<< Пред.           стр. 2 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 определённости, её
 раскол на противоречащие смысловые полюса и «снятие» противоречия в общности
 более высокого
 типа. Первым этапом раскрытия А. и. является логика или, по Гегелю, изображение
 бога в его вечной
 сущности. Разворачивая своё содержание от первой категории (бытие) до последней
 (А. и.), логика
 оказывается абсолютно-конкретным единством всех категорий, т. е. живой истиной,
 осуществлённой
 в системе несливающихся, но органически соединённых смыслов. А. и.
 как завершение логики — это единство идеи жизни (практич. идеи) и идеи познания
 (теоретнч. идеи),
 данное в форме понятия, постигающего себя. Гегель считает, что в этом смысле А.
 и. тождественна
 аристотелевскому учению о нусе (уме), мыслящем самого себя. Второй этап
 самодвижения А. и.—
 природа, т. е. «отпустившая» себя в инобытие, растворившаяся в чужом А. и.
 Раскрывая содержание
 в «ином», к-рое положено ею самой, А. и. по ступеням природы восходит к духу и
 возвращается к
 единству с собой. Дух — третья и последняя стадия раскрытия А. и.— проходит
 этапы
 субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа, реализуя окончат,
 соединение
 единичного со всеобщим и воплощая полноту А. и.
 • см. к ст. Гегель.
 АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА, см. в ст. Истина.
 АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, категории материалистич. диалектики. Абсолютное —
 безусловное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобщее (в этом смысле
 абсолютна
 материя). Относительное (релятивное) — условное, зависящее от тех или иных
 условий и,
 следовательно, преходящее, временное. Понятия А. и о. первоначально толковались
 как выражение
 единства и противоположности мира видимых преходящих явлений и его скрытой
 непреходящей
 основы. Абсолютное в др.-греч. философии определялось как сторона совершенства,
 завершённости,
 самодостаточности сущего и выражалось в понятиях «по природе», «в чистом виде»,
 «само по себе».
 У Аристотеля относительное выступает как нечто, зависящее от другого или
 относящееся к другому.
 В ср.-век. философии господствовало религ. толкование абсолютного как
 «божественного»,
 противостоящего относительному — «земному», «мирскому». В философии нового
 времени (в
 особенности в нем. классич. идеализме) выделяются различные аспекты А. и о., к-
 рые раскрываются
 в системе категорий «в себе», «для другого», «для себя», «само по себе» и т. п.
 В целом для
 метафизики характерен отрыв абсолютного от относительного. Релятивизм исходит из
 понимания
 относительного только как релятивного, исключающего момент абсолютности.
 Различным формам
 абсолютного идеализма присуща трактовка абсолютного в отрыве от его
 противоположного момента
 — релятивности; абсолютное понимается в качестве самодовлеющей сущности —
 абсолюта. С т. зр.
 материалистич. диалектики противоположность А. и о. не исключает, а предполагает
 их единство. С
 одной стороны, абсолютное включает в себя момент относительности, реализуется в
 относительном
 и через относительное. Формой этой реализации выступает бесконечное как
 выражение
 неисчерпаемости абсолютного. Диалектич. анализ абсолютного вскрывает относит,
 моменты в его
 структуре, обнаруживает абсолютное как полноту и завершённость суммы относит,
 моментов и тем
 самым характеризует данное абсолютное как относительно абсолютное. Так,
 абсолютность материи
 реально раскрывается посредством бесконечности её преходящих, относит, форм
 существования. С
 др. стороны, в относительном (релятивном) есть абсолютное как момент
 самостоятельности и как
 сторона перехода, движения к безусловному, непреложному. Об абсолютной и
 относительной истине
 см. в ст. Истина.
 • Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 20; Л е н и н В. И., ПСС, т. 18; X ютт
 В. П., Категории «А.» и «о.» в историко-филос.
 освещении, «Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Тр. по философии. 8», 1965, в. 165;
 Л евин Г. Д., Категории «А.» и «о.» в совр. науч.
 познании, «ФН», 1980, № 5; А в а л и а н и С. Ш., А. и о., Тб., 1980.
 АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ, в филос. системе Гегеля заключит, ивено развития духа,
 реализующее
 самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы субъективного духа и объективного
 духа, дух
 восходит к абс. знанию. Фор-
 6 АБСОЛЮТНОЕ
 мами знания (и самосознания) абс. идеи являются иск-во, религия и философия. Дух
 постигает идею
 в иск-ве через её образное созерцание и чувственно-внешнее изображение; затем —
 в религии,
 осуществляя её образно-эмоциональное переживание; и, наконец, находит адекватную
 форму
 постижения идеи в мысли или в философии, к-рая раскрывает абс. идею как мыслящее
 себя понятие.
 А. д., таким образом, снимает дуализм идеи и её порождений, к-рые оказываются
 средством
 актуализации духа. Как конкретное единство личности, общества и смысла А. д.
 является свободным,
 сознательным, бесконечным и беспрепятственным самотворчеством.
 • см. к ст. Гегель.
 АБСТРАКТНОЕ, см. в ст. Восхождение от абстрактного к конкретному.
 АБСТРАКТНЫЙ ПРЕДМЕТ (abstract entity), выделенные путём абстракции отд.
 свойства,
 стороны, состояния материальных предметов и отношения между ними (напр.,
 «радиоактивность»,
 «причинность», «мышление», «температура», «стоимость», «объём» и т. п.). В
 процессе познания с
 А. п. оперируют так, как если бы они существовали независимо от материальных
 носителей, от к-рых
 они отвлечены. А. п. освобождают при рассуждении о свойствах, сторонах,
 состояниях и отношениях
 от перечисления множества тех материальных носителей, с к-рыми они в
 материальной
 действительности неразрывно связаны. К А. п. часто относят и множества
 предметов,
 соответствующие специфицирующим их свойствам. О подобных множествах можно нечто
 утверждать как об особых А. п. (напр., «данное множество — бесконечно»,
 «множество действит.
 чисел имеет верхнюю границу»).
 * Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС,. т. 29; Горский Д. П., Вопросы абстракции и
 образование понятий, М., 1961; Войшвилло Е.
 К., Понятие, М., 1967.
 АБСТРАКЦИИ ПРИНЦИП, логич. принцип, лежащий в основе определений через
 абстракцию и
 связывающий три типа универсалий — классы, свойства и отношения равенства
 (подобия). Согласно
 А. п., любое отношение равенства, определённое на нек-ром множестве, производит
 разбиение этого
 множества, т. е. делит, классифицирует его на попарно непересекающиеся и
 непустые части равных
 (в данном отношении) элементов. Указанные части наз. классами абстракции, а само
 разбиение
 (семейство этих классов) — фактор-множеством по данному отношению. Являясь
 обобщением
 традиц. понятия классификации на случай произвольных отождествлений в
 произвольных
 множествах, эта форма A.n. выражает двойной процесс абстракции: во-первых,
 введение
 абстрактных понятий (видов) как классов равных, т. е. в к.-л. смысле одинаковых
 объектов (классов
 абстракции), во-вторых, введение понятия об «абстрактном» (произвольном) объекте
 такого класса,
 поскольку с т. зр. целей, определяющих выбор данного отношения равенства, каждый
 «конкретный»
 объект исходного множества понимается в качестве «абстрактного» представителя
 (носителя)
 свойства, общего всем элементам соответств. класса абстракции. Отсюда
 проистекает нетривиальное
 следствие А. п.— возможность заменять равенство в силу абстракции отождествления
 отношением
 тождества, когда принятым в этой абстракции свойством полностью исчерпывается
 информация об
 объектах исходного множества (т. е. когда свойство объекта и самый объект
 неразличимы). Это
 следствие используется, в частности, для получения стандартных универсумов s
 теории моделей.
 Известна и др. форма А. п. (её часто называют принципом свёртывания),
 утверждающая
 «существование» класса (множества) всех объектов, к-рые удовлетворяют
 произвольному свойству
 (предикату). А. п. в этой форме входит в число аксиом (теорем) абстрактной
 теории множеств. См.
 также Тождество, Экстенсиональность.
 • Russell B. A. W., The principles oi mathematics, N. ?., 19382.
 АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio — отвлечение), формирование образов реальности
 (представлений, понятий, суждений) посредством отвлечения и пополнения, т. е.
 путём
 использования (или усвоения) лишь части из множества соответствующих данных и
 прибавления к
 этой части новой информации, не вытекающей из этих данных. Результаты А.— образы
 реальности
 — обозначают обычно тем же термином «А.». Отвлечением упрощают, а пополнением
 усложняют
 образ реальности, причём основой обоих актов могут быть весьма общие принципы и
 даже теории.
 Напр., первые эмпи-рич. понятия о фигурах тел в наблюдаемом пространстве создают
 индуктивно
 (см. Индукция), отвлекаясь от всех индивид, свойств наблюдаемых тел, кроме их
 формы и размеров.
 Геометрич. смысл этим понятиям сообщают за счёт их логич. реконструкции,
 пополняя выделенные
 эмпирич. свойства теоретич. свойствами непрерывности, неогранич. протяжённости,
 параллельности
 и пр., т. е. всеми свойствами, к-рые необходимы для выражения чисто геометрия,
 истин (теорем).
 В процессе отвлечения возможны два способа действия: рассмотреть что-либо как
 некую
 самодовлеющую реалию (т. е. выделить её осн., общие свойства, связи и отношения)
 или исключить
 что-либо из его естеств. связи, из контекста, лишить основы и т. п. Оба действия
 дополнительны, оба
 — необходимые предпосылки исследования реальности, хотя акцент на том или ином
 из них часто
 определяет нознават. отношение к А.: либо, в первом случае, её рассматривают как
 средство
 постижения объективной сущности явлений, либо, во втором, указывают на
 субъективность А., её
 односторонность, бедность но сравнению с конкретной реальностью (отсюда —
 «абстрактный» в
 одиозном значении поверхностного, умозрительного, формального и пр.). Однако
 названные
 способы действия сами по себе недостаточны для понимания того, каким путём
 получают
 правильные, науч. А. Для определения того, что нужно выделить, а что опустить,
 чтобы сформули-
 ровать верные утверждения об изучаемой реальности, необходимо рассмотреть цели,
 средства и
 объективные условия А. и, в особенности,—- уточнить предпосылки, при к-рых
 свойства,
 включённые в результат А., можно считать фактически независимыми от прочих
 свойств,
 посторонних для А. Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются
 посторонними,—
 это по существу гл. вопрос А. Отчасти он совпадает с вопросом о существ,
 свойствах в строго науч.
 его постановке, т. е. о тех определимых свойствах объекта, к-рые способны
 полностью представлять
 (замещать) его в определ. гносеологич. ситуации — в модели А., что и является
 практич.
 подтверждением объективной правильности предпосылок А.
 Отвлечение от постороннего в процессе А. упрощает задачу познания. Однако науч.
 А. предполагает
 не только умение упрощать ситуацию, отвлечение от посторонней информации, но и
 усмотрение в
 результатах отвлечения информации, необходимой для общего метода решения
 множества
 однотипных задач, предсказания последствий экспериментов, прогнозирования
 теоретич. и практич.
 деятельности и т. п. Результат науч. А.— обобщённый образ, в к-ром определ.
 контекстуальная
 свобода сочетается с информационной полнотой, оправдывающей А. для широкого
 класса типич.
 обстоятельств — области значения А. Если такую область не удаётся найти, А.
 остаётся
 семантически бессодержательной. Если эта область слишком мала, А. может потерять
 статус науч.
 закона. Нормальный случай — это локальный характер А., когда она ограничена
 интервалом а б с т p
 а к ц и и, т. е. информацией о свойствах возможных .моделей зтой. А.,
 извлечённой из самой А.
 Таков, в частности, случай осн. А. теории, задание к-рых определяет одновременно
 все общие
 свойства возможных моделей этой теории, независимо от их онтологич. статуса и
 индивидуальных
 особенностей, хотя обычное осмысление А. теории, включая её
 аксиомы, постулаты и др. принципы, как правило, идёт иным путём — интерпретацией
 в заведомо
 данных моделях. Типичный пример — осмысление решений обыкновенных дифференц.
 уравнений
 или уравнений в частных производных как законов природы посредством предварит,
 выбора
 «краевых» условий.
 Вопросы о существенном и постороннем, об общности и интервале А. часто решаются
 одновременно. Напр., обобщение законов движения на область электромагнитных
 явлений
 «переводит» фактор конечности скорости материальных взаимодействий из
 постороннего (для
 классич. механики) в существенный (для релятивистской механики), чем
 одновременно уточняются
 и границы применимости А. классич. механики, в частности интервал её
 гносеологич. точности. При
 этом выясняется, что отношения между А. и опытом определяются не только
 характером моделей А.,
 но и метрич. организацией опыта, поставляющего эти модели. Экстраполяция А. на
 новые модели
 нередко сопровождается улучшением измерит, техники, а повышение точности
 измерений рано или
 поздно приводит к границам экстраполяции.
 А., применяемые к непосредств. чувств, данным, наз. А. первого порядка. А. от А.
 первого порядка
 даёт А. второго порядка и т. д. Познават. значение могут иметь А. любого
 порядка, но особого
 доверия заслуживают А., результаты к-рых могут быть осмыслены на материальных
 моделях. Такие
 А. наз. реальными, остальные — идеальными (идеализациями). Важнейшей задачей
 науч.
 методологии является осмысление А. высокого порядка через А. более низкого
 порядка или замена
 идеальных А. реальными. Иногда это удаётся достичь изменением формализма теории,
 в к-рой
 используется та или иная идеальная А., или же несуществ, изменением её
 семантики.
 Метод А.— это универсальный метод познания, логич. основа понимания природы и
 обществ, жизни
 — и в субъективном смысле, т. к. посредством А. «...мы превращаем всякую вещь в
 логическую
 категорию...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 131), и в
 смысле объективном,
 поскольку А. (категории мышления) есть «...выражение закономерности и природы и
 человека...»
 (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 83). Наиболее развитой системой А. обладает
 математика, к-рая сама по
 существу является наукой об А.: они составляют её предпосылку, метод и предмет.
 Все др. науки (в
 той мере, в какой они пользуются математикой) заимствуют её А. для собств.
 методов исследования,
 описания и объяснения, но каждая наука добавляет к заимствованным А. свои,
 только ей

<< Пред.           стр. 2 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу