
 структура М. образуется
 в результате обобщения естеств.-науч., социально-историч., технич. и филос.
 знаний.
 Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие»,
 «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существуют тесная
 связь и
 единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между
 этими понятиями
 имеются и различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и
 социальной
 реальности. Совокупность естеств. наук образует естеств.-науч. картину мира (см.
 Научная картина
 мира), а общественных — социально-историч. картину действительности. Создание
 общей картины
 мира — задача всех областей знания.
 Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и
 посредством всех
 своих познават. способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей
 на человека
 реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют
 мироощущение,
 мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь
 понятийный,
 интеллектуальный аспект М. Для М. же характерна ещё более высо-
 кая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только
 интеллектуального, но и
 эмоционально-ценностного отношения человека к миру.
 Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определ.
 регулятивно-
 творч. роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни
 одна конкретная
 наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью содержит в
 себе мировоззренч.
 начало.
 Понятие М. соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему
 содержанию: М.
 шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., к-рая ориентирована на
 социальные
 явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной
 действительности и к
 человеку.
 М. может выступить на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредств.
 условиями
 жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М.
 существует в
 форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиц. представлений о
 мире. Религ.
 М. даёт фантастич. картину мира и связано с признанием сверхъестеств. мирового
 начала, его основа
 выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия). Филос.
 М. выступает в
 понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения
 наук о природе и
 обществе и обладая определ. мерой логич. доказательности.
 М.— это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также
 принципы жизни,
 определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как
 решающие
 жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определ.
 целей, из
 обобщения к-рых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие
 М.
 действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно
 приобретает характер
 убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей,
 «...которые овла-
 девают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает
 нашу
 совесть,— это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это
 демоны, которых
 человек может победить лишь подчинившись им» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс
 Ф., Соч., т. 1, с.
 118). М. имеет огромный практич. жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения,
 на отношение
 человека к труду, к др. людям, на характер жизненных стремлений, на его быт,
 вкусы и интересы.
 Это своего рода духовная призма, через к-рую воспринимается и переживается всё
 окружающее.
 Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть
 инстинкт
 самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определ. идеалов.
 В классово антагонистич. обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый
 класс (напр., в
 капитали-стич. обществе — рабочий класс, буржуазия, мелкая буржуазия) имеет своё
 специфич. М.
 В таком обществе происходит борьба М. Носителями передового М. являются те
 классы, к-рые
 оказываются носителями наиболее прогрессивного способа произ-ва. В зависимости
 от того,
 совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией историч. развития,
 с данными
 науки и обществ. практики или нет, его М. по своему содержанию, обществ.
 значимости может быть
 последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим,
 атеистическим или религиозным, революционным или реакционным. Феодально-религ.
 М. открыто
 защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс
 противостояла
 феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и
 исторически
 МИРОВОЗЗРЕНИЕ 375
 ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится
 консервативным и
 реакционным. Бурж. М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое
 отражение
 действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют иррационализм,
 апология
 капитализма, культ наживы, насилия, к-рые сосуществуют с либеральными и
 неолиберальными
 концепциями и мелкобурж. анархически-бунтарскими идеями.
 В противоположность бурж. М. коммунистич. М., обобщая достижения науки и
 обществ. практики,
 является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно
 возникло с
 появлением рабочего революц. движения. Ядро коммунистич. М. составляет
 марксистско-ленинская
 философия — диалектич. и историч. материализм. Марксистско-ленинское М.— мощное
 орудие
 революц. преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе
 за социализм
 и коммунизм. В совр. мире идёт острая борьба двух противоположных М.—
 коммунистического и
 буржуазного, в ходе к-рой растёт влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой
 правды,
 достоверностью своих последовательно науч. положений.
 В социалистич. обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим.
 Формирование у
 широчайших масс трудящихся коммунистич. М. составляет сердцевину всей идейно-
 воспитат.
 работы партии. Коммунистич. партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел
 смысл своей
 жизни в борьбе за практич. воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и
 перспективы
 развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политич. явлениях,
 сознательно
 строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистич.
 отношения к труду,
 коммунистич. нравственности, подлинного гуманизма, патриотизма и
 интернационализма.
 • Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXVI съезда
 КПСС, М., 1981; Ермолов А. Я.,
 Роль философии в формировании M., M., 1964; Черново-ленко В. Ф., М. и науч.
 познание, К., 1970; Основы маркси-
 стско-ленинской философии, М., 19805; Д p ы г и н В. И., Науч. М., его предмет и
 функции, Саратов, 1981; Философия и
 мировоз-зренч. проблемы совр. науки, М., 1981. А. Г. Спиркин.
 МИСТИКА (от греч. ???????? — таинственный), религ. практика, имеющая целью
 переживание в
 экстазе не-посредств. «единения» с абсолютом, а также совокупность теологич. и
 филос. доктрин,
 оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.
 Мировоззренч. основы М. могут резко различаться в зависимости от социальных и
 религ.
 конфессиональных условий. В ортодоксальных системах теизма (иудаизм,
 христианство, ислам)
 абсолют — это личный бог, и «единение» с ним — это диалогич. «общение», к-рое
 требует согласия
 партнёра и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием. В
 ересях
 «общение» может переосмысляться как «слияние» (так, исламский мистик аль-Халладж
 был казнён в
 10 в. за то, что в экстазе сказал «я есмь истинный», т. е. бог). Наконец, в
 системах нетеистич. М.
 место личного бога занимает безличное трансцендентное начало (дао даосизма,
 шуньята буддизма,
 единое неоплатонизма и т. п.). Однако все мистич. доктрины имеют нек-рые общие
 черты. Все они
 тяготеют к~ иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они
 выражают себя не
 столько на языке понятий, сколько на языке символов, центральный изк-рых —
 смерть (как знак для
 опыта, разрушающего прежние структуры сознания). Представители М. всех времён и
 народов, всех
 вероисповеданий и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о
 полной
 невозможности передать смысл М. иначе, чем в неадекватном намёке или через
 молчание (ср.
 «благородное молча-
 376 МИСТИКА
 ние» буддистов). Теология М. обозначается в христ. традиции как «отрицательная»
 («негативная»,
 апофати-ческая теология), поскольку она описывает бога посредством отрицаний, не
 оставляя места
 для утвердит. характеристик. Практика М. предполагает ту или иную систему
 психофизич.
 упражнений (дхъяна и йога в инд. системах М., «умное делание» православных
 монахов), обычно
 включающую гипнотич. сосредоточение ума на простейших фигурах (янтры и мандалы в
 инд. тра-
 диции, крест у христиан), на простейших сочетаниях слов (мантры индуизма,
 «молитва Иисусова» в
 православии, молитв, восклицания в католицизме, повторяемые тысячи раз подряд),
 на отд. словах и
 т. д. В нек-рых системах М. для таких «медитаций» рекомендуются оп-тим. позы и
 регуляции
 дыхания (йога, исихазм). Приёмы могут быть самыми разными — от бешеной пляски
 дервишей до
 тихого «умиления» христ. аскетов. Но в любом случае М. не может обойтись без
 психотехники
 аскетизма (или, как в нек-рых видах гностицизма и тантризма, а также в
 сатанизме, без аскетизма
 навыворот, ритуализированного нарушения этич. и сакральных запретов, создающего
 предпосылки
 для психоло-гич. шока и транса). Поскольку М. предполагает движение через
 неиспытанные
 психологич. состояния, «посвящаемому» ничего не остаётся, как слепо вверяться
 руководству
 «посвящённого», к-рый испытал всё на себе. Отсюда значение наставников типа гуру

<< Пред.           стр. 197 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу