<< Пред. стр. 2 (из 449) След. >>
определённости, еёраскол на противоречащие смысловые полюса и «снятие» противоречия в общности
более высокого
типа. Первым этапом раскрытия А. и. является логика или, по Гегелю, изображение
бога в его вечной
сущности. Разворачивая своё содержание от первой категории (бытие) до последней
(А. и.), логика
оказывается абсолютно-конкретным единством всех категорий, т. е. живой истиной,
осуществлённой
в системе несливающихся, но органически соединённых смыслов. А. и.
как завершение логики — это единство идеи жизни (практич. идеи) и идеи познания
(теоретнч. идеи),
данное в форме понятия, постигающего себя. Гегель считает, что в этом смысле А.
и. тождественна
аристотелевскому учению о нусе (уме), мыслящем самого себя. Второй этап
самодвижения А. и.—
природа, т. е. «отпустившая» себя в инобытие, растворившаяся в чужом А. и.
Раскрывая содержание
в «ином», к-рое положено ею самой, А. и. по ступеням природы восходит к духу и
возвращается к
единству с собой. Дух — третья и последняя стадия раскрытия А. и.— проходит
этапы
субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа, реализуя окончат,
соединение
единичного со всеобщим и воплощая полноту А. и.
• см. к ст. Гегель.
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА, см. в ст. Истина.
АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, категории материалистич. диалектики. Абсолютное —
безусловное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобщее (в этом смысле
абсолютна
материя). Относительное (релятивное) — условное, зависящее от тех или иных
условий и,
следовательно, преходящее, временное. Понятия А. и о. первоначально толковались
как выражение
единства и противоположности мира видимых преходящих явлений и его скрытой
непреходящей
основы. Абсолютное в др.-греч. философии определялось как сторона совершенства,
завершённости,
самодостаточности сущего и выражалось в понятиях «по природе», «в чистом виде»,
«само по себе».
У Аристотеля относительное выступает как нечто, зависящее от другого или
относящееся к другому.
В ср.-век. философии господствовало религ. толкование абсолютного как
«божественного»,
противостоящего относительному — «земному», «мирскому». В философии нового
времени (в
особенности в нем. классич. идеализме) выделяются различные аспекты А. и о., к-
рые раскрываются
в системе категорий «в себе», «для другого», «для себя», «само по себе» и т. п.
В целом для
метафизики характерен отрыв абсолютного от относительного. Релятивизм исходит из
понимания
относительного только как релятивного, исключающего момент абсолютности.
Различным формам
абсолютного идеализма присуща трактовка абсолютного в отрыве от его
противоположного момента
— релятивности; абсолютное понимается в качестве самодовлеющей сущности —
абсолюта. С т. зр.
материалистич. диалектики противоположность А. и о. не исключает, а предполагает
их единство. С
одной стороны, абсолютное включает в себя момент относительности, реализуется в
относительном
и через относительное. Формой этой реализации выступает бесконечное как
выражение
неисчерпаемости абсолютного. Диалектич. анализ абсолютного вскрывает относит,
моменты в его
структуре, обнаруживает абсолютное как полноту и завершённость суммы относит,
моментов и тем
самым характеризует данное абсолютное как относительно абсолютное. Так,
абсолютность материи
реально раскрывается посредством бесконечности её преходящих, относит, форм
существования. С
др. стороны, в относительном (релятивном) есть абсолютное как момент
самостоятельности и как
сторона перехода, движения к безусловному, непреложному. Об абсолютной и
относительной истине
см. в ст. Истина.
• Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 20; Л е н и н В. И., ПСС, т. 18; X ютт
В. П., Категории «А.» и «о.» в историко-филос.
освещении, «Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Тр. по философии. 8», 1965, в. 165;
Л евин Г. Д., Категории «А.» и «о.» в совр. науч.
познании, «ФН», 1980, № 5; А в а л и а н и С. Ш., А. и о., Тб., 1980.
АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ, в филос. системе Гегеля заключит, ивено развития духа,
реализующее
самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы субъективного духа и объективного
духа, дух
восходит к абс. знанию. Фор-
6 АБСОЛЮТНОЕ
мами знания (и самосознания) абс. идеи являются иск-во, религия и философия. Дух
постигает идею
в иск-ве через её образное созерцание и чувственно-внешнее изображение; затем —
в религии,
осуществляя её образно-эмоциональное переживание; и, наконец, находит адекватную
форму
постижения идеи в мысли или в философии, к-рая раскрывает абс. идею как мыслящее
себя понятие.
А. д., таким образом, снимает дуализм идеи и её порождений, к-рые оказываются
средством
актуализации духа. Как конкретное единство личности, общества и смысла А. д.
является свободным,
сознательным, бесконечным и беспрепятственным самотворчеством.
• см. к ст. Гегель.
АБСТРАКТНОЕ, см. в ст. Восхождение от абстрактного к конкретному.
АБСТРАКТНЫЙ ПРЕДМЕТ (abstract entity), выделенные путём абстракции отд.
свойства,
стороны, состояния материальных предметов и отношения между ними (напр.,
«радиоактивность»,
«причинность», «мышление», «температура», «стоимость», «объём» и т. п.). В
процессе познания с
А. п. оперируют так, как если бы они существовали независимо от материальных
носителей, от к-рых
они отвлечены. А. п. освобождают при рассуждении о свойствах, сторонах,
состояниях и отношениях
от перечисления множества тех материальных носителей, с к-рыми они в
материальной
действительности неразрывно связаны. К А. п. часто относят и множества
предметов,
соответствующие специфицирующим их свойствам. О подобных множествах можно нечто
утверждать как об особых А. п. (напр., «данное множество — бесконечно»,
«множество действит.
чисел имеет верхнюю границу»).
* Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС,. т. 29; Горский Д. П., Вопросы абстракции и
образование понятий, М., 1961; Войшвилло Е.
К., Понятие, М., 1967.
АБСТРАКЦИИ ПРИНЦИП, логич. принцип, лежащий в основе определений через
абстракцию и
связывающий три типа универсалий — классы, свойства и отношения равенства
(подобия). Согласно
А. п., любое отношение равенства, определённое на нек-ром множестве, производит
разбиение этого
множества, т. е. делит, классифицирует его на попарно непересекающиеся и
непустые части равных
(в данном отношении) элементов. Указанные части наз. классами абстракции, а само
разбиение
(семейство этих классов) — фактор-множеством по данному отношению. Являясь
обобщением
традиц. понятия классификации на случай произвольных отождествлений в
произвольных
множествах, эта форма A.n. выражает двойной процесс абстракции: во-первых,
введение
абстрактных понятий (видов) как классов равных, т. е. в к.-л. смысле одинаковых
объектов (классов
абстракции), во-вторых, введение понятия об «абстрактном» (произвольном) объекте
такого класса,
поскольку с т. зр. целей, определяющих выбор данного отношения равенства, каждый
«конкретный»
объект исходного множества понимается в качестве «абстрактного» представителя
(носителя)
свойства, общего всем элементам соответств. класса абстракции. Отсюда
проистекает нетривиальное
следствие А. п.— возможность заменять равенство в силу абстракции отождествления
отношением
тождества, когда принятым в этой абстракции свойством полностью исчерпывается
информация об
объектах исходного множества (т. е. когда свойство объекта и самый объект
неразличимы). Это
следствие используется, в частности, для получения стандартных универсумов s
теории моделей.
Известна и др. форма А. п. (её часто называют принципом свёртывания),
утверждающая
«существование» класса (множества) всех объектов, к-рые удовлетворяют
произвольному свойству
(предикату). А. п. в этой форме входит в число аксиом (теорем) абстрактной
теории множеств. См.
также Тождество, Экстенсиональность.
• Russell B. A. W., The principles oi mathematics, N. ?., 19382.
АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio — отвлечение), формирование образов реальности
(представлений, понятий, суждений) посредством отвлечения и пополнения, т. е.
путём
использования (или усвоения) лишь части из множества соответствующих данных и
прибавления к
этой части новой информации, не вытекающей из этих данных. Результаты А.— образы
реальности
— обозначают обычно тем же термином «А.». Отвлечением упрощают, а пополнением
усложняют
образ реальности, причём основой обоих актов могут быть весьма общие принципы и
даже теории.
Напр., первые эмпи-рич. понятия о фигурах тел в наблюдаемом пространстве создают
индуктивно
(см. Индукция), отвлекаясь от всех индивид, свойств наблюдаемых тел, кроме их
формы и размеров.
Геометрич. смысл этим понятиям сообщают за счёт их логич. реконструкции,
пополняя выделенные
эмпирич. свойства теоретич. свойствами непрерывности, неогранич. протяжённости,
параллельности
и пр., т. е. всеми свойствами, к-рые необходимы для выражения чисто геометрия,
истин (теорем).
В процессе отвлечения возможны два способа действия: рассмотреть что-либо как
некую
самодовлеющую реалию (т. е. выделить её осн., общие свойства, связи и отношения)
или исключить
что-либо из его естеств. связи, из контекста, лишить основы и т. п. Оба действия
дополнительны, оба
— необходимые предпосылки исследования реальности, хотя акцент на том или ином
из них часто
определяет нознават. отношение к А.: либо, в первом случае, её рассматривают как
средство
постижения объективной сущности явлений, либо, во втором, указывают на
субъективность А., её
односторонность, бедность но сравнению с конкретной реальностью (отсюда —
«абстрактный» в
одиозном значении поверхностного, умозрительного, формального и пр.). Однако
названные
способы действия сами по себе недостаточны для понимания того, каким путём
получают
правильные, науч. А. Для определения того, что нужно выделить, а что опустить,
чтобы сформули-
ровать верные утверждения об изучаемой реальности, необходимо рассмотреть цели,
средства и
объективные условия А. и, в особенности,—- уточнить предпосылки, при к-рых
свойства,
включённые в результат А., можно считать фактически независимыми от прочих
свойств,
посторонних для А. Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются
посторонними,—
это по существу гл. вопрос А. Отчасти он совпадает с вопросом о существ,
свойствах в строго науч.
его постановке, т. е. о тех определимых свойствах объекта, к-рые способны
полностью представлять
(замещать) его в определ. гносеологич. ситуации — в модели А., что и является
практич.
подтверждением объективной правильности предпосылок А.
Отвлечение от постороннего в процессе А. упрощает задачу познания. Однако науч.
А. предполагает
не только умение упрощать ситуацию, отвлечение от посторонней информации, но и
усмотрение в
результатах отвлечения информации, необходимой для общего метода решения
множества
однотипных задач, предсказания последствий экспериментов, прогнозирования
теоретич. и практич.
деятельности и т. п. Результат науч. А.— обобщённый образ, в к-ром определ.
контекстуальная
свобода сочетается с информационной полнотой, оправдывающей А. для широкого
класса типич.
обстоятельств — области значения А. Если такую область не удаётся найти, А.
остаётся
семантически бессодержательной. Если эта область слишком мала, А. может потерять
статус науч.
закона. Нормальный случай — это локальный характер А., когда она ограничена
интервалом а б с т p
а к ц и и, т. е. информацией о свойствах возможных .моделей зтой. А.,
извлечённой из самой А.
Таков, в частности, случай осн. А. теории, задание к-рых определяет одновременно
все общие
свойства возможных моделей этой теории, независимо от их онтологич. статуса и
индивидуальных
особенностей, хотя обычное осмысление А. теории, включая её
аксиомы, постулаты и др. принципы, как правило, идёт иным путём — интерпретацией
в заведомо
данных моделях. Типичный пример — осмысление решений обыкновенных дифференц.
уравнений
или уравнений в частных производных как законов природы посредством предварит,
выбора
«краевых» условий.
Вопросы о существенном и постороннем, об общности и интервале А. часто решаются
одновременно. Напр., обобщение законов движения на область электромагнитных
явлений
«переводит» фактор конечности скорости материальных взаимодействий из
постороннего (для
классич. механики) в существенный (для релятивистской механики), чем
одновременно уточняются
и границы применимости А. классич. механики, в частности интервал её
гносеологич. точности. При
этом выясняется, что отношения между А. и опытом определяются не только
характером моделей А.,
но и метрич. организацией опыта, поставляющего эти модели. Экстраполяция А. на
новые модели
нередко сопровождается улучшением измерит, техники, а повышение точности
измерений рано или
поздно приводит к границам экстраполяции.
А., применяемые к непосредств. чувств, данным, наз. А. первого порядка. А. от А.
первого порядка
даёт А. второго порядка и т. д. Познават. значение могут иметь А. любого
порядка, но особого
доверия заслуживают А., результаты к-рых могут быть осмыслены на материальных
моделях. Такие
А. наз. реальными, остальные — идеальными (идеализациями). Важнейшей задачей
науч.
методологии является осмысление А. высокого порядка через А. более низкого
порядка или замена
идеальных А. реальными. Иногда это удаётся достичь изменением формализма теории,
в к-рой
используется та или иная идеальная А., или же несуществ, изменением её
семантики.
Метод А.— это универсальный метод познания, логич. основа понимания природы и
обществ, жизни
— и в субъективном смысле, т. к. посредством А. «...мы превращаем всякую вещь в
логическую
категорию...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 131), и в
смысле объективном,
поскольку А. (категории мышления) есть «...выражение закономерности и природы и
человека...»
(Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 83). Наиболее развитой системой А. обладает
математика, к-рая сама по
существу является наукой об А.: они составляют её предпосылку, метод и предмет.
Все др. науки (в
той мере, в какой они пользуются математикой) заимствуют её А. для собств.
методов исследования,
описания и объяснения, но каждая наука добавляет к заимствованным А. свои,
только ей